что дало народам крещение Руси?
28 июля в России, Беларуси, Молдове и Украине отмечают важный исторический праздник – День крещения Руси. Конечно, такое знаковое событие произошло не именно в этот день: крещение Руси было протяженным во времени. Но 28 июля православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира, который в 988 году принял решение о крещении Руси и крестился сам, со всей своей дружиной и боярами. Поэтому праздник в честь крещения Руси было решено отмечать в этот день.
О том, как Князь Владимир Русь крестил, написаны сотни книг и статей, сняты фильмы. Но все равно это важнейшее событие в нашей истории остается невероятно притягательным, мощным, ресурсным. О нем продолжают спорить, его пытаются переосмыслить, выдвигают толкования и альтернативные версии. Например, что было бы, если бы князь Владимир выбрал для Руси другую религию?
Как князь Владимир выбрал восточное христианство?
А ведь действительно, такая вероятность была. Летописи рассказывают, как Князь Владимир принял решение объединить находившиеся под его рукой народы и отказался от идеи использовать для этого язычество. После этого он призвал к себе представителей самых сильных мировых религий. Они явились, чтобы обратить князя Владимира в свою веру. «И начался богословский спор, – рассказывает специалист по истории Древней Руси, профессор Игорь Данилевский. – Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие».
После этой беседы князь Владимир отправил в каждую из стран отдельную депутацию бояр, чтобы они посмотрели, как каждая из религий отражается в жизни людей и государства. Вернувшись, бояре рассказали обо всем, что видели.
Картина: Великий князь Владимир выбирает веру(1822г.)/Эггинк Иван
Игорь Данилевский: «Многое в каждой из религий понравилось князю Владимиру. Например, ему вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Однако строгие пищевые запреты, а особенно запрет на вино пришлись не по вкусу. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».
Бояре с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. «С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, восточная христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм», – говорит историк.
Почему крещение означало свободу и независимость?
Крещение – это выбор пути. Отказавшись от других мировых религий, выбрав православие, князь Владимир на самом деле избрал для своего народа настоящую свободу, самостоятельность, независимость от Востока и от Запада.
«Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим», – говорит протоирей Всеволод Чаплин.
По словам священника, Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа.
Картина: Крещение князя Владимира(1885-1893гг.)/Виктор Васнецов
«Это решительно отделило Россию от Запада, – считает профессор Игорь Данилевский. – Причем вместе с христианством пришла книжная культура, а это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».
Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начала восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.
Лекарство от раздоров
«Праздник Крещения Руси дает нам повод обратиться к истории, к корням, ко всему тому, что было выворочено и выморочено в нашем народе, – говорит
К XX веку в христианском мире выросла уникальная традиция русской духовной культуры со своей исторической и богословской школами, давшая миру религиозную философию, «святую русскую литературу», уникальные иконы и храмы, многие из которых, правда, были уничтожены в советское время.
«Сегодня особенно важно вспомнить о том, что в киевской купели родился народ, ценящий мир, – говорит Георгий Кочетков. – Таковой была политика князя Владимира после 988 года, что, конечно, связано с христианской верой. Именно эта вера веками питала такие принципиальные качества нашей национальной культуры, как мирность и общинный характер».
И в дальнейшей русской истории любимый в народе преподобный Сергий Радонежский учил преодолевать «ненавистную рознь мира сего», а преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Эта мирность – первое, что было утрачено в XX веке в результате революции, гражданской войны, уничтожения церквей, репрессий.
По словам священника, вспоминая сегодня крещение Руси, нужно разглядеть, что именно с покаянием и примирением, с возвращением к христианским основаниям жизни связан и исторический шанс для русского народа.
Картина: Крещение Руси(конец 19 века)/Клавдий Лебедев
«Мы вышли из одной купели – и русские, и украинцы, и белорусы, и карпатороссы, являясь по сути одним народом, связанным и одной верой, и очень близкой культурой. Именно гонения на православную церковь, искоренение ее на русской земле позволили заложить семя раздора между Украиной и Россией, что было невозможно до 1917 года, какие бы ни были у нас противоречия и разногласия, обычные между любыми соседями», – говорит Георгий Кочетков.
По мнению священника, наше время останется в исторической памяти как время разделения, создающее образ врага из своего ближайшего родственника. Стало выгодно держать в забвении, что мы один народ, происходящий из Руси. Именно поэтому сегодня День крещения Руси воспринимается церковью и обществом как возможность отказаться от вражды, вспомнить о родстве, примириться.
Торжественные мероприятия, богослужения и крестные ходы, приуроченные к годовщине Крещения Руси, пройдут 28 июля в России, Украине, Беларуси, Молдове.
страна, которой не было [СИ]
Глава 1
Что дало Руси крещение?
Иными словами я бы хотел задать такой вопрос: Крещение Киевской Руси это хорошо или плохо?
В советском учебнике истории, хоть и не любили при советах религию, отдавали дань христианству и говорили что это дело благое.
На этот вопрос отвечали многие известные и уважаемые ученные и при царском режиме. На него отвечали древние летописцы. И все говорили, что это великое благо для страны и народа.
«Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».
Это слова Льва Гумилева и комментировать их не стоит. Отношения историка к принятию христианства понятно. То есть всем, что мы имеем, мы обязаны именно христианству.
В культурном отношении с этим спорить трудно. Наша культура — культура народа христианского. Но мы не обсуждаем культурную область на страницах этой книги.
Мы обсуждаем аспект политический и военный.
Христианство пришло на Русь не сразу. И можно утверждать, что попыток христианизации Руси было несколько и проводились они из Константинополя и имели своей целью совсем не просвещение отсталого и дикого народа. Совсем не о спасении душ бедных язычников думали византийские миссионеры!
В 860 году князья киевские Аскольд и Дир совершили нападение на Константинополь. Понятно, что это был не завоевательный поход, но набег с целью грабежа. Но императора и его советников он весьма напугал. Ведь в будущем подобное будет повторяться, если не принять мер. И они меры приняли!
После этого похода князья и часть их дружинников были обращены в христианство! Г.В. Вернадский сообщает это в своем труде «Древняя Русь»:
«Известно, что после кампании 860 года, по крайней мере, некоторая часть русских была обращена в христианство и оказались под владычеством епископа, чей престол был, предположительно в Тмутаракани».
Вот она первая попытка ввести новую религию, выгодную для Византии!
Первой из княжеской династии Рюриковичей крещение приняла княгиня Ольга, жена князя Игоря и мать князя Святослава. В летописи (Повести временных лет) сказано:
«И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере, и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих».
Снова крещение это благо. Это познание Добра и Зла, также как и у Гумилева, ибо Ольга «возлюбила свет и оставила тьму». Но летописец составлявший «Повесть Временных лет» был христианином и писал в тот период, когда христианство было официальной господствующей религией на Руси. И иных слов от него ждать и не следовало. Мы просто не имеем иной точки зрения. Христос это Добро, а те кто его не признает — творят Зло.
Кстати прошу, обратить внимание на дату: Гумилев утверждает, что поездка Ольги в Константинополь состоялась в 946 году.
Но читаем далее:
«Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушиваться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть».
То есть Святослав от принятия крещения отказался. Но мать его Ольга настаивала:
«Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться».
Святослав по-прежнему отказывался:
«Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделаю то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, кто матери не послушает — в беду впадет, как сказано: «Если кто отца и матери не послушает, тот примет смерть». Святослав же притом гневался на мать…»
Иными словами Святослав плохо кончил из-за того, что не послушал матери своей. Пока я не сказал ничего странного, не так ли?
Но диалог этот имеет более глубокий смысл не раскрытый летописцем. Ольга не столько стремилась познать Добро и Зло, сколько желала укрепить выгодный торговый союз с Византийской империей.
Княгиня Ольга не была сторонницей войны, каковыми были в силу определенных причин русские князья Рюрик, Олег, и её муж Игорь, что часто совершали набеги на империю. Она считала, что для страны выгоднее развитие торговых отношений с богатой Византией и иными странами. Этому благоприятствовало географическое положение Руси.
Но развитие торговли пошло бы много быстрее, если бы Русь приняла христианство византийского толка. И именно с этим была связана её поездка в Константинополь и её крещение самим императором Константином Багрянородным. Но Святослав отказался идти по намеченному матерью пути. Он стоял за войну и расширение русского влияния благодаря войне, а не благодаря торговле. Собственно против торговли он ничего не имел, но приоритет оставлял за войной.
Ольга знала о планах сына и долго не допускала его к власти. Благо наследовала она власть после смерти мужа своего Игоря еще во времена малолетства своего сына и сумела показать себя дельной правительницей. Она будучи уже христианкой стояла за христианизацию Руси, то есть за то, чтобы новая религия стала общегосударственной. Не византийский ли император подсказал ей эту спасительную мысль? Ведь патриарх в Константинополе подчинялся императору, что был главным и в светских делах и в церковных.
А, следовательно, раз Русь станет христианской державой, то патриарх станет ставить митрополита на Русь. Митрополит станет давить на великого князя Киевского. А Византийский император через патриарха, будет давить на митрополита киевского, а через него и на великого князя киевского. Иными словами император сможет влиять на политику своего северного соседа, и князья Руси станут зависеть от политики Византии.Окрестив правительницу, византийцы надеялись и на крещение всей Руси. Но сын Ольги Святослав крещение не принял. «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться», — сказал он, судя по летописи. А иными словами он опирался на большую часть дружины, что жаждала военных походов и военной добычи! И шли эти воины под языческими знаменами. Им христианство было не нужно.
Но Ольга не сдалась. Она женила своего сына Святослава на венгерской княжне и, поняв, что сына не привести в лоно церкви христианской, стала воспитывать внуков в духе христианства. Ярополк Святославич по примеру бабушки стал христианином. Ну, по меньшей мере, сочувствовал им. И Ольга, возможно, хотела поступить так же, как и Екатерина II много веков спустя. Екатерина хотела отстранить своего сына Павла Петровича от престола и передать власть после своей смерти внуку Александру, воспитание которого взяла на себя и не доверяла своему сыну. Она даже готовила указ об этом и попыталась убедить в необходимости подобного решения министров. А может тоже самое, готовила и Ольга при поддержке Византийской империи?
Но пойдем далее.
Во многих книгах говориться о том, что христианство дало Руси широкое международное признание. И с этим спорить трудно. Ведь благодаря принятию этой религии великому киевскому князю Владимиру дали возможность жениться на дочери императора Византии Анне, что была сестрой императоров-соправителей Василия и Константина. А сыну Владимира великому князю Киевскому Ярославу, прозванному Мудрым, христианство дало возможность стать «тестем Европы». Его дочь Анастасия вышла замуж за короля Венгрии Андрея, его дочь Анна — за короля Франции Генриха I, его дочь Елизавета — за короля Норвегии Гаральда Смелого. Иными словами международный авторитет Киевской Руси усилился многократно.
Стало быть, Ольга была права?
Вспомним великую царицу Египта Хатшепсут. Она весьма походила на Ольгу. Она также правила страной после ранней смерти своего мужа и также держала сына (пасынка в случае с Хатшепсут) в стороне от власти. А пасынок Хатшепсут Тутмос III весьма походил на сына Ольги князя Святослава, как уже упоминалось выше. Он также был сторонником большой войны с соседями. И Тутмос III и Святослав свои жизни посвятили войне и постоянно пребывали в походах.
Посему Ольга возглавляла христианскую провизантийскую «партию мира», а князь Святослав возглавлял «партию войны», то есть тех, кто желал воевать. Но именно христианство не дало поднять военный престиж Киевской Руси. Ибо христианская Русь была просто не способна на то, на что была способна Русь языческая. И Русская империя, того времени, могла быть только языческой!
Как и монгольская империя Чингисхана могла быть только языческой. Сила этой империи в том, что она была спаяна верой предков. А попробуй первые наследники Чингисхана принять какую-либо в мировых религий еще тогда? Смог бы тогда Бату-хан пойти в свой поход к «последнему морю»? Смог бы он создать Золотую Орду? Орда, конечно, также отказалась в свое время от язычества приняла ислам при хане Узбеке, но это было уже много позже.
Следовательно, Киевская Русь была ослаблена принятием христианства, и это повлияло на то, что Русская империя тогда не родилась!
Мне могут возразить, что это слишком смелое предположение! Но я могу его подтвердить, прочитав такие строки из книги Льва Гумилева:
«С гибелью князя-язычника Киевская Русь стала превращаться в тихую и спокойную державу, где христианское учение приобретало все больше сторонников» (Гумилев Лев. «От Руси к России».М.:АСТ. — С. 60).
Или:
«Со смертью Святослава военно-языческая партия в Киеве ослабла. Сила и виляние стали переходить к христианам…» (Гумилев Лев. «От Руси к России». М.:АСТ. — С. 60).
Тоже самое, утверждал и историк Рыбаков, автор многих книг по истории Руси. Вот его слова:
«Цесарь империи был в глазах православных греков наместником бога и главой как государства, так и церкви. Из этого делается выгодный для Византии вывод: любой народ, принявший христианство из рук греков, становился вассалом греческого императора, политически зависимым народом или государством».
Чингисхан не стремился породниться со слабыми государями путем переговоров и религиозных диспутов, он просто захватывал их земли и брал себе их дочерей силой.
Так бы могли поступать и князья Киевские. И силы для этого у них были!
И именно христианство заставило князя Ярополка Святославича выступить против его брата князя Владимира Святославича, и началась на Руси первая междоусобная война. Вот именно к этому византийские политики и стремились. Разделяй, чтобы властвовать!
Но более подробно о политике Византии я расскажу в следующих главах.
А сейчас, я приведу историческое предположение, основанное на фактах. И стану приводить их и в будущем.
Историческое предположение:
Вымысел автора, основанный на фактах из прошлого
Константинополь. Год 946. Император Константин Багрянородный и священник отец Григорий, духовник княгини русов Ольги
Константин, Византийский император, выглядел царственно и воистину заслужил свое прозвище Багрянородный. Гордый взгляд, величественная осанка, утонченное и умное лицо, походка, жесты: все в нем выдавали властелина многих народов.
Он принял в небольшом покое вдали от посторонних глаз священника именем Григорий. Боле кроме них двоих в комнате никого не было. Константин знал, что здесь его никто подслушать не сможет.
Григорий был худ и имел лицо некрасивое с длинным острым носом и впавшими щеками. Император знал, как мало этот человек уделяет внимания своей внешности. Григорий был акетом и думал только о пользе, что он может принести христианству и империи.
— Я привел архонтессу русов Ольгу, как мне и было велено великим патриархом и тобой, василевс, — произнес Григорий. — Она, как тебе уже наверняка доложили, прибыла в Константинополь.
— Ты отлично справился со своей задачей, Григорий, — ответил Константин. — Я, признаться, не верил, что ты сумеешь выполнить поручение. Ты был послан в дикий край суровых язычников. Я понимаю, как нелегко было тебе среди них.
— Совсем нет, василевс. Совсем нет. Вдовствующая архонтесса легко склонила свой слух к моим речам. Её душа просто жаждет просветления. И я быстро посвятил её в таинства веры нашей. Языческая дикая религия была для её светлой души оковами, и она рада была их сбросить.
— Так она уже христианка? — изумился император.
— Да, василевс. Она тайно приняла крещение от меня. Но хорошо будет, если её окрестит еще раз сам патриарх, а ты, станешь её крестным отцом. Это поднимет престиж архонтессы. Ибо страна, которой она самостоятельно управляет, таит в глубине своей такие силы, что страшно будет, если найдется человек, что выпустит их на свободу, — произнес Григорий.
— Варвары многочисленны, но ленивы и потому мало опасны. Просвещение не затронуло их. Не преувеличивай, Григорий.
— Ты в этом ошибаешься, василевс. Они живо интересуются ремеслами, и их ремесленники много преуспели во многих искусствах. Особенно же в изготовлении оружия. Они весьма неприхотливы и выносливы. Они любят своих старейшин и князей и во всем их слушают. Они весьма успешны в делах торговых. Я сам имел возможность в том убедиться. Их торговые компании ничуть не уступят нашим. А князь Киевский повелевает всеми, и авторитет его небывало возрос в последнее время. И средства и возможности его растут. И потому крещение правительницы станет способствовать, что мы приобретем друга в лице опасного и жестокого северного соседа.
— Распространить свою власть на земли варваров севера, то наше естественное право. И ты, Григорий, уверен, что архонтесса Ольга, став христианской, сумеет окрестить все государство?
— Не сразу, василевс. Не сразу. Но пока будет достаточно и одного Киева с южными городами. На север мы пока не сможем продвинуться в Новгород, но время для этого еще придет. Не стоит сразу глотать слишком большой кусок.
— Тогда я стану её крестным отцом, Григорий. Но ты не желаешь ли снова отправиться с ней в Киев?
— Я готов к тому. Там много душ можно поймать и склонить их ко Христу, что я почитаю долгом своим ехать обратно.
— Но ты не должен забывать, Григорий, и про интересы нашей империи.
— Интересы империи для меня значат много. И ты в том много раз уже мог убедиться, василевс. Я служу тебе не ради чинов и наград, как многие иные, которыми полон твой двор и твоя столица. Мне земные богатства и почести не нужны. Голым я пришел в этот мир и голым уйду из него….
Основания для предположения
Приведенный разговор только предположение. Но таковой мог состояться в действительности. Ведь император Константин сам описал прибытие Ольги в его столицу совместно с её духовником отцом Григорием.
Б.А. Рыбаков сообщает:
«Император, описывая церемонию приема Ольги в своем дворце, упомянул два её визита 9 сентября и 18 октября. Ольга прибыла со своим священником Григорием. О крещении княгини автор ничего не говорит. Трудно допустить, что если бы Ольга действительно была окрещена в Царьграде императором и патриархом, то Константин, перечисливший состав посольства, размер уплат, приемы, беседы и обеды, не намекнул бы в своем тексте на это важное событие. Вероятнее всего, что Ольга прибыла в Византию уже христианской, а красочный рассказ о крещении её императором — поэтическая фантазия русского автора».
поворотное событие в нашей истории — Кологривский край
В ЭТОМ году исполняется 1030 лет с момента Крещения Руси. Хотя принятие православной веры на землях Киевского княжества проходило в несколько этапов и растянулось почти на два века, именно 988 год принято считать началом новой эпохи древнерусского государства.
Накануне этой знаменательной даты нашим собеседником стал настоятель Успенского Собора, протоиерей отец АЛЕКСИЙ, который рассказал о значении этого события в истории нашей страны:
— В 9 веке Киевская Русь являлась одним из крупнейших государств в Европе. Его территорию населяли поляне, северяне, кривичи, древляне, полочане и другие славянские племена, не имевшие единой религии. В каждом из племен почитались свои боги, своя культура, традиции, что, в свою очередь, не могло способствовать образованию мощного единого государства.
Киевский князь Владимир вплоть до 30 лет сам был язычником, но как дальновидный и мудрый правитель он понимал, что для киевских земель нужна, в первую очередь, единая религия. Незадолго до принятия христианства Владимир призвал ко двору представителей разных конфессий: католических послов с Запада, хазар, исповедовавших иудаизм, булгар, исповедовавших мусульманство, византийцев.
Посланцы князя побывали в Константинополе и по возвращении восторженно описали Софийский собор, свои впечатления от проходивших в нем богослужений. «Не знали, где находились – на Небе или на Земле», — рассказывали они. Побывав в Византии, Владимир принимает крещение сам и в 988 году крестит Русь. По приказу князя киевлян крестили в водах Днепра, после чего в реку сбросили идол Перуна. Других языческих идолов изрубили и сожгли. Его родная бабка равноапостольная княгиня Ольга крестилась еще раньше в 957 году.
ПОСЛЕ Киева христианство принимают и другие русские города. Это событие стало поворотным событием в истории Руси, сыграло выдающуюся роль в развитии государства, его культуры и образования. За распространение христианства на Руси Церковь прославила великого князя в лике равноапостольного.
По моему глубокому убеждению, именно православная вера в будущем позволила создать Российскую империю, которая объединяла многочисленные народы различных вероисповеданий. Причем, представители других религиозных конфессий никогда не подвергались преследованию по религиозным мотивам.
Принятие христианства, несомненно, отложило свой отпечаток и на развитие культуры нашего государства. Главным достоянием славян стала византийская христианская культура, в которую русские внесли свои новшества. Мы не все копировали с Византии.
ПРАВОСЛАВИЕ охватило практически все слои общества и стало духовно-нравственным руководством для русского народа. У православных людей появилось пренебрежение к земным благам, ибо они скоротечны и ничтожны.
Смыслом жизни теперь становятся смирение и благочестие, ощущение собственной греховности. Русский человек четко различает такие понятия, как добро и зло, при этом постоянно ищет пути к духовному и нравственному самосовершенствованию.
Введение христианства на Руси дало нам письменность, позволило заключить выгодные для государства политические соглашения со странами христианского мира, что в свою очередь, коренным образом изменило быт русских людей.
После Крещения на Руси развивается архитектура, искусство, появляются первые летописи, школы. Это в значительной степени способствовало объединению русского общества, формированию единого народа на основе духовных и нравственных принципов.
Князь Владимир и Крещение Руси
28 июля православные всего мира празднуют 1030-летие со дня крещения Руси. В сотнях городов России, Белоруссии и Украины праздник встречают крестным ходом. Считается, что именно православная религия объединяла восточнославянские народы более тысячи лет.
Первым князь Владимир крестил свою столицу — Киев, затем православная вера распространилась по остальной Древней Руси.
Конечно, реформа проходила не просто. За успешное обращение народа в новую веру было в первую очередь то, что греческих священников вели не чужие, не завоеватели, а свои русские люди, облеченные к тому же авторитетом княжеской власти. При этом всегда славившийся своей вольностью Новгород и здесь оказал сопротивление. Возникали еще на поверхности разных смутных событий возмутители спокойствия волхвы, но по настоящему серьезного и какого-то длительного сопротивления официальному установлению «княжеской веры» не было, как не было и страшных гонений, – иначе народ не забыл бы мучителей. Он же в своих песнях назвал Владимира «Красным Солнышком», поэтому представление о постепенности и безболезненности распространения веры можно считать исторически справедливым.
Академик Дмитрий Лихачев говорит об этом так: «Как было принято христианство на Руси? Мы знаем, что во многих странах Европы христианство насаждалось насильно. Не без насилий обошлось крещение и на Руси, но в целом распространение христианства на Руси было довольно мирным, особенно если вспомним о других примерах. Насильно крестил свои дружины Хлодвиг. Карл Великий насильно крестил саксов. Насильно крестил свой народ Стефан I, король венгерский. Он же насильно заставлял отказываться от восточного христианства тех, кто успел принять его по византийскому обычаю. Но у нас нет достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира I Святославича.
Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали вниз по реке, как спускали впоследствии обветшавшие святыни — старые иконы, например. Народ плакал по своему поверженному богу, но не восставал. Восстание волхвов в 1071 году, о котором повествует Начальная летопись, было вызвано в Белозерской области голодом, а не стремлением вернуться к язычеству. Более того, Владимир по-своему понял христианство и даже отказывался казнить разбойников, заявлял: “…боюсь греха”.
Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа».
Более того, Крещение Руси сделало ее вполне европейским государством: «Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях. Сын Владимира Святославича Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Дочь Владимира Мария Доброгнева была выдана за польского князя Казимира I. Дочь Ярослава Мудрого Елизавета вышла за норвежского короля Гарольда Смелого, несколько лет добивавшегося ее руки. Другая дочь Ярослава, Анна, была королевой Франции, оставшись вдовой после смерти своего мужа Генриха I. Третья дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андреем I. Можно было бы еще долго перечислять родственные связи русских князей XI—XII веков, сами по себе они свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы». [i]
Вопреки всему Русь не разрушилась и не потонула в пучине междоусобиц. Православие распространялось неимоверно быстро. Уже при жизни Владимира в Киеве были возведены сотни церквей. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. Практически всем своим историческим наследием наш народ обязан христианству.
По слову Льва Николаевича Гумилёва («От Руси до России»), «Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».
На севере – в Новгороде, Ростове Великом, язычество держалось крепче и дольше. Но и там, после исторически непродолжительного времени, православие восторжествовало.
Произошло чудо – в условиях, крайне неблагоприятных для Церкви, в среде народа, дикого и не расположенного к обращению, в стране, враждебной Православной Византийской империи, произошло событие, не объяснимое естественным ходом вещей – Крещение Руси.
Замечательно говорит об этом архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Русь приняла путь Креста, путь разрыва со всем дурным, со всем тем, что приковывает к земле. А живой пример князя Владимира, в котором все увидели чудо преображения великого грешника в праведника, призвал к жизни целый великий народ. И святой князь Владимир, прославленный этим чудом, стоит у истоков христианской Руси. Владимир Красное Солнышко – так назвал русский народ своего духовного родоначальника. И в этой оценке все: и признание, и благодарность за дарованное тепло, за радость и саму жизнь.
В X веке от угодника Божия и государственного мужа началась новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. И если мы теперь проследим жизнь русского народа от Святого Крещения и доныне, то увидим, что шла Русь путем, который определил ей дух и пример ее крестителя».[ii]
Необходимо отметить и еще одно событие – 30 лет назад, в 1988 году, в атеистическом государстве, партийное руководство официально разрешило праздновать 1000-летие Крещения Руси. Миллионы людей, боявшихся пусть уже не физической расправы, как в первые годы советской власти, но не менее жестких политических и экономических репрессий, которым подвергались верующие в Советском союзе, поняли этот «сигнал» — снова можно безбоязненно идти в Церковь. Они пришли в храмы на праздничные мероприятия. Они пошли креститься – в те годы священники крестили людей сотнями в день. Это стало началом духовного возрождения России, которое продолжается и сейчас.
«Приобщение к православной духовности стало мощным импульсом и для развития самобытной восточнославянской культуры. Религиозный выбор князя Владимира был, кроме того, и выбором образа мышления, христианского уклада общественной жизни и стиля культуры. Это был выбор цивилизационного пути. Теперь мы уже не можем представить себе нашу литературу, изобразительное искусство, архитектуру или музыку без евангельских мотивов и сюжетов. Пронизанные христианскими нравственными идеалами и ценностями, эти произведения вводят нас в богатый духовный мир православной веры и призывают задуматься о вечных вопросах бытия и смысле человеческой жизни.
Но не принадлежность к православной культуре лишь по рождению делает нас христианами. Быть православным христианином — это не дань традиции из «любви к отеческим гробам» и национальной истории. Быть православным христианином — это в первую очередь сознательный выбор жизненного пути, это непрестанное искание Христа и Его правды. Подобно тому как равноапостольный князь Владимир, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового (Кол. 3, 9–10), навсегда отдал своё сердце Господу Иисусу, так и мы, помня, какого мы духа (Лк. 9, 55), призваны быть не слышателями только, но исполнителями слова (Иак. 1, 22), вполне осознавая, что жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (Кол. 3, 3).» — так говорит в своем послании в связи с 1030-летием Крещения Руси Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Пресс-секретарь Рыбинской епархии протоиерей Евгений Глазунов
На снимке: Празднование 1030-летия Крещения Руси в Москве. Фото Михаила Терещенко_ТАСС
[i]Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев «Крещение Руси и Государство Русь» Новый мир. 1988. №6. С. 249-258
[ii]Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (1000-летие Крещения Руси) 30 мая (12 июня) 1988 года
Выбор князя Владимира.
Что дало России христианство…Помолимся же сегодня святому Владимиру, чтобы в нашей жизни и в жизни наших близких также всегда происходил правильный выбор!
Ошибка неоязычников
В XXI веке довольно модным стало религиозное движение неоязычников, агитирующих за, якобы, «возвращение к истокам». Пользуясь несознательностью многих людей в плане изучения собственной истории, эти господа пытаются представить христианство, как «молодую религию» (это с историей в 2000 лет и несколькими тысячами ветхозаветного «бэкграунда»). Молодую и, вдобавок, как бы насильно насаждённую между племенами Руси.
Как же всё обстояло на самом деле? С точностью до наоборот! Начнём с аргумента про насилие. Первые христиане стали появляться на Руси задолго до святого Владимира. Самый известный пример – его бабка княгиня Ольга. Они принимали христианство потому, что чувствовали его истинность и пустоту язычества. И их к такому выбору никто не принуждал. Напротив, на фоне языческого большинства они даже рисковали быть осуждёнными или даже убитыми за свой выбор. Но всё же делали его.
Когда святой князь Владимир принял христианство сам, то объявил киевлянам, что тот, кто не крестится «не друг князю». То есть не запугивал и не принуждал их, а пытался воззвать к чувствам народной любви к правителю. И, глубоко почитая своего князя, киевляне массово пошли креститься на Днепр. Потом приглашённые Владимиром епископы и священники разошлись с проповедью по различным городам Руси. И по научению волхвов (языческих жрецов) в Ростове Великом нескольких священнослужителей убили. То есть именно язычники развязали против христиан террор.
И только затем было крещение Новгорода, куда наученный горьким опытом Владимир вместе со священниками послал воинский отряд своего дяди Добрыни. Там в ходе крещения населения действительно произошли некие столкновения. В которых опять же повинен местный волхв Богомил. По его научению язычники первыми напали на Добрыню, разрушив его дом. И чтобы замирить их, он взялся за оружие.
Второй аргумент, об «исконности» язычества также несостоятелен, как и аргумент о насильственном насаждении христианства. Действительно, племена Руси были язычниками-политеистами до того, как приняли христианство. Вот только неоязычники почему-то не любят вспоминать, что ещё раньше племена Руси исповедовали монотеизм. То есть на самом деле после сотворения человека его религия менялась так: всё человечество поклонялось единому истинному Богу – затем постепенно утрачивало знание о Нём, пока не начинало обожествлять силы природы – затем к адептам этой деградировавшей до политеизма религии приходили христианские миссионеры, восстанавливая и дополняя память об истинном Боге.
Прагматичность или «выбор сердцем»?
Сегодня ещё можно встретить в медиа-пространстве маргинальное мнение о том, что князь Владимир своим выбором «уничтожил великую славянскую цивилизацию». К счастью, оно попадается всё реже, потому что поклонники «новой хронологии» и неоязычества постепенно приходят в разум. На самом деле никакой великой цивилизации не было. Культурный уровень славян был, конечно, не ниже, чем каких-нибудь германцев, но и особой высотой не отличался.
Несколько простых фактов: племена Руси до крещения не имели письменности, то есть об эффективной системе обучения и накопления знаний говорить не приходилось. Они не обладали технологиями каменного строительства крупных объектов, пользовались непродуктивной системой хозяйствования. Из-за последнего часто наступал голод, который стимулировал воинственность славян и их набеги на территории других государств, а также заставлял их систематически продавать детей в рабство. Не случайно на древней латыни раб – это именно «slavus».
Большинство людей всё же чётко понимает это и не подвергает сомнению грандиозность положительных цивилизационных последствий для Руси от выбора христианства князем Владимиром. Благодаря этому шагу мы сделали рывок буквально на столетия, стремительно ворвавшись в число наиболее развитых держав того времени. Но только ли одна прагматичность двигала князем в вопросе выбора веры? Рискнём утверждать, что нет.
Ведь рациональный выбор может лишь побудить нас к определённому внешнему действию, вовсе не подразумевающему внутреннего изменения. А князь Владимир, о чём свидетельствуют исторические источники, поражал современников и внутренним преображением. Ещё вчера жестокий язычник, братоубийца, многожёнец, захватчик, тиран, после принятия христианства он стал справедливым судьёй, мужем одной жены, благотворителем и защитником.
Святой князь Владимир главнейшее чудо своей жизни совершил на самом себе – изгнал демонов, исцелился от духовных болезней и твёрдо вступил на путь ученика Христова, с которого не сворачивал до самой смерти. Во время крещения в Херсонесе Таврическом он исцелился от давней духовной слепоты и недавней слепоты физической, которая поразила его перед этим во время осады города. Так что в моменте выбора веры прагматичность шла рука об руку с сердечным выбором святого Владимира, а не противостояла ему.
Воля Божия
Нельзя не упомянуть и ещё одного важного момента. Бог не довлеет над свободой воли человека, только предлагая ему определённый путь через людей и обстоятельства, но не заставляя его по нему идти. Так что князь Владимир, окажись он менее чуток к голосу собственной совести, мог и остаться язычником. И в выборе святым равноапостольным князем истинной веры, несомненно, сыграла свою роль и молитва его святой бабки – княгини Ольги.
Святой князь Владимир имеет особое дерзновение перед Богом в молитве за все народы Русской Церкви. Благодаря этой благочестивой душе целая страна приняла христианство и более тысячи лет удивляет мир святостью! Если Вы ждёте от Бога помощи, если нуждаетесь в указании правильного решения, подайте записку на литургию и молебен к святому равноапостольному князю Владимиру, и он обязательно поможет Вам!
что дало народам крещение Руси — Рамблер/субботний
28 июля в России, Беларуси, Молдове и Украине отметят важный исторический праздник – День крещения Руси. Конечно, такое знаковое событие произошло не именно в этот день: крещение Руси было протяженным во времени. Но 28 июля православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира, который 1031 год тому назад, в 988 году принял решение о крещении Руси и крестился сам, со всей своей дружиной и боярами. Поэтому праздник в честь крещения Руси было решено отмечать в этот день.
О том, как Князь Владимир Русь крестил, написаны сотни книг и статей, сняты фильмы. Но все равно это важнейшее событие в нашей истории остается невероятно притягательным, мощным, ресурсным. О нем продолжают спорить, его пытаются переосмыслить, выдвигают толкования и альтернативные версии. Например, что было бы, если бы князь Владимир выбрал для Руси другую религию?
Как князь Владимир выбрал восточное христианство
А ведь действительно, такая вероятность была. Летописи рассказывают, как Князь Владимир принял решение объединить находившиеся под его рукой народы и отказался от идеи использовать для этого язычество. После этого он призвал к себе представителей самых сильных мировых религий. Они явились, чтобы обратить князя Владимира в свою веру. «И начался богословский спор, – рассказывает специалист по истории Древней Руси, профессор Игорь Данилевский. – Каждый выступал, расписывая преимущества своей религии и критикуя все прочие».
После этой беседы князь Владимир отправил в каждую из стран отдельную депутацию бояр, чтобы они посмотрели, как каждая из религий отражается в жизни людей и государства. Вернувшись, бояре рассказали обо всем, что видели.
Картина: Великий князь Владимир выбирает веру(1822г.)/Эггинк Иван
Игорь Данилевский: «Многое в каждой из религий понравилось князю Владимиру. Например, ему вполне импонировало то, что мусульманам можно иметь несколько жен. Однако строгие пищевые запреты, а особенно запрет на вино пришлись не по вкусу. Летопись приписывает ему знаменитую фразу: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».
Бояре с восторгом рассказывали также о том, что такой красоты, как в Греции, они больше нигде не видели. «С другой стороны, надо понимать, что связи Руси с Византией были постоянными и, скорее всего, восточная христианская вера хорошо соответствовала некой принятой на Руси ментальности, совокупности культурных представлений и норм», – говорит историк.
Почему крещение означало свободу и независимость
Крещение – это выбор пути. Отказавшись от других мировых религий, выбрав православие, князь Владимир на самом деле избрал для своего народа настоящую свободу, самостоятельность, независимость от Востока и от Запада.
«Выбор католицизма, ислама или иудаизма обрекал бы страну на внешнюю зависимость, погружение в идейную и духовную орбиту одного из сильных государств, будь то Арабский халифат, Хазарский каганат или папский Рим», – говорит протоирей Всеволод Чаплин.
По словам священника, Восточная римская империя, которую сейчас именуют Византией, была тоже сильным государством, но все же она не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа.
«Это решительно отделило Россию от Запада, – считает профессор Игорь Данилевский. – Причем вместе с христианством пришла книжная культура, а это величайшее достижение, которое включило Русь в культурное поле всех христианских стран и невероятно подвинуло страну на пути ее развития».
Православие изменило и внешние границы Руси. После принятия христианства Русь начала восприниматься как центр богоспасаемой земли. И ее границы стали постепенно расширяться.
Лекарство от раздоров
«Праздник Крещения Руси дает нам повод обратиться к истории, к корням, ко всему тому, что было выворочено и выморочено в нашем народе, – говорит священник, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института Георгий Кочетков. – Это не просто торжественная дата, но настоящее событие, связанное с истоками нашего православия и русского народа, русской культуры, русского менталитета и даже русского языка, который появился из славянского, оплодотворенный Евангелием, святоотеческим наследием и первыми русскими христианскими летописями, наставлениями и словами мудрости, такими как «Слово о полку Игореве», «Слово о Законе и Благодати» и другие».
К XX веку в христианском мире выросла уникальная традиция русской духовной культуры со своей исторической и богословской школами, давшая миру религиозную философию, «святую русскую литературу», уникальные иконы и храмы, многие из которых, правда, были уничтожены в советское время.
«Сегодня особенно важно вспомнить о том, что в киевской купели родился народ, ценящий мир, – говорит Георгий Кочетков. – Таковой была политика князя Владимира после 988 года, что, конечно, связано с христианской верой. Именно эта вера веками питала такие принципиальные качества нашей национальной культуры, как мирность и общинный характер».
И в дальнейшей русской истории любимый в народе преподобный Сергий Радонежский учил преодолевать «ненавистную рознь мира сего», а преподобный Серафим Саровский говорил: «стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Эта мирность – первое, что было утрачено в XX веке в результате революции, гражданской войны, уничтожения церквей, репрессий.
По словам священника, вспоминая сегодня крещение Руси, нужно разглядеть, что именно с покаянием и примирением, с возвращением к христианским основаниям жизни связан и исторический шанс для русского народа.
Картина: Крещение Руси(конец 19 века)/Клавдий Лебедев
«Мы вышли из одной купели – и русские, и украинцы, и белорусы, и карпатороссы, являясь по сути одним народом, связанным и одной верой, и очень близкой культурой. Именно гонения на православную церковь, искоренение ее на русской земле позволили заложить семя раздора между Украиной и Россией, что было невозможно до 1917 года, какие бы ни были у нас противоречия и разногласия, обычные между любыми соседями», – говорит Георгий Кочетков.
По мнению священника, наше время останется в исторической памяти как время разделения, создающее образ врага из своего ближайшего родственника. Стало выгодно держать в забвении, что мы один народ, происходящий из Руси. Именно поэтому сегодня День крещения Руси воспринимается церковью и обществом как возможность отказаться от вражды, вспомнить о родстве, примириться.
Торжественные мероприятия, богослужения и крестные ходы, приуроченные к годовщине Крещения Руси, пройдут 28 июля в России, Украине, Беларуси, Молдове.
Железняк поздравил россиян с 1025-летием крещения Руси
Крещение Руси послужило укреплению основ власти, способствовало объединению земель и росту влияния Древнерусского государства. Об этом заявил в воскресенье, 28 июля, вице-спикер Государственной Думы России Сергей Железняк в связи с празднованием Дня Крещения Руси.
«Сегодня наша страна отмечает очень важную дату — с исторического момента, когда наши предки приняли христианство, прошло 1025 лет. Крещение Руси послужило укреплению основ власти, способствовало объединению земель и росту влияния Древнерусского государства, содействовало новому витку развития культуры. Возникла новая уникальная цивилизация, Русь стала оплотом развития православной веры и культуры», — отметил депутат.
По его словам, на протяжении веков российская история была прочно связана с историей православного христианства, наша культура пропитана духовностью. «Одним из самых важных просветительских результатов крещения стало распространение на Руси письменности – появление кириллицы, а затем и книгопечатания. Принятие христианства дало толчок к созданию великих шедевров зодчества, живописи, литературы и музыки. При этом истинное православие всегда с уважением относилось к людям другой веры, добром, а не мечом укрепляя веру и мирную жизнь людей разных национальностей и вероисповеданий, живущих на нашей общей земле. Это отразилось и на государственной политике Российского государства, активно расширявшегося на протяжении веков, но не уничтожавшего, а сохранявшего храмы, веру и традиции народов, населявших эти земли», — добавил Железняк.
«Годы испытаний выпали на долю верующих в нашей стране в XX столетии, и лишь четверть века назад Русская Православная Церковь пережила свой новый расцвет. За прошедшие 25 лет в России миллионы людей обрели веру, были открыты сотни монастырей, многие храмы восстановлены и построены всем миром, открылись воскресные школы для изучения основ религии. Сегодня церковь принимает активное участие в решении различных социальных задач, ведет большую благотворительную работу, оказывает поддержку нуждающимся в помощи, заботе и укреплении», — добавил депутат.
Он подчеркнул, что религия является одной из существенных сторон духовно-культурного и мировоззренческого развития человека. «Православие в историческом, социальном и духовном значениях является общей историко-культурной традицией для значительной части жителей России. В нашей многонациональной стране духовная опора, которой является православная вера, помогает в решении непростых вопросов, возникающих на стыке культур и традиций, помогает преодолевать непонимание и воспитывает терпимость. Православие учит любви к ближнему, состраданию, жертвенности, патриотизму», — сказал Железняк.
«Отрадно, что в современной России духовному воспитанию подрастающего поколения уделяется значительное внимание. Ведь от того, какое поколение мы вырастим, насколько духовным и нравственным будет народ нашей страны, зависит будущее России. В стремительно развивающемся информационном мире это сделать совсем не просто. Поэтому государство и общество должны приложить все усилия, чтобы сохранить духовные основы нашей веками сложившейся культуры, привить молодежи уважение к традициям и истории предков», — заключил он.
Напряженность между Россией и Украиной привела к крупнейшему христианскому расколу с 1054 года
Но сторонники Варфоломея говорят, что он надеется, что автономия излечит гноящиеся разногласия внутри Украины, с которыми Москва долгое время не могла справиться. Он может издать постановление — официально именуемое Томосом об автокефалии — уже на этой неделе.
Основой всего процесса является обостряющееся соперничество между русской церковью и Константинополем за контроль над восточным православием.
Россия возродила дореволюционную попытку ослабить авторитет вселенского патриарха, считают церковные чиновники и другие эксперты.Москва считает, что большое количество ее приверженцев дает ей право на лидерство, особенно с учетом того, что материнская церковь насчитывает около 3000 прихожан в Турции, преимущественно мусульманской стране.
Сторонники патриарха говорят, что канонический закон и традиции важнее цифр.
Российское влияние часто основано на скрытых выплатах обедневшим ветвям веры, говорят эксперты, но соперничество иногда проявляется публично. В 2016 году Кирилл отказался от важной конференции по продвижению единства — встречи, на организацию которой ушло 55 лет.Разногласия были якобы из-за документов, но критики русских увидели в этом попытку поставить Варфоломея в неловкое положение.
В июне прошлого года Sputnik, российское информационное агентство, отвечающее за Кремль, представило службу на греческом языке. Влияние на общественное мнение в Греции и на Афоне, где 20 монастырей составляют духовное сердце веры, считается важным аспектом кампании России по доминированию в церкви, учитывая центральную роль, которую греческие иерархи играют во всем православном мире.
Каждая статья на странице Sputnik о православных делах в сентябре либо восхваляла русскую церковь, либо нападала на Варфоломея. «Кремль: единство православной церкви лучше для всего православного мира», — гласил один заголовок, а в другом говорилось: «Поместные церкви обеспокоены переездом патриарха в Украину».
Решение Украины может определить, победит ли Россия.
«Единственное, что они продают другим, — это власть, деньги и гламур», — сказал Андреас Д. Лударос, редактор «Ортодоксия».info, веб-сайт из Афин, специализирующийся на церковных делах. «Россия не говорит другим, что я лучший, потому что я провел богословие из точки А в точку Б; Россия не говорит другим, что я объединяю христиан.
«Москва просто говорит, что у меня больше всего верующих, поэтому я должен править».
Блог сообщества (Христианство в России)
В отличие от остальных наших глобальных партнеров, для доктора Петра Мицкевича и Московской духовной семинарии (МТС), которая теперь называется Московской духовной семинарией (ТСМ), борьба с COVID-19 является , а не самая большая проблема, с которой они столкнулись.Скорее, самые большие проблемы — это растущие ограничения возможности христиан свободно и эффективно исповедовать евангельское христианство в России. Движимый растущим национализмом в России, наблюдается большой скептицизм и часто прямое преследование всех религиозных групп, кроме тех, которые связаны с исторической Русской православной церковью. Новые законы и растущее давление со стороны правительства, включая новые правила, принудительные проверки и штрафы, угрожают закрыть двери для церквей.
Это движение повлияло на евангельское христианство в России двумя основными способами:
1. Новые ограничения для многих религиозных групп
В настоящее время возобновилось движение россиян за принятие Русской православной церкви как почти фактической официальной религии россиян. Ко всем другим религиям относятся со скептицизмом и растущим недоверием. В 2016 году были приняты законы, налагающие новые жесткие ограничения на религиозные группы, особенно на евангелические церкви. Он запрещает любые публичные евангелизационные мероприятия за пределами официально зарегистрированных церковных зданий, включая прозелитизм в общественных местах, раздачу литературы, определенную открытую миссионерскую деятельность или даже проведение религиозных богослужений в частных домах или несанкционированных местах.
В настоящее время предлагаются дополнительные ограничения, которые могут запретить молитвенные собрания, кроме как в официально признанных религиозных зданиях, даже в домах прихожан. Закон также расширяет доступ органов безопасности к частным сообщениям, включая электронную почту, веб-сайты, социальные сети и использование Интернета, для мониторинга риторики и деятельности религиозных групп.
Некоторые тактики напоминают о советских временах, в том числе повторные травли и дорогие штрафы. Недавно семинария в Москве подверглась трем крупным проверкам со стороны регулирующих органов, в одном случае она была вынуждена временно закрыться на 60 дней, а официальная лицензия была приостановлена.Эти решения Министерства просвещения потребовали многократных апелляций и явок в суд, а также дорогостоящих изменений в здании и программах семинарии. Совсем недавно местные органы власти потребовали комплексных и очень дорогостоящих изменений в системах управления огнем по всей семинарии, чтобы они соответствовали «пожарным нормам». Соответствие стоило огромных 50 000 долларов.
Хотя правительство лишило МТС официального статуса аспирантуры, имеющей национальную лицензию, руководство семинарии быстро перерегистрировалось в качестве учебного заведения Русской баптистской церкви под новым названием Московская духовная семинария, что позволило преподавателям продолжить обучение. лидеры с тем же учебным планом и планом, но под эгидой церкви.
2. Ограничения на участие иностранцев в Русских Церквях
Участие иностранцев в российских религиозных организациях вызывает все большее подозрение, а новые предлагаемые законы даже запрещают им участвовать в богослужениях. Неясно, является ли посещаемость проблемой, но лидерство, выступления и проповеди, скорее всего, будут запрещены. Кроме того, российские учителя, получившие ученые степени в зарубежных учебных заведениях, больше не будут признаваться в соответствии с предлагаемыми новыми правилами.Это может включать даже собственную степень доктора Мицкевича в Далласской теологической семинарии.
Ответ доктора Мицкевича на преследование
Д-р Мицкевич — чрезвычайно опытный, но скромный и веселый человек с медицинским образованием, дипломом семинарии Далласской теологической семинарии и многолетним опытом работы проповедником, учителем, академическим деканом и рукоположенным пастором. Он также владеет русским и английским языками. Помимо того, что он является президентом МТС (а теперь и ТСМ) и старшим пастором Голгофской баптистской церкви в Москве, он также является президентом Российского союза евангельских христиан/баптистов, старейшей и крупнейшей группы евангельских церквей во всем мире. Россия.
Д-р Мицкевич с творческим подходом и прагматизмом рассматривает множество препятствий, которые ставит перед ним правительство, и пытается определить не только немедленные обходные пути, но и множество других непредвиденных обстоятельств на будущее.
У доктора Мицкевича друзья и семья в Америке. Ему нравилось учиться в Далласской теологической семинарии, и двое из его пяти детей постоянно живут в Соединенных Штатах. Третий, его сын Пол, посещает семинарию в Техасе с женой и детьми, но по окончании планирует вернуться в Россию.Много лет назад у д-ра Мицкевича была возможность остаться в США после окончания DTS, но Петр полностью верит, что воля Божья состоит в том, чтобы он оставался в своей стране в качестве одного из ключевых лидеров церкви, созидая русских верующих в делиться Евангелием и обучать новое поколение настолько долго, насколько это возможно. В этом смысле д-р Мицкевич напоминает нам в Братской библейской церкви Дитриха Бонхёффера и других верных, самоотверженных христианских лидеров, которые на протяжении столетий оставались в тяжелых условиях, чтобы служить.
Эффект COVID-19
TSM отреагировал на блокировку из-за CoOVID-19, проведя многие из своих занятий онлайн. Однако, в отличие от нашего опыта в США, высокоскоростной интернет не везде доступен в небольших деревнях. Многие люди в этих деревнях по-прежнему полагаются на интернет-кафе для связи со школой, работой и миром. Чтобы справиться с этой задачей, семинария рассматривает это как возможность усовершенствовать свои технологии, усовершенствовать свои онлайн-курсы и увеличить набор студентов, которые не могут приехать в семинарию или в одно из ее региональных отделений.
Наш ответ
Несмотря на серьезные проблемы, стоящие перед доктором Мицкевичем, TSM и другими евангелическими организациями в России, Евангелие все еще движется вперед и меняет жизни! Открыто евангелизировать может быть труднее, но наш Бог не препятствует этому и всегда дает путь! Хотя христианская религиозная деятельность в настоящее время в основном ограничивается церквями, все еще часто можно услышать, как Господь иногда ведет одного храброго члена семьи, возможно, даже ребенка, отважиться в церковь на какое-то мероприятие или службу. Пообщавшись с верующими и услышав правду о Христе, они часто приводят с собой супруга и семью. В некоторых случаях известно, что дети сначала посещают церковное мероприятие или мероприятие, а затем убеждают прийти свою мать или отца, и вся семья в конечном итоге приходит к спасительной вере в Иисуса.
Пока дверь еще приоткрыта, у нас есть отличная возможность помочь доктору Мицкевичу и TSM своими молитвами и финансовой поддержкой. Это может быть последний шанс для пасторов на долгое время получить хорошую богословскую подготовку, чтобы поддержать всю нацию, насчитывающую около 146 миллионов человек, где менее 1% населения являются евангельскими христианами.
Владимир Путин и религия — ReligionFacts
Владимир Путин родился 7 октября 1952 года в Санкт-Петербурге, Россия. Он является Президентом Российской Федерации с 7 мая 2012 года. Он также был премьер-министром России с 1999 по 2000 год, президентом с 2000 по 2008 год и Министр с 2008 по 2012 год.
Личная религия Путина
Отец Владимира Путина был атеистом, а мать – православной христианкой. Владимир был крещен в православной церкви в младенчестве. 668
В интервью российским журналистам, опубликованном в 2000 году, Путин объяснил значение своего известного православного крестика:
В 1993 году, когда я работал в Ленинградском горсовете, я в составе официальной делегации ездил в Израиль. Мама подарила мне мой крестильный крестик, чтобы я его освятил у Гроба Господня. Я сделал, как она сказала, и надел крест на шею. С тех пор я его никогда не снимал. 668
В интервью журналу TIME для обложки журнала «Человек года» в 2007 году Путина спросили о его религии.Вот что он ответил:
TIME: Один из вопросов, обсуждаемых на наших президентских выборах, — это роль веры в правительство. Один из старых стереотипов, сложившихся у американцев о России и, конечно же, о России СССР, состоит в том, что это была безбожная страна. Вы говорили о своей вере. Какую роль вера играет в вашем собственном лидерстве и какую роль вера должна играть в правительстве и в общественной сфере?
ПУТИН: В первую очередь мы должны руководствоваться здравым смыслом. Но здравый смысл должен основываться в первую очередь на моральных принципах. И сегодня невозможно отделить мораль от религиозных ценностей. Расширяться не буду, так как не хочу навязывать свои взгляды людям с иными точками зрения.
ТАЙМ: Веришь ли ты в Верховного Бога?
ПУТИН: А вы? … Я считаю, что есть вещи, которые, по крайней мере, в моем положении, не должны делиться с широкой публикой для всеобщего потребления, потому что это будет выглядеть как самореклама или политический стриптиз. 661
В 2012 году Путина почтили в Вифлееме и назвали улицу его именем.
В 2014 году Slate описал Путина как «убежденного верующего», который «окружает себя другими влиятельными верующими и регулярно взывает к Богу в своих публичных заявлениях». 666
В 2016 году Путин совершил полдня паломничества на гору Афон, важный православный монастырь в Греции. 663
Религиозная политика Путина
Буддизм, восточное православие, ислам и иудаизм определены законом как традиционные религии России и часть исторического наследия России. Эти религии пользовались ограниченной государственной поддержкой в эпоху Путина. 672
Строительство и реставрация православных храмов, начатые в 1990-е годы, продолжались и при Путине, как и преподавание религии в школах (родители могут выбрать для своих детей изучение одной из традиционных религий или светской этики). 672
Путин принял активное личное участие в продвижении подписанного 17 мая 2007 года Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом, восстановившего отношения между Московской Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей после 80-летнего раскола. 672
В послании президента в 2014 году Путин подчеркнул религиозное значение Крыма для России:
Именно в Крыму, в древнем городе Херсонесе или Корсуни, как называли его древнерусские летописцы, крестился великий князь Владимир, прежде чем принести христианство на Русь. Помимо этнического сходства, общего языка, общих элементов их материальной культуры, общей территории, хотя границы ее тогда еще не были обозначены, зарождавшейся общей экономики и управления, христианство было мощной духовной объединяющей силой, способствовавшей вовлечению различных племен. и племенных союзов огромного восточнославянского мира в создании русской нации и русского государства.Именно благодаря этому духовному единству наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. Все это позволяет говорить о том, что Крым, древний Корсунь или Херсонес, Севастополь имеют для России неоценимое цивилизационное и даже сакральное значение, как Храмовая гора в Иерусалиме для последователей ислама и иудаизма. 673
В июле 2016 года Путин подписал новый «антиэкстремистский» закон, который, среди прочего, ограничивает распространение религиозных убеждений только зарегистрированными государством местами отправления культа.Критики говорят, что этот закон нарушает конституцию России, поскольку он фактически объявляет вне закона «иностранные» религии меньшинств (такие как протестантское христианство, Свидетели Иеговы и кришнаиты), чьи церкви и храмы редко получают разрешение на государственную регистрацию. 665
Источники
- Стенгель, Ричард и Ади Игнатиус. «Библия, но без электронной почты». Журнал ВРЕМЯ . 17 декабря 2007 г.
- Стенгель, Ричард и Ади Игнатиус.«Вопросы и ответы Путина: полная расшифровка». Журнал ВРЕМЯ . 17 декабря 2007 г.
- Леви, Клиффорд Дж. «Путин выбирает церковь за счет всех остальных». Нью-Йорк Таймс . 24 апреля 2008 г.
- Шустер Саймон. «Внутри паломничества Владимира Путина на Святую гору». Журнал ВРЕМЯ . 7 сентября 2016 г.
- Лукас, Фред. «Назад в советскую эпоху: новый закон Путина может привести к религиозным репрессиям». Ежедневный сигнал .20 июля 2016 г.
- Беннетс, Марк. «Новый российский закон направлен против евангелистов и других «иностранных» религий». Newsweek . 15 сентября 2016 г.
- Китинг, Джошуа. «Россия обретает религию: Владимир Путин пытается построить новую православную империю?». Шифер . 11 ноября 2014 г.
- Койер, Пол. «(Не)священный союз: Владимир Путин, Русская православная церковь и русская исключительность». Forbes.com . 21 мая 2015.
- Путин, Владимир, Первое лицо: Удивительно откровенный автопортрет президента России 12.
- «Владимир Путин». Википедия .
- Путин Владимир. «Послание Президента Федеральному Собранию». 4 декабря 2014.
Дополнительная литература
Путин обещает восстановить христианскую Сирию, восстановить храмы и вернуть беженцев домой Русской православной церкви.
«За последние несколько лет российское государство совместно с Русской православной церковью, а также другими религиозными организациями оказывает гуманитарную помощь Сирии», — сказал Путин участникам встречи, сообщают российские государственные СМИ. «Очень важно, чтобы как можно скорее установилась мирная жизнь, чтобы люди могли вернуться в свои дома, начать восстанавливать храмы и церкви».
В ходе встречи Путин также подчеркнул, что конфликт в Сирии сходит на нет, и значительная часть территории, в том числе исторически христианские районы, освобождена.
«Сирийские вооруженные силы при поддержке российских военных освободили от террористов практически всю территорию страны, включая исторические христианские регионы», — сказал он.
Наибольшую угрозу для христианского населения Сирии представляла группировка боевиков «Исламское государство» (ИГИЛ) и другие радикальные исламские группировки, большинство из которых в последние месяцы потерпели военное поражение и были изгнаны из своих опорных пунктов. Но вряд ли христиане вернутся в Сирию президента Башара Асада, отмечают эксперты.
«ИГИЛ и религиозные преследования были нейтрализованы. Но маловероятно, что мы увидим приток христианских беженцев обратно в этот район», — сказал Бенджамин Радд, эксперт по Ближнему Востоку из Калифорнийского университета, Newsweek .
«Дело в том, что страна остается нестабильной и нет институтов, которые помогут им восстановиться. Так что вряд ли вы увидите массовое возвращение, они будут расселены там, где они сейчас находятся. Эти беженцы все равно, что ушли. »
Христианское население Сирии — одно из старейших в мире, и некоторые сирийские христиане до сих пор говорят на арамейском языке, языке Иисуса.Но с тех пор, как в 2011 году начался конфликт, христианское население страны сократилось с 30 процентов до примерно 10 процентов населения, поскольку многие христиане были изгнаны из своих домов или вынуждены принять ислам.
Как и в России, большинство сирийских христиан исповедуют православие, причем самая многочисленная и старейшая группа сирийских христиан принадлежит к Греческой православной церкви.
Несмотря на то, что христиане составляют меньшинство в стране, населенной в основном мусульманами-суннитами, они долгое время принадлежали к сирийской элите и присоединились к видным политическим группам.Основатель партии Баас, которая правит Сирией с 1960-х годов, был христианином, и христиане на протяжении многих лет занимали руководящие должности в партии, правительстве и силовых структурах.
Помимо своей поддержки христиан, Путин также подчеркнул важность восстановления еврейских и мусульманских общин в Сирии.
«Поможем и представителям других конфессий, в том числе мусульманам, которые, как нам хорошо известно, также сильно пострадали от рук бандитов, террористов и радикалов», — сказал Путин.«Поможем и евреям, к нам уже обратился ряд организаций с призывом о помощи в восстановлении иудейских святынь».
Но эксперты говорят, что Путину нелепо изображать из себя защитника религиозного плюрализма, учитывая бомбардировки Россией религиозных общин в Сирии.
«Российские самолеты в течение многих лет без разбора наносили удары по опорным пунктам суннитов на севере и востоке Сирии», — сказал Newsweek Крис Мезероле, эксперт по Ближнему Востоку из Brookings Institution.
«Риторика Путина может иметь успех среди его христианской базы за границей, но она только сыплет соль на раны бесчисленных суннитских семей, которые потеряли близких из-за российских бомб».
новообращенных евреев в Российской империи – The Forward
Эта статья впервые появилась в идишском
Forverts.Элли Р. Шейнкер, «Исповеди местечка: новообращенные из иудаизма в имперской России, 1817–1906» (издательство Стэнфордского университета)
В романе Шолома Аша «Петербург» мадам Кваснецова, интересная еврейка, принявшая христианство, владеет домом в Санкт-Петербурге.Санкт-Петербург и постоялый двор для евреев, приехавших в российскую столицу, спасаясь от бед.
Официально она православная, но дома придерживается как христианских, так и иудейских обычаев, считая, что «два лучше, чем один». Она «уже примирилась с тысячелетней битвой, которую основатели двух религий навязали ее последователям», иронически описывает Шолом Аш. В результате Кваснецова отмечает и христианские, и еврейские праздники: «Рядом с елкой стояла еврейская менора, на которой она зажгла все девять огоньков.
Этот персонаж, покрывавший дома волосы париком и называвший себя Двойре-Лейе, не был плодом воображения Шолома Аша. Это явление было гораздо более распространено среди евреев, чем считалось ранее. Часто они обращались из практических соображений, например, чтобы получить разрешение на проживание в крупных городах России, где евреи были запрещены. Но в глазах царского режима они нарушали закон. Если бы Двойре-Лейе поймали на пасхальном седере, ее могли бы приговорить к длительному тюремному заключению.
Новообращенные из иудаизма также фигурируют в книгах великих писателей на идиш Довида Бергельсона и Залмана Шнеура. Однако самым известным примером является Хава, персонаж рассказа Шалом-Алейхема «Тевье-молочник», который влюбляется и выходит замуж за соседа-христианина. Сэмюэл Лейб Зитрон на самом деле написал обширную историческую мемуарную работу, посвященную теме евреев, перешедших в другую религию.
Но только сейчас эта тема получила должное научное и историческое внимание, как в книге Элли Р.Книга Шейнкера «Исповеди местечка: новообращенные из иудаизма в имперской России, 1817–1906». В отличие от Зитрона, Шейнкер обсуждает не известных личностей, а простых людей, решивших обратиться по разным причинам. Многие делали это не ради практической выгоды, а ради любви, как видно из истории с Хавой Тевье. Еврейские девушки, жившие в местечках или городах Восточной Европы, время от времени влюблялись в юношей-христиан, но поскольку свадьбы между евреями и христианами строго запрещались русским законом, а христианину запрещалось переходить в христианство, Иудаизм, единственный способ, которым они могли пожениться, состоял в том, чтобы она обратилась в христианство.
Интересно, что супружеская пара часто селилась недалеко от семьи еврейки, в христианской части местечка или села. Отношения между христианской дочерью и ее родителями-евреями часто были непростыми, но, в отличие от Тевье, большинство из них не прерывали контактов со своими дочерьми.
С частым гребешком Шейнкер представляет большое количество источников из российских и украинских архивов, в которых эти дела изображены с разных сторон. Довольно часто молодые люди встречались в таверне, принадлежавшей родителям девушки, где она обслуживала клиентов.Но принять христианские верования не так-то просто. В отличие от протестантов, русская церковь не стремилась к привлечению евреев. Любой еврей, заинтересованный в обращении, должен был провести определенное время в монастыре, изучая заповеди веры. И Церковь продолжит следить за новообращенными христианами, чтобы убедиться, что они не соблюдают еврейские традиции за закрытыми дверями.
Иногда происходило обратное. Еврей, принявший христианство много лет назад — часто еврейский солдат, призванный на русскую военную службу в детстве, — возвращался в свое местечко и стремился вернуться к еврейской вере.Ко второй половине девятнадцатого века правительство неохотно разрешило ему обратиться, хотя часто создавало для него бюрократические препятствия. Лишь в 1906 году российское правительство открыто разрешило бывшим евреям покинуть православную церковь.
По царскому законодательству иудаизм был религией, а не этносом. Именно так новообращенные из иудаизма могли формально стать членами христианской веры. Но на самом деле все было не так просто. В паспортах всех новых христиан стояла отметка «происходящие от евреев», и к концу девятнадцатого века этим христианам не разрешалось жить за пределами еврейской черты оседлости.Вдобавок русские националисты утверждали, что новообращенные из иудаизма представляют опасность для русского народа, поскольку продолжают считать себя евреями. Таким образом, эта расистская точка зрения стала популярной и среди государственных чиновников. Религия больше не была решающим фактором; биологическое происхождение стало более важным.
Последняя часть книги Шейнкера посвящена интересному феномену еврейско-христианских учебных групп на юге Украины, целью которых было объединение обеих конфессий.Они считали Иисуса из Назарета еврейским Мессией, но не отреклись от иудаизма. Российская империя не запрещала эти группы при условии, что вся деятельность будет вестись на идише, чтобы русских христиан не «сбивали с пути». Одну из таких групп, «Библейское духовное братство», действовавшую в 1880-х годах, возглавлял Якоб Гордин, позже ставший известным еврейским драматургом в Нью-Йорке, — пример того, как современная американская концепция «еврейско-христианской цивилизации» имела очевидный характер. корни в Российской империи.
(перевод Маллики Вишванат)
Национализация православия в Украине и России
Решение о предоставлении церковной автокефалии Украине – еще один поворот на тернистом пути, по которому восточноевропейские народы идут с 1989 года. Чтобы понять современную ситуацию, нужна долгосрочная перспектива. Центральной особенностью приспособления православного христианства к современности было его перераспределение в качестве существенного компонента национальной идентичности людей.Само собой разумеется, но все же необходимо напомнить читателям, что православие есть ветвь христианства и а не иная религия. Протестантизм и католицизм также исторически выполняли аналогичную функцию в странах Западной Европы и Северной Америки.
В настоящее время господствующей формой веры является национализированная версия православия, что нашло отражение в дефисах, используемых для обозначения православных христиан: сербо-православные, русско-православные, румыно-православные и т.д.Поскольку православный ландшафт фрагментирован по национальному признаку, приостановка общения между Московским Патриархатом и Вселенским Патриархатом является не самым эффективным средством протеста. Это тем более актуально после Священного и Великого Синода 2016 года, который не смог установить общепризнанные положения среди Православных Церквей в отношении таких вопросов, как диаспорские церкви и церковная юрисдикция.
Исторически современный синтез между Православной Церковью и восточноевропейскими народами влечет за собой (а) создание новых национальных церквей в современных государствах Восточной и Юго-Восточной Европы через институт автокефалии; и (б) культурная трансформация значения церковной принадлежности из религиозного в политико-национальное. Этот процесс был начат в девятнадцатом веке сербским и греческим делами, но в Российской империи его затормозили. После большевистской революции 1917 года первоначальные шаги к национальному самоутверждению на периферии империи были недолгими, поскольку восходящий Союз Советских Социалистических Республик превратил соседние страны в советские республики. Эпоха после 1989 года на постсоветском пространстве характеризуется воспроизведением той же динамики, которая изначально присутствовала на Балканах девятнадцатого века.
Православные церкви в Украине оказались в ловушке между украинским национальным самоутверждением и попытками России защитить свою транснациональную русскую диаспору и применить мягкую силу в Украине. Всем известно, что Украина после 1989 года включает в себя территории, населенные русскими и веками принадлежавшие Российской империи. В 1950-х годах «подарок» Сталиным Крыма Советской Украине передал контроль над бывшими русскими землями как средство сохранения долгосрочного советского контроля над Украиной. Нынешние события прямо бросают вызов этому предположению, и российская стратегия является реакцией на это. Церковная политика определяется растущим национализмом обеих сторон; Русские церкви и священники, базирующиеся в Украине, уже ощущают давление со стороны украинского государства и военизированных формирований по поводу контроля над зданиями, церквями и собственностью.
Решение Вселенского Патриархата о предоставлении автокефалии непризнанной национальной церкви Украины является продолжением его собственной долгосрочной политики союзничества с У.S. Цели политики. Эта политика насчитывает несколько десятилетий и основана на исторически прочных отношениях между греко-американской общиной и патриархатом. Точно так же политика Московского Патриархата совпадает с политикой российского правительства; но оба актора впервые действуют в соответствии с национальными интересами России (а не для продвижения имперских целей царизма или советского коммунизма). Признание украинской автокефалии — важный шаг к украинскому национальному самоутверждению и усилиям по проведению групповых границ между украинцами и русскими. Журналисты уже сообщали, что это может быть очень сложно. Война часто является средством, с помощью которого устанавливаются и охраняются такие границы. Смерть и страдание являются высокоэффективными инструментами, способствующими социальной закрытости. Как опасался покойный Александр Солженицын, когда в дело вступает война, хороших решений не существует.
Независимо от того, какую мягкую силу европейские или американские государственные деятели могут применить в этой ситуации, случайность географии означает, что Украине в конечном счете нужен стабильный статус-кво с соседней Россией.Никто не сомневается, что это выливается в урезание украинской территории после 1989 года: через Московскую Патриархию и другие политические и военные средства Россия защищает свою транснациональную диаспору от «религиозных и государственных преследований» (или другого подобного термина) и возвращает себе регионы (типа как Крым), которые веками были русскими. Подобные события еще больше способствуют национализации православия в Украине и России, тем самым предлагая дополнительное подтверждение привилегированных позиций Московского Патриархата и Украинской Православной Церкви в своих странах.
православных празднуют Рождество в России
Наряду с миллионами православных христиан по всему миру христиане, живущие в России, отмечают православное Рождество в этот вторник.
Как один из самых важных праздников для христиан, Православное Рождество собрало верующих, чтобы отметить рождение Иисуса, центральной фигуры христианства, и отметить окончание сорокадневного поста. Около 2,3 миллиона православных стекались в храмы по всей стране, где в полночь в канун Рождества люди участвовали в праздничных шествиях, распевая гимны и участвуя в литургии.
«В ночь на 7 января в мероприятиях, посвященных празднованию Рождества Христова, приняли участие около 2,3 млн человек», — цитирует РИА Новости 7 января пресс-секретаря МВД России Ирину Волк. в церквях, храмах и монастырях прошли в 5700 городах и населенных пунктах Российской Федерации».
православных христиан в России празднуют Рождество 7 января, потому что Русская Православная Церковь, одна из крупнейших автокефальных восточно-православных церквей в мире, использует юлианский, а не григорианский календарь. В настоящее время разница между григорианским и юлианским календарями составляет 13 дней.
Наряду с Русской Православной Церковью в ночь на 7 января Рождество празднуют несколько других православных церквей, афонские монастыри, а также многие восточные католики и некоторые протестанты, придерживающиеся юлианского календаря.
Рождество рассматривается как проявление святой силы, которая помогает укрепить единство среди людей. В этот праздник христиане России, составляющие 75 процентов ее населения, собрались, чтобы помолиться, устроить большой пир в кругу семьи, дарить друг другу подарки и украшать дома фигурками ангелов, звездами и вертепами.
Празднование Рождества в России традиционно начинается в канун Рождества под названием «Сочельник», , что означает окончание строгого Рождественского поста, одного из четырех основных периодов поста в течение церковного года, который дает соблюдающим христианам возможность подготовиться к Рождеству, также известному как праздник рождения Иисуса.
С наступлением темноты, после окончания поста, семьи возвращаются домой из церкви и прерывают пост, наслаждаясь обильной трапезой в кругу семьи и друзей.Традиционно подают различные маринады, в том числе корнишоны, маринованные грибы, квашеную капусту и маринованные яблоки. К другим традиционным блюдам относятся пироги с мясной, грибной, рыбной или овощной начинкой.
Однако в современной России рождественские блюда эклектичны и разнообразны: одни семьи следуют традициям, а другие выбирают совершенно другие блюда. Некоторые русские не соблюдают пост и не посещают церковь, но все же празднуют Рождество, рассматривая праздник как торжество любви, принятия и терпимости.
.