Что за человек фамусов как он относится к окружающим: Горе от ума что за человек фамусов. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Фамусов: цитатная характеристика

Горе от ума что за человек фамусов. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Фамусов: цитатная характеристика

Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери. Фамилия героя выражает его основную черту – «бессловесность». Именно за это Фамусов сделал М. своим секретарем. Вообще герой, несмотря на свою молодость, является полноправным представителем «века минувшего», так как усвоил его взгляды и живет по его принципам. М. неукоснительно следует завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника». В разговоре с Чацким М. излагает свои жизненные принципы — «умеренность и аккуратность». Они заключаются в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь». По мнению М., нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе. Иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов». Роман М. с Софьей тоже объясняется его готовностью всем угождать. Он послушно выполняет роль воздыхателя, готового ночи напролет читать с Софьей любовные романы, слушать тишину и трели соловьев. Софья не нравиться М., но отказаться от угождения дочери своего начальника он не может.

Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.

Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась «мадамой», старой француженкой Розье. Другом детства С. был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. очень изменилась, как изменилась и ее любовь. На формирование С. повлияли, с одной стороны, московские привычки и нравы, с другой стороны – книги Карамзина и других писателей-сентименталистов. Девушка воображает себя героиней «чувствительного» романа. Потому она отвергает язвительного и смелого Чацкого, а также Скалозуба – глупого, но богатого. На роль платонического воздыхателя С. выбирает Молчалина. В своем доме С. не имеет возможности душевно развиваться. Единственное, на что она способна – воображать себя героиней романа и поступать согласно этой роли. То она придумывает сон в духе баллад Жуковского, то притворно падает в обморок и т. д. Но и «московское» воспитание дает о себе знать. Во время бала именно она распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Романтическое поведение героини оказалось всего лишь маской, ее истинная сущность – эта натура московской барышни. В финале комедии С. наказывается. Она узнает о «измене» Молчалина, который заигрывает с Лизой и нелицеприятно отзывается о С. Кроме того, Фамусов, узнав о романе дочери со своим секретарем, решает удалить С. из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы. Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего». В одном из своих монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века. Здесь по отцу «и сыну честь»; здесь у кого «душ тысячки две родовых, Тот и жених». Московских дам можно отправить «командовать в Сенат», настолько они обо всем «осведомлены»; московские дочки «так и льнут к военным», якобы «потому, что патриотки»; московские старички, призванные решать серьезные дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся».

В «фамусовском» обществе все держится на связях: «ну как не порадеть родному человечку». Такая модель жизни представляется Ф. и другим членам московского общества идеальным, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений. Ф. двуличен. Он утверждает, что «монашеским известен поведеньем», но в тоже время приударяет за служанкой Лизой. Ф. страшится всяких новых веяний. Во время беседы с Чацким он затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Главный враг Ф. – ученье, так как оно вносит изменения в спокойную московскую жизнь. Мечта героя – «забрать все книги да и сжечь». Как типичного московского барина, Ф. обманывают все, кому не лень. И дочь Софья, и секретарь Молчалин, и служанка Лиза. Последний выход героя на сцену приурочен к финальному свиданию Софии и Молчалина. Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит в ужас. Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа). Сначала Ф. грозится предать огласке этот позорный случай («В Сенат подам, Министрам, Государю»), но тут же он вспоминает, что о его дочери будут судачить во всех домах Москвы.
В слезном ужасе Ф. восклицает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!» Мнение этой княгини значит для Ф. больше, чем мнение самого царя, потому что в «фамусовском» обществе она занимает одно из главных мест.

Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот. После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор. Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности. Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч.

произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя.
На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.

Комедия А.С.Грибоедова “Горе от ума” может похвастаться своими неповторимыми образами. Одним из центральных образов произведения является образ Фамусова.

Павел Афанасьевич Фамусов — человек в возрасте, похоронил жену, мать своей дочери, Софьи, которую воспитывает с помощью гувернанток, но бесконечно любит. Он живет в Москве и, несмотря на свой возраст, Павел достаточно энергичный, служит управляющим на государственном предприятии, куда устроил работать почти всех своих родственников. Он регулярно выдает им награды, чины, почти все предприятие занимают исключительно родственники Фамусова.

Павел Афанасьевич взял к себе на воспитание Чацкого, когда его родители умерли.

Ему важно, что о нем говорят, он зависим от чужого мнения, любит разносить слухи. Фамусов лицемерен, часто суетиться, остроумен и находчив, любит льстить людям, оценивает людей по чину (чинопочитание). Он ничего не замечает вокруг, любит ставить себя выше всех, всегда отстаивает свою точку зрения, из-за чего много говорит, часто всех перебивает, часто сердиться, любит ругаться по поводу и без на свою прислугу. Также автор отмечает громкий голос Павла.

Фамусов считает образование ненужной тратой времени. Также он считает себя гостеприимный и придает важность походам в гости. Его нередко можно заметить на всех важных событиях города, на балах, крестинах и так далее. Павел Афанасьевич считает, что Чацкий не может жениться на его дочери Софье, потому что у него нет денег, а отец требовал исключительно богатого жениха, несмотря на свое небедное материальное положение, он был не прочь породниться с молодым полковником Скалозубом. Плюс ко всему, по мнению Фамусова, от Чацкого можно было ждать только неприятностей и нарушения порядка.

Павел и Чацкий были противоположностями друг друга, во время спора каждый отстаивает свою точку зрения, они не слышат друг друга.

В лице Фамусова Грибоедов выражает типичного русского дворянина, а в лице его свиты и друзей — типичное русское общество. Все развлекаются, но под этим скрывается корыстные цели: найти выгодную партию, завязать новые знакомства, найти покровительство. Всех гостей Фамусова и его самого объединяет поиск личной выгоды, лицемерие. В таком обществе искренность считается дурным тоном или безумием, где все пытаются произвести друг на друга хорошее впечатление, позабыв о своем внутреннем мире.

Сочинение про Фамусова

Из произведения “Горе от ума” мы узнаём о ситуации, царившей в России на тот момент, подробно описывая людей, и их мысли и переживания.

Автор знакомит нас с множеством колоритных персонажей, которые затягивают читателя в повествование. Из поколения старого мы знакомимся с Фамусовым, человеком преклонных лет, который имеет своё положение в обществе, и очень дорожит им. Он является человеком, который всегда задумывается о том, что думают о нём окружающие, человеком который консерватором, отвергающим всё новое и инновационное. Являясь консерватором по натуре, этот человек старается отвергать науку и просвещение, порицая за чтение свою дочь, якобы оно развращает молодой ум девушки, однако в произведении мы видим, что и Фамусов отнюдь не святой, ведь он частенько флиртует со своей служанкой Лизой.

Из всего вышеописанного мы видим, что Фамусов является человеком, закрытым в своём коконе стабильности, не желающим ничего нового, и даже побаиваясь нового, так как он переживает, что это новое, может забрать его старую жизнь, к которой он так привык и не хочет терять. Отчасти Фамусова можно понять, он человек другого поколения, и всё то, что для нового поколения норма, для него дикость и полнейшая бестактность. Так было и будет всегда, так что осуждать его за это, будет очень глупо. Грибоедов показывает нам данный образ, чтобы показать ту борьбу старого с новым и инновационным. То нежелания старого мира отходить на второй план, в связи с его нежеланием терять власть.

Также через Фамусова видно, что автор сделал его олицетворением консерватизма, нежелающего впустить в этот мир ничего нового, способного привести к изменениям, так как сам Фамусов боится изменений, опасаясь потерять свою старую жизнь, которую он так полюбил, и к которой так привык.

В девятнадцатом веке в России произошло множество событий, о которых мы можем узнать из произведений русских классиков. Многие из них описывали различные события, так или иначе повлиявшие на состояние нашей родины, и определенно повлиявшие на людей того времени.

Многие произведения такого автора как Грибоедов можно назвать произведениями, провоцирующими людей на изменения, и возможно на сопротивление. Поэтому его произведения часто подвергались к цензуре, и часто его произведения не допускали к печати. Одним из таких произведений стало его провокационная комедия “Горе от ума”.

3 вариант

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” поднимает множество остросоциальных вопросов, обострившихся после Заграничных походов русской армии. Все персонажи данного произведения олицетворяют представителей российского общества того периода. В большей степени автор делает акцент на дворян и высокопоставленных личностей. Все, за исключением Чацкого, выступают в роли негативных героев. Особняком среди них стоит Павел Афанасьевич Фамусов. Каков же образ данного персонажа?

Фамусов – помещик, предводитель так называемого “Фамусовского общества”, отличающегося консервативными взглядами на жизнь. Павел Афанасьевич довольно пожилой человек, о чём свидетельствует его выступающая седина. Несмотря на свой достопочтенный возраст, он очень активен и бодр. Фамусов занимает высокое положение в обществе, работая на должности управляющего в казённом доме. Практически все коллеги по работе приходятся ему родственниками, которые получили свои места благодаря кумовству. Фамусов был женат, но его супруга умерла. От брака у вдовца осталась дочка София, которую он воспитывает самостоятельно, стараясь привить ей свои собственные порядки.

Отношение Павла Афанасьевича к жизни выражает мнение всех дворянских кругов того времени. Фамусов презирает образование и просвещение, потому что это может нанести вред его благосостоянию. Он крайне не одобряет обучение своей дочери, которая изучает науки и искусство при помощи профессиональных учителей из европейских стран. Сам же Фамусов является необразованным человеком, который предпочитает вести роскошный образ жизни.

Несмотря на большое количество рабочих обязанностей, он уделяет много времени развлечениям, в особенности походам в рестораны. В доме у Павла Афанасьевича практически всегда можно встретить гостей. К их приходу Фамусов готовится основательно. Он дорожит своей репутацией и пытается произвести впечатление на знакомых людей, боясь осуждения или критики со стороны общества. Тем не менее его отношение к собеседнику зависит от служебного положения человека. Благодаря своему умению льстить, данный персонаж быстро поднялся по карьерной лестнице.

В образе Фамусова Грибоедов хотел продемонстрировать все пороки и недостатки консервативного общества дворян. Павел Афанасьевич олицетворяет негативные качества человеческой души, что проявляется в его отношении к различным вопросам и его подходу к решению задач. Автор призывает людей, похожих на Фамусова, изменяться и становиться представителями передовой прослойки тогдашнего дворянства, которое находилось в меньшинстве и не могло кардинально изменить устаревшие ценности.

Образец 4

Произведение Грибоедова «Горе от ума» показывает основные проблемы в обществе 19 века и проблема, которая остаётся вечной, конфликт поколений. Автор разделяет два поколения на «минувший век» и «век нынешний». У каждого века есть свой представитель, который отражает всю суть того времени.

Один из главных героев Павел Афанасьевич Фамусов относится к минувшему веку. Занимает почетное место в Москве, дворянин. Фамусов управляющий в казенном доме. Фамусов не одинок, он имеет семью, состоящую только из дочери. Дочь София в возрасте семнадцати лет. Фамусов воспитывает ее один, жены нет, она умерла.

Фамусов отрицательно относится к каким либо переменам в жизни. Им движет страх и неизвестность. Будет ли хорошо после перемен или же стоило ничего не трогать и оставить на своих местах? Именно такие мысли Фамусова передает нам автор.

С первых строк произведения отчётливо виден образ главного героя. Не стоит забывать, что Фамусов представлен, как целое поколение, относящиеся к минувшему веку.

Перемены в жизни это не единственное что отрицает Павел Афанасьевич. Так же он против просвещения. Он считает это злом. Он называет свою дочь распущенной, когда видит Софью с Молчалиным. Оправдывает эту распущенность тем, что Софья читает много книг. Именно от них весь вред и все беды. Сам же Фамусов ведёт себя как монах и считает себя примером для дочери. Хотя каждый, кто не слеп, видит обратное, Фамусов не ведёт свою жизнь как монах. Незадолго до разговора с дочерью, Павел Афанасьевич флиртовал со служанкой Лизой.

Фамусов очень зависим. А именно зависим от общественного мнения, ему важно то что о нем подумают и что скажут. Он переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе. Павел Афанасьевич всегда думает, какое впечатление он произведёт на окружающих. Правду говорят «не суди книгу по обложке». Но Фамусов делает всё в точности да наоборот. Ему важен внешний вид, а не те качества и достоинства, которые внутри человека и собственно то из чего он состоит.

Кто-то стыдиться выслужиться и унижаться перед людьми, а Фамусов думает совершенно иначе. Он считает это нормой. На первом месте в его жизни стоит чин и состояние.

Черты характера явно просматриваются в общение с другими людьми. В общение со всеми он ищет только выгоду. Люди, которые ничего не могут дать Фамусову это совершенно бесполезные личности.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Вакулы в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение 5 класс

    В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» присутствуют самые разные персонажи, как сказочные, так и реальные. Одним из таких персонажей является Вакула, обычный деревенский кузнец.

    Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым.

Фамусов — убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия.

О Фамусове Гоголь замечает: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества».

Облик Фамусова, типичного представителя реакционного московского барства, воплощен не только в «Горе от ума». Фамусовские черты отмечает в своих стихотворных характеристиках барской среды той эпохи молодой Пушкин. О них пишут и говорят многие современники Грибоедова, его друзья декабристы.

Примечательно, что в августе 1819 г. в речи на заседании Библейского общества в Киеве декабрист М. Ф. Орлов ярко нарисовал напоминающий Фамусова облик реакционера-крепостника, «любителя… не добродетелей, но только обычаев отцов наших, хулителя всех новых изобретений, врага света и стража тьмы», мечтающего о том, чтобы повергнуть Россию «к прежнему невежеству и оградить непроницаемой стеной от набегов наук и художеств».

В изображении барской Москвы «первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу, которые дают читателю ключ к пониманию целого исторического периода и которые своими типическими и резко обозначенными физиономиями объясняют нам и низкопоклонство Молчалина, и глупую сентиментальность Софьи, и бесплодное красноречие Чацкого. Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя» ‘. Такую оценку комедии дал Д. И. Писарев.

Разоблачая реакционность крепостнического общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет русскую жизнь господство Фамусовых. Непримиримая вражда фамусовского лагеря к культуре и просвещению означала решительный отказ большинства дворянства от социального и духовного прогресса.

С поразительной исторической точностью и конкретностью грибоедовская сатира отражает широкий круг явлений, связанных с усилением крепостнической реакции в России 20-х гг. Многое из того, о чем говорят действующие лица комедии, остро напоминало современникам о фактах и событиях, происходивших на их глазах. Так, к негодующим словам старухи Хлёстовой:

* И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
* От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
* Да от Ланкартачных взаимных обучений…

можно привести вполне точный, реальный комментарий. Пансионы и лицей — это, конечно, пансион при Московском университете, воспитанником которого был Грибоедов, и Царск

    Комедия Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о государственной службе, о патриотизме, о человеческих взаимоотношениях. Он показывает горе умного человека,…

    В первой трети XIX века в русской литературе складывается тип лишнеко человека. Герои эти, среди которых наиболее известные Печорин, Онегин, Обломов, не похожи на большинство людей своего времени. Лишние люди, чей ум пытлив и глубок, “болеют болезнью…

    Они жили в самом начале XIX века… Рылеев, Одоев­ский, Кюхельбекер… Их лира поэтически воплощала ос­новные лозунги декабристов — свобода, справедливость, братство! Молодой Грибоедов был тесно связан с передо­выми людьми из тайных обществ. Его Чацкий…

    А.С. Грибоедов, поистине выдающийся драматург, до сих пор удивляет читателей мастерством создания одного из самых трудных жанров в литературе. Его драматургическое мастерство я постараюсь показать в своей работе, остановившись на главных художественных…

  1. Новое!

/ / / Образ Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Смелое для своей эпохи произведение – комедия Александра Сергеевича Грибоедова прошла нелегкий путь, прежде чем стала известна широкому кругу читателей. Цензура сначала не пропустила его ни в печать, ни на сцену.

Острые проблемы, назревшие в обществе, а на первом месте – раскол в среде дворянства – легли в основу .

Грибоедов отразил в своем произведении и главное противоречие 19 века – конфликт старых укладов и новых взглядов. На защите идей «минувшего века» стоит один из главных героев Павел Афанасьевич Фамусов.

Это не просто рядовой дворянин, он занимает высокое положение в Москве и имеет влияние. Должность Фамусова – управляющий в казенном доме. Его семья – семнадцатилетняя дочь , которую он воспитывает один, так как жена умерла.

Фамусов настроен против перемен, даже правильнее было бы сказать, что он их попросту боится, ведь непонятно как они обернутся и повлияют на устроенную и приятную жизнь, которая есть на данный момент.

Образ Фамусова не сложен и легко прорисовывается с первых же явлений комедии «Горе от ума». Следует подчеркнуть тот важный момент, что мнение этого героя – это обобщенное представление всех дворян того времени.

Что касается образования, то Павел Афанасьевич категорически против просвещения. Для него это зло. Распущенность дочери (отец застает Софью наедине с Молчалиным) он списывает на влияние книг, которые девушка постоянно читает. От них все беды, лучше брать пример с отца, который ведет себя, как монах. Хотя мы, читатели, прекрасно видим, что это не так. За несколько минут до разговора с дочерью Фамусов откровенно флиртует со служанкой .

Павел Афанасьевич очень зависим от общественного мнения, он переживает, что в обществе будут плохо о нем говорить. Фамусов переживает, какое впечатление он производит. Его заботит картинка, внешний лоск, а не внутренние человеческие качества и достоинства. Но это все и не удивительно. Такие подходы и взгляды характерны для всего дворянского сословия Москвы того времени.

Павел Афанасьевич не осуждает, а, наоборот, поддерживает способность выслуживаться, не видит в этом ничего зазорного. Для него на первом месте чин и состояние, остальное же – вещи второстепенные, которые играют незначительную роль. – противник таких взглядов — называет это положение дел в обществе – покорностью и постоянным страхом за то, чтобы не потерять статус и за то, что скажет окружение.

Легко представить характер главного героя – Петра Афанасьевича Фамусова – можно через его отношение к другим людям. Уважает и считается он с мнением тех, кто имеет хоть какой-то вес в обществе. В общении с другими он исходит только из выгоды. А если же ее нет, то такой человек вовсе и не нужен. Личность совершенно утрачивает свое значение.

Фамусов – типичный представитель дворянства того времени, когда конфликт между старыми убеждениями и новыми веяниями еще только назревает, когда «минувшее» еще имеет силу, но уже потихоньку отдает свои позиции и неизбежно канет в лету.

Когда Грибоедов закончил работу над своим знаменитым произведением, ожидалось, что пьесу вскоре поставят в театре и напечатают. Но цензура в то время строго следила за всеми новшествами и веяниями в литературе, поэтому пьесу ожидала серьезная проверка. Надо сказать, что Грибоедов достаточно смело осветил многие проблемы своего времени, и особое внимание уделил противоречию, которое назрело между сторонниками старых и новых взглядов. По сути, столкнулись в интересах «век нынешний» и «век минувший».

Как раз в этой статье мы поговорим о том, какова характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» — главного сторонника проходящего века. Итак, один из ключевых персонажей — Павел Афанасьевич Фамусов.

Как Фамусов смотрел на вопросы образования и воспитания

Кем был Фамусов? Чтобы лучше понять характеристику Фамусова, вспомним, что он имел достаточно влиятельное положение, служа управляющим в казённом доме. Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствие стала источником слухов о безумии главного героя. Фамусов боится менять уклад жизни, он консервативен. Единство места комедии заключается в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.

Почему характеристика Фамусова в комедии «горе от ума» так важна, когда мы говорим об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека заключается мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда Фамусов застал Молчалина со своей дочерью, он сразу высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог читатель видит почти с самого начала действия.

Фамусов выступает против любых новшеств, он отрицает просвещение и не признает действие ума, ведь все это может нанести вред его собственному положению. А что он думает о распущенном поведении Софьи? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: «вот плоды» — говорит он. Однако по его мнению чтение не всему виной. Образование в целом влияет на зарождение такого рода мышления. Детей учат иностранцы, преподают искусства — во вред идет такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обойдется и без этих вещей.

Рассматривая характеристику Фамусова из комедии «Горе от ума», любопытно заметить, что он себя ставит в пример дочке, и не надо никакого образования. По его словам, его поведение «монашеское», то есть он нравственно чист. Однако эти слова полны лукавства, потому что только что сам Фамусов флиртовал с Лизой, и приставал к ней. Это служанка в их доме.

Фамусов и общественное мнение

Фамусов и его сторонники очень боятся дурной славы, мнения общества. И неважно, какой человек в действительности, главное, что у нем думают другие. Доказательством этого служат некоторые персонажи, которые находятся, так сказать, «вне сцены». Взять, к примеру, Максима Петровича, дядю Фамусова. Он глубоко восхищен им, и особенно его умением «подслужиться», чтобы ни у кого не возникло бы нареканий. И прекрасные плоды приносит это умение, ведь Максим Петрович стал богатым и уважаемым человеком.

Хорошо характеристика Фамусова раскрывается, если посмотреть на то как он относится к людям. Он уважает далеко не всех, а тех, кто что-то значит в обществе, ведь от такого человека можно получить выгоду. А бедные люди — мусор в его глазах, ничтожество. Вспомним Скалозуба — он уже давненько полковник, но хоть Скалозуб и очень глуп, у него при себе «золотой мешок», да и стремится к генеральскому чину. Такой человек вызывает у Фамусова восхищение.

Конечно, рассмотрев характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума», становится очевидно, что у Грибоедова была конкретная цель показать устаревшие взгляды аристократического общества. И не просто показать, но и объяснить, что этих взглядов придерживаться глупо и недальновидно. Роль Фамусова очень важна в этом. Но прочитав комедию, становится ясно — перемены неизбежны.

В нашем блоге вы найдете множество статей, где рассматриваются не только характеристики ключевых персонажей мировых произведений, но и представлены анализы литературных произведений писателей всех стран. В данной статье была описана характеристика Фамусова из комедии «Горе от ума» Грибоедова . Вас также может заинтересовать

Урок по романтизму

Урок по романтизму

Урок 2

Художественное совершенство комедии «Горе от ума»,

ее персонажи, исходные мотивы сюжета.

Цели урока: понять своеобразие комедии А.С. Грибоедова — в сравнении с традициями классицизма; приступить к анализу комедии по действиям; продолжить формирование навыков анализа литературно-художественного произведения.

Оборудование:

1. Титульный лист первого издания комедии;

2.   Иллюстрации к 1-му действию комедии;

3.   Магнитофонная запись 7-го явления 1-го действия (появление Чацкого в доме Фамусовых) (из спектакля).

Ход урока.

I. Опрос.

Задание: подтвердить или опровергнуть следующую информацию, дополнить ее.

1)   Грибоедов родился в Москве, в обедневшей дворянской семье.

2)   В 13 лет поступил в университет.

3)   Закончил за 6,5 лет 2 факультета.

4)   Знал 4 языка: английский, французский, немецкий, итальянский.

5)   Грибоедов — замечательный композитор.

6)   Грибоедов — известный дипломат.

7)   Участвовал в войне 1812г.

8)   В Персию сослан за причастность к восстанию декабристов.

9)   «Горе от ума» — трагедия.

 

10) «Горе от ума» написано в 1826 г.

11) Грибоедов щедро награжден правительством за подписание мирного договора с Персией.

12) Гибель его была случайной.

13) Погиб в Тифлисе.

14) Похоронен в Тифлисе, в монастыре Давида.

 

II. Работа с карточками.

Два ученика выбирают карточки.

Карточка \. Задание: рассказать об истории создания комедии «Горе oт ума».

Карточка 2. Задание: рассказать о правилах классицистической драмы.

(Ученики отвечают на вопросы карточек.)

III.  Учитель. Итак, только что мы вспомнили правила, в соответствии с которыми строили свои произведения писатели-классицисты. Проследим, какие из этих законов сохранены в «Горе от ума», а какие —нарушены.

—            Сохраняется единство времени?

(Да, действие укладывается в рамки 1 дня.)

—            Сохраняется ли единство места?

(Да, события развиваются в доме Фамусова. )

—            А единство действия сохранено?
(Нет, в пьесе уже не один конфликт.)

(При ответе на вопросы ученики рассуждают и о некоторых проблемах комедии.)

Все совершенно верно отметили, что автор касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры. Он говорит о положении народа, о крепостничестве, о дальнейшей судьбе России, русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об общественном призвании человека и его гражданском долге, о силе человеческого разума, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания и т. д.

Соблюдается в комедии композиционный принцип: в пьесе 4 действия; в 3-м — кульминация, в 4-м — развязка. Среди традиционных классицистических черт можно также отметить наличие любовного треугольника, присутствие резонёра, т. е. выразителя авторской позиции (в комедии их даже двое — Чацкий и Лиза). Сохраняет Грибоедов и «говорящие» фамилии.

Прочитаем афишу «Горя от ума». Назовите фамилии героев, которые дают представление о характере их обладателей.

(Фамусов, Молчалин, Репетилов, Тугоуховские, Хлёстова, Скалозуб, Хрюмины).

Главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий — представитель эпохи декабризма, впитавший в себя ее идеи и настроения.

IV.           Работа над текстом комедии.

Учитель. А теперь обратимся непосредственно к тексту комедии. Перед нами титульный лист первого издания «Горя от ума». На первом плане изображена барская Москва, но в разговорах и репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и Саратовская глушь, где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Действие разворачивается в доме Фамусова.

Представьте себе дом богатого московского барина первой половины XIX века. Мы входим в гостиную.

(Чтение учениками 1-го и 2-го явления 1-го действия.)

Учащиеся знакомятся с классификацией    героев драматургических произведений:

Главные герои —герои, взаимодействие которых друг с другом развивает ход действия (определяет ход событий).

Второстепенные герои также участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы психологически разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.

Герои-маски — их образы предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы.

Внесценические персонажи — герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

—  Можем ли мы дать индивидуальную характеристику каждого героя, исходя из этой классификации?

—  Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

—  Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает тайных свиданий дочери и Молчалина?

—  С какого явления начинается завязка действия?

(С 7-го, в котором на сцене появляется Чацкий.)

(Прослушивание магнитофонной записи 7-го явления.) Беседа по содержанию 7-го явления:

—  Как появляется Чацкий? Где он был? Какие черты характера героя сразу же бросаются в глаза?

—  Как встречает его Софья?

— Каким образом Чацкий пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

— Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

— Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого? Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?

Итак, анализируя первое действие комедии, мы познакомились с действующими лицами.

— Понимает ли, наконец, Чацкий, что Софья влюблена в Молчалина?

(Он «глуп сердцем».)

— Каков конфликт пьесы «Горе от ума» и в чем его своеобразие?

В комедии два основных конфликта: «любовный», с которого начинается пьеса, постепенно перерастает в социальный, когда противопоставляется «век нынешний» и «век минувший». Социальный конфликт оказывается шире и не укладывается в рамки любовного сюжета. В 1 -ом действии развивается любовная линия, социальная же только намечена колкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

Домашнее задание.

1        Дочитать комедию;.

2        Определить смысл слова «ум»

3        Заполнить таблицу (лучше использовать цитаты из текста).

 

Отношение героев к

Чацкий

Фамусовское общество

а) отношение кнароду и крепостному праву

 

 

б) отношение кидеалам

 

 

в) отношение кпросвещению

 

 

г) отношение кслужбе

 

 

д) отношение киностранному

 

 

е) отношение кбогатству и чинам

 

 

ж) отношение клюбви, браку, счастью

 

 

 

Gore Ot Uma (TV Movie 1977)

  • Cast & crew
  • User reviews

IMDbPro

  • TV Movie
  • 19771977
  • 2h 56m

IMDb RATING

8. 0/10

25

Ваш рейтинг

Comedy

Rating IMDB

8.0/10

25

Ваше рейтинг

    • Vitali Ivanov
    • Mikhail Tsaryov
  • Mikhail Tsaryov
  • 0036
  • Aleksandr Griboyedov(play)
  • Stars
    • Mikhail Tsaryov
    • Nelli Kornienko
    • Evgeniya Glushenko
      • Vitali Ivanov
      • Mikhail Tsaryov
      • Aleksandr Griboyedov(play)
    • Звезды
      • Михаил Царёв
      • Нелли Корниенко
      • Евгения Глущенко
  • Посмотреть производство, кассы и информацию о компании
  • See more at IMDbPro
  • Photos

    Top cast

    Mikhail Tsaryov

    • Pavel Afanasyevich Famusov

    Nelli Kornienko

    • Sofya Pavlovna

    Evgeniya Glushenko

    Boris Klyuev

    • Aleksey Stepanovich Molchalin

    Соломин Виталий

    • Чацкий Александр Андреевич

    Филиппов Роман

    • Скалозуб Сергей Сергеевич

    Liliya Yudina

    • Natalya Dmitriyevna Gorich

    Valentin Tkachenko

    • Platon Mikhaylovich Gorich

    Nikolai Ryzhov

    • Tugoukhovskiy

    Muza Sedova

    • Tugoukhovskaya

    Margarita Fomina

    • Tugoukhovskaya

    Валентина Светлова

    • Тугоуховская

    Мария Стерникова

    • Tugoukhovskaya

    Zinaida Andreyeva

    • Tugoukhovskaya

    Larisa Kichanova

    • Tugoukhovskaya

    Yelena Gogoleva

    • Anfisa Nilovna Khlyostova

    Sofya Fadeyeva

    • Khryumina

    Tatyana Ryzhova

    • Khryumina
      • Виталий Иванов
      • Михаил Царёв
      • Александр Грибоедов(игра)
    • All cast & crew
    • Production, box office & more at IMDbPro

    More like this

    The Golden Calf

    Storyline

    User reviews1

    Review

    Featured review

    10/

    10

    Чацкий, мой герой

    Единственный честный человек, борец за правду и жизнь. И что он получил за свою честность? Клевета и непонимание, презрение и осуждение… И от кого? От этих честолюбивых, духовных дегенератов, заботящихся о своем имени в ущерб своей личности. Почему эти адаптивные муравьи стыдятся себя? Зачем? Чтобы получить свой бесполезный ранг. Отвратительный от этого лицемерия, однако, я возбудился от одного вопроса, стоит ли эта мимикрия, шельмование его интересов? С одной стороны есть примеры Сталина, который со стороны выглядит полной сволочью, потому что верить в коммунистическое светлое будущее — нонсенс, так что если бы он только прикрылся этой красной пеленой, то его можно было бы назвать настоящим сверхчеловеком. Однако я все же его идеологический враг, потому что не знаю его истинных мотивов. Но я его определенно уважаю гораздо больше, чем того же Молчалина, которого раболепствовали и всячески унижали ради ласкового обращения с ним, но нельзя быть таким идиотом, чтобы дать себя застукать. Видимо можно, но если уж играть роль, то играть полностью и всегда, не давать повода для разоблачения. Я до сих пор сочувствую Чацкому, он правдив и близок мне по душе. Он такой же простой парень, как и я, говорит, что думает и этим живет, гордо Собери свою ношу. Конечно не супермен, но точно пассионар. Я восхищаюсь и питаю к нему чувства. Врать во благо себе не ругаю, даже завидую таким людям, но к сожалению я не такая, мне проще говорить правду и брать на себя ответственность. Двойственное мышление, доступное сверхчеловеку, мне недоступно, я слишком слаб для этого, моя личность размывается из-за этого действия, поэтому я выбрал путь единения с самим собой. В конце концов, я даже прослезилась от этого горя, Чацкий не заслужил такого отношения к себе, несправедливо осудил его этих тараканов, людей-винтиков. Вошь бесполезна, не более того.

    helpful•1

    0

    • koldsemyon
    • Apr 30, 2018

    Details

    Technical specs

    • 2 hours 56 minutes

      • 1. 33 : 1

    Related новости

    Внести вклад в эту страницу

    Предложить отредактировать или добавить отсутствующий контент

    Еще для изучения

    Недавно просмотренные

    У вас нет недавно просмотренных страниц

    Характеристика каждого фамусовского общества. Фамусовское общество в образе А.С. Грибоедов «Горе от ума»

    Комедия «Горе от ума» написана в годы острой борьбы между старой, реакционной паникой и революционной молодежью, видевшей бедствие страны в феодальном строе. Эта борьба между прошлым и будущим и была главной темой комедии. В «Горе от ума» описаны оба лагеря — отжившее, фемдом фамусовское общество и его противники (Чацкий с немногочисленными сторонниками).

    Яркий представитель «прошлого века» — так называемого Фамусовского общества. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова, богатого, знатного дворянина. К ним относятся князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруга Горица, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь: все они жесткие крепостники. Они считают торговлю людьми нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, иногда спасают себе жизнь, а хозяева могут выменять крестьян даже на борзых собак… Главное для фамусовского общества — богатство. Идеалы для них – люди высокого ранга.

    Люди этого круга также отличаются равнодушием к делам. Фамусов — «распорядитель в казенной части», за весь день он обращается к делам только один раз: по настоянию Молчалина чиновник подписывает бумаги, не обращая внимания на то, что в них «противоречие, и много недели».

    Еще одна черта, объединявшая всех «отцов», — преклонение перед всем западным, в частности, французским. Они считают, что нет на свете лучшего места, чем Франция, они искренне верят, что без иностранцев им «нет спасения». Представители «старого мира» пытаются перенять язык, культурные обычаи французов, не понимая, как нелепо у них это получается.

    Итак, люди фамусовского кружка эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях. Во время этих забав они злословят и сплетничают, лицемерят друг перед другом. Они низкопоклонники и бизнесмены, льстецы и подхалимы. Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда служить надо, а он нагнулся, чтобы нагнулся».

    Самый большой страх фамусовского общества — образование. Фамусов считает, что ученость — это «чума», и настаивает на том, что необходимо «собрать все книги и сжечь их», а Скалозуб мечтает о школе, где «будут сохраняться книги для больших мероприятий».

    Главным вопросом для фамусовского общества является вопрос службы. Все в этом кругу мечтают «достичь степеней познанного», обеспечить безбедное существование. Людей, которым это удается, например, Скалозубу, Фамусов одобряет. Но Чацкий, по его шкале ценностей, — «заблудший» человек, заслуживающий лишь пренебрежительного сожаления: ведь, имея хорошие данные для успешной карьеры, он не служит. «Но, извольте, по-деловому», — говорит Фамусов.

    Фамусовское общество есть общество со своими мировоззренческими представлениями, взглядами на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. «Ведь только здесь дворянство дорожит», — говорит Фамусов о аристократической Москве. Грибоедов разоблачает реакционное феодальное общество, и это показывает, куда заводит Россию засилье Фамусовых.

    Фамусовское общество

    Комедия «Иди» написана Гдовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит вечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулись в это время не только в Москве, но и во всей России между двумя лагерями: передовым, декабристски настроенным народом «века настоящего» и крепостническим (людьми «прошедшего века»). Все образы, созданные Гдовые в комедии глубоко реалистичны.Фамусов,Скалозуб,Молчалин,Хлестова,проходимец Загорецкий и все другие являются отражением действительности.Эти люди,глупые и эгоистичные,боящиеся просвещения и прогресса,мысли их сосредоточены только на обретении почестей и звания, богатство и одежда, они образуют единый лагерь реакции, попирающий все живое.

    «Век минувший» в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин. Ф-о традиционным способом. Основы его жизни таковы, что надо учиться, «взирая на старших», уничтожать вольнодумные помыслы, со смирением служить тем, кто стоит на ступеньку выше, а главное — быть богатым.

    Идеал этого общества в монологах дяди Фамусова Максима Петровича и Кузьмы Петровича:

    … вот пример:

    Покойник был почтенным камергером,

    С ключом, и сын мог доставить ключ;

    Богатый, и богатый был женат;

    Выжившие дети, внуки;

    Умер; все о нем с сожалением поминают.

    Кузьма Петрович! Мир ему! —

    Какие асы в Москве живут и умирают! ..

    Во главе всего ф-го по острову стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общего расположения в столичных кругах. Он дружелюбный, обходительный, остроумный, веселый. Но это только снаружи. Автор всесторонне раскрывает образ Фамусова. Это не только гостеприимный хозяин, но и убежденный феодал, яростный противник просвещения. «Соберите все книги и сожгите их», — говорит он. Чацкий, представитель «настоящего века», мечтает «протолкнуть ум в науку, голод познания». Его возмущают порядки, установленные в f-ом обществе, так как оно рассматривает человека по его происхождению и количеству у него крепостных. Сам Фамусов хочет более выгодно выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «О, матушка, не добивайте удар! Кто беден, тот тебе не пара. А потом прибавляет: «Вот, например, у нас уже история старая, что честь и отец: сынок, коли у тебя тысяча душ, то два племени, он и жених». В отличие от представителей f-го пиара, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой весь мир пыль и суета».

    В отношениях Чацкого и Ф-го Общества высмеиваются и высмеиваются взгляды «прошлого века» на карьеру, службу и самое ценное в людях. Другими словами, Чацкий их презирает. Фамусов берет к себе на службу только родных и близких. Он уважает лесть и низкое поклонение. Он хочет убедить Чацкого служить, «оглядываясь на старших», «подставить стул, поднять платок». На это Чацкий возражал: «Служить было бы счастьем, тошнить на службе». Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически («подписался, так что с плеч»), то Чацкий говорит: «Когда в деле — от веселых прячусь, когда дурачусь — дурачусь, и смешивать эти два ремесла есть тьма адептов, я не из их числа. О делах Фамусов заботится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтобы многие их не накопили». Своих слуг он за людей не считает, обращается с ними грубо, может продать их, отправить на каторгу Он ругает их ишаками, чурбанами, называя их Петрушками, Фильками, Фомками.0009

    Таким образом, представители ф-го-он-ва относятся к службе как к источнику личной выгоды, служению лицам, а не бизнесу. Чацкий тоже стремится служить отечеству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина, привыкшего «без изъятия угождать всем людям — хозяину, где он будет жить, хозяину, у которого я буду служить, своему слуге, чистящему платья, дворнику, дворнику, избегать зло, дворниковой собаке, чтобы он был ласков». Все в Молчании: и поведение, и слова подчеркивают мысль того, кто делает карьеру аморального человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Блаженна на свете тишина!» Молчалин лучше всех устроит свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил благосклонность Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Два качества своего характера он ценит больше всего: «умеренность и аккуратность».

    Для Фамусова и его окружения мировоззрение свято и непогрешимо, самое страшное «что скажет княгиня Марья Алексевна!»

    Еще один видный представитель ф-ты об острове Скалозуб. Такой зять мечтал иметь Фамусов. Ведь Пуффер – «и мешок золотой, и генеральские метки». Этот персонаж воплотил в себе типичные черты реакционного аракчеевского времени. «Хрипун, незнакомец, фагот, созвездие маневров и мазурка», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Со стипендией в обморок не упадешь, — говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера первого общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои отрицательные качества. Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распускает слух о безумии Чацкого. Софья полностью соответствует морали «отцов». И хотя она девушка умная, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, тем не менее, ложное воспитание привило Софии много отрицательных качеств, сделало ее представительницей общепринятых взглядов. Она не понимает Чацкого, не доросла до него, до его острого ума, до его логической беспощадной критики. Она не понимает Молчалину, которая «любит ее по должности». Она не виновата в том, что Софья стала типичной барышней f-го общества. В этом виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в духоте, куда не проник ни луч света, ни одна струя свежего воздуха» (Гончаров «Милон мук»).

    Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, «болтун», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его безумие, называл свору фамусовских гостей «химерами» и «игрой». Таким образом, он был как минимум на ступеньку выше их всех.

    «Так! Я протрезвел», — говорит Чацкий в конце комедии. Что это — поражение или прозрение? Да, конец этого произведения далеко не веселый, но Гончаров прав, когда говорит о финале: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ему смертельный удар качеством свежей силы» И я полностью согласен с Гончаровым, который считает, что роль всего Чацкого «страдающая», но в всегда «побеждает». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется с благородными негодяями и подхалимами, жуликами, проходимцами и мошенниками. В своем знаменитом монологе «Кто судьи?..» он сорвал маску с подлых и вульгарный фамовский мир, в котором русский народ превратился в предмет купли-продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак:

    Тот Нестор мошенник дворянин,

    Толпа, окруженная слугами;

    Ретивые, они в часы вина и драк.

    И не раз его спасала честь и жизнь: а вдруг

    На них он променял борзых трех собак!!! Чацкий защищает настоящего человека, человечность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает это в спорах, беседах со всеми персонажами комедии «Иди», направляя на это весь свой ум, смекалку, злобу, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая режет глаза, за попытку сломать привычный уклад жизни. «Прошлый век», то есть f-ое общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они покушаются на устройство жизни, являющееся основой благополучия этого общества. Минувший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «смирения и страха». Сильно f-ое общество, его принципы тверды, но у Чацкого есть и единомышленники. Вот упомянутые лица: двоюродный брат Скалозубы («Чин пошёл за ним: он вдруг оставил службу, стал читать книги в деревне.»), племянник княгини Тугоуховой. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», говоря, таким образом, не только от своего имени. Так АСГ-Дов хотел намекнуть читателю, что время «прошлого века» проходит, ему на смену приходит «века нынешний», сильный, умный, образованный.

    Комедия «Горе от ума» написана между 1815 и 1824 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в российском обществе господствовали сторонники феодализма и крепостничества, но в то же время появилось прогрессивно мыслящее и прогрессивное дворянство. Таким образом, в комедии столкнулись два века — «нынешний век» и «прошлый век».

    «Век минувший» олицетворяет фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова — богатого, знатного дворянина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестовская, супруга Горица и полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. В их среде торговля людьми считается нормальным явлением. Крепостные искренне им служат, порой спасают честь и жизнь, а хозяева могут заменить их борзыми. Так вот, на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы она дала подачку к обеду от обеда для ее арапки — девочки и собачки. Хлестова не видит между ними никакой разницы. Сам Фамусов кричит на своих слуг: «На вас работать, вас поселить!» Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: «Слушай, не позволяй себе вольностей!»

    Главное для фамусовского общества — богатство. Их идеалы — люди высокого ранга. Фамусов ставит в пример Чацкого Кузьму Петровича, который был «солидным камергером», «с ключом», «богат и был женат на богатой». Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он «золотой мешок и в генералы стремится».

    Фамусовское общество отличает равнодушие к службе. Фамусов — «менеджер в казённой части». Он делает что-то очень неохотно. По настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них «против путаницы, и много недели». Павел Афанасьевич думает: «Подписали, так что с плеч». В фамусовском обществе принято держать на службе только родственников. Фамусов говорит: «При мне работники чужие очень редки…»

    Этих людей не интересует ничего, кроме обеда, ужина и танцев. Во время этих забав они сплетничают и сплетничают. Это «низкопоклонники и дельцы», «льстецы и лизоблюды». Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю Максима Петровича, великого дворянина: «Когда тебе нужно, чтобы его обслужили, он тоже нагибается вперед». Фамусов также с большим почтением встречает предполагаемого жениха своей дочери, Скалозуба, он говорит: «Сергей Сергеевич, идите сюда, пожалуйста, покорно…», «Сергей Сергеевич, дорогой, наденьте шляпу, обнажите шпагу…»

    Всех представителей фамусовского общества объединяет отношение к образованию и просвещению. Подобно Фамусову, они искренне верят, что «ученость есть чума, ученость причина того, что ныне, больше, чем тогда, когда безумные люди развелись, и дела, и мнения». А не умный полковник Скалозуб рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где их будет обучать мастер единоборств на шагу, а книги будут храниться только «для больших случаев». Фамусовское общество не признает русской культуры и языка. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что француз из Бордо не нашел здесь «ни звука русского, ни лица русского».

    Все они в равной степени принадлежат Чацкому, представителю всего нового и передового. Они не понимают его идей и прогрессивных взглядов. Герой пытается доказать свою правоту, но это заканчивается для него трагически. Ходит слух о его сумасшествии, ведь общество не хочет смотреть на окружающий мир по-другому. Так Грибоедов отразил конфликт двух лагерей: сторонников крепостничества и передовых мыслителей того времени.

    Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

    В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов прямо противопоставляет Чацкого всем остальным (без исключения) персонажам. Главным героем общества является Фамусов и его окружение: Молчалин, Скалозуб, Репетилов и другие. В их обществе царит внешний лоск, но это великолепие — яркое, светлое, материальное — скрывает рядом с собой страшную нравственную нищету. Такие, как Фамусов или Скалозуб, имели несколько десятков крепостных, готовых тешить их барское безделье.
    В этот период было модно внешнее французское образование, внешнее усвоение французской культуры. В этом обществе смесь «французского с нижегородским» наблюдается не только в разговоре. Среди членов фамусовского общества наблюдались самые дикие феодальные проявления, ибо они имели полную власть над народом.
      Их занятия состояли из «пиров и расточительства», балов, обедов, ужинов и танцев. Представители Фамусовского общества — дворяне. Зная это, они являются опорой престола и стараются не пускать в свое общество представителей других сословий, которые затмили бы их значение в государстве. В их общество могут попасть только такие Молхалии, ученики Фамусова, которые будут льстить, «гнуть в изгиб» и т. д.
     Эти люди ценят такие качества в человеке, потому что они сами такие.
      Идеалы Фамусова — Кузьма Петрович или Максим Петрович, которые «ели не на серебре, не на золоте, сто человек за услуги, век при дворе»…
      . Благодаря своим идеалам у них формальный, бюрократический подход.

    к своим обязанностям, лишь бы стать «не хуже других», лишь бы во что бы то ни стало выбиться в люди. В их сознании цель оправдывает средства — и если унижением можно добиться цели, то стоит смириться.
    . Идеалы Скалозубова, аракчеевского офицерства, состоят в том, чтобы они «только в генералы попали». Помните, с каким цинизмом говорится о том, каким методом хорошо бы добиться улучшения! ..
      За все проявления какой-то свободомыслия, чувства хотят дать «старшину Вольтеру», задушить все крепкой палочной дисциплиной. Однако еще страшнее молчаливые «блаженные на свете»: это представители «молодого» поколения, перенявшие все худшие черты старших и прибавившие ко всему прочему «умеренность и аккуратность».
      Их идеалы: «и приятно брать, и весело жить». И стремятся к своему идеалу через покровительство какой-нибудь Татьяны Юрьевны. Именно с этой силой Читски будут продолжать бороться.
     Представители Фамусовского общества борются со всеми новшествами, способными пошатнуть их нынешнее положение в обществе.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *