Что характерно для философии русского просвещения: Философия русского Просвещения: основные представители и идеи

Философия русского Просвещения: основные представители и идеи

Период русского Просвещения длился с середины XVII в. до 1825 г. Это время отмечено активным развитием светской философии. Происходит постепенная секуляризация под воздействием западнорусского влияния. Кроме того, «петровское западничество» создаёт несвойственный национально духовный мир «Российская Европия». Этот период также отмечен просветительской деятельностью Екатерины II, ориентиром которой было французское Просвещение.

Представители российского Просвещения

Среди просветителей были замечены Феофан Прокопович (1681–1736) и Василий Татищев(1686–1750), которые являлись идеологами «Учёной дружины» Петра I. Ф. Прокопович являлся сторонником абсолютизма, веровал в Бога как двигателя Вселенной. В. Татищев обосновывал европеизм и аргументировал миропонимание западничества, осознанно принимал западничество как некую форму философии, которая связана с антропологической интерпретацией просветительской философии. Он полагал, что мера развития наук заключается в их полезности, подразумевая, что Просвещение и самодержавие неразрывно связаны между собой.

Интеграция в европейскую культуру обязало русского человека стать мыслящей личностью, надеяться на собственный разум и доверять ему. В России началось время, когда стали читать произведения Вольтера, Расина, Мольера. Но, несмотря на это, основное философское учение, которое проповедовалось, принадлежало авторству Христиана Вольфа, которого М. Ломоносов возвышал даже выше Аристотеля. Его теолого-христианская позиция подразумевала развитие христианской онтологии, кроме того он совершал попытки совместить её с натурфилософией посредством предустановленной гармонии. Метафизика учёного заключалась в идеи, что сущность имеет основание, отличаются лишь мысли о «вещах вне нас» и «в нас», при условии, что всё, что «вне нас» – это безусловная действительность. Основой русской европеизированной мысли XVIII в. были воззрения Вольфа, его натурфилософия, антропология, этическая и практическая философская идея.

Перемены, которые внёс Пётр I в общественную жизнь, стали ключевым фактором, повлиявшим на формирование новой эпохи русской философии. Философское сознание, наконец, вырвалось из оков религии и идеологии. Это повлияло и на появление университетов, школ и училищ. Молодые люди теперь могут получить образование не только в России, но и за границей. Любовь к мудрости и философская мысль покидают кельи монастырей и оказываются на поверхности нового мира. С этих пор проблемы веры не самое интересное для людей, мир вокруг, природа и её познание вызывают непреодолимое желание к познанию.

Одним из наиболее известных представителей русского Просвещения является Михаил Ломоносов. Его личность – это яркий пример носителя новоевропейского духа, в котором переплелись веяния рационализма и эмпиризма. Неоспоримое достижение его в том, что по его проекту был основан Московский университет в 1755 г. Научная деятельность Михаила Ломоносова состояла из естественнонаучных и философских исследований, что способствовало его работе по объяснению принципов механистической картины мира.

Преодолеть гносеологизм европейских учёных помогли основы научных воззрений именно Ломоносова, основная мысль которых, заключалась в том, что духовность – это целостное единство веры, истины и красоты. Просвещённый патриотизм – характерная особенность мировоззрений учёного и мыслителя, которая не подразумевала противопоставлений России и Европы. Ломоносов отлично понимал, что российская наука находится в зачаточном состоянии, но её, непременно, ждут успехи, при этом не отрицал и того, что западноевропейская является уже развитой. Согласно историческим исследованиям, Ломоносов полагает, что все народы равноценны. «Грамматика» и «Риторика» – труды учёного, в которых он помогает осознать огромное значение общения народов, а также распространения просвещения, науки и культуры. Устремляя все знания к истине, но одновременно верил в гуманитарное, человеческое её значение. Творчество М. Ломоносова – это синтез науки и искусства, в некоторых работах можно даже заметить элементы поэтизации науки.

В своих исследованиях учёным использовал системный подход: синтезировал знания теории и практики. В большинстве своём в работах Ломоносова ставилась цель – отыскать практических выход. Работы по физической химии, географии, экономике, литературоведению и риторики были устремлены именно на это. Огромное значение в этом контексте представляет работа учёного о российской демографической обстановке. Ломоносов считал эту проблему наиболее значимой в социальном плане. Её решение он видел в укреплении светского государства и росте промышленного комплекса.

Замечание 1

М. Ломоносов вёл переписку с И. Шуваловым. В одном из таких писем М. Ломоносов рассказал ему, что намерен написать большую работу по экономической политике.

Работы Ломоносова содержали некоторые предпосылки для формирования экономической географии как науки. Наиболее значимыми трудами Ломоносова по географии России середины XVIII в. являются «О слоях земных», «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану», «Рассуждение о большей точности морского пути» и некоторые другие.

К тому же учёный занимался вопросами физической географии.

Пример 1

В 1759 г. Сенат, по предложению Ломоносова разослал по органам местных властей письма, в которых говорилось о просьбе регулярно присылать в Петербург сведения о народонаселении, ремеслах, строениях, полезных ископаемых и т.п.

Стоит отметить и тот факт, что М. Ломоносов является первым в России социологом-демографом. Это следует из его письма графу И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа». Именно в этом письме учёный говорит о ключевых направлениях относительно государственно-политических начинаниях. Здесь речь идёт о научном просвещении всех сословий, реформах в отрасли сельского хозяйства, промышленной сфере и ремесленничестве. Кроме того учёный видит благоприятными перемены во внутренней и внешней политике, финансовой сфере и даже военном деле.

Позднее российское Просвещение

Позднее российское Просвещение было отмечено работами по человеколюбию и социальному развитию. Основные концепции этих воззрений были представлены Д. Аничковым, С. Десницким, Я. Козельским, Д, Фонвизиным, М. Щербатовым и др.

Д. Аничков занимался развитием гносеологического направления философской антропологии. В рамках этой темы он разрабатывал вопросы соотношения души и тела, не проводя проекции с богословием и его концепциями греха и благодати. Кроме того, отождествлял душу с познавательными способностями человека. Он говорил, что познание – это то же самое, что и установление причин бытия вещей. В качестве движущей силы познания он признаёт страсть, а рефлексия – это проявление душевной жизни, иным словами способность человека понять самого себя и свои желания, и даже более того, внешний мир.

А. Радищев обращается к экзистенциально-эстетическим проблемам человека. Его личность является наиболее значимой среди иных деятелей русского Просвещения. Два ярчайших произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и ода «Вольность отражают радикально-демократическую позицию и направленность русской философской мысли.

Глядя на Запад, Радищев активно продвигал в России основные положения Французского Просвещения. Учёный и мыслитель говорил о том, что естественный принцип равенства всех людей должен быть поддержан на уровне законной власти. Основные идеи философии А. Радищева:

  • Острая критика государственной системы – монархии.
  • Продвижение просветительских идей философии общественного договора.
  • Ярое отстаивание гражданских прав человека и полное искоренение рабства.

Радищев синтезирует в своих воззрениях рационализм и материализм, пантеизм и гуманизм. Отечественная антропология пополнилась благодаря Радищеву своеобразной работой. Учёный предложил теорию сродства мира, животных и человека. Кроме того, он говорит о том, что душа бессмертна и после того, как тело умирает, душа становится свободной и продолжает совершенствоваться.

Ключевое понятия в понимании философии, представленной А. Радищевым – правда. В произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» автор постоянно его использует в контексте российского законодательства и деятельности властных структур. Правда для него, это нечто из разряда любви к человеку, соболезнование и сопереживание. Правда – это полное противопоставление рабству. Она отождествляется с духом вольности. Неправда – это отражение эгоизма, чёрствости души, жадность, любовь к власти. Согласно воззрениям А. Радищева, гражданское общество и деспотичная система управления в корне определены противопоставлением свободы и рабства, единства людей и их конфликта.

Замечание 2

В западноевропейской философии Кант определяет понятие «правда» как нечто рациональное, способствующее формализации нравственно-правовой сферы социальных отношений и юридизации морали.

Русская философская мысль так тесно не связывает правду и рациональную оценку. Тем самым она и отличается от европейской. В русской философии социальным отношениям даётся субъективная оценка. А. Радищев видит своей целью доказательство того, что положение в обществе давно пора менять. Именно поэтому он даёт такое определение правды. С её же помощью критикует российские законы, которые не соответствуют правде, а наоборот, способствуют сохранению рабства. На основе его работ, можно сделать вывод, что для учёного правда имела гораздо большее значение, нежели законы и юридические права. Он жёстко критиковал ложь и обман, никогда не боялся говорить правду даже своему начальству и не поступался в своих убеждениях. Его принципиальность не единожды помогала простым людям, он отстаивал права невинных людей перед руководством. Еще одной положительной чертой характера А. Радищева было полное отсутствие корыстолюбия. Даже несмотря на то, что он занимал высокий пост начальника таможни в Петербурге.

Замечание 3

Правда означала для мыслителя бесконечную борьбу за справедливость и свободу, войну против рабства и зла.

Касательно философии русского Просвещения, то линия развития, предложенная ещё в XVII в. сформировала некоторые тенденции, которые повлияли на зарождение профессиональной философии в XVIII в. Главной особенностью такого проявления стало полной отделение философской мысли от богословия и религии.

Оставив просветительские идеи XIX в.

философы прибегают к радикализму декабристов и совершают порывы в сторону революционного переворота разночинцев. При этом одни говорят, что необходим военный переворот, а другие, что крестьянские восстания принесут перемены в обществе. Наконец, русская философия четко определяется с собственной проблематикой, в основе которой лежит государственность, революция и славянство. Впервые появляется понимание того, что собственная история остаётся без ответов на главные вопросы.

Пётр Лавров – ключевая фигура российского Просвещения. Он устремил свои исследования в сторону славян и их роли в истории мысли. Русский народ – это представитель славянства и именно эти люди должны заняться переустройством социальной системы посредством сознательной гармонической корпорации. При этом, не учитывая прошлые политико-экономические и семейные традиции.

Победа над Наполеоном всё равно заставила русских задуматься над собственным предназначением через призму прошлого. Следствием этих обстоятельств оказывается появление контрпросвещения, основная идея заключалась в возвышении национальных идеалов. Основоположниками этого направления стали Владимир Одоевский и Дмитрий Веневитинов. Своего апогея это движение достигает в славянофильстве.

Пётр Чадаев стал идейным символом теоретических воззрений славянофилов. Его знакомство с Кювье, Гумбольдтом, Шеллингом играло важную роль в становлении его мировоззрения. «Философические письма» посвящены проблеме реализации воли нации. В этом произведении он не высказывается отрицательно о России, его заботит нежелание самодержавия двигаться в сторону прогресса. П. Чадаев активно критикует идеи Аристотеля и Гегеля, говоря о том, что это всего лишь готовая философия, а стремиться нужно к трудным размышлениям посредством христианской логики понятий. Согласно его воззрениям, нужно заняться синтезом духовного и материального, рациональности и свободы, при этом нельзя жертвовать ни единым фактором в сторону другого.

Славянофильство

К. и И. Аксаковы, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков самобытные философы-славянофилы. Сами себя они  называли «московские мыслители», порывались высказываться об общечеловеческих правах, не взирая на мнения мыслителей Западной Европы.

Пример 2

Россия столь же самобытна, как и Запад, и этот факт не должен служить ни изоляции, ни обособлению ее от других цивилизованных стран.

Хомяков обосновал это положение принципом соборности, целостности духа, который превращается в охватывающий всё вокруг организм «свободного единодушия». Западники, в числе которых были Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв подверглись острой критике славянофилов из-за своего мнения о том, что Россия отстаёт от Западной Европы по всем фронтам. Прогрессивные страны Европы выступают для западников идеалом, к которому должна быть устремлена славянская цивилизация. Представители западников были уверены, что отсталость России заключается в том, что в стране господствует православие, крепостное право и монархизм.

Идолом философской мысли западники считают Гегеля, при этом совершенно точно они отдают предпочтение материализму, индивидуализму и безбожию. Логично говорить о том, что западники совершенно справедливо критично относились к негативной стороне российской действительности, яро выступая за прогресс и демократические перемены. При этом они не видели откровенных достоинств русской культуры и не осознавали на Западе индивидуализма и материализма, который был не характерен, в первую очередь, русскому менталитету.

Однако стоит заметить, что диспуты западников и славянофилов были отражением проблемных сторон российской действительности, подчёркивали недостатки российской культуры, науки и общества. И тех, и другие выдвинули свои идеи по их разрешению. Славянофилы говорили о преодолении пиетета перед западной наукой, обращая своё внимание на аксиологические основы научного познания, т.к. без них не представлялось возможным адекватно понять историю и культуры страны. Кроме того, славянофилы предложили весьма логичное разрешение проблем формирование гуманитарных наук. Вместе с тем, западники опирались на универсальность научного познания. Чичерин предлагал заполнять пробелы русской науки посредством познания достижений других народов и приобщения к мировой науке.

Философия славянофилов получила своё развитие во второй половине XIX в. в новой философии «неославянофильство». Её основоположниками считаются Н. Данилевский, К. Леонтьев и Н. Страхов. Объединило этих философов проблема судеб и перспектив развития России в современном мире. Кроме того, подходя к исследованию, они использовали один методологический подход. Все они стремились понять особенности культурно-исторического развития и самобытность данной цивилизации. Они использовали синтетический подход к философии, посредством которого объединялась наука, искусство и религия.

Николай Данилевский своей книгой «Россия и Европа» посодействовал расширению горизонтов славянофильства. Его идеи серьёзно повлияли на его современника Леонтьева, который вместо философии славянофилов предлагает своё воззрение – «русский византизм». Особенность его идей в том, что православие он представляет как «страх Божий». Благодаря Европе мы получили любовь без страха и упрёка, она опосредована верой в «земного человека», что и стало причиной кризисных явлений европейской культуры. Демократический лжепрогресс не подразумевает и намёка на христианство. Земной человек не имеет способности быть основой познания, религии, права или государства. Эта идея связывает Леонтьева с философскими воззрениями Ницше и Хайдеггера. Леонтьев называет опорой существования – Бога, Ницше – сверхчеловека, Хайдеггер – судьба бытия. Леонтьев предрекает обрушение западной цивилизации ввиду того, что она продолжает укрепление и развитие материального и морального благополучия человека и общества. Говорит о том, что Россия не должна идти тем же самым путём. Леонтьев вместе с тем считает, что восхваление славян излишне, необходимо понимание их не похожего положения по отношению к западному.

Русский радикализм и приход к идеям социализма

Атмосфера, царившая в российском государстве, способствовала формированию и развитию не только славянофильства, но и русского радикализма. Цель этого направления заключалась в стремлении преобразовать Россию в общины поземельной собственности. Такие идеи преследовали абсолютно все: декабристы, разночинцы, народники. Среди них такие имена Пестель, Фонвизин, Герцен, Чернышевский, Бакунин, Ткачёв. Русский радикализм сменяется в конце XIX в. пролетарским или научным социализмом Плеханова и Ленина. Однако и здесь движения разделились на тех, кто желал построить конституционную монархию, и тех, кто видел будущее России в республиканской демократии. Революционные демократы активно продвигали идеи национального духа. А. Герцен даже попытался усмотреть в крестьянской поземельной общине прообраз социализма и дать ему философское толкование. Социализм он видел как моральную альтернативу справедливости и человеколюбия насилию и рабству.  

Русская философия эпохи Просвещения

Философия второй половины 18 века в России — это движение национальной интеллектуальной мысли в русле просветительства. Русское просвещение этого периода было вызвано к жизни масштабными идейно-культурными процессами, происходящими в обществе в результате петровских реформ.

Однако главной и существенной особенностью русской философии просвещения, в отличие от европейского, было то, что выразителем и проводником идей просвещения стала не буржуазия, как на Западе, а дворянство.

Развитие капиталистических отношений и зарождение буржуазии в России происходило на фоне усиления крепостнической системы и все большего закрепощения основной массы населения. Самодержавие являлось гарантом привилегий дворянского сословия, поэтому дворянство всеми силами защищало царскую власть и обосновывало его законность.

Идеи просветительства в стране подчинялись и подстраивались под необходимость обоснования справедливости и разумности самодержавной власти.

порт. императрицы Екатерины II., худ Д.Левицкий, 1794

В конце июня 1762 г на русский престол взошла Екатерина II – «императрица- философ». Екатерина вела переписку со многими мыслителями французского Просвещения и была активным поборником их идей. Особенно увлекалась императрица учением Вольтера. Вслед за ней представители русского дворянства также восприняли эти идеи и со временем течение, получившее название “вольтерьянство”, начало охватывать все более широкие слои русского общества. Повсеместное увлечение передовыми идеями философов-энциклопедистов создало благотворную почву для выдвижения выдающихся отечественных мыслителей эпохи Русского Просвещения.

В эту эпоху жили и творили выдающиеся представители русской общественно-политической и философской мысли, предопределившие дальнейшие пути развития всей отечественной философии.

М.Ломоносов

Ярчайшим представителем естественнонаучных концепций в  XVIII века был гениальный ученый, поэт и философ Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), действительно  – уникальное явление во всей нашей культуре.

Михаил Васильевич Ломоносов

Его научные открытия намного опередили его время (например, закон сохранения материи). Его философские труды заложили основы материалистической традиции в русской философии. В этих трудах ученого материализм пронизан глубокой религиозностью. Философ провозглашает “святость” научного исследования и свободной работы мысли.

Особое внимание Ломоносов уделяет изучению общих законов строения и движения материи. Центральное место в мировоззрении мыслителя занимает атомно-молекулярная гипотеза и основанные на ней принципы движения и сохранения материи. Михаил Васильевич считал, что движение является изменением в общем смысле. Его представления о законах движения материи исходили из принципов механистического материализма. Ученый придавал большое значение методам эмпирического познания, в то же время признал важность и необходимость рационалистических методов познания. В своих социально-философских и этических воззрениях великий мыслитель выражал озабоченность судьбами своего отечества, своего народа и отечественной науки.

А.Радищев

Александр Николаевич Радищев

Особое место в русской культуре этого периода занимает Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802), ставший в нашей истории общественно-политической и философской мысли первым проводником идей либерализма, демократического устройства государственной власти и свободного гражданского общества. Всю свою подвижническую жизнь он проповедовал гуманистические ценности, идеи свободы и справедливости, защиты прав человека и прав собственности, идеи равенства всех перед законом. Он выступал за незамедлительную отмену крепостного права и создание справедливого общественного устройства на основе “общественного договора”.

Н.А. Бердяев назвал Радищева родоначальником русской интеллигенции.

Г.Сковорода

Еще одним выдающимся философом-мыслителем, жившим в этот период, был Григорий Савич Сковорода (1722 – 1794) — философ-скиталец, мудрец и учитель.

Григорий Саввович Сковорода

Сковорода — один из самых интересных и оригинальных русских философов. В своих трудах этот мыслитель противопоставлял материальное и духовное. Будучи не в силах решить противоречия между этими понятиями, философ провозгласил библейские истины аллегориями и символами, нуждающимися в истолковании. В этом утверждении прослеживается его связь с древними формами пантеизма.

Ключом ко всем разгадкам бытия для Сковороды является человек. Философ говорит о внешнем и внутреннем человеке. Внутренний человек – это новый человек, который живет в каждом. Необходимо, чтобы человек открыл в себе этого нового человека и тем самым постиг суть бытия и Бога. Обретение своего внутреннего “я” – это духовная работа каждой личности, обретение самого себя.

В этих рассуждениях Сковороды мы видим основы экзистенциализма — направления в философии, которое сформируется спустя два века в трудах Бердяева, Сартра, Марселя, Хайдеггера и других.

Сковорода считал, что внешний и внутренний человек (его материальная и духовная сущность) едины. В этом тезисе философа можно явственно увидеть интуицию всеединства, которая впоследствии станет одной из ключевых идей отечественной философии.

XVIII век стал важным этапом в развитии культуры России. Век Просвещения выдвинул целую плеяду видных общественных деятелей, ученых, писателей и философов. В эту эпоху в философии начинают формироваться оригинальные мировоззренческие концепции, рожденные из недр русского национального характера и мироощущения.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Запись опубликована в рубрике Русская философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Образование | Определение, развитие, история, типы и факты

Маргарет Мид

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Мэми Тилль-Мобли Джилл Байден Нина Отеро-Уоррен Сильвестр II Вальтер Гропиус
Похожие темы:
обучение медицинское образование дистанционное обучение дошкольное образование английский как второй язык

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Что означает образование?

Образование относится к дисциплине, связанной с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации.

Каким было образование в древних Афинах?

Примерно с конца VII или VI века Афины стали первым городом-государством в Древней Греции, отказавшимся от образования, ориентированного на будущие обязанности солдат. Эволюция афинского образования отражала эволюцию самого города, который двигался по пути все большей демократизации.

Как социальный класс влияет на получение образования?

Исследования показали, что образование является самым важным фактором, определяющим профессиональный статус человека и его шансы на успех во взрослой жизни. Однако корреляция между социально-экономическим статусом семьи и успехами или неудачами в школе, по-видимому, усилилась во всем мире. Долгосрочные тенденции предполагают, что по мере индустриализации и модернизации общества социальный класс становится все более важным фактором, определяющим результаты образования и профессиональные достижения.

Когда образование стало обязательным?

Хотя на практике образование не является обязательным во всем мире, право человека на образовательную программу, учитывающую его личность, таланты, способности и культурное наследие, было подтверждено в различных международных соглашениях, включая Всеобщую декларацию прав человека. 1948 г.; Декларация прав ребенка 1959 года; и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966.

Что такое альтернативные формы обучения?

С конца 20-го века появились альтернативные формы образования, такие как дистанционное обучение, обучение на дому и множество параллельных или дополнительных систем образования, которые часто называют «неформальными» и «народными». Религиозные учреждения также обучают молодых и старых священным знаниям, а также ценностям и навыкам, необходимым для участия в местных, национальных и транснациональных обществах.

Предлагают ли школьные ваучеры доступ к лучшему образованию?

Школьные ваучеры стали предметом горячих дебатов в Соединенных Штатах. Некоторые родители получателей ваучеров сообщили о высоком уровне удовлетворенности, и исследования показали увеличение числа выпускников, получивших ваучеры. Однако некоторые исследования показали, что учащиеся, использующие ваучеры для посещения частных школ, а не государственных, не демонстрируют значительно более высоких академических достижений. Узнайте больше на ProCon.org.

Следует ли применять телесные наказания в начальной школе?

Широко обсуждается вопрос о том, следует ли применять телесные наказания в начальных учебных заведениях. Некоторые говорят, что это подходящая дисциплина для некоторых детей, если использовать ее в умеренных количествах, потому что она устанавливает четкие границы и мотивирует детей вести себя в школе. Другие говорят, что могут причинить долговременный физический и психический вред учащимся, создавая небезопасную и жестокую школьную среду. Чтобы узнать больше о дебатах о телесных наказаниях, посетите ProCon.org.

Должны ли в образовательных учреждениях применяться и соблюдаться дресс-коды?

Вопрос о том, следует ли вводить и применять дресс-код в образовательных учреждениях, является предметом горячих споров. Некоторые утверждают, что дресс-код обеспечивает приличия и серьезную профессиональную атмосферу, способствующую успеху, а также способствует безопасности. Другие утверждают, что дресс-код укрепляет расистские стандарты красоты и одежды и редко применяется единообразно, часто дискриминируя женщин и маргинализированные группы. Чтобы узнать больше о дебатах о дресс-коде, посетите ProCon.org.

образование , дисциплина, связанная с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения родителей и детей).

(Прочитайте эссе Арне Дункана из «Британики» на тему «Образование: великий уравнитель»).

Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных знаний общества. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией. Дети, зачатые среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена, рождаются без культуры. Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формируя их поведение в соответствии со взрослой жизнью и направляя их к их возможной роли в обществе. В самых примитивных культурах часто мало формального обучения — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся окружающая среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые выступают в роли учителей. Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к другому, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи. Результатом является формальное образование — школа и специалист по имени учитель.

По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт все меньше связан с повседневной жизнью, все меньше становится вопросом показа и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, все больше становится вопросом вычленение, рассказывание и изучение вещей вне контекста. Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать о своей культуре гораздо больше, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая. По мере того, как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература перегружена советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, там развиваются философии и теории образования.

Основы денег для детей: 5 навыков, которым нужно научить их сейчас

В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновил получившиеся системы. Другие аспекты образования рассматриваются в ряде статей. Для трактовки образования как дисциплины, включая образовательную организацию, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. обучение; педагогика; и педагогическое образование. Описание образования в различных областях специализации см. в историографии; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия. Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний см. словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения образовательной свободы обсуждаются в цензуре. Для анализа атрибутов учеников см. интеллект, человеческий; теория обучения; психологическое тестирование.

Образование в первобытных и ранних цивилизованных культурах

Термин образование может применяться к первобытным культурам только в смысле инкультурации, которая представляет собой процесс культурной передачи. Первобытный человек, чья культура представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и вневременности. Модель жизни относительно статична и абсолютна и передается от поколения к поколению с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, то о нем можно судить только по образовательным практикам сохранившихся примитивных культур.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Таким образом, цель примитивного образования состоит в том, чтобы помочь детям стать хорошими членами своего племени или группы. Особое внимание уделяется подготовке к гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены ростом индивидуумов как членов племени и тщательным пониманием своего образа жизни в период перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.

Из-за разнообразия бесчисленных тысяч примитивных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики допубертатного образования. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах. Дети фактически участвуют в социальных процессах деятельности взрослых, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала эмпатией, идентификацией и подражанием. Примитивные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и наблюдая за основными техническими приемами. Их учителя не чужие, а их непосредственное окружение.

В отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых подражаний в допубертатном образовании, постпубертатное образование в некоторых культурах строго стандартизировано и регламентировано. Преподавательский состав может состоять из полностью посвященных мужчин, часто неизвестных посвященному, хотя они являются его родственниками в других кланах. Посвящение может начаться с того, что посвященного внезапно отделяют от его семейной группы и отправляют в уединенный лагерь, где он присоединяется к другим посвященным. Цель этого разделения состоит в том, чтобы отвлечь глубокую привязанность посвященного от его семьи и установить его эмоциональную и социальную привязанность в более широкой сети его культуры.

Начальная «учебная программа» обычно не включает практические предметы. Вместо этого он состоит из целого набора культурных ценностей, племенной религии, мифов, философии, истории, ритуалов и других знаний. Первобытные люди в некоторых культурах считают совокупность знаний, составляющих учебную программу инициации, наиболее важной для членства в племени. В рамках этой основной учебной программы религиозное обучение занимает самое видное место.

Образование | Определение, развитие, история, типы и факты

Маргарет Мид

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Мэми Тилль-Мобли Джилл Байден Нина Отеро-Уоррен Сильвестр II Вальтер Гропиус
Похожие темы:
обучение медицинское образование дистанционное обучение дошкольное образование английский как второй язык

Просмотреть весь связанный контент →

Самые популярные вопросы

Что означает образование?

Образование относится к дисциплине, связанной с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации.

Каким было образование в древних Афинах?

Примерно с конца VII или VI века Афины стали первым городом-государством в Древней Греции, отказавшимся от образования, ориентированного на будущие обязанности солдат. Эволюция афинского образования отражала эволюцию самого города, который двигался по пути все большей демократизации.

Как социальный класс влияет на получение образования?

Исследования показали, что образование является самым важным фактором, определяющим профессиональный статус человека и его шансы на успех во взрослой жизни. Однако корреляция между социально-экономическим статусом семьи и успехами или неудачами в школе, по-видимому, усилилась во всем мире. Долгосрочные тенденции предполагают, что по мере индустриализации и модернизации общества социальный класс становится все более важным фактором, определяющим результаты образования и профессиональные достижения.

Когда образование стало обязательным?

Хотя на практике образование не является обязательным во всем мире, право человека на образовательную программу, учитывающую его личность, таланты, способности и культурное наследие, было подтверждено в различных международных соглашениях, включая Всеобщую декларацию прав человека. 1948 г.; Декларация прав ребенка 1959 года; и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966.

Что такое альтернативные формы обучения?

С конца 20-го века появились альтернативные формы образования, такие как дистанционное обучение, обучение на дому и множество параллельных или дополнительных систем образования, которые часто называют «неформальными» и «народными». Религиозные учреждения также обучают молодых и старых священным знаниям, а также ценностям и навыкам, необходимым для участия в местных, национальных и транснациональных обществах.

Предлагают ли школьные ваучеры доступ к лучшему образованию?

Школьные ваучеры стали предметом горячих дебатов в Соединенных Штатах. Некоторые родители получателей ваучеров сообщили о высоком уровне удовлетворенности, и исследования показали увеличение числа выпускников, получивших ваучеры. Однако некоторые исследования показали, что учащиеся, использующие ваучеры для посещения частных школ, а не государственных, не демонстрируют значительно более высоких академических достижений. Узнайте больше на ProCon.org.

Следует ли применять телесные наказания в начальной школе?

Широко обсуждается вопрос о том, следует ли применять телесные наказания в начальных учебных заведениях. Некоторые говорят, что это подходящая дисциплина для некоторых детей, если использовать ее в умеренных количествах, потому что она устанавливает четкие границы и мотивирует детей вести себя в школе. Другие говорят, что могут причинить долговременный физический и психический вред учащимся, создавая небезопасную и жестокую школьную среду. Чтобы узнать больше о дебатах о телесных наказаниях, посетите ProCon.org.

Должны ли в образовательных учреждениях применяться и соблюдаться дресс-коды?

Вопрос о том, следует ли вводить и применять дресс-код в образовательных учреждениях, является предметом горячих споров. Некоторые утверждают, что дресс-код обеспечивает приличия и серьезную профессиональную атмосферу, способствующую успеху, а также способствует безопасности. Другие утверждают, что дресс-код укрепляет расистские стандарты красоты и одежды и редко применяется единообразно, часто дискриминируя женщин и маргинализированные группы. Чтобы узнать больше о дебатах о дресс-коде, посетите ProCon.org.

образование , дисциплина, связанная с методами преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения родителей и детей).

(Прочитайте эссе Арне Дункана из «Британики» на тему «Образование: великий уравнитель»).

Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных знаний общества. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией. Дети, зачатые среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена, рождаются без культуры. Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формируя их поведение в соответствии со взрослой жизнью и направляя их к их возможной роли в обществе. В самых примитивных культурах часто мало формального обучения — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся окружающая среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые выступают в роли учителей. Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к другому, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи. Результатом является формальное образование — школа и специалист по имени учитель.

По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт все меньше связан с повседневной жизнью, все меньше становится вопросом показа и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, все больше становится вопросом вычленение, рассказывание и изучение вещей вне контекста. Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать о своей культуре гораздо больше, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая. По мере того, как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература перегружена советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, там развиваются философии и теории образования.

Основы денег для детей: 5 навыков, которым нужно научить их сейчас

В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновил получившиеся системы. Другие аспекты образования рассматриваются в ряде статей. Для трактовки образования как дисциплины, включая образовательную организацию, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. обучение; педагогика; и педагогическое образование. Описание образования в различных областях специализации см. в историографии; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия. Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний см. словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения образовательной свободы обсуждаются в цензуре. Для анализа атрибутов учеников см. интеллект, человеческий; теория обучения; психологическое тестирование.

Образование в первобытных и ранних цивилизованных культурах

Термин образование может применяться к первобытным культурам только в смысле инкультурации, которая представляет собой процесс культурной передачи. Первобытный человек, чья культура представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и вневременности. Модель жизни относительно статична и абсолютна и передается от поколения к поколению с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, то о нем можно судить только по образовательным практикам сохранившихся примитивных культур.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Таким образом, цель примитивного образования состоит в том, чтобы помочь детям стать хорошими членами своего племени или группы. Особое внимание уделяется подготовке к гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены ростом индивидуумов как членов племени и тщательным пониманием своего образа жизни в период перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.

Из-за разнообразия бесчисленных тысяч примитивных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики допубертатного образования. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах. Дети фактически участвуют в социальных процессах деятельности взрослых, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала эмпатией, идентификацией и подражанием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *