Что такое алкуин: АЛКУИН | Энциклопедия Кругосвет

АЛКУИН | Энциклопедия Кругосвет

АЛКУИН (Alcwin) (ок. 730–804), англо-саксонский ученый, теолог, логик, педагог периода Каролингского возрождения. Известен также под именем Флакк Альбин. Родился в Нортумбрии, учился в архиепископской школе Йорка. Здесь же прошла большая часть его жизни: сначала – учитель в школе Эгберта Йоркского, а потом, с 778 – ее глава. В 781 Алкуин отправился в Рим по делам архиепископа. В дороге повстречал Карла Великого, который предложил ему возглавить придворную школу в Аахене.

Алкуин был замечательным педагогом, его роль в создании светского образования трудно переоценить. Написанные им учебники по грамматике, риторике, диалектике и арифметике использовали в школах до конца Средневековья. До сих пор известны некоторые из его логических головоломок, особенно головоломка о волке, козе и капусте: «Один человек должен был перевезти через реку волка, козу и кочан капусты. И не удалось ему найти другого судна, кроме как такого, которое могло выдержать только двоих из них. Задача, таким образом, заключалась в том, как всех перевезти на другой берег целыми и невредимыми. Скажите, кто способен: каким путем они могут перебраться на другой берег невредимыми» (перевод с лат. Е.И.Сухиной из трактата Задачи для оттачивания ума юношей).

Алкуин стал одним из идеологов церковной и образовательной реформ каролингского Ренессанса. В частности, он один из авторов программного циркуляра Карла Великого О необходимости занятий науками (De litteris colendis). Его трактат Об истинной философии (De vera philosophia) вернул средневековой школе античную систему преподавания учебных предметов («семь свободных искусств»), включавшую 2 цикла: тривиум («троепутье», низшая ступень познания) – грамматика, диалектика (логика), риторика и квадривиум («четверопутье», высшая ступень) – арифметика, геометрия, музыка и астрономия.

С трактата Алкуина О диалектике (De dialectica) начинается возрождение логики, основанной на трудах Аристотеля, стоиков и Порфирия. Диалектика у Алкуина имела сугубо конструктивно-языковый характер, это – формальная логика, «рациональная дисциплина изыскания, определения и изложения, обладающая также возможностью отличать истинное от ложного». Она тесно связана с риторикой и отличается от нее тем же, чем «сжатый кулак отличается от раскрытой ладони». Диалектика формулирует предмет речи и непротиворечивую аргументацию, риторика же учит конкретно применять эту аргументацию, т.е. излагать уже найденное.

В 796 Алкуин стал аббатом монастыря св. Мартина в Type. Он значительно расширил монастырскую библиотеку и внимательно следил за работой скриптория. Считается, что под его руководством разработан новый вид книжного письма, известного как каролингский минускул – самый совершенный из всех типов латинского средневекового письма, который впоследствии использовался в печатном деле и дожил до наших дней.

Алкуин ввел в практику каролингского ученого сообщества латинскую переработку Категорий Аристотеля, назвав ее Десять категорий (Decem categoriae) и ошибочно приписав ее перу Августина, Введение в категории Порфирия, Об истолковании Псевдо-Апулея, комментарии Боэция к трактату Аристотеля Об истолковании и др.

Труды Алкуина имели большое значение для формирования римской католической обрядности (в частности, литургии). После Алкуина осталось около 300 писем на латинском языке, дающих широкое представление о быте, нравах, образованности, занятиях, в том числе и научных, в каролингскую эпоху.

Умер 19 мая 804 в Туре.

Другие сочинения: Разговор об истинной философии; Энхиридион, или о грамматике; Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком; Письмо к Карлу Великому (796); О святителях и святых Церкви Йоркской.

Блюхер Ольга

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Философия»

Какую плату за обучение брал со своих учеников Конфуций?

Пройти тест

Алкуин

Алкуин

Фацеции

Алкуин или Флакк Альбин (Alcuinus, seu Flaccus Albinus) родился в Англии, в г. Йорке, около 735 г., умер в монастыре св. Мартина, во Франции в г. Туре, 19 мая 804 года. В VIII веке. Англия была центром ученой образованности, благодаря слиянию христианских идей с остатками кельтических наук. Как в древние времена из Галлии отправлялись в Йорк для изучения образованности друидов, так в том же самом городе была основана при монастыре знаменитая школа, в которой обучался и молодой Алкуин, под руководством архиепископа Эльберта. Вот что говорит сам Алкуин в своих воспоминаниях о месте своего обучения: «Ученый Эльберт напоял загрубелые умы прямо из источника различных наук; одним он старался сообщить искусство и правила грамматики, пред другими поднимал волны риторики, иных упражнял в прениях судебных, других в песнях Аонии. Многие научались у него играть на флейте Касталии или ударять ногою о вершину Парнасса; другие знакомились чрез него с гармониею небесного свода, путями солнца и луны, пятью поясами полюса, семью планетами, законами течения звезд, их восходом и закатом, движением моря, землетрясениями, природою человека, зверей, птиц и всего населения лесов; он раскрывал пред ними различные качества и сочетания чисел; научал с Достоверностью высчитывать время пасхи, и в особенности объяснял таинственное в св.

писании» (О святителях и святых церкви Йopкской, стих 1431-1447). Такою было разнообразное содержание обучения Алкуина в школе.

Преемник, Элъберта, Эадван, отправил Алкуина в Рим, для получения паллиума, в 780 г. Это путешествие в Италию решило участь Алкуина: он встретился в Парме с Карлом Великим; по своей страсти соединять около себя всех ученых мира, Карл уговорил Алкуина переселиться к нему; получив согласие архиепископа, Алкуина в 782 г. явился к Карлу и устроил при дворе его знаменитую Палатинскую школу, которою он и управлял до 796 г. Все семейство Карла и сам король были его учениками; из этой же школы вышли все литературные знаменитости того времени, в том числе и Эгингард. Деятельность Алкуина нe ограничивалась одним преподаванием наук; он с такою же ревностью заботился об основании школ при других монастырях и о собирании и исправлении манускриптов. Утомленный продолжительными трудами, он удалился от двора в 796 г. и основал новую школу в Турени при монастыре св. Мартина, Но и в этот последний период своей деятельности он не прерывал сношений с Карлом Великим и вел с ним ученую, по тому времени, переписку.

— Литературная деятельность Алкуина была чрезвычайно обширна: кроме многочисленных сочинений богословского содержания, где он комментирует св. Писание, защищает догматы веры против еретиков и объясняет части литургии, Алкуин оставил много произведений философского, исторического и поэтического содержания. Из философских его трактатов особенно занимательны: 1) De virtutibus et vitiis (о добродетели и пороке), посвященное графу Гвидо; и 2) De ratione animae (о природе души), написанное для одной из женщин, посещавших его Палатинскую школу. К этому же отделу нужно отвести его трактаты о грамматике, правописании, риторике и диалектике, и лекции, читанные в школе. К историческим сочинениям Алкуина принадлежат жизнеописания святых; из них особенно замечательна жизнь св. Виллиброда. По древним каталогам видно, что Алкуин писал истории Карла Великого, особенно по отношению его к саксам, но это сочинение не дошло до нас. Между поэтическими произведениями Алкуина первое место принадлежит поэме: De pontificibus et sanctis ecclesiae Eboracensis (о святителях в святых церкви Йоркской), в 1657 гекзаметрах.

Полное собрание сочинений Алкуина сделал Froben, Alcuini Opera omniа. Ratisbоnae. 1776. 4 части в 2 томах; и Migne, Putrologiae cursus completus, в двух томах, по общему счету издания т. С и CI. — Из специальных исследований об Алкуине особенно замечательно: Alcuins Leben, ein Beitrag zur Staats — Kirchen- and Culturgeschichte der Karolingischen Zeit. Halle. 1829 r., покойного Лоренца, профессора истории в бившем Педагогическом институте в С.-Петербурге. Ср. Monnier, Alcuin et son influencie litter., relig. et polit, chez les Francs. Par. 1853.1

  • 1. М. М. Стасюлевич // История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том II. СПб. 1864

Перевод: Дьяконов И. (2008), по изданию: Annales Lindisfarnenses et Cantuarienses et Sancti Germani minores. (Annales, ut videtur, Alcuini.) Monumenta Germaniae Historica, SS. Bd. IV. Hannover.1841

***

По изд. : История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том II. СПб. 1864
Перевод и комментарий М. М. Стасюлевича. (
Fl. Albini, seu Alcuini, abbatis et Caroli Magni Imp. magistri Opera omnia ed. Migne. Том I, Письма: 33, 43, 120, 131 и 162.)

 

4. Из переписки Алкуина.
(в конце VIII и нач. IX в.).

I. Письмо к Карлу Великому.
(Ad domnum regem).
(в 796 г.).

1 Вот твой Альбин1 восвояси, злых волн избежав, возвратился,2
Высокостольный помог путнику благостный бог.

Сразу все вместе в кружок, спустившись со склонов высоких,
Пастыри стад собрались при свете весеннем под тенью Дерева,

чтоб сообща веселых Камен возвеличить.
Юноша Дафнис пришел и с ним престарелый Палемон1

Стали готовиться все сложить славословье кукушке.
Гений Весны подошел, опоясан гирляндой цветочной,
Злая явилась Зима с торчащею мерзлой щетиной;

СТИХИ ГЕРОИЧЕСКИЕ1


Алкуин | англо-саксонский ученый | Британика

Алкуин

Смотреть все медиа

Год рождения:
c. 732 Англия
Умер:
19 мая 804 г. Экскурсии Франция
Предметы изучения:
Линдисфарн Рейд

Посмотреть весь связанный контент →

Алкуин , (род. ок. 732, в Йорке или его окрестностях, Йоркшир, Англия — умер 19 мая 804, Тур, Франция), англо-латинский поэт, педагог и священнослужитель, который, будучи главой Палатинской школы, основанной Карл Великий в Аахене привнес традиции англосаксонского гуманизма в Западную Европу. Он был выдающимся исследователем возрождения науки, известного как Каролингское Возрождение. Он также провел важные реформы в римско-католической литургии и оставил более 300 латинских букв, которые стали ценным источником по истории своего времени.

Первые 50 лет жизни Алкуина прошли в Йоркшире, где он сначала был учеником, а после 778 года — директором соборной школы Йорка, самой известной в то время. Вероятно, незадолго до отъезда из Йорка он написал длинную поэму, рассказывающую о знаменитых людях в истории этого города. В 781 году он встретил Карла Великого в Италии и принял его приглашение в Аахен, где король собирал ведущих ирландских, английских и итальянских ученых того времени. Школа, в которой обучался сам Карл Великий, его семья, его друзья и сыновья друзей, стала оживленным центром дискуссий и обмена знаниями. Алкуин ввел методы изучения английского языка во франкских школах, систематизировал учебную программу, повысил стандарты образования и поощрял изучение гуманитарных наук для лучшего понимания духовной доктрины. В 796 он оставил двор, чтобы стать аббатом аббатства Св. Мартина в Туре, где он поощрял работу своих монахов над красивым каролингским миниатюрным шрифтом, предком современных римских шрифтов.

Формирующее влияние Алкуина на развитие римского католицизма в Западной Европе приписывается главным образом его пересмотру литургии франкской церкви. Он отвечал за введение ирландского нортумбрийского обычая пения символа веры. Он организовал вотивные мессы в определенные дни недели в порядке, которому до сих пор следуют католики, отредактировал латинскую Вульгату и написал ряд работ по образованию, теологии и философии.

Жизнь Алкуина полна противоречий. Его лидерство в церкви и государстве помнили на протяжении всего Средневековья, но он оставался только дьяконом. Хотя он был выдающимся учителем в грубое время, его сочинения не отличаются оригинальностью. Он любил Карла Великого и пользовался уважением короля, но его письма показывают, что его страх перед ним был так же велик, как и его любовь. Большая часть его стихов посредственна. К концу жизни он приобрел большую славу святости, но не включен в канон святых.

Рейд на Линдисфарн I Факты, сводка и значение

Викинг; Lindisfarne Raid

Смотреть все СМИ

Дата:
8 июня 793
Местонахождение:
Святой остров Нортумбрия Англия
Участники:
Викинг

Просмотреть весь связанный контент →

Набег на Линдисфарн , Нападение викингов в 793 году на остров Линдисфарн (Святой остров) у побережья нынешнего Нортумберленда.

Монастырь в Линдисфарне был выдающимся центром христианства в королевстве Нортумбрия. Это событие потрясло весь английский христианский мир и ознаменовало начало эпохи викингов в Европе.

Набег на Линдисфарн в конце 8 века был не первым вторжением викингов на Британские острова. В записи за 787 год «Англо-саксонские хроники» сообщают о прибытии «трех кораблей норманнов» к побережью Уэссекса, банды иностранцев, которые тут же убили местного надзирателя, когда он пришел проводить их к королю. Кроме того, кентский устав от 79 г.2 указывает на то, что в Мерсийском королевстве были приняты оборонительные меры против «языческих моряков». Однако нападение на Линдисфарн в 793 году было первым зарегистрированным набегом викингов в Англии и в Европе в целом, и о его важности свидетельствуют странные инциденты, сопровождающие его в исторических записях. События года описаны в англо-саксонских хрониках так:

г.

Викторина «Британика»

Мировые войны

Сразитесь за звание волшебника войны с помощью этой викторины, посвященной известным конфликтам на протяжении всей истории.

Вот страшные предвестия пришли над землей Нортумбрии и горестно напугали людей: это были удивительные покровы молний и вихрей, и огненные драконы летали в небе. За этими знамениями вскоре последовал великий голод, и вскоре после того, в том же году, за шестой день до январских ид, ужасные нашествия язычников разрушили Божью церковь на острове Линдисфарн жестоким грабежом и резней.

В то время как англо-саксонская хроника указывает, что рейд произошел в январе, в настоящее время общепризнано, что фактическая дата должна была быть 8 июня. Учитывая свидетельства других источников и тот факт, что весна является более благоприятным сезоном для прибрежные набеги, данная дата, вероятно, представляет собой ошибку писца. Описание самого нападения кратко — летописец говорит лишь о том, что церковь была разрушена, имущество разворовано и пролита кровь, — но голод и знаменательные приметы, которые отмечаются перед ним, указывают на серьезность набега англо -Саксонская перспектива. Это событие подробно описано в ряде других средневековых источников, таких как хроника XII века 9.0029 Historia Regum ( History of Kings ), обычно приписываемая Симеону Даремскому. Автор утверждает, что языческие захватчики «с тяжким грабежом все опустошили, загрязненными ступенями вытоптали святые места, выкопали жертвенники и захватили все сокровища святой церкви». Он продолжает описывать, как многих насельников монастыря уволокли в кандалах, а других утопили в море. О набеге также упоминает нортумбрийский ученый Алкуин, который узнал об этом, когда жил во Франкском королевстве, работая наставником для детей Карла Великого. В письмах к королю Нортумбрии и епископу Линдисфарна Алкуин понимает это событие как беспрецедентное бедствие. Он описывает, как церковь была «забрызгана кровью священников Божиих, лишена всех ее украшений» и как обидчики-язычники «топтали тела святых в храме Божием, как навоз на улице».

Источники показывают, что это событие напугало английских христиан не только из-за большого насилия, но и из-за того, что христианское святилище подверглось вандализму со стороны язычников. В письмах Алкуина и Historia Regum рейд прежде всего изображается как осквернение, нападение, осквернившее святое место. Действительно, напав на остров Линдисфарн, викинги нанесли удар в самое сердце англо-саксонского христианства. Монастырь и епископство в Линдисфарне были основаны в середине 7 века ирландским монахом по имени Эйдан, которого король Освальд призвал в Нортумбрию для возрождения христианской миссии на Севере. Линдисфарн стал центром очень успешной миссии обращения, базой, с которой Эйдан отправился на материк, чтобы проповедовать христианскую веру и основывать новые миссионерские аванпосты. Позже остров стал местом паломничества, потому что в его монастыре хранились мощи святого Катберта, который был назначен епископом Линдисфарна в 685 году. Катберт был в свое время известным провидцем и целителем, и после его смерти на этом месте было зарегистрировано множество чудес. его святыни, что сделало остров популярным местом для верующих. По мере того, как значение монастыря росло, он также рос во власти и богатстве, получая дары от королевских особ и земельные наделы. К моменту облавы в нем находилось большое количество ценных богослужебных предметов.

Именно важность Линдисфарна для христиан сделала рейд таким кризисным. Для Алкуина тот факт, что языческий народ успешно разрушил такое место, которое должно было получить защиту святого, требовал какого-то объяснения. В своих письмах он заключает, что греховность людей должна быть причиной того, что Бог не сохранил их, хотя и не выдвигает никаких конкретных обвинений. Несколькими годами ранее король Нортумбрии Эльфвальд был убит бандой заговорщиков во главе с дворянином Сикгой, который затем покончил с собой в феврале того же года, когда набег викингов. Таким образом, в недавней истории королевства были цареубийства и самоубийства, и вполне возможно, что Алкуин имел в виду эти события, когда представлял нападение как божественное возмездие.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Набег на монастырь Линдисфарн часто называют началом эпохи викингов в Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *