Что предлагал витте: Реформы Витте: таблица, описание, псследствия

Содержание

Политика «импортозамещения» министра Витте

Став в 1892 году министром финансов, Сергей Витте доказывал, что «промышленное пленение русского народа ослабляет его политическое могущество». Для быстрого развития отечественной промышленности он предлагал привлекать иностранный капитал. В ответ его обвиняли в стремлении «распродать Россию». Противостояние министра финансов и царских сановников закончилось в 1903 году.

Досье

Сергей Юльевич Витте (1849-1915). Русский государственный деятель, министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-1906), председатель Совета министров (1905-1906). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897), способствовал притоку в Россию капиталов из-за рубежа, поощрял инвестиции в железнодорожное строительство (в том числе в Великий Сибирский путь). Деятельность Витте привела к резкому ускорению темпов промышленного роста в Российской империи. Противник войны с Японией и главный переговорщик при заключении Портсмутского мира. Фактический автор манифеста 17 октября 1905 года, который предполагал начало трансформации России в конституционную монархию.


Политика Витте по привлечению зарубежных капиталов стала в конце XIX века предметом жаркой (но, как это часто бывало в истории России, скрытой от широкой общественности) экономической дискуссии. Весной 1898 г. против Витте, который на тот момент занимал должность министра финансов, сформировалась оппозиция влиятельных сановников во главе с великим князем Александром Михайловичем (зятем Николая II). 

Что предлагал Витте?

Предметом спора стало разрешение английским предпринимателям эксплуатировать бакинские нефтяные месторождения. 19 мая 1898 г. противники Витте попытались провести через Комитет министров решение об ограничении права иностранных подданных на приобретение недвижимого имущества на Кавказе.

Витте выступил против этого проекта и добился отклонения каких бы то ни было новых ограничительных мер для участия иностранцев в нефтяном деле, заявив, что ограничение их доступа в Россию «не только едва ли удобно в политическом отношении, но еще вредно и в экономическом и финансовом отношениях».

В феврале 1899 г. Витте представил императору доклад «О необходимости установить и затем непреклонно придерживаться определенной программы торгово-промышленной политики империи», подробно изложив в нем свои взгляды на перспективы экономического развития России и план пересмотра принципов расходования средств, получаемых Россией из-за рубежа. Царская казна активно брала на Западе «чистые» займы, которые доставались привилегированным ведомствам — царскому двору, армии, полиции, военной промышленности и т. д., а не направлялись на развитие производства. Единственным исключением было строительство на заемные средства железных дорог. Вместо этого Витте предложил привлекать заграничные инвестиции в конкретные отрасли отечественной промышленности и банки с государственным участием (например, в Русско-Азиатский банк на Дальнем Востоке).

Для реализации такой политики, указывал Витте, необходимо создать соответствующие юридические и экономические условия. В частности, снизить таможенные пошлины на иностранную технологию, урезать права военного ведомства на «закрытые для иностранцев зоны», а главное — разрешить иностранным компаниям и банкам покупать в частную собственность недвижимость, то есть здания и землю, как гарантию на вложенные капиталы.

Детали
Частная жизнь

Витте, как он подчеркивал, предпочитал политике «общество актрис». Он был дважды женат (его первая жена умерла в 1890 году) и оба раза — на разведенных женщинах. Второй свадьбе с Марией Лисаневич предшествовал скандал: они начали встречаться еще до развода. Это могло стоить Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведенной еврейке (хотя и принявшей православие) тогда не приветствовалась.

Получать из-за границы не товары, а деньги

Что касается самого существа политики Витте, то он сосредоточил внимание на двух важнейших сторонах — протекционизме и привлечении иностранных капиталов. То есть он предлагал увеличить таможенные пошлины на товары, ввозимые из-за рубежа, взяв тем самым под защиту отечественных производителей. И одновременно с этим открыть доступ иностранным инвесторам в российскую промышленность. Витте не отрицал, что протекционная система приводит к удорожанию товаров, поэтому требует значительных жертв от населения страны.

Он признавал, что русская обрабатывающая промышленность «еще не доросла до способности вполне удовлетворять внутреннему спросу», и поэтому населению приходится «покупать иностранные изделия по ценам, повышенным вследствие пошлин, и почти столько же приплачивать и за изделия внутреннего производства», так как цены на отечественные товары всегда стремились догнать зарубежные. В оправдание этого Витте говорил только одно: «великие задачи требуют и великих жертв». Чтобы уменьшить эти жертвы, Витте призывал ускорить «процесс образования вполне независимой национальной промышленности». Однако для этого, по мнению министра финансов, нужны были «капиталы, знания и предприимчивость», но прежде всего капиталы, ибо без них «нет и знаний, нет и предприимчивости».

Отсюда вывод: раз Россия бедна капиталами, то надо искать их за границей и использовать на благо страны.

«Затруднения и мытарства» иностранных учредителей

«Весь процесс притока иностранных капиталов в Россию, — анализировал Витте сложившиеся условия для иностранных инвесторов, — происходит под самым контролем правительства, как центральных его органов, так и местных, от усмотрения коих и создания общественной пользы и зависит усиление или сокращение или даже полное прекращение этого притока. При таком положении можно говорить скорее о слишком большом подчинении иностранных капиталов, рискующих направлять в Россию, ее властям, о слишком серьезных ограничениях свободы их обращения, нежели об опасности, что у правительства, имеющего право в любое время прекратить действие иностранной компании, не достанет средств побороть ее вредное значение, если оно когда-либо проявится. 


Между прочим, именно вследствие тех затруднений и мытарств, которые приходится претерпевать иностранным учредителям в России, всевозможных ходатайств, прошений, которые приходится подавать и в губернские и в центральные учреждения, постоянной зависимости не только от закона, но и от административных учреждений прилив иностранных капиталов в Россию, несмотря на его оживляющее и производительное значение для всего нашего народного хозяйства, имеет еще слишком небольшие размеры».

На совещании министров, состоявшемся под председательством императора 17 марта 1899 г., Витте удалось отстоять основы проводившейся им экономической политики. Однако противники привлечения иностранных капиталов не сложили оружия, и полемика с ними не утратила свою остроту. Поэтому уже в самом начале 1900 г. Витте вновь поставил вопрос о необходимости покончить с ограничительными мерами, встречающимися на пути действующих в России иностранных капиталов. 

Подробности

Объединение дорог и унификация тарифов

Свою карьеру Витте начал в железнодорожном деле. В 1883 году вышла его книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», он проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввел практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.). На госслужбу перешел по личной просьбе царя Александра III. При Витте государство стало выкупать частные железнодорожные ветки, объединяя их в единую сеть.

Став министром финансов, поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали. В тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет.

Индустриализация за счет зарубежных капиталов

В представленном царю в феврале 1900 г. докладе Витте призывал спешно развивать промышленность, подчеркивая, что «бедность капиталами» ее задерживает и Россия очень отстала, хотя «по быстроте и силе» промышленного роста «стоит впереди всех иностранных экономически развитых государств». Витте доказывал, что «если страна не богата собственными капиталами, а в них настоятельно нуждается и государство, и промышленность, то нет другого выхода из такого положения, как привлечение капиталов из-за границы… Этот процесс прилива чужих более обильных, а потому и более дешевых сбережений, по своим широким размерам новый для России, у многих вызывает некоторую тревогу именно вследствие своей новизны.

Между тем история всех современных богатых стран показывает, что первоначально развитием своей промышленности они были обязаны в значительной мере притоку иностранных сбережений и предприимчивости иностранных капиталистов». Он ссылался на пример Англии, Соединенных Штатов Америки и других государств, добившихся создания своей промышленности с помощью иностранных капиталов. В то же время Витте предсказывал потерю Россией самостоятельности и положения великой державы, если в течение ближайших десятилетий русская промышленность окажется не в состоянии «своими продуктами покрыть» не только внутренние потребности, но и потребности азиатских стран, которые, по его мнению, находятся или должны находиться под влиянием России. 

Факты
Мир с Японией

Летом 1905 года направлен императором в США для заключения Портсмутского мирного договора с Японией. За успешное заключение мира ему было пожаловано графское достоинство. Так как в результате Японии перешла половина Сахалина(она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

«Силою не оружия, а торговли»

«Владычество метрополий над колониями, — писал Витте, — укрепляется ныне всего более силою не оружия, а торговли, и слуге вашего величества неотрадно думать, что, может быть, медленный рост нашей промышленности затруднит выполнение великих политических задач монарха, что продолжающееся промышленное пленение русского народа ослабляет его политическое могущество, что неполнота экономического развития может повлечь за собою и политическую, и культурную отсталость страны».

Таким образом, Витте связывал экономическое развитие России при помощи иностранных капиталов с активной борьбой за рынки сбыта на Востоке, рассчитывая, что в течение нескольких лет русская промышленность достигнет высокого уровня развития и сумеет занять там прочные позиции. А это сделает русские товары не только конкурентоспособными на международной арене, но и даст возможность «проценты на капиталы, полученные в Европе, выплачивать из выручки от вывоза в Азию».

Именно такая позиция в конечном итоге во многом предопределила судьбу Витте и его реформ. Почти вся царская «номенклатура» выступила категорически против столь «рискованных» начинаний. Сановники обрушились на Витте с обвинениями в стремлении «распродать Россию». Царь попытался пойти на компромисс, разрешив продажу недвижимости иностранцам за пределами «военно-стратегических районов», в которые входили Дальний Восток, Средняя Азия, Закавказье, Молдавия, Западные Украина и Белоруссия. Однако в конце концов продажу земли иностранцам повсеместно запретили. В целом предложения Витте были «похоронены», а их автор впал в немилость. В 1903 г. ему была предложена должность председателя комитета министров, которая фактически являлась почетной отставкой. 

Детали
Подстаканники в поездах появились при Витте

Подстаканники современной формы в металлическом окладе появились в поездах с 1889 г. Работники железной дороги, проводники и пассажиры по достоинству оценили преимущество новой посуды для чаепития: в качке двигающегося по рельсам состава подстаканники оказались куда устойчивей обычных стаканов и кружек.

Внутренняя политика в 1894-1904 гг. | План-конспект урока (история, 9 класс) по теме:

Класс 9

Тема: Внутренняя политика в 1894-1904 годах

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

  • познакомить учащихся с политической системой Российской империи в начале XX  века;
  • подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и начало складывания гражданского общества.

Основные понятия: национализм, русификация.

Оборудование:  учебник, презентация, нетбук, экран, проектор.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний учащихся по теме «Социально-экономическое развитие  страны»

-проверка домашнего задания – письменно ответ на вопрос №4

  1. Изучение нового материала.

План:

1. Николай II: исторический портрет.

2. Борьба консерваторов и либералов.

3. «Зубатовский социализм».

4. Национальная политика.

1.  а) рассказ учителя: 

      б) сообщение учащегося

Задание: по ходу рассказа отметить в тетради, основные черты характера Николая II, политические взгляды, чем заполнился в истории.

20 октября 1894 г. умер император Александр III. На престол вступил ею сын Николай II. Николай Александрович Романов родился 6 мая 1868 г., и день святого Иона Многострадального, и потому считал себя обреченным на неудачи и мучения. И для подобной веры имелись основания. Во время кругосветного путешествия, которое Николай осуществил еще будучи цесаревичем, в Японии на него было совершено покушение. Коронация Николая II в мае 1896 г. вошла в историю и трагедией, случившейся в этот день. На праздничное гулянье, организованное по случаю коронации на Ходынском поле в Москве, собралось около миллиона человек. Во время раздачи подарков началась давка, в которой пострадало около трех тысяч человек, из них более тысячи погибло. Николаю суждено было пережить другое потрясение: его долгожданный единственный сын страдал неизлечимой тяжелой болезнью. Поскольку Николай никогда не излагал своих взглядов и не стремился сделать их достоянием общества, его считали слабым правителем, находившимся под влиянием сначала матери, а потом жены. Говорили также, что последнее слово всегда оставалось за последним советником, с которым он разговаривал. На самом деле последнее слово оставалось за тем, кто разделял взгляды императора. При этом, определяя свои собственные позиции, Николай руководствовался только одним критерием: как поступил бы на его месте его отец? Близко знавшие Николая считали, что если бы он родился в обыкновенной среде, то прожил бы жизнь, полную гармонии, поощряемый начальством и уважаемый окружающими. Все мемуаристы в один голос отмечают, что Николай был идеальным семьянином, прекрасно воспитанным, сдержанным в проявлении эмоций. В то же время ему были присущи неискренность и известное упрямство, даже лукавство. Современники обвиняли его в том, что он являлся «человеком среднего масштаба», тяготившимся государственными делами.

2.  Заполнение таблицы:

ФИО политического деятеля

Какие политические преобразования предлагал

Результат

Витте С.Ю. – сторонник либеральных реформ

1. Создание своей собственной промышленности – задача не только экономическая, но и политическая

2. Уравнение крестьян в правах с другими сословиями

3. Разрешение им свободно выходить из общины

4. Введение для крестьян частной собственности на землю

5. Сокращение помещичьего землевладения

1. 1895 г. – монополия на продажу винно-водочных изделий. «Пьяные деньги».

2. Повышение косвенных налогов, пошлин на импорт промышленных товаров.

3. 1897 г. – реформа финансов. Золотое денежное обращение  ускоренный приток капиталов.

Плева В.К  — сторонник  консервативных реформ

1. Необходимы лишь некоторые реформы, но нельзя допустить, чтобы они совершались слишком стремительно.

2. Сохранение основ самодержавно-сословного строя.

3. Поощрение создания рабочих организаций (для отвлечения от борьбы за политические права)  под патронажем полиции по инициативе С.В. Зубатова.

5. Подавление оппозиции

1. Укрепление власти МВД.

2. «Общество взаимопомощи рабочих механического производства» (1901 г)

3. Закон «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.)

Святополк-Мирской  П.Д.

1. Включить в состав Государственного совета определенное число выборных от земств и городских дум.

2. . Следовало значительно расширить круг избирателей в земские и городские органы управления.

3. Предполагал распространить земства на всей территории империи.

4. Создать условия для сближения крестьян в имущественных правах с другими сословиями.

5. Расширить права старообрядцев.

6. Издать закон о правах еврейского населения

1. Произошли некоторые социальные, национальные и религиозные послабления.

В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. Министр финансов С. Ю. Витте осознавал необходимость проведения реформ в стране. Он заявлял, что «в России теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». 

Первоочередными он считал экономические преобразования, а среди них — реформы в области промышленного производства и финансов. Он полагал, что индустриализация страны — задача не только экономическая, но и политическая. Ее осуществление позволило бы накопить средства для проведения назревших социальных реформ, заняться сельским хозяйством. Результатом стало бы постепенное вытеснение дворянства, замена его власти властью крупного капитала. Представители крупного капитала в дальнейшем и реформировали бы политическое устройство страны нужном направлении.

Главным политическим оппонентом С. Ю. Витте выступал министр внутренних дел Вячеслав  Константинович  Плеве, имевший репутацию твердого защитника «русских устоев».

В своей политике В. К. Плеве делал ставку на карательные меры: «Если мы не в силах изменить историческое движение событий, ведущих к колебанию государства, то мы должны поставить ему преграды, дабы задержать его, а никак не плыть по течению, стараясь быть всегда впереди». Свою деятельность он начал с укрепления позиций МВД.

В департаменте полиции служили всего 125 чиновников, но это был лишь штаб целой армии полицейских, филеров, секретных сотрудников. Во всех губерниях, уездах, на железных дорогах существовали жандармские управления. Русское образованное общество с брезгливостью относилось к жандармам. Однако часть дворянской молодежи, увлекшись ореолом таинственности и романтики, стремилась поступить па службу в корпус жандармов. Правительство предъявляло серьезные требования к претендентам. Стать жандармом мог только потомственный дворянин, успешно окончивший поенное или юнкерское училище и прослуживший на строевой службе не менее шести лет. Были и другие требования: не иметь долгов, не исповедовать католичество, необходимо было выдержать предварительные испытания при штабе корпуса жандармов, прослушать четырехмесячные курсы в Петербурге и успешно сдать выпускной экзамен.

Особое внимание В. К. Плеве уделял расширению сети отделений по охране порядка и общественной безопасности, которые получили в народе название «охранок». Так впоследствии стали называть всю тайную полицию. Агенты наружного наблюдения — филеры — согласно инструкции должны были быть «с крепкими ногами, с хорошим зрением, слухом и памятью, с такой внешностью, которая давала бы возможность не выделяться из толпы».

Одним из действенных методов сыска В. К. Плеве считал вскрытие писем. Для перехвата писем имелись технические средства, позволявшие незаметно вскрыть и скопировать послание, подделать любую печать, проявить симпатические чернила, расшифровать тайнопись и т. д. Министр внутренних дел был осведомлен о частной переписке и иностранных дипломатических представителей. Только два человека в империи — царь и министр внутренних дел — могли быть спокойными за свою переписку.

«Зубатовский социализм». В это же время была осуществлена попытка взять под контроль рабочее движение. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С. В. Зубатову.

Замысел С. В. Зубатова заключался в том, чтобы вырвать рабочих из-под влияния антиправительственных организаций. Для этого он считал необходимым внушить им мысль, что интересы государственной власти не совпадают с узкокорыстными интересами предпринимателей, а улучшить свое материальное положение рабочие могут только в союзе с властью. По инициативе С. В. Зубатова и при поддержке генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича в 1901 — 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку.

Но для успеха зубатовской идеи власть должна была сделать что-то реальное для рабочих. Государство же ограничило свою «покровительственную» политику законом «Об учреждении старост в фабричных предприятиях» (июнь 1903 г.). Рабочие могли избирать из своей среды старосту, следящего за исполнением предпринимателем условий найма. Зубатовская теория не запрещала рабочим участвовать в экономических забастовках, поэтому в прокатившейся в 1902 — 1903 гг. широкой стачечной волне члены зубатовских организаций приняли активное участие. Это вызвало недовольство фабрикантов. В правительство посыпались жалобы на «рискованные эксперименты». С. В. Зубатов был отправлен в отставку.

С недоверием к инициативе Зубатова относился и Плеве. Он считал более действенной тактику разрушения революционных организаций изнутри путем внедрения в них полицейских агентов. Одной из самых больших удач было внедрение тайного агента полиции Е. Азефа в руководящее ядро самой крупной террористической организации. Однако это не спасло самого В. К. Плеве. В 1904 г. он был убит.

Недолгая «весна» П. Д. Святополк-Мирского. Между тем положение в стране оставалось сложным. Не прекращались рабочие и крестьянские выступления, студенческие волнения, проявляли настойчивость земские либералы, армия терпела поражения в войне с Японией. Все это подвело Россию к грани революционного взрыва. В этих условиях при назначении на ключевой пост министра внутренних дел выбор царя пал на виленского губернатора князя П. Д. Святополк-Мирского, известного своими либеральными настроениями.

В первом же публичном выступлении в сентябре 1904 г. новый министр произнес слова о доверии между властью и обществом как решающем условии государственной политики.

Провозглашая курс на сотрудничество власти с земствами, Святополк-Мирский понимал, что земства были единственными легальными организациями в России. Он считал, что за счет союза с земским руководством можно было расширить и укрепить социально-политическую опору власти.

В ноябре 1904 г. Святополк-Мирский вручил царю записку, в которой перечислял первоочередные меры в области государственного переустройства. Он предложил включить в состав Государственного совета определенное число выборных от земств и городских дум. Следовало значительно расширить круг избирателей в земские и городские органы управления, а также образовать волостные земства. Он предполагал распространить земства на всей территории империи. Святополк-Мирский пытался решить и другие вопросы: создать условия для сближения крестьян в имущественных правах с другими сословиями, расширить права старообрядцев, издать закон о правах еврейского населения и т. д.

В начале декабря 1904 г. Николай II собрал высших государственных сановников и великих князей для обсуждения программы Святополк-Мирского. Итогом стал императорский указ от 12 декабря 1904 г., обещавший некоторые изменения. Однако о народном представительстве в указе не говорилось. Более того, подчеркивалось, что все реформы должны быть осуществлены при сохранении самодержавия в незыблемом виде. Отставка Святополк-Мирского была предрешена.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 20-22.

Задание: прочитать и ответить на вопросы:

  • в чём противоречивость национальной политики Николая II?
  • как вы думаете, почему правительство более лояльно относилось к мусульманам?
  • Что такое национализм и русификация?
  1. Домашнее задание:
  • Прочитать параграф 3.
  • Написать эссе-рассуждение на тему «Почему Николай II  не избрал принципиальный путь изменения политической системы России»?

 

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Спланируйте свое посещение — Музей Витте

Музей Витте будет закрыт в понедельник, 17 октября, на 52-й ежегодный игровой ужин: Дело Опунции.