Что характеризует феодальный строй: Феодальный строй | Рабочий путь

Зарождение феодальных отношений

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник Зарождение феодальных отношений

     Государственное управление. В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья, которые были уже не первыми среди других князей, а полноправными правителями страны. Потомки князей периода «военной демократии» теперь стали вассалами великого киевского князя. Прежние мужи племенных княжений превратились в бояр, старшую великокняжескую дружину. Рядом была и младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые. Но и те и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения — в военном деле, в управлении страной, в суде и расправе, сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами.

     В услужении князя были и личные слуги, личная дружина, где служили так называемые

«отроки» и «детские». Дружина старшая и младшая, которая прежде выполняла чисто военные функции, с конца X в. и в течение всего XI в. все более превращалась в рычаг государственной власти. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии — на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.
     Сам великий князь руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы, нередко участвуя в них в качестве верховного военачальника, который шел впереди своего войска. Такими были и Владимир, и Ярослав Мудрый, и его сыновья и внуки. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством. Его власть была разнообразной и комплексной.
     В чьих интересах действовал князь? Конечно, прежде всего он выражал интересы верхушки общества — бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства. Эти люди, эти слои были наиболее близки к княжеской власти, были прежде всего заинтересованы в ней для защиты своих привилегий и доходов.
Но эти люди были одновременно наиболее жизнеспособной, динамичной частью общества. Его прогресс осуществлялся в основном их организаторскими усилиями, их личными способностями.
     В то же время княжеская власть выражала интересы всего общества в целом, так как осуществляла оборону страны от иноземных вторжений, поддерживала порядок внутри страны, карала за уголовные преступления, насилия против личности, защищала права собственности, на которых держалось и прогрессировало общество. К тому же, несмотря на развитие в обществе социальной розни, появление богатых и бедных, в нем еще четко не обозначились отдельные социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом.
     На Руси XI — XII вв. сохранялось еще немало остатков старых отношений. Так, в городах при решении важнейших вопросов собиралось вече, куда приходили все свободные жители. Их волеизъявление имело большое значение при формировании политики великого князя или его вассалов, стоящих во главе отдельных княжеств.
Хотя в XI — XII вв. на вече заправляли в основном наиболее влиятельные, богатые горожане, оно сохранило свои народные черты. Судебные разбирательства в сельской местности производились непременно в присутствии представителей крестьянских общин.
     В самой великокняжеской власти, в порядке ее передачи от одного властелина к другому не было еще стройности и четкого порядка: несмотря на завещание Ярослава, власть в период XI — XII вв. передавалась и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию от отца к сыну, и благодаря призванию князя жителями того или иного города — центра княжества. Порой княжескую власть захватывали и надолго удерживали силой. Все это свидетельствовало об отсутствии прочного и строгого ее регламентирования, говорило о переходном, неустойчивом характере всего общества.
     Все большую ценность в эту эпоху приобретала в глазах общества земля с работающим на ней населением. Обладание такими землями сулило получение больших доходов, усиление личного богатства, мощи, процветания, политической власти, к чему постоянно стремились люди, обладавшие не только объективными возможностями для этого (княжеская, боярско-дружинная среда, богатые верхи городов), но и люди, наделенные от природы определенными свойствами характера — энергией, напористостью, умением быстро ориентироваться в обстановке, способностями к получению знаний, честолюбием, хитростью, жестокостью.
     Первым этапом подчинения князем, боярами, дружинниками населения, работающего на земле, было полюдье, а позднее регулярный и упорядоченный сбор дани с подвластного населения. Лично люди были свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государственной власти.
     Дань являлась первой известной на Руси формой зависимости населения от государства. Причем облагались ею и вновь завоеванные и присоединенные княжества, и собственное население — свободные жители сельских общин. Государство тем самым утверждало свою верховную собственность на все подвластные земли. Таким образом, политические права на территорию выражались в притязаниях чисто хозяйственных.
     Княжеский домен. К середине XI в. на огромных пространствах Руси, но особенно ощутимо в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода, земли все чаще попадают в частные руки. Первыми здесь, конечно, были князья. Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе общинные земли, в других — «сажали» на свободные земли пленных и превращали дворы, собственные хоромы, охотничьи дома, поселяли в этих местах своих управителей, начинали организовывать здесь собственное хозяйство.
Владения рядовых свободных общинников, связанных ранее с князем и государством лишь узкой ниточкой ежегодной дани, все плотнее окружаются княжескими землями, в княжеское хозяйство переходят лучшие пахотные участки, луга, леса, озера, рыбные ловли. Многие общинники оказываются под покровительством князя и превращаются в зависимых от него работников.
     Создается, как и в других странах Европы, княжеский домен, т. е. комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими непосредственно главе государства, главе династии.
     Такие же владения появляются у братьев великого князя, у его жены, у других княжеских родственников. В XI в. таких владений было еще не много, но они уже появились, знаменуя на Руси наступление новых порядков.
     Владения бояр и дружинников. К этому же времени относится появление собственных земельных владений, личных больших хозяйств княжеских бояр и дружинников. В ранний период государственности великие князья предоставляли местным князьям, а также боярам права на сбор дани с тех или иных земель. Свою дань с древлян собирал, например, воевода Свенельд. Эти земли с правом сбора с них дани давались князьям и боярам как бы в кормление. Это было средством их содержания. Позднее в разряд таких «кормлений» перешли и города. А далее вассалы великого князя передавали часть этих «кормлений» уже своим вассалам, из числа собственных дружинников. Так складывалась система феодальной иерархии. Такая система как раз и зарождалась на Руси в XI — XII вв. В это же время появляются первые вотчины бояр, воевод, посадников старших дружинников.
     Вотчиной (или «отчиной») называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащий владельцу на правах полной наследственной собственности. Однако верховная собственность на это владение принадлежала великому князю, который мог вотчину пожаловать, но мог и отнять ее у владельца за преступления против власти и передать ее другому лицу.
     С XI в. отмечено и появление церковных земельных владений. Великие князья предоставляли эти владения высшим иерархам церкви — митрополиту, епископам, монастырям, церквам.
     С течением времени правители стали жаловать своим вассалам не только право владения землей, но и право суда на подвластной территории. По существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ — вассалов великого князя. А те затем жаловали часть этих земель и часть прав на них уже своим вассалам. Выстраивалась эдакая пирамида власти, в основе которой лежал труд работающих на земле крестьян, а также живущего в городах ремесленного люда.
     Но по-прежнему на Руси многие земли оставались еще вне притязаний феодальных владельцев. В XI в. эта система лишь появлялась. Огромные пространства были заселены свободными людьми, которые жили в так называемых «волостях», над которыми был лишь один хозяин — сам великий князь как глава государства. И таких свободных крестьян — смердов, ремесленников, торговцев было в то время в стране большинство.
     Феодальная вотчина. Что представляло собой феодальное хозяйство какого-нибудь крупного боярина, который сам жил на своем богатом дворе в Киеве, находился на службе близ великого князя и лишь изредка наезжал в свои сельские владения?
     Деревни, населенные крестьянами, пахотные земли, луга, огороды крестьян и хозяйственные земли, принадлежащие владельцу всей этой округи, в состав которых также входили поля, луга, рыбные ловли, бортные леса, сады, огороды, охотничьи угодья, и составляли хозяйственный комплекс вотчины.
В центре владений находился господский двор с жилыми и хозяйственными постройками. Здесь были хоромы боярина, где он жил во время приезда в свою вотчину. Княжеские и боярские хоромы, как в городах, так и в сельской местности, состояли из терема (высокого деревянного здания — башни), где находились отапливаемое помещение — изба, «истобка», а также холодные горницы-повалуши, летние спальни-клети. Сени соединяли избу и летние неотапливаемые помещения, примыкающие к терему. В богатых хоромах, в том числе в княжеских дворцах, на городских боярских дворах была еще гридница — большая парадная горница, где хозяин собирался со своей дружиной. Иногда для гридницы строилось отдельное помещение. Хоромы не всегда представляли собой один дом, нередко это был целый комплекс отдельных зданий, соединенных переходами, сенями.
     Дворы богатых людей в городах и в сельской местности были окружены каменными или деревянными оградами с могучими воротами. На дворе же находились жилища господского управителя — огнищанина (от слова «огнище» — очаг), тиуна (ключника, кладовщика), конюхов, сельских и ратайных (от слова «ратай» — пахарь) старост и других людей, входящих в состав управления вотчины. Неподалеку располагались кладовые, зерновые ямы, амбары, ледники, погреба, медуши. В них хранились зерно, мясо, мед, вино, овощи, другие продукты, а таже «тяжкий товар» — железо, медь, изделия из металла.
     В хозяйственный сельский комплекс вотчины входили поварня, скотный двор, конюшня, кузница, склады, двор, гумно, ток.
     Феодально-зависимое население. Феодальное владение было неотделимо от труда зависимого населения, которое за право пользоваться собственными участками пахотной земли, лугами, лесами, реками, которые были отданы великим князем своему вассалу со всеми правами на эти территории, должно было платить владельцу земли определенные платежи натурой. Оно также исполняло подводную повинность, т. е. предоставляло по требованию господина телеги летом и сани зимой, запряженные лошадьми, исполняло различные работы, связанные с починкой дорог, мостов и т. д. Все обязанности, которые ранее население выполняло на великого князя, на государство, теперь выполнялись на нового господина — боярина, дружинника, церковь, монастырь. Оставались и общегосударственные поборы и повинности.
     Постепенно в сельской местности появлялся слой людей, которые по различным причинам (неурожай, засуха, военные разорения) теряли собственное хозяйство и либо за взятые у господина в долг деньги, либо за помощь в поддержании своего пошатнувшегося хозяйства (ссуда семенами, предоставление тяглого или молочного скота) обязывались выполнять сельские работы на своего господина. Такие люди назывались рядовичами, так как заключали с хозяином «ряд» — договор, или закупами, так как брали у хозяина «купу» — долг. Они не могли уйти от господина ранее, чем выполнят условия договора.
     На господской земле трудились и пленники, отрабатывавшие свой выкуп, «наймиты», нанимавшиеся за плату; на церковных землях трудились «прощеники» — те, кому были прощены их долги или преступления, или те, кого церковные организации выкупали у государства, скажем, воры, заплатив за них необходимые штрафы.
     Наиболее неполноправными людьми, как в городе, так и в сельской местности, были холопы. В XI — XII вв. их стали привлекать к сельским работам, «сажать» на землю и заставлять работать на своего господина. Все больше и больше людей попадало в холопство: свободный человек мог продать себя в холопы от великой нужды; он становился холопом, если женился на холопке, заранее не обговорив свою свободу; если поступал на службу к господину без специального договора. Холопами становились также дети холопов; проворовавшиеся и нарушившие договор «рядовичи» и «закупы»; в состав холопов попадали и пленники. Сельские усадьбы и городские дворы светской и духовной знати были полны такими людьми, которые исполняли многие работы по дому и в поле. И все же русские холопы отличались от рабов в античном мире. Они имели кое-какие права. Их убийство каралось законом. Иногда, в случае отсутствия иных свидетелей, холопы могли давать показания в суде. Церковь стремилась смягчить бесправное положение холопов, что ей и удалось сделать к концу XI — началу XII в.

???
1. Что характеризует феодальный строй? Как вы понимаете слова «феодальные отношения»? Что значит — раннефеодальные отношения?
2. Сравните управление Руси на заре становления государственности и в XI в. Чем вызваны изменения?
3. Что говорит о развитии феодальных отношений на Руси?
4. Перечислите основные категории населения Руси XI в. Охарактеризуйте каждую из категорий. Разделите эти категории по группам (подумайте, по каким признакам провести это деление).
5. Какие взаимоотношения возникали между отдельными категориями населения? Покажите расположением на иерархической «лестнице» положение каждой из категорий в обществе.
6. Что такое феодальная вотчина? Опишите ее.

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Коммунистическая Энциклопедия

Мировая система социализма

Мировая система социализма или мировая социалистическая система — социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных государств, шедших по пути социализма и объединённых общностью интересов и целей, узами международной социалистической солидарности.

Возвышенное

Возвышенное — эстетическая категория, выражающая такое отношение человека к предмету, явлению, при котором содержание объекта воспринимается как нечто несоизмеримое с масштабами индивида, превосходящее его по размерам, силе и значительности.

Утилитаризм

Утилитаризм — философский и идеологический принцип, который заключается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды, эгоистическому расчету. Утилитаризм равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению роли духовных интересов человека.

Пошлость

Пошлость — морально-эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, понижает саму идею достоинства личности.

Классовая борьба

Классовая борьба — борьба между классами, интересы которых несовместимы или противоречат друг другу. Классовая борьба представляет собой основное содержание и движущую силу истории всех антагонистических классовых обществ, начиная со времени разложения первобытнообщинного строя и вплоть до полной ликвидации эксплуататорских классов и победы социализма.

Крестьянская война 1670–1671 годов под предводительством Степана Разина

Крестьянская война 1670–1671 годов под предводительством Степана Разина — вторая в России крестьянская война против феодально-крепостнического гнёта. Начавшись на Дону как восстание казаков и беглых людей, она охватила огромную территорию России и переросла в войну русских, украинских крестьян и народов Поволжья против крепостнического гнёта.

Марксизм

Марксизм — философское, политическое и экономическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом во второй половине XIX века.

I съезд РСДРП

Первый съезд РСДРП — состоялся нелегально в Минске 1—3 (13—15) марта 1898 года. Созван по инициативе Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», руководимого В. И. Лениным.

Меньшевик

Меньшевик — член правого соглашательского крыла Российской социал-демократической рабочей партии, которую возглавляли Ю. О. Мартов, Ф. И. Дан, И. Г. Церетели и другие.

Большевик

Большевик — член левого революционного крыла Российской социал-демократической рабочей партии, которое возглавлял Владимир Ленин.

Временное правительство в России

Временное правительство в России — центральный орган государственной власти, образовавшийся после Февральской буржуазно-демократической революции; существовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции.

Революция 1905–1907 годов в России

Революция 1905–1907 годов в России (Первая русская революция) — первая в мире буржуазно-демократическая революция эпохи империализма, гегемоном которой выступил пролетариат во главе с марксистской партией. Она расшатала устои самодержавного строя и создала предпосылки для последующей успешной борьбы за свержение царизма.

Меньшевизм

Меньшевизм — оппортунистическое течение внутри российской социал-демократии, одно из направлений международного оппортунизма, по объективной своей роли — агентура буржуазии в рабочем движении в дореволюционной России, превратившееся после Октябрьской революции в партию мелкобуржуазной контрреволюции.

Бунд

Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России — мелкобуржуазная националистическая организация, объединявшая главным образом полупролетарские слои еврейских ремесленников западных областей России.

Июньский кризис

Июньский кризис — второй (после Апрельского кризиса) политический кризис в России в период от Февраля к Октябрю: один из этапов нарастания общенационального кризиса. Вызван непримиримыми противоречиями между народными массами и империалистической буржуазией по вопросам о мире и земле, о борьбе с экономической разрухой.

Феодализм в средневековой Европе (что такое феодализм?)

21.09.2019

0 комментариев

 

Щелкните значок принтера, чтобы загрузить версию этих лекций для печати.

Изобретенный термин

Термин,0014 феодализм , чтобы описать политическую и социальную систему Средневековья, особенно в средневековой Европе, но его также можно применить к средневековой Японии. На самом деле в Средние века никто не говорил о «феодализме» или «феодальной системе». Это просто то, что развилось в течение столетий после падения Рима, когда централизованное правительство распалось.

Новая феодальная реальность

Римская империя включала в себя сеть городов, которые были связаны хорошими дорогами. По мере упадка могущества Рима люди стали покидать приходящие в упадок города, которые все больше наполнялись беспорядком и преступностью, и селиться в сельской местности. Сеть благоустроенных дорог, прославивших римлян, перестала поддерживаться, и торговля рухнула. В результате сформировались сельские общины, которые должны были быть все более самодостаточными. Центральная власть в лице короля объединяла эти общины под началом одного лидера, но этот лидер не обладал большой властью. Большинство людей в средневековой Европе никогда не видели короля и жили своей жизнью в своем собственном самодостаточном сообществе, известном как поместье , полагаясь на местного лорда , чтобы защитить их, вершить правосудие и урегулировать споры между жителями. Многие средневековые крестьяне жили в поместье как крепостных , которые были юридически привязаны к земле и не имели права покидать ее, даже если бы захотели.

Weak Central Authority

Любой, кто играл в шахматы, знает, что король — одна из самых слабых фигур на доске и зависит от поддержки других фигур на доске. Эти другие фигуры на доске символизируют церковь, дворянство, рыцарей и крестьян. Средневековые короли владели некоторыми из своих земель, но земли, которыми они правили, больше напоминали лоскутное одеяло, чем современную нацию, как мы ее себе представляем сегодня. Короли войдут лорд-вассал заключает контракт с дворянами, которые приносят присягу на верность или вассалитет королю и получают взамен земельный дар, известный как феодальное владение . Верность, которую клялся вассал, чаще всего проявлялась в виде военной службы. Когда средневековые короли отправлялись на войну, они требовали, чтобы каждый из их вассалов прислал определенное количество рыцарей, поскольку у королей не было средств для содержания больших личных армий.

Те, кто заключал договоры между лордами и вассалами непосредственно с королем, известные как великие лорды , затем заключали аналогичные контракты с меньшими лордами , становясь и лордами, и вассалами. Каждому феодалу полагалось содержать определенное количество неблагородных рыцарей , которые также получали земли. Крестьяне , которые жили в поместье, получали защиту лорда и, в свою очередь, платили своему господину дань в виде денег, урожая или выполнения ручного труда в поместье в течение определенного количества дней каждый год.

Упадок феодализма

В позднем Средневековье феодализм начал приходить в упадок, поскольку короли стали более могущественными (отчасти в результате крестовых походов), мировая торговля увеличилась, и все больше людей стали переселиться в города, находившиеся вне контроля феодалов. Благодаря богатству, поступившему в королевскую казну в эпоху Великих географических открытий, короли начали финансировать свои собственные армии и позволили дворянам платить деньги вместо того, чтобы воспитывать своих людей.
 
В то время как феодализм начал значительно приходить в упадок между 1400-1700 годами, некоторые элементы феодализма сохранились в Европе и в современную эпоху. В 1789 году Национальное собрание Франции официально отменило юридические привилегии дворянства на ранних этапах Французской революции. Крепостное право сохранялось в России до тех пор, пока царь-реформатор не отменил его в 1860-х годах.

0 комментариев

Феодальная экономика

Автор статьи Б.К. Bass и представлен журналом Worldbuilding Magazine.

Часто, когда мы думаем о средневековой истории и средневековом фэнтези, благородный рыцарь в сияющих доспехах является одним из центральных понятий, которые приходят на ум. Наряду с этими образами появляются замки, люди, говорящие «милорд», и те самые рыцари, преклоняющие колени у ног своего государя. Для меня один из самых запоминающихся моментов в серии «Песнь льда и пламени» Джорджа Р. Р. Мартина — это когда великий лорд «созывает знамена» или «вызывает своих знаменосцев» на битву.

Но почему их знаменосцы приходят? Почему эти рыцари и лорды так обязаны своим лордам и государям, и почему простые люди откладывают плуг и берутся за копья, когда их к этому призывают?

Все это и многое другое является частью более крупной социально-экономической системы, господствовавшей в Западной Европе в Средние века: феодализма.

Что такое феодализм?

Феодализм был системой, согласно которой государь делил части своей земли между своими вассалами в обмен на определенные услуги, довольно часто имеющие военное значение. Затем эти лорды могут дополнительно разделить землю между меньшими лордами по аналогичным соглашениям, которые могут снова разделить землю. Это создало иерархию среди европейской знати и систему титулов, отражающих положение человека в этой иерархии. Король мог даровать большие участки земли герцогам, которые затем делили эти владения между несколькими графами или графами, которые затем делили их между несколькими баронами. Помимо этого, владения барона могут быть разделены и управляться рядом безымянных лордов, рыцарей, мэров, шерифов и священнослужителей. Наконец, простым людям было разрешено жить и обрабатывать землю в обмен на то, что лорд получал долю их продукции и военную службу, когда его призывали.

Только из этого общего описания у нас достаточно информации, чтобы начать формировать нашу собственную культуру вокруг этой системы. Мы мало что знаем о том, как все устроено, кроме того, с чего мы начали, но мы можем видеть, что эти рыцари и «знаменосцы» получили права на землю от более крупных лордов. В более приземленном смысле мы можем подумать о том, чтобы взять карту нашего царства и разделить ее на все более мелкие фрагменты. В конце концов, король не может сам контролировать все королевство!

В качестве примера того, как это работает в построении нашего мира, давайте организуем собственное королевство. Мы назовем его Королевством Регинланд. Предположим, что в королевстве есть три основных региона, которые мы будем использовать для создания герцогств, каждое из которых контролируется герцогом или маркизом: прибрежная зона, называемая Герцогством Инсвич, центральные равнины, называемые Герцогством Гарн, и гористая приграничная область, называемая Фольксгаард. Марш (часто, когда герцогство находится на границе и должно уделять больше внимания военной обороне, его иногда называют «маршем», территорией, контролируемой маркизом, а не герцогом). Теперь давайте разделим Инсвич на шесть округов, каждый из которых контролируется графом. Они по-прежнему будут слишком велики для того, чтобы один человек мог лично управлять ими, поэтому каждое графство можно разделить на баронства, возможно, двенадцать или около того, каждое из которых контролируется бароном. Теперь, на данный момент, каждый барон может контролировать одно поместье, но, скорее всего, он сосредоточится больше на каком-то узловом городе. Вместо этого отдаленные поместья, деревни и фермы будут находиться под непосредственным надзором младших лордов, шерифов, мэров, священнослужителей и т. д. Эти люди часто не будут иметь дворянских титулов, хотя лорды среди них, вероятно, будут рыцарями на службе королевства.

Взамен вассалы обязаны отреагировать на тот драматический момент, когда отправляются гонцы, чтобы собрать воинов на стороне государя. Но помимо этого раздела земли, каковы были правила феодализма?

Щелкните изображение, чтобы увеличить его.

Историки утверждают, что, поскольку европейские общества никогда не устанавливали общий кодекс законов, касающихся феодализма, мы не можем систематизировать все детали того, как он работал на всем континенте. На самом деле термин «феодализм» является выдумкой историков семнадцатого века.[1] Несмотря на это, многие пытались определить и сопоставить общие аспекты, которые появляются в исторических записях, в своего рода общее руководство. Одно примечательное определение феодализма дал бельгийский медиевист Франсуа Луи Гансхоф в 19 веке.44, который сказал, что «феодализм описывает набор взаимных правовых и военных обязательств среди воинской знати, вращающихся вокруг трех ключевых концепций лордов, вассалов и феодальных владений». нас к основному принципу, на котором он построен: землевладение.

Землевладение

Центральное место в феодализме занимало землевладение, «система, при которой земля находилась во владении арендаторов у лордов». период и фактические правила, которые лежали в основе феодальной системы.

Итак, что такое вотчина? По сути, это термин для обозначения земельного участка, а именно «земельного владения, принадлежащего по феодальному праву от лорда на условиях дани и службы». [4]

Что влечет за собой дань уважения? Эта концепция возвращает нас к лордам и вассалам из определения феодализма Гансгофа и к политическим аспектам системы. Посвящение — это клятва верности лорду, даровавшему землю. Являются ли термины лорд и вассал взаимоисключающими? Мы уже обсуждали, как земля, подаренная лорду, может быть далее разделена между меньшими лордами, и в этой ситуации один человек будет одновременно вассалом своего суверена и лордом своей собственной группы вассалов.

Итак, здесь мы видим, что когда один из персонажей Мартина требует, чтобы другой «преклонил колено», чтобы показать свою преданность, мы видим только одну сторону сделки. Если бы средневековый лорд пошел к другому и потребовал такого рабства, ничего не дав взамен, его бы выгнали из замка на смех или того хуже! Устанавливая отношения между нашими большими и меньшими лордами в наших собственных мирах, мы должны помнить, что вещи редко даются бесплатно, особенно верность. Часто речь идет о плате за услугу, которая выгодна обеим сторонам. Феодализм и землевладение по своей сути являются экономикой обмена контроля на лояльность и земли на труд.

Несвободная аренда

До сих пор мы в основном обсуждали отношения между лордами и вассалами. Эти отношения считаются свободной арендой, когда услуги, которые должен оказывать вассал, определяются и документируются в официальном соглашении с их лордом. Как мы уже упоминали, это соглашение часто включает военную службу, где в игру вступает «вызов знамен». Вассал клянется откликнуться на призыв своего господина к военной службе и, при необходимости, собрать определенное количество солдат. Другой формой владения является несвободная аренда, также известная как деревня, когда арендатор земли может быть призван выполнять любое количество услуг для лорда без предварительного согласия. Эти услуги могут варьироваться от вспашки поля до похода на войну, и именно отсюда берутся обещанные солдаты, упомянутые ранее.

Кто-то, знакомый с той эпохой, может увидеть это и подумать о крепостных, которые трудились на земле по воле своего господина и не имели почти никаких прав. Ошибочно думать, что все крестьяне были крепостными. На самом деле это были два разных социальных класса, которые часто работали бок о бок. Хотя крестьянин мог не иметь права — или богатства — владеть землей, он все же имел определенные свободы. Он мог быть обязан обрабатывать землю своего господина в обмен на привилегию жить на ней и кормить свою семью, но он не был привязан к земле и мог свободно переходить на более зеленые пастбища.

Крепостные, напротив, имели очень мало прав. Практика крепостного права возникла в результате медленного распада Римской империи. Когда города по всей империи стали экономически неприемлемыми, многие бежали в сельскую местность и вернулись к более аграрному образу жизни. Имперские агенты по-прежнему контролировали землю и позволяли этим новым беженцам селиться и обрабатывать землю в обмен на долю урожая. Эти люди были известны как колоны, и со временем своды римских законов, касающихся их статуса в обществе, в конечном итоге стали основой крепостного права. Еще в третьем веке нашей эры колонам не разрешалось покидать землю, на которой они работали, и статус стал наследственным.

Поскольку Римская империя занимала большую часть Западной Европы, эта практика получила широкое распространение еще до возможного падения Рима. Когда империя распалась, а ее бывшие владения установили независимые системы управления, традиции колонов пережили переходный период. Многие крепостные в средние века были потомками римских колонов. Они были привязаны к земле и своему господину, и их «передвижения были ограничены, их права собственности были ограничены, и они были должны всякого рода ренты своим помещикам». [6] Хотя есть сходство, крепостное право и рабство не следует путать. . Ключевое различие между ними заключается в том, что крепостной действительно обладал некоторыми основными правами, такими как права на личную безопасность и достоинство, и что крепостной не считался собственностью и не мог быть куплен или продан. В зависимости от региона, который изучается, крепостные могут составлять большинство простого населения. В качестве альтернативы класс крепостных может включать только людей, которые обязаны служить в обмен на какое-либо преступление или для выплаты долга.

Последний пример может напомнить о рабстве по договору, практике, похожей на рабство, но вводимой в действие на определенный срок службы. Это практиковалось в колониальный период семнадцатого и восемнадцатого веков. Подневольный труд по договору часто заключался в том, что человек добровольно заключал контракт на работу у конкретного работодателя на определенный срок, обычно от четырех до восьми лет. Наемный слуга, по сути, подписал все свои права, и ему не разрешалось покидать службу нанимателя до конца срока. В обмен на эту услугу работодатель предоставлял еду, кров и предлагал некоторую взаимность, такую ​​как погашение непогашенных долгов или предложение бесплатного транспорта в Новый Свет.

В наших собственных мирах мы могли бы захотеть, чтобы наш крестьянский класс мог свободно передвигаться и делать все, что им заблагорассудится. Таким образом, они могут действовать так, как нужно, чтобы соответствовать конструкции, в которую мы их поместили. С другой стороны, может быть интересно изучить социальную и этическую динамику там, где большинство населения находится в рабстве. Конечно, мы могли бы занять золотую середину. Относительно простой чертой, которую можно провести на песке, было бы разделение квалифицированного и неквалифицированного труда. В то время как те, кто обрабатывает землю, могут быть крепостными; кузнец, гончар и сапожник могли быть свободными людьми. С другой стороны, если лорд хочет гарантировать, что его любимый кузнец не решит уехать, крепостное право будет способом держать этот квалифицированный труд под своим контролем.

Обмен товарами и услугами

Проницательный читатель уже заметил, что пока мы обсуждаем экономику, мы рассмотрели только обмен земли на услуги. Однако, несомненно, в Средние века существовали процветающие рынки, торговые порты и сундуки, переполненные монетами. Если вся система была связана с правами на землю, военной службой, физическим трудом и производством товаров, то при чем тут валюта и торговля?

Несмотря на то, что феодальная экономика представляла собой жестко структурированную систему со слоями контроля и обязательств, общими ресурсами и авторитарной реализацией, в нее также были вплетены аспекты свободной рыночной экономики. Эта свободная рыночная экономика движима излишками. Любые товары, произведенные сверх того, что использовал производитель, или полученные сверх того, что использовал получатель, могут быть обменены на другие товары или проданы за валюту.

Феодализм содержал много элементов капитализма, которые должны быть знакомы каждому, кто читает это. В отличие от возможности выбирать нашего работодателя и то, чему мы стремимся посвятить себя в капиталистическом обществе, «при феодализме непосредственный производитель обязан работать на конкретного работодателя в данной сфере производства»[9]. крестьяне могут работать на чужой земле и обязаны отдавать львиную долю своему помещику, они все равно могут производить больше, чем необходимо для пропитания. Что насчет других их потребностей? Несомненно, фермеру, который не заботится ни о чем, кроме пшеничного поля, нужно больше, чем это, чтобы прокормить свою семью. И нужно ли ему самому молоть зерно? Возможно, он отдаст свое право местному мельнику и обменяет его на несколько буханок хлеба и несколько монет. Затем он может посетить местного мясника, который получил мясо от пастуха, и обменять часть прибыли от зерна на баранью ножку. И никакая поездка на рынок не будет полной без посещения местной пивной или даже покупки небольшой бочки у самого пивовара!

Щелкните изображение, чтобы увеличить его.

Таким образом, вокруг одной усадьбы сформировалась небольшая община, где люди работают, производя из земли различные предметы первой необходимости, а если повезет, то и некоторые предметы роскоши. Точно так же, если лорд соберет больше, чем необходимо для уплаты налогов и содержания своего собственного дома, он может продать излишки и разбогатеть на добыче тех, кто работает на него. Конечно, индивидуальная ситуация может быть разной.

Часто, как это было в средние века, жизнь была трудной даже для более богатых классов. Засуха, голод и болезни могут из года в год сказываться на уровне производства. Даже землевладельцы и титулованные лорды могли впасть в нищету; и если они не добились результатов для своих лордов, их часто могли выгнать со своего поста и полностью лишить их ранга и титула. В других случаях их сеньор мог требовать прав на любые излишества, и таким образом сам граф мог сидеть сложа руки и разжиреть за счет тяжелого труда своих баронов и крови, пота и слез людей, работающих под началом его меньших лордов.

Иллюстрация феодальной жизни

Я всегда выступаю за то, чтобы при построении мира в прозе нужно было вкраплять мелкие детали с точки зрения персонажа, чтобы намекнуть на большой мир, а не бомбардировать наших читателей энциклопедическими отрывками фактов. Кто-то может возразить, что это не всегда так, и я могу быть вынужден согласиться. Толкин во многих случаях поступал так же. Тем не менее, нужно быть осторожным, чтобы избежать длинных, сухих отрывков, которые тормозят темп истории.

Изложение вашего мироустройства захватывающим и новым способом, например, познакомить читателя с феодальной жизнью в первый раз, поможет вашим читателям погрузиться в саму историю. Как же тогда я предложил бы применить то, что мы здесь узнали, с точки зрения персонажа? Здесь есть два ключевых вывода: во-первых, отношения между лордами и их вассалами при обмене земельных прав на службу; во-вторых, отношения между лордами и простыми людьми в обмене землепользования на труд. Кроме того, мы можем проиллюстрировать жизнь простых людей и то, как они поддерживают себя и свои семьи, а также сообщество, которое растет вокруг необходимости содержания разнообразной рабочей силы в условиях одного поместья.

Хемиш балансировал маленьким кожаным мешочком на ладони, мелкие монеты внутри звенели друг о друга, когда он шагал по рынку. Его вес казался незначительным по сравнению с болью в спине от работы в поле. Его мул топал по грязи рядом с ним, и набухшие мешки на его боках более чем компенсировали это. В них были батоны от мельника, копченая свинина от мясника и овощи от бакалейщика, которые держат его погреб полным до весны. Ему даже хватило, чтобы навестить свечника. Свет в его скромной лачуге был бы желанным удовольствием долгими зимними вечерами. Он шел по грязи главной деревенской дороги, его поношенные ботинки болезненно скользили по покрытым мозолями ступням. Сапожник был его следующей остановкой.

Восторженные возгласы привлекли его внимание, когда он проходил мимо пивной. Другие крестьяне распродали свои излишки и праздновали сбор урожая крепкими напитками, слабой похлёбкой и песнями, мелодия которых настолько не соответствовала действительности, что вряд ли заслуживала такого названия. Хемиш снова подбросил мешочек на руке, чувствуя вес медных монет и позволяя их звону отбивать ритм пения, доносящегося из сада пивной. Всего один глоток, подумал он, натягивая поводья мула и скользя по грязи к веселью. Если лорд Себастьян достаточно беспокоится о весенних посадках, он мог бы использовать часть серебра из своего сундука, чтобы убедиться, что ноги его народа хорошо обуты. Он делает то же самое для своих лошадей, не так ли?

О журнале Worldbuilding Magazine:

Журнал Worldbuilding Magazine выходит раз в два месяца и освещает различные темы построения мира. Эта статья была представлена ​​в их октябрьском выпуске: Economics. Вы можете посетить их веб-сайт, чтобы прочитать полные выпуски и подписаться бесплатно здесь . Обязательно присоединитесь к их Discord или подпишитесь на них в Twitter , чтобы быть в курсе последних новостей. Mythic Scribes является гордым партнером журнала Worldbuilding Magazine.

Подробнее об авторе этой статьи Б.К. Басс на своем сайте. Обложку этого выпуска нарисовал Ахмед Эльгарабаи, на которого вы можете подписаться в Twitter. Карты взяты из «Исторического атласа» Уильяма Р. Шеперда.

Примечания

[1] Браун, Элизабет А.Р. «Феодализм». Британская энциклопедия онлайн. https://www.britannica.com/topic/феодализм. 5 июля 2019 г. По состоянию на 12 августа 2019 г.

[2] Гансхоф, Франсуа Луи; Грирсон, Филип. Феодализм, 1-е изд.: Нью-Йорк и Лондон, 1952. Следует также отметить, что феодализм был исключительно европейской концепцией. Многие применяли этот термин к другим культурам, в первую очередь к «феодальному периоду» японской истории, который длился с 1400 по 1600 г. н.э., более точно известному как период Сэнгоку Дзидай, или «эпоха воюющих царств». Это заблуждение проистекает из европоцентристского мировоззрения, принятого многими историками. Пытаясь осмыслить иностранные культуры, они навязывали им уникальные европейские концепции, часто выискивая знакомые тенденции и уделяя меньше внимания незнакомым аспектам этих обществ.

[3] Разное. «Феодальное землевладение». Британская энциклопедия онлайн. https://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *