Что предприняла ольга для укрепления древнерусского государства: Что конкретно предприняла Ольга для укрепления Древнерусского государства?

Княгиня Ольга — презентация онлайн

Похожие презентации:

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Княгиня Ольга

Мудрая княгиня Ольга

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга

Правители Древней Руси- «Княгиня Ольга»

Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава

Русь во времена правления Игоря, Ольги и Святослава

Княгиня Ольга – одна из
немногочисленных
правителей женщин в
истории России.
Её роль в укрепление мощи
древнерусского государства
недооценить невозможно.
Это образ русской героини,
мудрой, умной и в тоже
время хитрой женщины,
которая как настоящая
воительница смогла
отомстить за смерть своего
мужа Игоря Старого.
О ней, как и о других
правителей древнерусского
государства, немного
фактов, в истории её
личности есть спорные
моменты, на счет которых
историки дискутируют, и по
сей день.


По одной из легенд князь Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой в
лесу, когда тот развлекался охотой. Решив переправиться через реку,
он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв
ее за юношу. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой
помыслами. Позднее князь Игорь женился на Ольге.
Киевская княгиня Ольга
проявила себя очень
мудрой правительницей на
Руси.
Во время боевых походов
князя Игоря она
занималась политическими
вопросами, принимала
послов, управлялась с
жалобщиками,
наместниками,
дружинниками.
Князь Игорь и княгиня Ольга
были не только счастливой
супружеской парой, но и
вместе управляли страной,
разделив управленческие
обязанности.
В 945 г. князь Игорь был убит древлянами за повторный сбор дани. Княгиня
Ольга жестоко отомстила мятежникам, проявив хитрость и сильную волю.
Чтобы уладить дело с Ольгой, древляне отправили к ней 20 мужей с
предложением выйти замуж за их князя Мала.
По Ольгиному приказу их
встретили и с честью понесли прямо в лодках, а на месте прибытия
бросили в заранее приготовленную яму и закопали живьем.
Затем княгиня Ольга отправила
своих послов в древлянскую
землю с требованием прислать
за ней лучших мужей, чтобы
прийти к ним с великой честью.
Новым послам была затоплена
баня, куда их заперли, а потом
сожгли.И вновь Ольга
отправила послов и
потребовала приготовить мед,
чтобы справить тризну на
могиле мужа. Княгиня прибыла
с небольшой дружиной. Во
время тризны древляне
опьянели, и Ольгина дружина
перерубила их мечами.
Но на этом месть княгини Ольги древлянам не закончилась. Она
собрала войско и на следующий год пошла на древлянскую землю.
Древляне были разбиты, но их главный город Коростень не был взят.
Тогда Ольга потребовала с них дань в размере трех
голубей и трех воробьев с каждого двора.
Осажденные жители города обрадовались столь
малой платой и исполнили ее желание. Ольга
приказала воинам привязать к ногам птиц куски
трута (трут – легковоспламеняющийся материал,
такой как трава, опилки, кора, бумага) и выпустить
их на волю. Птицы полетели к своим гнездам, и
вскоре Коростень охватил пожар. Бежавшие из
города люди были убиты или обращены в рабство,
на остальных наложена тяжелая дань.
Усмирив древлян, великая княгиня
Ольга активно занялась налоговой
реформой.
Она отменила полюдья, поделила
земли на «погосты» (области) и для
каждого погоста установила «уроки»
(фиксированный размер подати).
Сын княгини Ольги Святослав был еще мал после смерти князя
Игоря, поэтому власть сосредоточилась в руках Ольги.
Да и потом правление Ольги на Руси продолжалось, т.к. Святослав
очень часто уходил в военные походы. При княгине Ольге в Киеве
стали строиться первые каменные сооружения, появились новые
города, окруженные прочными каменными стенами .
Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными
методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила
международные связи с Германией и Византией.
Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера
выше языческой. В 957 г. она предприняла поездку в Царьград, чтобы
принять крещение от самого императора Константина VII и патриарха
Феофилакта. При крещении киевская княгиня получила имя Елена.
Византийский император,
очарованный красотой и
умом русской княгини,
решил взять ее в жены.
Ольга же, верная своей
памяти о муже, сумела
отклонить предложение,
не обидев императора.
Попытки Ольги
обратить своего сына
Святослава в
православие не
увенчались успехом,
видимо потому, что
Святослав боялся
потерять авторитет и
уважение своей
дружины, хотя он и не
препятствовал
обращению в
христианство других.
Крещение княгини
Ольги не привело к
установлению
христианства на Руси, но
она оказала большое
влияние на внука
Владимира, который
продолжил ее дело.
Княгиня Ольга умерла в 969 году в Киеве.
И лишь в 1547 г. она была признана Святой.

English     Русский Правила

Расширение и укрепление древнерусского государства

В конце IX в. киевским престолом овладел Олег, по летописи — родич Рюрика, правивший после него Новгородом за малолетнего Игоря Рюриковича. В 882 г. Олег во главе с воинами-варягами и дружинами словен, кривичей, чуди, мери и веси направился походом на юг, взял Смоленск, Любеч и пришел к Киеву, где, согласно летописи, правили Аскольд и Дир. Выдав себя за гостя (купца), идущего с товарами в Византию, Олег коварным образом убил их и сделал Киев центром объединенного государства.

Сев в Киеве, Олег прежде всего принял меры к укреплению своей власти. Он «нача городы ставити», т. е. стал воздвигать крепости — опорные пункты для управления и собирания дани и для обороны рубежей Руси от врагов. Ильменские славяне, кривичи были обложены постоянной данью, определенную сумму должен был ежегодно вносить Новгород. Укрепив свое положение и обеспечив источники средств для содержания дружины, Олег приступил к подчинению Киеву других восточнославянских племен. Он покорил древлян, затем северян и радимичей, которые до этого платили дань хазарам. При нем было начато завоевание тиверцев и уличей. Покоренные племена обязаны были платить Олегу дань и поставлять ему военную силу.

Для обеспечения выгодных условий на внешних рынках, а иногда и с целью грабежа князья русов нередко совершали военные походы на другие страны.

Летопись сообщает, что в 907 г. Олег с большим войском, в составе которого были поляне, словены, древляне, радимичи, чудь, а также варяги, ходил походом на Константинополь. Поход совершался сухопутным и морским путем «на конех и на кораблех». Флот русов, по данным летописи, состоял из 2000 кораблей, на каждом из которых плыло по сорок человек. Высадившись на берег, русы опустошили окрестности Константинополя. Их натиск был настолько силен и стремителен, что византийский император вынужден был выплатить контрибуцию и предоставить купцам русов торговые привилегии.

Пересказанный летописцем договор Руси с Византией, очевидно подтвердившийся и дополнивший соглашение 907 г., разрешил посещение Константинополя послами русов, купцами и простыми воинами. В византийской столице им отводилось определенное место для жилья, купцы русов имели право беспошлинной торговли. Конфликтные дела между русами и греками договор предписывал разрешать на основе «закона русского».

После смерти Олега киевским князем стал Игорь (912—945 гг.). Игорь продолжал дальнейшее расши­рение власти Киева над восточнославянскими племенами и так же, как Олег, боролся за обеспечение торговых и политических интересов древнерусского государства в отношениях с окружающими странами.

Объединение восточнославянских племен вокруг Киева на первых порах было непрочным и держалось исключительно на силе оружия. При переходе власти от одного князя к другому отдельные племена, как правило, отказывались повиноваться новому князю и их снова нужно было завоевывать. Так, после смерти Олега древляне восстали против Киева, и Игорю пришлось снова покорить их и наложить на них дань «больши Олеговы». При Игоре было завершено начатое Олегом покорение уличей и соседних с ними тиверцев, которые вошли теперь в состав Древнерус­ского государстве.

К 941 г. относится новый поход Руси на Византию, причиной которого было, вероятно, нарушение Ви­зантией взятых на себя в 911 г. обязательств. По «Повести временных лет» русы плыли на 10 ООО судах. Однако поход этот был неудачным. Войска Игоря разорили все побережье Босфора, но в решительном сражении флот русов был сожжен «греческим огнем». С уцелевшими остатками дружины Игорь вернулся на родину.

Второй поход на Константинополь Игорь предпринял в 944 г. Русь не могла примириться с падением ее престижа в глазах Византии и утратой былых привилегий на византийском рынке. Игорь мечтал о реванше. Но на этот раз он дошел только до устья Дуная, где его встретили греческие послы с предложением брать с Византии дань «юже имал Олег» и заключить мирный договор. Посоветовавшись с дружиной, Игорь принял греческие предложения и прекратил / поход. Между Византией и Русью был заключен договор «на все лета дондеже солнце сияет и весь мир стоит». Несмотря на то что некоторые статьи этого договора были менее выгодны, чем соответствующие статьи договора 911 г., в целом он был благоприятным для Руси. Отношения между Русью и Византией были восстановлены. Договор 944 г., в частности обязательство Руси помогать Византии в защите «Корсунской страны» и не пускать черных болгар, свидетельствует о том, что Киев имел в то время свои владения в Крыму.

Полагают, что в результате второго похода на Византию Игорю удалось утвердиться в Восточном Крыму и на Таманском полуострове.

Помимо Византии русы, начиная с 80-х годов IX в., совершали также морские походы на Закавказье, в богатые страны Южного и Западного Прикаспия. Первые три из них (около 880, в 909 и 910 гг.) описаны арабским писателем Мухаммедом-Эл-Хасаном в его «Истории Табаристана». Два последующих похода были совершены в правление Игоря. В 913—914 гг. дружина Игоря стала спускаться по Волге на 500 судах по 100 человек в каждом и договорилась с хазарским властителем о пропуске в Каспийское (Хвалынское) море. Набег на западное (в районе Баку) и юго-восточное побережья Каспийского моря был очень удачен. Несколько месяцев русы господствовали на море. Дружина Игоря возвращалась с богатой добычей, но в устье Волги подверглась нападению хазар, которые разбили и ограбили ее.

В 943 г. русы снова двинулись к берегам Каспия. На этот раз шли вдоль Черноморского побережья, а затем сушей через Северный Кавказ. Русы захватили богатейший азербайджанский город Бердаа, отбили нападение властвовавших тогда в Азербай­джане арабов и только вспыхнувшая эпидемия, по-видимому чумы, заставила их вернуться домой.

Последним актом в деятельности Игоря был его поход в землю древлян за данью. Дань в то время бы­ла основным источником существования князя и его дружины, поэтому походы за данью были весьма ча­стыми, тем более что размеры ее вначале установле­ны не были. Летопись рассказывает, что дружинники Голова Ангела. Мозаика Михайловского монастыря в Киеве. Деталь. XI в.

Игоря, ставя в пример ему одного из крупных кня­жеских представителей — Свенельда, получившего большую дань с древлян и оделившего ею своих дружинников, выразили обиду своему князю за то, что он довольствуется меньшей данью, и побудили его к походу. Игорь пошел в землю древлян и собрал с них большую дань. Затем он решил, что этого мало и, отпустив дружину с небольшой частью ее, вернулся, «желая болыпа именья». Возмутившиеся древляне схватили Игоря около города Искоростеня и казнили его, привязав ногами к двум согнутым березам, которые, вьшрямившись, разорвали тело Игоря на две части.

Княжившая после Игоря Ольга (945—957 гг.) жестоко отомстила древлянам за смерть своего мужа. Ее дружины разрушили и сожгли многие города древлян, уничтожили племенной центр «деревской земли» Искоростень, истребили племенную древлянскую знать, в том числе и их князя Мала. Длительная борьба Киева с древлянами закончилась окончательной ликвидацией древлянского княжества и полным его подчинением Киеву. На древлян была наложена «дань тяжка».

Наибольших успехов в военных походах добился сын Игоря Святослав (957—972 гг.), выдающийся полководец и крупный политический» деятель своего времени. Всю жизнь Святослав провел на боевом коне и почти не знал поражений. Под его руководством дружины русов успешно воевали на огромном пространстве от Оки до Кавказа и от Волги до Адриа­нополя. Нашумевшие походы Святослава привлекли к нему внимание многих писателей. Летопись изображает его как гордого руса, мужественного и стойкого воина, который был неутомим в походах, неприхотлив в пище, прост в обращении, суров и в то же время рыцарски благороден. Он, как правило, не нападал на противника тайком, а предупреждал его: «Хочю на вы ити». Такими же были, по словам летописца, и его воины. Интересно описание внешнего вида Святослава, данное Львом Диаконом во время свидания киевского князя с императором Византии Иоанном Цимисхием. Святослав был среднего роста, стройным, широкоплечим, с голубыми глазами и плоским носом, брил бороду, оставляя на одной стороне лишь пук волос — чуб, носил длинные усы, а в ухе — золотую серьгу с двумя жемчужинами и рубином посредине.

Первые походы Святослава направлены на Восток, где находилась враждебная русам Хазария, преграждавшая им путь на Дон, Волгу, Северный Кавказ, к Азовскому и Каспийскому морям. В 964 г. Святослав предпринял поход на Оку, в землю самого восточного славянского племени — вятичей, откуда прошел в земли камских болгар и буртасов, затем разгромил хазар, захватив и разрушив их столицу Итиль, а также города Саркел и Семендер. Пройдя далее на Северный Кавказ, он завоевал ясов и косогов (осетин и черкесов).

В результате походов Святослава на Восток Киев подчинил себе вятичей, Волжскую Болгарию, разгромил хазарский каганат, расширил и укрепил свои владения на Северном Кавказе и в Крыму. На нижнем Дону и Северном Кавказе появились поселения русов. Связи Киева с Востоком, таким образом, были обеспечены.

В 987 г., когда цели восточной политики Святослава были достигнуты, к нему обратился византийский император Никифор Фока с предложением напасть на Болгарию. В IX—X вв. Дунайская Болгария превратилась в грозного соперника Византии на Балканах. При царе Симеоне (885—927 гг.) она отняла у Византии значительную территорию и едва не захватила Константинополь. В борьбе с Болгарией Ви­зантия напрягала все свои силы и дипломатию. Привлечение на свою сторону Святослава, который прославился как блестящий полководец, представлялось ей особенно реальным средством рассчитаться с Болгарией. В этой борьбе, по расчетам Византии, должны были истощиться и силы русов.

Византийский историк Лев Диакон сообщает о по­сылке к Святославу херсонесца Калокира с 1500 фунтов золота, чтобы склонить его к походу на Болгарию. Но это была ненужная жертва со стороны Византии. Святослав и без того не хотел упускать удобной возможности, чтобы использовать болгаро-византийские противоречия и укрепиться на Балканах. В планы

Святослава входило создание огромного русо-болгарского государства и перенесение своей столицы на берег Дуная. Весной 968 г. войско русов на судах вошло в Дунай и быстро овладело многими болгарскими городами (по летописи восемью или девятью). Город Переяславец в устье

Дуная Святослав решил сделать своей новой столицей. «Тут,— говорил он,— середина земли моей, сюда стекаются все блага: из греческой земли — золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии — серебро и кони, из Руси же — меха и воск, мед и рабы». Оставшаяся часть болгар пошла на соглашение с русами, направ­ленное по свидетельству Льва Диакона, против Ви­зантии. Промах Византии, пригласившей на помощь Святослава, был очевиден. Теперь она искала средств к выдворению его из Болгарии. Прежде всего она вступила в переговоры с кочевыми племенами пече­негов, подстрекая их воспользоваться отсутствием Святослава и напасть на Киев. Печенеги осадили Киев. Когда тревожные известия достигли Святосла­ва, он оставил дружину на Дунае и с большой частью ее поспешил к Киеву и отогнал печенегов. Однако Святослав не остался в Киеве, а снова вернулся на Дунай, хотя киевляне и упрекали его, говоря: «ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул».

Явившись на Дунай, Святослав подавил спровоцированное Византией восстание болгар, а затем двинулся на византийские земли.

Войска русов перешли Балканский хребет и, захватив Преславу, Филиппополь и Адрианополь, на­правились к Царьграду. Святослав уже известил греков, как это он делал всегда в таких случаях: «Хо-чю на вы ити и взяти град ваш». В это время значительные силы Византии были заняты то борьбой с арабами, то подавлением внутренних мятежей. Положение изменилось, когда весной 971 г. византийскому императору Иоанну Цимисхию удалось бросить против Святослава все силы империи. Святослав с дружиной был осажден в крепости Доростол на Дунае. В кровопролитных боях, вдали от родины, немного­численное войско Святослава проявило стойкость.

Когда некоторые приближенные Святослава за­явили ему о необходимости отступления, он, по словам Льва Диакона, «вздохнув из глубины сердца, сказал: «Погибнет слава, спутница оружия русов, без труда побеждавшего соседние народы и без пролития крови покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. Итак, с храбростью предков наших и с тою мыслью, что сила русов была до сего времени непобедима, сразимся мужественно за жизнь нашу. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями, или, совершивши знаменитые подвиги, умереть со славой».

Осуществленная на следующий день вылазка войск русов произвела сильнейшее впечатление на греков. И хотя она не разорвала кольцо блокады, тем не менее дала возможность Святославу заключить мир с правом уйти на Русь и получить на дорогу провиант. В 971 г. по возвращении на родину Святослав был убит на днепровских порогах печенегами. По преданию, печенегский хан Куря велел сделать из черепа Святослава чашу, украсил ее золотом и драгоценными камнями и во время торжественных пиров пил из нее вино.

Отправляясь во второй болгарский поход, Свято­слав посадил своего старшего сына Ярополка в Киеве, среднего — Олега — в древлянской земле и младшего — Владимира — в Новгороде. Спустя некоторое время после гибели отца между братьями началась кровавая усобица. Начал ее Ярополк. В 977 г. в битве с ним пал Олег древлянский. Но вскоре сам Ярополк тоже был разбит и сложил голову в борьбе с Владимиром, который и стал княжить в Киеве.

При Владимире было завершено подчинение Киевом всех восточнославянских земель (кроме Полоцкой).

Походом на камских болгар Владимир укрепил свое положение на северо-востоке. Ему пришлось также дважды усмирять восстание вятичей и снова покорять радимичей. Оба эти племени были покорены до Владимира.

При Владимире было начато укрепление южных границ Руси для защиты от кочевников. Привольные пастбища черноморских степей привлекали к себе многочисленные орды азиатских кочевников которые, передвигаясь у границы русской землц, подвергали ее беспрерывным набегам. Кочевники были настоящим бичом Древней Руси. Они наносили огромный ущерб и экономическому, и культурному развитию, разоряли города, села, угоняли людей для продажи в рабство.

В IX в. (с 30-х годов) черноморские степи были заняты уграми. В конце этого столетия их сменили тюркские кочевые племена — печенеги, пришедшие из-за Волги. Первое нападение печенегов на Русскую землю датируется летописцем 915 годом. С того вре­мени и почти до середины XI в. они были грозными «ворогами» Русской земли, с которыми шла редко прерывавшаяся мирными периодами тяжелая борьба. Печенегами искусно пользовалась Византия.

Опасность со стороны кочевников заставила Владимира приняться за укрепление южной границы. По словам летописи, он «поча ставити городы» по Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Укрепленные линии, построенные Владимиром, находились в не­посредственной близости от Киева, на расстоянии 1—2 дней пути.

Ольга Киевская: самая мстительная святая в истории

Ольга Киевская правила Русью — средневековым народом в Украине, связанным с викингами — более 15 лет. В первую очередь она известна своим христианизирующим влиянием на русские земли в последние годы своего пребывания у власти. Но начало ее регентства — не менее захватывающая история.

Она стала предводительницей Руси, потому что ее муж, великий князь, был зверски убит древлянами, когда их сын был еще младенцем. Одержимая местью, раннее правление Ольги было поглощено систематической и безжалостной кампанией возмездия против древлян.

Впервые в теме?

Получите краткое введение в Киевскую Русь из нашего средневекового путеводителя.

Возьми меня туда

Киевская Русь

Территория, которая впоследствии стала Украиной, подвергалась частым нападениям в IX и X веках нашей эры. Когда эпоха викингов была в самом разгаре, скандинавские налетчики, известные как варяги, плыли по Днепру. Сначала они приезжали только торговать. Но всего через пару десятков лет эти торговые экспедиции переросли в агрессивные вторжения. Варяги напали на местное славянское население.

К 882 году варяги захватили Киев (Киев). Их лидер провозгласил себя великим князем Киевским и начал создавать империю в Восточной Европе. Государство, которое он основал и расширило, называется государством Киевская Русь — чтобы отличить его от России, которая является гораздо более молодой страной, восходящей своими величественными корнями к 13 веку нашей эры самое раннее.

Встреча варягов-варягов (слева) и славян (справа). Первые завоевали многих из вторых в 9-м и 10-м веках нашей эры. [картина начала ХХ века В.М. Васнецов]

г. Одно из местных племен, древляне, было среди славян, покоренных Русью. Они даже сражались за своих новых повелителей, доходя до того, что вели за них войну против могущественной Византийской империи. Но когда в 912 году умер великий князь русский, древляне перестали сотрудничать и прекратили выплаты дани Киеву.

Новым великим князем Руси стал муж Ольги Игорь. Он провел большую часть своего правления, сражаясь со сверхдержавами своего времени. Игорь предпринял еще одно нападение Киевской Руси на византийцев, дважды достигнув их столицы Константинополя, но не сумев успешно его осадить. Позже он разграбил территории Аббасидского халифата вокруг Каспийского моря. Наконец, к 945 г. он счел настало время уладить внутренние дела: он напал на древлян, чтобы выбить с них новые дани.

Столкнувшись с гораздо большей армией Игоря, древляне сдались. Они согласились возобновить выплаты дани русам. Однако по дороге домой Игорь чувствовал себя неудовлетворенным. Он подумал, что у этого племени есть что вымогать, и вернулся, чтобы увеличить свои требования, на этот раз в сопровождении лишь небольшой свиты. Древляне были в ярости от его деспотичных приказов и, теперь уже не впечатленные его небольшим числом последователей, сокрушили его и тут же жестоко убили:

«Две березки пригнули к ногам князя и привязали к ногам его; затем они позволили деревьям снова выпрямиться, таким образом разорвав тело принца».

— Византийский историк и хрониклер Лео Дьякон (10 -й век н.э.)

— Реклама —

[Show_ad_here]

— Статья продолжается ниже —

Grand Princess Olga of Kiev 9003

. Игоря Святославу тогда было всего три года. Нуждаясь в новом руководстве, его мать Ольга правила Киевской Русью вместо него в качестве регента. Она будет руководить государством в течение 15 лет.

Ее первым делом было отомстить за убийство мужа. С другой стороны, древляне, воодушевленные своим, казалось бы, успешным восстанием, добавили оскорбления к обиде. К Ольге прислали делегацию, которая предложила ей выйти замуж за вождя древлян князя Мала.

Таким образом древляне надеялись добиться двух целей:

  1. предотвратить ответный контрудар Киева;
  2. и повысить свой статус в Русском государстве, добившись равноправия с варягами, а не оставаясь их подданными.

Ольга, почуяв возможность, ответила в посольство:

«Ваше предложение мне приятно, действительно, мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Теперь вернитесь в свою лодку и оставайтесь там с высокомерным видом. Я пошлю за тобой завтра, и ты скажешь: «Мы не поедем на лошадях и не пойдем пешком, везите нас в нашей лодке». И вас повезут в вашей лодке».

— Ответ великой княгини Ольги древлянским посланникам

Наутро Ольга встретила посыльных у реки, как и обещала. Когда они повторили слова, которые она велела им сказать, киевляне схватили древлянские лодки и с послами в них понесли их над головами. Когда их вели по столице Руси, древляне думали, что Ольга оказывает им большую честь. Пока процессия не достигла ее двора, где за ночь была вырыта глубокая траншея. Русы переворачивали лодки, бросали своих врагов в ров и закапывали их заживо.

Пока их засыпали землей и камнем, Ольга спросила их, «нашли ли они честь по вкусу».

Великий князь Игорь взимает дань с древлян. Его жадность стала его падением, нечаянно посадив на русский престол его жену Ольгу. [картина начала ХХ века К. Лебедева]

Древляне передают привет

Немедленно великая княгиня предприняла следующий шаг своего мстительного плана. Она послала послание князю Малу, находившемуся еще на древлянской родине. Ольга просила его прислать к ней в Киев своих «[наиболее] знатнейших мужей, чтобы она могла идти к их князю с должной честью» и выйти замуж за Мала.

Не зная о судьбе первой партии, принц Мал был в восторге от положительного ответа Ольги. Он собрал своих лучших людей и отправил их в столицу Руси. Когда они прибыли, великая княгиня приказала своим людям приготовить для гостей горячую ванну. Она попросила древлян встретить ее после того, как они искупаются. Утомленные дальней дорогой, эмиссары жадно вошли в баню.

Теперь Ольга сделала свой следующий трюк. Она приказала своим людям поджечь здание, начиная с дверных проемов. Послы были сожжены заживо внутри.

Ольга (справа) поджигает баню с древлянскими посыльными (слева). [изображение 15-го века]

Повысив ставки, Ольга теперь отправила еще одно сообщение на родину древлян. Она приказала князю Малу «приготовить большое количество меда в городе, где ты убил моего мужа, чтобы я могла оплакать его могилу и устроить по нему поминки». Затем Ольга наконец отправилась в Коростень, столицу древлян.

Принц Мал, вероятно, счел довольно подозрительным, что обе его дипломатические группы не вернулись. Но, не желая отвергать свою будущую жену, он должным образом устроил по ней поминки, когда она приехала. Древляне жаждали всего собранного меда и вскоре запили. Ольга и ее фолловеры подыгрывали, но не злоупотребляли алкоголем. Когда все присутствовавшие древляне напились в стельку, великая княгиня приказала своей относительно трезвой свите перебить их хозяев, подстрекая их отомстить за убийство Игоря.

Это была настоящая резня.

Узнайте последние новости из Средневековья

– продолжение статьи ниже –

Осада Коростеня

Простительно думать, что к настоящему времени долг древлян был уплачен. Но не в глазах Ольги Киевской. Она вернулась домой и спешно собрала армию, чтобы сокрушить все, что осталось от древлянского племени.

Война началась крайне благоприятно для Киевской Руси. Они выиграли несколько сражений и прогнали древлян в их города. Однако именно тогда у Ольги начались проблемы: в частности, Коростень выдерживал осаду больше года.

Ольга, никогда не знавшая недостатка в творчестве, отправила жителям города еще одно сообщение:

«Почему вы упорно держитесь? Все ваши города сдались мне и подчинились подати, так что жители теперь спокойно возделывают свои поля и свои земли. Но лучше бы ты умер с голоду, не сдав дани».

— Послание Ольги в Коростень, древлянскую столицу

Коростенцы ответили, что готовы снова платить дань, но — не без основания — добавили, что опасаются, что Ольга все еще намерена отомстить за мужа смерть. Стараясь унять их опасения, Ольга ответила, что ей достаточно бойни двух посольств и событий тризны. Она добавила, казалось бы, небольшую просьбу: «Дайте мне по три голубя и по три воробья из каждого дома». Осажденные древляне, обрадованные тем, что великая княгиня проявила свою милосердную сторону, сделали так, как она просила, и послали ей птиц.

Ольга (слева) наблюдает за осадой Коростеня. [изображение из XV века Радзивилловская хроника ]

В городе уже праздновали окончание войны – да еще за такую ​​маленькую цену! Но в своем лагере рядом с городом Ольга приказала своим воинам привязать к лапкам птиц серу и кусок ткани. Ночью они подожгли ткань и выпустили птиц, которые должным образом улетели в свои гнезда в городе. Рой горящих птиц обрушился на Коростень, где в основном были деревянные постройки. Через несколько мгновений город запылал.

Как сказал один источник:

«Не было дома, который бы не сгорел, и было невозможно потушить пламя, потому что все дома загорелись сразу».

Первичная летопись , сборник истории Киевской Руси XII века

Когда древляне бежали из своей горящей столицы, Ольга уничтожила тысячи из них. Других она отдала в рабство своим последователям. Кто остался, тот должен был еще раз отдать дань Руси.

Почему Ольга Киевская считается святой?

Хотя подавление древлянского восстания может изобразить Ольгу как мстительную вдову, ее историческая репутация совсем иная. Последние годы своей жизни она провела в укреплении и централизации молодого Русского государства. Примечательно, что она передала власть своему сыну Святославу, когда он достиг зрелости, продолжив династию Игоря.

Но что действительно утвердило положительный образ Ольги на века, так это ее религиозная деятельность. Во время посещения Константинополя – столицы Византии – в 9 в.50-х годов она обратилась в христианство. И она много сделала для распространения своей новой религии в Киевской Руси.

Обычный способ изображения Ольги Киевской: благочестивой святой. Однако ее подавление древлян рассказывает совершенно другую историю. [1892 г. картина М. Нестерова]

Они сначала отнеслись к этой идее откровенно враждебно. Ее сын Святослав даже отказался креститься. Но Ольга продолжала, несмотря ни на что, и построила несколько церквей по всей Руси.

Большинство ее подданных оставались язычниками при ее жизни. После того, как она скончалась, ее миссия, тем не менее, увенчалась большим успехом. Через двадцать лет после ее смерти ее внук великий князь Владимир Великий, как известно, обратился в христианство.

Из-за своего проповеднического влияния Ольга Киевская почитается как святая как в Римско-католической церкви, так и в Русской православной церкви. Последний даже называет ее почтительно «Равноапостольной». Но жестокая резня большей части древлянского племени во время ее раннего регентства, вероятно, делает Ольгу самым геноцидным святым из когда-либо живших.

Рекомендуем прочитать

Раскрытие информации: мы прилагаем все усилия, чтобы предоставить вам эксклюзивные средневековые отчеты и руководства. Чтобы сделать Средневековье доступным для всех, мы хотим, чтобы эта информация оставалась БЕСПЛАТНОЙ. Поэтому некоторые из приведенных ниже ссылок являются партнерскими ссылками, а это означает, что без каких-либо дополнительных затрат для вас мы получим небольшую компенсацию, если вы перейдете по ссылке.

  • Б.Е. Клементс – «История женщин в России: с древнейших времен до наших дней» [2012, издательство Университета Индианы]
  • Т.Дж. Кроуэлл – «Святые ведут себя плохо: головорезы, мошенники, троллопы, аферисты и дьяволопоклонники, ставшие святыми» [2006, изображение]

Благочестивая святая или королева-убийца?

 

В христианской церкви люди на протяжении всей истории были возведены в ранг святых по целому ряду причин.

Некоторые, как святой Николай, были канонизированы за свою щедрость. Другие люди, такие как святой Августин, были канонизированы за их интеллектуальный вклад в христианство. Святая Ольга Киевская, которую часто называют основательницей русского христианства, была канонизирована почти через 600 лет после ее смерти в честь ее усилий по распространению христианства в средневековой России. Однако наследие, которым известна Ольга, не имеет ничего общего с ее святыми делами. Скорее, эта русская царица прославилась благодаря легендам, связанным с кампанией жестокой мести, которую она развязала соседнему русскому племени после того, как они убили ее мужа и угрожали ее престолу. Легенды о святой Ольге, являющиеся предметом как споров, так и интереса, пережили более 1000 лет, пока ученые и любители истории борются с двойственными личностями древнего монарха.

 

Ольга Киевская: Невеста Руси
Портрет св. Ольги Киевской , работы Николая Бруни
,
ок. конец 19 века, через ozy.com

 

Существует мало документов об Ольге до ее замужества с Игорем Киевским, но считается, что она родилась около 900 г. н.э. в городе Пскове. Записи показывают, что Ольга Киевская, вероятно, была варягом, группой людей, которые произошли от викингов и скандинавов, которые в основном жили у реки Волги. В 903 г. н.э. Ольга вышла замуж за Игоря Киевского, который был лидером Киевской Руси. Ко времени женитьбы Игоря и Ольги Киевская Русь усилиями отца Игоря Рюрика превратилась из группы враждующих племен в небольшое, но грозное княжество. Рюрик, а позже его сын Игорь, расширили территорию и политический авторитет Киевской Руси за счет покорения соседних племен и сбора с них дани. В результате русы за короткий промежуток времени собрали значительное количество богатств и власти.

 

На протяжении большей части брака Игоря и Ольги ее муж часто вступал в конфликты с различными племенами, либо же был вовлечен в военные стычки с Византийской империей. В записях этого периода мало упоминается об Ольге Киевской, за исключением рождения ее сына в 942 г. н.э., которого назвали Святославом. В 912 г. н.э., когда Игорь вел кампанию по расширению своей территории, многие племена, традиционно платившие дань Киевской Руси, прекратили присылать платежи. После того, как Игорь вернулся из своих многочисленных походов в 945 г. н.э. он решил восстановить систему налогообложения и потребовать дань со всех племен, которые перестали платить.

 

Кулон Киевская Русь , ок. 11–12 вв. н.э., через Метрополитен-музей

 

Одним из племен, с которыми столкнулся Игорь, была группа, известная как древляне. Древляне (также называемые древлянами и древлянами) были восточнославянским племенем, которое изначально сопротивлялось Киевской Руси, но решило вступить в союз с Русью во время их похода против Византийской империи при условии, что древляне будут платить дань. Однако, как и многие другие вассальные племена, древляне перестали платить дань, пока Игорь был в отъезде.

Когда он столкнулся с древлянами, Игорю сначала удалось собрать с них дань. Однако по непонятным причинам вождя Киевской Руси не удовлетворило то, что дали древляне, и он вернулся, чтобы потребовать дополнительную дань.

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

В ответ на требования Игоря древляне устроили засаду и убили вождя. Византийский историк Лев Диакон утверждал, что древляне убили Игоря, привязав его ноги к двум согнутым назад березам. Тогда березы были отпущены, и сила выпрямившихся деревьев разорвала Игоря надвое. Поскольку Киевская Русь была патриархальным обществом, корона Игоря перешла к его сыну Святославу после его смерти. Однако, поскольку мальчику тогда было всего три года, его мать стала регентом и эффективным лидером Киевской Руси. В результате королева Киева Ольга теперь оказалась овдовевшим правителем королевства, которому угрожало восстание, которое только что унесло жизнь их короля.

 

Месть русской королевы
Иллюстрация Королева Ольга проводит поминки по мужу, ок. 1836, через ozy.com

 

После убийства царя Игоря в Киев прибыли древлянские послы и предложили Ольге выйти замуж за их вождя, князя Мала. Согласно «Первой летописи» , важному источнику информации о русской царице, Ольга ответила на их предложение, сказав : «Ваше предложение мне приятно; воистину, мой муж не может воскреснуть из мертвых»

. Затем она попросила древлянских послов вернуться к ней на следующий день и потребовать, чтобы Киевская Русь перевезла древлян в город на своей лодке. В тот же день Ольга приказала своим людям вырыть за городом большой ров. Когда представители Ольги прибыли на следующий день за древлянами, они сделали по указанию русской царицы и потребовали, чтобы русы перевезли их в город на своих лодках. Когда русские доставили Ольге древлян, она приказала своим людям сбросить их в ров. Затем Ольга приказала заживо похоронить древлянских послов в их лодке.

 

Не успели древляне узнать о судьбе своих послов, как Ольга отправила племени очередное сообщение. В этом послании Ольга заявила, что встретит их князя, если древляне пришлют в сопровождении своих самых знатных мужчин. В ответ древляне послали своих наместников, чтобы вернуть русскую царицу. Когда группа приехала, Ольга пригласила их попариться в своей бане. После того, как древлянские воеводы вошли внутрь, Ольга подожгла баню и сожгла их заживо.

 

Художественное изображение средневекового Киева , через пункты назначения

 

Вслед за этим русская царица послала к древлянам еще одно послание, извещая их, что хочет приехать в город, где древляне убили ее мужа (Искоростена), чтобы посетить могилу Игоря и устроить по нему панихиду. Древляне, еще не зная, что Ольга убила их послов и наместников, приветствовали Ольгу Киевскую в своем городе и помогли ей приготовить поминки. Когда пир был готов, Ольга пригласила древлян вместе с ней поесть и выпить. После того, как древляне сильно опьянели, Ольга приказала своим людям убить их, и они убили около 5000 человек, прежде чем вернуться в Киев.

 

Ювелирные изделия Киевской Руси, ок. 12 век н.э., через Британский музей

 

Затем Киевская Русь собрала войско и выступила против уцелевших древлян. Не сумев победить русов в открытом бою, древляне бежали в свои города и забаррикадировались внутри. Затем Ольга и ее войско целый год осаждали древлянский город Искоростень. Когда древляне не уступили, Ольга отправила им сообщение, в котором говорилось, что она больше не хочет мести. Вместо этого она попросила их отдать дань уважения, в частности, попросив по три голубя и три воробья из каждого дома в городе.

 

Ольга Киевская пообещала снять осаду с города, если ей заплатят дань, на что древляне с радостью подчинились. Однако в ту ночь Ольга приказала своим людям привязать к каждой птице кусок серы и ткани, поджечь ткань, а затем отпустить птиц. Птицы тут же улетели обратно в свои курятники в городе, устроенные в крышах и карнизах деревянных домов. Почти каждое здание в городе было подожжено, и Ольга с легкостью смогла захватить город. Затем большинство населения города было убито или обращено в рабство, а остальным пришлось платить тяжелую дань, которую Ольга наложила после поражения древельцев.

 

Ольга Киевская: первая русская христианка
Византийский лекционарий Джахариса , ок. 1100 г. н.э., через Метрополитен-музей

 

После того, как Ольга покорила древлян, записи показывают, что она вернулась в Киев и мирно правила в течение ряда лет. Пользуясь своим авторитетом регента, русская царица создала торговые фактории по всему региону и наладила систему централизованного управления. Ольга также внесла изменения в систему дани Киевской Руси, что стало одной из первых правовых реформ в Восточной Европе. В 948 г. н.э. русская королева посетила Константинополь в Византийской империи, которой в то время правил император Константин VII.

 

Согласно «Первой летописи» , император Константин сделал предложение Ольге и предложил ей править вместе с ним. Однако Ольга ответила, что не может выйти за него замуж, потому что она язычница, поэтому император Константин крестил ее и дал имя Елена. После крещения император снова обратился к русской царице. На этот раз, однако, Ольга ответила, что технически она является «дочерью» Константина по вере, потому что он ее крестил, а кровосмесительный брак считается в христианстве грехом, поэтому она не может выйти за него замуж. Хроника утверждает, что затем император Констатин признал, что Ольга победила его, и отправил ее домой с подарками в виде золота, серебра, шелка и других ценных предметов.

 

Ювелирный византийский браслет, ок. 500–700 гг. н.э., через Метрополитен-музей

 

Вернувшись домой, Ольга провела большую часть оставшейся жизни, выступая за принятие христианства среди своего народа, и русская царица пыталась убедить своего сына обратиться в христианство. Хотя Святослав отказался обратиться, потому что он чувствовал, что его люди будут насмехаться над ним за это, он согласился не преследовать никого, кто обратился. При этой поддержке Ольга успешно построила церкви в нескольких городах России, таких как Киев и ее родной город Псков. В 968 г. н.э. Ольга защитила Киев от атакующей болгарской армии, которая пришла, чтобы занять престол Святослава, пока он был в походе. Через год грозная русская царица умерла от болезни в 969 г. н.э.

 

Сложная учетная запись: кровожадный монарх или стратегический гений?
Карта территории Киевской Руси через Smart History

 

История похода Ольги на древлян, взятая на первый взгляд, кажется классической историей о мстительной царице, совершившей библейское возмездие за убийство своего мужа. Однако в этой сказке интересно то, что русская королева изображена искусным политическим и военным стратегом. Столкнувшись с группой, которая только что убила ее мужа, Ольга несколько раз смогла завести древлян в смертельные ловушки. Кроме того, Ольга умело использовала свой интеллект, чтобы проникнуть в цитадель врага или прорвать осаду, когда грубая сила не удалась. Соответственно, можно также утверждать, что весь поход Ольги на древлян представляет собой подробный отчет о средневековой русской стратегии.

 

Смерть мужа Ольги, Игоря, поставила бы под угрозу политический авторитет Киевской Руси в то время, когда группе нужно было сохранить свою власть над племенами, на покорение которых Игорь потратил последние несколько десятилетий. Если бы королева Ольга вышла замуж за князя Мала, это дало бы древлянам контроль над Киевской Русью и фактически лишило бы эту группу автономии. Киевская Русь также рисковала потерять свою власть, если бы древляне смогли победить их в бою. Однако, если бы древлянам удалось успешно бросить вызов русам, возможно, древляне вдохновили бы другие племена на восстание, даже если бы они проиграли. Таким образом, Ольга могла бы провести годы, борясь с чередой восстаний других своих вассалов. В записях царствования Ольги не упоминается о каких-либо восстаниях после ее жестокого подавления древлян, поэтому вполне возможно, что целью похода Ольги на древлян было отбить охоту у других племен восставать против русов.

 

Реконструкция крепости Киевской Руси в Киеве, через Re-thinkingthefuture.com

 

Помимо более крупных политических соображений, можно также утверждать, что действия Ольги против древлян были мотивированы ее личной позицией в политической ситуации. Записи показывают, что в обществе Киевской Руси преобладали мужчины, а женщины этой культуры не имели значительного влияния или политической власти. Как недавно овдовевший монарх в патриархальном обществе с маленьким сыном, которого нужно было защищать, Ольга, вероятно, находилась в шатком политическом положении, которое сделало бы ее уязвимой как для внутренних конфликтов, так и для внешнего господства. Если бы Ольга вышла замуж за князя Мала, она была бы вынуждена передать свою власть древлянскому князю и, вероятно, потеряла бы поддержку своего народа за подчинение врагу. Возможно, возмездие Ольги против древлян послужило предупреждением для всех, кто угрожал ей, одновременно завоевав лояльность ее народа через поражение племени, убившего их царя. Это укрепило бы ее репутацию и политическое влияние как лидера, что помогло бы обеспечить безопасность ее самой и ее семьи. Кроме того, это влияние могло способствовать ее способности проводить политические изменения позже, во время ее регентства.

 

Кольцо Киевской Руси
, ок. 12 век н.э., через Британский музей, Лондон

 

Личность Ольги как политического стратега дополнительно подтверждается отчетом о ее посещении Византийской империи и ее обращении в христианство. Подобно ее предполагаемому браку с князем Малом из древлян, брак Ольги с императором Константином дал бы Византийской империи контроль над Киевской Русью и подорвал бы политическую независимость русского княжества. Однако Ольга не хотела бы обидеть Константина, потому что Византийская империя была не только намного больше и могущественнее, чем Русь, но и народ Ольги сильно зависел от византийцев в плане доходов от торговли. Таким образом, некоторые ученые предполагают, что обращение Ольги в христианство было ее способом сохранить союз своего народа с Византийской империей, не отказываясь от своей политической автономии.

 

Небылица о язычестве и христианстве?
Религиозные мозаики в церкви св. Софии , построены Киевской Русью ок. 1037, Киев, Украина, через Smart History

 

Хотя ученые в целом сходятся во мнении, что убийство мужа Ольги и последовавшая за ней военная акция против древлян действительно имели место, некоторые эксперты предполагают, что детали конфликта могли быть значительно преувеличены. Записи, в которых подробно описывается конфликт Ольги с древлянами, были написаны более чем через 200 лет после ее смерти, и некоторые ученые отмечают, что основные темы в истории Ольги, такие как мстительная вдова, являются общими мотивами в скандинавском фольклоре. Основываясь на этом, некоторые ученые предполагают, что этот рассказ мог быть мифом, который использовался для иллюстрации хитрости и храбрости королевы Ольги как основателя русского христианства и династии Рюриковичей. Подтверждением этой теории является тот факт, что эти записи были написаны монахами, которых финансово поддерживали потомки Ольги.

 

Другие ученые предполагают, что рассказ о мести Ольги древлянам был способом подчеркнуть жестокость Ольги как языческого монарха и подчеркнуть ее исправление после обращения в христианство. Эта теория подтверждается такими записями, как Первичная летопись , в которой особо подчеркиваются добродетели и мудрость русской царицы как новообращенной христианки, которая также пыталась обратить свой народ. Ученые отмечают, что тема этического преобразования после религиозного обращения распространена в христианстве, а также в других религиях, таких как буддизм. Можно также утверждать, что эта теория дополнительно подтверждается отказом Ольги от повторного брака после смерти мужа, что иллюстрирует христианскую добродетель верности супругу.

 

Ольга Киевская: Святая Русская Царица
Св. Ольга , Михаила Васильевича Нестерова , ок. 1892 , находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург, через The Moscow Times

 

Хотя ученые до сих пор спорят о том, насколько правдива история Ольги, ясно, что сама русская царица была настоящим монархом, оказавшим неоспоримое влияние как на свой народ, так и на всю русскую историю. Политические и экономические реформы, проведенные Ольгой Киевской во время ее правления, заложили основы, на которых ее потомки объединили всю Русь и основали первую правящую династию. Названная в честь отца Игоря Киевского, династия Рюриковичей правила более 700 лет, прежде чем ее сменила династия Романовых. Хотя Ольге не удалось обратить сына, ее внук Владимир Великий обратился в христианство в 9 г.88 г. н.э. и поощрять распространение христианства среди Киевской Руси. В 1547 году Русская православная церковь канонизировала Ольгу Киевскую за ее вклад в русское христианство.

 

Записи гласят, что когда Ольга умерла, все Русское княжество оплакивало ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *