Что и когда открыл афанасий никитин: Что открыл афанасий никитин 1468 1474. Афанасий никитин краткая биография

Как Карамзин открыл Афанасия Никитина

В 2021 году исполняется много круглых дат, связанных со значимыми событиями тверской истории или с жизнью и творчеством выдающихся соотечественников. Один из них – Николай Карамзин.

Прозаик, поэт, журналист, он во многом опередил современников. Карамзина считают одним из создателей русского литературного языка. Император Александр I в 1803 году назначил Николая Карамзина официальным историографом, что впоследствии стало причиной его представления перед сестрой императора Екатериной Павловной (1778–1818/1819), муж которой, принц Георг Ольденбургский, являлся генерал-губернатором Тверской, Ярославской и Новгородской губерний с центром управления в Твери, проживая в императорском путевом дворце.

Д. Б. Дамон Ортолани.
«Портрет Н. М. Карамзина»

Год 1803-й исследователи считают годом превращения ученого, писателя, публициста Карамзина в Карамзина – создателя «Истории государства Российского» «…чтобы оставить по себе Отечеству недурной монумент». Конкретная работа началась в 1804 году (собраны материалы и сделан текст половины первого тома), в марте 1806 года был готов второй том, в 1808 году – третий и начат четвертый том, и только летом 1811 года он закончил пятый том. Потом произошла война с Наполеоном, и только в 1816 году закончены восемь томов и начат девятый. Выход в свет «Истории» произошел в 1818 году с немалыми трудностями.

Место тверской земли в томах Карамзина

Впервые Тверь упоминается Карамзиным при описании нашествия войска Бату-хана, битвы на реке Сити и попытки взять врагами Новгород.

В четвертом томе тверской тематике уделено несколько глав. Это глава третья «Великий князь Ярослав Ярославич. Г. 1263–1272», четвертая под названием «Великий князь Дмитрий Александрович. Г. 1276–1294», в которой автор впервые начинает разговор о независимости Тверского княжества, седьмая глава «Великий князь Михаил Ярославич. Г. 1304–1319» и восьмая «Великие князья Георгий Данилович. Димитрий и Александр Михайловичи. Г. 1319–1328».

Шестой том весь посвящен годам правления Ивана III. Про Тверь упоминается в первой и четвертой главах, в них как бы мимоходом говорится о завоевании Твери, а «Иоанн – творец величия России».

Знаменитые тверские чтения

Александр I и его сестра Екатерина Павловна

В 1809 году в начале декабря московская знать пригласила императора Александра I посетить Москву. С собой Александр привез сестру – великую княгиню Екатерину Павловну с мужем. Живший с семьей в Москве Николай Карамзин тоже был представлен и императору, и его сестре, покровительнице литераторов, женщине умной, с либеральными взглядами, понимавшей значимость работ Карамзина. Она «осыпала его ласками» и пригласила приехать в Тверь для основательного ознакомления ею с трудами историка, в том числе с его представлением о современном положении России, с тем чтобы они были поданы царю.

Весь 1810 год Карамзин работал над «Запиской о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В начале 1811 года она была готова и при очередном приезде Карамзина в Тверь прочитана Екатерине Павловне. Оценка великой княгини была такой: «Записка ваша очень сильна», и она попросила отдать ее для передачи брату.

Приведем один из пассажей в адрес российского общества: «Везде грабят и кто наказан? Ждут доносов, улики, посылают сенаторов для исследования и ничего не выходит! Доносят плуты – честные терпят и молчат, ибо любят покой. Не так легко уличить искусного вора-судью, особенно с нашим законом, по коему взяткобратель и взяткодатель равно наказываются. Указывают пальцем на грабителей – и дают им чины, ленты, в ожидании, чтобы кто-нибудь на них подал просьбу. А сии недостойные чиновники в надежде на своих, подобных им, защитников в Петербурге беззаконствуют, смело презирая стыд и доброе имя, какого они условно лишились. В два или три года наживают по несколько сот тысяч и, не имев прежде ничего, покупают деревни».

Согласись, уважаемый читатель, что эти слова двухвековой давности звучат так, как будто их нам произнесли по телевизору или напечатали в независимых газетах. Меняется ли Россия?

А вот камни в адрес тогдашней власти, то есть в огород самого царя: «…равнодушие местных начальников ко всяким злоупотреблениям, грабеж в судах, наглое взяткобрательство капитан-исправников, председателей палатских, вице-губернаторов, а всего более самих губернаторов; наконец, беспокойные виды будущего, внешние опасности, – то удивительно ли, что общее мнение столь неблагоприятствует правительству?»

Александр «Записку» прочитал внимательно, остался очень ею недоволен и положил ее под сукно. В России она в копии была опубликована в 1837 году Александром Пушкиным в журнале «Современник».

Новое открытие Афанасия Никитина

К 1817 году Николай Михайлович продолжал делать «раскопки» в поисках исторической информации для своих томов по «Истории государства Российского». Подобные клады и залежи имелись во многих православных монастырях, в их библиотеках, куда доступ Карамзину был разрешен, ведь он имел статус государственного историографа. И вот однажды он нашел записки о тверском купце, побывавшем в Индии: «Я нашел их в библиотеке Троицы Сергиева монастыря при одной летописи в четвертку старинного письма».

С этого времени «Хожению за три моря» нашего земляка посвящены и продолжают появляться исследования историков, краеведов, архивистов, филологов с различными оценками текста, личности самого Афанасия, споры о цели путешествия в Индию и так далее и тому подобное. И везде звучит наша Тверь, а это приятно.

В результате споров и исследований текста «Хожения» пришли к согласию о времени путешествия: это 1468–1474 годы вместо ранее упоминавшихся 1466–1472 годах. Или вот вопросы о самом Афанасии – когда он родился? Можно предположить, что он родился в январе или феврале, так как в эти месяцы покровительствовал святой Афанасий. Сложное и ответственное путешествие мог начать зрелый человек 30–40 лет и с хорошим здоровьем, значит, он мог родиться в 1430–1440 годах, во время правления великого князя Тверского Бориса Александровича, при котором княжество успешно развивалось по многим направлениям. Торговля процветала, и род Афанасия, наверное, был богат, это подтверждает его грамотность, литературный стиль «Хожения».

И вообще, был ли Афанасий только купцом? Молодой князь Михаил Борисович и его окружение, постоянно находящиеся под неусыпным присмотром и давлением могущественного Ивана III, кому могли доверить тайную деликатную миссию налаживания контактов с Персией, Гератом? Разумеется, только патриоту-тверитянину. Самостоятельность, грамотность, верность князю и своей Твери, ну и, конечно, торговая выгода, которую мог получить тверской князь и тверские купцы от налаженных торговых контактов, – вот те критерии, по которым был выбран Афанасий, купец и разведчик. Да-да, разведчик. Пусть читатель заглянет в переводной текст «Хожения» и попробует ответить на вопросы: зачем на пути в Индию он (это с большой вероятностью) побывал в Средней Азии? С какой целью он приводил численность войск индийских княжеств, сообщал о местонахождении алмазных копей?

Исследования и публикации современных историков, литераторов, краеведов не прекращаются. Из них у нас в Твери назовем достаточно свежее издание Архивного отдела Тверской области «Хожение за три моря Афанасия Никитина» 2003 года под редакцией коллектива специалистов.

Борис Ершов

Зачем Афанасий Никитин ходил за три моря? | Биографии

Главной торговой «артерией» Руси в XV веке была Волга, по ней и отправился в путь в 1466 году тверской купец Афанасий Никитин «со товарищи». Запасшись подорожной грамотой от князя Михаила Тверского, на двух судах везли они российские товары в надежде выгодно продать их на берегах Каспия (моря Хвалынского).

В Нижнем Новгороде купеческий караван присоединился к возвращавшемуся из Москвы ширванскому посольству, которое, по словам Никитина, везло от великого князя Ивана III в подарок своему хану 90 кречетов. Путь был опасный, на Волге «шалили» татарские орды, и купцы надеялись на посольскую защиту.

Купеческий караван благополучно дошел до дельты Волги, но с астраханским ханом Касимом купцы договориться не смогли, не помогло и ширванское посольство. Купеческие суда были разграблены, часть купцов попали в плен, а остальные смогли на посольском судне добраться до Дербента. Здесь Никитин задержался на год, начались длительные хлопоты по вызволению пленных и возвращению хотя бы части товара. Заступничеством ширван-шаха купцов удалось из неволи освободить, но товар им так и не вернули.

Возвращаться на родину Никитин не мог, так как большая часть товара была взята в долг под будущую торговую прибыль. Для него начался долгий путь по заморским землям в надежде заработать средства для возвращения долгов. Он перебрался в Баку, а затем через горы отправился на юг, занимаясь торговлей и изучением языков. К весне 1469 года Афанасий добрался до Ормуза — крупного порта на берегу Персидского залива, находившегося на пересечении торговых путей из Индии, Малой Азии, Египта и Китая.

«Велик солнечный жар в Ормузе, человека сожжет. В Ормузе был я месяц, а из Ормуза после Пасхи в день Радуницы пошел я в таве с конями за море Индийское», — записал Никитин в путевом дневнике.

Купец, если хочет заработать, не может не рисковать, и Афанасий купил арабского жеребца в надежде выгодно продать его в Индии. Путь морем до индийского города Чаул занял шесть недель.

Индия произвела на Никитина неизгладимое впечатление:

«И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах».

Сразу же продать коня не удалось. Не устраивала цена, и Никитин отправился вглубь Индии, занося увиденное в путевой дневник. Афанасий не упускает обычные бытовые подробности, описывая, как готовят пищу, чем кормят коней и домашний скот, во что одеваются, как и чем торгуют. А какой русский не поинтересуется местным питием и гостеприимством?

«Вино у них делают из больших орехов, кози гундустанские называются, а брагу — из татны. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями».

Записи Афанасия Никитина стали первым подробным описанием быта Индии не только для России, но и для Европы.

В высокогорной крепости Джуннаре ему пришлось задержаться не по своей воле.

«И в том Джуннаре хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я не бесерменин, а русин. И он сказал: «И жеребца верну, и тысячу золотых впридачу дам, только перейди в веру нашу — в Мухаммеддини. А не перейдешь в веру нашу, в Мухаммеддини, и жеребца возьму, и тысячу золотых с твоей головы возьму».

Никитина спас знакомый хорасанец Мухаммед, заступившийся за него перед ханом. Коня Афанасию вернули и понуждать к перемене веры не стали. Но Джуннар он поспешил покинуть.

Коня удалось с выгодой продать только в конце 1471 года в Бидаре. Живя в Бидаре, Никитин

«…со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а христианин, и имя мое Афанасий. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама, а буты, говорят, и есть Адам и весь род его. А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся».

Вопросы веры Никитин поднимает в записках неоднократно, проявляя при этом мало свойственную тому времени деликатность.

Путевые записки свидетельствуют, что не чурался Никитин и земных радостей:

«В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые: если имеешь с ней тесную связь, дай два жителя; хочешь свои деньги на ветер пустить — дай шесть жителей. Так в сих местах заведено. А рабыни-наложницы дешевы: 4 фуны — хороша, 6 фун — хороша и черна, черная-пречерная амьчюкь маленькая, хороша».

Еще полтора года путешествовал Никитин по Индии, пытался прикупить товара для вывоза на Русь, но безуспешно.

«Солгали мне псы бесермены, говорили, что много нашего товара, а для нашей земли нет ничего: все товар белый для бесерменской земли, перец да краска, то дешево. Те, кто возят волов за море, те пошлин не платят. А нам провезти товар без пошлины не дадут. А пошлин много, и на море разбойников много».

Весной 1473 года Афанасий Никитин из Дабула отправился в обратный путь. По пути в Ормуз он посетил Африку.

«В той земле Эфиопской были мы пять дней. Божией милостью зла не случилось. Много роздали рису, да перцу, да хлеба эфиопам. И они судна не пограбили».

Из Ормуза Афанасий отправился на север. Через Шираз, Исфахан, Кашан, Тебриз, Эрзинджан добрался до Трабзона. Казалось, великое путешествие подходит к счастливому концу. Но

«в том Трабзоне субаши и паша много зла мне причинили. Добро мое все велели принести к себе в крепость, на гору, да обыскали все. И что было мелочи хорошей — все выграбили».

Остался у Никитина только дневник да желание поскорее вернуться на родину. Денег на дорогу пришлось занимать, надеясь встретить в Кафе (Феодосии) русских купцов и с их помощью расплатиться.

В Кафу Афанасий добрался только поздней осенью 1474 года.

На этом его записи обрываются. Родную Тверь Афанасию Никитину увидеть уже не довелось. По свидетельству купцов, привезших его записи в Москву, он умер под Смоленском. Путевые записи Никитина попали к дьяку великого князя Василию Мамыреву. «Хожение за три моря» было включено в летопись. Видимо, записки купца были оценены по достоинству, так как до наших дней дошло шесть списков. Памятник Афанасию Никитину в Твери
Фото: Florstein, ru.wikipedia.org

Потомки сохранили память о смелом русском купце, открывшем для россиян Индию. Его именем названа вершина подводного горного массива в Индийском океане недалеко от экватора. В Твери на берегу Волги, где началось его необычное путешествие, на набережной, названной его именем, установлен памятник.

Теги: Индия, Хождение за три моря, Афанасий Никитин, торговый путь, русский купец, великое путешествие

Kreuzfahrtschiff Athanasius Nikitin Auf Dem Kai In Rybinsk Russland Stockfoto und mehr Bilder von Erforschung

Bilder

  • Bilder
  • Fotos
  • Grafiken
  • Vektoren
  • Videos
Rybinsk, Russia — July 21, 2016: Cruise ship «Athanasius Никитин» на набережной реки в Рыбинске, РоссияKreuzfahrtschiff Athanasius Nikitin auf dem Kai в Рыбинске, Россия

Essentials Kollektion

Dieses Bild ist nur zur redaktionellen Nutzung bestimmt. . Diese Bilder dürfen daher nicht für kommerzielle, Werbe-, Advertorial-oder Empfehlungszwecke verwendet werden. Diese Art von Inhalt ist dazu bestimmt, im Zusammenhang mit Ereignissen verwendet zu werden, die berichtenswert oder von öffentlichem Interesse sind (beispielsweise in einem Blog, Lehrbuch oder Zeitungs- bzw. Zeitschriftenartikel).

9,00 € для штампов

Günstige и гибкий вариант для бюджета



Umfaszenz unsere.

Erweiterte Lizenz hinzufügen.

Bildnachweis:Olga355

Maximale Größe:2600 x 1722 Pixel (22,01 x 14,58 cm) — 300 dpi — RGB

Stock-Fotografie-ID:618854962

Hochgeladen am:

Категория:Фотографии | Эрфоршунг

Suchbegriffe

  • Erforschung Fotos,
  • Fluss Fotos,
  • Fotografie Fotos,
  • Gemütlich Fotos,
  • Goldener Ring — Russland Fotos,
  • Gras Fotos,
  • Grün Fotos,
  • Himmel Fotos,
  • Horizontal Fotos,
  • Im Freien Fotos,
  • Jaroslawl Fotos,
  • Juli Fotos,
  • Kreuzfahrtschiff Fotos,
  • Küstenlandschaft Fotos,
  • Menschen Fotos,
  • 6
  • 0006
  • Passagier-Wasserfahrzeug Fotos,
  • Passagierschiff Fotos,
  • Alle anzeigen

Kategorien

  • Reiseziele
  • Städte und Gemeinden
  • Verkehrsmittel
  • Berlin
  • Natur und Landschaften

Häufig gestellte Fragen


Был ли ist eine lizenzfreie Lizenz?
Bei lizenzfreien Lizenzen bezahlen Sie einmalig und können urheberrechtlich geschützte Bilder und Videoclips fortlaufend in privaten und kommerziellen Projekten nutzen, ohne bei jeder Verwendung zusätzlich bezahlen zu müssen. Es ist für beide Seiten ein Gewinn und der Grund dafür, dass alles auf iStock ausschließlich lizenzfrei zur Verfügung steht — auch alle Erforschung-Bilder und Filme.
Welche Arten von lizenzfreien Dateien gibt es auf iStock?
Lizenzfreie Lizenzen sind die beste Option für alle, die Bilder commerziell nutzen müssen. Deshalb sind alle Dateien auf iStock – egal ob Foto, Grafik oder Videoclip – nur lizenzfrei erhältlich.
Wie können Sie lizenzfreie Bilder und Videoclips nutzen?
Von Social-Media-Anzeigen über Werbetafeln bis hin zu PowerPoint-Präsentationen und Kinofilmen: Sie können jede Datei auf iStock ändern, personalisieren und ihre Größe anpassen – einschließlich aller Erforschung-Bilder und Filme – genaure Richtig Prokje Ih. Mit Ausnahme der «nur zur redaktionellen Verwendung» vorgesehenen Fotos (умейте в redaktionellen Projekten verwendet und nicht geändert werden können), sind Ihrer Kreativität keine Grenzen gesetzt.

Erfahren Sie mehr über lizenzfreie Bilder oder sehen Sie sich die häufig gestellten Fragen zu Fotos an.

Путешествия и путешественники в Индии, 1400-1700 гг. н.э.: европейские путешественники в Индии

Автор: Оатен, Эдвард Фарли

Ключевые слова: Путешественники, Европейские путешественники, Васко да Гама, Португальский, Итальянский, Английский, Индийская история

Дата выпуска: 1909

0130 Kegan Paul Trunch Trubner and Company, London

Описание: Эта книга представляет собой подробный отчет о различных путешественниках, ступивших в Индию и написавших обширные отчеты, которые стали источниками истории Индии. Книга об их личном опыте и их взглядах на общество и правление разных королей. Он начинается с трех европейских путешественников четырнадцатого века: Николо Де Конти, Афанасия Никитина и Иеронимо ди Санто-Стефано. В главах рассказывается о Васко да Гаме, Мендесе Пинто (португальских путешественниках), итальянских путешественниках по Южной Индии, португальских путешественниках-миссионерах, первых англичанах и многом другом.

Источник: Центральная библиотека секретариата

Тип: Редкая книга

Получено от: Центральная библиотека секретариата

Поле постоянного тока Значение
dc.contributor.author
Оутен, Эдвард Фарли
dc.date.accessioned 2017-05-11T11:56:42Z
2018-06-07T03:21:25Z
dc.дата.доступна 2017-05-11T11:56:42Z
2018-06-07T03:21:25Z
описание постоянного тока Эта книга представляет собой подробный отчет о различных путешественниках, ступивших в Индию и написавших обширные отчеты, которые стали источниками истории Индии. Книга об их личном опыте и их взглядах на общество и правление разных королей. Он начинается с трех европейских путешественников четырнадцатого века: Николо Де Конти, Афанасия Никитина и Иеронимо ди Санто-Стефано. В главах рассказывается о Васко да Гаме, Мендесе Пинто (португальских путешественниках), итальянских путешественниках по Южной Индии, португальских путешественниках-миссионерах, первых англичанах и многом другом.
dc.date.issued 1909
источник постоянного тока Библиотека Центрального Секретариата
dc.format.extent 274 стр.
dc.format.mimetype заявка/pdf
dc. language.iso Английский
dc.publisher Кеган Пол Транч Трубнер и компания, Лондон
dc.subject Путешественники, Европейские путешественники, Васко да Гама, Португальский, Итальянский, Английский, Индийская история
Тип постоянного тока Редкая книга
dc.date.copyright 1908
постоянный.формат.средний текст