Что является лирическим центром слова о полку игореве: «Слово о полку Игореве». Часть 2

«Слово о полку Игореве». Часть 2

На этой странице вы узнаете: 
  • Кто такой Боян и почему он пишется через букву «о»?
  • Как отношение автора к герою связано с природой? 
  • Что означают загадочные, как будто иностранные, слова «буй» и «тур»?
  • Что общего у нас и князя Святослава?

В статье «Слово о полку Игореве. Часть 1» мы подробно обсудили многие загадки «Слова…». В ней мы начали квест по сбору пазлов, а теперь продолжим. Обязательно ознакомьтесь с первой частью, чтобы успешно пройти квест и получить все пазлы! Теперь самое время рассмотреть оставшиеся аспекты произведения. Увлекательного путешествия по Древней Руси!

Сюжет «Слова о полку Игореве»

О чём же «Слово о полку Игореве»?

О походе князя Игоря на половцев. В предыдущей части мы уже сказали о том, что это событие действительно произошло в 1185 году. А что же там происходит, если говорить конкретнее: 

  1. Князь Игорь со старшим братом Всеволодом собирается со своей дружиной выступить в поход на половцев. Он не обращает внимания на дурные предзнаменования природы (солнечное затмение, крик воронов)
  2. Русское войско одерживает победу в сражении, но половцы наносят неожиданный сокрушительный удар. Битва длится три дня и заканчивается поражением князей. Игорь с братом попадает в плен. Половцы вторгаются на Русь.
  3. Великому князю Святославу Киевскому снится страшный вещий сон. Почему вещий? Он предрекает беду, это выражается в символа смерти, которые фигурируют в эпизоде сна. О них мы поговорим немного позже, когда будем анализировать образ Святослава.
  4. Затем Святослав узнает о поражении Игоря и призывает всех князей объединиться, произнося «Золотое слово». 
  5. Жена Игоря, Ярославна, оплакивает своего мужа и его войско, обращается за помощью к силам природы — это описывается в Плаче Ярославны.
  6. Князь Игорь сбегает из плена с помощью природы, возвращается на Русь. 

Кроме основной сюжетной линии есть лирические отступления. О них узнаем совсем скоро.

Ура! В коллекции пазлов оказывается ещё один. 

Композиция «Слова о полку Игореве» 

Как же устроено произведение «Слово о полку Игореве»? 

Существуют разные взгляды на композицию «Слова…». Мы рассмотрим композицию по теории литературоведа И. Н. Сухих.

Композиция «Слова…» состоит из пяти блоков-фрагментов.

Остановимся на некоторых из блоков подробнее:

  1. Лирические отступления

Автор рассуждает на разные темы. Посмотрим на примеры лирических отступлений: 

  • во вступлении автор противопоставляет свою манеру повествования манере Бояна — древнерусского певца:

Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

  • лирическое отступление о битвах прошлых князей:

Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,
Внук Даждь-бога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
И не стало жизни нам богатой,

  1. «Золотое слово» Святослава — идейный центр произведения. Именно в этом фрагменте выражается главная идея произведения — необходимость русских князей объединиться. 

Святослав призывает русских князей прекратить междоусобицы и вступиться за Игоря:

За Русскую землю,
За Игоревы раны —
Удалого сына Святославича!

  1. Плач Ярославны — лирический центр произведения. Здесь показаны самые сильные переживания героини. В этом фрагменте выражаются чувства Ярославны и всех русских женщин, мужья которых ушли воевать. 

Героиня плачет по мужу: 

Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!

Ярославна переживает и за все русское войско

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?

Что же значит такое сочувствие героини? А об этом мы поговорим, когда проанализируем ее образ подробнее. Берем найденный пазл и продолжаем наш квест. 

Система образов в «Слове о полку Игореве»

Представь, как было бы интересно пообщаться с жителями других эпох! 

Благодаря этому интересу создаются фильмы и сериалы про давние времена. Например, популярный сериал «Бриджертоны» повествует о высшем обществе Лондона в XIX веке. А мы наслаждаемся костюмами героев, поражаемся их способу мышления и находим сходства с современным миром.  

Так и литература дает нам возможность узнать больше о давно ушедших эпохах.

Через произведения мы знакомимся с героями и находим ответы на многие наши вопросы. Давайте вместе посмотрим на каждого из героев «Слова…».

Боян
Кто такой Боян и почему его имя пишется через букву «о»?
Боян — древнерусский певец и сочинитель песен.
Обрати внимание, что его имя пишется через «о».

Боян в «Слове о полку Игореве» преподносится как реальная историческая личность. Чтобы охарактеризовать героя, посмотрим на отрывок: 

Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Боян повествовал об исторических событиях  и воспевал князей: его гусли «князям славу рокотали». Певец наделяется качествами провидца, его руки названы вещими — конечно, это просто эпитет, но он подчеркивает способность Бояна видеть будущее. Автор «Слова…» отдает честь древнерусскому певцу, но говорит, что его метод отличается. Посмотрим на этот отрывок: 

 Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.

Мы видим, для манеры Бояна характерно развернутое высказывание мысли. Автор даже считает это растеканием мысли по древу —  излишней многословностью.

Манера автора «Слова…» раскрывается в цитате: 

Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой

Продолжаем знакомство. На очереди главный герой — безрассудный и отважный Князь Игорь.

Князь Игорь

Думаете, про князя Игоря все забыли и сегодня вспоминают о нем только на школьных уроках литературы? А вот и нет! Большинство из нас слышало об опере “Князь Игорь”. Да-да, это именно тот князь, о котором мы сейчас поговорим. А в основу сюжета оперы легло “Слово о полку Игореве”.

В разговоре о Князе Игоре  нам понадобится авторская оценка — часть понятия позиции автора. 

Авторская оценка выражает отношение автора к образам и событиям произведения и соотносит их с идеалом и с определенными ценностями и нормами.

Как же автор относится к князю Игорю? 

Авторская оценка меняется на протяжении произведения:

Как близость героя с природой показывает отношение автора к нему? 

Дело в том, что в литературе природа — это не просто пейзаж, а полноценное действующее лицо.Природа идеальна и гармонична, поэтому близость к ней — маркер схожих качеств в герое. Именно поэтому помощь от природных сил и близость князя Игоря с ними показывают авторскую оценку. 

Давайте обратим внимание, что автор относится к князю хорошо всегда, даже в начале произведения. Он говорит об отваге Игоря, уважает его как князя. Однако осуждает именно его поступки. Отсюда противоречивость в образе князя Игоря.

Противоречивость образа князя Игоря отражается в цитате:

Игорь-князь и Всеволод отважный —
Святослава храбрые сыны
Вот ведь кто с дружиною бесстрашной
Разбудил поганых для войны!

С одной стороны, герой храбрый воин. С другой — его отвага используется в эгоистичных целях, что приносит беду на Русь.

А теперь приближаемся к разговору о загадочных «буй» и «тур».

Буй-тур Всеволод

А теперь познакомимся с героем, чье имя на первый взгляд нас пугает! 

Буй-тур Всеволод — это брат князя Игоря. Князь Игорь и Всеволод вместе отправляются в поход на половцев, вместе попадают в плен.

Что означают загадочные, как будто иностранные, слова «буй» и «тур»?
Прозвище князя Всеволода — буй тур. Да-да, у князей тоже были свои прозвища, как и у героев современных сериалов. Например, вспомним «Ривердейл», где одного из персонажей зовут Джакхед, что означает «болван» при переводе с английского. Давайте разберемся с прозвищем Всеволода. 
Тур — это дикий бык.
Буй — высокое место, холм, бугор; высокий, сильный.
Такое прозвище показывает физическую силу и мощь Всеволода. В произведении героя называют «Всеволод отважный». Мы понимаем, что автор отмечает смелость героя.
В произведении есть еще один вариант прозвища — «яр-тур».
Яр — значит ярый, неукротимый.

Всеволод участвует в сражении, проявляя стойкость и бесстрашие: 

Славный яр-тур Всеволод! С полками
В обороне крепко ты стоишь,
Прыщешь стрелы, острыми клинками
О шеломы ратные гремишь.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.

В этом фрагменте мы видим, что после Всеволода на земле остаются разбитые «шишаки» (шлемы воинов) — это значит, что герой убивает половцев.

С мужчинами разобрались, а теперь на очереди — любящая и чуткая Ярославна.

Ярославна

Ярославна — жена князя Игоря. 

В образе героини подчеркивается ее любовь к князю Игорю, сопереживание ему и всему русскому войску.  

Это проявляется в Плаче Ярославны. Этот эпизод мы упоминали в разговоре о композиции. Мы разобрались, что героиня просит у сил природы помочь не только Игорю, но и всему русскому войску. Что этот говорит о характере героини? 

Это сближает ее с другими идеальный женскими образами.

Посмотрим на черты этого образа в характере героини:

На очереди отец земли русской — Святослав! Огромная просьба проявить надлежащее уважение.

Святослав

Поприветствуем Святослава!

Святослав — Киевский князь. Что это значит? 

Киевское княжество на Руси было самым сильным и считалось центром русского государства. Поэтому Святослав — главный князь на Руси. Поэтому именно Святослав призывает русских князей к объединению в «Золотом слове».

Святослава называют отцом князя Игоря и Всеволода. Но не стоит понимать это буквально. Святослав — не отец князей. Он — отец русской земли, потому что возглавляет Киевское княжество. Из-за этого Святослава и называют отцом Игоря и Всеволода. На самом деле, он приходится им двоюродным братом.

Давайте разберемся с характером князя Святослава. В произведении его называют «великим», потому что он самый мудрый из князей. Герой очень переживает за судьбу государства и осуждает поступок Игоря: 

На врага не вовремя напали,
Не с великой честию в бою
Вражью кровь на землю проливали.
Ваше сердце в кованой броне
Закалилось в буйстве самочинном.
Что ж вы, дети, натворили мне
И моим серебряным сединам?

Что общего у нас и князя Святослава?
Как часто мы, проснувшись утром, берем телефон и начинаем искать значение своего сна в соннике в Интернете.
Хотя в Древней Руси Интернета не было, сны тоже трактовались и могли предвещать разные события. Сон Святослава — вещий и предрекает беду. Об этом говорят символы, которые есть в сне героя.
Посмотрим на фрагмент:

На кровати тисовой меня
Покрывали чёрной пеленою.
Черпали мне синее вино,
Горькое отравленное зелье,
Сыпали жемчуг на полотно
Из колчанов вражьего изделья.
Златоверхий терем мой стоял
Без конька и, предвещая горе,
Серый ворон в Плесенске кричал
И летел, шумя, на сине-море.

Символы в вещем сне Святослава:
черная пелена — символ смерти
синее вино — яд, символ смерти
жемчуг из вражеских колчанов — символ слез и вторжения врагов
серый ворон — символ беды, смерти

Поздравляю! Мы разобрались с героями «Слова…», а значит получили еще один пазл.

Нам осталось совсем немного.

Коллективные образы в «Слове о полку Игореве»

Давайте сопоставим образы русских воинов и половцев в «Слове…»:

Русское войскоПоловцы
— «бесстрашная дружина»
— «сильные полки»
И повсюду, где лежит ваш путь,
Вся земля от тяжести трепещет
— «половецкой проклятой земли»
И, как барсы лютые, на нас
Кинулись поганые с войною.

Мы видим, что русское войско восхваляется: оно могущественно и сильно, успешно одолевает врагов. Половцы называются погаными — они приносят беду и изводят русское государство.

Дальше посмотрим на ханов половецких земель. Например, на хана Кобяка: 

А того поганого Кобяка
Из железных вражеских рядов
Вихрем вырвал и упал — собака —
В Киеве, у княжьих теремов.

Автор говорит о поражении хана, сравнивает его с собакой — это сопоставление имеет уничижительный и оскорбительный характер.

Хорошо, с русскими воинами, половцами и ханами стало понятнее. А теперь вернемся к природе. 

Мы уже упомянули, что природа — полноценное действующее лицо в произведении. Но о чем мы пока не поговорили — о контрасте русской и половецкой природы. Русь называют живой — и действительно, природа ликует по возвращении Игоря, имеет свойства живого существа. На контрасте,  половецкая степь — мертвая.

Фольклорные черты в «Слове о полку Игореве»

На протяжении анализа произведения мы упоминали о связи героев произведения и природы. Почему же природа играет такую большую роль?

Дело в том, что такое значение природы связано с фольклорной традицией. О том, какие еще черты народного творчества есть в «Слове…», мы и поговорим.

Черты фольклора в «Слове…»:

  1. Былинная традиция: например, Всеволод напоминает Илью Муромца из русских былин — сильного и могущественного воина;
  2. Сравнение героев с животными: Ярославна — кукушка, Всеволод — бык, Святослав — «старый сокол»;
  3. Сказочные мотивы в эпизоде побега князя Игоря из плена: герой превращается в «горностая-белку»;
  4. Постоянные фольклорные эпитеты: «светлое солнце«, «стрелы каленые», «море синее»;
  5. Активная роль природы, она отражает переживания всего народа; после поражения князя Игоря природа реагирует на случившуюся трагедию : «Степь поникла, жалости полна,/ И деревья ветви приклонили».

После возвращения Игоря в Киев природа отражает счастье всей Руси: «И, рассвет весёлый возвещая,/ Соловьи ликуют вдалеке».

Поздравляю, последний пазл найден!

Теперь мы не только знаем все про сюжет, композицию и героев произведения, но и умеем выделять фольклорные мотивы. На этом наш разбор «Слова о полку Игореве» подходит к концу. Давайте посмотрим на результат наших трудов — собранный пазл! 

Термины 

Сюжет — ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных в авторской последовательности.

Композиция — структура произведения, взаимное расположение частей художественного текста.

Фольклор — устное народное творчество.

Фольклорные мотивы — отражение мотивов устного народного творчества в произведении.

Фактчек
  • Композиционно «Слово…» можно разделить на пять блоков: вступление – поход и поражение Игоря – Золотое слово Святослава с историческими отступлениями – плач Ярославны – побег и возвращение Игоря.  
  • Лирическим центром в «Слове о полку Игореве» является Плач Ярославны, а идейным центром — «Золотое слово» Святослава.
  • Образ князя Игоря противоречив: в нем сочетаются храбрость и безрассудство.
  • Ярославна — идеальный женский образ.
  • Святослав не является отцом Игоря и Всеволода.

Проверь себя

Задание 1.
Выбери черты Ярославны, которые позволяют ее отнести к идеальному женскому образу:

  1. Близость к народу
  2. Близость к природе
  3. Верность и любовь к мужу
  4. Способность плакать
  5. Сравнение с кукушкой

Задание 2.
Каким центром можно назвать Плач Ярославны?

  1. Чувственным
  2. Лирическим
  3. Идейным
  4. Тематическим
  5. Сюжетным

Задание 3.
Выбери верные утверждения о Святославе:

  1. Отец Игоря 
  2. Ему снится вещий сон, который предзнаменует победу войск Игоря
  3. Произносит “Драгоценное слово”
  4. Муж Ярославны

Задание 4.
Выбери верные утверждения о князе Игоре:

  1. Игнорирует природное предзнаменование — сильный дождь с грозой
  2. Умирает в битве с половцами
  3. Сбегает из плена
  4. Брат Всеволода
  5. Тщеславен

Ответы: 1. —  1235; 2. — 2; 3. — 1; 4. — 345.

Политический и лирический центр «Слова о полку Игореве». Вопрос об авторстве. 8-й класс

Слайд 1

Цели и задачи урока:

  • проанализировать «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава» — идейный центр «Слова о полку Игореве», сопоставить образы Ярославны у разных художников, обсудить проблему авторства «Слова…» и образ автора;
  • развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, сострадания, сопереживания.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Кульминационным центром «Слова о полку Игореве», величайшего произведения древнерусской литературы, является «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава». Вместе с тем, эти фрагменты являются идейным центром «Слова…», политическим и лирическим. Сегодня мы попытаемся сравнить эти фрагменты, а также обсудим вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа, – вопрос об авторстве и авторе «Слова…».

Работать на уроке мы будем в двух группах.

2. Работа с таблицей

Слайд 2

Ответьте на вопросы и заполните таблицу по линиям сравнения.

Вопросы учителя.

«Золотое слово Святослава»

— «Расшифруйте» смутный сон Святослава.

Снилось князю в «тереме златоверхом», что треснула балка над ним, закаркали вороны и понеслись к морю. А самого князя стали приготовлять к погребению: одели «черной паполомой на тесовой (или тисовой) кровати», стали оплакивать «синим вином с горем смешанным», стали сыпать крупный жемчуг — слезы. И сказали бояре князю: «горе твое от того, что два сокола слетели с золотого стола отцовского; соколов захватили в железные путины и подрезали им крылья».

Четыре князя попались в плен: Игорь, Всеволод, Олег и Святослав. Речь бояр переходит в образный, картинный плач: «тьма свет покрыла, победила хула хвалу, готския девы запели на берегу Синего моря, позванивая русским золотом». Тогда великий князь Святослав изрекает свое «золотое слово», упрекая Игоря и Всеволода за излишнюю самонадеянность. И встал бы великий князь за обиду за свое гнездо; но он уже знает, как стонет под саблями половецкими Владимир Глебович.

— К каким великим князьям обращается Святослав?

— В чем упрекает Святослав великих князей?

— К чему призывает?

И вот сам ли князь Святослав, или это автор «Слова о полке Игореве» призывает силы современной Руси: великого князя Всеволода, сына Юрия Долгорукого, и его близких Глебовичей, затем Ростиславичей, Рюрика и Давида, могущественного Ярослава Осмомысла Галицкого и знаменитого Романа с Мстиславом (Роман Волынский). Автор еще раз с горем вспоминает Игоря и снова призывает Мстиславичей и племя Всеслава, останавливаясь всего более на этом герое песен Бояна. Все это — удалые воители: Ярослав Черниговский со степняками кликом полки побеждает; Всеволод веслами может раскропить Волгу, а Дон вычерпать шлемами; Рюрик и Давид не боятся со своими дружинами ни ран, ни крови, плавая в ней золотыми шеломами; Ярослав Осмомысл носится со своими железными полками по Дунаю, подступает к Киеву, борется со степняками; Роман и Мстислав страшны для Литвы и половцев.

— Особенности жанра слова.

— Почему автор идеализирует Святослава?

— Каким чувством проникнуто «Слово»? Передалось ли оно вам?

— Достигнет ли цели призыв Святослава?

«Плач Ярославны»

— К каким силам природы обращается Ярославна?

— Почему именно к ветру, Днепру, солнцу обращается Ярославна?

— В чем упрекает она их?

— Особенности жанра плача.

—  Почему себя сравнивает с кукушкой?

— Каков смысл слов «омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

утру князю кровавые его раны» ? (считалось, что в Каяле-реке мертвая вода, а в сказках раны заживляли при помощи мертвой воды)

— По сравнению с «Золотым словом» с какой интонацией звучит «Плач Ярославны»?

— Как силы природы отвечают на ее призыв?

— Каким чувством проникнут «Плач»? Передалось ли оно вам?

— Исходя из призыва Святослава и Ярославны, предположите, кто мог быть автором «Слова…». Докажите свою точку зрения.

— Почему это политический и лирический центр «Слова»?

—  Чей призыв звучит убедительнее: Святослава или Ярославны? Почему?

— Какой вы представляете Ярославну?

На сцене образ Ярославны был представлен разными актрисами. На слайде – некоторые образы.

Слайд 3

Художники также по-разному представляли себе Ярославну. Среди них И.Глазунов, К.Васильев, В.Фаворский. (Слайды 4, 5, 6).

 

Слайд 4

 

Слайд 5

 

Слайд 6

— Какой из образов ближе вам? Объясните свой выбор.

— Рассмотрите репродукцию картины И.Глазунова «Русская песня». (Слайд 7). Что роднит ее с «Плачем Ярославны»?

Слайд 7

3.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *