Как была устроена жизнь типичного князя • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
КурсРождение, любовь и смерть русских князейЛекцииМатериалыПостриги, свадьба, смерть отца и другие важные вехи в биографии князя из рода Рюриковичей
Подготовила Мария Лавренченко
Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). Новгородская икона. XII век © Wikimedia CommonsРождениеРождение мальчика в княжеской семье — веха в жизни всей династической линии, появление новых перспектив, надежду на которые старшие родственники закладывают уже при имянаречении. Новорожденный княжич получает два имени — родовое (княжеское) и крестильное, оба выбираются с учетом негласных правил. Например, в домонгольской Руси действовал запрет на наречение именем живого родственника (отца или деда), а имена дядьев были наиболее актуальны.
В условиях постоянных разъездов княжич не всегда появлялся на свет в хоромах: например, Ипатьевская летопись рассказывает, как в 1174 году князь Рюрик Ростиславич ехал из Новгорода в Смоленск, и на полдороге в Лучине-городке княгиня родила сына, который получил «дедне имя» Михаил, а княжеское «дедне же имя» Ростислав, став полным тезкой своего деда.
Отец маленького Ростислава подарил ему Лучин городок, в котором он родился, и построил на месте его рождения церковь Святого Михаила. Основание храма в честь рождения наследника, особенно первенца, — прерогатива князей, обладающих наибольшей властью. Так, например, Мстислав Великий основал церковь Благовещения на Городище, развалины которой можно видеть и по сей день под Новгородом, в честь рождения своего первенца Всеволода, носившего крестильное имя Гавриил (одна из двух главных фигур Благовещения — архангел Гавриил). В свою очередь, Всеволод Мстиславич, когда у него родился сын, заложил «во имя сына своего» церковь Святого Иоанна.
Постриги
Постриги — социальная практика, присущая Руси и, вероятно, другим славянским народам. Благодаря сообщениям летописи о постригах сыновей Всеволода Большое Гнездо (1154–1212) Ярослава и Георгия мы узнаем, что совершался этот обряд, когда мальчику исполнялось два-три года, и заключался он в пострижении первых волос и посажении на коня, причем некоторые исследователи предполагают, что княжич при этом был облачен в свои первые доспехи.
Посажение на коня символизировало начало вступления во взрослую, воинскую жизнь, демонстрировало физическую дееспособность человека. В противоположность этому при описании слабого от старости человека (например, в сообщении о смерти «старца доброго» Петра Ильича, сопровождавшего князя Святослава) летописец характеризует его как уже неспособного сесть на коня.
Софийский собор. Великий Новгород. XI векВ Новгородской первой летописи сообщается о том, что в 1230 году во время постригов Ростислава Михайловича, сына Михаила Всеволодовича Черниговского, приехавшего с отцом в Новгород, сам архиепископ Спиридон «уя влас» (остриг волосы) княжичу. Совершался этот обряд в Софийском соборе — главном храме города, что, очевидно, служило делу укрепления позиций черниговских князей в Новгороде.
Первое правление
Первое правление под рукой отца часто начиналось очень рано. Упомянутого Ростислава Михайловича, только что прошедшего постриги, отец оставил в Новгороде одного под присмотром архиепископа Спиридона. В то время как отец вернулся в свой город Чернигов, присутствие сына в Новгороде представляло здесь власть Михаила Всеволодовича, и хотя это еще не правление, но уже начало самостоятельной политической жизни.
Ярослав Владимирович, новгородский князь, послал своего сына Изяслава править в Великие Луки и защищать Новгород от Литвы («от Литвы оплечье Новгороду»), но на следующий год княжич скончался — одновременно со смертью своего брата Ростислава, который находился при отце в Новгороде. Не исключено, что оба они были отравлены сторонниками черниговских князей. Известно, что Изяслав умер в возрасте восьми лет, то есть его самостоятельное правление в Великих Луках началось, когда княжичу было всего семь лет.
Лаврентьевская летопись подробно сообщает о проводах Всеволодом Большое Гнездо его сына Константина (последнему было 17 лет) на первое княжение в Новгород. Провожать его выходит вся семья и горожане, отец дарит ему крест «сохранник и помощник» и меч «прещение (угроза) и опасение» и говорит напутственные слова.
Разумеется, молодому князю в первом правлении помогает авторитетный наставник. Так, например, в Киево-Печерском патерике говорится о том, что маленького Юрия (Георгия) Долгорукого на правление в Суздальскую землю сопровождает Георгий, и это совпадение имен, по-видимому, представлялось чем-то судьбоносным.
Сын князя — заложник
Не всегда роль наследника правителя помпезна и привлекательна. Иногда свое детство подросток вынужден проводить в стане прежнего врага своего отца. Эта традиция встречается и в других средневековых обществах. Например, когда норвежский конунг Олав Трюггвасон (963–1000) победил ярла Оркнейских островов Сигурда, сына Хлёдвира, последний крестился и крестил свой народ, а сына Сигурда, по прозвищу Собачка, Олав взял с собой. Пока сын ярла жил при дворе конунга, Сигурд выполнял свою клятву, но когда Собачка умер, Сигурд вернулся к язычеству и перестал подчиняться конунгу.
Благодаря русским летописям мы знаем, что сын Владимира Мономаха Святослав был в заложниках у половецкого князя Китана, и, когда дружина Ратибора подговорила Владимира напасть на людей Китана, самым опасным делом было выручить Святослава, который подвергался серьезному риску.
Огромные страдания черниговскому князю Святославу Всеволодовичу причинил захват Всеволодом Большое Гнездо его сына Глеба в плен. Святослав буквально обезумел: он нападает на своих прежних союзников Ростиславичей, затем собирает на срочный совет ближайших родственников — Ольговичей. К счастью, дело кончилось миром и свадьбой.
Участие в делах отца
Но не обязательно княжич расставался с близкими так рано. О многих Рюриковичах достоверно известно, что свою юность они провели рядом с отцом, участвуя в его делах и походах, постепенно перенимая политические и военные навыки.
Ярослав Галицкий говорил Изяславу Мстиславичу: «Как твой сын Мстислав ездит у твоего правого стремени, так и я буду ездить у твоего левого». И Мстислав Изяславич действительно постоянно сопровождал родного отца в битвах, а кроме того, ездил по его поручению к союзникам — другим князьям и к венгерскому королю Гезе II, ходил походами на половцев.
Пока Мстислав был еще мал, переговоры с венгерским королем вел младший брат Изяслава, Владимир.
Но наследник киевского князя взрослел и постепенно перенимал эту и другие функции, а дядю медленно отстраняли от дел.
Далеко не всегда первая самостоятельная деятельность княжича бывает успешна: не обходилось и без казусов. Так, Ипатьевская летопись сообщает о том, как венгерской дружине, которую вел Мстислав Изяславич на помощь отцу, у местечка Сапогыня прислал вино Владимир Андреевич, а затем на пьяных венгров напал Владимир Галицкий.
Свадьба и появление детей
Свадьбу устраивал один из старших родственников — отец, дядя или даже дед. Удивительная особенность древнерусских свадеб — очень часто они устраивались попарно: два брата, две сестры или просто близкие родственники праздновали свадьбу одновременно. Так, например, в статье 6652 (1144) года Ипатьевской летописи говорится о том, что были выданы замуж две Всеволодковны (дочери Всеволода Мстиславича), одна — за Владимира Давыдовича, другая — за Юрия Ярославича.
Возраст, в котором вступали в брак, был по нашим меркам просто возмутительно ранним: например, дочь Всеволода Большое Гнездо Верхуслава вышла замуж за сына Рюрика Ростиславича Ростислава (того самого, который родился в Лучине городке) в возрасте всего восьми лет, но это был исключительный случай даже для того времени. Летопись повествует о том, что ее отец и мать плакали, провожая невесту к жениху.
Если все складывается удачно, после свадьбы жених получает еще одного покровителя в лице тестя (так, например, упомянутый Ростислав, видимо, пришелся по душе Всеволоду Большое Гнездо: летописец сообщает о том, что зять приезжает к нему с военными трофеями и подолгу гостит), случается и так, что тесть по каким-то причинам оказывается ближе и важнее отца.
Появление детей в княжеской семье важно не только как перспектива далекого будущего: полноценная жизнь правителя немыслима без наследников.
Так, именно с отсутствием взрослых сыновей исследователи связывают уязвимость князя Вячеслава Владимировича (сына Владимира Мономаха), исключение его из активной политической жизни. Даже бояре говорят его младшему брату Юрию Долгорукому: «Брат твой не удержит Киев».
Однако и большое количество мальчиков в княжеской семье (у Юрия Долгорукого их было 11, а у Всеволода Большое Гнездо — девять) также влечет за собой множество сложностей, и в первую очередь встает вопрос о том, как наделить их в равной мере землями и остановить неминуемый передел власти.
Смерть отца
Смерть отца — серьезная веха в жизни любого князя. Успел или нет ваш отец побывать на киевском столе, обеспечил ли вам добрую славу среди горожан, как настроены его братья по отношению к вам и, что не менее важно, за кого выданы замуж ваши сестры — вот круг вопросов, от которых зависела жизнь теперь уже полностью самостоятельного князя.
Упомянутый выше Изяслав Мстиславич, отец Мстислава, имел не столь выгодное положение по родовому счету, но прекрасные возможности открывались перед ним именно благодаря бракам сестер и племянниц, которые выходили замуж за влиятельнейших правителей Европы и Руси, что сыграло заметную роль в успешной борьбе Изяслава за Киев.
Сразу после смерти отца его братья довольно часто стремятся захватить освободившийся стол и сферу влияния, оттеснить своих племянников. Всеволод Мстиславич, переведенный дядей Ярополком в Переяславль после смерти отца, был немедленно изгнан оттуда своим другим дядей — Юрием Долгоруким.
Чтобы сыновья не оказались в ущемленном положении по отношению к братьям их отца, появилась практика передачи детей «на руки» братьям: заключался договор, по которому один из двух братьев должен был помогать детям того, кто раньше умрет. Именно такой договор был заключен между Ярополком и отцом Всеволода, Мстиславом Великим. Дядя и племянник, отношения которых были скреплены таким образом, могли обращаться друг к другу «отец» и «сын».
Последняя воля князя
Довольно часто князья гибли в распрях или от болезни, происходило это скоротечно. Однако в тех ситуациях, когда правитель заранее предвидел свою кончину, он мог предпринять попытки повлиять на судьбы своих земель и своих родных после своего ухода в мир иной. Так, сильный и влиятельный черниговский князь Всеволод Ольгович сделал попытку передать полученный им в жестокой борьбе Киев брату, но потерпел поражение.
Еще более интересный случай описывает Галицко-Волынская летопись в конце XIII века: Владимир Василькович, известный устроитель городов и книжник, понимает, что тяжелая болезнь оставила ему не много времени.
Наследников у него не было — лишь единственная приемная дочка Изяслава; другие родственники вызывали у Владимира раздражение своим активным взаимодействием с татарами.
И вот Владимир из всех выбирает единственного наследника, двоюродного брата Мстислава Даниловича, и заключает с ним договор о том, что Мстислав будет заботиться после смерти Владимира о его семье, выдаст замуж приемную дочь только за того, за кого она захочет, а к его жене, Ольге, будет относиться как к матери.
За это Мстиславу передаются все земли Владимира, хотя порядок наследования предполагал, что они должны были быть поделены между другими родственниками. Завещанное Владимиром свершилось успешно, но ключевую роль в этом деле сыграла гарантия со стороны татар, которых так не любил сам Владимир.
Источники
- Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI веках.
М., 2006.
- Снорри Стурлусон. Круг Земной.
М., 1980.
- Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам.
СПб., 1912.
- D. Dąbrowski. Genealogia Mścisławowiczów.Pierwsze pokolenia (do początku XIV wieku).
Kraków, 2008.
- Древняя Русь в средневековом мире.
М., 2014.
- Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.
М., 1959.
- Полное собрание русских летописей. Т. 2. Ипатьевская летопись.
М., 1998.
- Полное собрание русских летописей Т. 1. Лаврентьевская летопись.
М., 1997.
Теги
Древняя Русь
Радио ArzamasВ
черной-чернойкомнате…
Новый выпуск подкаста о современном фольклоре «Тьфу-тьфу-тьфу!» — про детские страшилки
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Все курсы
Спецпроекты
Лекции
9 минут
1/6
Как выбрать имя для князя
Откуда у Рюриковичей скандинавские имена, как разобраться в череде Святославов, Владимиров и Мстиславов и почему имя определяет судьбу человека
Читает Федор Успенский
Откуда у Рюриковичей скандинавские имена, как разобраться в череде Святославов, Владимиров и Мстиславов и почему имя определяет судьбу человека
12 минут
2/6
Сокровенные имена русских князей
Почему у князей было два имени, языческое и христианское, и куда одно из них потом делось
Читает Федор Успенский
Почему у князей было два имени, языческое и христианское, и куда одно из них потом делось
15 минут
3/6
Как женились и разводились Рюриковичи
Почему русский князь не мог быть холостым, как брак стал геополитическим орудием и откуда отец Мономаха знал пять языков
Читает Федор Успенский
Почему русский князь не мог быть холостым, как брак стал геополитическим орудием и откуда отец Мономаха знал пять языков
13 минут
4/6
Русские женихи и половецкие невесты
Кто такие половцы, какую роль они сыграли в истории России и почему Рюриковичи так любили брать в жены половчанок
Читает Федор Успенский
Кто такие половцы, какую роль они сыграли в истории России и почему Рюриковичи так любили брать в жены половчанок
12 минут
5/6
Посмертные приключения князей
Зачем Ярослав Мудрый выкопал своих мертвых дядьев и почему митрополит Киевский попросил выкинуть свое тело на съедение псам
Читает Федор Успенский
Зачем Ярослав Мудрый выкопал своих мертвых дядьев и почему митрополит Киевский попросил выкинуть свое тело на съедение псам
9 минут
6/6
Хороший день, чтобы умереть
Почему смерть князя — жест, обращенный в будущее, и как Святослав Всеволодович рассчитывал умереть вовремя, но не сумел
Читает Федор Успенский
Почему смерть князя — жест, обращенный в будущее, и как Святослав Всеволодович рассчитывал умереть вовремя, но не сумел
Материалы
Скандинавия и Русь: откуда есть пошла Русская земля
Что общего у древних государств
Что осталось от домонгольской Руси
Обзор немногочисленных источников по истории Древней Руси
Невеста на экспорт: как Русь была частью Европы
Карта международного обмена невестами в XI веке
Федор Успенский: «Таксисту довольно легко объяснить, чем я занимаюсь»
Когда матчество заменяет отчество
В каких случаях людей называли по матери, а не по отцу
Всё, что нужно знать о Рюриковичах
Необходимый минимум о первой династии на Руси
От Владимира Святого до детей Мономаха: как менялась Русь
Интерактивная карта
Король, олух, мишка: откуда взялись эти слова
Самые интересные примеры того, как личные имена превращались в нарицательные
Международный сексуальный скандал
Приключения дочери киевского князя в Европе XI века
Как была устроена жизнь типичного князя
Постриги, свадьба, смерть отца и другие вехи в биографии древнего князя
Тайна убийства
Бориса и Глеба
Древнерусский детектив
Между двух очагов
Как жилось женщине в Древней Руси
Кто такие половцы?
То, что нужно знать о загадочном народе
Как хоронить руса
Воспоминания арабского путешественника Ибн Фадлана
Весь курс за 5 минут
Всё о домонгольской Руси в самом кратком изложении
Каким был XI век
Что происходило в Европе, Азии и Киевской Руси в 1054 году
Как назвать будущего князя
Инструкция, как назвать ребенка по всем древнерусским правилам
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»! Лучшие подарки на Новый год в
Толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
Лучшие подарки на Новый год в «Магазине Arzamas»
Подарки на Новый год: толстовки, сумки, подарочные подписки и даже игра «Собери музей»!
«Магазине Arzamas»В магазин!Магазин Arzamas
Князь Владимир – воин, дипломат, святой?
Креститель Руси, один из первых представителей династии Рюриковичей, проправившей Русью более семи столетий, герой летописей, литературы и фольклора. Кажется, о святом Владимире мы знаем всё. Представление это сильно изменится, стоит вчитаться внимательно. Начнём.
Киевский, новгородский, московский?Сейчас это может показаться удивительным, но Владимир Святославич, ныне почитаемый как святой равноапостольный и входящий в Соборы киевских, галицких, псковских и волынских святых, канонизирован был далеко не сразу.
Понятно, что первые несколько веков, пока Русская Церковь находилась в подчинении Константинопольского Патриархата, «притормозить» процесс канонизации славянских равноапостольных могли греки. Появление святых столь высокого ранга слишком уж поднимало статус едва-едва образованной епархии.
Однако до нашего времени дошли сведения о стихийном почитании в домонгольском Киеве бабки Владимира – княгини Ольги. В те времена якобы существовала даже гробница с её мощами, позднее утраченная во время монгольского нашествия. А вот с Владимиром Святославичем ещё несколько веков всё было очень неопределенно.
В «Похвале кагану Владимиру», вошедшей в состав «Слова о Законе и Благодати» середины XI столетия, митрополит Иларион называет Владимира «блаженным». Но разграничить здесь дань уважения правителю, ещё памятному живым свидетелям, и намёк на совершившуюся канонизацию весьма сложно. Летописи того времени факт прославления киевского князя тоже не упоминают.
А вот все дошедшие до нашего времени Прологи и богослужебные книги XIV столетия уже содержат сведения о святом Владимире, единодушно помещая его память на 15 июля.
Среди медиевистов бытует версия, что прославление святого могло состояться во времена Александра Ярославича, а как свидетельство чудесной помощи князя Владимира была воспринята победа русичей в Невской битве 15 июля 1240 года. Но это значит, что впервые киевский князь был прославлен как святой… новгородский.
Общерусское же прославление святых Владимира и Ольги состоялось лишь в 1540-е годы, во время московских Великих соборов. Тогда же за святыми окончательно закрепился статус равноапостольных.
Три Владимира «Повести временных лет»Первым из древнерусских летописцев Владимира Святославича очень подробно описал составитель «Повести временных лет». Но, читая его повествование, ловишь себя на мысли: автору не позавидуешь.
И дело не только в том, что жил составитель летописи в начале XII столетия, а его герой в X веке, что ко времени написания летописи вопрос о канонизации князя – крестителя Руси – всё ещё не был решён.
Просто автору летописи нужно было совершить почти невозможное: он, православный монах, должен был описать язычника и раскаявшегося грешника, но при этом не уронить честь фактического основателя правящей династии. А ведь проявления, достойные сильного князя и христианского святого, так различны, что порою противоречат друг другу.
Временами создаётся впечатление, что в древней летописи – перед нами не один князь, а, как минимум, три разных человека.
Язычник«Первый Владимир» летописи – воинственный и коварный язычник. Он скор на подъём, решителен в действиях и никому не позволяет оскорбить себя. Стоило дочери полоцкого князя язвительно и публично намекнуть Владимиру на его низкое происхождение («Не хочу розути робичича», – заявляет строптивая княжна, у которой на примете есть более почётный жених), как Владимир нападает на Полоцк и берёт Рогнеду в жёны насильно, убив её отца.
Владимир пытается убить Рогнеду, но её сын, князь Изяслав преграждает ему путь. (Миниатюра из Радзивилловской летописи, ХV век).
Владимир-язычник не только отбирает у старшего брата невесту, но и идёт на него самого войной. Всё, что в силах сделать здесь летописец, – это снять со своего героя часть вины. Так убийство Ярополка, замысленное Владимиром, в его повествовании оказывается выполнено руками варягов по наущению изменника-воеводы Блуда. Сам же Владимир проявляет даже некоторое благородство, заранее предупреждая брата о том, что пойдёт на него войной.
Владимир-язычник расчетлив и по-своему даже бережлив. Так, варягов, совершивших убийство Ярополка, он не награждает, а просто отпускает к грекам, предварительно выбрав из них лучших себе на службу. Покорив воинственных болгар, Владимир дальновидно предпочитает не обкладывать их данью, как он делал с племенами послабее, а заключить мир.
Князь Владимир перед языческим капищем. Справа — идол Перуна
Владимир-язычник женолюбив, воински удачлив, охотно ставит в разных местах идолов и приносит им жертвы. Обо всём этом, в том числе о военных завоеваниях князя, летописец говорит открыто и подробно.
Выбор веры«Второй Владимир» в повествовании летописца – «испытатель вер», выбирающий для Руси новую религию, которая призвана была объединить разрозненные племена.
Читая летописные статьи, начиная с 986 года ясно ощущаешь, что написаны они были православным книжником, который уже совершенно точно знал, чем закончится дело. Выбор князя здесь словно бы предрешён, а основная задача повествователя заключается в том, чтобы изобразить принятие Русью именно православия делом, максимально независимым от Византии, вмешательства которой в свои внутренние дела молодое славянское государство в те годы всеми силами старалось избежать.
Владимир здесь совершенно новый – непредсказуемый собеседник, тонкий дипломат и где-то даже осведомлённый богослов.
Показательно, что отношение князя к представителям разных религий в древней летописи существенно различается. Так, «сладко заслушавшись» болгар-магометан, рассказывающих князю-многожёнцу о порядках ислама, Владимир в то же время находит весьма бытовой предлог для того, чтобы отослать их ни с чем. «Руси есть веселие пити», – говорит он, и его слова звучат, как пословица.
Давних противников Руси – хазар, государство которых к тому же основательно «повоевал» отец Владимира Святослав, князь отправляет восвояси, проявив неожиданные знания основ иудаизма. «Где есть земля ваша», – интересуется насмешливый правитель, и иудеи уходят из Киева, посрамлённые дважды.
А вот с посланцами папского престола Владимир ведёт себя очень сдержанно и вынужден довольствоваться лишь туманной ссылкой на традицию: «Отцы наши не приняли этого». Исследователи склонны видеть в этой фразе намёк на западные миссии, захаживавшие когда-то ко двору княгини Ольги. Дипломатичность княжеского ответа понятна: ко времени описываемых событий официального разделения западной и восточной ветвей христианства ещё не состоялось.
Крещение великого князя Владимира. Радзивилловская летопись. Кон. XV в
Когда же ко двору Владимира приходит греческий философ, то он произносит такую несоразмерно длинную речь, включающую в себя пересказ сразу обоих Заветов, а киевский князь начинает задавать столь мудрёные вопросы, что их беседа местами напоминает катехизис.
Впрочем, дабы не проявлять слишком явной зависимости от греков, киевский князь даже после столь пространной беседы предлагает с окончательным выбором религии «ещё немного подождать».
Христианин«Третий Владимир» летописи – князь-христианин, градо- и храмостроитель. Неожиданно в этой части повествования киевский правитель оказывается довольно слабым полководцем.
Правда, князь воюет с печенегами и даже побеждает их, но всё же большинство военных успехов Владимира в этот период оказывается связано с какими-то дополнительными обстоятельствами – доблестью юноши-кожемяки, находчивостью белгородцев (которые сумели убедить врагов, что кисель родится в их городе прямо из земли), обещанием построить церковь в Васильеве.
В целом же перечень княжеских походов этого периода превращается у летописца в бесконечное «ходил, ходил, ходил» – и никаких конкретных результатов.
Не слишком удаётся Владимиру-христианину и поддержание порядка в государстве. Составитель летописи упоминает законодательные эксперименты князя, пытавшегося отменить смертную казнь («Боюсь греха»), отчего умножились разбойники, а затем денежные штрафы (отчего пришла в упадок армия).
Крещение дружины князя Владимира
Основное же внимание летописца в этот период жизни князя привлекают широкие пиры Владимира. А сам князь, сидящий за пиршественным столом вместе со своей дружиной и совещающийся с ней об устройстве страны и военных делах, здесь чрезвычайно напоминает былинного «Владимира Красно Солнышко».
В середине XVI столетия уже другой летописец вновь создаёт повествование о Владимире Святославиче – для «Степенной книги» – первой русской летописи, призванной не просто описать поток исторических событий, но подробно, по поколениям проследить историю царской династии.
Со времени составления «Повести временных лет» изменилось многое. Изменилась Русь – теперь это крупное государство, стремящееся выйти на политическую арену Востока и Запада как равное. Изменились литературные вкусы – пышная риторика и придворный официоз господствуют в документах этого времени. Какие же черты подчёркивает в древнем князе новый автор?
Бросается в глаза, что теперь князь для повествователя «блаженный», «равноапостольный», «приснопамятный» и «великий».
Отдельно освещён вопрос о том, что его недаром назвали «Владимиром» – ибо владел всею Русской землёю, а до него древнерусских правителей так не называли.
Упоминает автор и крестное имя русского правителя, сообщая, что в переводе оно означает «царь».
Особо оговорено происхождение Владимира от римского кесаря Августа. В начале XVI столетия легендарное родословие – «Сказание о князьях владимирских» – подробно, хоть и ощутимо погрешив против исторической правды, проследило эту родственную связь. Идея о ее существовании была популярна у русских правителей.
Понятие царской чести нынешнему автору, несомненно, знакомо, но он не касается древних сложностей русско-греческих отношений. Возможно, он просто точен в обращении с документами – некоторыми. Поэтому он с готовностью цитирует послание греческого патриарха Фотия о том, что русичи некогда были известны своей свирепостью, непрестанно совершали набеги на греков и поработили себе все окрестные народы, а потом «от мерзкого идолопоклонства обратились к любви и истинному благочестию, кое и стали держать усердно и неизменно».
Как видим, ни боевая слава русских князей, ни христианские добродетели той части династии, что позже приняла крещение, здесь не пострадали.
Однако Владимир, похоже, интересует автора не сам по себе, а, в первую очередь, как этой династии основатель. По крайней мере, о «самодержствии» князя (понятие, на самом деле совершенно неприменимое к государственному устройству русичей X-XI веков, но это что – дальше в окружении князя появятся «боляре» и даже «чиновники»!), его многочисленном «плоде» и дальнейшем «роде» книжник XVI века говорит буквально при каждом удобном (и неудобном) случае.
Впрочем, непростой жизненный путь князя, и даже не слишком погрешая против древней летописи, автор здесь тоже пересказывает. Правда, делает он это очень конспективно, как бы извиняясь, и предлагая читателю «не смотреть на первое нечестие» Владимира, но лишь на его позднейшую благочестивую жизнь, и сообщая, что ранние поступки князя приведены в его повествовании лишь для того, «да никто же впадет в таковая».
К тому же из позднего рассказа отчаянно исчезают нюансы и полутона. Так, пришедших к нему посланцев от разных вер Владимир здесь выставляет очень решительно. На учение мусульман князь якобы «вознегодоваше», иудеям прямо заявил об их «зле», папским легатам сказал: «Идите восвояси».
Речь грека-философа перед князем Владимиром
А вот пространная речь философа, напротив, была воспринята князем с нескрываемым удовольствием и даже «усердием». Несомненно, подобная «чёрно-белая» картинка могла сложиться лишь в сознании книжника позднего средневековья, которому полемическая литература того времени была знакома куда лучше тонкостей дипломатического и дворцового этикета.
При столь явной заведомой склонности Владимира в пользу греческого православия очень странно и не вполне логично выглядит в «Степенной книге» штурм Корсуни.
Ещё необычнее смотрится здесь переписка славянского князя с греческими императорами, в которой он одновременно выказывает им всяческое почтение, повествует об уже предпринятых шагах по изучению православия, просит о крещении, а заодно… и браке с их порфирородной сестрой. Причём оба императора тут же начинают выказавшего столь дерзкие намерения язычника всячески подбадривать и приветствовать, а сопротивляющуюся девушку увещевать и уговаривать.
Что говорить, нынешнему летописцу явно памятнее времена, когда последняя из греческих принцесс весьма охотно ответила согласием на брачное предложение из Московии, чем эпоха, когда в руке порфирородной гречанки византийские базилевсы отказывали даже императорам Священной Римской империи.
Крестившись, Владимир «Степенной книги» тут же обращается к своему окружению с весьма пространной речью, более напоминающей обширную церковную проповедь, так что лаконичная фраза древней летописи: «Познал я истинного Бога» оборачивается здесь страничным текстом. После этого крестятся и «боляре».
И далее в летописи начинается вереница крещений, которая отнюдь не ограничивается жителями Киева. Крестятся «сыны Владимира», печенеги, Суздальская земля, Новгород.
Более того, теперь Владимир якобы отправляет уже своего «философа» к «срацинам» – татарам и волжским болгарам… Так живая, хоть и помещённая в некоторые рамки летописной условности, княжеская биография окончательно тонет под грузом придворно-церковного официоза.
Мы видим, что авторы разных эпох строят рассказы о Владимире Святославиче по своему вкусу и в связи с теми задачами, которые ставили перед ними современные им обстоятельства. Вычленить оттуда историческую правду сложно, порой она безвозвратно потеряна в веках. Может быть, именно потому единый образ святого Владимира – крестителя Руси – в древней литературе так и не сложился.
В известной степени, мы ищем его до сих пор.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Как умер принц? Подробности смерти артиста, связанной с наркотиками
Содержание
Художник и исполнитель из Миннесоты Принц — незабываемая культурная и музыкальная икона. Его уникальный стиль и андрогинная личность сделали его одним из величайших художников не только своего поколения, но и всех времен. Известный своими хитами, такими как «Purple Rain» и «When Doves Cry», Принс имеет более 150 миллионов продаж пластинок, семь побед на «Грэмми» и тридцать три номинации на «Грэмми».
После его безвременной кончины поклонники все еще хотят знать, как умер Принц? Присоединяйтесь к нам, когда мы оглядываемся назад на жизнь и времена Принца и на всю серию событий, которые в конечном итоге привели к его смерти, когда мы отвечаем на вопрос.
Как умер принц?
Смерть Принса была вызвана сочетанием его слабого здоровья и пристрастия к обезболивающим, особенно к смертельно опасному наркотику фентанилу. Сообщается, что артист не принимал наркотик напрямую, а обнаружил его в поддельных обезболивающих.
Его смерть потрясла мир и привлекла внимание к растущей эпидемии смертей, связанных с опиоидами .
Леви Сисер и Принс в 2014 году. Фото Леви Сисер.Когда умер принц?
Смерть Принса была объявлена в 10:07 утра 21 апреля 2016 года. Он должен был встретиться со специалистом по наркологии Говардом Корнфилдом 22 апреля, но в офис шерифа округа Карвер поступил экстренный вызов, сообщивший ему о неизвестном человеке, находящемся без сознания. в доме Принца в Пейсли-парке.
К сожалению, когда они прибыли, он был уже мертв. Спасатели сделали сердечно-легочную реанимацию, но это было бесполезно, так как он был мертв уже почти шесть часов.
Сколько лет было принцу, когда он умер?
Музыкальная икона умерла в возрасте 57 лет. Он родился 7 июня 1958 года и умер 21 апреля 2016 года.
Где похоронен принц?
Тело принца не было захоронено. Его останки были кремированы после вскрытия доктором А. Куинном Штроблом. Затем прах был помещен в специальную урну, напечатанную на 3D-принтере.
Эта урна была специально разработана, чтобы напоминать поместье Пейсли-Парк. Затем в октябре 2016 года он был выставлен на обозрение в атриуме комплекса Paisley Park.
Был ли убит принц?
Существует множество теорий заговора, утверждающих, что Принц был убит или покончил жизнь самоубийством.
Тем не менее, все это ложь, так как 2 июня Управление судебно-медицинской экспертизы Среднего Запада в округе Анока опубликовало официальный отчет, в котором четко упоминается, что на теле не было никаких признаков нечестной игры или самоубийства.
В то же утро певец должен был пройти лечение у сына Корнфилда. Он был тем, кто сделал экстренный вызов в полицию.
Принц передозировал наркотики?
Судмедэкспертиза объявила, что случайная передозировка фентанила стала причиной смерти Принса в возрасте 57 лет.
Фентанил, вызвавший передозировку, попал к Принцу в виде поддельных таблеток, которые выглядели как обезболивающее гидрокодон или парацетамол.
Непонятный вопрос: где певец достал поддельные таблетки, которые в конечном итоге стали причиной его смерти?
Полиция опечатала его имущество и обыскала его в поисках улик. Они также обыскали местную аптеку Walgreens. Однако расследование завершилось без предъявления обвинений никому.
История по теме: 23 интересных факта о Принце
Семья Принца
На момент своей смерти Принс был дважды разведен, у него не было ни супруги, ни детей. Тика Нельсон, его сестра и единственный известный родной брат, подала документы в суд округа Карвер 26 апреля 2016 г.
Было заявлено, что завещание не найдено и что должно быть возбуждено дело о завещании. Помимо сестры, пять сводных братьев и сестер Принса также претендовали на поместье и другое имущество на миллионы долларов.
В течение трех недель после его смерти 700 человек объявили себя его сводными братьями и сестрами или потомками.
Первый визит принца в Ирландию. Фотография сделана в 2007 году Jimieye.Песни принца, которые загипнотизировали мир
С самого начала своей карьеры в составе группы 94 East, который был сформирован Пепе Вилли в 1975 году, к последним альбомам, выпущенным перед его смертью, Принц выпустил множество классических треков.
Его Purple Rain баллада «The Beautiful Ones» — недооцененный трек, в котором есть драма и страсть. Он умоляет возлюбленную взять его вместо другого.
«Малиновый берет» — романтическая песня, которая является одним из самых совершенных поп-треков своего времени.
«Дорогая Никки» — еще один шедевр. Классический Принц рассказывает о девушке, которую он встречает в вестибюле отеля. Однако у этой песни, безусловно, есть наклейка с рекомендациями для родителей.
Пик карьеры Принца наступил, когда он выпустил «Kiss». Певец не желает ничего, кроме поцелуя возлюбленной, не заботясь ни о внешности, ни о статусе.
«Красный корвет» символизирует 80-е, в которых певец использует спортивную машину как метафору женщины, с которой он хорошо провел время.
Наконец, мы упоминаем «1999», который был партийным гимном, поскольку часы приблизились к 2000 году.
Реакция мира на смерть принца
На смерть Принца отреагировали несколько общественных деятелей и музыкантов.
Пожалуй, самым заметным из них был президент Обама, который добился принятия Сенатом США резолюции, в которой высоко оценивались достижения Принса. В нем говорилось, что он музыкант, композитор, новатор и культурная икона.
В городах Соединенных Штатов прошли дани и пикеты, многие мосты, здания и памятники были окрашены в фиолетовый цвет. Facebook сообщил, что на эту тему было 61 миллион взаимодействий, а слово «принц» также было в тренде в Twitter.
MTV также остановило все свои программы и транслировало музыкальные клипы Принса один за другим.
Субботним вечером в прямом эфире в память о художнике был снят эпизод, названный «Спокойной ночи, милый принц». В нем были все выступления певицы из шоу.
Музыка Принса также была любима массами, так как Nielson Music объявила о росте воспроизведения его музыки на 42 000%. С 21 по 28 апреля было продано 4,41 миллиона альбомов и песен Prince.
Принц | Биография, песни, значение и факты
Принц
Смотреть все СМИ
- Дата рождения:
- 7 июня 1958 г. Миннеаполис Миннесота
- Умер:
- 21 апреля 2016 г. (57 лет) Миннесота
- Награды и награды:
- Премия Грэмми (2007) Премия Грэмми (2004) Зал славы и музей рок-н-ролла (2004 г.) Премия Грэмми (1986) Премия Оскар (1985) Премия Грэмми (1984)
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Какое настоящее имя Принца?
Имя Принса при рождении было Принц Роджерс Нельсон.
Чем был известен Принц?
Принс был американским певцом, гитаристом, автором песен, продюсером, танцором и исполнителем на клавишных, барабанах и басу. Он был тем редким композитором, который мог профессионально играть практически на всех необходимых ему инструментах.
Что стало причиной смерти принца?
Принс был найден мертвым в своем поместье в Пейсли-Парк 21 апреля 2016 года. Позже вскрытие показало, что он умер от случайной передозировки фентанила, сильнодействующего опиоида.
Принц опубликовал мемуары?
Мемуары Принца, The Beautiful Ones , были выпущены посмертно в 2019 году. Они включали текст, а также фотографии и оригинальные тексты песен.
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Принц , настоящее имя Принц Роджерс Нельсон , позже названный Художник, ранее известный как Принц и Художник , (родился 7 июня 1958, Миннеаполис, Миннесота, США — умер 21 апреля 2016 , Миннесота), певец, гитарист, автор песен, продюсер, танцор и исполнитель на клавишных, барабанах и басу, который был одним из самых талантливых американских музыкантов своего поколения. Как и Стиви Уандер, он был редким композитором, который мог играть на профессиональном уровне практически на всех необходимых ему инструментах, и в значительном количестве его записей он фигурирует во всех исполнительских ролях. Записывающая карьера Принса началась с фанка и соула, ориентированных на чернокожую аудиторию; его ранняя музыка также отражала современное музыкальное влияние диско. Более поздние записи включали в себя широкий спектр влияний, включая джаз, панк, хэви-метал, Beatles и хип-хоп, обычно в рамках общего подхода, наиболее основанного на фанк-быстрых стилях и проникновенных балладах; в последнем часто использовалось его выразительное пение фальцетом.
Ранний интерес к музыке, Принс начал играть на фортепиано в 7 лет и освоил игру на гитаре и барабанах к тому времени, когда он присоединился к своей первой группе в 14 лет. был маловероятным местом для развития крупной черной звезды, но Принс даже сумел привести к большому успеху других местных музыкантов, в первую очередь Джимми Джема и Терри Льюиса.
Лирика Принса, отражающая соответствующую интенсивную музыку, часто обращается к сексуальности и желанию с откровенностью и воображением. Большая часть его творчества в текстах и образах борется с ограничениями социальных условностей и категорий. Как выразился один из его биографов, «всю направленность искусства Принса можно понять с точки зрения желания избежать социальной идентичности, навязанной ему просто в силу того, что он маленький, черный и мужчина».
Принц исследовал типографские странности в названиях песен и текстах как еще один способ уклониться от условностей. В 1993 году он объявил, что изменил свое имя на комбинацию мужского и женского родовых знаков—. В некоторых его произведениях также присутствует сильный религиозный импульс, иногда слитый в своего рода священный эротический опыт, уходящий корнями в афроамериканские церкви.
«Маленький красный корвет» (1983) был первым большим хитом Принса, получившим ротацию на MTV в то время, когда чернокожие артисты практически не появлялись на влиятельной новой среде. Purple Rain (1984) сделал его одной из главных звезд 1980-х и остается его самым продаваемым альбомом. Альбом, ставший саундтреком к одноименному фильму, получил премию «Оскар», а также получил премию «Грэмми». Три его сингла стали хитами: лихорадочная «Let’s Go Crazy», андрогинная, но уязвимая «When Doves Cry» и гимновая заглавная версия. После этого он продолжал создавать изобретательную музыку, пользующуюся широкой популярностью; за пределами Соединенных Штатов он был особенно популярен в Великобритании и остальной Европе.
На протяжении большей части своей карьеры плодовитая изобретательность Принса как автора песен противоречила политике его звукозаписывающей компании выпускать только один альбом в год. По мере того, как накапливался список его завершенных, но неизданных записей, он отдавал песни другим исполнителям, некоторые из которых записывались в Paisley Park, студии и лейбле, который он основал в пригороде Миннеаполиса, и для него, и даже организовывал якобы независимые группы, такие как Time. , чтобы записать свой материал. Его альбом 1996 года Emancipation отпраздновал предстоящее окончание своего контракта с Warner Brothers, что позволило ему выпускать столько музыки, сколько он хотел, на своем лейбле NPG. Позже он исследовал маркетинг своей работы в Интернете и через частные договоренности с розничными сетями, чтобы обойти контроль крупных звукозаписывающих компаний. Однако в 1999 году он выпустил Rave Un2 the Joy Fantastic под лейблом Arista; Альбом, созданный в сотрудничестве с Шерил Кроу, Чаком Ди, Ани ДиФранко и другими, получил неоднозначные отзывы и не нашел широкой аудитории.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Принц (который после официального расторжения контракта с Warner Brothers в 1999 году перестал использовать этот символ в качестве своего имени) был введен в Зал славы рок-н-ролла в 2004 году. В том же году он также выпустил Musicology , альбом, который хорошо продавался и получил высокую оценку критиков.