Что пушкин сделал для россии кратко: Вклад Пушкина в культуру — Kratkoe.com

Вклад Пушкина в культуру — Kratkoe.com

Личности

Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено

Что сделал Пушкин для России и какой вклад  он внес в развитие культуры, Вы узнаете из этой статьи.

Содержание

  1. Вклад Пушкина в культуру
  2. Вклад Пушкина в русский язык кратко
  3. Биография А.С. Пушкин кратко (слушать аудио)

Александр Сергеевич Пушкин прославился как первый национальный русский поэт и родоначальник русской литературы. Роль Пушкина в развитии русского литературного языка громадная: он поднял свои творения на качественно новый, эстетический уровень, показав национальную самобытность литературы и поставив ее на одну ступень с западной.

Вклад Пушкина в русский язык кратко

Благодаря писателю русский язык заблистал неожиданными, строгими, новыми и ясными красками. Если говорить о том, какой вклад внес Пушкин +в развитие культуры, то он является основоположником современного литературного языка. Александр Сергеевич – настоящий реформатор, который решил задачу преобразования всех жанров художественной литературы, критики и публицистики, научной литературы, деловой и бытовой переписки.

 Писатель произвел оригинальный̆ синтез социально-языковых стихий из который складывался русский язык. Он выделил такие языковые стихии как:

  • Церковные славянизмы. Являются пережитком феодального языка.
  • Европеизмы. Преобладают во французском обличье.
  • Живая русская национально-бытовая речь. 

Пушкин пытался создать демократический национально-литературный язык, синтезировав дворянскую культуру литературного языка с русской живой речью, а также с народно-поэтическим творчеством. Поэт разработал более совершенные образцы литературного языка, нормы которого действуют и сегодня. Александр Сергеевич отказался от архаических элементов в литературе, на первый план выдвинув функциональные и индивидуально-авторские различия.

 Вклад Пушкина в развитие русской литературы состоит не только из создания литературного русского языка. Еще в юношеском возрасте он изучал творчество Шекспира, Байрона, Гете, В. Скотта, Расина и Мольера, Андре Шенье. Его особо остро волновала судьба человечества. Важная особенность облика поэта это его многообразная всемирность. И, наподобие зарубежным писателям, Александр Сергеевич достижения человеческого гения сделал достоянием русского народа. Поэт перенял изумительную способность перевоплощаться и понимать дух разных времен и народов. Например, его сочинения «Подражание Корану», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Песни западных славян» переполнены исторической обусловленностью к решению общечеловеческих вопросов с позиции национального опыта. Пушкин писал об итальянцах, австрийцах, испанцах, поляках, литовцах, цыганах. Он обладал еще одной способностью — постигать, принимать  и понимать другие народы.  Это было практически единственным явлением в литературе. Вот в чем было мировое значение творчества Пушкина.           

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какая роль и значение творчества Пушкина в развитии русской литературы.  

Биография А.С. Пушкин кратко (слушать аудио)

Загрузка…

Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру

Вклад любого выдающегося человека, который совершал над собой некоторые усилия и развивался вверенной ему области, как правило, является довольно существенным для этой области. Тем не менее, есть такие гиганты, которые заслуживают отдельного внимания и Пушкин относится именно к этим гигантам. Он повлиял на русский язык и литературу, стал примером для огромного количества писателей и поэтов, как выразился Аполлон Григорьев: Пушкин – наше все.

Понятное дело, для каждого человека, условно говоря, существует собственное «все». Тем не менее, приведенная фраза во многом отражает отношение к Пушкину литературного сообщества. Здесь, прежде чем перейти к основной части, следует отметить и другой взгляд на Пушкина, который предполагает переоцененность поэта, ставшего знаменитостью в силу обстоятельств и сложившихся факторов в намного большей степени чем благодаря таланту.

До 11-12 лет Пушкин намного лучше говорил по-французски, чем по-русски. Однако, спустя относительно небольшое количество времени он не просто овладел русским языком, но и приобрел словарный запас около 25 тысяч слов и такое значение даже для писателя является невероятным. Пушкин знал самые разнообразные слова и грамотно использовал их в своих произведениях, чем, несомненно, обогатил русский язык.

С раннего возраста поэт принадлежал к элите своего времени, воспитание в Царско-сельском лицее позволило не только получить лучшее для своего времени образование, но и стать частью закрытых сообществ, в частности получить принадлежность к масонству. Нужно сказать, в лицее того времени большинство преподавателей принадлежали к масонству. Доступ к закрытым знаниям и прогрессивные либеральные идеи позволили Пушкину стать голосом своего поколения и также отметить вечные темы, которые всегда актуально звучат в веках.

Экзамены в лицее у Пушкина принимал в том числе и Державин, который аплодировал молодому 17-летнему поэту. С юного возраста Пушкин проявляет огромный талант, хотя и склонен в раннем возрасте по большей части к развлечениям. Зрелость привносит свои коррективы, Пушкин становится выразителем дум, воспроизводит глубинные платы культуры.

Как известно, благодаря Арине Родионовне, которая присматривала за поэтом в детстве, он знал много разных древнерусских сказок и сказаний. Эти познания вылились в цикл стихотворных произведений таких как Руслан и Людмила, Сказка о царе Салтане и другие. Глубокий анализ этих произведений позволяет утверждать об использовании коренных архетипов русской культуры и ясном понимании Пушкиным неких основ народного творчества.

Конечно, нужно сказать про создание Пушкиным русского литературного языка, этот факт действительно трудно отрицать. Ведь Александр Сергеевич преобразовал имеющееся у него в распоряжении языковое полотно в нечто совершенно новое и иное. Он ввел удивительную технику стилизации языка под описываемые события и ситуации, благодаря чему каждая сцена могла как бы погружать читателя в определенную атмосферу, в дополнение к этом следует отметить умение пользоваться и сложными словами и просторечиями.

Более всего Пушкин работал в стилистике романтизма, которая пришла на смену классицизму и предложила человеку стремление к каким-то запредельным вершинам к чему-то иному, даже своеобразное отрицание цивилизации. В основном романтические идеи Пушкина получают отражение в его лирике, но также многие повести и рассказы тоже является характерными примерами этого стиля. Пушкинский романтизм и на протяжении многих лет продолжал насыщать русскую культуру.

Вариант 2

Короткую жизнь прожил Пушкин, но создал много великолепных работ. Именно этот поэт представляет нам пример русской сущности. А по другому и не может быть и речи, потому что именно в выдающихся личностях проявляется яркое свойство национального характера. Каждому человек знает о том, что русская душа непонятна чужеземцам.  Александра Сергеевича все мы знаем с самого рождения, и каждый, когда читает его произведения чувствует прилив новых сил и огромное удовольствие.

Вклад Пушкина в мировую культуру огромен. Ну, наверное, потому что он является уникальным мастером русского слова. Ведь его стихотворные работы показали детской аудитории ту живость и великолепие русского языка, которые они наверняка больше уже нигде не услышат.  

Неоднократно Александр Сергеевич обращался к теме отношения поэзии в обществе. По мнению поэта художественное слово влияет на умы и сердца людей.  Во-вторых, Пушкин является образцом новейшей русской литературы. В творчестве Пушкина была отражена заурядность всех основных сословий, существовавших в стране-дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства.

Творец подверг обличию отрицательные характеры, утверждая одновременно положительные образы своего времени.  Гениальный поэт был патриотом своей Родины и он не мог оставаться пассивным к событиям, которые происходили в стране того времени.  Многие его ранние произведения проникнуты стремлением к свободе.  И какую бы сторону поэт не затрагивал, он всегда обращался к философским понятиям.  Дружба, честь, совесть, любовь- именно эти жизненные критерии присутствуют в творческих работах Пушкина.

Без Александра Сергеевича не было бы таких известных писателей, как Тургенев, Салтыков-Щедрин, Чехов и Толстой. Пушкин создавал свои гениальные работы для России и русского народа, однако его труды проникнуты духом мировой культуры. Прошло много столетий, а пушкинский язык прост и понятен. Создавались новые жанры.  В его творчестве мы видим  примеры пейзажной, философской и любовной лирики. Именно Пушкин выводит в свет роман в стихотворной форме под названием «Евгений Онегин», пишет впоследствии трагические и драматические работы, составляет рецензии и проводит исследования по нашей истории, записывая все это в дневниках. Гениальный поэт является примером человеческого достоинства и чести, оставшийся навечно в памяти народа.

Вклад Пушкина в русскую и мировую культуру

Интересные темы

Пушкин Путину: печальная история демократии в России

Всего век назад Россия была центром мировой литературы. Писатели со всего мира стекались в Ясную Поляну, чтобы поклониться Толстому, как паломники в Иерусалим. А в России авторитет этого писателя был так велик, что, если бы он, великий писатель, решился, скажем, избраться царем, вряд ли Николай II смог бы удержаться на своем престоле. Загвоздка в том, что Толстой не считал власть грошовой ценностью — и что царем быть избранным невозможно: в России законная власть исходит только от Бога. Также невозможно, должен добавить, быть избранным великим писателем. Но откуда взялась эта сила литературы в России?

В то время, когда Шекспир писал монолог Гамлета на Западе, в России не было ни поэтов, ни писателей, о которых можно было бы говорить. Были только цари и юродивые. Бог дал русскому народу царя-императора и юродивого. Первый властвовал над жизнями и смертями своих подданных, второй был единственным, кто мог сказать тирану правду. Вспомним известную сцену пушкинского « Бориса Годунова », когда юродивый восклицает: «Царю Ироду молиться запрещено, Богородица запрещает!» Противовесом святости власти была святость христианской совести.

Тогда российский атлас мира выглядел примерно так: святое Отечество в центре мира, единственная истинно христианская страна, окруженная со всех сторон океаном врагов. Многовековое рабство у царя означало конфискацию тела, воли и разума, но взамен оно возвышало душу и придавало существованию праведную цель. То, что послам с берегов Рейна казалось русским деспотизмом и рабством, на берегах Москвы-реки казалось самоотверженным участием в общей борьбе, в которой царь был генералом, а все остальные были его сыном и солдатом. Отсутствие личной жизни компенсировалось сладостью смерти за Родину. Протяженность Отечества через географию и время была первоначальным взносом за личное спасение; бессознательное рабство было горьким для тела, но животворным для духа. Россия, как Ноев ковчег во время потопа, выполнила миссию спасения священной жизни на Земле.

Но все изменилось с приходом Петра Великого. Он хотел «прорубить окно в Европу», а вместо этого прорубил дыру в Русском ковчеге. Закономерный исторический парадокс России заключается в том, что ее правители хотят одного, а в результате часто получают совсем другое. Петр Великий хотел укрепить империю, но вместо этого подложил под нее бомбу, которая ее разрушила. В наше время Горбачев хотел спасти коммунизм, а вместо этого похоронил его.

Смысл петровских реформ был в том, чтобы получить с Запада военную технику, чтобы воевать против того самого Запада. В восемнадцатом веке поток Гастарбайтер приехал в Россию из просвещенной Европы. Русские пригласили инженеров и специалистов, но пришли люди, и они принесли с собой европейские идеи индивидуализма, личных прав и человеческого достоинства. Современные технологии требуют образования, а образование неизбежно приносит с собой концепцию личной свободы. Так Россия получила свою интеллигенцию.

Многие пытались дать определение русской интеллигенции, и никто не смог передать всей совокупности нюансов этого весьма любопытного явления. Скорее всего, русский интеллигент — это тот, кто, начитавшись книг и насмотревшись русской жизни, восклицает, как это делал Пушкин: «Какого черта я родился в России, с мозгами и талантом!»

Поэты появились на Руси в восемнадцатом веке. Они носили офицерские мундиры и в основном писали оды на восшествие немецких императриц на русский престол. В стране, где жизнь велась по военному принципу единоначалия, все, в том числе и поэты, служили правительству, олицетворением которого являлось самодержавие. Но все изменилось с Пушкиным. Родившийся в стране, где крепостное право было лишь формальным выражением глубокого внутреннего психологического рабства, он совершил важнейший русский переворот, величайшую русскую революцию: противостоя пирамиде власти, во главе которой царь вершит судьбы отдельных людей и народов, он создал альтернативную пирамиду, во главе которой стоял поэт. Противопоставление царя и юродивого — старая разделенная парадигма власти — сменилось противопоставлением царя и поэта.

Против всесильной традиционной русской системы, для которой человек был, по выражению Петра I, «солдатом Отечества», а в формулировке сталинского палача Берии «концлагерной пылью», Пушкин противопоставлял другую, как еще неизвестная сила в России: сила свободного, художественного духа. Иерархия имперского сознания, где все зависит от ранга, теперь имела соперничающую иерархию, никем не узаконенную, но признанную всеми, включая царя:

Я поставил себе памятник

не рукотворный. Публичный путь к нему

не засорится. Его непоколебимая голова

парит выше Александрийской колонны.

Эти строки поэмы «Эксеги монументум» стали провозглашением поэтом независимости, назначением себя главой другой России. Государство в России боится поэта, потому что, начиная с Пушкина, он (или она) есть сила, независимая от государства и неподчиняющаяся государству, сила столь же священная, — представитель другой страны, но входящей в границы той же империи. Возникшее в результате двоевластие неизбежно привело к конфликту: как могут две силы, обе апеллирующие к высшей божественной власти, сосуществовать в одном тоталитарном государстве? Это был последний вопрос русской литературы, ответ на который мучительно искало каждое поколение русских писателей: должен ли быть поэт с царем или против него?


Муза Пушкина была муза-тиран-борец, или, если использовать современную терминологию, муза-террористка. Поэт был сослан царским указом в родовое поместье. Его стихотворение «Кинжал» было скопировано и распространено среди декабристов, офицеров, осуществивших неудачный заговор против нового царя Николая I в декабре 1825 года. Среди тех, кто планировал цареубийство, были и некоторые друзья Пушкина.

Новый царь вызвал ссыльного поэта в Кремль по случаю его коронации и спросил его: на чьей стороне был бы он в тот декабрьский день? Пушкин честно ответил, что был бы с друзьями. Это был момент истины для русской литературы. Царь мог уничтожить поэта одним взмахом пера. Но Николай чувствовал, что царская власть в России не может существовать без благословения другой верховной власти. Мудрый Николай был вынужден пойти на компромисс и назвал себя Первым Чтецом Первого Поэта. Та дискуссия в Кремле между поэтом и царем стала началом двоевластия в русской культуре и сознании. Молодой Пушкин, автор «Кинжала», перестал существовать. Его сменил зрелый Пушкин, народный поэт России. Первый восхвалял насилие как путь к свободе. Последний знал, что насилие никуда не ведет.

Пушкин дал ответ на «проклятый» русский вопрос, который возникает у каждого русского, родившегося в империи, постоянно ведущей войну против чужеземцев и против своего народа: как относиться к этому правительству и к этим людям, которые постоянно ведут эти войны ? Изучение истории России, истории ее царей и ее народных восстаний, а также собственное здоровое понимание действительности привели поэта к выводу, что худшее, что может произойти в России, это революция, «бессмысленное и беспощадное» восстание. , и что правительство является «единственным европейцем в нашей стране». Пушкин видел, что в России выбор между диктатурой и демократией неуместен: выбор только между кровавым хаосом и беспощадным порядком. Он понял, что слабая российская власть приведет не к низовой демократической системе, а только к анархии, и что первой ее жертвой будет культура. Он также предвидел, что восстановление порядка станет задачей еще более сильной и безжалостной диктатуры. Как будто Пушкин интуитивно предчувствовал, что произойдет в России в ХХ веке. Именно эта логика определила решение первого национального поэта России встать на сторону царя и его сильной руки, которая стала гарантом как частной жизни, так и культуры. Пушкин изучал историю пугачевского крестьянского бунта, жестокого народного восстания в восемнадцатом веке и понимал, что в русской революции первым делом будут сожжены библиотеки.


Courtesy of Wikimedia Commons

В России сложилась странная ситуация: на одной территории теперь жили два народа, совершенно разные по духу и культуре, хотя оба они были русскими и говорили на одном языке. Одна часть народа, миллионы и миллионы, жила в провинции, бедная, необразованная, медленно спивалась, а мысленно пребывала еще в средневековье. Другая часть была сосредоточена в двух российских столицах. Они были образованны, состоятельны, много путешествовали и имели европейское понимание демократической организации общества. За один сет только царь-батюшка и его железная рука могут навести порядок в России. Для другого вся российская история — это кровавое болото, из которого Россию надо вытащить в либеральную европейскую систему. В общем, то, что происходило в пушкинской России, необычайно напоминает то, что происходит в путинской России. В моей стране мы до сих пор играем в ту же игру по тем же правилам для трех игроков: народа, который (по словам Пушкина) «источает молчание», зарождающегося общества, требующего «швейцарской» демократии и объявляющего войну правительству, и правительству, у которого остается два варианта: отступить или закрутить гайки.

Царская Россия отступила перед лицом демократической России до такой степени, что пирамида государственной власти рухнула. В феврале 1917 года в России произошла бескровная демократическая революция: победила «другая» Россия. Но шансов на выживание у этого новорожденного гражданского общества не было — в конце концов, оно было в эпицентре мировой войны. Так что первая российская демократия просуществовала всего несколько месяцев, в течение которых страна погрузилась в хаос.

Капризная муза истории воспользовалась коммунистической идеологией, чтобы под ее маской восстановить старые патриархальные порядки. Но по сравнению со сталинской диктатурой старая царская «тюрьма народов» стала казаться пряничным домиком. «Другая» Россия была уничтожена в самом буквальном физическом смысле: миллионы людей эмигрировали, еще миллионы были уничтожены в ГУЛАГе. И национальный атлас снова стал похож на средневековье: священное Отечество с единственной истинной коммунистической идеологией в центре мира, окруженное океаном врагов.


Со времен Пушкина и Николая I уже мало было земному царю быть помазанником Божиим; правитель также должен был быть освящен русской литературой, второй священной русской властью. Вот почему сталинский режим так заботился об увековечивании памяти классика русского писателя. Если православные цари основывали свое право владения телами и душами своих подданных на небесном законе, то коммунисты узаконили диктатуру партии «научными» тезисами, такими как: «Учение Маркса всемогуще, потому что оно есть истина». Но настоящими святынями, способными освятить государство, были Пушкин и Гоголь — поэты и писатели.

Когда народ пошел за коммунистами в начале ХХ века, он отрекся от Христа, но не смог, как увещевали его революционные поэты, «выбросить Пушкина за борт парохода современности». Они не могли поднять руку на самое святое для русской души. Так что это тюремное государство повсюду ставило Пушкину памятники, пытаясь казаться праведником в глазах народа.

Поколения русских авторов, как мотыльки, слепо мчащиеся на пламя, летели навстречу власть имущим. И не было ни одного случая, чтобы это закончилось хорошо.

В результате казалось, что Пушкина и других классиков заставили поддержать, хотя бы символически, превращение всей страны в ГУЛАГ (хотя вряд ли это остановило бы ленинских «гуманистов» от расстрела Толстого, если бы старик прожил немного дольше). От Пушкина идет русская литературная традиция держаться как можно ближе к Первому Читателю. Поколения русских авторов, как мотыльки, слепо мчащиеся на пламя, летели навстречу власть имущим. И не было ни одного случая, чтобы это закончилось хорошо. Достаточно вспомнить смерть Пушкина на дуэли или самоубийство Маяковского.

Другую русскую традицию отношения поэта к государству сформулировал другой великий русский поэт Иосиф Бродский: «Если тебе суждено родиться в империи, то лучше жить в далекой губернии у моря». ». Крайним примером такого поведения был последний забег Толстого. Да и собственная жизнь Бродского была хрестоматийным случаем: ссылка на север в молодости, внутренняя неспособность пойти на компромисс с режимом, эмиграция в «далекую губернию у моря». Своим переездом Бродский сделал эту нью-йоркскую провинцию у Атлантики столицей русской поэзии. «Другая» Россия — это не географическое понятие. Он существует там, где есть «другие» русские . Так и получилось, что   на протяжении нескольких поколений «другая» Россия, Россия поэтов и писателей, Россия культуры, разрушенная в Советском Союзе, сохранялась в подполье и в эмиграции.


Империя, построенная Сталиным, могла бы просуществовать намного дольше, но случилось чудо. Один за другим умирали верховные рабы, а страна-тюрьма просто разваливалась. В конце 1980-х – начале 1990-х мой народ получил уникальную возможность по-другому строить свою жизнь, делать собственный выбор. Я помню то прекрасное чувство, когда заканчивалась советская эпоха и я впервые мог с гордостью считать себя гражданином своей страны, ответственным за ее будущее. Двадцать пять лет назад мы пошли протестовать против режима, защищать свою честь и достоинство и говорить правительству: мы не рабы! Счастливо то поколение, которому посчастливилось это испытать.

Моя новая Россия должна начинаться с детей, решил я и с запуском перестройки , пошел работать в школу. В России, в отличие от Германии или Швейцарии, школа находится в самом низу социальной лестницы, наверное, потому, что там нечего воровать. В те годы я впервые начал верить, что от меня что-то зависит. Я хотел изменить свою страну, и работа в школе была именно тем способом, чтобы изменить ее. Внезапно я почувствовал, что нахожусь в самом важном месте в самое важное время. Казалось, наконец, жизнь по тюремным правилам — сильнейший получает лучшую койку — в России заканчивалась и начиналась новая жизнь по одному центральному правилу: закону защиты человеческого достоинства. Мне казалось, что это я меняю страну. Тоталитарная система на глазах превращалась в демократическую. Это было удивительное чувство: нас воспитали послушными рабами, а потом вдруг ты берешь на себя ответственность за все, что тебя окружает.

Август 1991 года и неудавшийся переворот против реформаторов стали границей, границей между тошнотворным советским прошлым и, как тогда казалось, светлым будущим, полным надежд. Мы верили, что за буйный век страна достаточно насытилась кровью, что начинается достойная человеческая жизнь, и что, главное, крови больше не будет. То, что неудавшийся путч не стоил тысяч жизней, казалось символичным. Свобода страны была куплена жизнями трех молодых людей. Мы были на их похоронах. А еще было символично, что один был православным, один мусульманином и одним евреем. На их похоронах говорили, что эти три юноши отдали свои жизни за нашу общую свободу, за новую и свободную Россию.

Я тоже верил, что их кровь будет последней, пролитой в моей стране. Но увы, это была лишь первая кровь новой России. Время надежд закончилось, и началось время разочарований. В октябре 1993 года новое «демократическое» государство обстреливало собственный народ в Москве. Кровь лилась на улицах российских городов в бесконечных криминальных разборках. В 1994 году началась чеченская война. Сквозь пелену демократической риторики снова можно было разглядеть очертания старой, вечной России.


В 1991 году мы смогли освободиться от коммунистического правления, но не смогли освободиться от самих себя. Мы были наивны. Все казалось простым и ясным: нашу страну захватила банда коммунистов, и стоит только выгнать партию, границы откроются, и мы вернемся в глобальную семью народов, живущих по законам демократии, свободу и уважение прав личности. Они были как слова сказки о недостижимом будущем: «парламент», «республика», «конституция», «выборы».

Мы почему-то забыли, что все эти слова у нас уже были. У нас была сталинская Конституция 1936 года, которая была «самой демократической конституцией в мире», и нас регулярно мобилизовали для голосования на выборах. Мы забыли, что все хорошие слова, пересекающие наши границы, потеряли свой первоначальный смысл и стали означать совсем не то, что должны были означать. Кто бы мог подумать, что КПРФ уйдет, а мы останемся, а все лучшие слова — и «демократия», и «парламент», и «конституция» — станут дубинками в вечной борьбе за власть и деньги в новом , свободная Россия?

Охранников было невозможно прогнать, потому что каждый из нас был своим лучшим охранником. Даже если бунт на тюремном дворе не подавить, он в конце концов закончится сам собой, а на тюремном дворе нашей страны он закончился тем, что все вернулись в свои казармы. Надо было жить, в конце концов. И порядок вернулся сам собой, тот самый порядок, потому что другого в России никто не знает. Лучшие койки снова достались самым сильным, которые отправили самых слабых из них спать у уборной.


Вторая попытка России установить демократию завершилась. Империя сбросила кожу, но то, что происходило с другой стороны, было до боли знакомо тем, кто жил в «старые добрые времена». В течение двадцати лет стало ясно, что демократическое перевоспитание в России было обесценено до слов, за которыми скрывалась бандитская организация общества и власти. Мафии в том виде, в каком она существует в других странах, т. е. параллельной власти, в России не существует. В России мафия это  правительство, заклятый враг закона и общества.

Люди чувствуют себя обманутыми. Их ограбили под демократические лозунги. Банда бывших партийных и комсомольских функционеров поделила природные ресурсы страны и спешит распродать их, чтобы разбогатеть сегодня, не думая о завтрашнем дне страны. Так воспринимает реформы 1990-х подавляющее большинство населения. Вновь вечные константы России ярко светятся на фоне маскарада XXI века: кучка воров, бюрократов и олигархов, присваивающих богатства страны, как нищее население, топит себя в выпивке. Деньги от разворованных ресурсов утекают на Запад, а не вкладываются в дороги, школы и больницы в России. Огромная часть государственных ресурсов, выделяемых на социальные нужды, никогда не достигает своей цели, а вместо этого направляется в карманы чиновников. Прекрасным примером являются зимние Олимпийские игры, которые проводятся в субтропиках по прихоти лучшего лыжника страны. Сумма, потраченная на эти игры, больше, чем сумма, потраченная на все предыдущие зимние Олимпийские игры вместе взятые. 1

ХХ век замкнул российскую историю на ленту Мёбиуса. Страна пытается построить демократическое общество, а в итоге снова становится империей.

ХХ век замкнул русскую историю на ленту Мёбиуса. Страна пытается построить демократическое общество, ввести выборы, создать парламент и республику — и опять получается империя. перестройка мечты о европеизации страны рухнули. В очередной раз подтвердилось, что Россия прекрасная страна для негодяев, и для тех, кто воюет с негодяями. (Однако последние преуспевают гораздо хуже.) Эта империя не предназначена для «нормальной» жизни. Если ты по натуре своей не драчун и не подлец, а хочешь только достойно прожить свою жизнь, честно работая за хлеб своей семьи, у тебя все равно нет выбора: каждый день толкает тебя то к одному, то к другому. Вы не хотите быть негодяем, как остальные? Тогда станьте бойцом, трагически готовым пожертвовать всем, даже своей семьей, ради борьбы. Вы же не хотите стать героем и сгнить в тюрьме или быть забитым до смерти в холле своего дома? Тогда присоединяйтесь к негодяям. Так что же делать простым людям, если, с одной стороны, они не хотят быть частью криминальной надстройки, ибо вся жизнь в России превратилась в громадную криминальную машину, а с другой стороны, они не хотят идти в революцию? Если все, чего они хотят, это достойная человеческая жизнь? Сегодня, как и раньше, варианты: «внутренняя эмиграция», или алкоголь, если нет возможности уехать, или фактическая эмиграция из страны. За последние двадцать лет миллионы покинули Россию. Первыми уходят высокообразованные — интеллектуальный и предпринимательский цвет нации, основа среднего класса, которая рождается в больших городах, но которой правительство не дает встать на ноги.

Цари, генеральные секретари, президенты — в России они меняются, а Пушкин остается, и каждый режим кланяется поэту, надеясь извлечь из него духовную легитимность. «Пушкин — наше все!» — гремел с каждой трибуны 1937 год, год самого страшного террора и самого помпезного празднования пушкинского юбилея: вся страна, по обе стороны колючей проволоки, праздновала столетие со дня смерти поэта.

Неудивительно поэтому, что постсоветский режим поддержал традицию чествования Пушкина. К 200-летию со дня рождения поэта в 19 г.99 г., отмечался с пышностью и грандиозностью, затмившими даже сталинские публичные обряды. Все это происходило на фоне войны, войны против собственного народа в Чечне. И снова «Пушкин — наше все!» звучало везде. Но те мифические времена, когда Николай I был Первым чтецом Пушкина, а Сталин лично читал книги лауреатов Сталинской премии, давно прошли. Поэт не может примкнуть к этому узурпатору престола хотя бы потому, что этот деспот не читает. Невозможно представить Путина, серенького полковника КГБ, с книгой в руках.

Новому авторитаризму в России было наплевать на литературу; его приоритетом является контроль над электоратом через телевидение. Для большей части населения России телевидение является основным источником информации. В ХХI веке «зомби-коробка» представляет своему зрителю все ту же до боли знакомую картину: святое Отечество — пусть теперь уже без всякой идеологии — окружено океаном врагов во главе с США, и только отец нация может спасти страну от врагов.

Но новые времена требуют новых мер, даже со стороны диктатур. Правительство больше не уничтожает «другую» Россию физически; она просто выдавливает его в сторону эмиграции. Ведь границы открыты. Недовольных режимом объявляют иностранными агентами. («Кому здесь не нравится, пусть едет обратно в Америку, к своим хозяевам!») Вопрос о свободе слова решается чисто технически: недовольных высылают в Интернет-гетто. На оппозиционных сайтах в большинстве своем можно сколько угодно ругать правительство, но ни одно антиправительственное заявление не пройдет через государственную цензуру на телевидении.

Фальсификации думских выборов в декабре 2011 года стали запалом, и общество, сначала в крупных городах, возмущенное безобразными происками властей, взорвалось. Протесты выплеснулись из интернет-гетто на улицы. Всего за несколько дней Россия словно проснулась и стала совсем другой страной. Внезапно выяснилось, что люди, не желающие жить в построенной Путиным коррумпированной системе, не являются маргинальным меньшинством. Их было много. В Москве их было даже большинство. Вновь пробудились чувства, окрылявшие людей двадцать лет назад: «Это наш город, это наша страна, и нам не все равно!» То, что происходит в России сейчас, на наших глазах, — это возникновение гражданского общества из патриархального строя. Противовесом тоталитарному менталитету государства и населения является для большинства россиян новое представление о человеке и жизни, достойной человеческого образа.

События последних лет раскололи страну. Пока война между криминальной империей и образованным населением носит в основном холодный характер. Но каждый арест оппозиционера, каждый новый драконовский закон, принятый нелегитимной Думой, только радикализирует это сопротивление. «Закручивание гаек» уступило всю власть преступной группировке олигархов и бюрократов, а протестное движение вновь оказывается вытесненным в Интернет-гетто.

Никому в России баррикады революции не нужны. У нас слишком много плохого опыта революции позади. И все же невозможно продолжать жить в сжимающем и унизительном пространстве путинской империи. Есть только один вариант: информация. Лучшее оружие оппозиции — информация. Ведь никто толком не знает, что такое Россия сегодня. Социологические данные слишком ненадежны. Если вы проведете там выборы в любое воскресенье, кто победит? Людей, которым путинское телевидение прочистило мозги, может быть большинство. Только свободная информация, только свободный доступ к источникам свободы слова могут их изменить, сделать другими, чем они есть сейчас, — гражданами «другой» России.

Вторая российская демократия в начале 1990-х просуществовала дольше первой, закончившейся всего через несколько месяцев Октябрьским переворотом. Теперь у России есть третий шанс. Позволит ли это снова ускользнуть?


Михаил Шишкин – русский писатель, проживающий в Москве, Берлине и Швейцарии. Его романы отмечены всеми главными российскими литературными премиями и переведены на двадцать восемь языков. Это эссе было переведено с русского Юлией Иоффе.


  1. Большая часть этих денег была украдена правительством и местными властями.

Оглядываясь назад на роковой 1837 год — Нокс пишет

Обложка книги Пола Верта «1837: Тихая революция в России»

Пол В. Верт, 90 лет, профессор истории в Университете Невады в Лас-Вегасе, является автором недавно выпущенной книги 1837: Тихая революция в России , опубликованной Oxford University Press. По совпадению, конечно, это тот же год, когда был основан Колледж Нокс. Верт ссылается на Нокса в предисловии к книге, указывая на то, что 1837 год ознаменовался основанием как его альма-матер, так и города Чикаго, недалеко от его родного города Эванстон, штат Иллинойс.

Верт также является автором книг Иностранные вероисповедания царя: веротерпимость и судьба религиозной свободы в имперской России и На задворках православия: миссия, управление и конфессиональная политика в Волго-Камском регионе России, 1827–1905 гг.

.

В какой момент вы осознали совпадение с 1837 годом?

Не думаю, что это было сразу. Я начал с идеи этой книги о том, что 1830-е годы были действительно важными для русской истории. Большинство людей этого не осознают. Период 1836-1839 гг.был период, который, как мне казалось, был наполнен всевозможными интересными эпизодами, которые имели долгосрочные последствия. Но я решил, что в маркетинговых целях мне нужно выбрать один год. Смерть величайшего поэта России Александра Пушкина, убитого на романтической дуэли в январе 1837 года, подсказала мне, что именно в этом году я должен жить.

Я думаю, что мне пришлось вернуться к этому конкретному году, а не к одному из лет, непосредственно примыкающих к нему, прежде чем я смог установить эту связь. Но потом я сделал. Кажется, я задавал себе вопрос: а разве Нокс тоже не был основан в 1837 году? Это совершенно и совершенно не связанные вещи, и в то же время о них просто интересно думать.

Мы знаем, почему 1837 год важен для Нокса. Можете сформулировать, почему это важно для России?

В книге я пытаюсь показать, что в 1830-х годах, в более общем плане, происходит множество очень, очень интересных и важных событий, и что, глядя на 1837 год, мы видим, как они как бы застывают. и гель. Мы видим много точек рождения, можно сказать, много моментов происхождения. Можно привести очень краткий список: смерть Пушкина, создающая условия для нового культа Пушкина, в каком-то смысле существующего до сих пор; первая паровая железная дорога появляется в России в 1837 году; декрет, который в основном привел к созданию губернской печати в России.

Для меня подтверждением того, что именно 1837-й должен быть годом моего внимания, а не, скажем, 1836-й или 1838-й, был тот факт, что Зимний дворец, который был резиденцией династии Романовых в Санкт-Петербурге, сгорел во время пожара. фантастический пожар 1837 года. Что действительно поразило, так это то, что дворец был полностью перестроен всего за 15 месяцев — очень быстро. Одним из величайших художественных музеев мира является так называемый Эрмитаж, государственный музей в Санкт-Петербурге. Эрмитаж был, можно сказать, придатком ко дворцу. Что спасли от пожара. Все это теперь известно как Эрмитаж. Тот музей, который вы посещаете сегодня, был реконструирован в 1838 и 1839 годах.. В основном я пытаюсь доказать в книге, что 1837 год — это год, когда Россия вступила в современную эпоху. Это немного преувеличение. Это явно преувеличение. Это включает в себя некоторое растяжение и вытягивание здесь и там, но более важный момент заключается в том, что Россия, какой мы ее знаем, многие из ее атрибутов появляются или, по крайней мере, становятся видимыми для нас в 1837 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *