Что такое сентиментализм в литературе определение кратко: Сентиментализм – что это такое?

Сентиментализм в русской литературе: особенности, представители

Автор: redactor Категория: Литература, искусство

Сентиментализм – направление в литературе и искусстве 18-19 веков. В Европе оно возникло уже в 20-е годы 18-го столетья, в Россию пришло полувеком позже, но оставалось доминирующим почти целый век. По этой причине сентиментализм в русской литературе требует изучения уже в рамках школьной программы. Сегодня мы поговорит о характерных особенностях этого литературного направления, познакомимся с его представителями, определим отличительные черты сентиментализма в произведениях русских писателей.

 

Содержание

Особенности сентиментализма как литературного направления

Сентиментализм пришел на смену классицизму, но какое-то время они сосуществовали, являясь в то же время антиподами. Если классицизм во главе угла ставил разум, то сентиментализм считал приоритетными чувства человека. Об этом говорит и название направления:  sentiment в переводе с французского означает «чувство».

[stextbox id=’warning’]Сентиментализм – художественное направление второй половины VIII – первой половины XIX веков, признающее основой человеческой природы чувство.[/stextbox]

Можно назвать несколько особенностей этого литературного направления:

  1. Акцент на чувство. Писателя интересует внутренний мир человека, его эмоции, переживания.
  2. Ценность человеческой личности определяется способностью любить и сопереживать.
  3. Признание того, что способность чувствовать не зависит от сословной принадлежности. В результате главными героями часто становятся крестьяне, простолюдины.
  4. Прославление любви, дружбы, единения с природой как вечных ценностей.
  5. Восприятие природы как живой сущности, сопереживающей герою.

В произведениях писателей-сентименталистов могут возникать пасторальные мотивы.

Свою задачу сентименталисты видели в том, чтобы обратить душу человека к красоте и доброте, утешить и дать надежду.

[stextbox id=’info’]Одним из характерных для сентиментализма жанров были путевые заметки. В «Путешествиях» описывалась красота природы, рассказывались истории о верной дружбе, живописались семейные идиллии.[/stextbox]

Очерк, бытовой роман, повесть, роман в письмах, дневник, поэтическое послание и элегия – эти жанры появились тоже благодаря писателям-сентименталистам.

Писатели-сентименталисты

Наиболее ярко сентиментализм был выражен в английской литературе. Образцом этого литературного направления могут служить романы С. Ричардсона, Л. Стерна.

Немецкий сентиментализм представлен произведениями Ф. Шиллера и И.В. Гёте.

Если говорить о французском сентиментализме, то нужно вспомнить Ж.-Ж. Руссо.

В русской литературе с интересующим нас направлением связаны имена М. Н. Муравьева, И. И. Дмитриева,  Н. М. Карамзина. Черты сентиментализма имеет «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Нередко к этому направлению относят и ранние стихотворения Жуковского.

Наиболее характерным сентиментализму произведением русской литературы называют «Бедную Лизу» Карамзина.

Отличительные черты сентиментализма в русской литературе

В каждой стране сентиментализм приобретал свои уникальные черты. Если говорить об этом направлении в русской литературе, то можно выделить два течения.

  1. Дворянский сентиментализм. Межсословный конфликт рассматривается преимущественно с духовной, морально-нравственной стороны. Социальная тема не затрагивается. Путь к процветанию человечества лежит через духовное развитие, самосовершенствование. Задачей писателя видится нравственное воспитание. Такие представления, в частности, нам дают произведения Карамзина.
  2. Революционный сентиментализм. Характерен произведениям Радищева. Главная ценность – это свободная личность. Каждый имеет право на счастье, творчество, свободу. Межсословный конфликт обретает социальную подоплеку. Поднимается вопрос о недопустимости крепостного права.

[stextbox id=’info’]Для сентиментализма в русской литературе характерна была также назидательность. Это роднит его с русским классицизмом.[/stextbox]

Сентиментализм был ведущим направлением в русской литературе в течение столетия: с 70-х годов 18 века до 70-х годов 19-го. Позже он не исчез совсем, а трансформировался в романтизм. Поэтому обойти вниманием его, изучая литературу в школе, никак нельзя. Я постаралась рассказать о характерных чертах этого литературного направления как можно более кратко и емко. Надеюсь, вам было все понятно, и вы пойдете на экзамен по нашему любимому предмету хорошо подготовленными.

Поделиться в социальных сетях

Урок литературы в 9-м классе. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Понятие о сентиментализме | План-конспект урока по литературе (9 класс):

Урок литературы в 9-м классе.

Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме

Цели урока:

Образовательные: Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н. М.Карамзина, дать предать представление о сентиментализме как литературном направлении.

Развивающие: Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма

Воспитательные: Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: компьютер; презентация, раздаточный материал (Приложение 1), картины В. Боровиковского и О. Кипренского, иллюстрации учащихся, мультфильм «Бедная Лиза»

Эпиграф к уроку:

К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

(В.Г.Белинский)

Ход урока

1. Организационный момент.

П. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

— Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В. Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин.

II. Запись темы, эпиграфа .

III. Изучение нового материала.

1).Рассказ учителя о Н.М.Карамзине.

— Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара — Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

2). Учитель. На сегодняшний урок вы приготовили литературные визитки о жизни и творчестве Н.М. Карамзина. Пожалуйста, дополните мое сообщение о писателе. (Учащиеся дополняют рассказ учителя, опираясь на дополнительный материал)

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н. И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе .

— Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина — “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки — натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

— Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина.

3). Введение понятия “сентиментализм” .

— Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм.

Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”.

Учитель. 1.Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”?

2. Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

3. Запишите в литературоведческий словарь термин «Сентиментализм»

4). Самостоятельная работа. Работа в парах. Составление сводной таблицы .

Учитель. Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Перед вами образцы таблицы. Заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах.

Классицизм

Линия сравнения

Сентиментализм

Воспитание человека в духе верности государству, культ разума

Основная идея

Стремление представить человеческую личность в движениях души

Гражданская , общественная

Основная тематика

Любовная

Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Герои и

характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Вспомогательная, условная

Роль пейзажа

Средство психологической характеристики героев

Трагедия, ода, эпопея; комедия, басня, сатира

Основные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Время для выполнения этого задания – 3 минуты.  (После выполнения задания слушаем ответы 2 — 3 учеников и сверяем с таблицей ).

5. Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома.

Учитель. Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”.

1). О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание.

2).От какого лица ведётся повествование?

3). Какова роль пейзажа в произведении?

4). Какими вы увидели главных героев? (обращение внимания на таблицу со сравнительными чертами классицизма и сентиментализма, а также учащиеся показывают свои иллюстрации к повести, комментируя свой выбор)

5). Как к ним относится автор? (работа по иллюстрациям к повести)

6). Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма?(Учащиеся называют отличия, используя свои таблицы)

V. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися. Прием «Свободный Микрофон»

o Почему повесть Карамзина стала открытием для его современников?

o Начало какой традиции русской литературы положено Карамзиным?

Оценивание учащихся.

У. Домашнее задание.

1.Подготовить ответ на вопрос: «Интересна ли повесть «Бедная Лиза» современному читателю? Чем?

2. Ответ на вопрос 1 с 104.

Откроем словарь литературоведческих терминов. «Сентиментализм – непродуктивный творческий метод и литературное направление эпохи Просвещения, котором вместо классицистического культа разума утверждался культ чувства». Само название «сентиментализм» (от англ. SENTIMENTAL – чувствительный, фр. SENTIMENT – чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления.

Друг Пушкина, поэт П.А.Вяземский определил сентиментализм как «изящное изображение основного и повседневного». Сентименталисты, в отличие от классицистов, воспевали простого человека, с его богатым внутренним миром, переживаниями, чувством собственного достоинства.

Автор сочувствует своим героям, его задача – заставить читателя сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления. Отсюда и эмоциональный характер повествования в этих произведениях.

Для сентименталистов характерно стремление представить человеческую личность изнутри, в движениях души, изменениях чувств и настроений. Они не делят, как классицисты, героев на положительных и отрицательных; важно, что герой осознаёт свои недостатки и старается их исправить, страдает от своих дурных поступков. В обрисовке характеров героев и их оценке нет прямолинейности, однозначности.

Одной из характерных черт русского сентиментализма является идиллическое изображение мирной жизни простого человека на лоне природы. В связи с этим особую роль в произведениях сентиментализма играет пейзаж, который выступает как средство психологической характеристики героев, отражения их душевного состояния.

Литература сентиментализма обращена к повседневности, к частной жизни людей. Поэтому жанры, характерные для сентиментализма — элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), дневник, путешествие, повесть, — во многом имитируют непосредственные переживания человека, записи, продиктованные непосредственным движением сердца. Основная тема таких произведений – любовь и связанные с ней чувства.

Сентиментальный роман | литература | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Сентиментальный роман определение происхождение характеристики произведения

Сентиментальный роман  – это литературный жанр, ставший популярным в Европе в конце 18 века. Этот стиль возник отчасти как реакция на строгость и рационализм неоклассического периода.

В этом художественном жанре рассказ ведется от первого лица, в жалобном тоне и в риторическом стиле. В нем рассказывается о последствиях любовной страсти в любящей паре, подверженной куртуазной (платонической) любви.

Часто пара вынуждена защищать свою честь. Иногда в процессе им помогает третья сторона. В конце концов, любящая пара терпит неудачу в своей попытке быть вместе, потому что они не могут преодолеть ловушки.

Сентиментальный роман исследует человеческие чувства и человеческие отношения. Точно так же это служило для поднятия острых социальных проблем, таких как несправедливость или браки по договоренности.

Писатели часто высмеивали социальные институты и лицемерие. Напротив, любовь рассматривалась как естественное чувство и социальная сила перемен, вызывающая всеобщее уважение.

Точно так же в сентиментальном романе провозглашалось, что доброжелательность есть врожденное человеческое чувство и что центральными элементами всякой нравственности являются чувства симпатии и чувствительности.

Историческое происхождение сентиментального романа. Некоторые его черты присутствуют в рыцарских книгах.

Таким образом, с некоторыми вариациями в сентиментальном жанре воспроизведены особенности рыцарской любви. В первом жертва любви — храбрый джентльмен; во втором он придворный джентльмен.

Женщина, являющаяся объектом любви, в обоих случаях является образцом человеческих добродетелей. В сюжете представлены ситуации постоянной угрозы любовным отношениям. Иногда концовки трагичны и опасны.

В 18 веке чувства и эмоции стали центральным мотивом творческого письма, особенно в Великобритании и, в меньшей степени, во Франции и Германии.

Культ чувствительности, возникший примерно между 1940-ми и 70-ми годами XVII века, был культурным движением, посвященным проявлениям эмоций и добродетелей, которые требовали слез.

Среди прочего, его подъем обусловлен растущей гегемонией буржуазных культурных ценностей, упадком в Англии аристократической придворной культуры и разделением общественной и частной сфер.

Кроме того, примерно в это же время началось ценить домашнюю и семейную жизнь, и увеличилось свободное время из-за достижений Промышленной революции .

Характеристика сентиментального романа

Игра эмоций

Сентиментальный роман был основан на эмоциональном отклике как читателей, так и персонажей. В нем были сцены страданий и нежности, а сюжет устроен так, чтобы продвигать как эмоции, так и действия.

Таким образом ценилось прекрасное чувство, показывая персонажей как образец утонченного и чувствительного эмоционального воздействия.

Популярное развлечение

Сентиментальный роман стал новаторским, потому что привлек беспрецедентную аудиторию к литературе. Его читательская аудитория была не только многочисленной, она состояла из женщин и мужчин.

Эта аудитория состояла из промежуточного социального класса между дворянством и рабочими. Этот социальный уровень, окрещенный как средний уровень, воспринимал чтение романов как разновидность развлечения.

Новые аудитории

Сентиментальный роман, ориентированный на молодежь, затрагивает социальную группу, которая до сих пор была изолирована от литературных произведений.

Это также означало вхождение женщин в литературную культуру в качестве читательниц и создателей художественной литературы в то время, когда их экономическое значение в целом начало снижаться.

Благодаря простоте и естественности сентиментальный роман вырвал исключительность чтения у высших слоев общества. Это также привлекло внимание этой новой аудитории к социальным проблемам, таким как брачные отношения.

Сельские ценности

Идеализация природного ландшафта и субъективизм для многих критиков являются наиболее характерными чертами сентиментальных произведений. Главные герои идентифицируют себя со своим родным пейзажем и заставляют сделать это и читателя.

Типичный сентиментальный роман переносит героя или героиню из деревни в город (место порока, коррупции и жадности), где его мучают и жестоко обращаются. Результатом является возвращение к уединению в сельской местности и сельским ценностям.

Сентиментальный роман также идеализирует человеческое окружение. Это описывается как рай добра, в котором почти все живут в христианской любви. Человеческое сосуществование совершенно во всех аспектах.

Эмоциональные ресурсы

Сентиментальный роман призван тронуть сердца читателей. Это достигается обращением к описательным или эмоциональным литературным приемам. Для этого используются: свист ветра, далекий вой собак и др.

Представители и произведения

Сэмюэл Ричардсон (1689-1761)

Сэмюэл Ричардсон был английским писателем, признанным создателем эпистолярного стиля, который расширил драматические возможности романа. Его основными работами были Памела или Награжденная добродетель  (1739) и  Кларисса  (1747-48).

Он также был автором книг Тома Джонса (1749 г.), Извинения за жизнь миссис Шамелы Эндрюс (1741 г. ) и Истории сэра Чарльза Грандисона  (1753–1754 гг.).

Хорхе Айзекс (1837-1895)

Сентиментальный роман создал пасторальный пейзаж невероятной красоты. Это случай Марии (1867) колумбийского писателя Хорхе Айзекса, где мощный латиноамериканский пейзаж служит фоном для этой истории.

Мария  является воплощением классической романтической истории: Мария умирает, ожидая прибытия своего возлюбленного Эфраина, которого отправили в Лондон изучать медицину.

По сегодняшним меркам ее история любви стереотипна: счастье Марии зависит от главного героя. После отъезда Эфраина она заболевает и впадает в фатальный упадок.

Лоуренс Стерн (1713-1768) 

Ирландец Лоуренс Стерн известен прежде всего своими сентиментальными романами:  Сентиментальное путешествие по Франции и Италии и Жизнь и мнения джентльмена Тристрама Шенди . Его писательская карьера началась вскоре после женитьбы на Элизабет Ламли (1741 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *