Правление Лжедмитрия 1 | Захват власти с помощью поляк
Испекли Самозванца в польской печке, а вот заквасили его в России.
КлючевскийИстория Лжедмитрия берет свое начало в 1601 году в Польше. 1 ноября 1601 года к польскому королю Сигизмунду 3 пришел папский нунций и уведомил его о том, что в имении Адама Вишневецкого появился россиянин, который называет себя царевичем Дмитрием, выжившим после Углича, и который сейчас намеревается вернуть себе российский престол с помощью татар и казаков. Король приказал привести претендента в Краков для удостоверения его личности. Состоялась встреча, во время которой молодой человек, называвший себя царевичем Дмитрием, выказывал готовность перейти в католичество и начать подготовку к походу в Россию.
Примерно в это же время о самозванце стало известно и в России. Борис Годунов прямо обвинил бояр в том что самозванец это их рук дело и результат их интриги. Было названо и конкретное имя предателя — Григорий Отрепьев. Это имя было связано Годуновым с Романовыми. Показательно, что бороьбу с самозванцем Годунов доверил тем боярам, которые ненавидели Романовых: Шуйские, Галицыны и Мстиславские.
Лжедмитрий 1 это Григорй Отрепьев?
Царь Лжедмитрий 1Кем был самозванец Лжедмитрий 1? Версия что это был Григорий Отрепьев мягко говоря сомнительная. Отрепьев никак не тянул на роль самозванца, потому что Григорию было уже за 30, а самозванцу было чуть более 20 лет. Следовательно разница 10-12 лет. Да и прямых доказателсьтво того, что это одно и тоже лицо,нет. Поэтому следует различать Лжедмитрия 1 и Отрепьева, поскольку достоверных сведений о том, что это одно и тоже лицо, в истории России нет.
История Григория Отрепьева такова. Его отец был сотник, которого по пьянке зарезали в драке. Гришка с молодых лет был очень способным человеком. У него был хороший почерк, он переписывал книги, отличался большим артистизмом, поступил на службу к Романову старшему, принимал участие в сражении на подворье Романовых в 1600 году, и спасаясь от виселецы.
Нужно сказать что Романовы очень здорово подчистили историю России за столетия своего правления. Многие документы того времени историки называют откровенными подделками. Поэтому вероятность, что Самозванец был Отрепьевым есть, но она крайне невелика. Но каким было на самом деле правление Лжедмитрия 1 и кем он был — достоверно мы до сих пор не знаем. И скорее всего никогда не узнаем.
Связь Лжедмитрия с семьей Мнишек
Оказавшись в Польше Лжедмитрий влюбился в дочь местного воеводы Марину Мнишек. Ее отец, Юрий Мнишек, был человек вороватый (его не раз на этом ловили). Поэтому Лжедмитрий обещал тому:
- Отдать Марине в полное владение Новгород и Псков
- Способствовать переходу своих будущих подданных в католичество.
Это были условия сделки между Лжедмитрием и семьей Мнишек. После этого состоялась помолвка. Поляки начали готовиться к походу. Очень интересно что Сигизмунд 3 от похода Лжедмитрия 1 в Россию дистанцировался, сразу же и написав письмо Борису Годунову о том, что здесь есть самозванец, который собирает людей, но это все волонтеры, а Сигизмунд 3 к этому отношения не имеет.
Начало похода на Россию
13 октября 1604 года войско Лжедмитрия отправилось в поход в Россию. Войско состояло из поляков 2000 донских запорожских казаков , которые и форсировали Днепр. Какие меры предпринял Борис? Он отправил к Марии Нагой человека и Мария (то есть мать Дмитрия) сделала заявление о том, что Дмитрий действительно погиб в Угличе, а на Россию идет самозванец. В Литву отправили дядю Отрепьева, чтобы он разоблачил племянника, но его не допустили к Лжедмитрию.
Карта движения Лжедмитрия
Движение войск ЛжедмитрияТем временем армия Лжедмитрия легко занимала территорию за территорией. Народ, особенно казаки, которые ненавидели Годунова радостно встречали его и говорили: «Встает наше красно солнышко, возвращается к нам Дмитрий Иванович!». И всего за 2 недели под властью Лжедмитрия оказались огромные территории под бассейном Десны и Северского Донца до верховьев Оки. Из крупных городов были взяты Моравск и Чернигов. То есть почти вся южная Русь поднялась против Годунова. Это был не столько успех Лжедмитрия, сколько поражений Годунова. Тут уже стало понятно, что ачало правления Лжедмитрия 1 в россии это просто вопрос времени.
Бояре встают на сторону Лжедмитрия и Польши
В то время, как наставниками сына Годунова стали Пётр Басманов и Богдан Бельский (тот самый, которому выщипали по одному волосу из бороды), клан годуновых очень быстро утратил контроль над армией. А Басманов устроиз заговор против Годуновых. Царские войска бежали из под Кром, а самозванец, который уже спешил бежать из России, вернулся и начал двигаться на Москву. 1 июня посланец Лжедмитрия Гаврила Пушкин (предок поэта) прибыл в село Крсное под Москвой и подняли давно назревшее антигодуновское восстание. Богдан Бельский, который был главным следователем по делу о смерти Дмитрий в Угличе, и который клялся до этого, что Дмитрий умер, здесь всенародно сказал, что он лгал, потому, что он спас царевича, которого хотел извести мерзавец Годунов. Но Бельский спас мальчика.
Этому же присягнул и Василий Шуйский, сказав, что узнает царевича Дмитрия. Самое главное — своего сына узнала Мария Нагая, которая до этого дважды клялась в том, что ее сын умер и похоронен. Федора Годунова и его жену арестовали и поместили в дом к малюте Скуратову, где вскоре их задушили.
Въезд самозванца в Москву
20 июня 1605 года москвичи с восторгом встречали торжественно въезжавшего в город Лжедмитрия (естественно, мы сейчас говорим, что это Лжедмитрий, а тогда народ встречал Дмитрия Ивановича). Новый царь сразу вернул ко двору Романовых и других бояр, которые пострадали при Годунове. Федор Романов, отец будущего царя Михаила, был также возвращен и назначен патриархом Ростовским. Фактически именно с 20 июня началось правление Лжедмитрия 1 в Москве.
8 мая 1606 года Лжедмитрий повенчался с Мариной Мнишек. Это произошло в пятницу и на Николин день, что было против устава православной церкви. В тоже самое время самозванец не спеши выполнять свои обещания перед поляками. Он не превратился в польского ставленника, и вообще (что удивительно) вел себя как природный царь, как будто он всю жизнь был царем: он прекрасно знал этикет, говорил на иностранных языках, называл себя императором задолго до Петра 1, выступал за расширение контактов с Западом, установил бесплатные суды. Боярам Лжедмитрий не нравился в виду своей большой активности, а также в виду того, что он максимально стал отдалять бояр от управления страной.
Конец правления Лжедмитрия 1
Лжедмитрий 1 не выполнил свои обещания полякам и не стал своим для московских бояр. Поэтому к лету 1606 года он оказался в вакууме. У Лжедмитрия больше не было поддержки за рубежом. Этим и решили воспользоваться бояре, устроив заговор. Его организовали Шуйские. Но заговор был раскрыт, а Шуйские были арестованы. Судьи приговорил Василия Шуйского к казни.
Но по просьбе в Марии Нагой и других влиятельных бояр Лжедмитрий не только помиловал Василия Шуйского, но и полностью его простил. В результате Шуйский остался там где он и был, и тут же начал плести второй заговор. 16 мая 1606 года Шуйские пустили слух об опасности царю от поляков, а сами под шумок вошли в кремль 17 мая. Басманова и самозванца убили (нужно понимать, что это был тандем). Изуродованный труп Лжедмитрия оставили на лобном месте, привели Нагую, у которой в очередной раз спросили — ее это сын или нет. Она мастерски вывернулась, сказав: «Теперь, какой есть, — конечно не мой». Тело Лжедмитрия сожгли, прах забили в пушку и выстрелили в сторону Польши. Марина Мнишек бежала из Москвы.
Преодоление Смуты и укрепление российской государственности. Электронный проект.
№ 35
1608 г. июля 6. «Перемирное письмо» царя Василия Ивановича Шуйского польскому королю Сигизмунду III.

Российский государственный архив древних актов.
Ф. 389. Литовская метрика. Оп. 1. Ч. 2. № 596. Л. 1–14. Список.
Публикации: Письмо В. Шуйского королю с известием о заключении перемирия с послами Речи Посполитой / Публикация И.О. Тюменцева, С.В. Мирского // Мининские чтения: Сборник научных трудов по истории Восточной Европы в XI–XVII вв. Нижний Новгород, 2011. С. 44-63(по копии из Государственного архива Швеции).
Посланники князь Г.К. Волконский и дьяк Андрей Иванов были отправлены в Польшу 13 июня 1606 г. Они должны были объяснить обстановку в России, обличить Лжедмитрия I, требовать удовлетворения за кровопролитие и расхищение царской казны, но вместе с тем известить, что царь Василий не хочет войны с Польшей. Польский король обещал в скором времени отправить своих посланников в Москву: в октябре 1607 г. сюда приехали С. Витовский и князь Я. Друцкий-Соколинский с поздравлением царя Василия с восшествием на престол и с требованием отпуска прежних послов, прибывших еще при Лжедмитрии I, – Н. Олесницкого, А. Гонсевского и всех других поляков. Переговоры длились до 17(27) июля 1608 г., (точная дата установлена И.О. Тюменцевым и С.В. Мирским) когда посланники заключили перемирие на три года и 11 месяцев на условиях соблюдения прежних границ, отпуска всех поляков, в том числе Ю. Мнишка с дочерью, и всех русских из Польши, отзыва поляков, поддерживающих самозванца, увещевания поляков отказаться от похода в Московское государство. Мнишек обещал не выдавать дочь за Лжедмитрия II, Марина – не называться московской государыней. Послы именем короля обязались отозвать подданных Речи Посполитой из Тушинского лагеря на родину. Польский король не ратифицировал этого соглашения и уже в ноябре 1608 г. заявил, что считает его утратившим силу. Сигизмунд III не принимал участия в подготовке похода нового самозванца, однако, видя его успехи, дал приказ готовить войско для вторжения в Россию. В связи с угрозами нашествия царь Василий Шуйский поспешил закончить переговоры с польскими послами. Послы, томившиеся в России в течение двух лет, подписали документ о перемирии, однако оно оказалось сразу же нарушенным вторжением в Россию войска Яна Петра Сапеги.
Мнишки дали слово, что покинут пределы России, но выехав из Ярославля, уже в начале сентября оказались в Тушинском лагере Лжедмирия II.
Выписка:
«(Л. 1) Божиею милостию мы великий господарь царь и великий князь Василей Иванович всее Роси самодержец… //(Л. 2) …Што присылал до нас до великого господаря вы великий господарь Жигмонт Третий… посланников своих… поздоровять нас великого господаря на наших великих господарствах и о тех речах мовить, о которых речах мы великий господарь приказывали к вам Жигимонту королю с посланники нашими з дворянином и намесником Елатомским с князем Григорьем Константиновичем Волконским да з диаком Андреем Ивановым, што вчинилосе нашим великим господарством з вашое стороны в перемирные лета мимо прысег и о выпшенье з нашого господарства воеводы Сендомирского Юрью Мнишка з сыном и з дочерью и с прыятелы его и инных всих людей ваших…»
Борис Годунов и террорист | Журнал Американского музыковедческого общества
Skip Nav Destination
Исследовательская статья|
01 апреля 2017 г.
Эмили Фрей
Журнал Американского музыковедческого общества (2017) 70 (1): 129–169.
https://doi.org/10.1525/jams.2017.70.1.129
- Просмотры
- Содержание артикула
- Рисунки и таблицы
- Видео
- Аудио
- Дополнительные данные
- Экспертная оценка
- Делиться
- Твиттер
- MailTo
- Инструменты
Получить разрешения
Иконка Цитировать Цитировать
- Поиск по сайту
Цитата
Эмили Фрей; Борис Годунов и Террорист. Журнал Американского музыковедческого общества 1 апреля 2017 г.; 70 (1): 129–169. doi: https://doi.org/10.1525/jams.2017.70.1.129
Скачать файл цитаты:
- Рис (Зотеро)
- Менеджер ссылок
- EasyBib
- Подставки для книг
- Менделей
- Бумаги
- КонецПримечание
- РефВоркс
- Бибтекс
В этой статье опера Мусоргского « Борис Годунов » рассматривается в свете вспышки политического насилия в России в 1860-х и 1870-х годах. Пытаясь осмыслить идеологически мотивированную атаку Дмитрия Каракозова на Александра II в 1866 году, русские искали параллели в литературе, где такие авторы, как Достоевский и Тургенев, начали исследовать психологию идеологической приверженности, и в истории Смутного времени (159).8–1613), служащий особенно важной точкой отсчета. «Борис Годунов» , над которой Мусоргский начал работу в 1868 году, объединила эти два направления: действие оперы, действие которой происходит в Смутное время, представляет собой выскочку Самозванца Дмитрия, историческую фигуру, в которой некоторые писатели видели предка современного политического террориста. Но отношение Мусоргского к персонажу Самозванца резко расходится в его двух версиях Бориса Годунова , что предполагает смещение представлений о роли этого персонажа как в опере, так и в истории. Первая попытка Мусоргского создать образ на каждом дюйме создала Самозванца, неустрашимого «нового человека» русской литературы; проявляя небольшую субъективность, помимо своей одержимости своим делом, Претендент 1869 г.вылетает из окна таверны во втором действии и после этого существует только как музыкально-драматическая идея. Однако в редакции оперы Мусоргского 1872 года Самозванец снова появляется в Польше, где и его самоопределение, и его упорный речитативный стиль легко затмеваются трехметровой мелодичностью Марины Мнишек.
Подобно Ратмиру в Руслане и Людмиле в заколдованном саду, этот Самозванец забывает о своем деле, но участвует в самой восхитительной музыке оперы. Опираясь на широкий спектр литературных и исторических работ, эта статья исследует участие Мусоргского в острой современной дискуссии о личных последствиях абсолютной приверженности идее и ограничениях индивидуальной свободы действий.
Ключевые слова:
опера, литература, Россия, Мусоргский, политика, терроризм
В настоящее время у вас нет доступа к этому содержимому.
У вас еще нет аккаунта? регистр
Лжедмитрий 1 царь или нет. Коллегия Лжедмитрия I
Явление самозванства в России имеет глубокие психологические корни. Во-первых, несокрушимая вера в «доброго царя» или господина. Во-вторых, искреннее сочувствие гонимым и обиженным, особенно если они слабы и беззащитны, не могут за себя постоять. В-третьих, готовность встать под знамена якобы чудом выжившего законного наследника престола, когда само имя является паролем и знаменем. И, наконец, в-четвертых, укорененность таких черт русской ментальности, как стремление к духовной свободе, авантюризм, расчет на «авось» и благосклонность «дамы удачи». Однако стремительное восхождение, как закат звезды Лжедмитрия I, стало лишь неким прологом в череде все новых и новых самозванцев.
Биография Лжедмитрия I (15?? — 1606г)
Смерть бездетного царя Федора Ивановича, а также странная смерть в Угличе младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, обострили борьбу за царский трон до предела. Победителем в этой битве стал зять царя Борис Годунов. Молва упорно обвиняла его в заказном убийстве несовершеннолетнего князя. И что бы ни делал Борис для поднятия собственного имиджа в глазах народа, клеймо цареубийцы преследовало его до конца. Так что все было готово к появлению самозванца. По наиболее укоренившейся в историографии версии, имя царевича Дмитрия присвоил себе беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Эта версия представлена Н.М. Карамзиным и образно обыграна А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов».
Этот мужчина не был красивым; скорее, его можно назвать некрасивым: большие бородавки на лице, непропорциональное телосложение, рыжие волосы. Лжедмитрий начал свое восхождение к власти с Польши. Несколько крепостей сдались ему без боя. Борис Годунов внезапно умирает. По большей части войска переходят на сторону самозванца. Ближайшие родственники Годунова, в частности, сын Федор, были убиты восставшими московскими людьми. В конце июня 1605 года Лжедмитрий вступил в Москву.
Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I
Кратковременное правление Лжедмитрия ознаменовалось усилением «польской партии» при русском дворе, возвращением из ссылки всех жертв при Борисе Годунове, удвоением жалованья для обслуживания людей. Самозванец был невероятно щедр на милость. Наделы были конфискованы у монастырей. Взяточничество (т.е. взяточничество) запрещалось специальным указом. Положение крепостных улучшилось. Новый царь повелел Боярской думе именоваться Сенатом. Он был доступен для общения с простыми людьми, рассматривал прошения и давал регулярные аудиенции. Лжедмитрий объявил себя императором, или кесарем. Традиция абсолютного самодержавия, таким образом, сохранялась и укреплялась. Созданная Тайная канцелярия, состоявшая из поляков, отвечала за личную безопасность короля. Были сняты все ограничения на передвижение внутри страны и выезд за границу. Назревала война с турками.
Лжедмитрий был веротерпим и стремился европеизировать Россию. В жены он взял дочь польского воеводы Мнишки — Марину. Народ любил нового царя, хотя сомнения в законности его власти оставались. Этим воспользовались бояре во главе с Василием Шуйским. В результате заговора Лжедмитрий был убит. Тело его сожгли, а пушку зарядили пеплом и выстрелили в сторону Польши, откуда он попал в Россию.
Наложницей Лжедмитрия была единственная оставшаяся в живых из рода Годуновых — Ксения. Лишь незадолго до приезда невесты царь приказал сослать свою любовницу в один из отдаленных монастырей.
Надругательство над телом Лжедмитрия показало, как непостоянны были люди в своих симпатиях: на лица умерших надевали карнавальную маску, в рот вставляли трубку и еще три дня мазали труп дегтем, посыпали песком и плюнул на это. Это была «коммерческая казнь», которой подвергались только лица «подлого» происхождения.
В мировой истории немало примеров, когда самозванцы захватили власть в той или иной стране, выдавая себя за настоящих правителей. Были такие случаи в России. Первый из них произошел в 1605 году, когда на московском престоле появился Лжедмитрий 1. Биография этого исторического деятеля содержит множество противоречивых фактов. Некоторые историки приписывают ему царское происхождение, но большинство ученых склоняются к тому, что человек, объявивший себя чудесным образом спасенным младшим сыном Иоанна IV Грозного Дмитрием, является авантюристом, обладавшим хитростью и завидным умом.
Происхождение и юность самозванца
Кем на самом деле был Лжедмитрий 1? Краткая биография этого человека не содержит много сведений о его жизни до восшествия на престол. В официальной истории принято считать, что Лжедмитрий 1 родился примерно в 1581 году в Галиче (Костромская волость). При рождении самозванца звали Юрием (Юшкой), а отцом его был дворянин из обедневшего литовского рода Нелида Богдана Отрепьева. Приехав в молодости в Москву, юноша поступил на службу в один из орденов. Поработав некоторое время, Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григория. Это произошло в . В Юшкин монастырь он пошел не из великой веры, а во избежание расправы, потому что в мирской жизни воровал, пил и не слушал отца.
Через год после пострижения в монахи Григорию удалось поселиться в Чудовом монастыре в Москве. Будучи грамотным и обладая каллиграфическим почерком, юноша получил в нем должность книжного переписчика. Именно здесь Отрепьеву приходит в голову идея выдать себя за безвременно ушедшего из жизни наследника московского престола царевича Дмитрия. Григорий был примерно ровесником младшего сына Иоанна IV и даже походил на него.
Описание внешности Отрепьева
Характеристика Лжедмитрия 1, оставленная современниками, свидетельствует о том, что он был ниже среднего роста, необыкновенно широк, с короткой шеей и разной длины руками. Красавцем этого мужчину назвать нельзя: его «украсили» крупные бородавки и большой нос, напоминающий башмак. Он был угрюм и задумчив, но обладал недюжинной физической силой и легко мог голыми руками согнуть подкову.
Жизнь в Польше
Как сложилась судьба человека, вошедшего в историю как Лжедмитрий 1? Краткая биография его свидетельствует, что в 1602 г. он был обвинен в краже и бежал из монастыря. Некоторое время мошенник пробыл в Киеве, а затем переехал в Польшу и тайно принял католическую веру. Там он провозгласил себя законным наследником российского престола и заручился поддержкой царя. В благодарность за то, что он поможет ему завладеть московским престолом, Лжедмитрий 1 пообещал отдать Речи Посполитой часть западнорусских земель. Самозванец также заручился поддержкой воеводы Ежи Мнишека, пообещав жениться на его дочери Марине, подарить города Псков и Новгород и выплатить 1 миллион злотых.
Наступление на русские города и захват власти
Лжедмитрий 1 вместе с трехтысячным польским войском начал свой поход на русские земли осенью 1604 г. В связи с недовольством местного населения внутренней политикой Бориса Годунова, бывшего фактическим правителем государства при тщедушном сыне Ивана Грозного, Отрепьеву быстро удалось подчинить себе ряд русских городов и обосноваться в Путивле. Именно здесь Лжедмитрий поселился со своим правительством. 1. Краткая биография самозванца содержит факты, подтверждающие, что народ поддержал нового правителя, веря, что перед ним чудом спасся сын Иоанна IV, и он наведет порядок в их землях.
В апреле 1605 года Борис Годунов скоропостижно скончался и наследником престола был провозглашен его сын Федор. Однако долго удержаться у власти ему не удалось: через несколько недель он был свергнут сторонниками Лжедмитрия. Официально воцарившись на престоле 20 июня 1605 года, самозванец приказал убить Федора и его мать, а сестру Ксению сделал своей наложницей, а затем отправил ее в монастырь.
Чтобы народ наконец поверил, что перед ним настоящий наследник престола, авантюристу была назначена встреча с Марьей Нагой, матерью Дмитрия. Женщина узнала своего сына в стоявшем перед ней мужчине. Позже, уже после смерти Отрепьева, она отреклась от своих слов, признавшись, что ее сторонники заставили ее солгать.
Характеристика внутренней политики Лжедмитрия 1
Придя к власти, новоиспеченный правитель официально запретил взяточничество, приказал вернуть из ссылки пострадавших от Годунова людей, реорганизовал армию, увеличил жалованье всем, кто был на службе. Самозванец облегчил ему участь, освободил юг России от налогов и отобрал земли у монастырей.
Внутренняя политика Лжедмитрия 1 была направлена на усиление польского влияния во всех сферах жизни государства. Он заложил строительство церквей, раздал простому народу иностранные увеселения, организовал Тайную канцелярию, в которую вошли поляки. При самозванце Боярская дума была переименована в Сенат, а возле Кремля началось строительство деревянного дворца с тайными ходами. Во внешней политике Лжедмитрий 1 руководил подготовкой к войне с турками, в которой был заинтересован Сигизмунд III.
Свадьба Отрепьева с Мариной Мнишек и его убийство
Очень скоро Лжедмитрий лишился поддержки народа. Биография его свидетельствует о том, что он очень развлекался, любил охоту и красивых женщин. Недовольство православных вызвал брак правителя с Мариной Мнишек, заключенный по католическому обряду. Во время празднования в Москве собралось много поляков, которые, изрядно напившись, грабили прохожих и врывались в дома местного населения.
17 мая 1606 года, в разгар свадьбы, князь Василий Шуйский, стремясь захватить престол, поднял восстание в Москве, в результате которого Лжедмитрий 1 и его сторонники были убиты. Люди, разгневанные самоуправством самозванца, долго глумились над его телом, а затем сожгли его и, зарядив пушку пеплом, выстрелили из него в сторону Речи Посполитой. Так бесславно закончился Лжедмитрий. Краткая биография этого поучительного рассказа о том, что случается с самозванцами.
Биография Лжедмитрия 1 до сих пор будоражит умы историков. Самозванец, сумевший захватить трон, был удивительным человеком. Воспользовавшись смутой в России, Лжедмитрий под покровительством польского правителя Сигизмунда стал царем великой державы.
Григорий Отрепьев — настоящее имя Лжедмитрия Первого. Он произошел от рабов. Григорий получил хорошее образование, и отец выбрал для сына сан. Григорий решил не подчиняться судьбе и в 1601 году бежал из Чудова монастыря. Неудавшемуся монаху помогло удачное стечение обстоятельств. Он нашел поддержку в лице папы римского и правителя Польши. Первому он обещал распространение католической веры на Руси, а второй соблазнился мыслью, что в его руках будет внутренняя политика сильной державы.
Поход Лжедмитрия 1 на Москву был хорошо продуман. И тяжелый для России период, когда народ страдал от голода, а аристократия была недовольна политическими взглядами действующей власти, сыграл на руку самозванцу. С небольшим отрядом воинов вступил Григорий Отрепьев в русскую землю. А так как он называл себя законным наследником престола, чудом оставшимся в живых царевичем Дмитрием, его отряд постоянно пополнялся за счет крестьян, переходивших в его войска. Внезапная смерть стала для Григория счастливым знаком. Поэтому свержение Федора, еще не успевшего закрепиться на престоле, было легкой задачей. 30 июня 1605 года Лжедмитрий вступил в Москву. Его коронация состоялась на следующий день. Так произошло воцарение Лжедмитрия 1 — первого из самозванцев в русской истории.
Годы правления Лжедмитрия 1 были недолгими. Он пробыл на престоле 11 месяцев. Он начал свое правление с того, что «забыл» выполнить обещания, данные ему папой. Трудно себе представить, как русский народ, веками воспитанный на православной вере, мог проститься с ней. Это самозванец понял. И так сполна постарался отблагодарить своих польских покровителей. Он не только опустошил российскую казну, возвращая долги, но и женился на Марии Мнишек. Этого русские бояре не терпели.
Правление Лжедмитрия 1 закончилось так же быстро, как и началось. Бояре во главе с Шуйскими организовали заговор. Они не могли спокойно смотреть, как новоиспеченный правитель опустошает казну, раздавая деньги за границу. А так как денег иногда не хватало, то крестьяне больше всего заботились о ежемесячных поборах. Ведь им обещали вернуть день Юрьева, который, разумеется, Лжедмитрий не возродил. А кроме того, он еще и увеличил срок розыска беглых крестьян с пяти до шести лет. Недовольство окружало царский трон со всех сторон. Поэтому, когда в Польше появился очередной самозванец, Лжедмитрий 2, его с радостью поддержали все слои населения. 17 мая 1607 года в результате заговора дворян Шуйских Лжедмитрий 1 был убит. И чтобы показать, как народ относится к самозванцам, его праху не давали покоя. Тело лжеца сожгли, а прах смешали с порохом. А останки бывшего правителя были заправлены в пушку и полетели в сторону Польши, откуда родом самозванец.
Сила Дмитрия была не столько в его войске, сколько в авторитете его имени. Люди в районах, куда он входил, были в замешательстве: одни считали его настоящим князем, другие присоединялись к нему, чтобы противостоять Борису. Однако не неразбериха в пограничных областях, а недружественное или откровенно враждебное отношение к Борису со стороны стольких бояр и воевод подорвало дело царя.
Некоторые из этих бояр и воеводы, без сомнения, участвовали в заговоре, породившем этого самозванца. Воевода Михаил Глебович Салтыков сказал, что с урожденным царем будет трудно воевать (имеется в виду Дмитрий). П.Н. Шереметев высказал такое же мнение о путивльском воеводе, князе Василии Михайловиче Рубец-Мосальском, сдавшем свою крепость Дмитрию, как только тот приблизился к ней.
21 декабря Дмитрий разбил московское войско под Новгород-Северским, которым командовал князь Федор Иванович Мстиславский. Вскоре после этого армия Дмитрия пополнилась новыми казаками. Свой командный пункт на некоторое время разместил в Севске Комарицкой волости. Население этой волости оказало ему сильную поддержку.
Царь Борис, однако, успел мобилизовать другое войско и поставил над ним князя Василия Ивановича Шуйского. 21 января 1605 года Дмитрий вступил в бой с московитами у Добрыничей, но потерпел сокрушительное поражение. С остатками войска он отступил к Путивлю, где ему на помощь пришли четыре тысячи казаков. Другой их отряд занял Кромы (юго-западнее Орла) в северной части Комарицкой волости.
Шуйский и его воеводы не приложили ни малейших усилий, чтобы воспользоваться своей победой и покончить с Дмитрием. Вместо этого стали наказывать жителей Комарицкой волости за поддержку, оказанную Самодзанцу. Затем, ведомые Борисом, воеводы осадили Кромы, но в решительный момент, когда все было готово к штурму, воевода М. Г. Салтыков, командующий артиллерией, отвел орудия с позиций обратно в тыл.
13 апреля царь Борис скончался после двухчасового припадка, сильного кровотечения изо рта, ушей и носа. Ходили слухи, что его отравили или что он сам принял яд. Последней версии нельзя доверять. Скорее всего, Бориса отравили.
Приход к власти Лжедмитрия 1
Москвичи без присяги присягали малолетнему сыну Бориса Федору. Федор был одаренным и умным юношей, но вряд ли он смог бы справиться с этой сложной ситуацией, так как смерть царя Бориса сделала его противников из числа бояр гораздо смелее и увереннее в себе. Федор зависел от единственного военачальника, которому доверял отец, Петра Федоровича Басманова. Федор, однако, не мог назначить Басманова командующим армией из-за традиции местничества. Поэтому Басманов стал заместителем командира (вторым губернатором). Прибыв в расположение армии, он понял, что большинство высокопоставленных губернаторов уже склонны признать претендента.
По совету М.Г. Салтыкова и двух братьев Голицыных (Василий Васильевич и Иван Васильевич), Басманов встал на сторону победителя. 7 мая все действующее войско признало Дмитрия царем. Очень немногие офицеры и солдаты отказались и бежали в Москву с главнокомандующим князем Иваном Михайловичем Катыревым-Ростовским и боярином Андреем Андреевичем Телятевским. Для царя Федора все было потеряно.
3 июня его вместе со всей семьей захватила московская мафия. Через неделю князья В.В. Голицын и В.М. Масальский, посланный Дмитрием в Москву, с помощью дворянина Михаила Молчанова, чиновника по фамилии Шелефединов и трех стрельцов задушил царицу Марию (мать Федора). Федор пытался сопротивляться, но был зверски убит. Его сестру Ксению пощадили по специальному приказу Самозванца, который планировал сделать ее своей любовницей.
Патриарх Иов был схвачен во время службы в соборе и отправлен в отдаленный монастырь. Также были арестованы и отправлены в разные места члены семьи Годуновых и еще две близкие к ним семьи, Сабуровы и Вельяминовы. Семен Никитич Годунов (начальник охранки Бориса) был задушен в ссылке.
20 июня заявитель с всеобщим ликованием въехал в Москву. Зазвенели церковные колокола. Улицы были заполнены людьми, которые восхваляли истинного короля и преклоняли перед ним колени.
18 июля бывшая царица Мария (Нагая), ныне монахиня Марфа, официально признала самозванца своим сыном Дмитрием. Она знала, конечно, что он не ее сын, но, как она потом объяснила, боялась, что ее убьют, если она откажется признать его.
Через три дня Дмитрий был торжественно коронован на царство.
Дмитрий занимал Московский престол менее года. Он был одаренным, умным и энергичным, но легкомысленным, влюбчивым и сладострастным человеком. Очарованный Мариной, он не устоял перед искушением завладеть Ксенией Годуновой. На какое-то время он даже заинтересовался ею. Слухи об этом дошли до Марины, и она написала Дмитрию гневное письмо. Ксению постригла монахиня Ольга. Страсть Дмитрия к Марине вспыхнула вновь и в конце концов убила его. Конечно, его положение было ненадежным с самого начала царствования и по другим, более серьезным причинам.
Дмитрий попал в ловушку несовместимости интересов политических, религиозных и общественных сил — национальных и международных — поддержавших его предприятие. Он щедро давал обещания всем, кто помог ему захватить трон, и теперь, когда он у него был, от него ожидали выполнения многих противоречивых обязательств. Однако он не хотел становиться орудием кого бы то ни было. Вместо этого он пытался установить собственный политический курс, для чего ему приходилось лавировать между противоборствующими сторонами всем доступным ему искусством. Но так не могло продолжаться вечно.
Во внутренней политике Дмитрий продолжил политическую линию Бориса, власть которого основывалась на поддержке средних классов российского общества, дворянства и горожан. Он был вынужден считаться с боярами и править с помощью Боярской думы (которую он на польский манер переименовал в Сенат), но начал свое царствование с чистки боярского сословия и высылки Годуновых и родственных им семей. С другой стороны, он призвал из ссылки всех бояр, выступавших против царя Бориса, в том числе и своих предполагаемых родственников Нагихов, Романовых и Богдана Вольского.
Богдан Бельский и Петр Басманов стали главными русскими советниками Дмитрия. Не менее влиятельными были два его польских секретаря, братья Ян и Станислав Бучинские. Дмитрию было важно иметь на патриаршем престоле благожелателя (Иов был снят еще до приезда Дмитрия в Москву). Вполне сговорчивый человек нашелся в лице архиепископа Рязанского Игнатия, грека с Кипра. Его поспешно возвели в сан патриарха. Преподобный Филарет (Федор Никитич Романов) был тогда поставлен митрополитом Рязанским.
Обещания Лжедмитрия 1
Удвоены наделы и денежные пособия среднему и низшему дворянству (дворянам и детям боярским) за военную службу. Простолюдины, в том числе беглые крестьяне и холопы (большая часть которых присоединилась к войску Дмитрия в конце 1604-1605 гг.), были сняты с воинских должностей.
7 января 1606 г. Дмитрий утвердил указ царя Бориса 1597 г., давший владельцам более широкие полномочия в отношении своих слуг по договору (холопских слуг).
1 февраля 1606 г. был издан другой указ о беглых крестьянах, оставивших владения, к которым они были прикреплены, потому что не получили от хозяев помощи в голод. Этим указом хозяин терял право требовать обратно беглецов, если прошло более пяти лет. Это означало, что крестьяне, уехавшие до 1601 г. в большинстве случаев в южные окраины и поселившиеся там в боярских и дворянских поместьях, должны были остаться у своих новых хозяев.
Дмитрий наградил своих главных военных сторонников в походе против царя Бориса донскими казаками, но впоследствии отказался от их услуг и взял с собой в столицу лишь небольшой казачий отряд. Казацкие вожди ожидали от Дмитрия иного настроя — они хотели играть активную роль в правительстве.
Поэтому терские казаки, не участвовавшие в походе 1604 года, выдвинули своего кандидата на престол, к которому присоединились и донские казаки. Он называл себя царевичем Петром, якобы сыном царя Федора (такого никогда не существовало).
Проучившись неделю в хорошем училище (в Гоще) и пообщавшись с западно-русскими, литовскими и польскими дворянами, Дмитрий понял важность образования и задумал посылать молодых русских за границу для обучения в заграничных университетах (в этом он снова следовал политика царя Бориса).
На некоторых испытуемых личность и поступки Дмитрия производили благоприятное впечатление. Он был доступен для народа и часто гулял по московским улицам без охраны и какой-либо помпы. Однако многие русские, особенно из высших слоев общества, критиковали его подобные манеры, вопреки господствовавшей в Москве традиции. Кроме того, и духовенство, и миряне были недовольны пренебрежением Дмитрия к Православной церкви и ее правилам. Несмотря на то, что он скрывал свое обращение в католицизм и выдавал себя за православного, он редко посещал церковные службы и не соблюдал посты. Его расположение к иностранцам, особенно к полякам, и проявленные к ним милости раздражали многих русских, которые чувствовали себя обиженными.
Враги Дмитрия, особенно бояре, умело использовали народное недовольство в пропаганде против него. Замышляя заговор против Бориса и готовя появление самозванца, они видели в Дмитрии средство свергнуть Бориса и хотели сделать из него марионеточного царя, от имени которого будут управлять Московией. Они сразу же были разочарованы, ведь Дмитрий всерьез намеревался стать правителем и обладал достаточными способностями и жизненной силой для достижения своей цели.
Тогда бояре решили, что надо избавиться от Дмитрия, пока не поздно. Уже на следующий день после въезда Дмитрия в Москву князь Василий Шуйский через своих людей тайно сообщил москвичам, что настоящий Дмитрий умер в Угличе в 159 г.1, и беспринципный самозванец занял трон.
23 июня план Шуйского был раскрыт, он был арестован и судим собором духовенства, бояр и посадов. Его приговорили к смертной казни, но Дмитрий заменил смертный приговор ссылкой. Еще до того, как Шуйский добрался до места ссылки, его простили и разрешили вернуться в Москву. Если Дмитрий надеялся своей щедростью завоевать благосклонность Шуйского, то просчитался. Этот опыт сделал Шуйского на некоторое время осторожнее, но ни он, ни другие бояре не отказались от своих планов.
Теперь они вступили в тайные переговоры с королем Сигизмундом, используя для этой цели одного из курьеров, поддерживающих связи Дмитрия с Польшей, Ивана Безобразова. Официальная миссия Безобразова состояла в том, чтобы потребовать от поляков признать притязания Дмитрия на императорский титул, но на тайных переговорах курьер сообщил Сапеге, что Шуйские, Голицыны и другие бояре не могут больше выносить напора самозванца, намерены свергнуть его и просить царя отдать Московию царю сыну своему Владиславу.
Сигизмунд через Сапегу ответил, что прискорбно слышать, что претендент, которого он считал настоящим Дмитрием, оказался самодержцем-самозванцем, и он не станет возражать против планов бояр. Что касается Владислава, то особых обещаний по этому поводу король не давал.
Дмитрий был недостаточно информирован ни о потенциальной угрозе со стороны казаков и недовольных крестьян, ни о надвигающейся опасности боярского заговора. Он был занят своими отношениями с поляками и иезуитами, стараясь не попасть в полную зависимость от них, не теряя при этом Марины. Он разочаровал иезуитов, не сумев обратить Россию в католицизм. Однако он разрешил иезуитам проводить католические службы в Москве, и они имели доступ во дворец. Он заявил о своем желании начать крестовый поход против турок с благословения папы, но потребовал от папы даровать ему титул императора, и король Сигизмунд признал его. Сигизмунд, считавший Дмитрия неким вассалом, был возмущен.
Несмотря на всю эту напряженность, иезуиты настаивали на скорейшей свадьбе Марины и Дмитрия в надежде, что Марине удастся убедить мужа не откладывать введение католицизма на Руси. В апреле 1606 года Мнишеки уехал в Москву. Отец Марины прибыл 24 апреля, а сама Марина в сопровождении пышного кортежа — 2 мая. 8 мая в Покровском соборе Кремля Марина была торжественно коронована с царицей и обвенчана с Дмитрием.
Москва на время словно превратилась в польский город. Мнишек и другие польские магнаты, прибывшие на свадьбу Марины, сопровождались огромными свитами. В Кремле и в городе кишели толпы польской знати и сопровождавших их лиц. Характерно, что на коронации Марины и на ее венчании в соборе присутствовало большинство поляков; из русских они пригласили лишь избранных, чтобы узнать. Рядовых россиян даже не пускали в Кремль.
Лишь немногие польские и литовские гости смогли разместиться в правительственных зданиях. А так как подходящих гостиниц в Москве не было, то основная масса поляков поселилась в частных домах в центральной части города (Китай-город). Они вели себя так, как будто находились в завоеванной стране. Их высокомерие оскорбляло москвичей и вызывало ненависть инородцев.
Бояре во главе с князем Иваном Ивановичем Шуйским посчитали, что момент для удара подходящий. Еще до свадьбы Дмитрия Шуйского ему удалось склонить на свою сторону стоявшую под Москвой часть Новгородского и Псковского войск. (Шуйский традиционно поддерживал тесные связи с Новгородом и имел там много сторонников.)
В ночь на 17 мая новгородцы заняли все кремлевские ворота, не давая никому войти и выйти. В 4 часа в церкви на Новгородском дворе ударил набат, на который ответили колокола всех московских церквей. Москвичи бросились на Красную площадь, где их и нашли. Шуйский и другие бояре на конях и во всеоружии. Бояре кричали толпе, что поляки замышляют против царя. Толпа, уже настроенная против поляков, бросилась к домам, где они стояли, и начались резня и грабежи.
В это время бояре бросились в Кремль и без особого труда вошли в царский дворец. (Ночью от Дмитрия осталось лишь несколько немецких гвардейцев). Во дворце оборонялся Дмитрий Басманов, вступивший в бой с захватчиками, но его тут же убили.