УЕЗД • Большая российская энциклопедия
Авторы: М. А. Зинько
УЕ́ЗД, адм.-терр. единица в России и СССР в 16–20 вв. Впервые в сохранившихся источниках слово «У.» упоминается в Уставной грамоте 1136 смоленского кн. Ростислава Мстиславича. Однако его значение дискуссионно; среди трактовок – территория, непосредственно подчинённая князю (Н. М. Тихомиров), охотничьи угодья (Л. В. Алексеев), «въезд княж», т. е. княжеское право пользования общинными угодьями (А. Ю. Дворниченко). В 14–15 вв. У. – территория, прилегавшая к городу (известны уезды – Новоторьский, Московский, Мстиславль и др.) или к селу (напр., «Романцево с уездом»). В документах 14 в. У. именовались также княжеские земельные владения.
В период не позднее 1-й трети 16 – нач. 18 вв. У. – осн. адм.-терр. единица с центром, как правило, в городе (к кон. 17 в. – св. 100). Делился преим. на волости и/или станы, управлялся наместником, которого с сер. 16 в. постепенно заменил городовой воевода. Затем У. – адм.-терр. единица 2-го и 3-го уровня (в составе губернии и провинции) во главе с комендантом (1-я треть 18 в.) или воеводой. С последней четв. 18 в. У. – адм.-терр. единица низшего уровня в составе губернии (до 1796 наместничества) или области. В 1766 учреждена должность избираемого уездным собранием дворян уездного предводителя дворянства (его властные полномочия постепенно увеличивались, значительно расширены во 2-й пол. 19 в.). В ходе губернской реформы 1775 система уездного управления и суда реорганизована с учётом принципов разделения властей, выборности и коллегиальности: адм.-полицейские функции переданы Нижнему земскому суду (см. в ст. Земские суды) и исправнику, часть судебных – уездному суду, часть финансовых – уездному казначею (назначался на 3 года гос. казначеем по представлению казённой палаты, принимал на хранение казённые денежные сборы, выдавал из них жалованье и пр.
, вёл приходно-расходные книги, с сер. 1860-х гг. – приходные книги). За реализацию крестьянской реформы 1861 и надзор за крестьянским самоуправлением в У. отвечали мировые посредники и их съезд (с 1861), уездное присутствие по крестьянским делам (1874–89). В 1862/63 в большинстве У. земский суд объединён с городническим правлением в уездное полицейское управление. Земской реформой 1864 создавались уездные земские собрания и земские управы, судебной реформой 1864 вводились судебно-мировые округа, охватывавшие один или неск. уездов. С 1889 в У. вместо мировых судов (до сер. 1912) и уездного присутствия по крестьянским делам действовал институт земских начальников. В 1914 в Рос. империи насчитывалось 769 уездов, из них 83 – в Царстве Польском, 51 – в Вел. кн-ве Финляндском. В сов. время высшую власть в У. осуществляли уездные съезды Советов, а в период между ними – уездные исполнит.
комитеты в пределах своей компетенции (составление и утверждение местного бюджета, исполнение постановлений вышестоящих учреждений, охрана гос. порядка и др.). У. ликвидированы реформой адм.-терр. деления 1923–29 в СССР. Однако они являлись высшими адм.-терр. единицами Латв. ССР (1940–49), Литов. ССР и Эст. ССР (1940–50) (всего 41).
Термин «У.» традиционно используется в отеч. науч. лит-ре для обозначения адм.-терр. единиц разного уровня ряда иностр. государств, в т. ч. КНР, КНДР, Литвы, Эстонии, Японии.
«Территориальная история России» к.и.н., доц. Морозов Борис Николаевич
Огромное значение географического фактора в истории России подчеркивали классики нашей историографии С.М.Соловьев и, в особенности, В.О.Ключевский. Со времени становления Киевской Руси – крупнейшего государства средневековой Европы, изменения в его территории были напрямую связаны с дальнейшей историей нашей страны: распад империи Рюриковичей на суверенные княжества, перемещение политического и духовного центра на Северо-Восток во Владимро-Суздальскую Русь, включение ее в результате нашествия кочевников в состав Монгольской империи, фактическое воссоединение раздробленных западно- и южно-русских княжеств в Великом княжестве Литовском (не ставшем центром всей Древней Руси из-за конфессиональной принадлежности его правителей), и, наконец, возрождение Российского государства вокруг небольшого Московского удела, за короткий срок ставшего действительно великим княжеством, сбросившим татарское иго, и в конце XV в. превратившегося фактически в царство «всея Руси».
Мы планируем освещать историю складывания и развития территории Российского государства со времени завершения объединения княжеств Северо-Восточной Руси и обширных северных земель – владений Великого Новгорода в составе Московского великого княжества во временя правления Ивана III (1462-1506) и его сына Василия III (1506-1533). В княжение последнего большими историческим событиями было присоединение к Москве Смоленска и Пскова. Также в это время фактически беспрерывных войн с Великим княжеством Литовским, объединенным с Речью Посполитой, важное стратегическое значение имело присоединение к России небольших западнорусских княжеств, которые долгое время сохраняли свою автономию. Несмотря на выраженную централизаторскую политику великих московских князей, они на протяжении конца XV-XVI вв. сохраняли и создавали новые уделы для своих ближайших родственников – братьев и их потомства (Верейско-Белозерский, Дмитровский, Старицкий и др.). После принятия царского титула в 1547 г. для Ивана IV принципиальное значение имело покорение двух царств – остатков Золотой Орды – Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556). Наименование «царства» эти территории, открывшие России дорогу на Восток – в Поволжье, Урал, а в конце правления Ивана IV в Сибирь, и положившие начало созданию многонационального государства, сохраняли и в официальных русских документах после их присоединения, хотя одновременно с этим употреблялось и название Казанский уезд.
Термин уезд, как определенной территории, связанной с конкретным городом, широко употреблялся в XVI в., но окончательно административное деление государства на уезды, управлявшиеся назначаемыми из центра воеводами, складывается в следующем столетии. Назначение воевод во все уездные города началось фактически в Смутное время царем Василием Шуйским и в течении XVII в. сложилась четкая система регулярно сменяемых воевод, выполнявших военные, административные и судебные функции на подведомственной территории. По своему размеру и значению уезды XVII в. были довольно различны и в какой-то мере сохраняли традиции и иерархию прежних княжеств и земель — от огромного Новгородского уезда, продолжавшего сохранять разделение на древние пятины, до небольших малонаселенных уездов, образовывавшихся вокруг новых крепостей на постоянно перемещавшейся на юг границе России. Стремительное расширение территории – освоение Дикого поля, возвращение Смоленской земли, присоединение Левобережной Украины, строительство новых острогов в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, также становившихся административными центрами — одно из главных особенностей истории России в XVII в. В данном разделе отдельная справочная статья посвящена каждому уезду допетровской Руси (в отличии от новообразованных уездов конца XVIII – XIX в.), это важно для сохранения исторической памяти разных регионов, в которых некоторые древние центры потеряли не только административный, но и городской статус (например, центр верховского княжества Одоев, древняя тульская крепость Кропивна, один из самых дальних северно-восточный русских городов Яренск и др.
).
Изменение административно-территориального устройства государства стало одной из важных составляющих деятельности Петра I в процессе его модернизации. Однако, как и другие реформы государственно управления, учреждение губерний проводилось царем, всецело занятым военными делами, в несколько этапов и не было до конца разработано. Учредив в 1708 г. 8 огромных губерний (возможно, следуя существовавшей еще в конце XVII в. идее создания военных округов – разрядов) Петр I упразднил старые уезды, но необходимые звенья для местного управления – провинции и дистрикты появились только по указу 1719 г. После смерти первого российского императора его приемники не имели возможность проводить контр-реформы, хотя тенденции к этому были, но в 1727 г. провинции было снова разделены на уезды (здесь была непоследовательность – многие провинции сами в прошлом были уездами), вернулся и старый термин – воевода.
Важнейшей реформой в деятельности императрицы Екатерины II, в которой она попыталась реализовать некоторые идеи просвещенного абсолютизма (разделение властей, самоуправление в городах), которые она не могла осуществить в других своих начинания, была губернская реформа 1775-1785 гг. Громоздкие губернии начала XVIII в. были разделены на более компактные, в 1785 г. часть губерний получило наименовании наместничества, но впоследствии к ним вернулось строе название. Характерно, что в основу большинства новых губерний легли наиболее значимые уезды XVII в., центральная часть из которых опять же восходила ко княжествам средневековой Руси. Промежуточное звено — провинции были ликвидированы (многие из них и стали новыми губерниями). Деление губерний на уезды было четко регламентировано по количеству жителей каждого уезда (20-30 тыс. душ), многие уезды сохранили свою историческую основу и соответственно центры – древние города, но многие уезды были сформированы заново и их центрами стали, как правило, большие торговые села и слободы, получившие статус городов.
Новое разделение государства на губернии в результате екатерининской реформы, в основном сохранившее свою структуру до начала XX в., существовало вплоть до ликвидации губерний в СССР в конце 1920-х гг. и выделения национальных автономий. С конца XVIII и в течении XIX в. шло увеличение количества губерний за счет территорий присоединяемых в результате разделов Польши, включении в состав Российской империи Финляндии, Грузии, Армении, Азербайджана. Ряд губерний был объединен в генерал-губернаторства. Кроме губерний на южных и восточных окраинах империи существовали области, на них разделялись и присоединяемые территории Средней Азии. Ряд губерний и областей был объединен в генерал-губернаторства. Особой административной единицей в составе шести губерний, пяти областей и двух округов было Кавказское наместничество.
Узнайте об округах — Калифорнийская ассоциация особых округов
Что такое особый округ?
Особые районы — это органы местного самоуправления, созданные жителями сообщества для предоставления специализированных услуг, необходимых для их здоровья, безопасности, экономики и благополучия. Сообщество образует специальный район, который представляет собой политическое подразделение, уполномоченное законом штата предоставлять специализированные услуги, которые не предоставляет местный город или округ.
Согласно данным переписи населения США, более 30 000 специальных округов предоставляют широкий спектр специализированных услуг миллионам американцев. Некоторые особые районы большие; многие из них очень маленькие, и все они обслуживают различные городские, пригородные, сельские и сельскохозяйственные районы страны — даже в пределах объединенных территорий.
Ученые, пожарные, инженеры, специалисты в области здравоохранения, водные и экологические эксперты и многие другие специалисты оказывают специальные районные услуги. Их опыт позволяет районам быстро реагировать на быстро меняющийся мир и новые технологии. Из-за специализированного характера своих услуг специальные районы должны поддерживать свою критически важную инфраструктуру и развиваться с использованием самых современных инструментов своей торговли — будь то новая, более эффективная система подачи воды, противопожарное оборудование, транспортная система, освещение, или санитарии или предоставления других услуг.
Создание особых округов и управление ими
Особые округа учреждаются в соответствии с законами штата. В большинстве штатов округа создаются путем публичного референдума, который включает в себя петиции, слушания и голосование жителей в пределах предполагаемой зоны обслуживания нового округа.
Надзор за каждым особым округом осуществляет совет, состоящий из попечителей, директоров или уполномоченных, избираемых своими избирателями для управления деятельностью округа. В определенных обстоятельствах городской совет или исполнительный совет округа могут назначать специальных членов окружного совета. На особые округа распространяются законы штатов о солнечном свете, которые применяются к городам, округам и другим формам местного самоуправления, а также проверки финансов округа и соблюдение нормативных требований его операций.
История особых районов
Хотя мало что известно о самых ранних особых районах, история этих органов местного самоуправления восходит к 18 веку с созданием парковых районов и расширением до платных дорог и ирригационных районов в 19 веке. . Особые районы возникли с общей целью предоставлять услуги, которые другие государственные учреждения, такие как города и округа, не предоставляют.
Один из примеров преобразующей силы особых районов можно найти в Центральной долине Калифорнии. Приняв Закон Райта в 1887 году, Законодательное собрание штата Калифорния уполномочило местных лидеров добывать и доставлять воду для сельского хозяйства в исторически засушливом регионе. В том же году местные фермеры сформировали Ирригационный округ Терлок, и вскоре их примеру последовали другие. Создание ирригационных районов будет способствовать росту крупнейшего в стране источника продуктов питания.
Сообщества по всей земле обратились к формированию специальных районов для удовлетворения различных насущных потребностей. По мере роста населения страны в эпоху после Второй мировой войны стало очевидно, что растущие сообщества нуждаются в большем количестве больниц и медицинских услуг, водоснабжения и водоотведения, а также других услуг по обогащению сообществ. Общины образовывали специальные районы для удовлетворения этих потребностей.
Согласно данным переписи населения США, сегодня более 30 000 специальных округов предоставляют широкий спектр специализированных услуг миллионам американцев. Некоторые специальные районы большие; многие из них очень малы, и все они обслуживают различные городские, пригородные, сельские и сельскохозяйственные регионы страны — даже в пределах объединенных территорий — предоставляя сообществам критически важные услуги, которые города и округа не предоставляют в противном случае.
Финансирование особых округов
Особые округа во многих штатах работают за счет небольшой доли налога на имущество. Некоторые, например районы водо- и электроснабжения, взимают плату за услуги с клиентов. В большинстве штатов особые округа не получают долю налога с продаж. В штатах, где разрешен процесс голосования, специальные округа могут запрашивать у избирателей дополнительные оценки; однако это сложный процесс, и обычно его трудно выиграть.
Сообщества полагаются на специальные районы для многих из своих наиболее важных услуг, включая водоснабжение, водоотведение и противопожарную защиту. Поэтому специальные районы должны устойчиво поддерживать критически важную инфраструктуру и продолжать предоставлять свои основные услуги во время экономических спадов, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Особые округа стратегически развивают финансовые резервы для обеспечения непрерывности жизненно важных услуг качества жизни. Например, многие обслуживают трубопроводы, противопожарное оборудование или санитарно-технические сооружения при относительно небольших бюджетах. Районы полагаются на эти средства во время затяжного кризиса с долгосрочными финансовыми последствиями, чтобы обеспечить готовность сообщества к следующей неизбежной чрезвычайной ситуации, такой как землетрясение, наводнение, ураган или пандемия.
Независимые и зависимые особые округа
Особые округа отделены от любых округов, городов или других государственных учреждений, которые могут обслуживать этот район. Однако существует важное управленческое различие между так называемыми независимыми особыми округами и зависимыми особыми округами.
Независимые специальные округа получают свои полномочия непосредственно от общины, которую они обслуживают, через руководящий орган, который действует независимо от других государственных учреждений, предоставляя членам правления высокую степень автономии для выполнения миссии округа. Они непосредственно подотчетны обществу, которому служат. Подавляющим большинством независимых особых округов управляет избираемый учредителями совет директоров. В некоторых случаях окружной совет может быть назначен одним или несколькими другими местными выборными должностными лицами при условии, что члены совета избираются на фиксированный срок и ни один из членов совета не работает в должности ex-officio.
С другой стороны, зависимые особые районы тесно связаны с другой единицей местного самоуправления. Как правило, члены городского совета, избранные члены исполнительного совета округа или назначенные ими лица служат советом директоров зависимого специального округа и контролируют их бюджет, управление и работу. В отличие от независимых особых округов, лица, назначенные в правление зависимого особого округа, могут работать в силу занимаемой должности и служить по усмотрению назначающего органа. В этом отношении зависимое особое районное управление подчиняется интересам, влиянию и авторитету других государственных органов.
Брошюра Версия для печати PowerPoint PDF
История округа | WaterMatters.org
Происхождение и эволюция
Район управления водными ресурсами Юго-Западной Флориды (округ) был создан в 1961 году специальным актом Законодательного собрания Флориды в качестве местного спонсора «Проекта четырех речных бассейнов во Флориде». Это был крупный проект по борьбе с наводнениями, спонсируемый Инженерным корпусом (корпусом) армии США после того, как ураган Донна нанес огромный ущерб юго-западу Флориды в 1919 году.60. Проект включал сооружения для защиты от наводнений и водозадерживающие сооружения и охватывал территорию площадью 6000 квадратных миль. Сегодня мы продолжаем сотрудничать с Корпусом в обслуживании и эксплуатации частей этой системы защиты от наводнений.
Наши обязанности расширились в середине-конце 1960-х годов, когда были инициированы программы регулирования региональных скважин, обслуживающих столичный район Тампа-Бей, и снова в 1972 году, когда Законодательное собрание Флориды приняло Закон о водных ресурсах. Закон значительно способствовал переходу от строгой борьбы с наводнениями к более широкой политике управления ресурсами и обслуживания населения. Закон был принят в ответ на растущую потребность в более комплексном подходе к управлению водными ресурсами в штате и получил признание Национальной водной комиссии в качестве типового закона о воде за его региональный подход и всеобъемлющий охват.
Обязанности и ответственность округа с годами увеличились. Некоторые из этих новых обязанностей были результатом законодательных действий; другие появились благодаря делегированию государственных органов; в то время как другие были инициированы округом в соответствии с существующими полномочиями в ответ на возникающие проблемы управления водными ресурсами. Хотя наша миссия осталась практически неизменной с момента принятия Закона о водных ресурсах — управлять и защищать водные и связанные с ними природные ресурсы, — сферы ответственности теперь охватывают водоснабжение, защиту от наводнений, управление качеством воды и управление природными системами. Более того, растет признание того, что интеграция всех этих областей необходима для эффективного планирования и управления ресурсами.
Эволюция ответственности
1960-е годы
- Структурная борьба с наводнениями (бассейн четырех рек, проект Флорида)
- Районно-разрешительные работы
- Правила бурения скважин
1970-е годы
- Движение к неструктурной защите от наводнений
- Разрешение на строительство скважин
- Разрешение на безвозвратное водопользование
- Минимальные потоки и уровни
- Аэрофотосъемка и оконтуривание поймы
- Управление и хранение поверхностных вод (MSSW) с разрешением
- Программа улучшения качества воды (QWIP)
1980-е годы
- Программа «Спасем наши реки» (отвод земли)
- Запасы подземных вод
- Основные изменения правил MSSW
- Защита водно-болотных угодий
- Качество воды
- Защита водно-болотных угодий (Закон Уоррена Хендерсона)
- Программа мониторинга качества подземных вод
- Программа улучшения и управления поверхностными водами (SWIM)
- Программа помощи местным органам власти в планировании
- Разрешение на строительство скважин в районах загрязнения подземных вод
- Водосбережение/планирование нехватки воды
1990-е годы
- Проекты по оценке водных ресурсов (WRAP)
- Зоны осторожного использования воды (WUCA)
- Разрешение на экологические ресурсы (ERP)
- Круглогодичные меры по сохранению
- Правило поощрения Xeriscaping
- Мониторинг качества атмосферных поверхностных вод
- Preservation 2000/Florida Forever (приобретение земли)
- Районные планы управления водными ресурсами
- Региональное планирование водоснабжения
- Бюджетная отчетность/оценка эффективности
2000-е годы
- Содействие системам управления сельскохозяйственными ресурсами (FARMS)
- Связь по суше и воде
- Поддержка планов местного самоуправления на 10 лет по водоснабжению
- Защита пружин
- Стратегический план
- Технический партнер, сотрудничающий с FEMA для картирования паводков
- Стратегия восстановления Южной зоны осторожного использования воды (SWUCA)
- План действий по восстановлению водных ресурсов Западной и Центральной Флориды
- Информационная система управления водными ресурсами (WMIS)
- Стратегия восстановления Нижней реки Хиллсборо
- Проекты восстановления Верхней реки Пис
- Стратегия восстановления северной части залива Тампа
2010-е годы
- Зона предосторожности при использовании воды в Дувре/заводском городе
- Руководящий комитет побережья Спрингс
- Водная инициатива Центральной Флориды и Региональный водный кооператив Полка
- Бизнес-план
- Исследование водоносного горизонта Нижней Флориды в качестве альтернативного источника воды
- Проекты прямого/косвенного повторного использования питьевой воды
Район
Район охватывает все или часть шестнадцати округов на западно-центральном побережье Флориды, от округа Шарлотт на юге до округа Леви на севере.