Что приносит великую пользу по мнению автора из повести временных лет: Ответь на приведённые ниже вопросы по теме «Древнерусская литература». 1. Когда появилась древнерусская литература?…

Содержание

Краткое содержание «Земля Родная» менее 1 минуты и по главам за 16 минут

⭐⭐⭐⭐⭐ «Земля Родная» менее 1 минуты и подробно по главам за 16 минут. 

Содержание

Очень краткий пересказ «Земля Родная»

Автор дает молодым читателям советы, которые помогут им стать интеллигентными людьми. Одним из главных качеств интеллигентного человека он считает любовь к истории и культуре своей Родины.

Дмитрий Сергеевич Лихачев излагает свои взгляды на историю Древней Руси, формирование русского национального характера, взаимоотношения между человеком и природой, проблему сохранения культурного наследия, развитие и значение древнерусской культуры и т. д.

Главный герой и его характеристика:

  •  Рассказчик  — Дмитрий Сергеевич Лихачев; выдающийся советский и российский филолог, культуролог, искусствовед. Автор большого количества (свыше 1 тыс.) научных и публицистических трудов, внесший огромный вклад в изучение древнерусской культуры.

Краткое содержание «Земля Родная» подробно по главам

От автора

Автор — крупнейший специалист по изучению древнерусской литературы, академик. Наряду с научной деятельностью он широко выступает в печати с публицистическими статьями.

Дмитрия Сергеевича волнуют проблемы уважительного отношения к прошлому, бережного сохранения исторических памятников, воспитания патриотизма и т. д.

Лихачев подчеркивает, что главная идея его книги — любовь к своей земле. Слово «земля» в названии несет в себе сразу несколько значений: страна, народ, вся планета.

Значение художественных памятников прошлых столетий невозможно переоценить. Это подтверждают слова А. С. Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…».

Слово к молодым

Ваша профессия и ваш патриотизм

Каждый молодой человек должен ставить перед собой не мелкие эгоистические, а широкие надличностные цели. Примером такой цели может служить желание принести людям как можно больше пользы.

Достижение надличностных целей неразрывно связано с любовью к людям, к своей земле и к ее богатому прошлому. Человек любой профессии должен быть патриотом, чтобы добиться максимальной эффективности своей деятельности и личного успеха.

О воспитании советского патриотизма, о преемственности в освоении культуры

Общепринятым является деление наук на «точные» и «неточные», естественные и гуманитарные, причем последние нередко воспринимаются в качестве наук «второго сорта». Это крайне ошибочное мнение.

Огромное значение имеет литературоведение. Патриотическое воспитание во многом основано на изучении богатой культуры прошлого. В этом отношении очень важно научиться понимать памятники древнерусской литературы, основным из которых является «Повесть временных лет».

Древнерусская культура достигла высокого уровня развития и является объектом пристального изучения ученых всего мира. До сих пор остаются неисследованными тысячи рукописей, ждущие своих первооткрывателей.

Об интеллигентности

Каждый человек должен быть интеллигентным. Это не значит, что он обязательно должен получить высшее образование, знать классиков, владеть иностранными языками. Интеллигентность — это прежде всего умение прилично вести себя, восприимчивость, понимание других людей.

В широком смысле интеллигентность можно охарактеризовать как духовное и нравственное здоровье человека.

Не быть смешным

Человек никогда не должен выглядеть смешным в обществе. Это может произойти с тем, кто чересчур заботиться о собственной внешности, стремится стать «душой компании», хвастает.

Человек должен развивать в себе такие качества, как скромность, простота, правдивость.

Большое в малом

Основная жизненная цель должна проявляться во всех, даже самых незначительных поступках человека. Стремиться к ее достижению нужно с молодости, когда формируется личность человека и отношение к нему окружающих.

Цель и самооценка

Надличностная цель должна быть главной, но не единственной. Человек не обязан во всем ограничивать себя и становиться аскетом. Стремление к достижению материальных благ абсолютно естественно. От жизненного уровня во многом зависит самооценка человека.

Искусство открывает нам большой мир!

Главное отличительное качество русской культуры — восприимчивость и открытость по отношению к другим культурам. Среди российских и советских писателей, музыкантов, художников очень много представителей самых разных национальностей. Взаимовлияние обогащает и укрепляет культуру.

Учиться понимать

Очень важной является проблема понимания произведений культуры. Многие люди не воспринимают классическую музыку или сложные философские творения.

Научиться понимать культуру — серьезная задача для каждого человека, не зависящая от уровня его образования.

Учиться говорить и писать

Язык человека дает точное представление об уровне его умственного и культурного развития. Необходимо на протяжении всей жизни совершенствовать свою речь и говорить правильно.

Не меньшее значение имеет и письменная речь. Каждый человек должен уметь ясно излагать свои мысли на бумаге. Очень полезно вести дневник.

Любите читать!

Книга — величайшее изобретение человечества. Чтение делает человека интеллигентнее и мудрее, открывает для него целый мир. Оно приносит пользу лишь тогда, когда человек читает не по принуждению (школьная программа, популярность книги), а по собственному желанию. Читать нужно вдумчиво, уделяя внимание всем мелочам.

О моем учителе

Автор с огромным уважением вспоминает своего школьного учителя литературы — Леонида Владимировича. Он сумел привить ученикам любовь к чтению и к театру; часто ставил в школе любительские спектакли.

Леонид Владимирович был очень интеллигентным человеком. Он воспитывал в детях самоуважение, доброту, тактичность, любознательность.

Катеринушка закатилась

Домашним воспитателем автора была женщина, которую все звали Катеринушка. Она ходила по многим семьям, ухаживала за детьми, помогала справлять свадьбы и устраивать похороны. Бескорыстная жизнь Катеринушки оборвалась в 1941 г., когда к Неве подошли фашисты.

Возвышать друг друга

Молодые люди должны с глубоким уважением относиться к старикам; быть по отношению к ним терпимее; стараться не обращать внимания на неизбежные возрастные недостатки.

Память

Очень важно сохранять историческую память. Обращение к прошлому обогащает настоящее и позволяет двигаться к будущему. На протяжении истории человечество в целом и каждый народ в частности уже неоднократно совершали такие обращения, становившиеся скачком в развитии. Самый яркий пример — увлечение Античностью в эпоху Ренессанса.

Заметки о русском

Природа, родник, Родина, просто доброта

Автор замечает, что в нашей стране до сих пор многие имеют слабое представление о родных корнях. По этому поводу им было сделано множество заметок.

Природа и доброта

Отличительная черта русского народа — отношение к человеку, как к члену рода. Даже к чужим людям русские обращаются, используя связанные с семейными отношениями слова: «тетя», «дядя», «доченька», «сынок», «отец».

В русском языке вообще очень много слов с корнем «род»: родник, Родина, родители, природа и т. д.

Просторы и пространство

В русской культуре большое значение имеют широкие просторы и связанное с этим понятие «воля». Во всех древнерусских произведениях описываются необозримые поля. Величайшей ценностью для человека является «воля», т. е. возможность свободно перемещаться в пространстве.

Русская природа и русский характер

Русский человек никогда не противопоставлял себя природе и не считал себя ее «царем». По мнению автора, в России на протяжении столетий отношения между человеком и природой складывались как отношения двух культур, переплетаясь и обогащая друг друга.

О русской пейзажной живописи

Пейзажи, созданные русскими художниками, имеют одну отличительную черту. Почти все они посвящены изменяющейся природе и атмосферным явлениям: ранняя весна, поздняя осень, дождь, туман, снег и т. д. Это обусловлено особенностями русского континентального климата: жаркое лето сменяется очень холодной зимой. Этот резкий контраст и привлекает русских пейзажистов.

Природа других стран

Глядя на работы пейзажистов из разных стран, побывав в Англии, Шотландии и Болгарии, автор с уверенностью утверждает, что пейзаж — неотъемлемый элемент национальной культуры, отражающий душу народа.

Ансамбли памятников искусства

Большинство русских и советских городов представляют собой настоящие ансамбли памятников искусства, включающие в себя: музеи, картинные галереи, архитектурные памятники, сохранившуюся с древности планировку.

Сады и парки

Очень большое значение в сохранении исторической памяти имеют сады и парки. В них человек словно бы сливается с «облагороженной» природой и переносится в прошлое.

Автор — убежденный противник грубых реставрационных работ, в ходе которых воссоздается первоначальный облик сада, парка или памятника архитектуры. Нужно не восстанавливать, а бережно сохранять прошлое.

Природа России и Пушкин

А. С. Пушкин знакомился с русской природой постепенно: от царскосельских парков до пейзажей Михайловского и Тригорского. В этих имениях он совершил «поэтическое открытие» русской природы.

Национальный идеал и национальная действительность

О русском национальном характере размышляли многие отечественные писатели и мыслители. Большое количество непохожих друг на друга литературных героев воплощает в себе национальный идеал.

Действительность никогда не совпадает с идеальными представлениями. Однако национальный идеал — это вершина, по которой оценивается общий уровень культуры народа.

Кое-что в объяснение этих заметок

Автор признает, что его суждения о русском характере субъективны и не могут быть признаны бесспорными. Однако он подчеркивает, что всю жизнь посвятил изучению русской культуры, поэтому имеет право высказать собственное мнение.

Экология культуры

Помимо биологической экологии (науки о сохранении природы) автор выделяет экологию культурную, чьей главной задачей является сохранение человеческой нравственности.

Автор обращает внимание на то, что еще в Древней Руси существовали четкие правила планировки при основании городов и их застройке. Нужно придерживаться этих мудрых правил и по возможности вносить как можно меньше изменений в культурный облик старинных городов.

Природа способна самовосстанавливаться, особенно если в этом ей помогает человек. Культурные памятники исчезают навсегда. Восстановленные здания, скульптуры, картины будут всего лишь бледными копиями оригиналов.

Памятники культуры — всенародное достояние

В нашей стране после Октябрьской революции сохранение культурного наследия было объявлено делом государственной важности. Однако в конце 20-х-30-е гг. непоправимый ущерб был нанесен памятникам архитектуры (порча и разрушение церквей).

Многие культурные объекты были разрушены фашистами во время Великой Отечественной войны, что потребовало проведения масштабных ремонтно-восстановительных работ.

До сих пор мало внимания уделяется сохранению древнерусских памятников искусства: церквей, фресок, икон, рукописей.

Древнерусская культура и современность

В настоящее время наблюдается повышение интереса к древнерусской культуре. В этом есть как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, издаются древнерусские произведения, развивается туризм по древнерусским городам, принимаются меры по сохранению культурного наследия.

С другой стороны, мода на Древнюю Русь приводит к поверхностному отношению и опошлению ее богатой культуры.

Русская культура нового времени и Древняя Русь

В начале XIX века было высказано и прочно укрепилось ошибочное мнение о том, что вся древнерусская культура вплоть до преобразований Петра I была отсталой, «мужицкой». Расходясь лишь в оценках, этого мнения придерживались как западники, так и славянофилы.

На самом деле культура послепетровской России во многом продолжала темы, сюжеты и мотивы Древней Руси.

Принцип ансамбля в древнерусской эстетике

Для всех видов древнерусской культуры был характерен ансамблевый принцип: архитектурные композиции из целого ряда строений; группы икон и фресок; сборники летописей, хронографы, Четьи-Минеи.

Такие культурные ансамбли поражали рядового человека, резко контрастировали с обыденной жизнью.

Кому принадлежат исторические ландшафты?

Сохранение исторических ландшафтов — важнейшая задача для современного человека. Ни в коем случае нельзя застраивать исторические центры старинных городов новыми зданиями.

Архитектура в контексте культуры

Современные градостроители должны быть не только архитекторами, но и хорошо разбираться в истории и культуре. Только это позволит сохранить исторический облик древних русских городов.

Нестареющее прошлое

Большое культурное значение имеют дома и квартиры, в которых жили выдающиеся люди: писатели, поэты, композиторы и т. д. По возможности их следует превращать в музеи.

Пресловутый стеклянный колпак

Противники сохранения исторического облика обычно говорят о том, что «нельзя поставить город под стеклянный колпак». Современные города должны отвечать определенным требованиям, которых попросту не было в прошлом.

Слепо следовать традициям древнерусских градостроителей, конечно же, не нужно. Но нельзя и разрушать старинные здания, чтобы построить на их месте гостиницы и рестораны.

Кто держит нить времен?

Автор видит выход в создании «заповедных» районов, включающих в себя архитектурные ансамбли. Эти районы должны представлять собой своеобразные «парки тишины» и места для прогулок, в которых запрещено автомобильное движение.

Несколько мыслей о «неточностях» искусства и стилистических направлениях

Любое произведение искусства не просто передает информацию, но оказывает воздействие на читателя, зрителя или слушателя. Искусство часто бывает «неточным», как бы «приглашая» зрителя додумать идеальный образ (напр., асимметричность архитектурных памятников).

«Неточности» в литературных произведениях дают человеку еще больше возможностей для «включения» в творческий акт. Каждый читатель воспринимает книгу или стихотворение по-своему, причем его суждения могут резко отличаться от замысла самого автора.

«Сады Лицея»

Еще в Античности зародилась традиция создавать при учебных и ученых заведениях сады. С эпохи Возрождения садово-парковое искусство широко развивается в Голландии и Франции. При Петре I в России распространился тип голландского «регулярного» сада.

Голландский сад в Царском селе был окружен «пейзажными» парками. Эти «сады Лицея» оказали большое влияние на ранний («лицейский») период в творчестве А. С. Пушкина.

Новгород Великий

Ровесник русской истории

«Господин Великий Новгород» — один из старейших русских городов, центр могущественной средневековой республики. В эпоху Древней Руси Новгород имел прочные экономические и культурные связи со многими западными и восточными странами. Через город проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки».

Найденные в сер. XX века берестяные грамоты доказали чуть ли не поголовную грамотность населения новгородской республики.

Новгород Великий — строитель

В настоящее время Новгород — современный город, являющийся в то же время городом-музеем.

Уже в древности Новгород был вполне благоустроенным городом. В XI веке новгородцы начали мостить улицы (впервые в Европе). В городе был водопровод и система труб для сточных вод.

Главное украшение Новгорода и его символ — величественный Собор Святой Софии (сер. XI века). В первой половине XII века происходит расцвет новгородской архитектуры. В это время были построены три каменных собора: Николо-Дворищенский, собор Антониева монастыря, и Георгиевский собор Юрьева монастыря.

Большую ценность представляют частично сохранившиеся в древних новгородских церквах фрески.

Эпоха расцвета новгородского искусства
Предвозрождение в Новгороде

Расцвет новгородского искусства (прежде всего живописи) произошел во второй половине XIV века и имел сходные черты с культурными явлениями, характерными для европейского Предренессанса. В новгородской фресковой живописи заметно свободное отношение к официальной церковности. Самыми известными и значительными работами этого периода являются фрески Феофана Грека.

В XV веке наблюдается некоторый упадок новгородской культуры, что было связано со стремлением боярской партии обособиться от Москвы. После присоединения к Московскому княжеству культура Новгорода развивалась в общерусском русле и приобретала общенациональные черты.

Новгородские письма

Автор каждый год приезжает в Новгород, чтобы в очередной раз полюбоваться этим древним городом. Он с большим уважением относится к работе Новгородского музея, в котором собрано огромное количество уникальных экспонатов.

Мировое значение культуры Новгорода

Автор замечает, что новгородскую культуру можно рассматривать в качестве самостоятельной (отдельной от общерусской), говоря только о периоде феодальной раздробленности.

Новгородская республика сыграла большую роль в истории Древней Руси, являясь неприступным форпостом на северо-западной границе. Новгородцы на протяжении многих лет отражали натиск на восток ливонских рыцарей, шведов и датчан. Избежав татаро-монгольского разорения, Новгород сохранил не только множество культурных ценностей, но и русские культурные традиции.

В XIV-XV вв. Новгород имел тесные культурные связи с Византией и Европой. В нем зарождалось общеевропейское движение Проторенессанса. Старинные новгородские иконы в настоящее время можно увидеть в музеях всего мира.

Новгород по праву должен считаться одним из центров русской и общемировой культуры.

Древнерусская литература и современность

Послесловие к брошюре 1942 года

В 1942 г. автор вместе с археологом М. А. Тихановой написал книгу «Оборона древнерусских городов». Во время работы он впервые остро почувствовал «связь времен». Трагические события ленинградской блокады перекликались с историей татаро-монгольского нашествия на Русь.

Об эстетическом изучении памятников культуры прошлого

Одно из главных достижений современности — понимание ценности различных культур. В прошлом часто происходило варварское уничтожение культурных ценностей. Наиболее яркий пример — ненависть ранних христиан к античным произведениям искусства.

Лишь в XIX веке была установлена общность развития всего человечества, равноправие культур разных народов.

Серьезное изучение древнерусской культуры началось лишь в XIX веке. Однако, признавая ценность архитектуры и живописи Древней Руси, культурологи до сих пор уделяют мало внимания литературе.

Автор не согласен с мнением, что древнерусская литература вплоть до XVII века не была «художественной», так как в ней излагались лишь исторические факты. Любое произведение искусства наряду с «чисто художественными» задачами совмещает в себе задачи общественные, исторические, публицистические и т. д.

Оценивая художественную ценность произведения, нужно знать: каких взглядов придерживался автор, в какую эпоху он творил, каких целей придерживался. Многие литературные произведения вообще тяжело понять без подробных комментариев.

Первые семьсот лет русской литературы

Русская литература возникла во второй половине X века. Для нее характерны следующие черты: близость к фольклору, коллективность творчества (отсутствие великих имен), нравоучительность, строгая историчность произведений и их обязательное включение в русло мировой истории.

Поначалу русская литература в значительной степени копировала византийские и болгарские произведения. Постепенно, вместе с ростом национального самосознания, в ней возникали новые жанры: от исторических повестей в период татаро-монгольского ига до сатирико-бытовых повестей XVII века.

В произведениях XVII века становится заметным пробуждение интереса к личности отдельного человека.

Поэзия труда библиографа

Автор с большим уважением относится к библиографам, которые заняты сложным и ответственным делом — составлением картотек и справочников. Их труд значительно облегчает работу начинающих ученых.

Мир на Куликовом поле

«Похвала и жалость»

Куликовская битва — одно из самых значительных событий в русской истории. Ему посвящено огромное количество литературных произведений, в том числе цикл стихотворений А. Блока «На поле Куликовом».

Чужеземное иго

Во время татаро-монгольского ига древнерусская литература играла большую роль в сохранении ощущения единства Русской земли.

«Татары»

В русских летописях захватчики были названы общим термином «татары», но на самом деле ордынские войска состояли из самых разных народов, объединенных под власть монгольских ханов.

Отставание русской культуры

Потеря независимости и ущерб от разорительных набегов кочевников серьезно сказались на развитии Древней Руси и привели к ее экономическому и культурному отставанию от Европы.

Поход Мамая

После поражения ордынцев на р. Воже хан Мамай в 1380 г. организовал новый масштабный поход на Русь. Отразить вторжение предстояло князю Дмитрию Донскому.

Битва

8 сентября 1380 г. в ходе ожесточенной битвы объединенное русское войско одержало полную победу над ордынцами. Это победа не привела к свержению ига, так как всего лишь через два года Москва была вновь разграблена в результате нового похода хана Тохтамыша.

Однако Куликовская битва стала переломом в национальном самосознании. У русского народа возникла острая потребность вновь обрести единство и независимость.

Русская культура в эпоху битвы

Победа на Куликовом поле привела к мощному подъему русской культуры. В живописи, архитектуре и особенно в литературе главной темой стало обращение к домонгольскому периоду, к эпохе независимости Древней Руси.

Куликовская победа в вехах русской истории

Первая серьезная победа над монголо-татарами впоследствии неоднократно вызывала к себе всплески интереса. О Куликовской битве в России с гордостью вспоминали после окончательного свержения ига (1480 г.), во время присоединения Казанского и Астраханского царств (сер. XVI века).

Возвращаясь к Блоку

В стихотворном цикле Блока победа над ордынцами неразрывно связана с «жалостью» по всем погибшим. Захватнические походы ханов принесли горе не только русскому, но и всем покоренным и вынужденным воевать народам.

Слово о Киеве

Киев действительно был «матерью городов русских». Вплоть до установления монголо-татарского ига он воспринимался всеми русскими людьми в качестве главного центра; политической, экономической и культурной столицы Древней Руси.

Разделение единой Руси на собственно Россию, Украину и Белоруссию не привело к утрате прочных связей между тремя братскими народами.

Прошлое должно служить современности!

Русский, украинский и белорусский народы имеют общую историю, общую культуру и общую «мать» — Древнюю Русь. Никогда нельзя забывать об этом единстве.

Кратко об истории создания произведения

Книга была написана Д. С. Лихачевым в 1983 г. специально для молодых читателей.

Литературный турнир «По следам древнерусской литературы». 9-й класс

Литература Древней Руси для современных школьников имеет большое познавательное значение. Помимо того, что она является начальным этапом становления и развития всей отечественной литературы, в ней есть черты, созвучные нашей эпохе. Произведения древности отмечены любовью к Родине, они призывают к возвышенному, благородному. Для древнерусской литературы характерно жизнеутверждающее начало, прославление моральной красоты русского человека. В то же время старинные русские писатели с уважением относились к другим народам, к их обычаям, их верованиям.

Педагогическая практика показывает, что в силу некоторых специфических особенностей древних литературных памятников, у обучающихся возникают трудности в их изучении, происходит падение читательского интереса к курсу древнерусской литературы. Необходима популяризация данного раздела в литературном образовании школьников посредством проведения турниров, конкурсов, викторин.

Цель турнира: повторить и закрепить пройденный материал по теме “Древнерусская литература” за курс литературы 6-9 классов, повысить интерес к данному пласту русской литературы.

Задачи турнира:

  • воспитание чувства патриотизма
  • формирование читательской культуры
  • развитие познавательных интересов
  • развитие умения анализировать текст, выполнять творческие задания
  • активизация речевой деятельности

Участники турнира:

  • 2 команды учеников 9 класса
  • Учитель-ведущий
  • Жюри
  • Зрители

Подготовка к турниру:

  • Образовать команды, придумать название и девиз.
  • Перечитать произведения древнерусской литературы за курс 6-9 класса.
  • Особое внимание уделить “Слову о полку Игореве…”, уметь ориентироваться в тексте.
  • Познакомиться с работами академика Д.С.Лихачёва о древнерусской литературе, адресованными молодежи и школьникам.
  • Подготовить вопросы к разминке и ответы в слайдах презентации (домашнее задание).
  • Перечитать “Поучение” Владимира Мономаха и составить на его основе поучение младшему брату, сестре или другу, используя стиль повествования, некоторые выражения исходного текста. Оформить в виде грамоты или свитка (домашнее задание).
  • Учитель-ведущий заранее готовит презентацию к турниру с ответами и иллюстрациями.

Вступительное слово учителя-ведущего (слайд №1):

— Давайте вообразим себе стольный Киев-град с его соборами, Москву Белокаменную и ее сорок сороков, пограничные дикие степи, набеги кочевников и ответные походы русских князей, княжеские междоусобицы, татаро-монгольское иго и Куликовскую битву, первые “заграничные” путешествия, столкновения с западными соседями.

.. Эти семь веков частично отразились в дошедших до нас произведениях древнерусской литературы, начиная от летописей и кончая светскими и воинскими повестями. [1]

Читая произведения древнерусской литературы, вы узнавали о том, как жили наши предки, что их радовало и волновало, как они любили и страдали, о чем думали, с кем воевали. Готовясь к турниру, вы перечитали произведения, изученные в школе, познакомились с работами академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Сегодня вам предстоит принять участие в турнире и вновь перенестись в мир Древней Руси. Итак, вперёд!

I тур. “Разминка” (слайд № 2)

Команды знакомятся (произносят девиз, название) и предъявляют друг другу подготовленные вопросы по теме турнира. Так как вопросы – часть домашнего задания команд, работа начинается вместе с учителем в период подготовки к турниру. Оптимальное число вопросов от каждой команды -3.

Возможные варианты вопросов для разминки, которые сформулируют ребята:

1. Кем была составлена первая славянская азбука и какое название она получила? (Братьями-славянами из г. Солуна Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием. Кириллица – на основе греческой азбуки (863-864 гг.) (слайд № 3)

2. Как была озаглавлена древнейшая русская летопись и кто её автор? (“Повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть” (XII в.) – первые слова летописи и стали её заглавием. Автор – монах Нестор) (слайд № 4)

3. Кто были первые русские святые и за что их канонизировали? Какое произведение им посвящено? (Князья, братья Борис и Глеб. Их канонизировали как “страстотерпцев” -невинно убиенных старшим братом Святополком (1015 г.). “Сказание о Борисе и Глебе”)

(слайд № 5)

4. Был в древнерусской литературе жанр “житие”. Что это за произведения, кому посвящались? Приведите примеры. (Жизнеописания святых, канонизированных христианской церковью: “Житие Александра Невского”, “Житие Сергия Радонежского” и т.д.) (слайд № 6)

5. Что сравнивал летописец с реками, питающими весь мир: “се бо рекы, напояющие вселенную”? (Словеса книжные, книги) (слайд № 7)

6. В каких древнерусских памятниках воспевается победа русских над Мамаем в куликовской битве? (“Задонщина (XIV в.), “Сказание о Мамаевом побоище” (XV в.)). (слайд № 8)

II тур. “Слово о полку Игореве” – памятник древнерусской литературы” (слайд № 9)

Этот тур предполагает хорошее знание произведения. Тексты “Слова…” должны быть у каждой команды, так как ответы на некоторые вопросы требуют обращения к первоисточнику. Это коллективная работа, ребята дают ответы после предварительного обсуждения и дискуссии. Вопросы обязательно дублируются в письменном виде. Команды отвечают каждый на свой вопрос. Если у команды нет ответа или он неправильный, другая команда может ответить и заработать баллы.

Ведущий обращается к зрителям:

— Уважаемые болельщики, назовите фамилию и имя человека, внесшего неоценимый вклад в изучение “Слова о полку Игореве”.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – автор многочисленных исследований по древнерусской литературе (слайд № 10)

Вопросы командам задаются по очереди:

С кем отправился в поход князь Игорь? (С братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом)

Как князь Игорь определяет цель своего похода: “испить. ..”? Что обозначает это выражение? (“…шеломом Дону”. Выпить воды из реки побежденной страны – символ победы).

Когда в действительности произошло затмение солнца и какую роль оно играет в сюжете “Слова…”? (1 мая 1185 г., в самом начале похода, у берегов Оскола; это затмение предвещало неудачу) (слайд № 11)

Какой рефрен, посвященный прощанию с родной землёй, звучит в “Слове…”? (“О, Русская земля, ты уже за холмом!”) (слайд № 12)

С чем автор сравнивает битву? (С пахотой и жатвой: “Черна земля под копытами посеяна костьми русских” и “снопы стелют головами”; с пиром – “Тут пир докончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую”; с грозой – “Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого!”) (слайд № 13)

В “темном сне” Святослава ему на грудь сыплют из половецких колчанов крупный жемчуг. Что он символизирует? (В славянской мифологии и русском фольклоре жемчуг означает слезы) (слайд № 14)

Какой поэтический прием использован в следующей фразе: “Се ли створисте моей серебряной седине”? Чьи это слова? (Аллитерация на звук “с”.

Это слова Святослава, киевского князя.)

Какой бог выступает в “Слове…” покровителем половцев? (слайд № 15 )

Как печалятся растения об участи героев? Как называется этот художественный прием? (“Никнет трава от жалости, а дерево с печали к земле преклонилось”. Это олицетворение.)

В “Слове …” герои часто сравниваются с птицами и зверями. Приведите примеры. (Игорь скачет волком, горностаем, плывет гоголем, летит соколом; Ярославна плачет зегзицею, “одинокой кукушкою рано утром кукует”.)

Следы какого языческого культа можно обнаружить в произведении? Приведите примеры. (Культ солнца: четыре солнца – четыре князя; обращение Ярославны к “пресветлому Солнцу”; “Солнце светится на небесе – Игорь князь в Русской земле”. Затмение солнца символизирует помрачение света истины в душе князя.) (слайд № 16)

Кем и когда был найден один из списков “Слова…”? Какова была его дальнейшая судьба? (Собирателем древних рукописей А.И.Мусиным-Пушкиным в 90-гг. XVIII в.

Оригинал сгорел во время московских пожаров в 1812 г.) (слайд № 17)

III тур. “Словесное искусство Древней Руси” Древнерусская речь” (слайд № 18)

Слово учителя-ведущего:

В литературе древней не было стихов, но была поэзия. Своеобразная образность древнерусской литературы нам непривычна, а для человека того времени образы рождались как бы сами собой.

(слайд № 19)

Мы бы сказали: “Приеду весной”, а человек XI – XVII веков писал: “Приеду, как только на деревьях лист расцветёт”. Мы бы сказали: “Враги бежали”, а древний книжник писал: “Показали плечи свои”. Древние авторы не писали, что кто-то много сделал для Родины, они писали: “Много пота утёр за Отчизну свою”. Древнерусские авторы любили гиперболы, часто прибегали к сравнениям: воины сравнивались с соколами, летящие стрелы с дождём, враги со зверями. Вообразите, что вы люди Древней Руси. Используя стиль древнерусской литературы, составьте предложения вместо следующих выражений (в скобках примерные ответы, могут быть другие варианты):

Книги приносят человеку пользу и дают мудрость. (“Велика бывает польза от учения книжного. Книга есть путь к мудрости. Книгами мы поучаемы и наставляемы на путь покаяния”

Горевали люди, когда умер князь Олег , и похоронили его на горе Щековица. Всего он правил 33 года. (И плакали люди все плачем великим, и несли и погребли его на горе, еже глаголеться Щековица. И было всех лет княжения его 33.)

Ответы зачитываются и предоставляются жюри, которое оценивает образность, сохранение стиля и оригинальность предложений)

IV тур. “Знаете ли вы…?” (Общие вопросы по древнерусской литературе) (слайд № 20)

1. Откуда почерпнул А.С.Пушкин предание о смерти князя Олега (“Песнь о вещем Олеге”)? (Из летописи “Повесть временных лет”. Наступил Олег Вещий на череп своего коня, “и выникнувши змия изо лба, уклюкнув в ногу” (912 г.) (слайд № 21)

2. Как отомстила княгиня Ольга древлянам за смерть мужа? (Она потребовала от каждого двора по 3 голубя и 3 воробья вместо дани, приказала привязать к ним зажженный трут, и они, вернувшись в гнёзда, сожгли город Искоростень. ) (слайд № 22)

3. Как, судя по летописи, перехитрили осажденные белгородцы печенегов, заставив их снять осаду и угостив их “питьём” из колодцев? Как называется это произведение? (В колодцах были заранее поставлены кадки с киселём и мёдом, и враги поверили, что белгородцев сама земля кормит и их не победить. “Сказание о белгородском киселе”.) (слайд № 23)

4. Какие повести XXVII века парадировали судопроизводство и изобличали взяточничество судей? (“Повесть о Ерше Ершовиче” и “Повесть о Шемякином суде”.) (слайд № 24)

5. Как называется повесть древнерусской литературы о любви князя и простой крестьянской девушки? Как влюбленные в этой повести побеждают смерть, которая не может их разлучить? (“Повесть о Петре и Февронии Муромских”. Герои умерли в один день и час, и их положили в разные гробы, но на следующий день их тела оказались вместе в общем, заранее заготовленном гробу.) (слайд № 25)

6. Какая известная теория о мировой роли Русского государства была сформулирована в XV веке псковским старцем Филофеем: “Москва – Третий Рим после второго — . .., а четвёртому…? Восстановите фразу. Что она означает? (Согласно этой теории, именно в русском народе сохранилась истинная православная вера, поэтому христианским центром должна стать Москва. “Москва – Третий Рим после второго – Византии, а четвёртому не бывать”.) (слайд № 26)

V тур. “Домашнее задание” (слайд № 27-28)

Для домашнего задания командам было предложено перечитать “Поучение” Владимира Мономаха и составить на его основе поучение младшему брату, сестре или другу, используя стиль повествования, некоторые выражения исходного текста. Кроме того, поучение должно быть оформлено в древнерусском стиле. Тур оценивается по трём критериям: поучительный характер содержания, сохранение стиля повествования и оригинальность оформления.

Тур для болельщиков (слайд № 29)

Во время подведения жюри итогов турнира проводится конкурс для болельщиков, чьи правильные ответы могут существенно повлиять на исход литературного соревнования. Балл за правильный ответ болельщик отдает любимой команде.

Вопросы для болельщиков:

1.Как звали русского монаха-богатыря, который победил в единоборстве татарского батыра? (Пересвет) (слайд № 30)

2.Кто благословил князя Димитрия на битву с татарами? (Сергий Радонежский) (слайд № 31)

3.Какой русский поэт в начале XX в. Обратится к теме Куликовской битвы и в каком произведении? (А.Блок. Цикл стихов “На поле Куликовом”) (слайд № 32)

4.В XVII веке большой популярностью пользовался сборник “поучений и наказаний” мужу и жене, их чадам и рабам, в котором предписывалось, как надо вести себя в семье. Как назывался этот сборник? (“Домострой”) (слайд № 33)

5.Как была озаглавлена первая русская книга путешествий в дальние страны? (“Хождение за три моря” Афанасия Никитина) (слайд № 34)

6.В какую страну отправился Афанасий Никитин и сколько лет провел там? (В Индию, 3 года) (слайд № 35)

Объявление результатов и награждение победителей (слайд № 36)

Список использованной литературы (слайд № 37):

  1. Бельская Л. Л. Литературные викторины. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Долинина С.Я. Литературный турнир: Разработки уроков для 6-11 классов. – М.:Флинта: Наука, 2002
  3. Литература. 6 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 4 ч. [авт.-сост. В.П.Полухина и др.]; под ред. В.Я.Коровиной. -14-е изд., перераб. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2007.

На протяжении почти 80 лет Гарвардское исследование показывало, как жить здоровой и счастливой жизнью – Harvard Gazette

Он записал свое выступление на TED под названием «Что делает жизнь хорошей? Уроки самого длинного исследования счастья» в 2015 году, и его просмотрели 13 000 000 раз.

Исследователи также обнаружили, что удовлетворенность браком оказывает защитное действие на психическое здоровье людей. Часть исследования показала, что люди, у которых был счастливый брак в возрасте 80 лет, сообщали, что их настроение не страдало даже в те дни, когда они испытывали сильную физическую боль. Те, у кого были несчастливые браки, испытывали как эмоциональную, так и физическую боль.

Те, кто сохранил теплые отношения, стали жить дольше и счастливее, сказал Уолдингер, а одиночки часто умирали раньше. «Одиночество убивает, — сказал он. «Это так же сильно, как курение или алкоголизм».

Согласно исследованию, те, кто прожил дольше и обладал крепким здоровьем, избегали чрезмерного курения и употребления алкоголя. Исследователи также обнаружили, что те, у кого была сильная социальная поддержка, с возрастом испытывали меньше психических расстройств.

В рамках недавнего исследования исследователи обнаружили, что женщины, которые чувствовали себя надежно привязанными к своим партнерам, были менее подавлены и более счастливы в своих отношениях через два с половиной года, а также имели лучшие функции памяти, чем женщины с частыми семейными отношениями. конфликты.

«Одиночество убивает. Это так же сильно, как курение или алкоголизм».

— Роберт Уолдингер

«Хорошие отношения не только защищают наше тело; они защищают наш мозг», — сказал Уолдингер в своем выступлении на TED. «И эти хорошие отношения, они не должны быть все время гладкими. Некоторые из наших восьмидесятилетних пар могли ссориться друг с другом изо дня в день, но пока они чувствовали, что действительно могут рассчитывать на другого, когда дела шли плохо, эти споры не сказывались на их памяти».

Поскольку старение начинается с рождения, люди должны заботиться о себе на каждом этапе жизни, говорят исследователи.

«Старение — это непрерывный процесс, — сказал Уолдингер. «Вы можете видеть, как люди могут начать отличаться в своем здоровье в свои 30 лет, так что, заботясь о себе в начале жизни, вы можете выбрать лучший курс для старения. Лучший совет, который я могу дать: «Заботьтесь о своем теле так, как будто оно вам понадобится еще 100 лет», потому что вы могли бы».

Исследование, как и его остальные первоначальные объекты, прожило долгую жизнь, охватив четырех директоров, чьи должности отражали их медицинские интересы и взгляды того времени.

При первом директоре Кларке Хите, работавшем с 1938 по 1954 год, исследование отражало господствовавший в ту эпоху взгляд на генетику и биологический детерминизм. Ранние исследователи считали, что физическое телосложение, интеллектуальные способности и черты личности определяют развитие взрослого человека. Они провели подробные антропометрические измерения черепов, надбровных дуг и родинок, сделали подробные заметки о функционировании основных органов, исследовали активность мозга с помощью электроэнцефалограмм и даже проанализировали почерк мужчин.

Теперь исследователи берут кровь мужчин для тестирования ДНК и помещают их в сканеры МРТ для исследования органов и тканей в их телах, процедуры, которые в 1938 году звучали бы как научная фантастика. В этом смысле само исследование представляет собой историю изменения, которые приносит жизнь.

Психиатр Джордж Вайлант, который присоединился к команде в качестве исследователя в 1966 году, руководил исследованием с 1972 по 2004 год. Получив психоаналитическое образование, Вайлант подчеркивал роль отношений и пришел к выводу о решающей роли, которую они играют в жизни людей, долгой и счастливой. приятная жизнь.

«Когда началось исследование, никому не было дела до эмпатии или привязанности. Но ключ к здоровому старению — это отношения, отношения, отношения».

— Джордж Вайллант

В книге под названием «Хорошее старение» Вайлант написал, что шесть факторов предсказывают здоровое старение для мужчин из Гарварда: физическая активность, отсутствие злоупотребления алкоголем и курения, наличие зрелых механизмов, позволяющих справляться с жизненными взлетами и падениями, а также здоровый вес. и стабильный брак. Для горожан образование было дополнительным фактором. «Чем больше образования получали жители бедных районов, — писал Вайан, — тем больше у них было шансов бросить курить, разумно питаться и употреблять алкоголь в умеренных количествах».

Исследование Vaillant подчеркнуло роль этих защитных факторов в здоровом старении. Чем больше факторов было у испытуемых, тем выше были их шансы на более долгую и счастливую жизнь.

«Когда началось исследование, никому не было дела до эмпатии или привязанности, — сказал Вайлант. «Но ключом к здоровому старению являются отношения, отношения, отношения».

Исследование показало, что роль генетики и долгоживущих предков оказалась менее важной для долголетия, чем уровень удовлетворенности отношениями в среднем возрасте, который теперь признан хорошим предиктором здорового старения. Исследование также развенчало идею о том, что к 30 годам личность человека «застывает как пластилин» и ее невозможно изменить.

«Те, кто явно потерпел крушение поезда, когда им было 20 или 25 лет, оказались замечательными восьмидесятилетними», — сказал он. «С другой стороны, алкоголизм и глубокая депрессия могут забрать людей, которые начали свою жизнь звездами, и оставить их в конце своей жизни развалинами поезда».

Профессор Роберт Уолдингер — директор Гарвардского исследования развития взрослых, одного из самых продолжительных в мире исследований взрослой жизни. Роуз Линкольн/штатный фотограф Гарварда

Четвертый руководитель исследования, Уолдингер, расширил исследование, включив в него жен и детей первоначальных мужчин. Это исследование второго поколения, и Уолдингер надеется распространить его на третье и четвертое поколения. «Это, вероятно, никогда не будет воспроизведено», — сказал он о длительном исследовании, добавив, что еще многое предстоит узнать.

«Мы пытаемся увидеть, как люди справляются со стрессом, находятся ли их тела в своего рода хроническом режиме «бей или беги», — сказал Уолдингер. «Мы хотим выяснить, как трудное детство тянется через десятилетия, чтобы сломать тело в среднем возрасте и позже».

Лара Танг, 18 лет, специалист по изучению человека и эволюционной биологии, которая недавно присоединилась к команде в качестве научного сотрудника, рада возможности помочь найти ответы на некоторые из этих вопросов. Она присоединилась к усилиям после того, как на одном из своих занятий наткнулась на выступление Уолдингера на TED.

«Это побудило меня провести дополнительные исследования развития взрослых», — сказал Тан. «Я хочу увидеть, как детские переживания влияют на развитие физического здоровья, психического здоровья и счастья в дальнейшей жизни».

На вопрос, какие уроки он извлек из исследования, Уолдингер, дзен-священник, сказал, что ежедневно практикует медитацию и вкладывает больше времени и энергии в свои отношения, чем раньше.

«Легко изолироваться, погрузиться в работу и не вспомнить: «О, я давно не видел этих друзей», — сказал Уолдингер. «Поэтому я стараюсь уделять больше внимания своим отношениям, чем раньше».

Старение Джордж Вайлант Счастье Гарвардская медицинская школа Гарвардское исследование развития взрослых Лиз Минео Одиночество Роберт Уолдингер

Исследование: экологическое волонтерство связано с улучшением психического и физического здоровья пенсионеров больше упражнений, но также улучшают психическое и физическое здоровье в пожилом возрасте, согласно новому исследованию Корнелла, опубликованному в Интернете в The Gerontologist (19 февраля).).

Исследование показало, что рациональное использование окружающей среды тесно связано с большей физической активностью, лучшей самооценкой здоровья и меньшим количеством симптомов депрессии в течение 20 лет. На самом деле, исследователи обнаружили, что у волонтеров-экологов вероятность появления симптомов депрессии через 20 лет в два раза меньше, чем у недобровольцев, в то время как другие формы волонтерства снижают риск примерно на 10 процентов.

Более того, волонтеры-экологи получают более значительные преимущества для здоровья по сравнению с людьми, занятыми в других видах услуг, согласно исследованию, проведенному исследователями из Колледжа экологии человека (CHE) и Медицинского колледжа Вейла Корнелла.

«В обществе очень редко удается решить две проблемы одновременно», — сказал ведущий автор Карл Пилемер, профессор человеческого развития и заместитель директора CHE по информационно-пропагандистской деятельности. ресурс, чтобы помочь улучшить нашу окружающую среду, что является насущной потребностью прямо сейчас. Преимущество в том, что, делая это, они также получают существенную пользу для здоровья».

Авторы проанализировали данные, собранные в период с 1974 по 1994 год в ходе исследования округа Аламеда (Калифорния) — исследования здоровья и смертности, в котором приняли участие почти 7000 взрослых с 19 лет. 65. Они отмечают, что это первое исследование, в котором изучается польза экологического добровольчества для здоровья большого населения в течение длительного периода времени, в отличие от предыдущих исследований, которые были сосредоточены на разовом опросе или наборе данных.

Пиллемер, который вместе с исследователями из Корнелла Линдой Вагенет и Родой Миадор запустил в 2008 году учебную программу по охране окружающей среды для пенсионеров, сказал, что полученные результаты могут побудить больше природоохранных групп принять пожилых добровольцев.

«Мы связываем экологический активизм с молодыми людьми, но он приносит огромную пользу пожилым людям», — сказал он. «Помимо пользы для физического здоровья от пребывания на природе, защита окружающей среды также помогает пожилым людям обрести чувство продуктивности, представление о том, что нужно работать для достижения чего-то на благо будущих поколений. Они могут помочь Земле и в то же время время помочь себе».

Соавтор Нэнси Уэллс, доцент кафедры дизайна и экологического анализа, назвала связь между экологическим обслуживанием и улучшением физического и психического здоровья «довольно убедительной».

«Время, проведенное на открытом воздухе в естественной среде, является решающим фактором, связывающим волонтерство с результатами для здоровья, наблюдаемыми в этом исследовании», — сказал Уэллс. «Предыдущие исследования показали, что виды и время, проведенное в естественной среде, связаны с множеством положительных результатов для здоровья, включая когнитивные функции, психологическое благополучие и уровни физической активности».

Исследователи предлагают провести дополнительные исследования, чтобы определить, могут ли природоохранные мероприятия принести пользу пожилым людям, страдающим от хронических заболеваний и постоянных болей, и лучше понять связь между такой волонтерской деятельностью и последствиями для здоровья.

Исследование финансировалось Национальным институтом старения. Соавторами являются доктор Кэри Рид, гериатр из Weill Cornell, и Томас Э. Фуллер-Роуэлл, доктор философии. 10 лет, научный сотрудник с докторской степенью в Мичиганском университете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *