Что предлагал витте: Что предлагал витте. Денежная реформа витте. Реформы С.Ю. Витте

Содержание

Идеи Витте — актуальное наследие

Идеи  Витте — актуальное наследие

В Санкт-Петербурге отдают дань памяти выдающемуся государственному деятелю России Сергею Юльевичу Витте, 100-летие смерти которого отметят 13 марта 2015 года.

Инициатором мемориальных событий стал петербургский Институт нового индустриального развития (ИНИР), носящий имя С.Ю. Витте. Его директор д.э.н. Сергей Бодрунов объясняет, почему достижения Сергея Юльевича Витте так важны для нашей страны сейчас. «Его имя в российской истории прежде всего связывают с «первой российской индустриализацией» 1890-х годов. Именно усилиями этого неординарного человека стало возможным проведение реформ, превративших аграрную «соломенную» Россию в империю с развитой промышленностью».

О многогранной деятельности Витте говорит сам перечень основных направлений. Среди них прежде всего финансово-бюджетная политика, обеспечившая благодаря финансовым ресурсам индустриализацию страны. Это и быстрый рост государственного бюджета, и денежная реформа, и появление золотого рубля, и привлечение иностранного капитала, и многое другое.

Все эти меры работали на главную цель — ускоренное развитие хозяйства России. Политика протекционизма, положительная поддержка предпринимательства путем огромных государственных заказов и щадящего налогообложения, развитие казенного хозяйства — обеспечили в итоге промышленный бум 90-х годов позапрошлого века: всего за десять лет (1860-1870 гг.) промышленное производство в стране удвоилось, производительность труда увечилась на четверть. В следующие 10 лет количество предприятий увеличилось в 2,5 раза, а их капитал — почти в три раза.

Витте прекрасно понимал, что без специалистов развитие промышленности невозможно. Его усилиями в России в течение одного десятилетия была создана система образования, которая на Западе формировалась целое столетие: к 1902 г. в России вместо 9 значилось 190 учебных заведений, а обучалось в общей сложности ежегодно 24 тысячи человек.

Нельзя не оценить вклад этого выдающегося человека в государственное строительство, внешнюю политику, развитие профессионального образования и культуры.

Витте оставил яркий след и в политической истории как инициатор Манифеста 17 октября 1905 года, даровавшего основные гражданские свободы и вводившего институт народного представительства — Государственную Думу. «Политический век» реформатора был недолог — всего 15 лет, но масштабы его деятельности и свершений таковы, что их хватило бы на несколько биографий.

Главное, что понимал Витте: благополучия государство может достигнуть только на путях подъема национального хозяйства и индустриального развития страны. Влияние мер, предпринятых им в этом направлении, было потому особенно сильно, что они в общей совокупности представляли целую систему — «систему Витте»: они видел три силы, необходимые для развития хозяйства страны: капитал, знания и предпринимательство. Только они могут ускорить процесс образования вполне независимой национальной промышленности.

Идея служения России была доминирующей в его государственной деятельности. Характерной чертой его была сверхответственность, которую он всячески прививал своим подчиненным. Ложь в Министерстве финансов наказывалась жестче, чем негативная информация. Выделив приоритеты, Витте последовательно добивался реализации намеченной стратегии, проявляя незаурядную энергию и широкий кругозор государственного деятеля. Современники называли его «человеком нового типа», сравнивали с великими полководцами.

У могилы С.Ю. Витте на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры состоялось памятное мероприятие, на котором присутствовали видные петербургские экономисты, бизнесмены, представители общественных организаций. На надгробие были возложены цветы, прозвучали короткие речи. Не забыли петербуржцы и о том, что первая русская революция могла разметать в клочья нашу державу на фоне поражения в русско-японской войне 1904 года. Талант Витте состоял в том, что он  предложил самодержавию компромисс с народом, он автор государственного парламентаризма, который своим появлением обязан гениальному его пророчеству: “Если корона не будет опираться на народную волю и возможность народа влиять на государственные дела полноценно, корона упадет и разобьется навсегда”.

О современном значении достижений Витте упомянул и С. Бодрунов, который подчеркнул: «Сегодня Россия стоит на перепутье. Та экономическая модель, которая у нас была все эти годы, начиная с конца девяностых, модель сырьевая — она себя исчерпала. И сегодня экономическая общественность страны, политические силы ищут новое экономическое решение, ищут новую модель развития России. Неплохо бы вспомнить о тех предложениях, о тех идеях, которые в сходных в чем-то условиях, в сходной ситуации предлагал Сергей Юльевич Витте — об индустриализации России».

— При структурной перестройке экономики мы должны обратить внимание именно на этот важнейший момент. Идеи Сергея Юльевича Витте здесь нам в помощь и в подмогу, — заключил Сергей Бодрунов.

 

Евгений Малинин

г. Санкт-Петербург.

Что было с российской экономикой в 19 веке

Давайте посмотрим, что происходило в Российской империи в конце 19 века.

📊 Россия была молодой страной, за последнюю треть 19 века население выросло почти в два раза. Около 85% населения — крестьяне, соответственно, они же главные налогоплательщики и основа государственного бюджета. Также Российская империя оставалась единственной неограниченной монархией в Европе.

📉 По ряду экономических показателей Россия сильно отставала от стран Западной Европы — в том числе по уровню урбанизации и промышленного роста. Тем не менее, она продолжала претендовать на статус великой державы, поэтому нуждалась в срочной модернизации.

💵 В конце 19 века в Европе, в том числе и в России начинается развитие капитализма, но в каждой стране это происходит по-своему.

1️⃣ Первый эшелон (Великобритания, Бельгия, Голландия, США, Франция)

▫️ Капитализм развивается естественным путем при наименьшем вмешательстве государства.

▫️ Промышленный переворот произошел еще в конце 18 века.

▫️ Развитие капитализма начинается с легкой промышленности, за которой потом подтягиваются и остальные сферы — станкостроение, железнодорожное строительство, банковское дело и т. д.

2️⃣

Второй эшелон (Германия, Италия, Россия, Австро-Венгрия)

▫️ Капитализм начал развиваться позже именно в связи с тем, что возникла угроза со стороны стран первого эшелона. Промышленный переворот происходит в первой половине — середине 19 века.

▫️ Капиталистические отношения развивались благодаря интенсивному государственному вмешательству, соответственно, приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, развитие которой шло в ущерб легкой промышленности и сельскому хозяйству. Монополии также развиваются при государственном вмешательстве.

▫️ Многоукладная экономика — остатки докапиталистических проявлений, например, помещичья собственность на землю, крестьянские общины.

🇷🇺 После того, как в России прошли «Великие реформы» Александра II, капиталистические отношения начали развиваться довольно стремительно, но их главной проблемой был поиск капиталов. Капитализм предполагает совокупность трех рынков: сбыта, капиталов, свободной рабочей силы.

В России свободная рабочая сила появилась после отмены крепостного права, но большинство капиталов были государственными, а рынок сбыта также оставался достаточно маленьким из-за низкой покупательной способности населения.

💸 Основной источник развития промышленности в России — перекачка средств за счет государственных налогов, например, выкупных платежей, которые крестьяне платили за землю. Но это не может полностью решить проблему с рынком капиталов.

«Русский Вашингтон» — Князь Львов. Толстовец из Рюриковичей

Мыслей «взорвать систему» у князя никогда не было, а вот постепенно (эволюционно) «приподнять» Россию он хотел. Львов полагал, что главная задача — содействовать «постепенному обновлению общественного строя в целях устранения из него господства насилия и установления условий, благоприятных доброжелательному единству людей». Звучит возвышенно, но крайне неопределенно. Тем не менее земство, с которым связал свою жизнь князь, занималось как раз конкретными делами: лечило, учило, строило и создавало в провинции зачатки местного самоуправления.

При этом властный центр не столько помогал земству, сколько мешал, а потому постепенно политика проникла и в земскую среду. 

Оппозиционером стал и потомок Рюриковичей, вошедший в либеральный Союз освобождения, ядром которого стал журнал «Освобождение», издававшийся за границей Петром Струве. Это было влиятельное издание, в котором печатались философ Николай Бердяев, академик Владимир Вернадский, историк Евгений Тарле, юрист Анатолий Кони.

Есть даже версия, что Львов участвовал в некоем заговоре, чтобы посадить на трон великого князя Николая Николаевича, популярного тогда в войсках. С толстовством Львова подобная интрига согласуется, правда, плохо, но… в реальной жизни всякое бывает.

Несмотря на свою бурную земскую и оппозиционную деятельность, не раз князь, человек глубоко верующий, оглядываясь по сторонам, впадал в отчаяние. Даже хотел удалиться в Оптину пустынь, однако старцы уговорили его вернуться в мир, где он еще мог сделать немало добра. Чем Львов и занимался: в Думе возглавил врачебно-продовольственный комитет.

На деньги правительства и благотворителей создавал пекарни, столовые, санитарные пункты для голодающих, погорельцев и малоимущих. 

Помогал переселенцам в Сибирь и на Дальний Восток. А для изучения переселенческого дела в 1909 году съездил в США. Выводы, которые сделал князь, на мой взгляд, многое говорят об этом человеке. «Только такой культ организованной работы на широком и глубоком фундаменте политической жизни мог создать в короткое время такие громадные богатства», — пишет Львов. Но тут же замечает, что духовные интересы американцев «скрыты в железных сундуках банков». «На меня это отсутствие проявления духовной, внутренней жизни действовало удручающим образом».

Трудно сказать, кто мог бы справиться с тяжелейшим положением в стране после Февраля во главе Временного правительства, но точно не Львов.

Фабричная инспекция: за права рабочих или фабрикантов? | Российское агентство правовой и судебной информации

На рубеже XIX и XX веков царское правительство боролось с рабочим движением двояким способом. С одной стороны, власти пускали в ход репрессии и применяли карательные меры по отношению к активистам стачечного движения. С другой – пытались выяснить причины конфликтов работников с работодателями и воздействовать на владельцев предприятий с целью устранения этих причин. 

В этой ситуации ключевую роль в защите прав рабочих играла фабричная инспекция. О ее деятельности и повышенном внимании к ней властей рассказывает в шестом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.


Отношение царского правительства к рабочему движению в конце XIX и начале XX веков обуславливали фискальные и полицейские интересы. Иначе говоря, власти хотели, чтобы заводы и фабрики бесперебойно работали и уплачивали в казну налоги. И потому остановка производства из-за забастовок была крайне нежелательной. 

Все подобные случаи весьма беспокоили Министерство финансов, которое принимало активное участие в решении «рабочего вопроса» прежде всего через органы фабричной инспекции. Другим участником разработки этой темы было Министерство внутренних дел – ему стачки тоже доставляли много хлопот. Дело в том, что стихийные забастовки порой превращались в массовые беспорядки, в ходе которых рабочие громили здания, оборудование и выводили из строя технику.

В огромной массе исторической литературы советского времени, авторы которой исходили исключительно из классовых подходов ко всем явлениям в истории, можно прочитать только одно: царское правительство якобы однозначно и полностью было на стороне буржуазии и полицейскими мерами помогало капиталистам угнетать и эксплуатировать рабочих. 

Но это далеко не так. Не случайно предприниматели своим лютым врагом считали именно чинов фабричной инспекции. Рабочие же с инспекцией не враждовали, напротив, видели в них защитников своих прав и направляли им свои жалобы. Ведь задачей инспекторов был контроль за соблюдением рабочего законодательства и других условий труда и быта рабочих. И часто они были непреклонны. А главной целью инспекции было предотвращение складывания конфликтных ситуаций на предприятиях, которые могли спровоцировать вспышки недовольства рабочих.

Большое внимание фабричной инспекции уделял С.Ю. Витте (министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-1906). Он добился реорганизации этой структуры с целью придания ей дополнительных прав и полномочий. В подписанном им «Наказе чинам фабричной инспекции» говорилось: «Фабричным инспекторам должны быть в одинаковой мере близки интересы как фабрикантов, так и рабочих, ибо только в объединении этих интересов и в законосообразном понимании их заключается залог правильного хода фабрично-заводского дела».

Таким образом, Витте отстаивал политику равноудалённости властей от интересов и рабочих, и фабрикантов. Весьма интересным выглядит его подход к стачечному движению в России. Он объяснял его как результат подстрекательства людей, стремившихся «искусственно создать» в России «ту печальную рознь, которая возникла между фабрикантами и рабочими на Западе», во имя «отвлеченных или заведомо ложных идей… совершенно чуждых народному духу и складу русской жизни». 

«В нашей промышленности, — писал Витте, — преобладает патриархальный склад отношений между хозяином и рабочим. Эта патриархальность во многих случаях выражается в заботливости фабрикантов о нуждах рабочих и служащих на его фабрике, в попечениях о сохранении лада и согласия, в простоте и справедливости во взаимных отношениях. Когда в основе таких отношений лежит закон о нравственных и христианских чувствах, тогда не приходится прибегать к применению писаного закона и принуждения». 

Для премьер-министра, которого считали прогрессивным деятелем, такой подход более, чем странен. Вместо правового разрешения всех проблем и издания законов, защищающих права рабочих, Витте предлагает полагаться на патриархальный склад отношений между рабочими и хозяевами и на «заботливость фабрикантов». Он даже считает излишним «прибегать к применению писаного закона».

В свою очередь, Министерство внутренних дел секретным циркуляром (12 августа 1897 г.) предписывало полиции «выяснять причины рабочих волнений и устранять по возможности поводы к неудовольствиям в тех случаях, когда рабочие имеют основания жаловаться на притеснения или несправедливость фабрикантов и фабричной администрации».  

Руководствуясь этими указаниями, охранные отделения в целом ряде районов перешли к осуществлению полного контроля над рабочими, совершенно игнорируя фабричную инспекцию. 

В итоге функции фабричной инспекции и полиции стали дублироваться. 19 июня 1898 г. министру финансов докладывали, что «дело постоянного надзора за взаимными отношениями и порядком на фабриках и заводах «уплыло» из рук фабричной инспекции и перешло в руки полиции».

Помощник шефа жандармов генерал-лейтенанта А.И.Пантелеева в докладе на имя Николая II (март 1898 г.) признавал тяжелое положение рабочих, и предлагал меры его улучшения для предотвращения рабочих волнений. 

В докладе констатировалось: «Сопоставляя труд рабочего, отдающего фабрике все свои жизненные силы, с тем, что дает ему фабрика, располагающая громадными капиталами и обязанная своим цветущим состоянием труду того же рабочего, нельзя не прийти к заключению, что на долю рабочего выпадает слишком мало. Заботы о рабочем в смысле улучшения его положения должны быть направлены прежде всего на увеличение его заработка как материального его обеспечения».

Жандармский генерал предлагал царю свой план защиты прав рабочих: он считал безотлагательным создание в каждом фабричном центре вооруженной полиции с обязанностью «надзора за соблюдением на фабриках и заводах правил внутреннего распорядка», расходы на ее содержание полностью возложив на фабрикантов. За фабричной инспекцией предполагалось оставить «чисто техническую часть». 

Идея создания «специальной фабричной полиции» разделялась и московским обер-полицмейстером Д.Ф.Треневым. Он выступал за ее размещение непосредственно на фабриках, за присутствие «при производстве работ», за вмешательство «во все подробности быта рабочих и фабричных распорядков».

Итак, две «конкурирующие фирмы»: Минфин и МВД довольно долго боролись за фабричную инспекцию. Но так как министр финансов Витте, пестовавший и укреплявший фабричную инспекцию в свое время, в 1903 году становится главой правительства, то он, естественно, воспользовался своим служебным положением и сохранил инспекцию в структуре Министерства финансов. И эти органы продолжали проводить политику попечительства по отношению к рабочему классу.

Такая забота о фабричной инспекции высших властей, расширение ее штатов и полномочий, её «прорабочая» политика объясняются на наш взгляд тем, что альтернативой этим структурам было только рабочее движение за свои права. Но правительство стремилось не допустить роста организованности пролетариата и потому предлагала себя в роли защитников прав рабочих.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 6 октября

Load document | Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина

Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905 г.

 

Манифест 17.10.1905 г. является торжественным обращением императора Николая II к народу, фактически объявившем о предстоящем переходе России от абсолютной монархии к конституционной. Был издан для прекращения всеобщей забастовки и др. беспорядков осени 1905 г.

Непосредственным инициатором преобразования был председатель Комитета министров гр.  С.Ю. Витте. 9.10.1905 г. он подал императору записку, в которой указывал, что законы 6.8.1905 г. о создании совещательной Государственной думы не удовлетворили даже умеренные круги. Доказывалось, что общество стремится к гражданской свободе, торжество которой неизбежно. Поэтому «лозунг свободы должен стать лозунгом правительственной деятельности. Другого исхода для спасения государства нет». Если правительство не станет во главе освободительного движения, то «казни и потоки крови только ускорят взрыв. За ним последует дикий разгул низменных человеческих страстей»[1]. Альтернативой преобразований Витте объявлял введение диктатуры, отказываясь от роли диктатора.

Некоторые находившееся не у дел сановники (члены Государственного совета И.Л. Горемыкин, генерал гр. А.П. Игнатьев, адмирал Н.М. Чихачев) выступали за подавление беспорядков силой, однако руководители армии и полиции (председатель Совета государственной обороны и главнокомандующий Петербургским военным округом вел. кн. Николай Николаевич, товарищ министра внутренних дел – заведующий полицией и петербургский генерал-губернатор генерал Д.Ф. Трепов) настаивали на реформах.

О переходе к новому порядку Витте предлагал объявить в утвержденном императором докладе председателя Комитета министров. Николай II настоял на оформлении уступки в виде манифеста. Его текст был написан членом Государственного совета кн. А.Д. Оболенским и отредактирован им и временно управляющим делами Комитета министров Н.И. Вуичем под руководством Витте. По предположению историков А.В. Островского и М.М. Сафонова, содержание манифеста было заимствовано из воззвания земского съезда, работавшего в сентябре 1905 г.

Рядом сановников по поручению императора были составлены другие проекты (не упоминавшие правительство и в большинстве менее радикальные). Витте объявил одобрение своего текста обязательным условием принятия должности главы правительства. Других приемлемых кандидатов на этот пост не было, и Николай II был вынужден утвердить проект Витте.

Манифест был поддержан либеральными консерваторами и правыми либералами (будущими октябристами[2] и мирнообновленцами), ставшими «конституционалистами по высочайшему повелению». Однако создававшаяся Конституционно-демократическая партия[3], а также крайне левые сочли его недостаточным и продолжали антиправительственную борьбу. Сторонники абсолютной монархии впоследствии осуждали манифест, считая, что Витте «вырвал» его у императора.

Манифест воодушевил часть революционеров и дезориентировал местные власти, что привело к массовым революционным демонстрациям и митингам во многих городах, а также ответным контрреволюционным и еврейским погромам октября 1905 г. (в Киеве, Томске и др. местах), устроенным монархически настроенным населением при содействии администрации. По мнению историка И.В. Лукоянова, именно вызванное манифестом усиление политической активности сторонников правительства позволило прекратить всеобщую забастовку в итоге подавить революцию 1905-1907 гг.

На основании манифеста была проведена частичная политическая амнистия 21.10.1905 и различные реформы, подытоженные Основными государственными законами 23.4.1906 г. (см.).

 

Божьей милостью мы, Николай Второй, император и самодержец всероссийский, царь Польский, великий князь финляндский и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляем всем нашим верным подданным:

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей[1] великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства[2]. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов[3].

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку[4],

и 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы[5] и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей[6].

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

 

Дан в Петергофе в 17 день октября в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот

пятое царствования же нашего одиннадцатое.

 

На подлинном собственною его императорского величества рукою подписано:

«Николай».

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. 1905. Отделение I. СПб., 1908. С. 754-755

 

 

 

[1] В октябре 1905 г. проходила всеобщая политическая забастовка, в которой участвовало до 2 млн. человек. Было прервано железнодорожное сообщение. В некоторых городах (в т.ч. в обеих столицах) не работали городской транспорт, электричество, водопровод. Во многих местах (в т.ч. в столицах) были созданы революционные Советы рабочих депутатов. Значительная часть интеллигенции и служащих была объединена революционным Союзом союзов. В университетах происходили многолюдные собрания, на которых открыто велась революционная пропаганда, собирались средства на революционные цели и т.п. Имело место усиление революционного терроризма, направленного не только против высших сановников, но рядовых полицейских. В деревнях происходила крестьянская война: крестьяне в массовом порядке грабили и жгли помещичьи усадьбы. Армия и флот были ненадёжны, в их рядах имели место вооружённые восстания. [2] Объединённый Совет министров был создан именным указом о мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений от 19.10.1905 г. Его содержание см. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Статья 120 и примечание к ней.[3] Это поручение было выполнено далеко не полностью. Закон о неприкосновенности личности (под которой подразумевался прежде всего судебный контроль над арестами) так и не был издан до революции. Временные правила о собраниях, об обществах и союзах, а также законы о веротерпимости и печати, а также практика их применения далеко не обеспечивали соответствующие свободы. См. подробнее Основные государственные законы 23.4.1906 г. Статьи 78-81 и примечания к ним. [4] О выполнении этого пункта см. Указ об изменении Положения о выборах в Государственную думу… 1905. Существенно изменить избирательный закон, «не останавливая… выборов», оказалось невозможным. Поэтому Государственная дума была созвана не в середине января 1906 г. (как предусматривалось законами 6.8), а 27.4 т.г.[5] Важнейшее постановление манифеста. По законам 6.8.1905 г. Государственная дума пользовалась лишь законосовещательными правами, т.е. её заключение по законопроектам по общему правилу не было обязательным для императора. Исключение предусматривалось для законопроектов, отклонённых и Думой, и Государственным советом большинством 2/3 голосов. Такие проекты подлежали возвращению министру «для дополнительного соображения и внесения вновь на законодательное рассмотрение, если на это последует высочайшее соизволение» (Законодательные акты переходного времени. 1904-1908. М., 2010. С. 100). Однако получить поддержку 2/3 дореформенного Государственного совета, состоявшего из высших чиновников по назначению монарха, выборной Думе было бы практически невозможным. Указанное постановление манифеста превратило Государственную думу в законодательную палату. Впрочем, её полномочия были ограничены манифестом 20.2.1906 г. и Основными государственными законами 23.4.1906 г. (см. из статью 86 и примечание к ней), которые предусматривали издание законов с согласия не только Думы, но и реформированного Государственного совета и утверждения императора. [6] Это постановление манифеста выполнено не было. Предоставленное Государственной думе законами 6.8.1905 г. право запросов (подробнее см. Основные государственные законы 1906 г. Статья 108 и примечание к ней) не было расширено до 1917 г.

Киберпреступность: Интернет и СМИ: Lenta.ru

Гражданку Латвии Аллу Витте арестовали в США за киберпреступления, совершенные на территории нескольких стран. Об этом сообщает РИА Новости.

В американском Минюсте указали, что женщина входила в хакерскую группировку Trickbot Group, которая разработала одноименный вирус-вымогатель. «Trickbot Group в первую очередь нацеливалась на компьютеры, принадлежащие компаниям, организациям и частным лицам, в том числе в Северном округе Огайо и в других местах США», — уточняет обвинение.

Группировка действовала с 2015 года. Хакеры похищали деньги и конфиденциальную информацию у жертв, включая предприятия и их финансовые учреждения в США, Великобритании, Австралии, Бельгии, Канаде, Германии, Индии, Италии, Мексике, Испании и России.

Витте грозят длительные тюремные сроки по каждому вмененному эпизоду, по некоторым речь идет о 20 и 30 годах.

28 мая председатель комитета по разведке Сената США Марк Уорнер призвал жестко наказывать Россию и другие страны в случаях, когда за кибератаками стоят именно они. «Они столкнутся с последствиями за эту и любую другую злонамеренную деятельность в киберпространстве», — заявил Уорнер, отметив, что Вашингтону необходимо усилить свою оборону в киберпространстве.

Ранее в Центробанке выявили схемы обмана россиян, которые пользовались большой популярностью у мошенников во время периода самоизоляции. Речь идет о людях, которые предлагают выкупить долг по якобы выгодной цене, а также предлагают договориться с кредиторами, используя некие связи. Еще одна схема мошенничества связана с нелегальными форекс-дилерами.

Также в последнее время злоумышленники начали рассылать фишинговые письма на тему борьбы с расизмом. В текстах писем предлагали анонимно высказаться о движении Black Lives Matter (BLM) или оставить свой голос в поддержку движения. В каждом из этих файлов был скрыт банковский троян Trickbot.

Не только почитать, но и посмотреть — у нас в Instagram

Костромская областная универсальная научная библиотека

Послужной список С.Ю. Витте довольно внушительный: Действительный статский советник (1899), статс-секретарь, почётный член Академии наук, министр путей сообщения (1892), министр финансов(1892-1903), председатель Комитета и Совета министров (1903-1906), член Государственного совета (с 1903).

Витте отличался политической дальновидностью, стремился воплотить в жизнь реформы, которые далеко опережали время. Будучи по своим взглядам монархистом, он легко улавливал новые явления в политической жизни стран. Ему принадлежали проекты многих реформ, проведённых императором. Не все были довольны его деятельностью. Не случайно не раз Витте подвергался опале — отставке. Но несомненно, что вклад в развитие страны СЮ. Витте огромен.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С.Ю.ВИТТЕ

Укрепление российской монархии и государственности. По инициативе С.Витте и его активном участии были проведены важнейшие реформы в стране: издание Манифеста 17 октября 1905 года, даровавшего гражданские свободы, создание Государственной думы, преобразование Государственного совета (он стал верхней палатой парламента), введение нового избирательного закона, изменения в Основных законах империи (Россия стала ограниченной монархией).

Дальнейшее укрепление экономики страны, развитие капиталистических отношений. Расширение влияния государства на экономику, которое проявлялось в регулировании внешней и внутренней торговли через систему налогов, проведение протекционистской политики. С.Вите провёл «первую российскую индустриализацию» в 1890-х годах, особое внимание уделяя развитию отечественной промышленности.

Значительно расширился государственный сектор в экономике: отрывались крупные казённые предприятия, большая часть железных дорог была в руках государства, монополия на алкогольную продукцию (1894г).

Дальнейшее укрепление частного предпринимательства , поддержка бизнеса государством. Активное поощрение со стороны государства развития отечественной промышленности .

Широкое распространение получила концессия, то есть система госзаказов сдача на длительный срок по завышенным расценкам.

Витте считал, что необходимого баланса между импортом и экспортом можно добиться путём продуманной таможенной политики.

Активное привлечение иностранных инвесторов в экономику.

Начато строительство Транссибирской железной дороги, КВЖД.

Меры по стабилизации финансовой системы страны Проведение финансовой реформы в 1897 году, был введён золотой стандарт, то есть свободный обмен рубля на золото. Введение гибкого налогового законодательства, что значительно увеличило поступления в госбюджет и уменьшило его дефицит.

Была активизирована деятельность государственного банка.

Совершенствование работы с кадрами. Издание циркуляра о привлечении на службу лиц с высшим образованием.Добился права комплектовать состав министерств по опыту практической работы.

Меры по дальнейшему решению крестьянского и рабочего вопросов. С.Витте предлагал ряд существенных мер в решении крестьянского и рабочего вопросов: превращение крестьян в собственников земли путём разрушения общины, введение рабочего законодательства, защищавшего рабочих от несчастных случаев, несправедливой деятельности администрации, улучшение условий работы и другое. Но в основном его предложения были отвергнуты императором.Многие положения С.Витте станут основой будущей столыпинской реформы.

Дипломатическая деятельность. Витте проявил незаурядные дипломатические способности, оказывая значительные влияния на внешнюю политику. Было подписано оборонительное соглашения с Китаем против Японии, о строительстве КВЖД на территории Маньчжурии.

Подписание Портсмутского мира с Японией в 1905 г.было дипломатической победой Витте, так как Россия избежала крупной контрибуций. За это его удостоили титулом графа.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.Ю. Витте сыграл важную роль в реформировании России на рубеже веков. Его деятельность – это пример возможностей и в то же время беспомощности государственной системы.

С.Витте внёс значительный вклад в совершенствование государственной системы России, был автором самых важных политических реформ, приведших страну к ограниченной монархии.

Значительные изменения произошли и в экономике страны под руководством С.Витте: активно стала развиваться промышленность, усилился протекционизм в экономике, стабилизировалась финансовая система. Были созданы условия для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Результатом стали высокие экономические показатели, промышленный подъём в 1909-1913 годах. В 1913 году Россия была на первом месте по темпам роста производства, хотя нерешённых проблем было ещё достаточно.

Многое сделал С.Витте и во внешней политике. Здесь проявился настоящий дипломатический талант этого государственного деятеля. Удачные переговоры с Китаем, Германией, Японией — это результат во многом и лично С.Витте.

Не всё из задуманного было воплощено в жизнь. В частности, не поддержаны были его предложения по решению крестьянского, рабочего вопроса. Реформаторская деятельность С.Витте не встречала одобрения среди высших консервативных кругов обществе, например, со стороны министра внутренних Плеве. Это привело к отставке в 1903 году, так как наметился спад экономики по некоторым показателям в связи с мировым экономическим кризисом. Но с 1905 года Витте снова во власти.

Имя С.Ю. Витте стоит в одном ряду выдающихся государственных и политических деятелей России.

На выставке представлены современные и раритетные издания начала ХХ века трудов самого Витте и литературы о нем:

Витте С. Ю. Самодержавие и земство. -Санкт-Петербург: Типография Безобразовых и Ко.В.О., 1908. –-212с.

Витте С. Ю. По поводу непреложности законов государственной жизни. — Санкт-Петербург: Типография Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон, 1914. – 376 с.

Основным трудом, в котором изложены взгляды  С. Ю. Витте на историю, значение и перспективы развития  русского земства, является конфиденциальная записка  «Самодержавие и земство», которая не предназначалась для печати, новсе же полулегально вышла в свет в 1908 году без ведома и согласия автора.

«Так как сказанная записка… сделалась достоянием читающей публики в не совсем точном и не полном виде, то я согласился теперь издать ее путем корректным, в полном виде и с двумя новыми добавлениями.» – отмечает Витте в предисловии к книге «По поводу непреложности законов государственной жизни».

Позиция С. Ю. Витте в отношении места и перспектив земских учреждений в системе России полностью согласуется с положениями современной теории институциональных моделей государственно-политического устройства.

Витте С.Ю. Записка по крестьянскому делу.- Санкт-Петербург: Типография Товарищества «Общественная польза», 1905.-101 с.

Записка представляет собой итог работы виттевского Совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Витте выступает как сторонник радикальной реформы, принципиально совпадающей с мероприятиями, затем реализованными Столыпиным. Разница, однако, в том, что Витте более сосредатачивается на юридических и гражданско-правовых аспектах положения крестьян, а не на рациональном землеустройстве. Однако, предлагаемые им годом ранее реформы так и не были реализованы .

Витте С. Ю. Вынужденные разъяснения по поводу отчета Ген.-Ад. Куропаткина о войне с Японией. — Москва: Типография т-ва И.Д. Сытина, 1911.-100с.

В книге русский государственный деятель Витте С.Ю. полемизирует с генерал-адъютантом Куропаткиным по поводу отчета последнего о русско-японской войне 1904 – 1905 гг.

В 1998 году журнал «Российская Федерация» публикует отрывки из конспекта лекций о народном и государственном хозяйстве, прочитанных Витте Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900 — 1902 гг. :

Витте С.Ю. Для местных нужд и польз// Российская Федерация.-1998.-№ 20.-С.46-48.

Полный текст «Конспекта лекций о Народном и Государственном хозяйстве, читанных Его Императорскому Высочеству Великому Князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг.» включен в СПС «Гарант» и доступен всем читателям областной библиотеки.

После смерти Витте в 1921 – 1923 годах вышли в свет его «Воспоминания», охватывающие громадный временной отрезок. Граф с огромным количеством интересных деталей вспоминает о временах царствования трех императоров — Александра II, Александра III и последнего из Романовых, Николая II. «Воспоминания» — это описание быта, политики и нравов русской элиты конца XIX —начала ХХ столетий, где Витте весьма подробно описывает и характеризует внешность и психологию многих известных исторических лиц, с которыми ему доводилось общаться.

В период 1918-1930 гг., после выхода в свет «Воспоминаний», выходит большое количество публикаций, посвященных оценке и анализу, как государственной деятельности С. Ю.Витте, так и его трудов.

Лопухин А.А. Отрывки из воспоминаний (по поводу «Воспоминаний гр. С.Ю. Витте).-Москва-Петрогад: Государственное издательство, 1923 .- 99 с.

Водовозов А.А, Граф С.Ю.Витте и император Николай II.-Москва: Творч.-произв. фирма «Искусство и культура», Б. г. (1992). — 117 с.

Репринтное издание 1922 года

Струве П.Б. Граф Витте: Опыт характеристики.-Москва: , — 7 с.  

Издание доступно на сайте Национальной электронной библиотеки.

В начале 60-х годов ХХ века в издательстве «Соцэгиз» вышло в свет трехтомное издание «Воспоминаний». Несмотря на то, что «Воспоминания» переиздавались в последующие годы множество раз, многие исследователи считают трехтомник 1960 года классическим. Издание имеет солдное вступление А.Л.Лебедева, детальные и точные комментарии и полноценные сопроводительные статьи историков. Именно с ним работают все специалисты, на него ссылаются историки, цитирующие Витте.

Вигге СЮ. Воспоминания: в 3-х т. –Москва: Соцэгиз., 1960.

К личности Витте и его трудам активный интерес сохраняется и по сей день. Предлагаем вниманию читателей следующие издания:

Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте и его время.-Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2000.-430 с.

Подробная академическая биография С.Ю.Витте. Особое внимание уделено внутри- и внешнеполитической деятельности Витте, особенно его роли в событиях 1905-1906 годов. Книга оригинальным исследованием, построенным на ранее неиспользованных архивных данных, в том числе американских.

Бабаев С.А. Эволюция внешнеторговых связей России на рубеже XIX-XX веков (период реформ С.Ю. Витте) //Высшее образование сегодня.-2010.-№ 3.-С. 85-89.

В статье рассматривается совокупность конкретных экономических отношений, возникающих в развитии внешнетор­говых связей в условиях проведения трансформационных реформ российской экономики.

Полный текстдоступен в Научной электронной библиотеке elibrary.ru

Болотов С.А. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте в области финансов и налогов//Международный бухгалтерский учет.-2012.-№ 21 (219).-С. 56-64.

В статье рассматриваются идеологические и теоретические воззрения Витте. Огромный практический опыт, полученный в ходе создания промышленного комплекса Российской империи в тот период, может быть использован в условиях современной России.

Статья доступна для изучения в Научной электронной библиотеке elibrary.ru

Долакова М.И. Финансово-экономические реформы С.Ю. Витте// Вестник Московского городского педагогического университета.-Серия: Исторические науки.-2015.-№ 1 (17).-С. 15-20.

Автор анализируют реформаторские идеи и деятельность С.Ю. Витте. Особое внимание уделяется финансовой политике и налогообложению. В статье рассматривается сущность и содержание финансово-экономических реформ С.Ю. Витте. Показано, на основе каких нормативных актов осуществлялись эти реформы.

Рассмотрены ключевые моменты стратегии Витте, определяющие его реформаторскую деятельность.

Статья доступна для изучения в Научной электронной библиотеке elibrary.ru

Елизаров М.В. государственные реформы в России: «система» Витте// Познание стран мира: история, культура, достижения.-2013.-№ 3.-С. 49-55.

Статья посвящена рассмотрению программы мероприятий по реформированию и модернизации экономики царской России на рубеже XIX-XX веков, предложенной Сергеем Витте, выдающимся министром финансов и государственным деятелем того времени.

Статья доступна для изучения в Научной электронной библиотеке elibrary.ru

Жуйкова Т.Н. Общинная форма землевладения и С.Ю. Витте //Вестник Воронежского института МВД России.-2010.-№ 1.-С. 127-130.

Приведёнан ализ взглядов министра финансов С.Ю. Витте на общинную форму землевладения, существовавшую в Российской империи. На основе изученных историческихдокументов показана его позиция в аграрном вопросе нарубеже XIX—XX вв.

Статья доступна для изучения в Научной электронной библиотеке elibrary.ru

Карабущенко П.Л. Имперские элиты россии в «Воспоминаниях» графа С.Ю.Витте//Вестник Новгородского государственного университета.-2015,- №87. Ч.2.-С.16-19.

Автор заглядывает на страницы «Воспоминаний» одного из самых талантливых политических деятелей последнего поколения русской имперской элиты и выясняет, как Витте описывал и характеризовал тогдашний правящий социально-политический слой.

Кротов Н.И. Экономика Витте. Руководство к действию //Обозреватель.-2012.-№ 5 (268).-С. 100-106.

В эссе рассматриваются идеологические и теоретические воззрения видного государственно деятеля Российской империи графа С.Ю.Витте. Огромный практический опыт, полученный при создании промышленного комплекса Российской империи, должен быть использован в условиях современной России. Главной отличительной чертой деятельности С.Ю.Витте являлось неприятие в качестве теоретических основ постулатов

неоклассической экономики, характеризующей его позицию как государственного деятеля, работающего на благо всего народа.

Публикация доступна для изучения в Научной электронной библиотеке elibrary.ru

Мерцалов А.А Витте как государственный деятель и исследователь общественных отношений //Среднерусский вестник общественных наук.-2008.- № 1(6).-С. 113-114.

Анализируеся историко-экономические исследования Витте в области государственного строительства.

Полный текст доступен в Научной электронной библиотеке elibrary.ru

Сергей Юльевич Витте — одно из ярчайших имен, оставивших глубокий след в истории, экономике, политической и общественной жизни России конца XIX — начала XX века. Великий реформатор и активный государственный деятель, он был истинным патриотом своей страны и стремился привести ее к процветанию и благополучию.

Все издания, представленные на выставке, можно получить в Центре правовой информации.

Количество прочитавших: 1788 Обновлено 21.07.2019 11:56

Переосмысление истории | Новости | Университет Вандербильта

Фрэнк Висло исследует, как мы относимся к России и ее лидерам через два десятилетия после окончания холодной войны

 

 

 

 

 

Фрэнк Висло, адъюнкт-профессор истории (Джон Рассел/Вандербильт)

 

 

 

 

Когда Советская Россия распалась в конце 1980-х и начале 1990-х годов, у Фрэнка Висло и других российских историков возникла проблема.

Когда «империи зла» президента Рейгана не стало, было труднее заставить людей интересоваться российской историей. Финансирование российских исследований начало иссякать. Регистрация отклонена. Факультеты русистики по всей стране столкнулись с сокращениями.

Вцисло, доцент истории, резюмировал свою дилемму так: «Если я больше не описываю врага, то что я делаю?

«Историки не должны действовать с точки зрения настоящего, диктующего интерпретацию прошлого, но мы узнали из целого ряда постмодернистских событий, что именно это начинает происходить», — сказал он.

Результат? Текущая работа Висло с мемуарами Сергея Витте, крупного влиятельного деятеля в имперской России, превратилась из простой биографии в нечто иное. Биография по-прежнему имела место, но не менее актуальными были и более аморфные вопросы — пол, культура, формирование идентичности.

Витте (1849–1915), имея время в запасе после того, как в конце жизни был отстранен от власти, написал более 3000 страниц воспоминаний в двух отдельных рукописях. Висло отмечает, что он часто уходил от строго биографических вопросов к длинным развлечениям.«Сначала я обозначил их как «касательные», — сказал он. «Тогда я просто пометил их как «вентиляционные отверстия», потому что они были такими».

Среди «отдушин» были дискуссии о евреях, граничащие с антисемитизмом, и довольно пылкая оценка телосложения коллеги-мужчины.

«Это был человек огромного роста, с плечами шириной почти в сажень (2 метра), и у него была талия, которой позавидовала бы любая молодая женщина», — пишет Витте в одном из своих воспоминаний. «Я хорошо помню его лицо, потому что его крайняя бледность ошеломила меня.

Такие отступления не означают, что Витте был гомосексуалистом, сказал Висло, «но интересно исследовать маскулинность и гомоэротизм в то время и в том месте». Он также сомневается, что Витте был антисемитом, но говорит, что комментарии Витте о евреях дают нам «окно в представление о преобладавших взглядах русских в 1870-х годах и о том, как они взаимодействовали с евреями в десятилетие после отмены крепостного права».

Книга Висло « рассказа об императорской России: жизнь и времена Сергея Витте, 1849–1915» не пренебрегает биографией и достижениями Витте.Его строительство Транссибирской магистрали, переход России на золотой стандарт и визит в Америку для переговоров по Портсмутскому договору — все это освещается.

«[rquote]Подумайте о том, какая сила воображения потребовалась человеку, называвшему себя математиком-философом, чтобы работать над железной дорогой, которая как технология была Интернетом 19-го века», — сказал Уцисло.[/rquote] «В В то время, когда Россия была еще самой отсталой из великих держав, одна железнодорожная колея позволяла Витте представить Россию могущественной, развитой и индустриализированной.

История жизни Витте изобилует интересными противоречиями. Несмотря на то, что он был убежденным монархистом, Витте оказал влияние на то, что убедил царя расстаться с неограниченной властью, создать Думу (российский парламент) и разрешить написать и ввести в действие ряд основных законов. Витте был одержим властью, но верил в способность людей мирным путем изменить статус-кво.

«Он был очень рискованным человеком, — сказал Висло. «Его план модернизации России был гигантским броском костей.Он мог широко видеть проблемы и сочетать это восприятие с действиями. … Он обладал удивительной интеллектуальной силой».

В Соединенных Штатах Витте часто сравнивают с Михаилом Горбачевым, который провел масштабные экономические и политические реформы, будучи последним главой государства в СССР. Но Висло нашел гораздо более интригующее сравнение с современной Россией.

«Если вы сегодня поедете в Россию, там вообще не хотят говорить о Советском Союзе», — сказал Висло. «Они очарованы идеей, что сегодняшняя Россия — это продолжение мира, существовавшего и каким-то образом искусственно прерванного революцией 1917 года.

Первое интервью Висло по поводу книги было дано российскому информационному агентству, которое хотело, чтобы он прокомментировал, что подход Витте имеет много общего с «более предприимчивой, капиталистической экономикой современной Российской Федерации».

«Люди в Соединенных Штатах одержимы Путиным и его авторитарным стилем руководства, который россияне считают ужасно провинциальным с нашей стороны, — сказал он. «Пресса менее свободна, а правительство снова авторитарно. Это совсем не шокирует россиян.Это шокирует американцев».

В конце концов, Витте был «поглощен» авторитарной системой, в которой он так долго процветал, сказал Висло.

«Они угнали его в ссылку и лишили эликсира (силы), которого он жаждал», — сказал Висло о царе Николае и его жене Александре, последних русских монархах. Но Николай и Александра были свергнуты с престола и убиты во время русской революции 1917 года, через два года после мирной смерти Витте.

«Итак, кто смеялся последним?» — спросил Висло.

Видеозапись рассказа Фрэнка Висло об истории России доступна на сайте Vanderbilt News.

 

Перейти к основному содержанию Поиск