Цитатная характеристика простаковой из комедии недоросль – цитаты из комедии Фонвизина с характеристиками положительных и отрицательных героев

Цитатная характеристика госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина

— Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою, — так характеризует брат склонность госпожи Простаковой к жестокому и несправедливому отношению к слугам.

— Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! – так говорит госпожа сама Простакова, и в этих ее словах мы четко видим ее жестокое отношение к своим крестьянам, жадность и глупость.

— Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай. – эта реплика раскрывает презрительное отношение госпожи Простаковой к образованию, чем она гордиться, что характеризует как глупую, ограниченную женщину.

— Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. – так говорит Правдин, человек честный, исполнительный, разумный, призванный навести порядок там, где помещики злоупотребляют властью.

— Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну. – Софья характеризует Простакову как лицемерную, коварную и одновременно глупую женщину, когда та узнала о наследстве Софьи.

— Сестрица ваша играет вами, как мячиком. – говорит Правдин Тарасу Скотинину после того, как Простакова отказывает ему в женитьбе на Софье, захотел выдать ее за Митрофана и получить ее наследство.

— Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему. – говорит Митрофан, подчеркивая жестокость и тиранию Простаковой в отношении слуг и челяди.

— Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка! – сама себя характеризует Простракова, даже не понимая ,как смешно и глупо выглядит, выхваляясь своей злостью, жестокостью, и считая, что именно это и означает быть дворянкой и хозяйкой в доме.

— Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно.
И
— Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…– слова Еремеевной показывают нам, что благодарности за службу от Простаковой не дождешься, как не дождешься хотя бы справедливого отношения.

— Пронозила!.. Нет, братец.. ты должен образ выменять господина офицера; а кабы не он, то б ты от меня не заслонился. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. (Стародуму.) Это, сударь, ничего и не смешно. Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала? – так понимает Простакова материнскую любовь и заботу о ребенке.

— Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет, — раскрывает отношение Простаковой к вопросам воспитания и образования, а то. Что при этом она уверена в своей правоте и не стесняется этой позиции, указывает на тотальную глупость Простаковой.

— Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
И
— Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько. – Простакова демонстрирует свое отношение к людям и деньгам

— Правда, правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань, – безответственное отношение к образованию Митрофана.

— Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это? – обоснование отношения Простаковой к образованию, и становится видно, откуда ноги растут – из тех традиций, которые были в семье ее родителей.

— Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? – мнение Стародума.

— Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! – Простакова о тех, кто поймал ее и помешал ее подлому замыслу выдать Софью тайно и насильно за своего сына.

— Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? – так Простакова понимает роль и главные обязанности дворянства в государстве.
— Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь, — мудрый Стародум о Простаковой.

— Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! – описывает главные ценности и смысл жизни госпожи Простаковой – грубая власть и бездумная любовь к сыну.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.shollklass.ru

Цитатная характеристика госпожи Простаковой из комедии “Недоросль” Д. Фонвизина

– Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою, – так характеризует брат склонность госпожи Простаковой к жестокому и несправедливому отношению к слугам.

– Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! – так говорит госпожа сама Простакова, и в этих ее словах мы четко видим ее жестокое отношение к своим крестьянам, жадность и глупость.

– Прочтите его сами! Нет,

сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай. – эта реплика раскрывает презрительное отношение госпожи Простаковой к образованию, чем она гордиться, что характеризует как глупую, ограниченную женщину.

– Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. – так говорит Правдин, человек честный, исполнительный, разумный, призванный навести порядок там, где помещики злоупотребляют властью.

– Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша,

что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну. – Софья характеризует Простакову как лицемерную, коварную и одновременно глупую женщину, когда та узнала о наследстве Софьи.

– Сестрица ваша играет вами, как мячиком. – говорит Правдин Тарасу Скотинину после того, как Простакова отказывает ему в женитьбе на Софье, захотел выдать ее за Митрофана и получить ее наследство.

– Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему. – говорит Митрофан, подчеркивая жестокость и тиранию Простаковой в отношении слуг и челяди.

– Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка! – сама себя характеризует Простракова, даже не понимая, как смешно и глупо выглядит, выхваляясь своей злостью, жестокостью, и считая, что именно это и означает быть дворянкой и хозяйкой в доме.

– Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно.
И
– Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…- слова Еремеевной показывают нам, что благодарности за службу от Простаковой не дождешься, как не дождешься хотя бы справедливого отношения.

– Пронозила!.. Нет, братец.. ты должен образ выменять господина офицера; а кабы не он, то б ты от меня не заслонился. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. (Стародуму.) Это, сударь, ничего и не смешно. Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала? – так понимает Простакова материнскую любовь и заботу о ребенке.

– Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет, – раскрывает отношение Простаковой к вопросам воспитания и образования, а то. Что при этом она уверена в своей правоте и не стесняется этой позиции, указывает на тотальную глупость Простаковой.

– Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
И
– Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем и без Пафнутьича хорошохонько. – Простакова демонстрирует свое отношение к людям и деньгам

– Правда, правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань, – безответственное отношение к образованию Митрофана.

– Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это? – обоснование отношения Простаковой к образованию, и становится видно, откуда ноги растут – из тех традиций, которые были в семье ее родителей.

– Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? – мнение Стародума.

– Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! – Простакова о тех, кто поймал ее и помешал ее подлому замыслу выдать Софью тайно и насильно за своего сына.

– Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? – так Простакова понимает роль и главные обязанности дворянства в государстве.

– Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь, – мудрый Стародум о Простаковой.

– Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! – описывает главные ценности и смысл жизни госпожи Простаковой – грубая власть и бездумная любовь к сыну.

.

ege-essay.ru

Цитатная характеристика госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина (сочинение)

— Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою, — так характеризует брат склонность госпожи Простаковой к жестокому и несправедливому отношению к слугам.

— Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! – так говорит госпожа сама Простакова, и в этих ее словах мы четко видим ее жестокое отношение к своим крестьянам, жадность и глупость.

— Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому. (К мужу.) Читай. – эта реплика раскрывает презрительное отношение госпожи Простаковой к образованию, чем она гордиться, что характеризует как глупую, ограниченную женщину.

— Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома. – так говорит Правдин, человек честный, исполнительный, разумный, призванный навести порядок там, где помещики злоупотребляют властью.

— Сегодня, однакож, в первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну. – Софья характеризует Простакову как лицемерную, коварную и одновременно глупую женщину, когда та узнала о наследстве Софьи.

— Сестрица ваша играет вами, как мячиком. – говорит Правдин Тарасу Скотинину после того, как Простакова отказывает ему в женитьбе на Софье, захотел выдать ее за Митрофана и получить ее наследство.

— Я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему. – говорит Митрофан, подчеркивая жестокость и тиранию Простаковой в отношении слуг и челяди.

— Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка! – сама себя характеризует Простракова, даже не понимая ,как смешно и глупо выглядит, выхваляясь своей злостью, жестокостью, и считая, что именно это и означает быть дворянкой и хозяйкой в доме.

— Я не усердна вам, матушка! Уж как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно.
И  
— Нелегкая меня не приберет! Сорок лет служу, а милость все та же…– слова Еремеевной показывают нам, что благодарности за службу от Простаковой не дождешься, как не дождешься хотя бы справедливого отношения.

— Пронозила!.. Нет, братец.. ты должен образ выменять господина офицера; а кабы не он, то б ты от меня не заслонился. За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному. (Стародуму.) Это, сударь, ничего и не смешно. Не прогневайся. У меня материно сердце. Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала? – так понимает Простакова материнскую любовь и заботу о ребенке.

— Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. Кстати ли? Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет, — раскрывает отношение Простаковой к вопросам воспитания и образования, а то. Что при этом она уверена в своей правоте и не стесняется этой позиции, указывает на тотальную глупость Простаковой.

— Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
И
— Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.  – Простакова демонстрирует свое отношение к людям и деньгам

— Правда, правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань, – безответственное отношение к образованию Митрофана.

— Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю, покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! Каково это? – обоснование отношения Простаковой к образованию, и становится видно, откуда ноги растут – из тех традиций, которые были в семье ее родителей.

— Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? – мнение Стародума.

— Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! – Простакова о тех, кто поймал ее и помешал ее подлому замыслу выдать Софью тайно и насильно за своего сына.

— Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен: да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства? – так Простакова понимает роль и главные обязанности дворянства в государстве.

— Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь, — мудрый Стародум о Простаковой.

— Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! – описывает главные ценности и смысл жизни госпожи Простаковой – грубая власть и бездумная любовь к сыну.

Схожие материалы:

na5bal.narod.ru

Характеристика госпожи Простаковой

Простакова — одна из главных персонажей «Недоросля». Ни одно событие, происходящее в комедии, не проходит без ее участия. Само положение хозяйки дома обязывает ее к этому.

Кто же такая Простакова? Дворянка, живет в деревне, имеет крепостных, словом, типичный образец жены русского помещика. Она хозяйка дома и держит все под своим контролем — от хозяйственных мелочей до собственного мужа, который ни в чем не осмеливается ей перечить.

Главная отрада Простаковой — ее сын Митрофанушка, в котором она души не чает и делает все только для его блага. Для нее Митрофанушка — воплощение всех ее надежд и мечтаний, его недостатки она считает достоинствами, его дурные привычки прекрасными манерами. Все понимают, что ее любимый сын — бездарь и невежда, но никто не говорит этого вслух, боясь Простаковой.

Сама же Простакова неграмотна и необразованна и считает грамотность ненужной роскошью, которая может только испортить человека. Понятия «совесть» и «честь» незнакомы Простаковой. Она без всякого сожаления жестоко наказывает своих крепостных, порой без малейшей на то причины, думая, что дворянский титул дает ей на это право. Она считает себя человеком, принадлежащим к привилегированному сословию, а крестьян — своей собственностью, не понимая, что сама не отличается от них ни манерами, ни образованностью. Однако Простакова стремится быть не хуже других помещиков и хочет дать своему сыну образование, достойное дворянина, нанимает ему учителя-немца. Но делает она это, подражая столичной моде и не заботясь о том, как и чему в действительности будет обучен ее Митрофанушка.

Главное для Простаковой — ее собственное благополучие и благополучие ее сына. Она пойдет на любой обман и подлость, используя все хитрости и уловки, только чтобы не потерять свое благосостояние. Она живет по своим устоявшимся принципам, главный из которых — беспринципность.

В образе Простаковой отражены двуличие, тупая, бесчеловечная власть и невежество — все те качества, присущие многим русским помещикам восемнадцатого века и выставленные на осмеяние в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

sochinenya.ru

Цитатная характеристика Простакова из комедии «Недоросль». Д.И. Фонвизин

Цитатная характеристика Простакова из комедии «Недоросль». Д.И. Фонвизин

Ответы:

Простакова — главный персонаж бессмертной комедии Фонвизина, она движущая сила всего произведения, мать Митрофанушки, которая пойдет на все ради своего сына, и именно от нее зависит все, что происходит в жизни этого семейства. Особенность бытия состоит именно в отсутствии идеалов как таковых, здесь властвует грубость, низость, бездуховность, оскорбления.  Простакова выступает в этом произведении в нескольких ролях: как мать Митрофанушки, как жена, как хозяйка, как сестра. По ее речи можно составить полное представление о ней, как о личности. Цитаты: жена  Что, что ты от меня прятаться изволишь? Сам ты мешковат, умная голова. А ты сам разве ослеп? Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко. Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Опять зазевался, мой батюшка; да изволь, сударь, проводить ее. Ноги-то не отнялись. мать Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку.  Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка? Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение. Поди, порезвись, Митрофанушка. Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка. Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться.  хозяйка  А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? Экое скотское рассуждение! Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть. Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на деле… сестра Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Братец, друг мой! Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. Такова она — Простакова, типичный представитель общества, неграмотная и необразованная, считающая образование ненужной роскошью. У нее нет понятия совести и честности в ее стремлении быть не хуже других помещиков, следовать столичной моде и бороться за своё собственное благополучие и благополучие своего сына. Простакова абсолютно беспринципная особа, которая решится и на обман, и на подлость, ради своей выгоды. Жалкая двуличная помещица, власть и невежество которой были показателями для русских помещиков того времени.

cwetochki.ru

Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» / Фонвизин Д.И.

Наиболее выдающимися в группе действующих лиц этой комедии, как по месту, занимаемому в комедии, так и по художественным достоинствам обработки являются Простакова и Митрофанушка. Какова же характеристика Простаковой в комедии «Недоросль»? Давайте разберемся.

Простакова во все время действия остается живой и вполне реальной личностью. Хотя в ее репликах проскальзывает некоторая карикатурность и утрировка, но резкость того и другого значительно сглажена в сравнении с комедией «Бригадир». Художественность этого типа сильно способствует и силе сатирического элемента. Простакова, прежде всего, является крайне грубой и некультурной личностью, и поэтому, как всегда у таких людей, у нее часты резкие переходы от дикого самодурства к лести и самоунижению, от животного, грубого страха к такой же грубой, животной радости.

Задумав выдать Софью за своего брата Скотинина, она не только не считает нужным спросить ее согласия, но даже предупредить не желает, находя, что это будет слишком много чести для нее: «…она может еще подумать, что мы ей докладываемся», и тут же добавляет, что она любит, чтобы и чужие ее слушались. Когда Софья говорит, что получила письмо от своего дяди Стародума, считавшегося умершим, она грубо оскорбляет Софью, не веря ей, отнимая письмо и не доверяя ей даже прочесть его. «Как не умирал?» — говорит она в комичном испуге. Но вслед за этим, когда известие подтверждается, и вдобавок еще оказывается, что он богат и своей наследницей делает Софью, отношение Простаковой резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка, поздравляю, душа моя!» — восклицает она, бросаясь на шею Софье.

В последнем действии, когда попытка увезти Софью не удалась и Правдин грозит ей судом, она в животном страхе бросается на колени: «Батюшки, виновата!», но когда Стародум прощает ее, она моментально вскакивает и в дикой радости восклицает: «Ну, теперь-то дам я зорю канальям своим людям» Уже из последних слов видно, как живется крепостным у такой госпожи, как Простакова.

Своих крестьян она разорила в конец. Характеристика Простаковой должна быть дополнена и тем, что с мужем она обращается не лучше, и он находится у нее в полном подчинении. Степень его обезличенья лучше всего выражают его же слова: «При твоих глазах мои ничего не видят». Ко всякому просвещению, даже к простой грамотности Простакова относится с враждебной недоверчивостью, питает к ней инстинктивную неприязнь. Она сама воспитывалась в среде, враждебной всякому знанию. Сама она ничему не училась и Митрофанушку учит с неохотой, скрепя сердце, подчиняясь требованию века. Учит она его только для виду, обманывая себя и, главным образом, других, ив глубине души отлично сознает, что он круглый неуч. В третьем действии она его уговаривает поучиться «для виду». Точно так же для виду она устраивает и экзамен перед Стародумом. Отлично сознавая полную несостоятельность сына в науках, она пытается прикрыть это грубыми уловками и выходками, как, например, против географии, или вроде фразы: «Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка».

В конце последнего действия, когда хитрить уже больше не приходится, она прямо говорит Кутейкину: «Да, коль пошло на правду, чему ты выучил Митрофанушку?» В том, что ее сын ничему не выучился, разумеется, виновата, прежде всего, Простакова, во-первых, тем, что постоянно внушала ему отвращение к учению, во-вторых, тем, что и во время самых уроков постоянно вмешивалась, не давая ему учиться. С ее идеалами человеческой жизни, с единственным понятным ей стремлением «на покой» вполне гармонирует и ее любовь к Митрофанушке, чисто животная любовь к своему детенышу. Слово «воспитание» в те времена в среде Простаковых и Скотининых было равнозначно слову питание. И в этом смысле она очень заботилась о воспитании Митрофанушки. Она бранит Еремеевну за то, что она не дает ему шестой булочки, беспокоится, когда он обкушался и захворал, вступает в рукопашную с братом за то, что тот пригрозил Митрофанушке, но дальше ее заботы не идут и над умственным и нравственным воспитанием сына она совсем не задумывается. Вообще, духовная сторона человеческой природы для нее совершенно отсутствует. Такова, вкратце, характеристика Простаковой в комедии «Недоросль».

Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». М.: «Грамотей», 2006

classlit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *