Что сделал иван 3 для руси: Что Иван III сделал для России

Что хорошего Иван III сделал для Руси

31 августа 2018

Кириллица

В 1462 года Иван III стал правителем Великого княжества Московского. Деятельность этого Государя Руси несла по-настоящему «революционный» характер для развития России. Что такого сделал Иван Третий, чтобы остаться в памяти поколений?

Фото: КириллицаКириллица

Собрал земли

Видео дня

Неслучайно за Иваном III закрепилось прозвище «Великий». Именно ему удалось собрать вокруг Москвы разрозненные княжества северо-восточной Руси. При его жизни в состав единого государства вошли Ярославское и Ростовское княжества, Вятка, Пермь Великая, Тверь, Новгород и другие земли. Иван III первым из русских князей принял титул «Государь всея Руси» и ввел в обиход термин «Россия».

Своему сыну Великий князь передал территорию в несколько раз большую, чем получил в наследство сам. Иван III сделал решительный шаг к преодолению феодальной раздробленности и ликвидации удельной системы, заложил экономические, политические, юридические и административные основы единого государства.

Освободил Русь

Еще сто лет после Куликовской битвы русские князья продолжали платить дань Золотой Орде. Роль освободителя от татаро-монгольского ига выпала Ивану III. Стояния на реке Угре, случившееся в 1480 году, ознаменовало окончательную победу Руси в борьбе за свою независимость. Ордынцы не решились переправиться через реку и вступить в сражение с русскими войсками. Выплаты дани прекратились, Орда погрязла в междоусобицах и к началу XVI века прекратила свое существование. Москва же в очередной раз утвердила себя в качестве центра образующегося русского государства.

Принял Судебник

Принятый в 1497 году Судебник Ивана III заложил правовые основы для преодоления феодальной раздробленности. Судебник устанавливал единые юридические нормы для всех русских земель, тем самым закрепляя ведущую роль центральной власти в регулировании жизни государства. Свод законов охватывал широкий круг жизненных вопросов и затрагивал все слои населения. Статья 57 ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому неделей до и неделей после Юрьева дня. Тем самым было положено начало закрепощению крестьян.

Судебник имел прогрессивный характер для своего времени: в конце XV века далеко не каждая европейская страна могла похвастаться единым законодательством. Посол Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Эти записи изучались и немецкими юристами, которые составили общегерманский свод законов («Каролина») только в 1532 году.

Начал путь к империи

Объединение страны требовало новой государственной идеологии и ее основы появились: Иван III утвердил символом страны двуглавого орла, использовавшегося в государственной символике Византии и Священной Римской империи.

Взятие в жены Софьи Палеолог – племянницы последнего византийского императора — дало дополнительные основания для появления идеи о преемственности великокняжеской власти от византийской императорской династии. Происхождение русских князей велось также и от римского императора Августа. Уже после смерти Ивана III из этих идей выросла теория «Москва – Третий Рим».

Но дело не только в идеологии. При Иване III началось активное утверждение России на европейской арене. Серия войн, которые он вел с Ливонией и Швецией за господство на Балтике, знаменует первый этап на пути России к империи, провозглашенной Петром I спустя два с половиной столетия.

Спровоцировал архитектурный бум

Объединение земель под властью Московского княжества дало почву для расцвета русской культуры. По всей стране велось интенсивное строительство крепостей, церквей и монастырей. Именно тогда была возведена красная стена Московского Кремля, и он превратился в сильнейшую крепость своего времени. При жизни Ивана III была создана основная часть того архитектурного ансамбля Кремля, который мы можем наблюдать сегодня. В Россию были приглашены лучшие итальянские мастера. Под руководством Аристотеля Фиорованти был возведен пятиглавый Успенский собор.

Итальянские же зодчие возвели Грановитую палату, ставшую одним из символов царского величия. Псковские мастера построили Благовещенский собор. При Иване III только в Москве было построено около 25 церквей. Расцвет русской архитектуры убедительно отразил процесс создания нового, единого государства.

Создал лояльную элиту

Формирование единого государства не могло происходить без создания лояльной государю элиты. Поместная система стала эффективным решением этой проблемы. При Иване III велся усиленный набор людей, как для военной, так и для гражданской службы. Именно поэтому, были созданы точные правила раздачи казенных земель (они передавались во временное личное владение как награда за службу). Таким образом, формировалось сословие служилых людей, которые были зависимы лично от государя и обязаны своим благополучием государственной службе.

Ввел приказы

Крупнейшее государство, складывавшееся вокруг Московского княжества, требовало единой системы управления. Ею стали приказы. Основные государственные функции были сосредоточены в двух учреждениях: Дворце и Казне. Дворец ведал личными землями великого князя (то есть государственными), Казна была сразу и министерством финансов, и канцелярией, и архивом. Назначение на должности происходило по принципу местничества, то есть в зависимости от знатности рода.

Однако само создание централизованного аппарата государственного управления носило чрезвычайно прогрессивный характер. Основанная Иваном III приказная система, окончательно оформилась в правление Ивана Грозного, и просуществовала до начала XVIII века, когда и была заменена петровскими коллегиями.

Истории,Иван Грозный,Минфин,

3

Жертва русофобии. Великий Иван Третий, о котором мы так мало знаем | История | Общество

Великий князь московский, государь всея Руси Иван III Васильевич родился 22 января 1440 года.

***

Локальной неожиданностью окончилось заседание Творческого совета Российского военно-исторического общества. Предполагалось, что в День России наконец-то объявят победителя конкурса на лучший памятник Ивану III. Выяснилось, что из 12 проектов не годится ни один. Самыми резкими надо признать высказывания главных заказчиков – министра культуры Владимира Мединского и председателя совета, Андрона Кончаловского.

Вот вердикт министра: «Иван III был могучей личностью. Глядя на него, женщины падали в обморок, а мужчины теряли дар речи. Этой харизмы, этого масштаба, нет ни в одном из проектов».

Мнение Кончаловского более конкретно: «Все проекты похожи, но в них не видно главного – что же сделал Иван III».

Пожалуй, это самые важные слова. Они отлично характеризуют ситуацию. Художникам и скульпторам огромной страны был заказан памятник. И он не получился. А причина проста. Никто из авторов и впрямь не видит главного. То, что сделал Иван III, до сих пор чрезвычайно сложно понять и осмыслить. А говорят об этом до обидного мало.

Всё, что более-менее на слуху о личности Ивана III запросто можно уместить в эпитет, с которым он прописан на страницах отечественной истории: «Великий». В чём, собственно, заключается величие, должны, по идее, прояснить учебники. А там – сухая невнятная скороговорка: «Второй этап объединения земель вокруг Москвы, избавление от татаро-монгольского ига, централизация власти».

Картина Н. С. Шустова «Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» (1862) Фото: Commons.wikimedia.org

Свой своему – не брат?

По большому счёту это оскорбительно. Особенно в свете заявлений вроде: «Мы должны гордиться своей историей».

Принято восторгаться «феноменом Англии». Ещё бы – за краткий по историческим меркам срок небольшое островное государство превратилось в империю, над которой не заходит Солнце.

Феномен превращения Московского княжества в Россию по какой-то загадочной причине упорно предпочитают не замечать. Между прочим, в самом начале этого пути невеликое лесное княжество даже не обладало политической независимостью. Результат – крупнейшее государство Европы, претендующее на гегемонию и диктующее свою волю соседям.

И всё это произошло при жизни Ивана III. Кстати, не очень-то и длинной – он умер всего лишь 65 лет от роду. Таких впечатляющих рывков в мировой истории больше попросту не найти.

Лучше прочих сказал об этом старательно изгоняемый из учебников и вообще из исторического обихода

Карл Маркс: «Изумленная Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на ее восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерную речь московита». Маркс считался (да и был) русофобом, так что это его признание дорогого стоит. Но ещё интереснее продолжение цитаты: «Каким же образом Ивану удалось совершить все эти великие дела? Был ли он героем? Сами русские историки изображают его заведомым трусом».

Если бы только трусом. Ни одна школьная, студенческая или даже научно-популярная работа об Иване III не обходится без ссылки на русского историка Николая Костомарова, современника Маркса. Авторитет его имени многих подавляет до сих пор – возражать ему вроде бы не пристало. Так каково же мнение самого Николая Костомарова об Иване III, его личности и результате правления?

«Он не отличался ни отвагою, ни храбростью, зато умел превосходно пользоваться обстоятельствами. Он хотел дать своему государству строго самодержавный строй, подавить в нём древние признаки свободы, как политической, так и частной. Сила его власти переходила в азиатский деспотизм, превращавший всех подчиненных в боязливых и безгласных рабов. Летописи более не сообщали о советах князя с боярами – все решения он принимал единолично. Его варварские казни развивали в народе жестокость и грубость. Его безмерная алчность способствовала не обогащению, а обнищанию Русского края».

Рисунок К. Е. Маковского «Иоанн III и татарские послы» (1870). Фото: Commons.wikimedia.org

Хозяйственник или воин?

Обвинять фигуру такого калибра, как сам Костомаров в прямой лжи и подтасовках опасно. Тем не менее, сделать это придётся – в приведённой цитате нет почти ни слова правды.

Начать можно с любого пункта. Вот, скажем, насчёт «обнищания» — слова горькие и хлёсткие. Однако свидетельства иностранцев, которым было с чем сравнивать материальное положение наших соотечественников, говорят о другом. Иосафат Барбаро, венецианский купец, был поражён благосостоянием русских: «Изобилие хлеба и мяса в этом месте можно себе представить по тому, как им торгуют – продают не на вес, а на глаз». Амброджо Контарини, тоже венецианец, дипломат: «Край чрезвычайно богат всякими хлебными злаками, люди не испытывают в них никакого недостатка.

Русские продают огромное количество коровьего и свиного мяса, а сотню кур отдают за дукат – вдесятеро дешевле, чем у нас». Кстати, примерно в это самое время начинает бытование характерная пословица: «На Руси ещё никто с голоду не помирал». Итог же может подвести профессор Краковского университета, врач и историк

Матвей Меховский, современник Ивана III: «Это был хозяйственный и полезный земле своей государь».

О «грубости и жестокости» нравов народа под властью Ивана III неплохо пишет голландец Альберто Кампензе, астроном, математик и друг Римского папы Адриана VI: «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением. Прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки. Противоестественные пороки также совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно».

О том, каков был Иван III в бою, храбр он был, или труслив, сказать, по идее,  должны одни из его злейших врагов – литвины. И они внезапно находят самые лестные слова. «Кройника литовская и жмойтская» пишет о своём противнике так: «Муж сердца смелого и рицер валечный». То есть рыцарь важный, великий.

То же самое говорят и отечественные безымянные летописцы. И безо всяких красивостей – просто и буднично. Как, например, запись от 1 января 1452 года: «Великий князь Московский отпусти сына своего, великого князя Иоанна, на Кокшенгу противу князя Дмитрия». В чём же здесь храбрость Ивана?

В стране Гражданская война. Дмитрий Шемяка всего 7 лет назад пленил и ослепил Василия Тёмного. Тот посылает против опасного и коварного противника своего сына. Совершеннолетие по представлениям того времени наступало в 15 лет. Иван же командует армией и лично выходит в поход, будучи неполных 12 лет от роду.

Впоследствии он, как соправитель отца, неоднократно выступает на южные рубежи государства против татар. Тоже во главе войска. В 13, 14 и 15 лет.

Под корень

О том, что в 1480 г. он скинул татаро-монгольское иго, известно и факт на слуху. Меньше знают, что в процессе избавления от ига Большая Орда была уничтожена под корень, а её столица Сарай стёрта с лица земли: «И тако пленили, жён и детей поганых без милости смерти предали, жилища же их сожгли и обратили Орду в место пусто». Ещё менее на слуху его казанские походы. А ведь впервые Казань была приведена в покорность именно тогда – задолго до

Ивана Грозного.

И совсем редко упоминают о том, что вполне успешные войны он вёл на Западе. Причины их выглядят вполне современно и должны вызвать понимание у нынешних политиков. Так, первая Русско-шведская война 1495-1497 гг. началась с того, что Иван III закрыл и разорил Ганзейский торговый двор в Новгороде. Ганза, этот прообраз ВТО, накладывала на русских торговые санкции и пыталась подмять под себя весь товарооборот на Балтике. В результате шведам был нанесён ряд поражений, а финны дружно запросились в русское подданство.

Ливонская война 1480-1481 гг. вообще разгорелась в крайне опасный момент. Именно тогда Русь и Орда сошлись на Угре, решая вопрос, кому жить, а кому – нет. Немцы, воспользовавшись моментом, ударили в тыл. Воевать на два фронта – затея гибельная. Но Иван это сумел, причём с блестящим результатом: «Плениша и пожгоша всю землю Немецкую от Юрьева (Тарту) до Риги и отмстиша немцам за своё в двадесятеро али более».

Кстати, «высокомерные речи московита», с которыми Иван обратился к всесильному на тот момент турецкому султану, представляли собой протест против притеснения русских купцов. Никто из европейских государей тогда не осмеливался защищать свою торговлю в землях ислама. Иван смог. И получил желаемое. Всё вместе произвело такое впечатление на Европу, что русского государя стали побаиваться и заискивать перед ним.

Вот сенат Венеции: «Восточная Римская империя (Византия), и Константинополь, захваченные турками, должны принадлежать вашей сиятельной власти». Чуть позже император Священной Римской Империи Фридрих предложил Ивану титул короля.

Первое для Ивана было пока слишком многим, второе – уже слишком малым. Он претендовал на именование «император». А Константинополь стал одной из целей внешней политики страны на века вперёд.

«Хочу свои вотчины»

Его дальний предок, князь Святослав, перед началом войны говорил: «Иду на вы». Иван Великий предпочитал более спокойный тон. Его претензии в отношении соседей начинались так: «Великий государь хочет свои вотчины». Отказы случались крайне редко.

Его называли жестоким с побеждёнными. Это не так. Он был не жестоким, а всего лишь последовательным. Нацеленным на конечный результат. Рано или поздно, большой кровью или малой, но Россия получала своё. Оптимальным результатом он считал полное уничтожение противника и стирание его из истории. Под его ударами пали Тверь и Новгород. Уничтожена Большая Орда. Его внук, Иван Грозный, загнал в политическое небытие Казань и Астрахань. Его преемники уничтожили сибирские ханства, и дошли до Тихого океана. Его последователи навсегда исключили Швецию из клуба великих держав, а Польшу и Крым сделали частью России.

Всё это началось при нём. Именно его личными стараниями было определено, с кем Россия будет дружить, с кем и за что воевать, и какая участь уготована самым опасным соперникам. Если здраво взглянуть на нынешнюю политическую карту и ситуацию, то можно понять, что мы до сих пор живём по его лекалам, в придуманном и построенном им государстве. 

Иван III, Первый царь II

Кремль, «цитадель Москвы», как он представлялся послу из Священной Римской империи в 1517 году, с каменными постройками, бросающимися в глаза среди деревянные дома.

Расширение Московии при Иване III.

Покорение Новгорода потрясло сильнейшего Ивана соседи — Казимир на западе и хан Ахмед Золотой Орды на юге. Если бы они присоединились к атаке, они могли бы сравниться с силой Ивана, но Казимир, как всегда рассеянный соперничающими заботами, и, как всегда, оптимистичный в оценивая московскую угрозу, полагался на Ахмеда как на суррогата. Когда хан вторгся в Россию в 1480 г., Иван, как мы видели, мог сосредоточить свои силы и отвергают исторические претензии Золотой Орды на дань.

Скорее, как Сонни Али в Тимбукту, Иван разошелся Новгородская элита. Первая чистка произошла в 1484 году, когда большое количество почтовых отправлений Москвичи ворвались в город и окружили подозреваемых врагов. В 1487 году, когда Иван предпринял первый из серии пограничных набегов на Литву. обезопасил Новгород, изгнав тысячи жителей — членов семей видных граждан — на том основании, что они замышляли заговор против власти. В 1489 г. последовала еще одна тысяча изгнаний.. Изгнанные имущество досталось примерно двум тысячам верных колонистов, которых представил Иван. Между тем исторические княжества, окаймлявшие древнюю вотчину Московии, на Запад — все они уже находились под контролем Ивана — были формально прилагается.

Внезапный и головокружительный подъем Московии захватил всю Европу сюрприз. Саксонский путешественник и дипломат Николаус Поппель, приехавший в Москва в 1486 году считала Ивана вассалом Казимира. Он был поражен тем, найти, что у русского правителя было больше власти, больше богатства и, возможно, тем самым дата, больше территории, чем хозяин Польши и Литвы. Очарованный, он созерцал огромные, открытые, пригодные для эксплуатации земли, которые простирались до Арктики, полный соболя, меди и золота. Но Иван не позволил ни ему, ни его преемнику послом империи в 149 г.2, иди туда. На латинском Западе Россия взяла на себя таинственная слава страны фантазий, ледяное Эльдорадо, полное странных богатств, с населенными монстрами границами, простирающимися к неизвестному. в обстоятельств, Казимира можно простить за недооценку его восточных сосед и пренебрегая угрозой со стороны России. Он всегда жонглировал противоречивые обязанности на других фронтах, втискивая Пруссию в подчинение, внушающее своим братьям или сыновьям власть в Венгрии и Молдавии, дуэли с Габсбургами за контроль над Богемией.

Таким образом, Иван мог безнаказанно провоцировать Казимира. Как только Новгород пал перед москвичами, Иван запретил литовским анклавам на территории Новгорода от уплаты налогов, которые они должны были Казимиру. в 1480-е годы, в Москве накапливаются жалобы посланников Казимира: «воры» из Московии совершали набеги через границу, сжигая и грабя деревни, швейный ужас. Иван заявлял о своем невежестве и заявлял о своей невиновности, но ясно, что рейды пользовались его поддержкой. Они были частью систематической стратегии дестабилизация границы. К концу десятилетия они обострились возмутительно. В 1487 году один из братьев Ивана занял часть пограничной земли на с литовской стороны, а Иван назначал наместников в уездах традиционно часть Литвы. Набег 1488 г. унес семь тысяч Казимира. предметы. Многие приграничные города сообщали о неоднократных набегах между 1485 и 1489 годами..

Пограничная война была эффективной. подданных Казимира, когда он не смог их защитить, перешел на сторону агрессора, как цена мира. Православные русские паны, издавна жившие под Литовским править без обиды, стали переходить на сторону Московии, объявив свои земли находиться под «юрисдикцией и покровительством» Ивана. Когда умер Казимир, Иван приостановил переговоры и принял титул «Государь всея Руси». недвусмысленное заявление о своем намерении лишить Литву всех ее русских и Православные предметы. Он начал полномасштабные вторжения на два фронта, пожирая долине верхней Оки и продвигаясь по возвышенностям р. Вяземщина, до верховьев Днепра. Почти везде его силы ушли, местным правителям, подчинившимся, были возвращены их права как подданных Московии. За два десятилетия Литва потеряла контроль над семидесятью административных округов, двадцати двух фортов, девятнадцати городов и тринадцати деревни.

Возникшая граница была языковой и религиозной. Русская идентичность измерялась русской речью. Но религиозная ортодоксальность была идентификатор Иван предпочитает. В доктринальном отношении Россия была близка к Риму. разница, которая много значила для теологов, касалась эманации Святого Дух: «от Отца и Сына», — говорится в западной вере; «от Отче», — говорили православные россияне. Это был слишком тайный спор, чтобы что-то значить для большинство мирян, но культура и литургия двух церквей были взаимно оскорбительными. Жители Запада находили женатых, обязательно бородатых священнослужителей тревожными, а славянские язык неприличный в церкви. Так же россияне относились к гладко выбритым воздерживается от извержения латыни. Заманчиво списать это на простое позерство Ивана. самопровозглашенную роль борца за Православие. Но, кажется, действительно много значил для людей в то время и оказал влияние на многих перебежчиков из Литовская преданность. Хотя у Ивана были случайные споры с турками, Русские пропагандисты почти никогда не называли османов «неверными». Они вообще приберег это оскорбление для католиков, а для православных, находившихся в общение с Римом.

Чтобы понять силу антикатолического языка у Ивана риторический арсенал, осознание чувства угрозы, нависшей над Православный мир необходим. Даже когда 1492 год наступил и ушел, не спровоцировав Апокалипсис, страх, что конец света не за горами, сохранялся. Даже через два поколения события 1453 года, когда турки вырвали Константинополь из христианского мира и уничтожил империю, освященную Христианская традиция по-прежнему беспокоила и бросала вызов православным мыслителям. Православие казалось осажденным. Теологически информированные умы в России естественно думал об испытаниях веры в древнем Израиле и считал упрямым, бескомпромиссное следование каждой особенности своей веры как единственный способ восстановить божественную милость.

Католические завоевания тем временем усугубили многовековую вражда между церквями. Католическая дипломатия и евангелизация соблазнили многие православные общины на окраинах латинского мира возвращаются к общению с Римом. Тем временем богословские дебаты постепенно разрешили большую часть вероисповеданий. проблемы между двумя церквами. Основное нерешенное разногласие заключалось в том, его лицо — слишком тайное, чтобы иметь значение для кого-либо, кроме самых тонких и спорных умы: к концу восьмого века западные церкви добавили фразу к символу веры, провозглашающую, что Святой Дух «исшел» не от Только Отец, как продолжали говорить жители Востока, но и от Бога-Сына. Каждая церковь расценивала формулу другой как оскорбление единства церкви. Бог. Жители Запада говорили, что восточная формула унижает Сына. Восточники говорили, Жители Запада относили Святой Дух к второстепенному божеству.

В 1430-х годах по инициативе Византии лидеры церкви Рима и Константинополя согласились оставить спор нерешенным и уладить свои разногласия, чтобы сотрудничать против турок. Русские кафедры, в том числе Московская, имели представителей среди семитысячный восточный контингент на Флорентийском соборе 1439 г., где была заключена сделка и провозглашено воссоединение христианского мира. Но остались нерешенные вопросы. Когда архиепископ Московский вернулся на свою кафедру, местное духовенство и горожане были возмущены тем, что они назвали предательством. Они бросили новичка в тюрьму и избрали преемника, который встанет на ноги. за самостоятельные традиции православия. Большинство других церквей в Греции традиция тоже нарушила сделку, но в Византии императоры придерживались Это. Монархи, которые больше всех других несли ответственность защита православия как будто предалась ереси.

То, что происходило в Византийской империи, имело значение в Москве, потому что даже когда русские вышли из плена монголов, они остались под чарами Константинополя. К концу Х в. основатель первого документированного Русского государства обратился в Константинополь за религия и его жена. В политике и эстетике остались русские образцы Византийский для остального средневековья. Неудивительно, что Русские, столь многим обязанные византийской культуре, почитали византийскую императоры. Турки, ничем не обязанные Византии и поносившие христианство, тоже почитал их. Ко времени правления Ивана III в Московии турки уже Византия окружена. Империя превратилась в руины. Город находился на милость султана. Но победители сдерживались, не желая нарушать традиции люди, которые еще называли себя римлянами. Конечно, были солидные Причины сохранения независимости Византии. Турки могли контролировать город. элит угрозами и обещаниями. Император и патриарх могли гарантировать лояльность османских христианских подданных. Но всякий раз, когда турки раздумывал над гибелью империи, было что-то сверхъестественное в этом Византия, которая остановила их руки.

Когда они наконец потеряли терпение, удар пришелся быстро и неизбежно. Воцарение султаном Мехмета II в 1451 году в возрасте девятнадцати лет. положило конец советам благоразумия. Он возмущался иностранным контролем над цитадель, господствовавшая над Дарданеллами, — пролив, необходимый для коммуникаций его империи. Он вообразил себя на месте римских императоров. Каждое изобретение осадного инженерного ремесла подготовили падение города. Огромные форты, известные соответственно, как замки Европы и Азии, поднялись на обоих берегах, чтобы командовать доступ к Босфору. Самая тяжелая артиллерия, когда-либо созданная, прибыла, чтобы нанести удар стены. Корабли прибывали по суше в снаряженном состоянии, чтобы обойти заграждения защитников с флангов. Византийская церковь подчинилась Риму, чтобы заручиться латинской помощью, которая пришел неохотно и слишком поздно. В конце концов, явный вес цифр доказал решающий. Нападавшие лезли в проломы по телам погибших товарищей. Труп последнего Константина опознали только по орлиным знакам на его доспехи для ног.

Раньше были и другие претенденты на роль третий Рим, но все они выбыли из гонки. Во время тринадцатого века, недавно христианизированное Сербское царство уже разместились в монастырях, основанных царями в Сопочанах и Милешеве, некоторые из самые чисто классические картины, то есть по образцу античной Греции и Рим — средневековье. Примерно столетие спустя сербский монарх Стефан Душан мечтал победить турок до завоевания Константинополя, и описывал себя с гордостью — хотя и с небольшим преувеличением — как «владыка почти всей Римской империи». Его младший современник болгарский царь Иоанн Александр претендовал на господство над «всеми болгарами и греками» и сам в сапогах имперского алого цвета — исключительной моде императоров — с ореол золота. Переводчик при дворе, работающий над версией византийского летописи, заменив «Константинополь» именем Иоанна Александровского. столицей в Трново и назвал его «новым Константинополем». серб и болгарин заявки на империю, однако, оказались слишком амбициозными. Оба государства пали перед турками.

Даже при последнем издыхании Византии, в 1452 году, когда русские Церковь неохотно нарушила свою традицию почтения к престолу Константинополь — бросая вызов византийскому сближению с латинским общением избрание собственного патриарха — Василий II чувствовал себя обязанным извиниться перед императору: «Умоляем ваше святое величество не порицать нас за то, что мы не написали ваш суверенитет заранее. Мы сделали это из крайней необходимости, а не из гордости или высокомерие». Когда имперский город пал, Россия почувствовала себя покинутой. Что имел в виду Бог позволив этому случиться? Какой реакции он хотел от православных верующих? Один в Московии стал получать признание очевидный ответ: ответственность за защита православия должна переместиться из Константинополя в Москву.

Иван сделал ставку на византийское наследство, когда он женился на византийской принцессе. Удивительно, но идея принадлежала папе. В 1469 году, когда впервые заговорили о свадьбе, Ивану было двадцать девять лет. вдовец. Зоя, или Софья, как ее называли русские, была двадцатичетырехлетней старой девой. пухлая, но хорошенькая, которая, как напомнила ей воспитательница, была «нищей», но воплотил в себе престиж византийской императорской династии и наследие. Она была племянница последнего византийского императора. Жила в Риме, как подопечная и гостья папы, беглеца от турецкого завоевания. Папа Павел II предложил Ивану рука Софии. Это показывает, что Рим был относительно хорошо информирован о России. Папа знал, что Ивану будет трудно сопротивляться византийскому происхождению. Он надеялись, что Софья сделает Ивана союзником в новом крестовом походе против османов и предоставил бы русским блестящий пример обращения из Православие в католицизм. Но для Софьи долгий путь в Россию был духовное возвращение на родину, воссоединившее ее с церковью ее предков. Как она путешествовала по стране, через Псков и Новгород в Москву, поклонялась с почтением, куда бы она ни пошла. Она не упиралась в перекрещивание в православных обряда, до ее замужества в 1472 г., или по приказу Ивана, отданного ее окружению запрещая им выставлять свои распятия на всеобщее обозрение.

В 1470-е годы — вначале нерешительно и бессистемно — Иван стал называть себя «царем» всея Руси, намекая на титул «Цезарь», на которого повлияли римские императоры. Ранее монарх Константинополь и хан Золотой Орды были единственными правителями москвичей был польщен таким звучным титулом. В следующем десятилетии рост Ивана претензии стали очевидны во время его спорадических переговоров со Священным Римом. Империя. Когда Фридрих III предложил возвести Ивана из чина великого Князь и возложить его на царя, — пренебрежительно ответил Иван.

По милости Божией мы государи в своей земле с тех пор начало, начиная с наших самых ранних предков. Наше назначение исходит от Бога, как делали то же, что и наши предки, и мы просим Бога даровать нам и нашим детям пребывать вечно в том же государстве, а именно как суверены в нашей собственной земле; и в качестве прежде мы не стремились быть назначенными кем-либо, так и теперь мы не желаем этого.

Когда Николаус Поппель предложил устроить дочь Ивана выйти замуж за племянника Фридриха, маркграфа Баденского, ответ Ивана был столь же безапелляционный. «Это не подходит», — читал инструкции, которые он дал своим посол. Род правителей Московии был более древним, чем Габсбурги. «Как мог такой великий государь отдать свою дочь этому маркграф?» Когда в ответ пророкам, предвидевшим скорый конец мира, патриарх Московский Зосима пересчитал календарь в 149 г.3, он взял возможность переизобрести «благочестивого и христианолюбивого Ивана» как «нового Царь Константин», намекая на первого христианского императора, основавшего Константинополь. Москва, продолжал он, была «новым городом Константинополем, который так сказать, Новый Рим». Вскоре после этого в Московии распространилась ложная генеалогия, прослеживая династию до мифического брата Августа, первого императора Рим. В сочинении, адресованном не то Ивану III, не то его сыну, благочестивому монаху Филофею по названию, в пограничном государстве Псков, провозглашенном Москвой «Третьим Римом» после самого Рима и Константинополя. Первый впал в ересь. Турки

использовали свои ятаганы и топоры, чтобы расколоть двери второго Рима, … и вот теперь в новом, третьем Рим, могучая империя твоя, есть Святая Синодальная Апостольская Церковь, которая до концах мироздания в православной христианской вере сияет ярче, чем солнце в небе. Благочестивый царь, пусть твое государство знает, что все православные империи христианской веры теперь слились в одну, вашу империю. Ты единственный царь во всей христианской вселенной.

Филофей назвал Православие «синодальным», чтобы отличить его от католицизм, возвысивший папу над другими епископами.

Поддерживая идею Третьего Рима, Иван присвоил то, что, по-видимому, изначально было пропагандистской линией, протянутой в Новгороде для возвеличивания епископа этого города как соперника московскому. В 1484 году новгородское духовенство избрал епископа, которого Иван отверг, и утверждал, что Новгород получил белый клобук из Рима по приказу Константина, первого римского императора, как знамение того, что «в третьем Риме, которым будет Россия, Благодать Святой Дух откроется». Ближе к концу царствования своего Иван принял новую печать: двуглавого орла, который ли он скопировал его у Византийцев или у Священной Римской империи, был безошибочно имперский мотив.

Он перестроил Москву, чтобы облачить ее в величие, подобающее ее новому имперский статус и, возможно, подготовить его к ожидаемому в 1492 году апокалипсису. Новая дворцовая часовня архиепископа Московского была посвящена Богородице. Риза — святая реликвия, много раз защищавшая Константинополь до провал 1453 года. Не может быть более ясного символа того, что Москва захватила Бывшая святыня Константинополя. Другие постройки способствовали общему украшение еще скромного на вид города, построенного в основном из дерева. Кремль обзавелся грозными кирпичными стенами. Агостино Фиораванти — один из привезенных итальянских инженеров — заставили Успенский собор возвышаться над город в сверкающем камне в честь завоевания Новгорода. В 1480-х годах Затем последовал Успенский собор, чтобы дать царю место для богослужения, а во дворце архиепископа появилась роскошная новая часовня. Другие итальянские техники построили для Ивана новую приемную, Дворец Грани.

Взяв жену из Рима и архитекторов из Италии, Иван потянуло Ренессанс на восток. Он установил тенденцию, которая достигла Венгрии в 1476 г. когда король Матиас Корвинус женился на итальянской принцессе, отказался от готики планы своего нового дворца и переделал его по итальянскому образцу в подражание одному из самых известных архитектурных текстов древности: младший Плиний описание его загородной виллы. Один из итальянских гуманистов король нанятый был откровенен о вдохновении здания. — Когда ты читаешь, — он сказал Матиасу, «что римляне создали гигантские сооружения, доказавшие их великолепие, ты не позволяешь, непобедимый князь, чтобы их строения превосходишь твое, но ты снова возрождаешь архитектуру древних». Король также составил вызывающую зависть классическую библиотека. В течение следующих нескольких поколений вкус эпохи Возрождения будет доминировать. суды Польши и Литвы. Отвращение к католицизму сделало Россию жесткая среда для латинской культуры любого рода, но Иван показал, по крайней мере, что культурная граница была проницаема.

Иван превратил Россию в неудержимое имперское государство с тех пор это играет важную роль в мировой политике. В его царствование площадь территории, номинально подвластной Москве, увеличилась с пятнадцати тысяч до шестьсот тысяч квадратных километров. Он присоединил Новгород и вырвал границы Казани и Литвы. Его приоритеты лежали на Западе. Он определил Чемпионат России по Православию. Он провел новую границу с католической Европы, но, исключив католицизм, открыл Россию культурному влияния с Запада. Он сбросил монгольское иго и изменил направление империализма в Евразии. С этого времени скотоводы центральной Азиатские степи обычно становились жертвами русского империализма, а не создатели империи за счет России. Во всех этих отношениях влияние его достижения сохранились и помогли сформировать мир, в котором мы живем, в котором Россия, кажется, балансирует на краю Запада, никогда не будучи полностью чужой, но до безумия неусвояемый. Но самое яркое влияние его правления на последующая мировая история обычно оставалась незамеченной: открытие Путь России на восток, к тому, что современники называли «Страной Тьма» — арктическая Россия и Сибирь, которая из всех колониальных территорий Европейские империалисты, завоеванные в шестнадцатом и семнадцатом веках, единственная земля, где империя существует сегодня.

Здесь, на северо-востоке, войска Ивана отважились малоизвестной территории, по маршруту, исследованному миссионерами в прошлом века, по реке Вымь в сторону Печоры. Объект этой тяги в Страну Тьмы была попытка контролировать запасы бореальной меха — белки и соболя, — на которые был огромный спрос в Китае, центральной Азия и Европа. Соболь был черным золотом, а мех был для Российской империи тем, чем серебро принадлежало Испании, а специи — Португалии. В 1465, 1472 и 1483 годах Иван посылал экспедиции за пределы Новгородской империи, в Пермь и на Обь, с целью обложения соплеменников, живших там, меховой данью. Самым крупным вторжением было вторжение 149 г.9, когда был основан город Пустозерск в устье Печоры. Четыре тысячи человек переправились через Печору на санях в зиму и направился к Оби, вернувшись с тысячей пленных и множеством шкур. Посол Ивана в Милане утверждал, что его господин получил тысячу дукатов». стоимость меха в качестве ежегодной дани. Этот регион оставался закрытым мифом. Когда Зигмунд фон Герберштейн был посланником императора Священной Римской империи в Москве. 1517 г., он подобрал несколько историй о чудовищно раздувшихся великанах, людях без языков, «живые мертвецы», рыбы с человеческими лицами и «золотое старое Обская женщина». Тем не менее, по сравнению с предыдущим состоянием знаний, знакомство русских с бореальным севером и с Сибирью было трансформируется благодаря новым контактам.

Что-то от этого нового приключения чувствуется в завещание, которое Иван оставил после своей смерти. Законы о престолонаследии Московии были нечеткий. Вот почему отец Ивана вел долгие войны со своими двоюродными братьями. Иван посадил в тюрьму двух своих братьев. В попытке предотвратить мятежи каждый правитель Московии оставил завещание, завещав свои земли и доходы своему наследники. Завоевания Ивана сделали его завещание особенно длинным, полным названия экзотических сообществ и далеких границ. После страниц, посвященных много общин, полученных из Литвы, и среди списков принадлежностей и владения самостоятельных русских княжеств поглотила Московия, с территориями, конфискованными Иваном у его братьев, документ превращается в восточные окраины и странная, обширная империя, приобретенная с завоеванием Новгорода. Появляются мордва — языческие лесные жители, носители финского языка. языка, занимавших склоны Урала и стратегическую границу по северная граница Казани. Земли их соседей удмуртов являются перечисленный, который Иван захватил в 1489 г. . Упоминается «Вятская земля», но не ее когда-то неукротимых людей. Эти пастухи северных равнин пытались оставаться независимыми, меняя лояльность между русскими и монголами. Когда Иван потерял к ним терпение, он вторгся с подавляющей силой, поставил их предводителей на смерть, тысячи вятчан увели в плен и заселили свою территорию надежными русскими. территории Новгорода тщательно перечисленные, с восемнадцатью местами, достойными городов, и пять провинций, на которые была разделена территория, простиравшаяся на север до Белое море и, за новгородскими колониальными землями, долину северного Двины и диких притоков, известных как Лесная Лопь и Дикая Лопь. Псков дарован, хотя и остался суверенным городом-государством, союзным с Иван, но вне его империи.

А со страниц завещания Ивана, источников и сверкают плоды его успеха. После вручения запечатанных сундуков с сокровищами различных наследников, а остаток казны своему преемнику Иван перечислил разменная империя:

рубины, и сапфиры, и другие драгоценные камни, и жемчуг, и всякие предметы одежды, украшенные драгоценными камнями, и пояса, и золотые цепи, и золотые сосуды, и серебряные, и каменные , и золото, и серебро, и соболи, и шелковые вещи, и разные другие вещи, какие есть, и что есть в сокровищнице моей опочивальни, иконы, и золотые кресты, и золотые, и серебряные, и прочие вещи, и все, что находится на попечении моего мажордома… и моих дворцовых секретарей — серебряные сосуды и деньги, и другое имущество и подобные орды на попечении других чиновников и в провинциальных дворцах, «моё сокровище и мои сокровища, где бы они ни были ».

1492 год был решающим для царствования не только потому что мир не кончился, но и потому что для России начался новый мир когда умер Казимир IV. Его сыновья разделили его наследство. Единственная сила, способная бросить вызов Московии на огромной имперской арене между Европой и Азией растворенный. Граница между православием и католицизмом сильно колебалась. в будущих веках, но никогда не отклонялся далеко от линий, установленных в договоры Ивана и его сына с наследником Казимира. Московия стала Россия — узнаваемое государство, которое сегодня оккупирует регион. Россия смогла повернуть на восток, к Стране Тьмы, и начать преобразовывать великие леса и тундры в империю, которая с тех пор остается российской.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Иван IV Грозный | European Royal History

Иван IV Васильевич (25 августа 1530 – 28 марта 1584), широко известный на английском языке как Иван Грозный, «Иван Грозный» или «Иван Грозный», был великим князем Московским с 1533 по 1547 г. и первый московский правитель, коронованныйЦарем всея Руси с 1547 по 1584 год.

Иван был первым московским правителем, родившимся после обретения ею независимости.

Молодость

Иван был первым сыном великого князя Василия III Московского и его второй жены, Елены Глинской, Елена родилась в 1510 году как дочь князя Василия Львовича Глинского (ум. 1515), член татарского клана Липка, заявляющий о своем происхождении от монгольского правителя Мамая, и сербская принцесса Ана Якшич из дворянской семьи Якшичей.

Мать Елены была сербской принцессой, а семья ее отца, род Глинских (дворяне, проживающие в Великом княжестве Литовском), заявляли о своем происхождении как от православной венгерской знати, так и от монгольского правителя Мамая (1335–1380 гг.)

Мать Василия III, Зоя (София) Палеологина, византийская греческая принцесса, член императорского рода Палеологов, была дочерью Фомы Палеолога, деспота Морейского и младшим братом последнего византийского императора Константина XI Палеолога. (годы правления 1449–1453).

Ее матерью была Екатерина, единственная законная дочь и наследница центуриона II Заккарии, последнего независимого князя Ахайи и барона Аркадии.

Родившийся 25 августа, он получил имя Иван в честь св. Иоанна Крестителя, день Усекновения главы которого приходится на 29 августа. В некоторых текстах той эпохи также изредка упоминается с именами Тит и Смарагд , в соответствии с традицией полинимов у Рюриковичей.

Иван был назначен великим князем после смерти отца, когда ему было три года.

16 января 1547 года в 16 лет Иван был коронован в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит возложил на Ивана знаки царского достоинства: Крест Животворящего Дерева, барму и шапку Мономаха; Ивана Васильевича помазали миром, и тогда митрополит благословил царя. Он первым был коронован как «Царь Всея Руси», отчасти подражая своему деду, Ивану III Великому, претендовавшему на титул Великого князя всея Руси.

До этого правители Московии короновались как великие князья, но Иван III Великий в своей переписке называл себя «царем».

Некоторые иностранные послы, а именно Герберштейн (в 1516 и 1525 гг.), Даниил Принц-а-Бухау (в 1576 и 1578 гг.) и Юст Юэль (в 1709 г.) указывали, что слово «царь» не следует переводить как «император », потому что оно применяется русскими к Давиду, Соломону и другим библейским царям, которые являются простыми регами.

С другой стороны, Жак Маржере, телохранитель Лжедмитрия I, утверждает, что титул «царь» для москвичей более почетен, чем «кайзер» или «царь», именно потому, что это Бог, а не какой-то земной владыка рукоположил применить его к Давиду, Соломону и другим царям Израиля.

В молодости произошло завоевание Казанского и Астраханского ханств. Укрепив свою власть, Иван избавился от советников «Избранного Совета» и спровоцировал Ливонскую войну, которая опустошила Россию и привела к потере Ливонии и Ингерманландии, но позволила ему установить более самодержавный контроль над русской знатью, что он жестоко чистился с опричниной. Последние годы царствования Ивана ознаменовались Новгородской резней и сожжением Москвы татарами.

У Ивана Грозного было как минимум шесть (возможно, восемь) жен, хотя только четыре из них были признаны Церковью. Трое из них якобы были отравлены его врагами или соперничающими аристократическими семьями, которые хотели выдвинуть своих дочерей в его невесты.

Через две недели после коронации Иван женился на своей первой жене Анастасии Романовне, представительнице рода Романовых, ставшей первой русской царицей.

2. Мария Темрюковна (в 1561–1569 гг., смерть):
3. Марфа Собакина (28 октября – 13 ноября 1571, смерть)
4. Анна Колтовская (в 1572 году отправлена ​​в монастырь). Это была последняя из его санкционированных церковью свадеб. Позже она была канонизирована как святая Дарья (местночтимая святая).
5. Анна Васильчикова (в 1575/76 г. отправлена ​​в монастырь)
6. Василиса Мелентьева (?–1579) (наличие оспаривается)
7. Мария Долгорукая (1580) (наличие оспаривается) 06 ​​06 8. Мария Нагая (с 1580 г.), вдова:

В 1581 г. Иван избил свою беременную невестку Елену Шереметеву за нескромную одежду, из-за чего у нее мог случиться выкидыш. Узнав о ссоре, его второй сын, также по имени Иван Иванович, сильно поссорился с отцом.

Спор закончился тем, что старший Иван IV смертельно ударил своего сына по голове своим заостренным посохом. Событие изображено на знаменитой картине Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван» в пятницу, 16 ноября 1581 года, более известном как Иван Грозный, убивающий своего сына.

Смерть

Иван умер от инсульта во время игры в шахматы с Богданом Бельским 28 марта 1584 года. После смерти Ивана русский престол остался его негодному среднему сыну Федору, слабоумному деятелю. . Федор умер бездетным в 1598 году, что положило начало Смутному времени.

Современные источники представляют разрозненные сведения о сложной личности Ивана. Его описывали как умного и набожного, но также склонного к паранойе, гневу и эпизодическим вспышкам психической нестабильности, которые усиливались с возрастом. После убийства его сына и его наследников на престол остался его младший сын, политически неэффективный Федор Иванович, человек, правление которого и последующая бездетная смерть непосредственно привели к концу династии Рюриковичей и началу Времени Проблемы.

Прозвище

Английское слово «ужасный» обычно используется для перевода русского слова «Грозный» в прозвище Ивана, но это несколько архаичный перевод. Русское слово «Грозный» отражает старое английское использование слова «ужасный» в значении «внушать страх или ужас; опасный; мощный; грозный».

Название не передает более современные коннотации английского слова «ужасный», такие как «дефектный» или «злой».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *