Эпоха Возрождения | это… Что такое Эпоха Возрождения?
Эпоха Возрождения
Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Ренессанс |
---|
Культура |
Архитектура |
География |
Англия |
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Содержание
|
Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др. ), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Боттичелли С. Мадонна с гранатом. Ок. 1490
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Северное Возрождение
Основная статья: Северное Возрождение
Замок Шамбор во Франции. 1519—1547
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569).
Человек эпохи Возрождения
Основная статья: Ренессансный гуманизм
Наука
Гольбейн Г. Портрет Томаса Мора. 1527
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.[1]
Философия
Основная статья: Философия Возрождения
В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.
Пико делла Мирандола (в центре), Марсилио Фичино (слева) и Анджело Полициано
Философы эпохи Возрождения
- Николай Кузанский
- Леонардо Бруни
- Марсилио Фичино
- Пико делла Мирандола
- Лоренцо Валла
- Манетти
- Пьетро Помпонацци
- Жан Боден
- Монтень
- Томас Мор
- Эразм Роттердамский
- Мартин Лютер
- Кампанелла
- Джордано Бруно
Литература
Основная статья: Литература эпохи Возрождения
Иллюстрация к роману «Дон Кихот». Grandville, 1848
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
Дж. Уотерхауз. Декамерон. 1916
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Изобразительное искусство
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент. Париж, Лувр
Основная статья: Изобразительное искусство Возрождения
Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане.
Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.Архитектура
Основная статья: Архитектура Возрождения
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.
Музыка
Основная статья: Музыка эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).
Фламандский композитор XV в. Г. Дюфаи
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения.
Примечания
- ↑ Лекция 7. Научное знание в эпоху Возрождения. Часть 1
Источник
- Большая Советская Энциклопедия
Ссылки
- Виртуальная галерея живописи художников итальянского Возрождения
- Виртуальная галерея живописи художников Северного Ренессанса
- Шедевры архитектуры и скульптуры Эпохи Возрождения
- Сайт, посвященный творчеству Микеланджело
- Society for Renaissance Studies
- Ливанова Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения)
Литература
- Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
- История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
- Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
- М. Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
Эпоха Возрождения п··р
Наука · Литература · Изобразительное искусство · Архитектура · Музыка · Философия
Эпоха Возрождения | это… Что такое Эпоха Возрождения?
Эпоха Возрождения
Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Ренессанс |
---|
Культура |
Архитектура |
География |
Англия |
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Содержание
|
Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др. ), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Боттичелли С. Мадонна с гранатом. Ок. 1490
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Северное Возрождение
Основная статья: Северное Возрождение
Замок Шамбор во Франции. 1519—1547
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569).
Человек эпохи Возрождения
Основная статья: Ренессансный гуманизм
Наука
Гольбейн Г. Портрет Томаса Мора. 1527
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации.[1]
Философия
Основная статья: Философия Возрождения
В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи.
Пико делла Мирандола (в центре), Марсилио Фичино (слева) и Анджело Полициано
Философы эпохи Возрождения
- Николай Кузанский
- Леонардо Бруни
- Марсилио Фичино
- Пико делла Мирандола
- Лоренцо Валла
- Манетти
- Пьетро Помпонацци
- Жан Боден
- Монтень
- Томас Мор
- Эразм Роттердамский
- Мартин Лютер
- Кампанелла
- Джордано Бруно
Литература
Основная статья: Литература эпохи Возрождения
Иллюстрация к роману «Дон Кихот». Grandville, 1848
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
Дж. Уотерхауз. Декамерон. 1916
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Изобразительное искусство
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Фрагмент. Париж, Лувр
Основная статья: Изобразительное искусство Возрождения
Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Архитектура
Основная статья: Архитектура Возрождения
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй
к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.
Музыка
Основная статья: Музыка эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).
Фламандский композитор XV в. Г. Дюфаи
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.
Примечания
- ↑ Лекция 7. Научное знание в эпоху Возрождения. Часть 1
Источник
- Большая Советская Энциклопедия
Ссылки
- Виртуальная галерея живописи художников итальянского Возрождения
- Виртуальная галерея живописи художников Северного Ренессанса
- Шедевры архитектуры и скульптуры Эпохи Возрождения
- Сайт, посвященный творчеству Микеланджело
- Society for Renaissance Studies
- Ливанова Т. «История западноевропейской музыки до 1789 года (Эпоха Возрождения)
Литература
- Искусство раннего Возрождения — М.: Искусство, 1980. — 257 с.
- История искусства: Ренессанс — М.: Издательство АСТ, 2003. — 503 с.
- Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение — ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 128 с.
- М. Л.Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84-97.
Эпоха Возрождения п··р
Наука · Литература · Изобразительное искусство · Архитектура · Музыка · Философия
Ренессанс | Определение, значение, история, художники, искусство и факты
Петрарка
Смотреть все СМИ
- Адрес:
- Европа Франция Голландия Италия
- Ключевые люди:
- Эразмус Джотто Леонардо да Винчи Микеланджело Клаудио Монтеверди
Просмотреть весь связанный контент →
Последние новости
28 марта 2023 г., 13:37 по восточноевропейскому времени (AP)
Посетители стекаются, чтобы увидеть скульптуру Давида после волнений во Флориде
Посетители стекаются, чтобы увидеть скульптуру Давида Микеланджело во Флоренции после шумихи вокруг шедевра эпохи Возрождения в школе Флориды
27 марта 2023 г. , 00:12 по восточноевропейскому времени (AP)
Это порно с Дэвидом? Приходите посмотреть, итальянцы рассказывают родителям Флориды
Музей Флоренции и мэр города приглашают родителей и учащихся чартерной школы Флориды посетить и увидеть скульптуру Давида Микеланджело
24 марта 2023 г., 16:38 по восточноевропейскому времени (AP)
Директор уходит в отставку после жалоб на наготу статуи «Дэвид» во время урока по искусству эпохи Возрождения, который включал скульптуру Микеланджело «Давид»
Самые популярные вопросы
Что означает «Ренессанс»?
Ренессанс — французское слово, означающее «возрождение». Это относится к периоду европейской цивилизации, который был отмечен возрождением классического знания и мудрости. В эпоху Возрождения было сделано много вкладов в различные области, включая новые научные законы, новые формы искусства и архитектуры, а также новые религиозные и политические идеи.
Подробнее читайте ниже: Возрождение
Когда произошло Возрождение?
Есть некоторые споры о фактическом начале Ренессанса. Однако обычно считается, что он зародился в Италии в 14 веке, после окончания средневековья, и достиг своего пика в 15 веке. Ренессанс распространился на остальную Европу в 16-17 веках.
Подробнее ниже: Ренессанс
Средневековье
Узнайте больше о Средневековье.Кто некоторые важные люди эпохи Возрождения?
Среди выдающихся деятелей эпохи Возрождения были философ и государственный деятель Никколо Макиавелли, известный политическим трактатом Принц ; Фрэнсис Бэкон, государственный деятель и философ, считающийся мастером английского языка; астроном Николай Коперник, разработавший теорию о том, что центром Солнечной системы является Солнце; поэты Петрарка и Джованни Боккаччо, заложившие основы гуманизма эпохи Возрождения; Уильям Шекспир, которого считают величайшим драматургом всех времен; астроном и математик Галилей, который помог опровергнуть большую часть средневекового мышления в науке; и исследователи Христофор Колумб, Фердинанд Магеллан и Эрнан Кортес.
Подробнее читайте ниже: Ренессанс
Уильям Шекспир
Узнайте больше об Уильяме Шекспире, выдающемся деятеле эпохи Возрождения.Что такое искусство эпохи Возрождения?
Одной из областей, олицетворяющих эпоху Возрождения, было изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Работы этого периода были вдохновлены классическим греческим и римским искусством и были известны своей грацией, гармонией и красотой. Художники работали с живой модели и усовершенствовали такие приемы, как использование перспективы. Кроме того, в эпоху Возрождения были усовершенствованы средства, особенно масла. Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль считаются ведущими художниками того периода.
Подробнее читайте ниже: Ренессанс
Леонардо да Винчи
Узнайте больше о Леонардо да Винчи, известном художнике эпохи Возрождения.Что значит «Человек эпохи Возрождения»?
Представление о человеке эпохи Возрождения возникло в Италии и восходит к идее Леона Баттисты Альберти о том, что «человек может делать все, если захочет». Идеал воплотил в себе основные постулаты ренессансного гуманизма, рассматривавшего человека как центр мироздания и приводившего к убеждению, что человек должен стараться охватить все знания и как можно полнее развить собственные способности. Леонардо да Винчи — яркий пример человека эпохи Возрождения, известного своими достижениями в искусстве, науке, музыке, изобретательстве и писательстве.
гуманизм
Узнайте больше о гуманизме.Ренессанс , (франц. «Возрождение») период европейской цивилизации сразу после Средневековья, который, как принято считать, характеризовался всплеском интереса к классической науке и ценностям. Эпоха Возрождения также была свидетелем открытия и исследования новых континентов, замены системы астрономии Коперника птолемеевской, упадка феодальной системы и роста торговли, а также изобретения или применения таких потенциально мощных инноваций, как бумага, книгопечатание. , морской компас и порох. Однако для ученых и мыслителей того времени это было в первую очередь время возрождения классического знания и мудрости после длительного периода культурного упадка и застоя.
Далее следует краткое описание эпохи Возрождения. Для полной обработки см. Европа, история: Возрождение.
Истоки и подъем гуманизма
Термин «средневековье» был придуман учеными в 15 веке для обозначения интервала между падением классического мира Греции и Рима и его новым открытием в начале их собственного века, возрождением в в котором, по их мнению, они участвовали. В самом деле, мысль о длительном периоде культурной мрака была выражена Петраркой еще раньше. События конца Средневековья, особенно начала XII века, привели в движение ряд социальных, политических и интеллектуальных преобразований, кульминацией которых стал Ренессанс. К ним относятся растущая неспособность Римско-католической церкви и Священной Римской империи обеспечить стабильную и объединяющую основу для организации духовной и материальной жизни, рост значения городов-государств и национальных монархий, развитие национальных языков и распад старых феодальных структур.
Хотя дух Ренессанса в конечном счете принял множество форм, самым ранним его выражением стало интеллектуальное движение под названием гуманизм. Гуманизм был инициирован светскими литераторами, а не учеными-клерикалами, которые доминировали в средневековой интеллектуальной жизни и развили схоластическую философию. Гуманизм зародился и осуществился сначала в Италии. Его предшественниками были такие люди, как Данте и Петрарка, а его главными героями были Джаноццо Манетти, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла и Колуччо Салютати. Падение Константинополя в 1453 году придало гуманизму большой импульс, поскольку многие восточные ученые бежали в Италию, привезя с собой важные книги и рукописи, а также традиции греческой учености.
Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
Гуманизм имел несколько существенных особенностей. Во-первых, своим предметом она брала человеческую природу во всех ее различных проявлениях и достижениях. Во-вторых, подчеркивалось единство и совместимость истин всех философских и богословских школ и систем, доктрина, известная как синкретизм. В-третьих, подчеркивалось достоинство человека. Вместо средневекового идеала покаяния как высшей и благороднейшей формы человеческой деятельности гуманисты обратились к борьбе созидания и попытке овладеть природой. Наконец, гуманизм ожидал возрождения утраченного человеческого духа и мудрости. Однако, стремясь восстановить его, гуманисты способствовали утверждению нового духовного и интеллектуального мировоззрения и развитию новой совокупности знаний. Эффект гуманизма состоял в том, чтобы помочь людям освободиться от ментальных ограничений, наложенных религиозной ортодоксальностью, вдохновить на свободное исследование и критику и вселить новую уверенность в возможностях человеческой мысли и творчества.
Из Италии новый гуманистический дух и порожденный им Ренессанс распространились на север во все части Европы, чему способствовало изобретение книгопечатания, которое привело к стремительному росту грамотности и доступности классических текстов. Первым среди северных гуманистов был Дезидериус Эразм, чья «Похвала глупости» (1509) олицетворяла моральную сущность гуманизма в его настойчивости на сердечной доброте, а не на формальном благочестии. Интеллектуальная стимуляция, обеспечиваемая гуманистами, помогла зажечь Реформацию, от которой, однако, отшатнулись многие гуманисты, включая Эразма. К концу 16-го века битва Реформации и Контрреформации привлекала большую часть энергии и внимания Европы, в то время как интеллектуальная жизнь балансировала на пороге Просвещения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Художественное развитие и возникновение Флоренции
Именно в искусстве дух Ренессанса достиг своего наиболее острого воплощения. Искусство стало рассматриваться как отрасль знания, ценная сама по себе и способная дать человеку образы Бога и его творений, а также понимание положения человека во вселенной. В руках таких людей, как Леонардо да Винчи, это была даже наука, средство изучения природы и летопись открытий. Искусство должно было основываться на наблюдении за видимым миром и практиковаться в соответствии с математическими принципами баланса, гармонии и перспективы, которые были разработаны в то время. В работах таких художников, как Мазаччо, братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Фра Анджелико, Сандро Боттичелли, Перуджино, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и Тициан; скульпторы, такие как Джованни Пизано, Донателло, Андреа дель Верроккьо, Лоренцо Гиберти и Микеланджело; и таких архитекторов, как Леон Баттиста Альберти, Филиппо Брунеллески, Андреа Палладио, Микелоццо и Филарете, достоинство человека нашло выражение в искусстве.
В Италии собственно Возрождению предшествовал важный «проторенессанс» в конце 13 и начале 14 веков, который черпал вдохновение во францисканском радикализме. Святой Франциск Ассизский отверг формальную схоластику преобладающего христианского богословия и пошел среди бедняков, восхваляя красоту и духовную ценность природы. Его пример вдохновлял итальянских художников и поэтов радоваться окружающему миру. В творчестве самого известного художника проторенессансного периода Джотто (1266/67 или 1276–1337) обнаруживается новый живописный стиль, основанный на ясной, простой структуре и большой психологической проницательности, а не на плоской, линейной декоративности и иерархические композиции его предшественников и современников, таких как флорентийский художник Чимабуэ и сиенские художники Дуччо и Симоне Мартини. Великий поэт Данте жил примерно в то же время, что и Джотто, и его поэзия демонстрирует такую же заботу о внутреннем опыте, тонких оттенках и вариациях человеческой природы. Хотя его Божественная комедия принадлежит Средневековью по своему замыслу и идеям, по своему субъективному духу и силе выражения устремлены к эпохе Возрождения. Петрарка и Джованни Боккаччо также принадлежат к этому проторенессансному периоду, как благодаря их обширным исследованиям латинской литературы, так и благодаря их трудам на местном языке. К сожалению, страшная чума 1348 года и последовавшие за ней гражданские войны заглушили как возрождение гуманистических исследований, так и растущий интерес к индивидуализму и натурализму, проявившийся в творчестве Джотто и Данте. Дух Возрождения не проявлялся снова до 15 века.
В 1401 году во Флоренции был проведен конкурс на получение заказа на изготовление бронзовых дверей для баптистерия Сан-Джованни. Потерпев поражение от ювелира и художника Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески и Донателло уехали в Рим, где погрузились в изучение античной архитектуры и скульптуры. Когда они вернулись во Флоренцию и начали применять свои знания на практике, рационализированное искусство древнего мира возродилось. Основоположником живописи эпохи Возрождения был Мазаччо (1401–1428). Интеллектуальность его концепций, монументальность его композиций и высокая степень натурализма в его произведениях делают Мазаччо центральной фигурой в живописи эпохи Возрождения. Последующее поколение художников — Пьеро делла Франческа, братья Поллайоло и Веррокьо — продолжали исследования линейной и воздушной перспективы и анатомии, развивая стиль научного натурализма.
Ситуация во Флоренции была исключительно благоприятной для искусства. Гражданская гордость флорентийцев нашла выражение в статуях святых покровителей, заказанных Гиберти и Донателло для ниш в ратуше зернового рынка, известной как Ор-Сан-Микеле, и в самом большом куполе, построенном со времен античности, воздвигнутом Брунеллески на Флорентийском соборе. Расходы на строительство и отделку дворцов, церквей и монастырей брали на себя богатые купеческие семьи, главными из которых были Медичи.
Медичи торговали во всех крупных городах Европы, и один из самых известных шедевров искусства Северного Возрождения, Алтарь Портинари, работы Хьюго ван дер Гуса ( c. 1476; Уффици, Флоренция), был по заказу их агента Томмазо Портинари. Вместо того, чтобы рисовать обычной темперой того периода, работа написана полупрозрачной масляной глазурью, которая дает блестящий цвет, похожий на драгоценный камень, и глянцевую поверхность. Художники раннего Северного Возрождения были больше озабочены подробным воспроизведением предметов и их символическим значением, чем изучением научной перспективы и анатомии даже после того, как эти достижения стали широко известны. С другой стороны, художники Центральной Италии начали использовать масляную среду вскоре после 9 г.0047 Алтарь Портинари был привезен во Флоренцию в 1476 году.
Ренессанс | Определение, значение, история, художники, искусство и факты
Петрарка
Смотреть все СМИ
- Адрес:
- Европа Франция Голландия Италия
- Ключевые люди:
- Эразмус Джотто Леонардо да Винчи Микеланджело Клаудио Монтеверди
Просмотреть весь соответствующий контент →
Последние новости
28 марта 2023 г. , 13:37 по восточноевропейскому времени (AP)
Посетители стекаются, чтобы увидеть скульптуру Давида после волнений во Флориде
Посетители стекаются, чтобы увидеть скульптуру Давида Микеланджело во Флоренции после шумиха вокруг шедевра эпохи Возрождения в школе Флориды
27 марта 2023 г., 00:12 по восточному времени (AP)
Это порно с Дэвидом? Приходите посмотреть, итальянцы рассказывают родителям Флориды
Музей Флоренции и мэр города приглашают родителей и учащихся чартерной школы Флориды посетить и увидеть скульптуру Давида Микеланджело
24 марта 2023 г., 16:38 по восточноевропейскому времени (AP)
Директор уходит в отставку после жалоб на наготу статуи «Дэвид» во время урока по искусству эпохи Возрождения, который включал скульптуру Микеланджело «Давид»
Самые популярные вопросы
Что означает «Ренессанс»?
Ренессанс — французское слово, означающее «возрождение». Это относится к периоду европейской цивилизации, который был отмечен возрождением классического знания и мудрости. В эпоху Возрождения было сделано много вкладов в различные области, включая новые научные законы, новые формы искусства и архитектуры, а также новые религиозные и политические идеи.
Подробнее читайте ниже: Возрождение
Когда произошло Возрождение?
Есть некоторые споры о фактическом начале Ренессанса. Однако обычно считается, что он зародился в Италии в 14 веке, после окончания средневековья, и достиг своего пика в 15 веке. Ренессанс распространился на остальную Европу в 16-17 веках.
Подробнее ниже: Ренессанс
Средневековье
Узнайте больше о Средневековье.Кто некоторые важные люди эпохи Возрождения?
Среди выдающихся деятелей эпохи Возрождения были философ и государственный деятель Никколо Макиавелли, известный политическим трактатом Принц ; Фрэнсис Бэкон, государственный деятель и философ, считающийся мастером английского языка; астроном Николай Коперник, разработавший теорию о том, что центром Солнечной системы является Солнце; поэты Петрарка и Джованни Боккаччо, заложившие основы гуманизма эпохи Возрождения; Уильям Шекспир, которого считают величайшим драматургом всех времен; астроном и математик Галилей, который помог опровергнуть большую часть средневекового мышления в науке; и исследователи Христофор Колумб, Фердинанд Магеллан и Эрнан Кортес.
Подробнее читайте ниже: Ренессанс
Уильям Шекспир
Узнайте больше об Уильяме Шекспире, выдающемся деятеле эпохи Возрождения.Что такое искусство эпохи Возрождения?
Одной из областей, олицетворяющих эпоху Возрождения, было изобразительное искусство, особенно живопись и скульптура. Работы этого периода были вдохновлены классическим греческим и римским искусством и были известны своей грацией, гармонией и красотой. Художники работали с живой модели и усовершенствовали такие приемы, как использование перспективы. Кроме того, в эпоху Возрождения были усовершенствованы средства, особенно масла. Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль считаются ведущими художниками того периода.
Подробнее читайте ниже: Ренессанс
Леонардо да Винчи
Узнайте больше о Леонардо да Винчи, известном художнике эпохи Возрождения.Что значит «Человек эпохи Возрождения»?
Представление о человеке эпохи Возрождения возникло в Италии и восходит к идее Леона Баттисты Альберти о том, что «человек может делать все, если захочет». Идеал воплотил в себе основные постулаты ренессансного гуманизма, рассматривавшего человека как центр мироздания и приводившего к убеждению, что человек должен стараться охватить все знания и как можно полнее развить собственные способности. Леонардо да Винчи — яркий пример человека эпохи Возрождения, известного своими достижениями в искусстве, науке, музыке, изобретательстве и писательстве.
гуманизм
Узнайте больше о гуманизме.Ренессанс , (франц. «Возрождение») период европейской цивилизации сразу после Средневековья, который, как принято считать, характеризовался всплеском интереса к классической науке и ценностям. Эпоха Возрождения также была свидетелем открытия и исследования новых континентов, замены системы астрономии Коперника птолемеевской, упадка феодальной системы и роста торговли, а также изобретения или применения таких потенциально мощных инноваций, как бумага, книгопечатание. , морской компас и порох. Однако для ученых и мыслителей того времени это было в первую очередь время возрождения классического знания и мудрости после длительного периода культурного упадка и застоя.
Далее следует краткое описание эпохи Возрождения. Для полной обработки см. Европа, история: Возрождение.
Истоки и подъем гуманизма
Термин «средневековье» был придуман учеными в 15 веке для обозначения интервала между падением классического мира Греции и Рима и его новым открытием в начале их собственного века, возрождением в в котором, по их мнению, они участвовали. В самом деле, мысль о длительном периоде культурной мрака была выражена Петраркой еще раньше. События конца Средневековья, особенно начала XII века, привели в движение ряд социальных, политических и интеллектуальных преобразований, кульминацией которых стал Ренессанс. К ним относятся растущая неспособность Римско-католической церкви и Священной Римской империи обеспечить стабильную и объединяющую основу для организации духовной и материальной жизни, рост значения городов-государств и национальных монархий, развитие национальных языков и распад старых феодальных структур.
Хотя дух Ренессанса в конечном счете принял множество форм, самым ранним его выражением стало интеллектуальное движение под названием гуманизм. Гуманизм был инициирован светскими литераторами, а не учеными-клерикалами, которые доминировали в средневековой интеллектуальной жизни и развили схоластическую философию. Гуманизм зародился и осуществился сначала в Италии. Его предшественниками были такие люди, как Данте и Петрарка, а его главными героями были Джаноццо Манетти, Леонардо Бруни, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла и Колуччо Салютати. Падение Константинополя в 1453 году придало гуманизму большой импульс, поскольку многие восточные ученые бежали в Италию, привезя с собой важные книги и рукописи, а также традиции греческой учености.
Викторина «Британника»
Викторина «Любитель истории»
Гуманизм имел несколько существенных особенностей. Во-первых, своим предметом она брала человеческую природу во всех ее различных проявлениях и достижениях. Во-вторых, подчеркивалось единство и совместимость истин всех философских и богословских школ и систем, доктрина, известная как синкретизм. В-третьих, подчеркивалось достоинство человека. Вместо средневекового идеала покаяния как высшей и благороднейшей формы человеческой деятельности гуманисты обратились к борьбе созидания и попытке овладеть природой. Наконец, гуманизм ожидал возрождения утраченного человеческого духа и мудрости. Однако, стремясь восстановить его, гуманисты способствовали утверждению нового духовного и интеллектуального мировоззрения и развитию новой совокупности знаний. Эффект гуманизма состоял в том, чтобы помочь людям освободиться от ментальных ограничений, наложенных религиозной ортодоксальностью, вдохновить на свободное исследование и критику и вселить новую уверенность в возможностях человеческой мысли и творчества.
Из Италии новый гуманистический дух и порожденный им Ренессанс распространились на север во все части Европы, чему способствовало изобретение книгопечатания, которое привело к стремительному росту грамотности и доступности классических текстов. Первым среди северных гуманистов был Дезидериус Эразм, чья «Похвала глупости» (1509) олицетворяла моральную сущность гуманизма в его настойчивости на сердечной доброте, а не на формальном благочестии. Интеллектуальная стимуляция, обеспечиваемая гуманистами, помогла зажечь Реформацию, от которой, однако, отшатнулись многие гуманисты, включая Эразма. К концу 16-го века битва Реформации и Контрреформации привлекала большую часть энергии и внимания Европы, в то время как интеллектуальная жизнь балансировала на пороге Просвещения.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Художественное развитие и возникновение Флоренции
Именно в искусстве дух Ренессанса достиг своего наиболее острого воплощения. Искусство стало рассматриваться как отрасль знания, ценная сама по себе и способная дать человеку образы Бога и его творений, а также понимание положения человека во вселенной. В руках таких людей, как Леонардо да Винчи, это была даже наука, средство изучения природы и летопись открытий. Искусство должно было основываться на наблюдении за видимым миром и практиковаться в соответствии с математическими принципами баланса, гармонии и перспективы, которые были разработаны в то время. В работах таких художников, как Мазаччо, братья Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Фра Анджелико, Сандро Боттичелли, Перуджино, Пьеро делла Франческа, Рафаэль и Тициан; скульпторы, такие как Джованни Пизано, Донателло, Андреа дель Верроккьо, Лоренцо Гиберти и Микеланджело; и таких архитекторов, как Леон Баттиста Альберти, Филиппо Брунеллески, Андреа Палладио, Микелоццо и Филарете, достоинство человека нашло выражение в искусстве.
В Италии собственно Возрождению предшествовал важный «проторенессанс» в конце 13 и начале 14 веков, который черпал вдохновение во францисканском радикализме. Святой Франциск Ассизский отверг формальную схоластику преобладающего христианского богословия и пошел среди бедняков, восхваляя красоту и духовную ценность природы. Его пример вдохновлял итальянских художников и поэтов радоваться окружающему миру. В творчестве самого известного художника проторенессансного периода Джотто (1266/67 или 1276–1337) обнаруживается новый живописный стиль, основанный на ясной, простой структуре и большой психологической проницательности, а не на плоской, линейной декоративности и иерархические композиции его предшественников и современников, таких как флорентийский художник Чимабуэ и сиенские художники Дуччо и Симоне Мартини. Великий поэт Данте жил примерно в то же время, что и Джотто, и его поэзия демонстрирует такую же заботу о внутреннем опыте, тонких оттенках и вариациях человеческой природы. Хотя его Божественная комедия принадлежит Средневековью по своему замыслу и идеям, по своему субъективному духу и силе выражения устремлены к эпохе Возрождения. Петрарка и Джованни Боккаччо также принадлежат к этому проторенессансному периоду, как благодаря их обширным исследованиям латинской литературы, так и благодаря их трудам на местном языке. К сожалению, страшная чума 1348 года и последовавшие за ней гражданские войны заглушили как возрождение гуманистических исследований, так и растущий интерес к индивидуализму и натурализму, проявившийся в творчестве Джотто и Данте. Дух Возрождения не проявлялся снова до 15 века.
В 1401 году во Флоренции был проведен конкурс на получение заказа на изготовление бронзовых дверей для баптистерия Сан-Джованни. Потерпев поражение от ювелира и художника Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески и Донателло уехали в Рим, где погрузились в изучение античной архитектуры и скульптуры. Когда они вернулись во Флоренцию и начали применять свои знания на практике, рационализированное искусство древнего мира возродилось. Основоположником живописи эпохи Возрождения был Мазаччо (1401–1428). Интеллектуальность его концепций, монументальность его композиций и высокая степень натурализма в его произведениях делают Мазаччо центральной фигурой в живописи эпохи Возрождения. Последующее поколение художников — Пьеро делла Франческа, братья Поллайоло и Веррокьо — продолжали исследования линейной и воздушной перспективы и анатомии, развивая стиль научного натурализма.
Ситуация во Флоренции была исключительно благоприятной для искусства. Гражданская гордость флорентийцев нашла выражение в статуях святых покровителей, заказанных Гиберти и Донателло для ниш в ратуше зернового рынка, известной как Ор-Сан-Микеле, и в самом большом куполе, построенном со времен античности, воздвигнутом Брунеллески на Флорентийском соборе. Расходы на строительство и отделку дворцов, церквей и монастырей брали на себя богатые купеческие семьи, главными из которых были Медичи.