Что такое рабле: Рабле | это… Что такое Рабле?

РАБЛЕ, ФРАНСУА | Энциклопедия Кругосвет

РАБЛЕ, ФРАНСУА (Rabelais, Francois) (ок. 1494 – ок. 1553), крупнейший представитель литературы французского Возрождения, прославленный автор сатирических повествований Гаргантюа (Gargantua) и Пантагрюэль (Pantagruel). Родился, по утверждениям одних ученых, в 1483, по убеждению других – в 1494; ко второму мнению склоняется большинство биографов. Полагали, что его отец был трактирщиком, но эта легенда давно опровергнута: он был судебным чиновником, т.е. принадлежал к просвещенному среднему сословию, которому столь многим обязано французское Возрождение. Антуану Рабле принадлежали в Турени земли неподалеку от Шинона; в одном из его поместий, Ладевиньер, и родился Франсуа.

Остается неясным, каким образом и в силу каких причин он в столь раннем возрасте (предположительно в 1511) поступил в монастырь. Загадочны и мотивы, заставившие его отдать предпочтение францисканским обителям. Эти монастыри в ту пору оставались в стороне от гуманистических устремлений и даже изучение греческого считали уступкой ереси. Симпатизировавший гуманизму епископ Жофруа д’Эстиссак из ближайшего бенедиктинского аббатства Мальезе взял к себе секретарями Франсуа и его друга Пьера Ами.

В 1530, оставаясь в духовном звании, Рабле появился в известной медицинской школе в Монпелье и уже через шесть недель был готов держать экзамены на бакалавра – несомненно, что медициной он занимался и прежде. Два года спустя он стал врачом городской больницы в Лионе. В те времена Лион был крупным центром книжной торговли. На ярмарках среди народных книг можно было найти переделки средневековых романов о деяниях великанов и всевозможных чудесах, например Большие хроники (автор неизвестен). Успех этой истории семейства великанов побудил Рабле приняться за собственную книгу. В 1532 он напечатал Страшные и ужасающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля (Horribles et espouantables faicts et prouesses du tres renommé Pantagruel). Хранителями ортодоксальной догмы, в том числе Сорбонной, теологическим факультетом Парижского университета, книга была немедленно осуждена. В ответ Рабле убрал несколько запальчивых выражений (вроде «сорбоннского осла») и, отставив старые побасенки, написал разящую сатиру, не оставлявшую сомнений насчет его намерений в будущем. Это была книга о Гаргантюа, «отце Пантагрюэля». Великаны остались и в ней, как остались и многочисленные отзвуки перепалки, происходившей в 1534. В тот период многие из друзей Рабле оказались в заточении, были изгнаны либо ожидали еще более плачевные судьбы. Пользовавшийся большим влиянием дипломат Жан Дю Белле, кардинал и посланник в Риме, несколько раз брал с собой в Рим Рабле и добился от папы полного прощения за те прегрешения против церковной дисциплины, которые его друг допускал в былые дни (Отпущение 17 января 1536).

Вплоть до 1546 Рабле писал мало: много времени отнимала у него работа над сочинениями, представленными на докторскую степень, полученную в 1537. Известен случай, когда были перехвачены его письма и он на время удалился в Шамбери. Третья книга (Tiers Livre), описывающая новые приключения Пантагрюэля, была осуждена, как и прежние. На помощь пришли высокопоставленные друзья. Кардинал Дю Белле добился для Рабле приходов в Сен-Мартен де Медон и Сен-Кристоф де Жамбе. Кардинал Оде де Шатийон получил королевское одобрение на публикацию Четвертой книги (Quart Livre), что не помешало Сорбонне и парижскому парламенту осудить ее, как только она вышла в 1552.

В своих сочинениях Рабле демонстрирует исключительное богатство тональности – от послания Гаргантюа сыну (Пантагрюэль, гл. VII) до таких мест, когда сами заглавия едва ли воспроизводимы без пропусков, обозначаемых точками. Оригинальность Рабле всего ярче проявилась в его необычайно красочном и пышном стиле. В его трудах по медицине еще чувствуется влияние Галена и Гиппократа. Один из наиболее известных французских врачей, он во многом обязан своей репутацией тому обстоятельству, что был способен толковать греческие тексты, а также анатомическим сеансам, до какой-то степени предвещавшим методы лабораторного исследования. Не назвать особенно самобытной и его философию. Напротив, писания Рабле – истинная находка для прилежного любителя устанавливать источники и заимствования. Зачастую повествование занимает всего несколько строк, и страница почти полностью заполняется примечаниями. Этот комментарий, отчасти лингвистический, составляли ученые источники, речь простонародья, включая диалекты, профессиональный жаргон разных сословий, а также греческий и латынь – распространенные в ту эпоху кальки.

Гаргантюа и Пантагрюэля называют романами. Действительно, на их композицию большое влияние оказали популярные в то время рыцарские романы. Рабле тоже начинает рассказ с рождения своего героя, который, конечно, появляется на свет «весьма странным образом». Затем традиционно идут главы о детстве и воспитании в отроческие годы – воспитывают героя как адепты Средневековья, так и Возрождения. Воспитание в духе последнего вызывает у автора только восторги, воспитание же в духе Средневековья – одно презрение. Когда Гаргантюа конфискует колокола Собора Парижской Богоматери, теологический факультет Парижского университета направляет к нему делегацию с целью их вернуть. Возглавивший эту делегацию магистр Ианотус де Брагмардо описан со злою насмешкой. В резком контрасте с этим слабоумным стариком стоит прекрасно воспитанный, светлый умом Гаргантюа, чья внешность столь же безукоризненна, как и его латынь. Среди его помощников едва ли не самый интересный – брат Жан, очень схожий с братом Туком из баллад о Робин Гуде. Брат Жан – воплощение идеала, близкого сердцу автора, как близок он был и Эразму Роттердамскому: это монах, отнюдь не пренебрегающий живой, деятельной жизнью, умеющий постоять за свою обитель и словом, и делом.

В Пантагрюэле, следующем за Гаргантюа (хотя он напечатан раньше), заимствования из фольклора, составившие основу рассказа, намного очевиднее. Герой-великан, одержимый жаждой приключений, прямо перенесен в рассказ из лубочных книг, продававшихся на ярмарках в Лионе и Франкфурте. Его рождение происходит также «весьма странным образом» и описывается с многочисленными акушерскими подробностями. Столь же красочно повествование о том, как росло это громадных размеров чудо природы, но постепенно основное внимание автор начинает уделять интеллектуальным устремлениям в духе Возрождения. Показательна сцена знакомства с Панургом, который рекомендует себя, произнося речи на многих языках, – эпизод, точно рассчитанный с целью вызвать смех у публики, принадлежащей к кругам гуманистов, где могли счесть немецкий трудным, однако различали греческий и древнееврейский, если говорящий демонстрировал «истинный дар риторики». В этой же книге (глава VIII) находим написанное стилем Цицерона письмо к Пантагрюэлю, свидетельствующее, сколь страстно верили тогда люди в наступление новой эпохи.

Появившись в повествовании, Панург останется в нем до самого конца. Третья книга построена так, что он постоянно находится в центре действия, рассуждая то на темы экономики (о пользе долгов), то о женщинах (следует ли ему жениться?). Когда рассказ доходит до женитьбы Панурга, Рабле заставляет его искать совета то у одного персонажа, то у другого, так что в деле участвуют разные группы людей. Их мнения оказываются совсем не убедительными, и Панург решает прибегнуть к совету оракула Божественной Бутылки, так что книга завершается на ноте и ироничной, и горькой.

Четвертая книга полностью отведена под путешествие Пантагрюэля, представляющее собой и паломничество в средневековом духе, и ренессансный опыт познания, отчасти в подражание Жаку Картье, описавшему свои путешествия, или многочисленным «космографиям» того времени. Сочетание средневековых и ренессансных элементов у Рабле не должно удивлять читателя. Та же амбивалентность свойственна и другим деталям его повествования. Путешествие начинается с евангелической, почти протестантской церемонии, но, с другой стороны, перед нами старая привычка давать аллегорические названия различным островам, которые посещает экспедиция (как острова Папеманов и Папефигов). Дабы эта географическая фантазия не иссякала, названия берутся даже из древнееврейского, как, например, остров Ганабим (множ. число от слова ganab – вор). Странно, что изобретательный и неунывающий Панург постепенно становится малосимпатичным персонажем, как, например, в знаменитой сцене бури на море, когда он ведет себя как трус, в отличие от брата Жана, с его твердостью духа, владением ситуацией и знанием морского дела.

В Четвертой книге путешествие не завершено. Пятая книга заканчивается сценой у оракула Божественной Бутылки, чье таинственное слово истолковывается как «тринк», т.е. как приглашение испить из чаши познания. Тем самым финал всего произведения приобретает оптимистическую тональность – герои полны надежд, что впереди новая эра.

Пятая книга появилась в двух вариантах вскоре после кончины Рабле. Споры о том, не является ли она подделкой, ведутся давно. Тот факт, что Пятая книга не может быть безоговорочно признана творением Рабле, осложняет понимание и оценку его взглядов. Даже по тем частям произведения, относительно которых не возникает сомнений в авторстве, сложно судить, каково было отношение автора к религии. В наши дни принято считать, что он был последователем Эразма, т.е. желал церковных преобразований, но не отделения от Рима. Неприязнь к монашеству объясняется не только отвращением к аскетизму, но и напряженной в ту пору полемикой, которая шла в самих монастырях между приверженцами гуманизма и ревнителями средневековых порядков. Об этой полемике Рабле думал, насмешливо описывая библиотеку монастыря Св.Виктора (Пантагрюэль, глава VII), в которой полки уставлены книгами с комическими заглавиями (вроде «Башмаков терпения»).

Последние годы Рабле окутаны тайной. Возможно, никогда не будет выяснено, почему он отказался от своих приходов вскоре после того, как их получил. Ничего достоверно не известно о его смерти, помимо эпитафий поэтов Жака Таюро и Пьера де Ронсара, причем последняя звучит странно и не комплиментарна по тону. Обе эпитафии появились в 1554. Даже о месте захоронения Рабле ничего нельзя сказать точно. Традиционно считается, что он погребен на кладбище собора св.Павла в Париже.

Что такое Рабле, определение термина в Энциклопедический словарь

Все словариБольшой юридический словарьОднотомный большой юридический словарьСправочник лекарственных средствЭнциклопедия БиологияФинансовый словарьЭкономический словарьБольшой бухгалтерский словарьМедицинский словарьМорской словарьСоциологический словарьСексологический словарьАстрономический словарьБизнес словарьПолитический словарьСловарь литературных терминовМедицинский большой словарьЭнциклопедический словарьСловарь ЕфремовойЭнциклопедия КольераЭнциклопедия Брокгауза и ЕфронаТолковый словарь УшаковаСловарь ОжеговаСловарь ДаляСловарь наркотического сленгаСловарь воровского жаргонаСловарь молодёжного слэнгаСловарь компьютерного жаргонаМеталлы и сплавы. СправочникТолковый строительно-архитектурный словарьАрхитектурный словарьДжинсовый словарьСловарь по ландшафтному дизайнуАвтомобильный словарьКулинарный словарьСтроительный словарьПолиграфический словарьСловарь модыYoga Vedanta DictionaryСловарь йогиСловарь терминов Йоги и ведантыСозвездия, латинские названияСловарь музыкальных терминовБиографический словарьСловарь эпитетовСловарь курортовСловарь русских технических сокращенийЭтимологический словарь ФасмераСловарь иностранных словСловарь фразеологизмовСловарь географических названийСловарь символовСловарь синонимовСловарь нумизматаСловарь имёнСловарь мерСловарь русских фамилийЭтнографический словарьСловарь лекарственных растенийСловарь народовИсторический словарьРелигиозный словарьСловарь по мифологииБиблейская энциклопедияСловарь по искусствуФилософский словарьСловарь логикиПсихологический словарьВсё о вине, энциклопедический словарьКнига о вкусной и здоровой пищеКулинарный словарьПищевые добавкиСловарь алкогольных напитковЭнциклопедия трезвого образа жизни

Рабле
— (Rabelais) Франсуа (1494-1553) — французский писатель-гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» (кн. 1-4, 1533-52, кн. 5 — опубликована1564) — энциклопедический памятник культуры французского Возрождения.Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество ипредрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев,навеянных фольклором (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискательПанург), гуманистические идеалы своего времени.

Ivanov Alex



Выберите букву

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Значение слова Рабле в других словарях:
  • Значение слова Рабле — Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  • Что такое рабле, франсуа — Энциклопедия Кольера

Популярные слова

Хвост Фанаберия Манто Тауз Парад Сват Бати Янтарь Небо Наст Табло Ш Нано.

.. Абиогенез Бабаев Шок Ракета-Носитель Унру Угроза Огонь

раввин | Определение, история и функции

Связанные темы:
главный раввинат

Просмотреть весь связанный контент →

раввин , (иврит: «мой учитель» или «мой господин») в иудаизме человек, получивший академические знания еврейской Библии и Талмуда, допущенный к духовному лидеру и религиозному учителю Еврейская община или община. Рукоположение (удостоверение раввина) может быть присвоено любым раввином, но обычно эту функцию выполняет учитель, выдав письменное заявление. Рукоположение не несет с собой особого религиозного статуса. На протяжении многих поколений образование раввина состояло почти исключительно из изучения Талмуда, но с 19 в.X веке была признана необходимость и ценность всестороннего общего образования.

В то время как раввины помогают на всех религиозных браках, их присутствие на большинстве других церемоний не требуется. Тем не менее, они обычно проводят религиозные службы, помогают на бар-мицве и бат-мицве, присутствуют на похоронах, а иногда и на обрезании. В вопросах развода роль раввина зависит от назначения в специальный суд еврейского права.

Еще из Британики

Иудаизм: роль раввинов

Раввин также иногда проповедует, дает советы и утешает по мере необходимости. Раввин несет ответственность за всеобщее религиозное образование молодежи, но степень участия раввина, выходящая за рамки общего надзора, диктуется местными обстоятельствами. Современные раввины также участвуют в общественной и благотворительной деятельности, и ожидается, что они окажут поддержку любому проекту, спонсируемому их общинами.

В некоторых случаях раввины работают неполный рабочий день, посвящая большую часть своей энергии светской профессии. Поскольку раввины не имеют священнического статуса, многие функции, которые они обычно выполняют, могут быть взяты на себя другими, которые, хотя и не рукоположены, но имеют право проводить религиозные церемонии с преданностью и точностью.

К 100 г. н.э. термин раввин широко использовался для обозначения мудреца, то есть толкователя еврейского закона, и в ранней литературе он встречается в различных формах. Иисуса, например, его последователи иногда называли раввинами (Иоанна 1:49, 9:2) или rabboni (Иоанн 20:16), а председателей синедрионов (еврейских советов в Палестине под властью Рима) называли . равбан («наш господин»). Точно так же Иуда ха-Наси, кодификатор Мишны ( ок. 200 гг. н.э.), старейшего постбиблейского сборника еврейских устных законов, назывался rabbenu («наш учитель»).

Постепенно к своим общинам стали приходить оплачиваемые раввины-судьи и неоплачиваемые раввины-учителя (толкователи еврейского закона).

С 14 века раввины-учителя получали зарплату (как обычно делают раввины сегодня), чтобы освободить их от других обязанностей. Также в этот период зародилась традиция подчинения местных ученых раввину своей общины.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Главные раввины приобрели известность в средневековой Европе, но не пользовались популярностью у еврейских общин, которые они представляли, потому что большинство из них занимали свои посты в качестве назначенцев гражданского правительства. Из сохранившихся сегодня главных раввинатов в Израиле есть раввинский совет с двумя главными раввинами, один из которых представляет сефардский (испанский) обряд, а другой — ашкеназский (немецкий). Для еврейства в целом нет центрального раввината.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Что значит быть раввином?

Раввин — учитель иудаизма. Само слово буквально переводится с иврита как «мой учитель» или «мой господин».

На протяжении большей части еврейской истории основным требованием для получения этого звания было достаточное образование, чтобы принимать решения по еврейскому закону. В то время как обычно нужно быть раввином, чтобы заседать в beit din , коллегии, которая рассматривает еврейские юридические споры и присутствует при обращении, раввины не являются строго обязательными на других еврейских мероприятиях.

В то время как гражданские законы могут требовать специальной подготовки или сертификации для проведения свадеб и обрезания, ничто в еврейской традиции не запрещает мирянам проводить свадьбы, проводить молитвенные службы или выполнять другие ритуалы.

История раввината

На самых ранних этапах еврейской истории право управлять вопросами еврейского закона устно передавалось от учителя к ученику в непрерывной линии, восходящей к Моисею. Только в эпоху раннего Нового времени раввины получили официальное посвящение в академии продвинутого изучения Торы и начали выполнять более широкий спектр общественных функций, включая руководство в повседневной ритуальной практике, наблюдение за службами в синагогах, проповедование и служение в качестве духовного лидера общины. сообщество. Сегодня портфель раввинов еще шире. Современные раввины осуществляют широкий спектр деятельности под эгидой своего раввината, включая деятельность в области социальной справедливости, образование, работу с евреями и капелланство.

Хотя официальное название «раввин» не используется до появления Мишны (сборник законов и учений первого века, который вместе с Гемарой составляет Талмуд), часто считается, что первым раввином в еврейской истории был быть Моисеем, который упоминается в Талмуде как Моше Рабейну — Моисей, наш учитель. По повелению Бога Моисей назначает Иисуса Навина своим преемником, чтобы вести еврейский народ и вершить суды, процесс, который он осуществляет, возлагая на него руки. Согласно последовательности, изложенной в первой главе «Пиркей Авот» (которая является частью Мишны), линия власти напрямую передавалась от Иисуса Навина последующим поколениям вплоть до Гиллеля и Шамая, двух ведущих мудрецов периода Мишны. — тем самым установив прямую связь между раввинами Талмуда и Моисеем. Хотя эта цепочка была прервана после разрушения древнего храма в первом веке нашей эры, современное использование слова семиха (буквально «возложение рук») для раввинского рукоположения подразумевает некоторую преемственность между современными раввинами и самыми ранними источниками еврейской общинной власти.

Ранняя форма семиха путем прямой передачи от одного человека к другому — иногда называемая классической семихой — закончилась где-то в постталмудический период. В разные периоды еврейской истории предпринимались попытки восстановить классическую семиху, но ни одна из них не получила достаточного согласия среди раввинов Израиля, чтобы добиться успеха. Присвоение титула раввина сегодня, по сути, является согласованной конвенцией, утвержденной авторитетом учреждения, назначающей рукоположение, и ратифицированной с согласия общины. Язык документа семиха, выдаваемого Университетом ешивы, ведущей современной ортодоксальной раввинской школой, не претендует на линейную власть, а скорее — подобно академическим дипломам — свидетельствует об успешном завершении студентом курса обучения в определенных областях. что квалифицирует их как сторонников еврейского закона.

До создания современных раввинских академий многие люди, которые действовали как еврейские религиозные авторитеты и духовные лидеры, носили титул раввина, несмотря на отсутствие официального рукоположения. По словам Эфраима Канарфогеля, историка Университета ешивы, свидетельства официальных сертификатов рукоположения можно найти еще в Испании в 11 веке. Усилия по профессионализации и сертификации подготовки раввинов позже набрали обороты по всей Европе, чему способствовали как влияние европейских христианских университетов, которые присваивали своим выпускникам такие официальные титулы, так и требования современного государственного управления.

«Современность изменила весь облик рукоположения, потому что одной из вещей, которые произошли в современности, было возникновение государства», — сказал Канарфогель. «Тебе нужен был документ, степень, лицензия».

Раввинат сегодня

Сегодня раввинат — это профессия, и раввины почти всегда являются выпускниками признанных раввинских семинарий, хотя некоторые получают так называемую «частную семиху», авторитет которой опирается на раввина, который ее дает. Все основные еврейские конфессии в Соединенных Штатах имеют связанные с ними раввинские семинарии. Есть также ряд крупных ультраортодоксальных раввинских академий, а также неконфессиональных школ, которые не связаны ни с одним из основных движений и выпускники которых обычно служат в неортодоксальных или общинных учреждениях.

Появление женщин-раввинов

Хотя считается, что первой женщиной-раввином была Регина Йонас, которая была рукоположена в Германии в 1935 году и была убита во время Холокоста, женщины-раввины не принимались регулярно до 1970-х годов. Салли Присанд стала первой американкой, официально рукоположенной в сан раввина в 1972 году, когда она окончила Еврейский союзный колледж реформистского движения; два года спустя Сэнди Айзенберг Сассо стала первой женщиной-раввином-реконструкционистом. Еврейская теологическая семинария консервативного движения рукоположила первую женщину-раввина в 1919 г.85.

В православном мире женщины-раввины до сих пор запрещены; однако в последние десятилетия открылись широкие возможности для женщин в религиозном лидерстве. Ешиват Махарат в Нью-Йорке значительно раздвинула границы женского духовного лидерства в православии, зайдя так далеко, что предприняла спорный шаг, предоставив семиху православным женщинам, хотя школа не присваивает звание раввина. Аналогичная программа была запущена в Израиле либеральным ортодоксальным раввином Шломо Рискиным.

Как обучают и посвящают в сан раввинов

Обычно официальное посвящение присуждается после завершения многолетнего курса обучения, за которым следует экзамен. Успешные кандидаты получают свидетельство о посвящении, иногда называемое Semichah Klaf , которое может быть написано на свитке пергамента писцом и подписано раввинами, проводящими посвящение.


ПРОЧИТАЙТЕ: Итак, вы решили стать раввином…


 

Современные программы обучения раввинов значительно расширили диапазон ожидаемых компетенций, помимо простого знания еврейского закона и текстов. Ожидается, что сегодняшние раввины будут владеть рядом пастырских и профессиональных навыков, включая управление некоммерческими организациями, консультирование, публичные выступления и руководство еврейской общиной. Точное сочетание обучения традиционным текстам и современным раввинским функциям варьируется от школы к школе и среди различных конфессий. Сегодня все большее число раввинов находят работу помимо традиционных должностей за кафедрой — в качестве активистов, педагогов, капелланов, специалистов по работе с общественностью и т. д.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: AHSH-ken-AH-zee, Происхождение: еврей, евреи из Центральной и Восточной Европы.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: кх-СИД-ик, Происхождение: иврит, направление в ультраортодоксальном иудаизме, выросшее из движения мистического возрождения 18-го века.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: moe-SHEH, Происхождение: еврейское, Моисей, которого Бог избрал, чтобы вывести евреев из Египта.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: ТАЛЛ-муд, Происхождение: иврит, набор учений и комментариев к Торе, составляющих основу еврейского закона. Состоящий из Мишны и Гемары, он содержит мнения тысяч раввинов из разных периодов еврейской истории.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: ТОРЭ-эм, Происхождение: иврит, Пятикнижие Моисея.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: МИШ-нух, Происхождение: иврит, свод еврейских законов, составленный в первые века нашей эры. Вместе с Гемарой он составляет Талмуд.

Ваш браузер не поддерживает элемент audio.

Произносится: guh-MAHR-uh, Происхождение: арамейский, сборник раввинистических сочинений и дискуссий первых нескольких веков нашей эры. Талмуд включает в себя Гемару и Мишну, свод законов, который разрабатывается Гемарой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *