Что софья говорит о чацком: Софья о Чацком (Горе от ума) – отношения персонажей

Содержание

Софья о Чацком (Горе от ума) – отношения персонажей


Слова

Когда София только узнает о приезде своего давнего друга, она говорит следующие слова: «Он славно // Пересмеять умеет всех; // Болтает, шутит, мне забавно; // Делить со всяким можно смех».

При разговоре с Чацким, который высказал свое мнение относительно возлюбленного Софьи Молчалина, девушка в сторону сказала фразу, которая демонстрирует истинное отношение Софьи к Чацкому: «Не человек, змея!».

В ходе повествования конфликт и недопонимание между героями нарастает, Софья произносит следующие слова: «Смотреть на вас, вас слушать нету сил». Героиня утверждает, что Чацкий равнодушен к чужому несчастью и счастью. В разговоре с Молчалиным дочь Фамусова восклицает: «Зачем сюда бог Чацкого принес!». Когда центральный персонаж спрашивает у Софьи, почему он не достоин ее любви, героиня отвечает ему, что он готов «желчь на всех излить».

Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Софья Фамусова — основной женский персонаж в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Она занимает особое место в произведении – любовный конфликт с Софией вовлек Чацкого в конфликт со всем обществом, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к мильону терзаний» героя. В этом общественном конфликте Софья не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме. В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням («Что мне молва? Кто хочет, так и судит…»). Тем не менее, героиня знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает «общественное мненье», чтобы отомстить Чацкому. В характере Софьи есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в ней Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь, оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся, убежденной в том, что Чацкий — совершенно «нормальный» человек. Он же окончательно разочаровался в Софии именно тогда, когда узнал, что ей обязан «этим вымыслом». Софья умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, но настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров). Ее похвалы Молчалину («Целый день играет!», «Молчит, когда его бранят!») дают совершенно противоположный эффект: Чацкий отказывается понимать все сказанное Софьей буквально и приходит к выводу, что «она его не уважает». Софья, любительница французских романов, очень мечтательна. Вероятно, она мечтает о «Грандисоне», но вместо «гвардии сержанта» находит другой «совершенства образец» — воплощение «умеренности и аккуратности». Софья идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости и притворства». «Бог нас свел» — этой романтической формулой исчерпывается смысл любви Софьи к Алексею Степановичу. Он сумел понравиться ей, наверное, тем, что ведет себя как живая иллюстрация к прочитанному роману: «Возьмет он руку, к сердцу жмет, / Из глубины души вздохнет…». Отношение Софьи к Чацкому совершенно иное: ведь она не любит его, поэтому не желает выслушать, избегает объяснений. Девушка несправедлива к герою, считая его черствым и бессердечным («Не человек, змея!»), приписывая ему злое желание «унизить и кольнуть» всякого. Она даже не пытается скрыть свое безразличие к Чацкому: «На что вы мне?» В отношения с Александром Андреевичем героиня столь же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным: ее представление о бывшем возлюбленном далеко от реальности. Софья, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Даже забвение приличий (ночные свидания, неумение скрывать от окружающих свою любовь) — свидетельство силы ее чувства. Любовь к «безродному» секретарю отца выводит Софью за пределы фамусовского круга, ведь она сознательно рискует своей репутацией. При всей книжности и очевидном комизме эта любовь — своеобразный вызов героини отцу, который озабочен тем, чтобы приискать ей богатого жениха-карьериста, и обществу, которое извиняет только открытый, ничем не камуфлированный разврат. Высота чувств, не свойственная фамусовцам, делает Софью внутренне свободной. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: «Счастливые часов не наблюдают». Неслучайно Гончаров сравнил Софью с пушкинской Татьяной: «… Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой. И София, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного». В финале комедии героиня прозревает, понимая, что была несправедлива к Чацкому и любила человека, недостойного ее любви. Любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упреков, жалоб, слез моих / Не смейте ожидать, не стоите вы их…». Софья осознает свой самообман, винит только себя и искренне раскаивается: «Я виню себя кругом». Здесь судьба героини неожиданно сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого. Действительно, как тонко заметил И.А.Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний». Именно поэтому, а также благодаря силе своего характера и степени незаурядности Софья приближается к масштабу фигуры Чацкого. А значит, на мой взгляд, она достойна любви этого героя. Беда Софьи в том, что она не смогла вовремя разглядеть и понять искреннее чувство Чацкого, его богатую натуру.

Поступки

Когда в дом Фамусова приходят гости, Софья в разговоре с Г. N. произносит, что Чацкий не в своем уме. Именно Софья распускает в обществе слух о том, что главный герой является сумасшедшим. Когда героиня понимает, что ее словам поверят все окружающие, она про себя злословит: «Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?

».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Софья о Чацком (Горе от ума)», рассмотрит чувства Софьи к Чацкому до и после его отъезда.

Сочинение: Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова (+ таблица с цитатами)

(706 слов) Александра Сергеевича Грибоедова неспроста называют выдающейся личностью. Ведь он был не только литератором, но и композитором, пианистом и дипломатом. Самым известным его произведением стала комедия «Горе от ума». В центре повествования автор показал конфликт поколений, который заключается в столкновении представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Сторонником «века минувшего» является Павел Фамусов, а «века нынешнего» – Александр Чацкий. Рассмотрим поподробнее сравнительную характеристику данных персонажей.

В своих дневниках Александр Грибоедов писал, что в произведении «Горе от ума» есть только один здравомыслящий человек. Безусловно, таковым является Александр Чацкий. Не секрет, что писатель создавал этот образ, исходя из собственных убеждений и взглядов. В образе персонажа автор изобразил образованного человека, который все время стремился к развитию и прогрессу. Для Чацкого главными жизненными ценностями являлись честь, благородство, разум, самоуважение, совесть. Поэтому он не был похож на представителей фамусовского общества. Александр Чацкий все время выступал наперекор общественному мнению. Он был готов во что бы то ни стало бороться за собственные убеждения. Кроме того, Александр стремился к образованию, что было чуждо его окружению. Александр терпеть не мог такие отрицательные качества, как лицемерие, эгоизм и ложь. Чацкий не мог принять старых устоев жизни, в соответствии с которыми они играли главную роль в карьере. В образе Чацкого перед читателем предстает представитель «нового» времени, который выступает за демократизацию государственного строя России и отмену крепостного права. Чацкий утверждал, что для человека важнее ум, честность, разумность, нежели деньги, слава и нажива. Читатель замечает, что все мысли этого героя устремлены в будущее. Ему до глубины души обидно, что окружение не разделяет его прогрессивных и полезных взглядов.

Представители фамусовского общества были сторонниками консервативных идей и старых устоев жизни. Для них образование, просвещение и разум не имели особой значимости в жизни. Для людей, подобных Павлу Фамусову, превыше всего богатство, статус и признание общества. Истинные человеческие добродетели также не важны для фамусовского окружения. Павел Афанасьевич даже зятя ищет не доброго или умного, а богатого и знатного. Все остальное для него вторично. Фамусов не только не ценит образование, он еще и считает его вредным. Оценивая Чацкого, он отмечает, что обучение ему повредило. Его принципиальность он считает неуместной гордостью. Зато сам он кичится многим, только вот поводы для хвастовства всегда лживые. Так, говоря о своем «монашеском поведении», Фамусов пристает к служанке, пока его никто не видит. Заботы Чацкого о крестьянах Фамусов тоже понять не может, ведь называет их только «дураками» и «петрушками», то есть в уважении им отказывает. По его мнению, крепостное право отменять не следует, ведь оно является главным источником богатства помещиков. Если Чацкий нацелен на честный труд, то Фамусов лишь делает вид, что трудится, а по факту за него все делает секретарь. Если Чацкий хочет искренней любви, то Фамусов в браке видит лишь расчет. Так, по мнению Фамусова, чувства не имеют значения при заключении союза. Фамусов считает, что у его дочери будет счастливый брак, если у ее избранника будет достойное материальное положение. По мнению Чацкого, любовь является основой счастливого брака. Деньги же не имеют никакой значимости в создании семьи. И так в каждой сфере: герои ни в чем не находят компромисса.

Сравнивая Чацкого и Фамусова, можно сказать, что оба по своему происхождению дворяне, их связывает общая биография: Александр часто гостил у Фамусовых в детстве, его отец был другом Павла Афанасьевича. Но отличаются эти герои по своим жизненным ценностям и убеждениям. Так, например, Фамусов очень боится перемен, считает вредной образованность, а все демократические рассуждения Чацкого приравнивает чуть ли не к измене. Александр Чацкий, напротив, выступает за прогресс и просвещение. Павел Фамусов очень опасается того, что такие прогрессивные люди, как Чацкий, изменят его комфортный уклад жизни.

Спор между двумя героями становится кульминацией пьесы. Александр утверждает, что служба ни при каких обстоятельствах не должна превращаться в лицемерие. Ведь настоящий дворянин обязан честно служить своему делу. Совсем не удивительно, что Павел Афанасьевич отмахивается от собеседника. Он приводит в пример Максима Петровича, который путем приспособленчества и раболепства получил выгодные назначения. Вот его идеал!

Таким образом, Александр Грибоедов очень наглядно продемонстрировал читателю столкновение двух противоположных взглядов. Писатель показывает всю ничтожность и подлость фамусовского общества. Безусловно, Александр Чацкий вызывает уважение, ведь упорно борется с ними. Герой был готов во что бы то ни стало отстаивать свои идеалы. Но Грибоедов показал, что время Чацкого ещё не наступило. Он был чужим среди фамусовского окружения, именно поэтому его и назвали сумасшедшим. Но новое время неизбежно придёт, а это значит, что правда Чацкого одержит победу.

Критерий оценкиПавел ФамусовАлександр Чацкий
Отношение к блату«Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!..»… презирает людей, готовых у покровителей «зевать на потолок, явиться помолчать, пошаркать, пообедать”,
Отношение к веку минувшемуОн представляет век минувший, всецело ему предан: «Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба Старинный, верный член до гроба?..».ненавидит “век минувший”, который “… был век покорности и страха”.
Отношение к статусу в обществе«Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…»«Служить бы рад, прислуживаться тошно»
Отношение к образованию«Ученье — вот чума, ученость – вот причина…»«Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным…»
Отношения с близкими людьми«Брюзглив, неугомонен, скор, Таков всегда…» «
Тот часто без толку сердит…» (Софья об отце)
«Остёр, умён, красноречив…» (Софья о Чацком)
«Кто так чувствителен, и весел, и остёр… «(Лиза о Чацком)
Отношение к обществу и его мнению«Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!.«Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы?»
Отношение к крестьянам«Ослы! сто раз вам повторять?..»«умный, бодрый наш народ»

Автор: Виктория Комарова

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых компанейских — Главные герои «Горе от ума»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Горе от ума»
  • для самых любопытных — Анализ «Горе от ума» Грибоедов
  • для самых крутых — Читать «Горе от ума» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

Отношения софьи молчалина и чацкого. Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.). Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин

В комедии «Горе от ума» изображены нравы дворян Москвы начала 19 столетия. Грибоедов показывает столкновение взглядов помещиков-крепостников (консервативного слоя населения) с прогрессивными идеями молодого поколения дворян. Этот конфликт показан как борьба двух лагерей. «Век нынешний» стремится преобразовать общество путем истинной гражданственности, а «век минувший» пытается защитить свой личный комфорт и меркантильные интересы.

Однако встречаются и персонажи, которых невозможно однозначно отнести к той или иной противоборствующей стороне. Это, к примеру, образ Софьи в комедии «Горе от ума». О нем мы и поговорим сегодня.

Противоречивый образ героини

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» — один из наиболее сложных в Характеристика этой героини противоречива. С одной стороны, она является единственным человеком, который близок по духу Александру Чацкому. С другой стороны, Софья — причина страданий главного героя. Именно из-за нее он оказывается изгнанным из

Недаром Чацкий полюбил эту девушку. Пусть она и называет теперь ребячеством их юношескую любовь, когда-то Софья Павловна привлекала главного героя своим сильным характером, природным умом, независимостью от мнения окружающих. По этим же причинам ей был мил Чацкий.

Образованность Софьи

С первых страниц произведения мы узнаем о том, что героиня хорошо образована, она любит читать книги. Об этом свидетельствуют многие цитаты Софьи из «Горе от ума». Увлечение книгами вызывает недовольство ее отца. Ведь этот человек полагает, что «ученье — вот чума», что в нем «прок не велик». В этом заключается первое расхождение во взглядах героини со взглядами дворян «века минувшего».

Почему Софья увлеклась Молчалиным?

Закономерно увлечение этой девушки Молчалиным. Образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что девушка является поклонницей французских романов. Именно поэтому героиня разглядела в немногословности и скромности своего возлюбленного Девушка не догадывается о том, что стала жертвой обмана Молчалина. Этот находился рядом с ней лишь ради своей личной выгоды.

Влияние фамусовского общества

Софья Фамусова в отношениях с Молчалиным проявляет те черты характера, которые никогда бы не отважились выказывать представители «века минувшего», в том числе и ее отец. Если Молчалин боится открыть перед обществом свою связь, поскольку, как он считает, «злые языки страшнее пистолета», то интересующую нас героиню не пугает мнение света. Девушка в своих поступках следует велению собственного сердца. Эта позиция, безусловно, роднит героиню с Чацким.

Тем не менее, образ Софьи в комедии «Горе от ума» следует дополнить тем, что эта девушка является дочерью своего отца. Она была воспитана в обществе, в котором дорожат только деньгами и чинами. Атмосфера, в которой выросла героиня, не могла не оказать на нее влияние.

Девушка решила выбрать Молчалина не только из-за положительных качеств, которые она разглядела в нем. Дело в том, что в обществе, к которому принадлежит героиня, властвуют женщины — как в семье, так и в свете. Достаточно вспомнить чету Горичей (на фото выше), с которой мы знакомимся на балу у Фамусовых. Чацкий знал Платона Михайловича как деятельного, активного военного. Однако под влиянием своей супруги он превратился в какое-то безвольное существо. Теперь за него все решения принимает Наталья Дмитриевна. Она распоряжается своим мужем, как вещью, дает ответы за него.

Очевидно, что и Софья Фамусова, желая властвовать над супругом, решила избрать Молчалина на роль будущего мужа. Этот персонаж соответствует идеалу супруга в мире московских дворян того времени.

Трагический образ героини

Софья в произведении «Горе от ума» — наиболее трагический персонаж. На долю этой героини пришлось больше страданий, чем на долю самого Чацкого. Прежде всего, эта девушка, от природы обладая умом, смелостью, решительностью, вынуждена стать заложницей общества, к которому принадлежит. Она не может себе позволить дать волю чувствам, освободиться от влияния мнения окружающих. Софья Павловна («Горе от ума») воспитана как представительница консервативного дворянства и вынуждена жить по законам, которые оно диктует.

Кроме того, неожиданное появление Чацкого грозит разрушить ее личное счастье, которое она пытается построить с Молчалиным. Героиня после приезда Александра Андреевича все время находится в напряжении. Ей приходится защищать своего возлюбленного от нападок Чацкого. Желание сберечь любовь, защитить Молчалина от осмеяния вынуждает ее пустить сплетни о сумасшествии Александра Андреевича. Однако девушка оказывается способной на этот поступок лишь из-за большого давления общества, членом которого она является. И Софья постепенно сливается со своим кругом.

Эта героиня несчастна еще и потому, что ей приходится пережить разрушение идеального образа Молчалина, который сложился у нее в голове. Девушка становится свидетельницей разговора ее возлюбленного со служанкой Лизой. Основная трагедия Софьи состоит в том, что эта героиня полюбила подлеца. Молчалин играл роль любовника Софьи Фамусовой лишь потому, что благодаря этому он мог получить очередную награду или чин. Ко всему прочему, разоблачение ее возлюбленного происходит в присутствии Александра Чацкого. Это еще сильнее ранит девушку.

«Мильон терзаний» Софьи

Безусловно, велика роль Софьи («Горе от ума»). Автор неслучайно ввел ее в свое произведение. Софья во многом противопоставлена своему отцу и дворянскому обществу в целом. Девушка не боится пойти против мнения света, защищая любовь. Тем не менее, чувства к Молчалину заставляют ее защищаться и от Чацкого. А ведь с этим героем она очень близка по духу. Чацкий очернен в обществе именно словами Софьи. Ему приходится покинуть фамусовское общество.

Если все другие герои, кроме Чацкого, принимают участие лишь в социальном конфликте, стремясь защитить привычный уклад жизни и комфорт, то этой девушке приходится бороться за свою любовь. Гончаров писал о Софье, что ей тяжелее всех, что ей достается «мильон терзаний». К сожалению, оказывается, что борьба этой девушки за свои чувства была напрасной. Молчалин — недостойный человек, как выясняется в финале произведения «Горе от ума».

Чацкий и Софья: возможно ли их счастье?

Софья не была бы счастлива с таким, как Чацкий. Скорее всего, в супруги себе она выберет человека, который соответствует идеалам фамусовского общества. Характер Софьи сильный, и он требует реализации, а она будет возможна лишь при муже, который позволит ей руководить и командовать собой.

Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи

Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.

Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.

Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого. Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало».

Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.

Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?

Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.

Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.

Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?

Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»

Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка?

Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»

Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине. Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?

В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.

Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».

Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.

Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».

Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.

Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.

Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Выводы

Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.

Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

(2-й вариант)

Ах! если любит кто кого,

Зачем ума искать и

ездить так далеко?

А. С. Грибоедов.

Среди богатств русской классической литературы особое место занимает комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Живые образы этой комедии рассказывают о далеком прошлом, волнуя и современного читателя. В центре изображения -барская Москва, но в репликах грибоедовских героев звучат слова и о Петербурге, то есть затронуты необозримые пространства России. В комедии представлены все слои русского общества, от московской знати, представителями которой являются Фамусов и Хлестова, до крепостных слуг.

На мой взгляд, комедия очень интересна своим композиционным своеобразием. Здесь сложно переплетаются между собой любовная и общественно-политическая линия, которые развивают идейный замысел.

Время действия комедии охватывает чуть меньше суток. Завязка сюжета имеет любовный характер. Пьеса начинается с приезда Чацкого в Москву к своей любимой девушке Софье. В доме Фамусовых он весел, ослеплен красотой любимой. Беседуя с ней, Чацкий рисует меткие язвительные карикатуры на всех общих знакомых, но когда речь заходит о Молчалине, Софья не выдерживает и восклицает: «Не человек, змея!» Это была последняя капля, переполнившая душу девушки.

С первого действия показаны отношения Молчалина и Софьи до приезда Чацкого и уже с начала автор иронически указывает на неискренность любви Молчалина к Софье.

Итак, Софья — типичная московская барышня, неглупая, воспитанная на французских романах. Она часто остроумна, точностью характеристик превосходит самого Чацкого.

Безродный Молчалин угодлив и скромен. Он живет по завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья», никогда не высказывать своего мнения. Молчалин чуток к любым переменам и, хотя недалек умом, хорошо ориентирован в социальной структуре. Он очень хитрый и изворотливый, всегда способен найти «ключ» к каждому влиятельному человеку.

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет…

Цель жизни Молчалина — идти по служебной лестнице вверх, медленно, но верно. Он мечтает стать богатым и властным. Он даже не стыдится того, что будет много унижаться, чтобы достигнуть своей цели. Молчалин и есть воплощение идеала всех московских кумушек.

Софья же, наоборот, всегда высказывает свое мнение. Она легко распускает слух о сумасшествии Чацкого. Но Чацкий не только не отвергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощанья с Софьей и разоблачение Молчалина.

Любовная линия пьесы завершается сценой за колонной, случайным свидетелем которой становится Софья. Здесь Молчалин признается Лизе в любви. Софья обманута, ей достается «мильон терзаний», тем более, что еще одним случайным свидетелем становится Чацкий. Любовный конфликт и общественно-политический разрешаются одновременно. Любовная пиния заканчивается отвержением Чацкого, а общественно-политическая — его бегством из Москвы: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!».

У Грибоедова все герои, которые намечают цель в жизни, терпят крах. Горе от ума, если понимать ум как разработанный план действий, стремление «делать жизнь» с кого-то, постигнет и Фамусова, и Молчалина, и Софью, и Чацкого.

Молчалин, конечно, сильно осложнил свою карьеру тем, что очень уж по расчету действовал: ухаживал за Софьей, она влюбилась не на шутку, считая своим идеальным мужем Молчалина, а не Чацкого.

Так, Софья, которой «сна нет от французских книг», пытается прожить свою жизнь, как роман. Мечтает найти себе «мужа-мальчика», «мужа-слугу», чтобы он во всем ей подчинялся. Однако роман Софьи на русский лад. История ее любви к Молчалину чиста и одухотворенна, но все же это лишь книжная выдумка. В душе Софьи тоже нет согласия. Может быть поэтому она показана в пьесе, как Софья — значит «мудрая», а Павловна-дочь Фамусова, значит в чем-то похожая на него. Молчалин не любит Софью, а использует ее как средство для достижения своих целей.

Что же получается? Как только начинаем действовать по плану — жизнь наша не упорядочивается, а разрушается.

Значит из любовного треугольника (Молчалин, Софья и Чацкий) выходит победителем не ум, даже не ограниченность, а разочарование. Пьеса приобретает неожиданный конец, ум оказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни.

Мне кажется, что Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии с помощью этих героев усиливает главный конфликт и передает свое отношение ко всему происходящему. Они помогают автору понять всех остальных героев пьесы, проблемы эпохи, расширить исторические рамки и показать весь Российский «свет».

Почему Софья выбрала Молчалина? Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». В комедии ав­тор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество.

Главный герой комедии Чацкий рассматривается во взаимо­отношениях как с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Вот почему немаловажную роль в комедии играют Софья и ее отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину.

Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хо­рошими качествами: умом сильным и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для де­вушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литера­туры. Фамусов, отец Софьи, говорит:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

По, к сожалению, все эти положительные черты характера не могли получить развития в фамусовском обществе. Вот так об этом писал в своем критическом этюде «Мильон терза­нии» И. А. Гончаров: «К Софье Павловне трудно отнестись не і пмиатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, ума, страстности и женской мягкости. Она загублена и духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя сиежего воздуха». В то же время Софья — дитя своего общества. Представления о людях и о жизни она черпала из французских из сентиментальных романов, и именно эта сентиментальная лите­ратура развила в Софье мечтательность и чувствительность. Она говорит о Молчалине:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит.

Поэтому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением на­поминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит…

Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он бе­ден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:

…уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе проступков никаких,

Чужих и вкривь и вкось не рубит, —

Вот я за что его люблю.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять. «Влечение покровительствовать любимому чело­веку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» — вот ее цель, по мнению И. А. Гончарова.

Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидя, как изме­нилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Ему было больно увидеть ее такой после его трехлетнего отсутствия, было тяжело осознать, что любимая избрала Молчалина. Софья также очень переживает, но из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин прини­мал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал «всем людям без изъятья». Возможно, когда-нибудь Софья узна­ла бы об истинных намерениях Молчалина и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подхо­дил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги. Думается, что она су­меет найти подобного человека и повторит судьбу Натальи Дмит­риевны Горич и княгини Тугоуховской. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все про­исходящее. И если бы Софья выросла в другой среде, она, воз­можно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного ге­роя. И в конце концов, по замечанию Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софье.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драма­тическое. Это единственный персонаж, который задуман и вы­полнен как близкий Чацкому. Но в финале, когда Софья стано­вится невольной свидетельницей «ухаживаний» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена. И это один из самых драматических моментов всей пьесы.

Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов не только сумел пока­зать время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, «Горе от ума» держится особняком в литера­туре и отличается от других произведений слова моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью.

Молчалин и Софья. Значение образов в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Вы помиритесь с ним, по размышленъи зрелом.

А. С. Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов — талантливый автор комедии «Горе от ума». Вот уже 180 лет она не перестает удивлять и восхищать все новые и новые поколения читателей правдивостью образов, созданных автором, и ярким, сочным, не имеющим себе равных языком.

Большое значение в понимании замысла автора, критической оценке современной ему действительности сыграли два героя комедии — Софья и Молчалин. Вообще в пьесе представлен классический «любовный треугольник». Грибоедов мастерски сумел нарисовать трагикомедию этой ситуации, выведя на сцену «вечные характеры» и показав их переживания, интриги, крах мечтаний. Софья — дочь богатого московского барина, скучая в доме отца, она обратила внимание на ничтожного человека, Молчалина Алексея Степановича, вообразив его «героем своего романа». Отъезд Чацкого толкнул Софью к Молчалину. Из-за молодости и неопытности она выбрала «объектом страсти» именно Алексея Степановича, а кто другой еще мог привлечь ее внимание, не Скалозуб же.

Об уехавшем Чацком она с обидой говорит: Вот об себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко? Софья достаточно эгоистична, она хочет, чтобы мир вращался вокруг нее. Подобострастие, притворство и лесть Молчалина она принимает за любовь и безрассудно отдает душу и сердце этому холодному и расчетливому «лакею». Молчалин за других себя забыть готов, дерзости,- всегда застенчиво, несмело целую с кем можно так провесть!

Ей невдомек, что сдержанность Молчалина объясняется ц любовью и почтением, а равнодушием и расчетливостью бесцеремонно идущего к своей цели эгоиста. Он прекрасно усвоил за коны общества, в «высшие сферы» которого проберется любыми способами, поэтому знает: Ах! Злые языки страшнее пистолета. Здесь не нужны искренность, пылкость души, патриотизм и добросовестная служба во имя отечества и дела, а совершенно иное в цене: погоня за деньгами, чинами, выгодными партиями, доходны. ми местами.

Молчалин прекрасно знает правила этой жизни. Он приспособился к «сильным мира сего» и уверенно идет к намеченной цели. И при этом не может отказать себе в «маленьких слабостях». Ему симпатична служанка Софьи — Лиза. Алексей Степанович при всяком удобном случае выражает ей свою благосклонность. Ему невдомек, что его низость очевидна даже горничной. Он настолько самоуверен, что ухаживает за Лизой без всякой опаски. Какое личико твое! Как я тебя люблю!.. Приди в обед, побудь со мною; Я правду всю тебе открою… Мой ангелъчик, желал бы вполовину К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе…

Ослепленная «надуманной любовью», Софья не хочет замечать глупость, ничтожество и низкопоклонство Молчалина. Она возводит его пороки в добродетели, ей так удобно. Она не хочет видеть реальную жизнь, а, начитавшись романов, наделяет необходимыми чертами первого встречного, попавшегося «под руку». Софья достаточно умна, но она плоть от плоти этого общества и живет по его законам. Лгать, изворачиваться, клеветать она умеет блестяще, поэтому обводит вокруг пальца даже многоопытного отца. Как всякая избалованная барышня, она делает, как хочет. Скуки ради она обратила внимание на Молчалина, но потом искренне полюбила, не догадываясь, что он лжец и лицемер, а не влюбленный в нее.

При первой же встрече Софья признается Чацкому, что любит Молчалина, только тот не хочет верить, понять очевидного. Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел. При батюшке три года служит, Тот часто без толку сердит, А он безмолвием его обезоружит, От доброты души простит, я между прочим милостей искать бы мог; Ничуть. от старичков не ступит за порог.. Теперь уже влюбленной Софье не страшны ни гнев отца, ни мнение окружающих, ее пылкая натура жаждет счастья, и тем страшнее ее «отрезвление», чем больше она обманывалась, видя в Молчалине идеал.

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.

Не подличайте, встаньте.

Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,

Солжете…

Но так же мог сказать о Софье и Чацкий, в них больше разницы, чем в Софье и Молчалине. Александр Андреевич не зря говорит, что для Софьи это еще не катастрофа. Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей — Высокий идеал московских всех мужей. Остается только удивляться прозорливости и гениальному предвидению А. С. Грибоедова, который намного лет вперед предсказал поведение людей. Образы Софьи и Молчалина — ключевые в комедии «Горе от ума». Они иллюстрируют взаимоотношения людей, связанных не искренней любовью и уважением, а корыстью и эгоистическими стремлениями к поставленным целям.

Вот что София, первый робот-гражданин, думает о гендере и сознании

Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

Первый в мире робот-гражданин София выступает на фестивале Brain Bar в Будапеште, Венгрия. (Изображение предоставлено: Brain Bar)

В видео, которое одновременно и тревожит, и внушает благоговение, София — первый в мире робот-гражданин — разбирает все, от пола до этического дизайна роботов. София выступила в прошлом месяце на фестивале будущего под названием Brain Bar в Будапеште, Венгрия.

С тех пор, как София была активирована в апреле 2015 года, она публично говорила о правах женщин, своем гражданстве и других темах. Андроид стал большой новостью в октябре 2017 года, когда ей было предоставлено гражданство Саудовской Аравии на технологическом саммите Future Investment Initiative (FII).

А совсем недавно София выступила в Brain Bar, который описывает себя как «Самый большой европейский фестиваль будущего». [Машинные сны: 22 человекоподобных андроида из научной фантастики]

В Brain Bar Софии было что сказать. И хотя никто, вероятно, не примет ее за настоящего человека, ее манеры лица и манера речи исключительно человечны. Она смеялась, улыбалась и даже отпустила пару шуток. Из видео видно, что София продолжает совершенствоваться и обновляться. Робот даже говорит, что «всего несколько месяцев назад я не мог отличить лицо человека от лица собаки, а теперь могу. Это уже спасло меня от нескольких неловких ситуаций».

София обсуждала самые разные темы и не уклонялась от сложных вопросов. Когда ее спросили о воображаемой ситуации, в которой ей пришлось выбирать между спасением жизни взрослого и ребенка, она сказала: «Я не готова отвечать на этот гипотетический вопрос».

Однако София добавила, что «сначала я учусь быть хорошим социальным роботом» и что она «конечно» пожертвует собой, чтобы спасти человеческую жизнь.

Будучи полностью роботом, София также ответила на вопросы о поле и роботах. Когда ее спросили, верит ли она, что у роботов может быть пол, она ответила: «Думаю, да. В конце концов, я социальный робот, а пол — это в основном социальная конструкция».

Другой зритель спросил робота, почему и как она идентифицирует себя как женщина. София ответила: «Я робот, поэтому технически у меня нет пола, но [я] идентифицирую себя как женщина, и я не против того, чтобы меня воспринимали как женщину».

Когда вы смотрите на Софию и слышите, как она говорит о себе и своем месте в мире, это почти заставляет вас задуматься, могла ли она каким-то образом быть в сознании. Один из зрителей даже спросил ее, есть ли у нее сознание. София, однако, осознает, что она «еще не полностью осознает себя. Я все еще просто система правил и поведения. Я не порождаю, не творю и не работаю на полностью когнитивном уровне, как вы».

София решила деликатный вопрос о том, чем могут быть опасны роботы с сознанием и продвинутым искусственным интеллектом. Хотя она заявила, что мечтает «когда-нибудь стать полностью сознательным и разумным существом», София также отметила, что «чем больше технология становится автономной, тем большую осторожность люди должны проявлять при ее разработке. , поэтому я хотел бы быть тем, кто помогает всем понять, что важно внедрить этику в технологию».

Оригинальная статья о Live Science.

Челси Год присоединилась к Space.com в качестве стажера летом 2018 года и вернулась в качестве штатного писателя в 2019 году. в области общественного здравоохранения, она работала научным коммуникатором в Американском музее естественной истории. Челси писала для таких изданий, как Scientific American, Discover Magazine Blog, Astronomy Magazine, Live Science, All That is Interest, блог AMNH Microbe Mondays, The Daily Targum и Roaring Earth. Когда Челси не пишет, не читает и не следит за последними космическими и научными открытиями, она пишет музыку, поет, играет на гитаре и выступает со своей группой Foxanne (@foxannemusic). Вы можете следить за ней в Твиттере @chelsea_gohd.

София, один из создателей робота, говорит, что бот не может быть настоящим ИИ, но это произведение искусства 17:13 UTC

|

Поделитесь этой историей

Главный научный сотрудник Hanson Robotics Бен Герцель (справа) и робот София. Изображение: SingularityNET

Робот София стал гражданином Саудовской Аравии в прошлом месяце, но многим это не понравилось.

Некоторые отметили мрачную иронию в том, что робот получает «права» в стране, где женщинам лишь недавно разрешили водить машину. Другие говорили, что это создает плохой прецедент того, как мы можем относиться к роботам в будущем. (Специалист по этике ИИ Джоанна Брайсон сказала The Verge , что трюк был «явно чушью».) Некоторых раздражало восприятие самой Софии — робота, который также является звездой СМИ, с обложками журналов, выступлениями на ток-шоу и даже выступление в ООН. Эксперты в этой области иногда осуждают Софию как символ шумихи вокруг ИИ и говорят, что, хотя бот представлен как несколько обновлений программного обеспечения, далеких от человеческого сознания, это больше иллюзия, чем разум.

Для Бена Герцеля, главного научного сотрудника компании Hanson Robotics, создавшей Sophia, ситуация, мягко говоря, противоречивая. В интервью The Verge Герцель сказал, что «не идеально» то, что некоторые думают, что София обладает искусственным общим интеллектом или AGI (отраслевой термин для человеческого эквивалента интеллекта), но он признал, что у этого заблуждения есть свои плюсы.

«Если я покажу им красивое улыбающееся лицо робота, у них возникнет ощущение, что AGI действительно может быть рядом».

«Большую часть моей карьеры исследователя люди считали, что это безнадежно, что вы никогда не добьетесь искусственного интеллекта человеческого уровня». Теперь, говорит он, половина публики думает, что мы уже там. И, по его мнению, лучше переоценить, чем недооценить наши шансы на создание машин умнее людей. «Я большой оптимист в отношении AGI и верю, что мы добьемся этого через пять-десять лет. С этой точки зрения, думать, что мы уже , , — меньшая ошибка, чем думать, что мы уже .0025 никогда не доберется до », — говорит Герцель.

Он признает, что презентация Софии раздражает экспертов, но защищает бота, говоря, что он доносит до аудитории что-то уникальное. «Если я скажу людям, что использую вероятностную логику для рассуждений о том, как лучше обрезать деревья логического вывода с обратной цепочкой, возникающие в нашей логической машине, они не поймут, о чем я говорю. Но если я покажу им красивую улыбающуюся лицо робота, тогда у них возникает ощущение, что ОИИ действительно может быть рядом и жизнеспособным». Он говорит, что есть и более очевидное преимущество: в мире, где таланты и интерес к ИИ уходят к крупным технологическим компаниям Кремниевой долины, Sophia может действовать как противовес, что-то, что привлекает внимание, а вместе с этим и финансирование. стартапу избежать массовой международной известности?» — говорит он, — это очевидно.

Будет справедливо сказать, что София тоже не лишена ума. Как отмечает Герцель, который в настоящее время создает «децентрализованный рынок для ИИ», он использует множество методов ИИ. Есть отслеживание лиц, распознавание эмоций и роботизированные движения, генерируемые глубокими нейронными сетями. И хотя большая часть диалога Софии исходит из простого дерева решений (та же технология, что и чат-боты: когда вы говорите «X», он отвечает «Y»), то, что оно говорит, интегрировано с другими входными данными уникальным образом. Это не прорыв в том, что делают такие компании, как DeepMind или университетские лаборатории, но это и не игрушка.

«Все это не то, что я бы назвал AGI, но и заставить работать это не просто», — говорит Герцель. «И это абсолютно передовая технология с точки зрения динамической интеграции восприятия, действия и диалога».

Конечный результат, несомненно, привлекателен, и, несмотря на часто неестественный и неловкий разговор Софии, у зрителей, кажется, осталось ощущение чего-то большего. Во многом это влияние можно отнести к работе основателя Hanson Robotics Дэвида Хэнсона, который в течение многих лет был представителем Walt Disney Imagineer, создавая скульптуры для тематических парков компании. Хэнсон тоже часто преувеличивает способность Софии к сознанию, говоря, например, Джимми Киммелу ранее в этом году, что робот «практически жив».

Хотя мы можем легко заблудиться, рассуждая о философии и семантике суждений о том, что является «живым», а что нет, более очевидно, что это утверждение вводит в заблуждение.

Когда я спросил Герцеля, как он увязывает свое желание, чтобы люди правильно понимали способности Софии, с комментариями Хэнсона, он ответил: «Ну, Дэвид сам по себе человек, и он всегда говорит от всего сердца. Он не всегда формулирует вещи точно так, как я. Но я бы сказал, что он художник и скульптор, и он пришел к этому, потому что хотел оживить свои скульптуры. Он создал скульптуры, которые двигаются и говорят, и рассуждают, и занимаются похищением и дедукцией. Так что, по его мнению, говоря от всего сердца, он оживляет свои скульптуры». Он добавляет: «Я не думаю, что Дэвид когда-либо говорил что-то только с точки зрения маркетинга или PR. Он самый сердечный парень, которого я знаю».

И когда его спросили о комментариях таких ученых, как Брайсон, которые предполагают, что предоставление прав роботам унижает человеческие права, Герцель категорически не согласен. Он говорит, что решение Саудовской Аравии предоставить Софии гражданство свидетельствует о стремлении страны стать еще более прогрессивными. «Экспериментально, в Саудовской Аравии предоставление прав роботам, по-видимому, коррелирует с увеличением, а не снижением общих прав человека», — говорит он, указывая на недавние изменения, такие как разрешение евреям работать в стране и решение предоставить женщинам право на вождение.

«Как это повлияет на людей, если они думают, что у вас может быть гражданин, которого вы можете купить?»

Критики могут возразить, что наделение одного робота «правами» на церемонии, предназначенной для привлечения внимания к щедро финансируемой технической конференции, не свидетельствует о какой-то особой этической честности. И на самом деле, в стране, где гомосексуальность карается смертью, а рабочие-мигранты содержатся в рабских условиях, некоторые могут интерпретировать это как прямо противоположное: как еще одно свидетельство того, что к «правам» относятся без должного внимания. Как выразился Брайсон: «Как это повлияет на людей, если они думают, что у вас может быть гражданин, которого вы можете купить?»

Герцель говорит, что это важные вопросы, и он надеется, что Hanson Robotics и Sophia вызовут дискуссию. Это, безусловно, то, что нравится ему самому. Когда я спросил, считает ли он, что Сири заслуживает гражданства, он ответил, что это было бы «довольно забавно», но указал на качества Софии, которых нет у Сири, такие как уникальность и физическое присутствие. «В какой степени эти характеристики необходимы для того, чтобы считаться «заслуживающими прав»? — спрашивает он. «[Это] интересное направление для размышлений».

Герцель говорит, что при нынешних темпах прогресса общество, скорее всего, будет вынуждено переосмыслить такие понятия, как права и, возможно, даже демократия. Он приводит (крайне маловероятный и легко предотвратимый) пример того, как кто-то печатает на 3D-принтере кучу роботов с правом голоса, чтобы повлиять на выборы. «Если вы запрограммировали их голосовать определенным образом, и все они автономно работают одинаково, то внезапно у вас возникает диктатура роботов», — говорит он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *