Что ломоносов говорил о науке: Михаил Васильевич Ломоносов | Наука и жизнь

Как Ломоносов гнусные пакости искоренял

15 апреля 1765 года от воспаления легких скончался выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Даже сегодня имя Ломоносова продолжает оставаться на слуху. Большинство наших граждан с уверенностью ответят на вопросы о деятельности Михаила Васильевича, о его вкладе в развитие науки в России. Блестящий ученый-энциклопедист, человек широчайшей эрудиции и великого таланта, он первым продвинул российскую науку того времени на очень высокий уровень. Этому человеку были подвластны практически все науки: физика и химия, география и астрономия, минералогия и почвоведение, геология, геодезия и картография, метеорология и оптика, история и русский язык… Вот как раз об истории и вкладе Михаила Васильевича в эту науку мы и постараемся рассказать.

Немцы и русская история

Так получилось, что одними из первых начали заниматься исторической наукой в России немцы. В разные годы просвещенного XVIII столетия к нам заехали такие ученые-историки, как Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) из Кенигсберга, Август Людвиг Шлёцер (1735-1809) из Гагштадта и Герхард Фридрих Миллер (1705-1783) из Херфорда. Раньше всех умерший Байер русского языка не знал, но мыслил теоретически, двое же других немцев стали изучать древние русские летописи в подлиннике, благо русский язык они изучили неплохо. В XVIII веке в России появилась Академия наук, а русских ученых было очень мало. Пришлось приглашать «варягов»-иностранцев. Заманивали их высокими жалованьями и прочими льготами, а вот проверить знания у залетных научных специалистов было некому.

Так вот, историки, занявшие нашу Академию наук, особой любви к России не испытывали, поэтому и русскую историю выдавали в своеобразном виде. Именно они стали творцами «норманской теории» происхождения Русского государства. Именно они придумали, что восточные славяне были настолько беспомощными, что свое государство не могли создать и обратились за этим к норманнам-варягам. Наши правители в эту теорию верили. И происходило это неспроста, ведь стоит только вспомнить, из кого состояло правительство. Особенно во времена Анны Иоанновны в Россию хлынул поток иностранцев. Это были не те мастеровые, ученые и специалисты, которых приглашал Петр I, а искатели приключений и легкой наживы.

Но в те далекие времена не все безропотно наблюдали, как нашу историю перевирали. Главным противником пришлых историков стал Михаил Васильевич Ломоносов.

Постоим за родину

Ломоносов еще до спора об истории попал в опалу из-за своих разногласий с немецкими учеными, составлявшими костяк Академии наук. Рассказывают, что он даже дрался с ними. На этом фоне в 1748 году в Академии наук появился Исторический департамент, и он выступил против исторических взглядов Миллера и Байера и всей «норманской теории» становления России. Михаил Васильевич высказывал свое отношение очень жестко: «Каких гнусных пакостей не наколобродит в российских древностях допущенная в них скотина». Есть версия, что высказывание это относится к Шлецеру, самому молодому среди норманистов. Ломоносова поддержали и русские ученые, которые были в академии.

Сколько Ломоносов ни «воевал» за историю России и ни требовал от немцев писать правду, они упорно писали свое. Источников по ранней истории Руси в XVIII веке было немного, сделать из них однозначный вывод о происхождении государства было невозможно. Немцы и Ломоносов, что интересно, сходились в одном. Они считали, что государство может создать один человек, и все знают этого человека. Легендарный Рюрик считался немецкими историками скандинавом, Ломоносов считал его выходцем из полабских славян, а роль варягов в создании древнерусской державы отрицал. Хитроумный русский историк Василий Никитич Татищев предлагал и компромиссный вариант: соглашаясь с иноземным происхождением отца Рюрика, он считал славянкой его мать.

Стоит заметить, что спор Ломоносова с Байером и Шлёцером обошелся без рукоприкладства и мордобоя и закончился в то время практически вничью. А вот Николай Михайлович Карамзин, считая важным европейское происхождение первоначальной династии Рюриковичей, сумел соединить свой несомненный патриотизм с выводами Шлецера. Обе точки зрения – норманистов и антинорманистов – дожили и до наших дней, но предмет спора уже совсем иной. Борьба же Ломоносова с немецким засильем в науке имела вполне положительный итог: русские ученые со временем успешно заместили должности пришлых иностранцев.

Смотрите также:

М.В. Ломоносов и становление исторической науки в России

Рейтар Его Величества: как Ломоносов в прусской армии служил

Кислые щи для императрицы: как Екатерина II у Ломоносова гостила

Что стало с давним спором «Откуда взялась Русь»?

К 300-летию М.В. Ломоносова

“…Друг, я вижу, что я должен умереть, и спокойно и равнодушно смотрю на смерть: жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии, и теперь, при конце жизни моей, должен видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мною…”

М.В. Ломоносов – Я.Я. Штелину перед смертью

4 апреля 1765 года в Петербурге неожиданно скончался после непродолжительной болезни в полном расцвете сил, в разгаре научной и художественной работы писатель и ученый, академик М. В. Ломоносов.

Смерть его произвела большое впечатление на современников. В нем ценили знаменитого русского писателя-поэта, своеобразную сильную личность, пробившуюся в первые ряды людей своего века из крестьянской среды архангельского захолустья.

Но едва ли кто тогда думал о нем как о великом ученом.

Ломоносов-поэт стал на грани новой русской литературы. О том,, что он был ученый, забыли. Об этом вспомнили и заговорили о его научных трудах через сто лет, когда Академия наук, Московский, Казанский, Харьковский университеты торжественно помянули годовщину его смерти, а Академия наук издала материалы для его биографии. Как это ни странно, но это так. Ряд идей М.В. Ломоносова ближе, яснее и понятнее в начале XX в., чем они были в середине века прошлого..

Годы идут – и какие годы в истории естествознания! – а фигура старого, недавно забытого русского натуралиста становится перед нами, его потомками, все более яркой, сильной, своеобразной.

Из его работ, написанных по латыни или стильным русским языком древнего мастера, перед нами открываются поразительные прозрения науки нашего времени.

История научных идей никогда не может быть окончательно написана, так как она всегда будет являться отражением современного состояния научного знания в былом человечестве. Каждое поколение пишет ее вновь. История биологии, написанная в эпоху Кювье, не может быть похожа на ту, которую даст последователь Дарвина. История физики, набросанная строгим приверженцем эфирной теории света, не будет одинакова с той, какую нарисует современный натуралист, проникнутый идеями о явлениях лучистых истечений. Человечество не только открывает новое, неизвестное, непонятное в окружающей его природе – оно одновременно открывает в своей истории многочисленные забытые проблески понимания отдельными личностями этих, казалось, новых явлений. Движение вперед обусловливается долгой, незаметной и неосознанной подготовительной работой поколений.

Достигнув нового и неизвестного, мы всегда с удивлением находим в прошлом предшественников.

В первой половине XVIII в. М.В. Ломоносов был таким провозвестником нашего века в области науки о мертвой природе. Физика, химия, минералогия, геология, геофизика, физическая химия были полем его самостоятельной мысли, упорной научной работы.

Научная работа каждого натуралиста слагается: 1) из точного констатирования фактов, 2) из их объяснения – научных идей и 3) из оценки фактов и идей – методики научной работы в широком смысле этого слова./3/

М.В.Ломоносов прожил блестящую, но трудную жизнь. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неустанных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. В своих предсмертных записках Ломоносов, между прочим, пишет: “За то и терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют…”.

Его преследовали академические дрязги и неурядицы. Здоровье было подорвано. Ломоносов умер 4 апреля 1765 г., в возрасте 54 лет, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Умирая, Ломоносов говорил своему другу академику Я.Я. Штелину: “Жалею только о том, что не мог совершить всего того, что предпринял для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии”.

Многогранность, глубина и всеобъемлющий характер научных обобщений Ломоносова, острота и смелость его предвидений раскрылись лишь постепенно. Человек из народа, М.В. Ломоносов всю свою жизнь стремился

“Размножить миром нашу славу
И выше как военный звук
Поставить красоту наук”.

Эта цель была достигнута им полностью. М.В. Ломоносов стал национальной гордостью нашей страны.

М.В. Ломоносов всю жизнь упорно работал в области конкретных фактов; отдельные его наблюдения над минералами, опыты электрические и над явлениями замерзания, наблюдения над полярными сияниями или морским льдом и т. д., несомненно, в свое время имели значение и не прошли бесследно. Однако не они заставляют нас сейчас вспоминать Ломоносова. Гений Ломоносова наиболее резко проявился в других областях, в областях научных идей и научной методики.

В отличие от натуралистов своего времени, Ломоносов резко порвал со схоластической традицией, охватывающей естествознание первой половины XVIII века. Логику сильного ума он направил к точным фактам, какие сам наблюдал в природе или которые брал от наблюдателей, далеких от школьных предрассудков. Благодаря этому он пришел к современному нам пониманию некоторых областей знания. В работе “О слоях земных” (1763) он дал первое по времени изложение современной геологии, тогда еще не существовавшей. Он исходил в этой работе от представления о единстве процессов во времени, о необходимости объяснять прошлое Земли исходя из ее настоящего. Эта работа стоит почти одиноко во всем XVIII веке, как провозвестник будущего.

До середины XIX века она сохраняла свежесть новизны. Еще резче сказалась сила его гения по отношению к двум областям знания, сложившимся на наших глазах,– геофизике и физической химии. Как геофизик Ломоносов не оценен до сих пор. Его значение в физической химии было понято лишь в конце XIX века, ибо в это время только была создана эта наука. Она является блестящим созданием конца XIX столетия; сейчас она охватывает все области знания, всюду мы сталкиваемся с полем явлений, к ней относимых: в минералогии, биологии, медицине, технике. Между тем мечты о создании такой науки, попытки ее синтеза среди общего непонимания шли здесь, в Петербурге, в глухое, тяжелое время и в грубой обстановке 1740–1760-х годов1. Большая часть относящейся сюда работы Ломоносова осталась в рукописях и не была в свое время напечатана.

Наряду с такой методологической работой Ломоносов сделал ряд научных обобщений, получивших признание и открытых другими много позже его времени.

Ему принадлежит первенство в открытии закона постоянства массы (закона Лавуазье). Он явился предшественником Лавуазье в понимании явлений горения. Среди насмешек и непонимания он стоял на почве волнообразной теории света, упорно работал над доказательством идеи, что теплота есть движение. В связи с этим у него мелькали яркие мысли о законе сохранения энергии. Он первый дал правильное толкование явлениям замерзания морской воды. До Вернера указав на различие возраста минеральных жил, дал правильное объяснение происхождению чернозема, металлоносных россыпей, образованию окаменелостей, землетрясений…

Можно было бы долго перечислять отдельные – крупные и мелкие – идеи нашего времени в миросозерцании и работе великого русского ученого середины XVIII в. Это перечисление не может быть дано здесь, в краткой работе. Оно сделано и сейчас делается русскими натуралистами, по всей Руси сейчас понимающими Ломоносова.

Но, вспоминая Ломоносова, нельзя не остановиться еще на одной характерной черте его научной деятельности, сближающей его с нашим веком. Он все время стоял за приложение науки к жизни, он искал в науке силы для улучшения положения человечества. Наряду с философскими обобщениями его все время привлекало прикладное естествознание. Не чуждаясь широких обобщений, он неуклонно имел в виду возможную “пользу”, он стоял непрерывно в соприкосновении с жизнью.. Это стремление охватывало в XVIII столетии широкие круги натуралистов; в связи с ним стояли многие из изобретателей, изменивших в конце века картину промышленной жизни; оно привело к тому росту техники, который характеризует XIX в.

Для Ломоносова это стремление принимало характерную форму этических положений. Стремясь к истине, он в то же время верил в гуманитарное, человеческое ее значение. Полный жизни и энергии, он сейчас же стремился воплотить эту свою веру в жизнь.

Может быть, именно поэтому, благодаря искренности, активности и цельности его личности, так жив и близок для нас его образ по прошествии двух столетий./3/

Жизнь Ломоносова раскрывается перед нами как самоотверженный подвиг, как вечный пример неутомимого дерзания и порыва. /7/ Сегодня мы восхищаемся и гордимся великим своим предком, истинным сыном своей родины.

План проведения мероприятий

Дата Класс Мероприятие Ответственные
1 неделя ноября 4–11 Подготовительная работа в классах

Эмблема, посвященная 300-летию М. В..Ломоносова

классные руководители
2 неделя ноября 4–11

4
5
6
7
8
9
10
11

Беседы с учащимися по классам:

“Воспоминания о Ломоносове”
“Отечество помнит М.Ломоносова”
“Ученый, поэт, педагог”
“Ломоносов как естествоиспытатель”
“Труды Ломоносова в географии”
“Слово о поэте, ученом, реформаторе русского литературного языка”
“Создатель русского фарфора”
“Мозаики Ломоносова”

учитель химии

кл.рук
учитель истории
учитель литературы
учитель биологии
учитель географии
учитель литературы
учитель химии
учитель химии

3 неделя ноября 7–11 Конкурс эссе “Ломоносов – России ”

(Приложение 1)

оргкомитет
3 неделя ноября 7–11 Олимпиада по жизни и творчеству М. В.Ломоносова. Заседание клуба “Знатоки Ломоносова” оргкомитет
4 неделя ноября 7–11

4–7

Презентация книги “Михаил Ломоносов” из серии “Наша история.100 великих имён”
Исторические параллели: карта личных связей М.В.Ломоносова
Виртуальная поездка в музей Ломоносова в Холмогорах.
оргкомитет
23 ноября 7–11 Читательская конференция “Самородок земли русской” (Приложение 2) Макаров Ю.Б.
24 ноября 7

8–11

Просмотр видеофильма “Михайло Ломоносов”

Просмотр документально-художественного фильма “Звезда Ломоносова”

Макаров Ю. Б.
25 ноября 7–11 Подведение итогов месячника
“Именем Ломоносова названы”

(Приложение 3)

оргкомитет

Оргкомитет:

Председатель: Макаров Ю.Б., учитель химии.
Члены оргкомитета: Горожанинова И.В., учитель литературы Малькова Л.А., учитель изо Курепятова Н.В., учитель музыки Сорокин Я., ученик 11 класса

Жюри:

Председатель: Каткова М.А., заместитель директора по ВР

Члены жюри:

Бегларян А. – 11 класс.
Миронова О. – 10 класс.
Стручков А. – 9 класс.
Ибрагимова С. – 8 класс.
Лебедев Д. – 7 класс.

Примечание: Методическое обеспечение осуществляет учитель химии Макаров Ю.Б.

Литература

  1. Астафуров В. И.
М.В. Ломоносов. – М.: Просвещение, 1985., с.138–140.

  • Байкова В.М. Именем Ломоносова названы. // Химия в школе № 6, 1986, с.70–71.
  • Вернадский В.И. Памяти М.В. Ломоносова // Вопросы истории естествознания и техники № 4, 1981, с.12–19.
  • Кролевец А.А. Самородок земли русской. //Химия в школе № 5, 2006, с.69–72
  • Ломоносов М.В. Избранные произведения. – Москва – Ленинград: Советский писатель, 1965, с.5 – 7.
  • Ломоносов М.В. О воспитании и образовании./ Сост. Т.С. Буторина. – М.: Педагогика, 1991.
  • М.В. Ломоносов и науки о земле.//Знание, серия Науки о земле, №7 – 1986, с.3–8, с.44–47.
  • Маранцман В.Г. Литература 9 класс. – М.: Просвещение, 1992, с.83–91.
  • Пушкин А.С. Полн.собр.соч. – М.: Изд-во АН СССР, 1958, т.7.
  • “Наша история. 100 великих имён”. Еженедельное издание. Выпуск № 19, 2010.
  • Страна без науки – страна без будущего

    Newswise — На федеральной территории Сириус состоялся Второй съезд молодых ученых. 1 декабря в рамках инициативы Декады науки и технологий «Наука для всей семьи» состоялась сессия «Может ли наука стать семейной ценностью?» На сессии представители научных и образовательных организаций, институтов развития и бизнеса обсудили, как сделать науку популярнее в обществе.

    Алина Осьмакова, заместитель директора по стратегическим коммуникациям Научного центра биотехнологии РАН, приняла участие в сессии и рассказала о музее БИОТЕХ и научно-популярных мероприятиях, которые позволяют и родителям, и детям понять, что наука интересна и важна.

    Алина Осьмакова отметила, что ниша музеев науки и техники в нашей стране совершенно не заполнена. Это стало одной из причин, по которой исследовательская организация открыла в мае этого года музей Центра современных биотехнологий BIOTECH. Он находится в Москве, на ВДНХ, в отреставрированном павильоне 30. Эта современная, многофункциональная площадка дает наглядное и интересное представление о том, что такое биотехнологии. Здесь можно увидеть, как работают системы создания вакцин, что такое «еда будущего», как разлагается пластик и многое другое. Объемная и сложная научная информация проверяется учеными Научного центра биотехнологии РАН и подается в понятной и занимательной форме. Именно такие платформы помогают сломать стереотип о том, что наука скучна и сложна.

    Участники дискуссии в своих выступлениях подчеркнули, что реализация такой важной инициативы, как «Наука для всей семьи», неразрывно связана с масштабными научно-техническими мероприятиями, предназначенными для семейного отдыха – эти мероприятия должны быть в равной степени интересны всем членам семьи – родители и дети так. Не менее важна организация деятельности учителей. Родители и педагоги играют важную роль в жизни ребенка и чаще всего ориентируют его в выборе профессии. Именно поэтому необходимо вовлекать в научную повестку мам, пап и учителей, ведь именно они будут давать детям мотивацию продолжать идти по этому пути.

    Алина Осьмакова обратила внимание на то, что дети часто становятся проводниками информации о новых открытиях и технологиях в свои семьи. «Часто мы наблюдаем внутрисемейные конфликты даже во время экскурсий, так как у нас в музее есть экспонаты, которые посвящены новым направлениям (например, генетике, вакцинации и так далее), а взрослые часто относятся к таким разработкам и исследованиям с осторожностью (а иногда и с настороженностью). откровенный негатив)», — сказала она.

    Алина Геннадьевна отметила, что очень важно также привлекать школьников к науке: это позволит увеличить количество детей, связывающих с ней свою жизнь, бороться с мифами, которые могут быть даже опасны, восполнить «кадровый голод» в российских организациях которые осуществляют научную или инженерную деятельность. Именно поэтому BIOTECH уделяет большое внимание профориентации школьников — музей организует экскурсии для школьников разных классов и подготовки.

    Леонид Гусев, проректор МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Всероссийского фестиваля науки НАУКА 0+, вице-президент Русского химического общества им. Д.И. Менделеев, академик РАН, Юлия Горбунова, проректор МГУ им. М.В. Ломоносов, глава администрации музея, поделились своим личным и профессиональным опытом в ходе сессии. Станислав Бушев, начальник отдела учебно-методической работы и дополнительного образования; Ирина Жуйкова, директор департамента социальной политики ГМК «Норильский никель»; Владимир Авдеенко, директор по развитию агро- и биотехнологий ООО «Иннопрактика»; Алексей Пономаренко, заместитель генерального директора, директор Блока инженерных компетенций Корпоративной академии Росатома. Модерировал мероприятие Николай Подорванюк, основатель проекта «Индикатор.ру», генеральный директор научного проекта «Ломоносов», главный редактор портала InScience.

    Инициатива «Наука для всей семьи» призвана сделать науку семейной ценностью. Он включает в себя масштабные мероприятия, посвященные науке и технологиям и рассчитанные на семейное развлечение. Фестивали, марафоны, выставки и другие массовые образовательные мероприятия пройдут по всей стране и будут включать общение с видными учеными и практиками. Широкая общественность, в том числе дети раннего возраста, школьники и студенты, узнают о последних достижениях российских ученых и инженеров. Будет наглядно продемонстрирована роль науки в улучшении качества жизни каждого.

    Ученые Университета имени М.В.Ломоносова планируют обследование природы вблизи арктических месторождений полезных ископаемых — Наука и космос

    МОСКВА, 28 июня. /ТАСС/. Районы разведки и добычи полезных ископаемых в Баренцевом, Карском и Охотском морях станут предметом исследований в июле и августе, которые проведут специалисты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Специалисты по географии и экологии возьмут пробы воды и донных отложений, проанализируют воздух и жизнь животных, сообщили ТАСС в пресс-службе факультета географии университета.

    «Работы в 2022 году специфические, так как организованы по выверенной, научно обоснованной программе. Ученые университета обработали и проанализировали предыдущие данные и запланировали новые виды гидрофизических, гидрометеорологических и эколого-геохимических исследований для получить более подробную информацию о состоянии окружающей среды в водах арктических и дальневосточных морей России», — цитирует пресс-служба координатора проекта, представляющего Департамент географии, Владимира Слободяна.

    Летом в университете планируется три рейса: плавание по глубоководным районам Баренцева и Карского морей на корабле, обследование мелководных участков Тазовской и Байдарацкой губ, плавание на лицензионные участки Охотского моря. Экспедиция в Охотском море пройдет на борту судна «Профессор Мултановский» с 15 июля по 15 августа. В экспедициях примут участие сотрудники географического и биологического факультетов МГУ им. Институт рыбного хозяйства и океанографии.

    «Участие в этом масштабном проекте является действенным фактором в развитии научно-педагогической работы географического факультета. Наши ученые и студенты имеют возможность участвовать в таких крупных проектах для повышения своих знаний и навыков. Они имеют доступ к огромному количеству актуальных данных об акваториях и атмосфере, которые могут быть использованы в выпускных или научных работах, а также мы получили возможность актуализировать собственные наблюдения, изучать процессы и явления, связанные с региональной реакцией природы глобальному потеплению и поступательному экономическому развитию», — сказал декан географического факультета академик Сергей Добролюбов.

    В России ежегодно проводится мониторинг состояния окружающей среды в районах разведки и добычи углеводородов. Однако такие масштабные работы проводятся научно-просветительской организацией и крупнейшим в стране коллективом географов, океанологов и гидробиологов впервые. В рамках проекта экологического мониторинга в 2021-2023 годах ученые оценят состояние вод Баренцева, Карского и Охотского морей в районах, где уже идет или намечается освоение природных ресурсов.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *