Что такое сенека: СЕНЕКА | это… Что такое СЕНЕКА?

Сенека | это… Что такое Сенека?

Лу́ций А́нней Се́нека (лат. Lucius Annaeus Seneca minor) или Сенека младший или просто Сенека — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель. Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.

Сын Луция (Марка) Аннея Сенеки Старшего (выдающегося ритора и историка) и Гельвии. Младший брат Юния Галлиона. Принадлежал к сословию всадников.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Смерть Сенеки
  • 3 Произведения
    • 3.1 Философские диалоги
    • 3.2 Художественные
    • 3.3 Эпиграммы
    • 3.4 Другие
    • 3.5 Приписываемые
  • 4 Как выглядел Сенека?
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография

В раннем возрасте был привезен отцом в Рим. Учился у пифагорейца Сотиона, стоиков Аттала, Секстия, Папиния.
Ок. 33 — при императоре Тиберии становится квестором.


37 — ко времени восшествия на престол Калигулы слава Сенеки как оратора и писателя возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и в конце концов он распорядился убить Сенеку, но одна из многочисленых наложниц императора уговорила его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрет.
41 — в первый год правления Клавдия за причастность к дворцовой интриге попадает в ссылку и проводит восемь лет на Корсике.
49 — жена императора Клавдия Агриппина Младшая добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына — будущего императора Нерона.
54 — после отравления Клавдия к власти приходит шестнадцатилетний Нерон. Его наставники — Сенека и Секст Афраний Бурр — становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки.
57 — получает высшую в империи должность консула. Богаство его достигает в эту пору огромной суммы в 300 млн сестерций.
59 — Нерон вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины.
Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся все более натянутыми.
62 — после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив все свое огромное состояние императору.
65 — раскрыт заговор Пизона. Этот заговор не имел положительной программы и объединял участников только страхом и личной ненавистью к императору. Нерон ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством.
(По приказу Нерона Сенека был приговорен к смерти с правом выбора способа самоубийства)

Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров. Был фактическим правителем Рима в молодые годы Нерона, однако позднее был оттеснён от власти, когда отказался санкционировать репрессии против противников Нерона и против христиан.

Смерть Сенеки

Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом… Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой». После этих слов оба вскрыли себе вены на руках. У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть все не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело и яд не произвел своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал:

«Это — возлияние Юпитеру Освободителю»[1].

Произведения

Философские диалоги

В разных переводах книги могут иметь и разные названия.

  • 40 «Утешение к Марции» (Ad Marciam, De consolatione)
  • 41 «О гневе» (De Ira)
  • 42 «Утешение к Гельвии» (Ad Helviam matrem, De consolatione)
  • 44 «Утешение к Полибию» (De Consolatione ad Polybium)
  • 49 «О кратковременности жизни» (De Brevitate Vitae)
  • 62 «О досуге» (De Otio)
  • 63 «О душевном покое» или «О душевном спокойствии» (De tranquillitate animi)
  • 64 «О провидении» (De Previdentia)
  •  ?? «О стойкости мудреца» (De Constantia Sapientiis)
  •  ?? «О счастливой жизни» (De vita beata)

Художественные

  • 54 мениппова сатира «Отыквление божественного Клавдия» (Apocolocyntosis divi Claudii) [1]
  • трагедия «Агамемнон» (Agamemnon)
  • трагедия «Безумный Геркулес» или «Геркулес в безумье» (Hercules furens)
  • трагедия «Троянки» (Troades)
  • трагедия «Медея» (Medea)
  • трагедия «Федра» (Phaedra) [2]
  • трагедия «Фиест» (Thyestes) [3]
  • трагедия «Финикиянки» (Phoenissae)
  • трагедия «Эдип» (Oedipus)

Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.

Эпиграммы

  • Все, что мы видим вокруг…
  • К лучшему другу.
  • О простой жизни.
  • Родине о себе.
  • О благе простой жизни.
  • О богатстве и бесчестии.
  • О начале и конце любви.
  • О смерти друга.
  • О развалинах Греции.
  • О звоне в ушах.

Другие

  • 56 «О милосердии» (De Clementia)
  • 63 «О благодеяниях» или «О благодарениях» или «О добрых делах» (De beneficiis)
  • 63 «Исследования о природе» или «Натурфилософские вопросы» (Naturales quaestiones)
  • 64 «Нравственные письма к Луцилию» или «Письма к Луцилию» (Epistulae morales ad Lucilium)

Приписываемые

Некоторые книги ранее считались произведениями Сенеки, но сейчас большинство исследователей авторство Сенеки отвергают или подвергают сомнению.

  • трагедия «Октавия» (Octavia)
  • трагедия «Геркулес Этейский» (Hercules Oetaeus)
  • 370? «Переписка апостола Павла с Сенекой» (Cujus etiam ad Paulum apostolum leguntur epistolae)

Как выглядел Сенека?

Псевдо-Сенека.

Британский музей

Споры об этом велись уже давно и, во всяком случае, не менее долго, чем существовала первая версия. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту, историку Ф. Урсину (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за данной скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода.

В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. И, как вскоре выяснилось, совершенно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна реплика этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca).

С 1878 года она находится в Берлине. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка, и что он не мог быть таким полным, каким изображен — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел».

Историки и искусствоведы окончательно утвердились в том, что первый портрет не имеет отношения к Сенеке после того, как было обнаружено несколько других копий этой скульптуры (пердполагается, что портрет Гесиода был предназначен для фриза Пергамона). Сенека был довольно известным в своё время государственным деятелем и философом, но не до такой степени, чтобы его портреты создавались в Риме в столь значительном множестве [2].

Споры на данный предмет уже утихли — решение принято, но своеобразный компромисс, в виде ироничной дани былой полемике, нашёл монетный двор Испании, выпустивший монеты с «гибридным» портретом философа.

Примечания

  1. Тацит. Отрывки. Смерть Сенеки
  2. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. М.: Прогресс.1984

Литература

  • В. Фаминский, «Религиозно-нравственные воззрения Л. Аннея Сенеки и их отношение к христианству» Киев, 1906
  • П. С. Таранов, «120 философов. Анатомия мудрости» изд. «Реноме» г. Симферополь, 1997 год.

Ссылки

  • Луций Анней Сенека в библиотеке Максима Мошкова
  • Сенека. Письма к Луцилию — текст писем на русском и латинском языках
  • Проект Арсения Князькова
  • Все сочинения Луция Аннея Сенеки на русском языке.

Что такое СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ — Энциклопедия Кольера — Словари

СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ

СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ I (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 54 до н.э. — 39 н.э.), римской риторик, обычно именуемый Сенекой Старшим. Уроженец Кордубы (совр. Кордова, Испания), вторым из его сыновей был гораздо более известный Сенека Младший, а внучатым племянником — поэт Лукан. От принадлежащего Сенеке сочинения Споры (Controversiae) в десяти книгах, сборника риторических упражнений, где им были изложены 74 случая, сохранились 35 из области уголовного и гражданского права, а также касающихся общественных проблем. От Поучений (Suasoriae) сохранились 7 упражнений в жанре увещевания на вымышленную тему. Сенека, удрученный упадком современного ему ораторского искусства, напоминает в этих книгах своим сыновьям и широкой публике о величии римской риторики в эпоху Цицерона. Следуя Катону Старшему в недоверчивом отношении к греческой изворотливости, Сенека утверждал, что римляне прежних времен сравнялись с лучшими достижениями греческого стиля. Хотя сами по себе Споры скучны, в преамбулах содержатся ценные критические суждения, содержательная характеристика участников диалога, интересные сведения исторического и литературного характера. Споры и Поучения служили в античности пособием по риторике Цицерона. Практика рассмотрения гипотетических случаев, как в сочинениях Сенеки, несомненно способствовала либерализации римского законодательства и поощряла в юристах стремление к справедливости.

II (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.), римский государственный деятель, стоический философ и автор трагедий. Сенека родился в Кордубе (совр. Кордова, Испания), в богатой семье. Его отец и полный тезка, известный больше как Сенека Старший, был выдающимся ритором. Старший брат, Юний Галлион (первоначально носил имя Луций Анней Новат), ок. 52 был прокуратором Ахайи, упоминание о нем имеется в Деяниях апостолов (18: 12-17), и отказался рассматривать обвинение, которое выдвинули против апостола Павла иудеи в Коринфе. Сведения о жизни Сенеки до 41 скудны. В детстве его привезла в Рим тетка (жена видного имперского чиновника), которая воспитала страдавшего слабым здоровьем мальчика. Сенека занимался риторикой, рано заинтересовался философией, сведя знакомство с представителями эклектической школы Квинта Секстия. Успешная адвокатская практика вскоре доставила Сенеке значительное состояние. Около 33 при императоре Тиберии Сенека стал квестором, что было первой ступенью в служебной карьере римлянина. Ко времени восшествия на престол Калигулы (37) слава Сенеки как оратора и писателя возросла настолько, что возбудила зависть императора. В первый год правления Клавдия (41) третья жена императора Мессалина добилась, чтобы Сенека был сослан на Корсику по обвинению в связи с Юлией Ливиллой, сестрой Клавдия. В 49 Агриппина, четвертая жена императора, добилась возвращения философа в Рим и сделала его и префекта претория Секста Афрания Бурра воспитателями своего сына Нерона. Когда в 54 Нерон взошел на престол, его наставники сделались первыми советниками императора. В самом деле, великодушие Нерона на протяжении первых пяти лет пребывания у власти относят на счет руководства Бурра и в особенности Сенеки (в частности, он назывался при Нероне amicus principis, «другом принцепса»). Сенека был, по сути дела, главой имперского административного аппарата. Однако в 59 Нерон обнаружил свой подлинный характер: Сенеке и Бурру пришлось тогда, пусть неохотно, сыграть отведенную им роль в убийстве Агриппины, а Сенека даже написал для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становились все более натянутыми, а после смерти Бурра в 62 Сенека подал прошение об отставке и удалился на покой, оставив все свое огромное состояние императору. В 65 Нерон заставил Сенеку покончить с собой на основании сомнительных обвинений в причастности к заговору Пизона. Тацит (Анналы XV 62-64) повествует, как мужественно, но не без театральности, обставил Сенека свой уход из жизни. Кассий Дион (155-235) в Римской истории (LXI 10) рисует весьма непривлекательный портрет Сенеки, признавая, однако, его мудрость (LIX 19). Стоицизм. Сенек проповедовал самодостаточность, достигаемая через жизнь, соответствующую природе. Это предполагает презрение к богатству и боли как к «вещам безразличным», подавление страстей («апатия»), подчинение порядку (в том числе политическому строю). Трагедии обнаруживают симпатии Сенеки к стоикам, не только в легко выделяемых пассажах, восхваляющих простую жизнь и безразличие к внешним обстоятельствам, в подчеркивании роли правителей как служителей, а не как господ, но и, главным образом, в изображении страстей, которые стоику полагается подавлять. Стиль. Проза Сенеки уснащена вычурными метафорами, изречениями, парадоксами, все они тщательно отделаны, так что целые абзацы превращаются в нагромождение эпиграмм. В трагедии стихомифия (диалог, в котором каждый произносит по строке) нередко превращается в игру афоризмов. В трагедии Сенеки риторика играет столь же важную роль, как ритм в стихах. В отличие от своих греческих предшественников, Сенека мало озабочен проблемой нравственного выбора. Главное для него — изобразить крайние пределы страсти. Творчество. До недавнего времени Сенека-драматург и Сенека-философ воспринимались как два разных человека. Единственным (но вполне достаточным) свидетельством того, что это все же один человек, явилась строка из трагедии Медея, которую Квинтилиан приписывает философу. Предлагаемые хронологии творчества Сенеки остаются неубедительными. Впрочем, порядок появления сочинений на свет не столь важен, поскольку существенных изменений в мысли или стиле у Сенеки не наблюдается. Риторические произведения Сенеки утрачены, как и ряд трактатов, известных лишь по фрагментам. Сенека считается автором следующих дошедших до нас произведений. Диалоги. Под этой вводящей в заблуждение рубрикой рукописная традиция сохранила всего 10 трактатов в 12 книгах. Три из них по форме принадлежат к «Утешениям», хорошо известному в античности жанру. В Утешении к Марции (Ad Martiam de consolatione) по поводу смерти ее сына, произошедшей тремя годами прежде, даются стандартные советы сдерживать скорбь, что сопровождается ссылками на примеры других несчастных матерей. Утешение к Гельвии (Ad Helviam de consolatione) адресовано матери философа в период его ссылки на Корсику. Полибию, влиятельному вольноотпущеннику и приближенному Клавдия, предназначалось утешение по случаю смерти брата (Ad Polybium de consolatione), в надежде, что Полибий поспособствует возвращению Сенеки из ссылки. Два диалога адресованы брату Сенеки Новату. В большем — О гневе (De ira, в 3 книгах) — рассматривается один из главных «аффектов», от которых стоик стремится освободить свою душу. Этот трактат плохо скомпонован, но его оживляют хорошие примеры из жизни. В трактате О блаженной жизни (De vita beata) доказывается, что жить согласно природе можно и при наличии богатства. Три тесно связанных между собой трактата адресованы Аннею Серену (другу или родственнику философа). Трактат О постоянстве мудреца (De constantia sapientis) имеет подзаголовок «О том, что мудрец не ведает ни обиды, ни оскорбления»; в трактате О спокойствии души (De tranquillitate animi) предлагаются противоядия против соблазнов роскоши и общественной деятельности; трактат О досуге (De otio) поощряет отказ от активной деятельности, в особенности по достижении старости, во имя философского созерцания. В трактате О краткости жизни (De brevitate vitae) проводится мысль, что свой век нужно измерять не годами, а разумным употреблением отпущенного человеку времени. Трактат О провидении (De providentia) имеет подзаголовок «Если провидение существует, почему на хороших людей обрушиваются несчастья?» Ответ гласит, что страдание способствует духовному совершенствованию и предоставляет возможность для упражнения в добродетели. Два более длинных трактата, не вошедшие в число Диалогов, носят в общем тот же характер. Трактат О милосердии (De clementia, из 3 книг сохранилась 1-я и небольшой отрывок другой) адресован Нерону и относится к самому началу его правления. В трактате О благодеянии (De beneficiis, в 7 книгах) подробно исследован вопрос о том, что является благодеянием, как следует его совершать и как принимать, а также о природе благодарности и неблагодарности. Письма. Нравственные письма к Луцилию (Epistulae morales, всего 124) с точки зрения большинства читателей — самое блестящее произведение Сенеки. Это короткие проповеди в свободной форме по поводу таких событий в жизни автора, как путешествие, приступ болезни, посещение морского курорта или цирка и т.д. Естествознание. Исследования о природе (Naturales quaestiones), в 7 книгах, посвящены грому и молнии, снегу, граду, дождю, землетрясениям, кометам и т.п. Стоики рассматривали небесные и вообще природные феномены как непосредственное доказательство того, что Вселенной управляет разумное провидение. Тесная связь между этикой и метеорологией обусловлена тем, что ими управляет одна и та же природа. Сенека побуждает читателя изучать природу для уподобления человеческого разума великому направляющему разуму, из которого он происходит; кроме того, это занятие является упражнением в нравственности. До тех пор, пока Запад не познакомился с Аристотелем, Исследования о природе Сенеки воспринимались в качестве главного источника по космологии. Сатира. Отыквление (Apocolocyntosis), пародия на апофеоз императора Клавдия, заметно отличается от прочих произведений Сенеки и содержанием, и тоном. Здесь высмеиваются не только физические недостатки Клавдия, но и его пристрастие к книгам, к судебной процедуре, щедрая раздача им гражданских прав. По форме это Мениппова сатира, смешение стихов и прозы ради комического эффекта. Трагедии. Трагедии Сенеки — это переработки греческих образцов. Они отличаются от греческих оригиналов тем, что хоровые песнопения предназначены скорее для декламации, чем для пения. Они отличаются также и по содержанию, поскольку посвящены не нравственным проблемам, а изображению сильной страсти. Главные герои никогда не раскаиваются в своих преступлениях, сколь бы чудовищными они ни были, а прочие персонажи, напрасно пытающиеся их смягчить, лишь подчеркивают непоколебимую решимость протагонистов. Одна из наиболее потрясающих и знаменитых трагедий Сенеки — Фиест (Thyestes). Большая часть событий происходит вне сцены, после чего вестник рассказывает о них публике. Пьеса начинается с появления тени Тантала и рассказа о родовом проклятии его сына Атрея, царя Микен. Его брат Фиест соблазнил жену Атрея и захватил его царство, и Атрей поклялся отомстить за это преступление. Притворившись, что простил брата, он приглашает Фиеста на пир. Фиест принимает приглашение, и на пиру его потчуют мясом троих его сыновей, убитых Атреем. Драма завершается тем, что Атрей открывает брату истину. Троянки (Troades) — переработка трагедии Эврипида, центральным пунктом сюжета здесь становится не развенчание войны, а ужас принесения в жертву Поликсены и Астианакса. Финикиянки (Phoenissae) дошли во фрагментарном состоянии, и их греческий образец не сохранился, хотя имеется преемственность в отношении трагедий Семеро против Фив Эсхила, Эдип в Колоне Софокла и Финикиянки Эврипида. Медея (Medea) следует трагедии Эврипида, особенно тщательно отделана сцена заклинания. Федра (Phaedra) напоминает Ипполита Эврипида за тем исключением, что Федра не пытается бороться со своей страстью, а скорее похваляется ею, кормилица же пытается отговорить свою госпожу, а не советует ей отдаться страсти. Эдип (Oedipus) соответствует Царю Эдипу Софокла, но лишен его трагического размаха; зато здесь происходит описанное во всех деталях жертвоприношение и жуткая сцена некромантии. В Агамемноне (Agamemnon), если сравнивать эту пьесу с трагедией Эсхила, обнаруживается, что в образе Клитемнестры усилен мотив любви. Трагедия Безумствующий Геркулес (Hercules furens) в основном повторяет трагедию Эврипида. Геркулес на Эте (Hercules Oetaeus), вероятно, завершенный уже другим автором, описывает смерть Геракла, как и Трахинянки Софокла; здесь Геракл превращается в стоического святого, возносящегося на небеса в награду за спасение человечества от чудовищ. Другие произведения и дальнейшее влияние. Среди произведений Сенеки имеются еще две рубрики: ряд традиционных коротких стихотворений, в том числе любовных, и его переписка с апостолом Павлом — вне всякого сомнения, подложная, хотя западные отцы церкви были убеждены в ее подлинности. В Средние века Сенеку высоко ценили, поскольку считалось, что он был знаком с апостолом Павлом. В эпоху гуманизма его влияние ощутимо в Опытах Монтеня и в становлении елизаветинской трагедии. На французских просветителей 18 в. большое влияние оказали представления Сенеки о природе.

Кто такой Сенека? Вечная мудрость от самого спорного в мире стоика

Смерть Сенеки, изображенная Рубенсом в начале семнадцатого века.

Луций Анней Сенека , известный просто как Сенека (или Сенека Младший), был философом-стоиком и ритором. Он один из первых стоиков, чьи литературные памятники нам предстоит изучить.

Родившийся более 2000 лет назад в Испании в семье Сенеки Старшего, Сенека имел неоднозначную репутацию.

С одной стороны, у нас есть его труды, практичные и вневременные. Используя поиск мудрости, чтобы ориентироваться в неизбежных взлетах и ​​падениях жизни, его можно было считать практическим философом. Его мысли повлияли на таких исторических личностей, как Паскаль, Фрэнсис Бэкон и Монтень, и продолжают находить отклик у людей сегодня. Нассим Талеб дошел до того, что написал целую главу о Сенеке в своей книге AntiFragile .

«Нам не дана короткая жизнь, но мы делаем ее короткой, и мы не бедны, а расточительны».

— Сенека

С другой стороны, существует несоответствие между его принципами и его жизнью. Возьмем, как один из многих примеров, его связь с Нероном. В 41 году нашей эры, когда Клавдий стал императором, он сослал Сенеку на остров Корсика. Здесь он оставался более восьми лет, пока Агриппина, мать будущего императора Нерона, не добилась его освобождения и стала наставником Нерона. Нерон впоследствии стал одним из самых тиранических императоров в Римской империи, и этот факт заставил многих обвинять Сенеку в лицемерии — как человек с такой мудростью может обучать Нерона!?

Служить любому плохому парню — особенно Нерону — процветает, пока не перестанет. В то время как Сенека разбогател, он также умер. Нерон, думая, что Сенека замышляет свергнуть его, приказал убить его. (В конце концов ему пришлось покончить с собой.)

Как и большинство из нас, Сенека пережил взлеты и падения. Хотя я никогда не был сослан на остров и не обучал тиранического императора, я развелся и работал на кого-то, кого не уважал. Так я впервые открыл для себя стоическую философию, и она изменила мою жизнь.

Сенека и другой знаменитый стоик, Марк Аврелий, жили философией. Они хотели знать, как использовать мудрость, чтобы преодолевать неизбежные жизненные ловушки. Уроки, которые вы можете извлечь из этих работ, неподвластны времени — вот почему мы все еще читаем их сегодня.

Цитаты Сенеки

Вот некоторые из наших любимых цитат Сенеки. Надеюсь, они вдохновят вас на более глубокое изучение мыслей этого великого мыслителя. (Я включил некоторые из его рекомендуемых работ ниже.)

«Время открывает истину». — Сенека

«Драгоценный камень не может быть отполирован без трения, а человек — без испытаний». — Сенека

«Везде, где есть человек, есть возможность для доброты». — Сенека

«Нас чаще пугают, чем обижают; и мы больше страдаем от воображения, чем от реальности». — Сенека

«Дар состоит не в том, что делается или дается, а в намерении дающего или делающего». — Сенека

«Всякая жестокость проистекает из слабости». — Сенека

«Какова сказка, такова и жизнь: важно не то, сколько она длинна, а то, насколько она хороша». — Сенека

«Если человек не знает, в какой порт он плывет, никакой ветер не попутный ». — Сенека

«Тот страдает больше, чем необходимо, кто страдает прежде, чем это необходимо». — Сенека

«Timendi causa est nescire — Невежество — причина страха». — Сенека

«Важно не то, что ты терпишь, а то, как ты это терпишь». — Сенека

«Человек, который предвидел приход бед, забирает их силу, когда они приходят». — Сенека

«Все будущее в неопределенности: живи немедленно». — Сенека

Известные произведения

Epistulae Morales ( Письма стоика ) — Сборник коротких моральных писем, адресованных Луцилию и обсуждающих широкий круг философских тем, таких как горе, богатство, гнев, успех, неудачи и ревность.

De Brevitate Vitae ( О краткости жизни — Это может быть самое быстрое введение в Сенеку, затрагивающее тему, которую многие из нас понимают, но не понимают: время.

Де Клементия ( О милосердии ) — Трактат, написанный Нерону, о крови, счастье и гневе.

Предлагаемая литература

Сенека о Краткости времени — Время невидимо, поэтому его легко потратить, не задумываясь о его ценности. Сенека предлагает предупреждение о том, как мы растрачиваем наше время только для того, чтобы сожалеть об этом.

Список литературы для стоиков: Аврелий, Сенека, Эпиктет и др. Подробный обзор того, с чего следует начать знакомство со стоицизмом.

Сенека о милосердии, крови, счастье и гневе — Сенека обращается De Clementia к молодому римскому императору Нерону с целью изобразить идеального правителя. Сюзанна Браунд делает все возможное, чтобы установить литературные, философские и политические традиции, повлиявшие на произведение.

Сенека о собирании идей и комбинаторном творчестве — Размышляя о необходимости как чтения, так и письма, чтобы не ограничиваться ни тем, ни другим, Сенека советовал в одном из своих посланий заниматься комбинаторным творчеством, то есть собирать идеи, просеивать их и объединить их в новое творение.

Сенека об одной вещи, которую природа одолжила нам и которую мы не можем вернуть — Римский философ Сенека вплел мудрость в письма своим друзьям. Это для Луцилия исследует единственную вещь, которую природа дает нам взаймы, которую мы тратим впустую: время.

Мудрость Сенеки: Совет юриста для жизни в условиях скоростного движения — Сенека дает несколько древних советов для жизни в современном скоростном режиме и помогает нам переосмыслить наши перспективы в процессе.

 

Северо-Восточная Индия | Люди, еда, одежда, религия и факты

Распределение северо-восточных индейцев

См. все СМИ

Ключевые люди:
Джеймс Логан
Похожие темы:
Абенаки ирокез Меномини Гурон ирокез

Просмотреть весь связанный контент →

Северо-восточный индеец , представитель любого из индейских народов, проживающий во время контакта с европейцами на территории, примерно ограниченной на севере переходом от преимущественно лиственных лесов к тайге, на востоке — Атлантический океан, на западе по долине реки Миссисипи, а на юге по дуге от современного побережья Северной Каролины на северо-запад до реки Огайо и оттуда на юго-запад до ее слияния с рекой Миссисипи. Северо-восточный культурный ареал представляет собой мозаику из умеренных лесов, лугов, водно-болотных угодий, водных путей и прибрежных зон.

Европейские исследователи и колонизаторы 16-го века отметили, что этот регион был населен множеством различных групп, каждая из которых принадлежала к алгонкинской, ирокезской или сиуской языковой семье. Как и в случае с лингвистически родственными группами в других местах (например, французами, итальянцами и испанцами в романской языковой семье), каждая языковая семья коренных американцев включала ряд отдельных народов. При обсуждении коренных народов Северной Америки северо-восточные и юго-восточные культурные области иногда объединяются и называются Восточными лесами; этот термин иногда путают с термином культур восточных лесов, который обозначает группу доисторических обществ, а не культурную область как таковую.

Традиционные модели культуры

Территориальная и политическая организация

Из трех языковых семей, представленных на Северо-Востоке, алгонкинские группы были наиболее широко распространены. Их территории включали весь регион, за исключением районов, непосредственно окружающих озера Эри и Онтарио, некоторые части современных штатов Висконсин и Миннесота, а также часть внутренних районов современных Вирджинии и Северной Каролины. Основные носители алгонкинских языков включают пассамакводди, малецит, микмак (микмак), абенаки, пенобскот, пеннакук, массачусет, наусет, вампаноаг, наррагансетт, ниантик, пекот, мохеган, нипмук, покомтук, могикан (махикан), ваппингер, монтаук. , Делавэр, Поухатан, Оджибва, Меномини, Саук, Кикапу, Майами, Шони и Иллинойс.

Территория вокруг озер Онтарио и Эри контролировалась народами, говорящими на ирокезских языках, включая могавков, онейда, онондага, каюга, сенека, гуронов, тиононтати, нейтралов, венрохрононов, эри, саскуэханнок и лаурентийских ирокезов. Тускарора, которые также говорили на ирокезском языке, жили в прибрежных холмах современной Северной Каролины и Вирджинии.

Викторина по Британике

Какие английские слова имеют индейское происхождение?

Английское название какого млекопитающего восходит к алгонкинскому слову, означающему «белое животное»? Английское название какого рогатого животного происходит от микмакского слова γalipu? Проверьте свои знания. Пройди тест.

Хотя многие племена, говорящие на языке сиу, когда-то жили в Северо-Восточной культурной области, только люди Хо-Чанк (виннебаго) продолжают проживать там в больших количествах. Большинство племен в составе нации сиу двинулись на запад в 16 и 17 веках, когда последствия колониализма распространились по всему континенту. Хотя у групп санти-сиу был самый высокий уровень конфликтов со своими соседями оджибва, группы тетон и янктон-сиу продвинулись дальше всех на запад от своей первоначальной территории. Эти группы, как и большинство других групп, говорящих на языке сиу, обычно считаются частью культурного ареала равнинных индейцев, несмотря на их длительный период проживания в лесах. Сложности обозначения группы и соглашения об именах обсуждаются во врезке: «Разница между племенем и группой»; и боковая панель: самоназвания коренных американцев.

Самой развитой и могущественной политической организацией на Северо-Востоке была Конфедерация ирокезов. Свободная коалиция племен, первоначально в нее входили могавки, онейда, онондага, каюга и сенека. Позже к ним присоединились Тускарора. Согласно традициям коренных народов, лига была сформирована в результате усилий лидеров Деканавиды и Гайаваты, вероятно, в 15 или 16 веках.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Первоначальная цель коалиции заключалась в установлении мира между входящими в нее племенами. Одной из самых важных вещей, которую он установил, была стандартная ставка кровавых денег, компенсация, выплачиваемая семье жертвы убийства. Предоставление компенсации за потерю члена семьи было давней практикой, но до создания конфедерации целые племена могли начать войну, если предложение было сочтено неадекватным. Установление ставок кровных денег предотвратило возникновение таких конфликтов внутри лиги, но не между членами лиги и другими племенами.

Примечательно, что стоимость жизни как жертвы, так и жизни убийцы была частью компенсации, поскольку убийца умышленно лишился права на жизнь, совершив такое насилие. Согласованная ставка составляла 10 нитей символически важных бус из ракушек, или вампум, за жизнь мужчины и 20 нитей вампум за жизнь женщины; таким образом, общая компенсация за убийство мужчины мужчиной составляла 20 строк, женщины женщиной 40 строк и так далее.

Конфедерация ирокезов была лигой мира для своих членов, но мир внутри лиги также позволил племенам Конфедерации сосредоточить свою военную мощь на завоевании других коренных народов. Военная деятельность была основным занятием мужчин на Северо-Востоке, а воинские почести были основным мерилом статуса мужчины во многих племенах. Рейды давали возможность для расширения, а также для пленных женщин и детей; таких пленников часто принимали в племя, чтобы заменить членов семьи, погибших или захваченных в плен. Однако пленные взрослые мужчины, как правило, жили хуже, чем женщины и дети. Среди Конфедерации ирокезов, других говорящих на ирокезах и, возможно, нескольких алгонкинских групп мужчины, захваченные во время набегов, могли быть либо замучены до смерти, либо приняты в племя. Если пленник был взят в качестве компенсации за убийство, его судьбу обычно определяла семья покойного. Если их решение заключалось в пытках, пленник старался не кричать, что способствовало формированию стереотипа стоицизма среди коренных американцев. Среди ирокезов было принято заканчивать мероприятие каннибализацией тела, практика, которая отталкивала окружающие племена.

Хотя конфликты между Конфедерацией ирокезов и соседними племенами определенно предшествовали колонизации, столь же очевидно, что конфедерация усилила свою набеговую активность в последующие столетия. Это произошло по ряду причин: некоторые, такие как демографический коллапс, косвенно способствовали насилию, а другие, такие как экономическое давление, были прямыми подстрекателями к конфликту. Хотя почти невозможно полностью разобраться в том, как взаимодействовали эти процессы, полезно рассмотреть их оба.

Европейцы, отправившиеся в Америку, принесли с собой болезни, к которым у коренных народов не было иммунитета. Эти новые болезни оказались гораздо более смертоносными для американских индейцев, чем для европейцев, и в конечном итоге ускорили панконтинентальный демографический коллапс. Занесенные болезни оказались особенно свирепыми в концентрированных поселениях ирокезов, которые стали нести большие потери населения, чем их соседи. Пытаясь заменить тех, кто умер во время эпидемий, племена Конфедерации ирокезов, кажется, довели похищение людей до беспрецедентного уровня.

Экономические потрясения, связанные с коммерциализацией животных ресурсов, также спровоцировали межплеменной конфликт. К началу 17 века отлов сильно истощил популяцию бобров вокруг Великих озер. В то время бобровые шкуры были самым важным товаром в экономике торговли мехом, и их можно было легко обменять на ружья, боеприпасы и другие товары, необходимые для обеспечения безопасности племени или даже превосходства в регионе. Конфедерация ирокезов оккупировала некоторые из наиболее истощенных мест обитания бобров и начала военную кампанию, направленную на расширение территории, на которую не охотились.

Хотя набеги в экспансионистских целях могли отличаться от набегов с целью захвата пленников, те племена, которым пришлось обороняться, создали несколько союзов для отражения атак конфедерации. Ярким примером был союз, известный как Конфедерация Вендат, в который входили несколько банд гуронов и тиононтати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *