Что такое крестьянская война в германии: Крестьянская война в Германии — урок. История, 7 класс.

Крестьянская война в Германии 1524-1525 кратко – участники, основные события, причины поражения, итоги в таблице

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 208.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 208.

Крестьянская война в Германии в 1524–1525 годах вошла в историю как самое крупное народное выступление в Европе XVI веке. Основные ее причины были религиозные и экономические. Несмотря на массовость выступления, крестьяне потерпели поражение.

Причины войны и ее начало

Движущей силой крестьянской войны стали не только крестьяне, но и горожане и часть дворянства. У них не было единой программы, что повлияло на неудачный ее исход.

Рис. 1. Крестьянская война в Германии 1524.

Экономической причиной войны следует считать расширение прав землевладельцев и рост поборов. С ней сочеталась и религиозная. В 1517 году на территории Священной Римской империи началась Реформация, а ее следствием стали волнения в обществе.

Датой начала крестьянской войны можно считать 26 мая 1524 года. В этот день произошло выступление в Форхейме. Оно оказалось успешным: на сторону крестьян перешла община города, бургомистр и солдаты. За ним последовало выступление в Нюрнберге, но там толпу крестьян смог разогнать маркграф Казимир при помощи пушек.

Летом 1524 года новым центром восстания стал город Штюлинген. Повстанцев возглавил бывший солдат Ганс Мюллер. Они отказались выполнять барщину и платить подушную подать, а также уважать дворянские привилегии и соблюдать вассальные обязанности.

В городе Вальдсгут крестьяне объединились с горожанами и создали Евангельское братство. Они решили, что будут платить налоги только императору Священной Римской империи. Еще более радикальными стали требования сторонников проповедника Томаса Мюнцера. Они предлагали объединения христиан в братство для борьбы с духовными и светскими властями.

Крестьянской войне предшествовало так называемое Движение башмака и еще более ранние Гуситские войны в первой половине XV века.

Крестьянским башмаком назывались тайные союзы земледельцев против князей и помещиков.

Рис. 2. Крестьянская война в Германии 1524 карта.

Итоги конфликта

Свои требования повстанцы сформулировали в документе под названием «Двенадцать статей» в 1525 году. Это был своеобразный крестьянский манифест, который основывался на Библии. Требования у крестьян были следующие:

  • свобода вероисповедования;
  • отмена крепостного права;
  • уничтожение привилегий аристократии;
  • отмена ряда феодальных повинностей и посмертного побора.

Манифест был принят в марте 1525 году в городе Мемминген в регионе Швабия на юго-западе Германии.

Помимо него, существовали еще две программы:

  • Статейное письмо. Достаточно радикальное по своей сути, оно предполагало переход власти к простонародью. Его создали сторонники Томаса Мюнцера;
  • Гейльброннская программа. Она была выгодна рыцарству.

К началу 1525 года восстание перекинулось на регион Альгой на границе современной Австрии и Германии. Напуганные народным выступлением князья перешли к активным действиям. В апреле 1525 года Георг фон Вальдбург начал боевые действия против повстанцев. Они, несмотря на численное превосходство не смогли победить: одной из причин поражения стала хорошая подготовка рыцарей. Другим противником восставших стал ландграф Филипп Гессенский. Он к июню 1525 года одержал победу над повстанцами в Тюрингии.

Осенью 1525 года восставшие потерпели поражение на территории Германии, а весной 1526 года — в Австрии.

Кратко участников войны и ее основные события можно представить в следующей таблице:

Лидеры восставших

Томас Мюнцер, Яков Рорбах, Флориан Гайер, Готфрид фон Берлихинген, Михаэль Гайсмайр

Командующие войсками Священной Римской империи

Георг фон Вальдбург, Филипп I Гессенский

Результат войны для крестьян

Подрыв политического значения сельских общин, реализации программы «12 статей» в ряде регионов Германии

Результат войны для князей

Укрепление взаимодействия между лидерами протестантов, например, Мартином Лютером и князьями Германии, после войны появился первый протестантский университет

Численность восставших крестьян достигала 300 тыс. Около 100 тыс. из них погибло. Больше всего, около 18 тыс., крестьян погибло в городе Цаберн в регионе Эльзас. Итогом стал разгром повстанцев не только на территории Священной Римской империи, но и Австрии.

Рис. 3. Крестьянская война в Германии 1525.

Что мы узнали?

Самым крупным народным выступлением в Европе XVI века стала Крестьянская война на территории Германии и Священной Римской империи. Ее начало было связано с начавшейся Реформацией в католической церкви. Крестьянское выступление не приняли лидеры протестантов, зато они укрепили связи с князьями и городами.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 208.


А какая ваша оценка?

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1524–26 • Большая российская энциклопедия

КРЕСТЬЯ́НСКАЯ ВОЙНА́ 1524–26 в Гер­ма­нии (Ве­ли­кая кре­сть­ян­ская вой­на), круп­ней­шее вос­ста­ние кре­сть­ян в Зап. Ев­ро­пе в Сред­не­ве­ко­вье и ран­нем Но­вом вре­ме­ни. Бы­ла вы­зва­на ущем­ле­ни­ем эко­но­мич. и пра­во­вых ин­те­ре­сов кре­стьян фео­да­ла­ми (рост пла­те­жей и по­вин­но­стей, умень­ше­ние аль­мен­ды, ог­ра­ни­че­ние ав­то­но­мии и са­мо­управ­ле­ния сель­ских об­щин) в ус­ло­ви­ях бы­ст­ро­го раз­ви­тия то­вар­но-де­неж­ных от­но­ше­ний. Ог­ром­ное влия­ние на К. в. ока­за­ла Ре­фор­ма­ция, во мно­гом из­ме­нив­шая ми­ро­воз­зре­ние кре­сть­ян­ст­ва, в т. ч. его от­но­ше­ние к цер­ков­ным и свет­ским вла­стям. Важ­ную роль в под­го­тов­ке К. в. сыг­ра­ла дея­тель­ность в кон. 15 – нач. 16 вв. тай­ных кре­сть­ян­ских сою­зов «Баш­мак» и «Бед­ный Кон­рад». Осн. оча­ги К. в. на­хо­ди­лись в Шва­бии, Фран­ко­нии, Эль­за­се, Сред­ней и Юго-Вост. Гер­ма­нии.

Пер­вые вы­сту­п­ле­ния кре­сть­ян на­ча­лись ле­том 1524 в Юж. Шварц­валь­де. К мар­ту 1525 вос­ста­ние рас­про­стра­ни­лось на Верх­нюю Шва­бию, где сфор­ми­ро­ва­лось 6 круп­ных воо­руж. кре­стьян­ских от­ря­дов, на­счи­ты­вав­ших до 40 тыс. чел. На со­б­ра­нии уме­рен­ной час­ти ру­ко­во­ди­те­лей К. в. в г. Мем­мин­ген 6–7.3.1525 бы­ло соз­да­но т. н. Хри­сти­ан­ское объ­е­ди­не­ние и при­ня­та про­грам­ма «12 ста­тей» (на­пе­ча­та­на 19.3.1525), со­став­лен­ная пис­цом од­но­го из от­ря­дов Се­ба­сть­я­ном Лот­це­ром и про­по­вед­ни­ком цвинг­ли­ан­ст­ва Кри­сто­фом Шап­пеле­ром. В про­грам­ме под­чёр­ки­ва­лись мир­ные на­ме­ре­ния кре­сть­ян, их стрем­ле­ние к смяг­че­нию феод. гнё­та (уп­разд­не­ние лич­ной за­ви­си­мо­сти, умень­ше­ние по­вин­но­стей, вос­ста­нов­ле­ние сво­бод­но­го поль­зо­ва­ния об­щин­ны­ми угодь­я­ми и ав­то­но­мии сель­ских об­щин, пра­во вы­бо­ра об­щи­ной свя­щен­ни­ка и др.). Боль­шин­ст­во тре­бо­ва­ний обос­но­вы­ва­лось ссыл­ка­ми на Еван­ге­лие и «бо­же­ст­вен­ное пра­во». Чле­ны Хри­сти­ан­ско­го объ­е­ди­не­ния 25.3.1525 за­клю­чи­ли в г. Ульм пе­ре­ми­рие с вы­сту­пив­шим про­тив кре­сть­ян Шваб­ским сою­зом 1488–1534, объ­е­ди­няв­шим кня­зей, ры­ца­рей и им­пер­ские го­ро­да. В то же вре­мя ра­ди­каль­но на­стро­ен­ная часть вос­став­ших про­дол­жа­ла во­ен. дей­ст­вия и за­хва­ти­ла неск. мо­на­сты­рей и зам­ков. В 1-й пол. апр. 1525, мо­би­ли­зо­вав зна­чит. си­лы и по­ста­вив их под ко­ман­до­вание трух­зе­са (се­не­ша­ля) Ге­ор­га фон Вальд­бур­га, Шваб­ский со­юз на­нёс кре­сть­я­нам ряд тя­жё­лых по­ра­же­ний, в т. ч. в бит­вах при Лейг­хай­ме (4.4) и Вур­цахе (14.4). Часть пов­стан­цев 17.4.1525 за­клю­чи­ла с Вальд­бур­гом Вейн­гартен­ский до­го­вор, обя­зав­шись сло­жить ору­жие в об­мен на обе­ща­ние вла­стей удов­ле­тво­рить не­ко­то­рые из их тре­бо­ва­ний. По­след­ним круп­ным ус­пе­хом вос­став­ших в Шва­бии ста­ло взя­тие г. Фрай­бург (23.5), но к кон­цу ию­ля со­про­тив­ле­ние кре­сть­ян бы­ло поч­ти пол­но­стью по­дав­ле­но.

Титульный лист «Двенадцати статей». 1525.

Вейн­гар­тен­ский до­го­вор по­зво­лил на­пра­вить б. ч. войск Шваб­ско­го сою­за во Фран­ко­нию, где К. в. на­ча­лась в кон­це мар­та 1525. Вос­став­шие за­хва­ты­ва­ли и раз­ру­ша­ли мо­на­сты­ри и зам­ки, при­ну­ж­да­ли фео­да­лов к при­зна­нию тре­бо­ва­ний «12 ста­тей». Дей­ст­вия пов­стан­цев в этот пе­ри­од во мно­гом ос­но­вы­ва­лись на но­вом про­грамм­ном до­ку­мен­те – ано­ним­ном «Ста­тей­ном пись­ме» (об­на­ро­до­ва­но в на­ча­ле мая 1525; со­став­ле­но, по-ви­ди­мо­му, ра­нее). Его ав­тор ис­хо­дил из прин­ци­па не­об­хо­ди­мо­сти пе­ре­хо­да вла­сти к на­ро­ду и от­ка­зы­вал­ся от лю­бых ком­про­мис­сов с «гос­по­да­ми» (свет­ски­ми и цер­ков­ны­ми фео­да­ла­ми). Во Фран­ко­нии вос­став­шим уда­лось за­ру­чить­ся под­держ­кой ря­да не­боль­ших го­ро­дов, во гла­ве кре­сть­ян вста­ли обед­нев­шие ры­ца­ри Фло­ри­ан Гей­ер и Гёц фон Бер­ли­хин­ген. Ру­ко­во­ди­те­ли пов­стан­цев пла­ни­ро­ва­ли со­брать в мае 1525 в г. Гей­льб­ронн съезд де­ле­га­тов от всех кре­сть­ян­ских от­ря­дов. Спе­ци­аль­но для это­го съез­да бы­ла со­став­ле­на Гей­ль­бронн­ская про­грам­ма (ав­то­ры – гла­ва по­ле­вой кан­це­ля­рии од­но­го из от­ря­дов Вен­дель Ги­п­лер и быв. гор. ка­зна­чей Фрид­рих Вей­ганд), вы­ра­жав­шая ин­те­ре­сы не толь­ко кре­сть­ян­ст­ва, но и бюр­гер­ст­ва, а так­же ры­цар­ст­ва. Про­грам­ма пре­ду­смат­ри­ва­ла ряд пре­об­ра­зо­ва­ний, на­прав­лен­ных на ог­ра­ни­че­ние про­из­во­ла кня­зей и уси­ле­ние вла­сти им­пе­ра­то­ра: вве­де­ние об­ще­им­пер­ско­го за­ко­но­да­тель­ст­ва, еди­ной мо­не­ты, уни­фи­ка­цию сис­те­мы мер и ве­сов, от­ме­ну внутр. та­мо­жен­ных по­шлин, се­ку­ля­ри­за­цию цер­ков­ных иму­ществ в поль­зу ры­цар­ст­ва и др. Ве­ро­ят­но, Гей­льб­ронн­ская про­грам­ма долж­на бы­ла слу­жить до­пол­не­ни­ем к «12 стать­ям», по­это­му в неё во­шло срав­ни­тель­но не­мно­го соб­ст­вен­но кре­сть­ян­ских тре­бо­ва­ний (от­ме­на лич­ной за­ви­си­мо­сти, воз­мож­ность вы­ку­па феод. по­вин­но­стей за до­воль­но круп­ный взнос). Од­на­ко в свя­зи с при­бли­же­ни­ем войск Шваб­ско­го сою­за съезд в Гей­ль­брон­не не со­сто­ял­ся. В ию­не 1525 кре­сть­ян­ские от­ря­ды Фран­ко­нии бы­ли раз­би­ты в сра­же­ни­ях при Кё­нигс­хо­фе­не (2.6) и при Ин­голь­штад­те (4.6).

На­ча­лу К. в. в Ср. Гер­ма­нии спо­соб­ст­во­ва­ла дея­тель­ность про­по­вед­ни­ков ра­ди­каль­ных ре­фор­мац. идей То­ма­са Мюн­це­ра и Ген­ри­ха Пфейф­фе­ра. Их сто­рон­ни­ки в се­ре­ди­не мар­та 1525 взя­ли под кон­троль ма­ги­ст­рат г. Мюль­хау­зен, а за­тем за­хва­ти­ли ряд го­ро­дов, зам­ков и мо­на­сты­рей. Мюн­цер при­зы­вал к уча­стию в вос­ста­нии го­ро­жан и гор­но­ра­бо­чих, од­на­ко к кре­сть­я­нам примк­ну­ла лишь не­зна­чи­тель­ная их часть. Вой­ска ланд­гра­фа Фи­лип­па Гес­сен­ско­го, при­ме­нив ар­тил­ле­рию, раз­гро­ми­ли осн. си­лы вос­став­ших в бит­ве при Фран­кен­хау­зе­не (15.5). К на­ча­лу ию­ня вос­ста­ние в Тю­рин­гии бы­ло окон­ча­тель­но по­дав­ле­но.

«Осада Цаберна. 1525». Гравюра на дереве 16 в. Фрагмент.

В Эль­за­се, где ак­тив­но дей­ст­во­ва­ли про­по­вед­ни­ки-ана­бап­ти­сты, вос­ста­ние на­ча­лось в апр. 1525, к маю в не­го бы­ли во­вле­че­ны до 35 тыс. чел. Кре­сть­я­не за­хва­ти­ли г. Ца­берн, но по­тер­пе­ли не­уда­чу при штур­ме Страс­бур­га. Вой­ска гер­цо­га Ан­туа­на Ло­та­ринг­ско­го оса­ди­ли Ца­берн (16.5.1525) и вы­ну­ди­ли пов­стан­цев сдать­ся. На­ру­шив ус­ло­вия пе­ре­ми­рия, гер­цог при­ка­зал пе­ре­бить 18 тыс. кре­сть­ян (круп­ней­шее кро­во­про­ли­тие за всё вре­мя Кре­сть­ян­ской вой­ны).

Доль­ше все­го К. в. про­дол­жа­лась в Юго-Вост. Гер­ма­нии. В на­ча­ле мая 1525 в Зальц­бург­ском ар­хи­епи­скоп­ст­ве вспых­ну­ло вос­ста­ние кре­сть­ян и гор­ня­ков, вско­ре рас­про­стра­нив­шее­ся на со­сед­ние Ка­рин­тию и Шти­рию. Пов­стан­цы на­нес­ли по­ра­же­ние вой­скам эрц­гер­цо­га Фер­ди­нан­да (бу­ду­ще­го имп. Фер­ди­нан­да I Габс­бур­га) в бит­ве при Шлад­мин­ге (3.7; круп­ней­шая по­бе­да вос­став­ших в хо­де К. в.). Ар­хи­епи­скоп Зальц­бург­ский был вы­ну­ж­ден со­гла­сить­ся час­тич­но удов­ле­тво­рить тре­бо­ва­ния вос­став­ших. В Ти­ро­ле во гла­ве кре­сть­ян­ских от­ря­дов встал Ми­ха­эль Гайс­майр, быв. сек­ре­тарь ар­хи­еп. Брик­сен­ско­го. Вос­ста­ние уда­лось по­да­вить лишь по­сле аре­ста Гайс­май­ра в авг. 1525. Но уже в ок­тяб­ре Гайс­майр со­вер­шил по­бег и ук­рыл­ся в Швей­ца­рии, где в нач. 1526 со­ста­вил про­грамм­ный до­ку­мент «Зем­ское уст­рой­ство» – план пре­об­ра­зо­ва­ния Ти­ро­ля в рес­пуб­ли­ку. «Зем­ское уст­рой­ст­во» пре­ду­смат­ри­ва­ло ого­су­дар­ст­вле­ние гор­но­руд­но­го де­ла, вве­де­ние гос. мо­но­по­лии на тор­гов­лю, ос­вое­ние но­вых с.-х. зе­мель, ли­к­ви­да­цию мо­на­сты­рей и всех го­ро­дов, за ис­клю­че­ни­ем Брик­се­на и Три­ен­та (ны­не Трен­то), ока­за­ние по­мо­щи бед­ным за счёт средств от сбо­ра де­ся­ти­ны. Вес­ной 1526 Гайс­майр воз­гла­вил но­вое вос­ста­ние в Зальц­бург­ском ар­хи­епи­скоп­ст­ве, но по­тер­пел по­ра­же­ние при Рад­штад­те (2.7) и с ос­тат­ка­ми сво­их сил от­сту­пил на тер­ри­то­рию Ве­не­ци­ан­ской рес­пуб­ли­ки.

По­ра­же­ние К. в. по­дор­ва­ло по­ли­тич. зна­че­ние сель­ских об­щин. В то же вре­мя в отд. рай­онах Гер­ма­нии вла­сти, стре­мясь не до­пус­тить но­вых кре­сть­ян­ских вы­сту­п­ле­ний, со­гла­си­лись на реа­ли­за­цию не­ко­то­рых пунк­тов про­грам­мы «12 ста­тей». Боль­шин­ст­во уме­рен­но на­стро­ен­ных ли­де­ров Ре­фор­ма­ции (вклю­чая Мар­ти­на Лю­те­ра и Фи­лип­па Ме­лан­хто­на) от­не­слись к К. в. рез­ко от­ри­цатель­но. В пам­фле­те «Про­тив раз­бой­ничь­их и гра­би­тель­ских ша­ек кре­сть­ян» Лю­тер при­звал вла­сти бес­по­щад­но по­да­вить мя­теж. Тем са­мым в хо­де К. в. ук­ре­пи­лись свя­зи лю­те­ран­ской Ре­фор­ма­ции с князь­я­ми и гор. вла­стя­ми.

Крестьянская война | История Германии

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Викторины

  • мировые войны

Немецкая крестьянская война — Энциклопедия всемирной истории

Немецкая крестьянская война (1524-1525) была конфликтом между низшим классом германского региона Священной Римской империи и дворянством из-за феодальной системы крепостного права, религиозной свободы и экономического неравенства.

Позже Карл Маркс и Фридрих Энгельс охарактеризовали его как воплощение борьбы между рабочим классом и его повелителями.

90–124 Причины крестьянского восстания до сих пор обсуждаются, но, по существу, подъем гуманистической философии в сочетании с религиозным реформаторским движением Мартина Лютера (1483–1546 гг.) бросил вызов статус-кво и заставил низший класс надеяться на радикальное изменение социальной иерархии. Рыцарское восстание (1522–1523 гг.) также упоминается как фактор, способствовавший тому, что рыцари под руководством Франца фон Зиккингена (1481–1523 гг.) И поощряемые рыцарем-поэтом Ульрихом фон Хуттеном (1488–1523 гг.) отказывались платить налоги или десятины и поощряли крестьян делать то же самое. В это время Римско-католическая церковь брала 10% заработной платы крестьян в качестве десятины, а знать требовала другие проценты, основанные на их собственных налоговых системах, вынуждая крестьянское население жить в нищете.

Удалить рекламу

Реклама
90–124 После того, как Лютер бросил вызов авторитету церкви в 1517–1521 гг. , положив начало протестантской Реформации, другие представители духовенства последовали его примеру, например, Томас Мюнцер (1489–1525 гг.), который первоначально надеялся, что Лютер будет отстаивать права крестьян и, когда он этого не сделал, осудил его за предательство дела. Дворянин и рыцарь Флориан Гейер (род. ок. 1490–1525), еще один поклонник Лютера, присоединился к Мюнцеру, крестьянскому лидеру Гансу Мюллеру (ум. 1525), дворянину Венделю Хиплеру (ум. 1526) и другим в организации восстания против того, что они видел как нехристианскую и несправедливую политику церкви и дворянства.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Крестьяне были плохо вооружены по сравнению с армиями дворянства, не имели опытного руководства и не смогли представить единый фронт, что привело к их поражению в 1525 году после ряда сражений, которые часто были больше резней, чем сражениями. По оценкам, в ходе конфликта было убито около 100 000 немецких крестьян, и еще больше умерло от голода после разрушения сельскохозяйственных угодий.

Удалить рекламу

Реклама
90–124 В некоторых отношениях эта борьба отражала более ранние гуситские войны (1419–1434 гг.), когда класс крестьян противостоял профессиональным армиям знати, но не было сильного лидера, такого как Ян Жижка (ок. 1360–1424 гг.) крестьяне, которые не могли сравниться с превосходной тактикой и вооружением знати. Маркс и Энгельс, немецкие философы, сформулировавшие систему марксизма и написавшие в 1848 году в соавторстве «Коммунистический манифест », охарактеризовали конфликт как воплощение классовой борьбы, а крестьянских вождей — как протокоммунистических героев.

Социальное и религиозное происхождение

Европейское общество в это время еще функционировало по структуре Средневековья, с дворянством на вершине иерархии и крестьянством в самом низу. Между ними были меньшие дворяне, возглавлявшие меньшие вотчины, духовенство (некоторые из которых были более могущественными, чем меньшие дворяне) и купеческий класс, многие из которых претендовали на освобождение от налогов, как и духовенство. Церковь, признанная единоличным духовным авторитетом, требовала от адептов 10-процентную десятину в дополнение к другим сборам за различные службы. Все эти четыре класса полагались на средства низшего класса, которые постоянно облагались налогами до нищеты.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Крестьяне не могли справиться с налогами, взимаемыми высшими классами, и спросом на их рабочую силу.

Крестьянский класс получил большую автономию и финансовую безопасность в Средние века, когда крестовые походы и Черная смерть уничтожили значительную часть населения, позволив крестьянам самоутвердиться и взимать с лордов более высокую плату за свой труд. Однако все, что они производили, не соответствовало налогам, взимаемым высшими классами, и спросу на большее количество их труда. Когда Мартин Лютер 95 Тезисы были популяризированы между 1517 и 1519 годами, многие крестьяне интерпретировали их как вызов статус-кво и поддерживали Лютера как защитника простого народа против аристократии и церкви, а ряд представителей среднего и низшего сословия поддержал Лютера. в надежде на полную религиозную революцию, которая положит конец церковной коррупции.

Одним из этих священнослужителей был Томас Мюнцер, который начал подвергать сомнению учения и политику церкви еще в 1514 году.0163 95 Тезисы , в 1519 году отправился в Лейпциг, чтобы поддержать Лютера в его диспуте с церковью, и, кажется, все еще считал себя последователем реформатора в 1521 году, когда он прибыл в Прагу для проповеди. Однако к этому времени его все больше интересовал немецкий мистицизм и достоверность снов и видений как посланий от Бога.

Мюнцер также был убежден, что живет в последние дни и что возвращение Иисуса Христа неизбежно. В соответствии с Писанием, которое он считал наравне с откровениями во сне и знамениями, он чувствовал, что ему нужно приготовиться ко Дню Господню. В этот момент он порвал с учением Лютера и начал поощрять более радикальные реформы. Он был уволен со своей должности в Праге и отправился в Альштедт, Саксония, где продолжил проповедовать, как и раньше. К этому времени Лютер узнал о радикализме Мюнцера и, опасаясь, что это поставит под угрозу движение за реформы, приказал ему отправиться в Виттенберг, чтобы объясниться, но Мюнцер отказался.

Удалить рекламу

Реклама

Томас Мюнцер

Кристоффель ван Сихем (общественное достояние)

90–124 Точно так же, как реформатор Хульдрих Цвингли (р. 1484–1531) в Швейцарии вдохновил более радикальное движение анабаптистов, движение Лютера в Германии поддержало мюнцеровское видение полной социальной и религиозной реформы. Лютер считал Священное Писание окончательным авторитетом в религиозных вопросах, которое затем информировало общество и осуждало нападение Мюнцера на социальный порядок в соответствии с библейскими отрывками, такими как Ефесянам 6: 5-9., который начинается строкой: «Слуги, повинуйтесь своим земным господам с уважением и страхом и с искренностью сердца, как вы слушались бы Христа». Мюнцер отверг эту критику, поскольку считал, что Библия была единственным средством, с помощью которого Бог говорил с человечеством.

Восстание и двенадцать статей

Видение Мюнцера понравилось широкому кругу крестьян, уставших от высоких налогов, почти полного отсутствия прав собственности и нулевой автономии.

Видение Мюнцера понравилось широкому кругу крестьян, уставших от высоких налогов, почти полного отсутствия прав собственности и нулевой автономии. Крестьянам было запрещено ловить рыбу и охотиться на землях, которые они занимали, потому что эти земли формально принадлежали их лордам, и эти лорды могли свободно ездить на охоте через свои урожаи, когда им заблагорассудится. Когда крестьянин-глава семьи умирал, его инструменты и все, что имело ценность, мог конфисковать помещик вместо того, чтобы передавать его сыновьям, и вдобавок к этим оскорблениям были непомерные налоги, повышенные требования к рабочей силе и дополнительные ограничения личных свобод.

Хотя Мюнцера нельзя считать единственным вдохновителем Немецкой крестьянской войны, его апокалиптическое видение нового порядка вселило в крестьянство реальную надежду на то, что пришло время свергнуть дворянство и отстаивать свои права как свободных людей, способных руководит собственной жизнью. К 1524 году крестьяне сформировались в территориальные демократические группы (известные как Haufen — банды), каждая со своим собственным руководящим органом ( Кольцо ), который согласовывал законы, поддерживал порядок и руководил действиями остальных. Эти группы варьировались в размере от 2000 до 8000 и выше, в зависимости от населения данной территории. В конце лета/осенью 1524 года группа крестьян взбунтовалась в южных германских регионах после того, как графиня потребовала, чтобы они бросили работу по сбору урожая, чтобы собрать раковины улиток, чтобы она использовала их в качестве катушек для ниток.

Удалить рекламу

Реклама

Восстание распространялось быстро, так как крестьянские банды уже сформировались и организовались. Эти группы смогли подать свои жалобы местным магистратам в письменном виде, и основные жалобы были окончательно сформулированы в Двенадцати статьях в марте 1525 г. Это был документ, подтверждающий права крестьян и призывающий к возмещению ущерба, причиненного Швабский союз (1488-1534), союз знати, который поддерживал социальную структуру.

Двенадцать статей

Неизвестный автор (общественное достояние)

Себастьян Лотцер (с ок. 1490 по ок. 1525), скорняк, ставший секретарем контингента крестьянской армии, как полагают, написал Двенадцать статей вместе с реформатским богословом Кристофом Шапелером (1472–1551). хотя Вендель Хиплер и Мюнцер, возможно, также внесли свой вклад. В статьях рассматривается ряд вопросов, включая большую автономию, налоговые льготы, более справедливые законы и отмену налога на наследство. Двенадцать статей считаются первым документом о правах человека в Европе раннего Нового времени, но они были отвергнуты дворянством, и это решение было поддержано Мартином Лютером.

Лютер и Мюнцер

Лютер был обязан своей жизнью дворянству, в частности курфюрсту Фридриху III (Мудрому, 1463-1525 гг.), который взял его под стражу после того, как он был осужден как еретик и преступник после его выступления на сейме в Вормсе. . Речь Лютера на сейме в Вормсе разорвала его связи с церковью и утвердила его реформатское видение, повысив его популярность среди крестьянского сословия, но ему помешали бы продолжать свои усилия, если бы не защита, предложенная Фридрихом III.

Удалить рекламу

Реклама

Когда началось восстание, Лютер вышел из укрытия, чтобы проповедовать против него, цитируя библейские отрывки в поддержку поддержания общественного порядка. Мюнцер чувствовал, что предал свое первоначальное видение и людей, и начал писать серию писем, в которых нападал на Лютера как на «доктора-лжеца» и осуждал его как пешку дворянства. Для Мюнцера лютеранская знать не имела истинной религиозной убежденности в поддержке движения Лютера, их интересовало только то, что они могли получить в финансовом отношении, порвав с могущественной церковью, которая владела многими плодородными участками земли, не платила налогов и требовала десятину от их, как и из любого другого класса, и в этом он был прав.

Мартин Лютер

Серджио Андрес Сеговия (общественное достояние)

Лютер осудил Мюнцера как опасного радикала, который разжигал гражданские беспорядки и угрожал движению Реформации, но Мюнцер отверг эти обвинения и обратился непосредственно к народу, написав в своем Оправдание и опровержение от 1524 года:

Открой глаза! Что это за зловещее зелье, из которого проистекают все ростовщичество, воровство и грабеж, как не предположение наших лордов и принцев, что все существа являются их собственностью? Рыбы в воде, птицы в воздухе, растения на поверхности земли — все должно принадлежать им!. .. И Доктор Лжец отвечает: Аминь. Это сами лорды делают бедняка своим врагом. Если они отказываются устранять причины восстания, как можно избежать неприятностей в долгосрочной перспективе? Если это делает меня подстрекателем к восстанию, пусть будет так! (Янц, 165)

Аргументы Мюнцера нашли отклик среди крестьянства, естественно, но также и среди мелкой знати, потерявшей земли, престиж и доходы в пользу более могущественных лютеранских князей. Среди них был Флориан Гейер, который, как и Мюнцер, был одним из первых сторонников Лютера, но к 1524 году встал на сторону более радикального реформатского видения, за которое выступали Мюнцер и его товарищи-революционеры.

Немецкая крестьянская война

Восстания 1524 г. становились все более распространенными, пока к началу 1525 г. крестьяне не подняли полный мятеж и не сформировали армии, поддерживаемые и поощряемые анабаптистским духовенством, которое, хотя и было пацифистом, считало дело крестьян справедливым. В период с января по апрель 1525 г. произошло несколько небольших столкновений, в которых крестьяне использовали тактику, извлеченную из гуситских войн, особенно фургонный форт — подвижное укрепление с гарнизоном из лучников и копейщиков, — но первым полномасштабным сражением стала битва при Лейпхайм 4 апреля 1525 года, в котором около 5000 крестьян столкнулись с более чем 8000 профессионально обученных солдат Швабской лиги. Крестьяне были перебиты при отступлении, потери оцениваются более чем в 3000 человек убитыми.

Крестьянская армия под командованием Якоба Рорбаха в ответ взяла деревню Вайнсберг, захватив замок, вырезав солдат и заставив захваченных ими дворян бросить вызов пикам и дубинам, избивая их до смерти, пока они продвигались вперед. . Тем временем Мюнцер вел свои армии против сил Швабской лиги при поддержке Гейера и его Черной роты, формирования рыцарей, которые сосредоточились на разрушении замков и монастырей, которые могли служить укреплениями для врага.

Хотя каждая крестьянская армия преследовала одну и ту же цель, лишь немногие работали сообща, поддерживая друг друга. Крестьянские вожди, как уже отмечалось, принимали решения на собрании не более чем из двенадцати человек, а затем претворяли свои планы в жизнь, не советуясь с другими группами. Ганс Мюллер, кажется, действовал, не посоветовавшись с Мюнцером, и, хотя Гейер, как говорят, поддерживал войска под командованием Мюнцера, неясно, какую форму это принимало и было ли это согласованным, организованным усилием или, возможно, Гейер оказал поддержку, если он оказался в то же время в том же районе, что и Мюнцер.

Немецкая крестьянская война

CrazyD (CC BY-SA)

Крестьянским армиям противостоял ряд могущественных дворян, но главным образом Георг III, Трухзесс фон Вальдбург («Трухзесс» означает управляющий, l. 1488–1531), опытный солдат и военачальник, который после победы при Лейпхейме последовательно выигрывал каждое сражение, пытая пленников перед их казнью и сжигая деревни во время марша. 12 мая 1525 года Георг III встретил большую крестьянскую армию в битве при Боблингене, легко прорвал их позиции своей кавалерией и уничтожил их при отступлении. Крестьяне потеряли не менее 3000 солдат, а потери Георга III составили менее 40 человек9.0125

Решающее сражение войны произошло всего через несколько дней, 15 мая 1525 г., когда войска Швабского союза Филиппа I Гессенского (1504–1567 гг.), еще одного сторонника Лютера, и войска Георга, герцога Саксонского ( l. 1471-1539), выступавший против Реформации Лютера, встретился с крестьянской армией Мюнцера у города Франкенхаузен. Мюнцер недавно казнил трех слуг благородного графа Эрнста, утверждая, что «божественное правосудие» требовало их смерти, и теперь использовал то же оправдание, чтобы сплотить свои войска для защиты города. Ученый Линдал Ропер пишет:

По свидетельству советника Мансфельда Йохана Руэля, писавшего Лютеру о случившемся, Мюнцер в день сражения 15 мая 1535 г. объезжал лагерь, крича, что крестьяне должны уповать на силу Божию, что сами камни уступили бы им дорогу, и выстрелы не причинили бы им вреда. Но крестьяне были окружены и, в основном пехотинцы, не могли сравниться с кавалерией Гессена и Брусвика и войсками герцога Георга Саксонского. Возможно, было убито до шести тысяч человек; шестьсот были взяты в плен. Большая часть населения Франкенхаузена погибла или попала в плен. (254)

Мюнцер бежал с поля и спрятался в комнате дома в городе. Когда его обнаружили, он заявил, что он бедный инвалид, не имеющий никакого отношения к войне, но в сумке, которую он нес, было несколько писем и документов, удостоверяющих его личность. В течение следующих нескольких дней его пытали, а затем казнили 27 мая 1525 года; та же участь постигла Рорбаха и его командующего армией в Вайнсберге. Гейер, услышав, что Франкенхаузен был победой крестьян, поехал, чтобы присоединиться к Мюнцеру, но попал в засаду, а Черный отряд был уничтожен в битве при Ингольштадте.

Гейер, возможно, бежал с поля боя или даже не присутствовал; Позже он был убит двумя слугами, которые утверждали, что сопровождают его в безопасное место. Конфликт продолжался все лето 1525 года, во время которого силы Ганса Мюллера были разбиты, а он казнен после пыток. Вендель Хиплер пережил войну и умер в следующем году. Военные действия окончательно завершились в сентябре 1525 г., когда было убито более 100 000 крестьян и восстановлен статус-кво.

Вывод

Лютер издал свое знаменитое осуждение крестьянского восстания, Против грабящих и убивающих полчищ крестьян в мае 1525 года, призывая дворянство подавить восстание и всех, кто выступает за мир и стабильность, помочь в этом деле:

Поэтому пусть каждый, кто может, бьет, убивает и закалывает, тайно или явно, помня, что нет ничего более ядовитого, вредоносного или дьявольского, чем мятежник. Это все равно что убить бешеную собаку; если ты не поразишь его, он поразит тебя и всю землю с тобой. (Янц, 177)

Интересно, что такую ​​же позицию церковь заняла против самого Лютера, который был осужден Вормским эдиктом как мятежный священник вне закона в 1521 г., поощряя всех, кто мог убить его, но теперь был признан протестантскими князьями, такими как как Филипп I Гессенский, как поборник христианской истины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *