Что такое аввакум: Кем был протопоп Аввакум и почему его сожгли заживо

Кем был протопоп Аввакум и почему его сожгли заживо

https://ria.ru/20201205/avvakum-1587759037.html

Кем был протопоп Аввакум и почему его сожгли заживо

Кем был протопоп Аввакум и почему его сожгли заживо — РИА Новости, 15.03.2021

Кем был протопоп Аввакум и почему его сожгли заживо

«Зачинщик масштабного церковного раскола» для одних и «борец за чистоту веры» для других — ровно четыреста лет назад родился протопоп Аввакум, возглавивший… РИА Новости, 15.03.2021

2020-12-05T08:00

2020-12-05T08:00

2021-03-15T14:29

нарьян-мар

русская православная церковь

протопоп аввакум

религия

аналитика — религия и мировоззрение

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/04/1587731588_0:30:1280:750_1920x0_80_0_0_1d73fcc042f1b9b6daed5810e8749b8c.jpg

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. «Зачинщик масштабного церковного раскола» для одних и «борец за чистоту веры» для других — ровно четыреста лет назад родился протопоп Аввакум, возглавивший старообрядческое движение. Об одной из самых значимых фигур русской истории — в материале РИА Новости.Видный арестантКрайний Север русские покорили еще четыреста лет назад. Первым и долгое время единственным заполярным городом Московского царства оставался Пустозерск. Правда, о нем старались не упоминать почем зря. Туда отправляли самых жестоких и отчаянных преступников. И жили они не в казематах, а в простой яме, выдолбленной в промерзлой земле.В 1667 году сюда привозят, пожалуй, самого известного на тот момент заключенного. Слава идет впереди него, в городе его встречают не как преступника, а как триумфатора. Хотя с виду и не скажешь: согбенный старик с длинной бородой.Но охранять его будут как следует. И не жаловать, несмотря на популярность: из еды — только хлеб. Никому, кроме стрелецкой охраны, нельзя подходить к земляной яме с узником. Но каким-то образом за время заключения он написал книгу, которая станет очень популярной на Руси.»Многострадальный узник темничный, горемыка, нужетерпец, исповедник Христов священнопротопоп Аввакум понужден был житие свое написать» — с этих строк измученный старик начинает великий труд. Именно из-за книги он и войдет в историю. Как борец с великой «церковной справой» — масштабной богослужебной реформой, затеянной патриархом Никоном.Поп и патриархПожалуй, русская история не знает двух столь непримиримых антагонистов. И, как ни странно, очень схожих. Оба — харизматичные духовные лидеры, очень красноречивые, очень настойчивые. Даже земляки: родное село Никона в 30 километрах от деревни, где родился Аввакум.И оба примерно в одно время, говоря современным языком, «покоряют столицу». Простой монах Никон настолько впечатлил царя Алексея Михайловича проповедями, что тот в 1646 году отдает ему в управление Новоспасский монастырь.Тогда же народная молва разносит слухи еще об одном ярком священнослужителе — в селе Лопатищи есть протопоп, который ревностно исполняет все предписания православного христианства. Бесстрашно изобличает пороки общества, порицает даже других священников и влиятельных воевод.Собственно, из-за конфликта с одним из них, Василием Шереметиевым, чьего сына корил за блуд, священник в 1648 году бежит в Москву. Там его тоже замечает царь.Причины расколаВо второй половине XVII века Русская православная церковь переживала глубокий кризис. Обряды в разных храмах совершали по-разному. В одних крестились слева направо, в других — наоборот. Где-то «Господи помилуй» пели двукратно, а где-то трижды. Богослужебные книги содержали много ошибок, а сама служба тянулась довольно долго. Чтобы как-то ее сократить, духовенство шло на ухищрения: священник, диакон и чтец одновременно вслух читали нужные молитвы, из-за чего та же литургия превращалась в какофонию.Назрела прежде всего правка книг, по которым служили и где описывались все обряды. Вот только было непонятно, что взять за образец: более древние русские служебники или же новые греческие.Об этом активно спорили члены «кружка ревнителей благочестия» — избранные царем видные священнослужители. Аввакум и Никон тоже в нем состояли и занимали непримиримые позиции.Протопоп считал, что опираться надо на древнерусские книги, в них «обряд старый», то есть данный предками. А значит, правильный. Кроме того, он настаивал на соблюдении всех решений церковного Стоглавого собора 1551 года, который, в частности, ввел традицию креститься двумя перстами — потому что Христос и Бог и человек одновременно.Никон, в 1652 году уже патриарх, отдавал предпочтение зарубежному образцу для правки: греческим книгам. Они предписывали креститься тремя перстами — по числу Лиц Пресвятой Троицы.Протопоп Аввакум критиковал идею патриарха из-за того, что обряды в греческих церквах за многие столетия претерпели существенные изменения и подверглись, по его мнению, «латинянскому влиянию». Особенно после унии с католической церковью в XV веке.Никон же говорил, что древнерусские книги полны ошибок. Причем, по его мнению, настолько грубых, что это сильно меняет вероучение.Не найдя компромисса, патриарх Никон при поддержке царя в 1654 году начал масштабную реформу. Книги исправили по греческим лекалам. А спустя два года он решился на шаг, который привел в итоге к расколу.»Предание прияхом с начала веры от святых апостолов, и святых отец, и святых седми Соборов творити знамение честнаго креста с тремя первыми перстами десныя руки, и кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию Восточныя Церкве, еже держа с начала веры даже доднесь, есть еретик» — этот текст анафемы всем «двоеперстникам» зачитали в храмах Русской православной церкви. Схожая судьбаПростой народ с самого начала особо и не понимал суть реформы. Поэтому немалая часть верующих восприняла ее как «дьявольское искушение». Анафема лишь укрепила их в этом мнении.Недовольство нововведениями нарастало стремительно: патриарха Никона перестали поминать в храмах и некоторых крупных монастырях. Так, Соловецкая обитель долгое время была одним из духовных центров противников никоновской реформы. Царь послал туда стрельцов для усмирения монахов, однако те оказали сопротивление. Лишь в 1676 году, после нескольких лет осады, обитель пала — выживших отправили в тюрьмы.В темницу заточили и протопопа Аввакума. Несмотря на это, он продолжал яростно критиковать патриарха «за ошибку». На его сторону перешли десятки тысяч верующих. И в итоге царь сослал священника в Сибирь.Впрочем, под царскую опалу попал и Никон. Причин было много: например, государя не устраивало, как тот проводил реформу. Кроме того, ему не нравилось, что глава Русской церкви продвигает политическую идею о том, что «священство выше царства». Размолвка царя и патриарха закончилась тем, что Никон в 1658 году демонстративно покинул Москву. В столице это расценили как оскорбление монарха. Спустя два года начался многолетний процесс низложения предстоятеля РПЦ, который завершился в 1666 году на Большом московском соборе. Патриарх Никон стал простым монахом.Тогда же в Москву привезли протопопа Аввакума. Царь всячески уговаривал священника принять новшества в Церкви. Тот был непреклонен.В итоге Большой московский собор 1666-1667 годов предал непокорного и всех его сторонников анафеме. Церковный раскол оформился окончательно.Письмо царюЦарская власть жестоко преследовала старообрядцев. Большинство лидеров казнили. Но не Аввакума — Алексей Михайлович надеялся на примирение.Хотел помириться и его сын, царь Федор Алексеевич, взошедший на престол в 1676-м. Аввакум же надеялся, что он отменит вызвавшую раскол реформу. С помощью тайно симпатизировавших ему бояр он, будучи в земляной яме в Пустозерске, написал письмо государю — раскритиковал его отца, заявив, что «на нем печать Антихриста». «Зри умо зверя летописнаго: крестящейся тремя перстами поклоняются. Се зверь двоерогой — бес», — увещевал он царя Федора.Сравнение настолько разгневало монарха, что он приказал казнить протопопа. В 1682 году Аввакума сожгли живьем.Из забытьяВне закона протопоп Аввакум долгое время оставался и после гибели. В Российской империи власти считали его ярым противником монархии. Зато его широко почитали в народе.В начале XX века старообрядцы канонизировали Аввакума как священномученика и страстотерпца, то есть пострадавшего от единоверцев.Тогда же огромную популярность среди русской интеллигенции обрела его автобиография — «Житие протопопа Аввакума». Он стал символом «свободы духа и непоколебимости».Что удивительно, память об Аввакуме, помимо старообрядцев, сохранили бежавшие из России сторонники царского режима. В 30-е годы XX века с подачи известного поэта Максимилиана Волошина, изложившего «Житие» в стихах, шедевр древнерусской литературы перевели на несколько языков и распространили в Европе и Америке. Советский официоз не жаловал протопопа — он не вписывался в пантеон «борцов с царизмом», потому что сражался за чистоту веры, а не за политические идеалы.Лишь в последние десять лет о лидере старообрядческого движения говорят все больше и больше. В городах открывают ему памятники. Так, только в этом году в Нарьян-Маре, который сейчас на месте Пустозерска, установили монумент — авторства известного российского скульптора Сергея Сюхина.Да и самих старообрядцев перестали преследовать только последние три десятилетия. Сегодня это течение исповедует более двух миллионов россиян.

нарьян-мар

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria. ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/04/1587731588_209:0:1223:760_1920x0_80_0_0_a48d1e07ebf9dcc67490e009d784267b.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

нарьян-мар, русская православная церковь, протопоп аввакум, аналитика — религия и мировоззрение, религия

Нарьян-Мар, Русская православная церковь, Протопоп Аввакум, Религия, Аналитика — Религия и мировоззрение, Религия

МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. «Зачинщик масштабного церковного раскола» для одних и «борец за чистоту веры» для других — ровно четыреста лет назад родился протопоп Аввакум, возглавивший старообрядческое движение. Об одной из самых значимых фигур русской истории — в материале РИА Новости.

Видный арестант

Крайний Север русские покорили еще четыреста лет назад. Первым и долгое время единственным заполярным городом Московского царства оставался Пустозерск. Правда, о нем старались не упоминать почем зря. Туда отправляли самых жестоких и отчаянных преступников. И жили они не в казематах, а в простой яме, выдолбленной в промерзлой земле.

В 1667 году сюда привозят, пожалуй, самого известного на тот момент заключенного. Слава идет впереди него, в городе его встречают не как преступника, а как триумфатора. Хотя с виду и не скажешь: согбенный старик с длинной бородой.

Но охранять его будут как следует. И не жаловать, несмотря на популярность: из еды — только хлеб. Никому, кроме стрелецкой охраны, нельзя подходить к земляной яме с узником. Но каким-то образом за время заключения он написал книгу, которая станет очень популярной на Руси.

© Фото : предоставлено Сергеем СюхинымПамятник протопопу Аввакуму в Нарьян-Маре

© Фото : предоставлено Сергеем Сюхиным

Памятник протопопу Аввакуму в Нарьян-Маре

«Многострадальный узник темничный, горемыка, нужетерпец, исповедник Христов священнопротопоп Аввакум понужден был житие свое написать» — с этих строк измученный старик начинает великий труд.

Именно из-за книги он и войдет в историю. Как борец с великой «церковной справой» — масштабной богослужебной реформой, затеянной патриархом Никоном.

Поп и патриарх

Пожалуй, русская история не знает двух столь непримиримых антагонистов. И, как ни странно, очень схожих. Оба — харизматичные духовные лидеры, очень красноречивые, очень настойчивые. Даже земляки: родное село Никона в 30 километрах от деревни, где родился Аввакум.

И оба примерно в одно время, говоря современным языком, «покоряют столицу». Простой монах Никон настолько впечатлил царя Алексея Михайловича проповедями, что тот в 1646 году отдает ему в управление Новоспасский монастырь.

Тогда же народная молва разносит слухи еще об одном ярком священнослужителе — в селе Лопатищи есть протопоп, который ревностно исполняет все предписания православного христианства. Бесстрашно изобличает пороки общества, порицает даже других священников и влиятельных воевод.

Собственно, из-за конфликта с одним из них, Василием Шереметиевым, чьего сына корил за блуд, священник в 1648 году бежит в Москву. Там его тоже замечает царь.

© РИА Новости / М. Филимонов | Перейти в медиабанкРепродукция портрета патриарха Никона из «Большой Государственной книги» («Царского титулярника»)

Репродукция портрета патриарха Никона из «Большой Государственной книги» («Царского титулярника»)

Причины раскола

Во второй половине XVII века Русская православная церковь переживала глубокий кризис. Обряды в разных храмах совершали по-разному. В одних крестились слева направо, в других — наоборот. Где-то «Господи помилуй» пели двукратно, а где-то трижды. Богослужебные книги содержали много ошибок, а сама служба тянулась довольно долго. Чтобы как-то ее сократить, духовенство шло на ухищрения: священник, диакон и чтец одновременно вслух читали нужные молитвы, из-за чего та же литургия превращалась в какофонию.

Назрела прежде всего правка книг, по которым служили и где описывались все обряды. Вот только было непонятно, что взять за образец: более древние русские служебники или же новые греческие.

Об этом активно спорили члены «кружка ревнителей благочестия» — избранные царем видные священнослужители. Аввакум и Никон тоже в нем состояли и занимали непримиримые позиции.

Протопоп считал, что опираться надо на древнерусские книги, в них «обряд старый», то есть данный предками. А значит, правильный. Кроме того, он настаивал на соблюдении всех решений церковного Стоглавого собора 1551 года, который, в частности, ввел традицию креститься двумя перстами — потому что Христос и Бог и человек одновременно.

Никон, в 1652 году уже патриарх, отдавал предпочтение зарубежному образцу для правки: греческим книгам. Они предписывали креститься тремя перстами — по числу Лиц Пресвятой Троицы.

Памятник патриарху Никону

Протопоп Аввакум критиковал идею патриарха из-за того, что обряды в греческих церквах за многие столетия претерпели существенные изменения и подверглись, по его мнению, «латинянскому влиянию». Особенно после унии с католической церковью в XV веке.

Никон же говорил, что древнерусские книги полны ошибок. Причем, по его мнению, настолько грубых, что это сильно меняет вероучение.

Не найдя компромисса, патриарх Никон при поддержке царя в 1654 году начал масштабную реформу. Книги исправили по греческим лекалам. А спустя два года он решился на шаг, который привел в итоге к расколу.

«Предание прияхом с начала веры от святых апостолов, и святых отец, и святых седми Соборов творити знамение честнаго креста с тремя первыми перстами десныя руки, и кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию Восточныя Церкве, еже держа с начала веры даже доднесь, есть еретик» — этот текст анафемы всем «двоеперстникам» зачитали в храмах Русской православной церкви.

Схожая судьба

Простой народ с самого начала особо и не понимал суть реформы. Поэтому немалая часть верующих восприняла ее как «дьявольское искушение». Анафема лишь укрепила их в этом мнении.

Недовольство нововведениями нарастало стремительно: патриарха Никона перестали поминать в храмах и некоторых крупных монастырях. Так, Соловецкая обитель долгое время была одним из духовных центров противников никоновской реформы. Царь послал туда стрельцов для усмирения монахов, однако те оказали сопротивление. Лишь в 1676 году, после нескольких лет осады, обитель пала — выживших отправили в тюрьмы.

В темницу заточили и протопопа Аввакума. Несмотря на это, он продолжал яростно критиковать патриарха «за ошибку». На его сторону перешли десятки тысяч верующих. И в итоге царь сослал священника в Сибирь.

Впрочем, под царскую опалу попал и Никон. Причин было много: например, государя не устраивало, как тот проводил реформу. Кроме того, ему не нравилось, что глава Русской церкви продвигает политическую идею о том, что «священство выше царства».

© РИА Новости / В. Бабайлов | Перейти в медиабанкФрагмент картины П. Е. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»

Фрагмент картины П. Е. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»

Размолвка царя и патриарха закончилась тем, что Никон в 1658 году демонстративно покинул Москву. В столице это расценили как оскорбление монарха. Спустя два года начался многолетний процесс низложения предстоятеля РПЦ, который завершился в 1666 году на Большом московском соборе. Патриарх Никон стал простым монахом.

Тогда же в Москву привезли протопопа Аввакума. Царь всячески уговаривал священника принять новшества в Церкви. Тот был непреклонен.

В итоге Большой московский собор 1666-1667 годов предал непокорного и всех его сторонников анафеме. Церковный раскол оформился окончательно.

Письмо царю

Царская власть жестоко преследовала старообрядцев. Большинство лидеров казнили. Но не Аввакума — Алексей Михайлович надеялся на примирение.

Хотел помириться и его сын, царь Федор Алексеевич, взошедший на престол в 1676-м. Аввакум же надеялся, что он отменит вызвавшую раскол реформу. С помощью тайно симпатизировавших ему бояр он, будучи в земляной яме в Пустозерске, написал письмо государю — раскритиковал его отца, заявив, что «на нем печать Антихриста».

«Зри умо зверя летописнаго: крестящейся тремя перстами поклоняются. Се зверь двоерогой — бес», — увещевал он царя Федора.

Сравнение настолько разгневало монарха, что он приказал казнить протопопа. В 1682 году Аввакума сожгли живьем.

Икона с изображением протопопа Аввакума

Из забытья

Вне закона протопоп Аввакум долгое время оставался и после гибели. В Российской империи власти считали его ярым противником монархии. Зато его широко почитали в народе.

В начале XX века старообрядцы канонизировали Аввакума как священномученика и страстотерпца, то есть пострадавшего от единоверцев.

Тогда же огромную популярность среди русской интеллигенции обрела его автобиография — «Житие протопопа Аввакума». Он стал символом «свободы духа и непоколебимости».

Что удивительно, память об Аввакуме, помимо старообрядцев, сохранили бежавшие из России сторонники царского режима. В 30-е годы XX века с подачи известного поэта Максимилиана Волошина, изложившего «Житие» в стихах, шедевр древнерусской литературы перевели на несколько языков и распространили в Европе и Америке.

Советский официоз не жаловал протопопа — он не вписывался в пантеон «борцов с царизмом», потому что сражался за чистоту веры, а не за политические идеалы.

Лишь в последние десять лет о лидере старообрядческого движения говорят все больше и больше. В городах открывают ему памятники. Так, только в этом году в Нарьян-Маре, который сейчас на месте Пустозерска, установили монумент — авторства известного российского скульптора Сергея Сюхина.

Да и самих старообрядцев перестали преследовать только последние три десятилетия. Сегодня это течение исповедует более двух миллионов россиян.

Протопоп Аввакум: житие, интересные факты

Протопоп Аввакум — крупнейший деятель старообрядчества. Ярый противник реформ патриарха Никона, реформа которого по изменению в богослужебных книгах и обрядах для унификации с греческими, привела к расколу в Русской православной церкви в 17 веке. Аввакум в одной из ссылок пять лет провел на территории современной Бурятии.

Мала ли беда, содомская сия скверна, во святилище содеяна? Как выедет он, архимарит, во свою землю, скажет вместо детища: я-де глупых русаков и владыку блудил. У них то, греков, не диковина. И безчестие сие и вечный позор не точию вам, архиереом, но и всему государству будет. А толко до сего времени и служите в той церкви без освящения: блюдитеся и от Бога казни. Не добра похвала — такой вор и ругатель великия России святителя учит!..

 

Протопоп Аввакум

Кем был знаменитый протопоп Аввакум — самая неоднозначная и удивительная фигура своего времени? Как к нему относятся в современной Церкви? За что его казнили? Почему произошел церковный раскол и существуют ли сейчас старообрядцы? Мы постарались описать житие протопопа Аввакума, человека, который пошел против действующей власти и стоял до конца за то, что считал правильным, не сломленный перед пытками.

Он потерял двоих сыновей, шел пешком по тайге, стал известен, как истовый подвижник православия.

Протопоп Аввакум Петров (1620-1682) стал одним из самых ярких противников церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Он написал собственную автобиографию — «Житие протопопа Аввакума». Его житие стало настолько значимым произведением своего времени, что протопопа Аввакума даже называли «родоначальником русской литературы». Старообрядцы почитают протопопа Аввакума как священномученика и исповедника, он был сожжен в Пустозерске в 1682 году. Реформа стала причиной церковного раскола, который до сих пор не преодолен. В селе Григорово ему установлен памятник. Там протопоп Аввакум изображен с поднятыми над головой двумя перстами — символом раскола.

Можно по-разному относится к участию протопопа Аввакума в расколе, но сложно не признать, что он был яркой и важной исторической фигурой своего времени, стойким и удивительным человеком, который не пожелал склониться перед теми, кого считал врагами истиной веры. Для старообрядцев протопоп Аввакум остается образцом веры во Христа.

 

Протопоп Аввакум: житие

Протопоп Аввакум был одной из самых удивительных и неоднозначных фигур XVII века. Он был сыном бедного священника из Нижегородского уезда и рано приобрел известность, как подвижник православия. Протопоп Аввакум был строг не только к другим, но и к самому себе. Он не признавал никаких сделок с совестью. Бывало, что он держал руку над горящей свечой, чтобы усмирить плоть и избавиться от греховных мыслей.

Он писал: «Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали, — почитай других; хочешь есть — корми других; хочешь взять — другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как следует, себе желай худшего, а ближнему — лучшего, себе желай меньше, а ближнему — больше».

Протопоп Аввакум не боялся знатных людей, спрашивал и с них за творящиеся беззакония. Однажды у одной вдовы начальник отнял дочь. Протопоп Аввакум был единственным, кто заступился за вдову. Начальник явился в храм, чтобы жестоко избить священника. Он волочил его за собой по земле прямо в ризах. Но протопоп Аввакум не сдался и не изменил тому, что он считал праведным делом.

Из-за непростого характера, нетерпимости к злу, протопоп Аввакум постоянно менял приходы. И каждый раз вступал в новый конфликт, чтобы защитить слабых, обличить греховные поступки знатных и простых людей. Он терпел поношения и побои, но не менял своих взглядов. Слава о протопопе Аввакуме дошла до самой Москвы.

Государь Алексей Михайлович радушно принял протопопа Аввакума в своих роскошных покоях. Он должен был получить прекрасную карьеру после одобрения царя, но в 1653 году все изменилось.

 

Учения Протопопа Аввакума

Началась церковная реформа. Службы и все церковные обряды были унифицированы по греческому образцу. Раньше православные крестились двумя перстами, теперь же должны были креститься тремя — «щепотью». Вероучительные догматы Церкви остались прежними, но значительная часть общества все равно отвергла реформу со словами «до нас положено, лежи так во веки веков!».

Раскол обычно называют «расколом Русской Православной Церкви», на самом же деле, раскололось общество и дело было не только в церковных обрядах. В 1645 году на престол взошел царь Алексей Михайлович в возрасте неполных шестнадцати лет. Вокруг молодого царя сформировался кружок сторонников благочестия. Они называли себя ревнителями древнего благочестия. В кружке состоял будущий Патриарх Никон, который стал Патриархом в 1652 году, боярин Федор Михайлович Ртищев и протопоп Аввакум.

Главной проблемой для ревнителей древнего благочестия была порча веры. По их мнению, вера была испорчена не только среди мирян, но и среди священнослужителей. Члены кружка считали, что дело было в порче священных книг. Служба из-за этого шла неправильно, а народ неправильно верил. Чтобы исправить священные книги надо было найти образец. Протопоп Аввакум предлагал сделать образцом старорусские книги. Греческие образцы он считал непригодными, упоминая, что Греция отошла от истиной веры, за что и была наказана в XV веке Византийской империей.

Патриарх Никон наоборот считал, что следует взять современные греческие образцы. В 1649 году в Москву приехал Вселенский Патриарх Паисий и уговорил царя Алексея Михайловича взять греческие книги за образец. Алексей Михайлович действовал из интересов государства. Чтобы превратить Россию в центр православного мира требовалось согласие с четырьмя Вселенскими Патриархами, которые были греками.

Став Патриархом Никон взялся за исправление церковных книг и устоев. Нововведения касались, казалось бы, незначительных вещей.

  • Крестный ход стал вестись против солнца
  • Сугубая аллилуйя сменилась на трегубую аллилуйю
  • Земные поклоны сменились поясными поклонами
  • Появился новый иконописный канон
  • Исус и Девица стали в Церковном языке Иисусом и Девой

Реформа проходила жестко. Так, например, те, кто отказывался сдавать старые иконы и заменять их на новые подвергались гонениям. К ним домой врывались стрельцы, чтобы разломать иконы.

Символом раскола и самым главным «камнем преткновения» стало крестное знамение тремя сложенными перстами, а не двумя, как это было раньше. Современные историки говорят о том, что в расколе были виноваты и Патриарх Никон, решившийся на слишком жесткие изменения устоев и протопоп Аввакум, который подверг своих подвижников жестоким пыткам, а некоторых и мученической кончине по таким незначительным поводам.

Староверцев иногда называют еретиками, но, на самом деле, раскол не касался вопросов вероучения. Главной виной раскольников стало непослушание. Они не соглашались не только с религиозными, но и со светскими властями.

Дело было не только в религиозном протесте. Народ был недоволен жестокими порядками царя, коррупцией и произволом, царившими в те времена. Люди, которые не были согласны с начальством, подвергались в те времена жестоким гонениям. Протопоп Аввакум выступил против церковной реформы и призвал свою паству не сломиться и оказать сопротивление. Староверы бунтовали нечасто, скорее, предпочитали уйти в те места, где их не могли найти.

Они уходили на Урал, за Урал и в другие далекие земли. Иногда даже практиковали самосожжение, чтобы не предать старую веру.

Протопоп Аввакум говорил: «В каких это правилах написано, чтобы царю церковью владеть и догматы изменять? Ему подобает лишь оберегать ее от волков, ее губящих, а не толковать и не учить, как  веру держать и как персты слагать. Это не царево дело, а православных архиреев да истинных пастырей, которые души свои готовы положить за стадо Христово, а не тех пастырей слушать, которые готовы и так и сяк на одном часу перевернуться, ибо они волки, а не пастыри, душегубы, а не спасители: своими руками готовы пролить кровь неповинных и исповедников православной веры бросить в огонь. Хороши законоучители! Они такие же, как земские ярышники, — что им велят, то они и творят».

Протопопа Аввакума бросили в монастырский подвал, оставив на трое суток без еды и воды, а потом сослали в Тобольск вместе со всей семьей. Оттуда он уехал в Забайкалье, в голодный и холодный край, на верную смерть.

По всей Руси начались гонения на тех, кто выступал против реформы. Духовное чадо протопопа Аввакума, боярыню Морозову арестовали и подвергли жестоким пыткам, чтобы умертвить в земляной яме. Среди знатных людей подвижников старой веры было немного, но боярыня Морозова и ее сестра стали одними из них. На знаменитой картине Сурикова, изображающей боярыню Морозову во время этапирования ее к месту казни, она держит персты, сложенными так, как принято было креститься раньше, — символ раскола. На картине есть и юродивый, который также держит над головой два сложенных перста, являя собой образ несгибаемой старой веры.

Протопоп Аввакум не погиб в Сибири. Он прошел многие километры по дикой тайге, тащил тяжелые лодки вместе с казаками, потерял двоих сыновей. Его преследовали, а он не переставал обличать жестокую и несправедливую власть. Жена протопопа Аввакума Настасья Марковна, простая женщина, дочь деревенского кузнеца, любила его и следовала за ним повсюду, поддерживая мужа. Разбивая ноги о камни в нелегком пути она спрашивала у мужа, как долго продлятся эти муки. «До самой смерти», — отвечал ей протопоп Аввакум.

Раскол набирал обороты. Филаретский монастырь шесть лет отражал осаду стрельцов. Протопопа Аввакума вызвали в Москву, чтобы заключить мир. Царь предложил протопопу Аввакуму стать своим духовником с одним условием — отказаться от борьбы за старую веру. Протопоп Аввакум резко отказался. Его прокляли на Церковном соборе и сослали за полярный круг, в Пустозерск. Протопопа Аввакума расстригли, предали анафеме, многим его сторонникам урезали языки.

Пятнадцать лет он провел в земляной тюрьме, но не оставил борьбу. Царь Алексей Михайлович не решился казнить протопопа Аввакума, а вот его сын и преемник Федор Алексеевич отказался терпеть хулу протопопа Аввакума и приказал сжечь заживо, чем доказал, что светская власть была бессильна перед народным протестом. Для народа протопоп Аввакум стал героем, мучеником за веру. Он погиб за право верить свободно в то, что человек считает правильным. Протопоп Аввакум выступал против жестокости и несправедливости действующей власти.

 Конец жизненного пути

24 апреля 1682 года протопоп Аввакум Петров был заживо сожжен в срубе вместе с тремя единоверцами «за великими на царский дом хулы». Рядом собрались бояре, купцы, простые местные жители молча наблюдали за свершение приговоры. Протопоп Аввакум, собираясь на смертную казнь, в последний раз обратился к свой пастве. Его последними словами было «Храните веру старую». Один из друзей протопопа Аввакума в ужасе вскрикнул. Протопоп Аввакум принялся утешать его. Последнее, что люди увидели сквозь пламя — его поднятая к небу рука. Он благословлял народ двумя перстами…

 Интересные факты

  • Протопопа Аввакума женили в 17 лет, его жене Анастасии Марковне в то время было 14.
  • У протопопа Аввакума было 8 детей.
  • Он принимал участие в кружке благочестия, который вел духовник царя.
  • От расстрижения до ссылки протопопа Аввакума спасло только заступничество царя Алексея Михайловича.
  • Протопоп Аввакум говорил, что на протяжении всего его жизненного пути Бог сопровождал его. Однажды вовевода, ненавидевший его, отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Желая посмрамить воеводу, протопоп Аввакум воззвал к Господу и вытащил полную сеть рыбы.
  • Раскол не был преодолен и сейчас, до сих пор существуют старообрядцы или староверы, но сейчас это — не такой острый вопрос.
  • Протопоп Аввакум стал автором многочисленных полемических сочинений. Он обладал литературным и ораторским даром.
  • Протопоп Аввакум в миру — Аввакум Кондратьевич Петров.
  • Будучи аскетом протопоп Аввакум однажды, когда в Лопатицы явились плясовые с медведями «по Христе ревнуя изгнал их и хари и бубны изломал един у многих и медведей двух великих отнял — одного ушиб, а другого отпустил в поле».
  • Прямые потомки протопопа Аввакума носят фамилию Мезенины.

Редакция портала «Православие и мир»

 

Аввакум — Православная Вики

Аввакум Петров был священником Русской Церкви в семнадцатом веке. Он был лидером оппозиции реформам, проведенным в Русской Церкви патриархом Никоном. Для него противостояние закончилось тюремным заключением, ссылкой в ​​Сибирь и многими другими лишениями, продолжавшимися и после патр. Никон был низложен как патриарх, и кульминацией стал о. Аввакума сжигают на костре. Его оппозиционная жизнь описана в его автобиографии. Оппозиционные группы, которые он возглавлял, стали известны как «9».0005 Старообрядцы или Раскольники («раскольники», термин, используемый некоторыми критиками).

Жизнь

Аввакум родился 20 ноября 1621 года в селе Григорово под Нижним Новгородом в семье священника. Его отец Петр был священником, а мать Мария, овдовев, стала монахиней под именем Марфа. Мать его была очень набожна и впечатлила это благочестие Аввакума. Он женился на дочери кузнеца Анастасии. После смерти матери он переехал в другую деревню. В возрасте двадцати одного года был рукоположен во диакона. Через два года был рукоположен в священники, а еще через восемь лет возведен в протоиереи.

Пр. Аввакум был человеком духовной силы и был очень деятельным священником, имел много духовных чад и много путешествовал, даже в Сибирь, проповедуя и обучая Слову Божию. В 1640-х годах он присоединился к движению русского возрождения, Ревнителям благочестия, но после восхождения Никона на пост Патриарха России в 1652 году Аввакум и его последователи выступили против движения возрождения, поскольку они чувствовали, что патр. Политика и действия Никона подрывали авторитет церковной иерархии. Затем, в 1653 г., о. Аввакум с Иваном Нерновым и другими, включая его жену и семью, были сосланы патриархом в ссылку в Сибирь за их сопротивление его политике и, в частности, изменениям в древних обрядах и практиках.

В 1658 г. Патр. Никон оставил пост патриарха и поступил в Вознесенский монастырь, так как на него оказывали давление по поводу принятия им государевых стилей. В конце концов он был свергнут советом, в который вошли представители других патриархатов, в феврале 1666 года. Несмотря на то, что он был «отстранен от должности» и свергнут, его реформы остались, и государство энергично проводило их в жизнь.

Фр. Аввакуму было разрешено вернуться в Москву в 1662 году, но его продолжающееся противодействие реформам Никона и его энергичная защита своих принципов привели к повторной ссылке, на этот раз в северную Россию. В 1666 году тот же Собор, который низложил Никона, подтвердил реформы, начатые Никоном, и осудил о. Оппозиция Аввакума. Тогда Собор предал анафеме и сослал о. Аввакума и его последователей в Пустозерск на крайнем северо-востоке Европейской России. В течение следующих пятнадцати лет в присутствии о. Аввакум и его последователи Пустозерск стал духовным центром того, что стало старообрядческим движением. В Пустозерске о. Аввакум оставался относительно свободным в течение первых трех лет, но в последующие годы он и его последователи подвергались все более жестокому обращению и тюремному заключению, включая пытки и увечья. Также в это время о. Аввакум написал свою автобиографию, а также множество посланий и трактатов по мере того, как движение продолжало расти. Его автобиография, Житие протоиерея Аввакума в одиночку , остается шедевром русской литературы XVII века.

Затем, в 1682 г., правительство, не в силах сдержать рост старообрядческого движения, приговорило о. Аввакума и трех его последователей, диакона Федора, монаха Епифания и о. Лазаря, чтобы сжечь на костре. о. Аввакум умер 14 апреля 1682 года.

Внешние ссылки

  • Wikipedia:Аввакум
  • Самостоятельное житие протоиерея Аввакума — Избранное

Аввакум | Encyclopedia.com

(1620–1682), один из основателей того, что стало называться старообрядчеством.

Аввакум был ведущей фигурой оппозиции патриарху Никону и руководившей им программе церковной реформы. Снятие Никона с поста не успокоило Аввакума. Он продолжал агитировать против программы церковной реформы и ее сторонников вплоть до казни.

Аввакум родился 20 ноября 1620 года в семье священника и его жены в селе Григорово Нижегородского уезда. В 1638 году он женился на Анастасии Марковне, дочери местного кузнеца. Она была преданной женой и верной спутницей Аввакума до самой его смерти. Следуя по стопам отца, Аввакум поступил в светское духовенство. В 1642 г. поставлен во диакона деревенской церкви Нижегородского уезда. Через два года он был рукоположен в священники.

Аввакум был потрясен невежеством, беспорядочностью и нечестием народных религиозных обрядов и в начале своей карьеры проявил рвение к реформам. К 1647 году Аввакум был связан с московской группой ревнителей благочестия, возглавляемой духовником царя Алексея Михайловича, протоиереем Благовещенского собора Стефаном Вонифатьевым. Увлеченность Аввакума религиозно-нравственной реформой не соответствовала энтузиазму его провинциальных прихожан и вскоре привела его к конфликту с местными властями. Его дом был сожжен, и он был вынужден бежать с семьей в Москву. Там он нашел убежище у Стефана Вонифатьева. Аввакум вернулся в свой приход в Нижегородском уезде, чтобы продолжить работу, но к 1652 году вынужден был снова бежать в Москву. Вскоре Аввакум был назначен в Юрьевец-Повольский и возведен в протоиереи, но к концу 1652 г. вернулся в Москву, служил в Казанском соборе с Иваном Нероновым, человеком, которого Аввакум признал своим наставником.

Аввакум был ярым сторонником религиозных и духовных реформ, но не литургических реформ, за которые выступали другие члены Ревнителей Благочестия. В начале 1653 года Аввакум присоединился к Неронову и другим в знак протеста против некоторых изменений и упрощений, сделанных в Псалтири, недавно напечатанной под руководством патриарха Никона. Громогласный и непреклонный в оппозиции Иван Неронов был арестован 4 августа 1653 г. Арест Аввакума и других сторонников последовал 13 августа. Благодаря личному вмешательству царя Аввакум избежал лишения сана и ссылки в монастырь. Вместо этого он и его семья были переведены на отдаленный и менее желанный пост Тобольск в Сибири, где он служил протоиереем до конца июля 1655 года. подход разжигал конфликты и раздоры. В 1656 г., чтобы убрать его с места раздора, царь приказал Аввакуму сопровождать экспедиционный корпус во главе с полководцем Афанасием Пашковым, призванный усмирить и принести христианство туземным племенам северной Сибири. Задание не увенчалось успехом. Религиозное рвение Аввакума оттолкнуло многих воинов и привело в ярость полководца. В его Жизнь, Аввакум живо рассказал о множественных унижениях и мучениях, причиненных ему Пашковым. В 1657 году Пашков отправил в Москву челобитную, написанную якобы несколькими воинами, в которой обвинял Аввакума и его сторонников в подстрекательстве к мятежу и просил приговорить протоиерея к смертной казни. В очередной раз на помощь Аввакуму пришли высокопоставленные друзья. Вмешался архиепископ Тобольский Симеон, и в 1658 году Пашкова сменили на посту командира экспедиции.

Весной 1661 г. Аввакум был направлен с семьей в Москву. Трудности в пути и остановка в Устюге Великом замедлили путь. Семья прибыла в Москву только в начале 1664 года. Многое изменилось. В 1658 году патриарх Никон поссорился с царем и отказался от патриаршего престола. Беспрецедентный акт вызвал ужас и замешательство, но не поколебал приверженности церковной реформе, в том числе и литургической реформе. Царь и его ближайшее окружение приняли Аввакума благосклонно. Ревностный протоиерей встречался и беседовал с деятелями продолжающейся программы реформ, в том числе с Симеоном Полоцким и Епифанием Славинецким. Он обсуждал с Федором Ртищевым изменения, вносимые в обряды новыми богослужебными книгами, утверждая, что, среди прочего, крестное знамение должно совершаться тремя перстами, а не двумя. Трёхперстый крест станет зримым символом противников так называемых никонианских реформ. Кроме того, Аввакум оспорил утверждения Ртищева и других о том, что «риторика, диалектика и философия» должны сыграть роль в религиозном понимании. В этот период Аввакуму даже предложили должность корректора ( справщик ) в типографии, центр деятельности по редакции и печатанию новых богослужебных книг и других богослужебных произведений.

Если такие усилия были направлены на то, чтобы смягчить Аввакума, вернуть его в круг реформаторов и использовать его таланты для продолжающегося процесса церковной реформы, то они провалились. Аввакум оставался непримиримым в своем противодействии всем изменениям, внесенным в религиозные обряды и в печатные богослужебные книги, ходатайствовал перед царем о вмешательстве и публично проповедовал свои диссидентские взгляды. В этот же период он стал духовником дворянки Феодосии Морозовой и ее сестры княгини Евдокии Урусовой, убеждая их в правильности своей позиции. Обе сестры приняли взгляды Аввакума и в 1675 г. скорее приняли мученическую смерть, чем отреклись.

В августе 1664 г. Аввакум с семьей вновь был отправлен в ссылку в Сибирь, прибыв в Мезень в конце года. Через год Аввакум был отозван в Москву для выступления на церковном соборе (1666 г.). На этом важном соборе Никон был официально смещен с патриарха, но сама программа реформ была утверждена. Тех, кто активно выступал против реформ, в том числе пересмотренных трудовых книжек, судили. Некоторые, например Иван Неронов, отреклись. Другие, во главе с Аввакумом, стояли твердо. После собора Аввакум был лишен сана, подвергнут церковному запрету и заточен в цепях в монастырь. Последующие попытки убедить его покаяться не увенчались успехом. В августе 1667 г. Аввакум и его сторонники были приговорены к ссылке в Пустозерск на крайнем севере. Двоим друзьям и сторонникам Аввакума, Лазарю и Епифанию, также сосланным, отрезали языки; Аввакум был избавлен от этого наказания. К концу года заключенные достигли места назначения.

Ссылка и тюрьма не помешали Аввакуму неустанно ходатайствовать перед царем и общаться с его приближенными. В 1670-х усилились репрессии против религиозных диссидентов. Новым бедствиям подверглись Аввакум, его семья и небольшая группа ссыльных в Пустозерске. Причем колония увеличилась за счет прибавления захваченных после подавления в 1676 г. мятежа в Соловецком монастыре якобы против новых богослужебных книг. Тем временем религиозные раскольники устроили беспорядки в Москве и других городах и селах. Разочарованный всеми попытками заставить замолчать инакомыслящих, в 1682 г. церковный собор передал юрисдикцию светским властям. Было назначено следствие, и 14 апреля 1682 г. Аввакум был сожжен на костре «за большую клевету на царский двор».

Аввакума помнят, прежде всего, как отца-основателя движения, известного на английском языке как старообрядчество, раскольнического движения, которое приобрело последовательную форму и растущую популярность с начала восемнадцатого века. Однако при жизни Аввакума он был вовлечен в относительно эзотерический спор с другими образованными представителями клерикальной и светской элиты. Он привлек круг преданных учеников и сторонников, но не массу последователей. Его положение как одного из отцов-основателей старообрядчества основывается на непреходящем влиянии его сочинений, которые собирались, копировались и распространялись. Аввакум был плодовитым писателем прошений к царю, советов и наставлений к знакомым, проповедей, полемических трактатов и брошюр. Все они способствовали формированию старообрядчества как развивающегося движения. Важным примером догматического и полемического творчества Аввакума является Книга разоблачений, или Вечные Евангелия (ок. 1676 г.). Написанный Аввакумом в рамках спора с одним из его учеников, этот трактат прояснил его позицию по ряду догматических вопросов. Эта работа продолжала оставаться в центре критики представителей официальной церкви до начала восемнадцатого века.

Помимо религиозного значения, сочинения Аввакума представляют значительный интерес для лингвистов и литературоведов. Его стиль письма был сильным и драматичным. Он сочетал большую эрудицию с проницательным непосредственным наблюдением и смешивал тональности и фразеологию популярного разговорного русского языка своего времени с традиционным витиеватым и формальным риторическим стилем. Возможно, самым известным произведением Аввакума является его автобиографический Жизнь. Три редакции написаны между 1672 и 1676 годами. Из двух более поздних версий сохранились копии, написанные самим Аввакумом, наряду с многочисленными другими. Опираясь на традиционные жанры, такие как агиография, проповедь, летопись, сказки и др., Аввакум создал не только новый жанр, но и новое мировоззрение, в котором, по мнению некоторых ученых, проявляются зерна современного индивидуального самосознания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *