Четыре статуи rameses ii – Рамсес ii — Википедия

Храмы Рамзеса II Абу-Симбел (Abu Simbel)


Разговаривая про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы, Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире.. А вот про этот знаменитый памятник ушедшей цивилизации лично я слышу первый раз. Буду исправлять свой пробел в знаниях, а кому интересно – присоединяйтесь.Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.

Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.

Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…

Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.


Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».

Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.

Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.

Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

Рамзес побеждает врагов

По материалам http://masterok.livejournal.com

emky.net

Фараон Рамзес II

Среди царей и правителей древнего мира выделяется несколько величайших фигур, превосходящих своими масштабами человеческие рамки и по достоинству считавшихся полубогами. Одним из самых известных правителей, проявивших в себе божественную мощь, был Рамзес II или Великий.

Рамсесу II поклонялись, как богу. И он, в самом деле, обессмертил себя в сотнях грандиозных монументов, созданных за годы его правления.

Рамзес II был одним из величайших фараонов Древнего Египта, которые правили во времена 19 династии. Он был провозглашен «Рамзесом Великим» за успешное и долгое правление государством. Его царствование охватывает период, составляющий более 90 лет. Достижения его превзошли по масштабности все результаты предшествующих поколений и тех, кто унаследовал власть.

В 1303-1290 до н. э. — соправитель своего отца Сети I. Вступив на престол в 1290 до н. э., полностью подчинил себе жрецов Фив, поставив во главе их своего ставленника. В первые годы единоличного правления одержал победы над ливийцами и шерданами (один из так называемых «народов моря»), ставших серьезной угрозой для Египта в конце 13 в. до н. э.). Центральное событие царствования Рамсеса II — борьба Египта и Хеттского царства за господство на Ближнем Востоке.

Божественное происхождение фараона

Рамсес II понимал, что рассчитывать на прочность династии сможет лишь в том случае, если сам придаст ей божественное величие. «Я веду свое происхождение от Pa, — говорится в его речи к верховным жрецам и придворным, которую он приказал высечь на камне в гробнице своего отца. — Сам Всемогущий дал мне жизнь и величие. Это он вручил мне круг земной, когда я был еще в материнской утробе».
Фараон Сети повелел выстроить себе в Абидосе поминальный храм. Когда после похорон Рамсес посетил Абидос, он обнаружил, что храм так и не достроен и где-то уже начал разрушаться. О впечатлении, произведенном на него этим зрелищем, можно судить по надписи, в которой, помимо прочего, содержится целая программа строительства и государственной политики:

«Разве не должен сын, пришедший на смену отцу, обновить воздвигнутые ему памятники? — спрашивается в надписи. — Я поставил моему отцу новый памятник из золота. Я приказал восстановить его храм. Подними лицо твое, обрати взор к Солнечному богу, о отец мой Сети, ты, который ныне — один из богов. Смотри, я возлюбил имя твое, я охраняю тебя, ибо я явился народам в образе Бога-Солнца».

Так Рамсес использовал храм Сети I для пропаганды своей божественной сущности. Столь же целенаправленно он добивался обожествления других членов своей семьи.

В свое время Сети, заботясь о будущем династии, самолично выбрал для сына трех жен и несколько наложниц. Самой любимой женой Рамсеса была Нефертари. Ни одна другая царица не прославляется в надписях так часто. Когда Рамсес давал аудиенцию или показывался народу с балкона дворца, рядом с ним почти неизменно была Нефертари.

Рисунки и рельефы изображают ее стройной красавицей. Она — «любимица богини Мут», «великая супруга царя», «мать бога»; помимо этих официальных именований встречаются и другие — более личные и нежные. Рамсес называет ее «прелестной госпожой», «прекрасноликой», своей «сладостной любовью».

Войны с хеттами, битва при Кадеше

Около 1286 до н. э. Рамсес II совершает поход в Финикию и около 1285 до н. э. начинает войну с целью захвата г. Кадеша в долине р. Оронт и прилегающих областей Средней Сирии. Отступление хеттского царя Муваталлиса, главные силы которого были сосредоточены непосредственно возле Кадеша, к Алеппо (современный Халеб) вводит египтян в заблуждение — на подступах к городу по войскам Рамсеса II был нанесен внезапный удар хеттских колесниц. В двухдневном сражении египтян от уничтожения спасло лишь личное мужество фараона и подошедшее подкрепление; таким образом, Кадеш взят не был, и в итоге державы заключили перемирие, после чего Рамсес II отступил в Египет. Фактически кампания 1285 до н. э. окончилась поражением египтян, так как ни одна из ее задач не была решена.

В 1283 до н. э. война возобновляется: Рамсесу II удается взять г. Дапур в Южной Сирии и ряд палестинских городов. В 1280 до н. э. фараон воюет в Финикии и Северной Сирии; в 1279-70 до н. э. укрепляет власть Египта над Палестиной и территорией за Иорданом (библейские области Эдом и Моав). Около 1272 до н. э. Рамсес II воюет в Северной Палестине, где в районе г. Бет-Шеан сооружает мощную крепость. Войны Рамсеса II велись с переменным успехом, Египет то возвращал территории под свою власть, то вновь терял. Разгромить Хеттское государство, которое было вдохновителем борьбы мелких государств Сирии-Палестины против Египта, Рамсес II был не в силах.

Около 1269 до н. э. по инициативе хеттского царя Хаттусили III Египет и хетты заключили мир. За Египтом признавались права на Палестину, большую часть Финикии и меньшую — Южной Сирии; все территории к северу от них считались сферой влияния хеттов. Стороны договорились о ненападении, военном союзе, взаимной выдаче преступников и перебежчиков. Договор, известный в египетской и клинописной (на аккадском языке) версиях, древнейший из известных мирных договоров, в 1256 до н. э. он был закреплен браком уже немолодого Рамсеса II и хеттской царевны. К этому времени хетты сами стремятся к урегулированию отношений с Египтом, опасаясь угрозы от Ассирии на востоке и мигрирующих народов Кавказа и Малой Азии — на севере и западе.

Перенос столицы

При Рамсесе II развиваются мирные связи с Ближним Востоком, центром которых стала вновь отстроенная на востоке Дельты Нила новая столица — г. Танис, получивший название Пер-Рамсес (др.-егип. «Дом Рамсеса»), с азиатскими кварталами и храмами богов. Рамзес II продолжает начатую еще Эхнатоном политику противопоставления севера страны Фивам с их влиятельным жречеством: политическим и экономическим центром Египта при нем является Дельта Нила, но немалую роль играет и Мемфис, столица его предшественников.

При Рамсесе II ведется строительство в храмах Амона в Фивах и Осириса в Абидосе; возводится грандиозный заупокойный комплекс Рамессеум на западном берегу Нила напротив Фив. В Нубии, которая при Рамсесе II прочно подчинена Египту, сооружаются храмы в его честь. Наиболее известен среди них скальный храм в Абу-Симбеле.

Имя Рамзес носили многие фараоны XIX и XX династии, оно означает «Ра родил его» (Ра-Мессу). Рамзес II был внуком основателя династии Рамзеса I и сыном Сети I. Взойдя на царский трон в 1279 году до н.э., он провозгл

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

Храмы Рамзеса II Абу-Симбел (Abu Simbel)

Разговаривая про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы, Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире..  А вот про этот знаменитый памятник ушедшей цивилизации лично я слышу первый раз. Буду исправлять свой пробел в знаниях, а кому интересно — присоединяйтесь

Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.

Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.

Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…

Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».

Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.

Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.

Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!



Кликабельно , Панорама

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.


Согласитесь, на стенах довольно прикольные картинки если учесть времена их написания.

Фотографии в альбоме «Ранакпур» http://мастерок.жж.рф на Яндекс.Фотках


Рамзес побеждает врагов

А теперь приглашаю вас на виртуальную экскурсию к памятникам древней цивилизации. Нажимайте на картинки ниже.

источники
http://worlds.travel/great-temples/89-abu-simbel-egipet-asuan.html
http://www.mandalay.ru
http://cretaceous.ru

Вспомните остальные ДРЕВНОСТИ, которые мы обсуждали.

masterok.livejournal.com

Храмы Рамзеса II. Абу — Симбелл. Египет.

Разговаривая про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы, Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире..  
Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс.

Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.


Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.

Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.


Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.


Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.


Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.


Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…


Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».


В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».


Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.


Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.


Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.


Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…


Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!


Кликабельно , Панорама

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.


Рамзес побеждает врагов

А теперь приглашаю вас на виртуальную экскурсию к памятникам древней цивилизации. Нажимайте на картинки ниже.


Оригинал взят у masterok в Храмы Рамзеса II Абу-Симбел (Abu Simbel)
источники
http://worlds.travel/great-temples/89-abu-simbel-egipet-asuan.html
http://www.mandalay.ru
http://cretaceous.ru

 

art.mirtesen.ru

Находку статуи Рамсеса II предвидел поэт

На минувшей неделе в Каире была сделана сенсационная находка. Так считают сами египтологи, отыскавшие, предположительно, большую статую фараона Рамсеса II и меньших размеров статую его внука Сети II. В любом случае находка уникальна по исполнению и качеству используемого материала.


Pharaoh Ramses II statue unearthed in Cairo – video

В одном из каирских районов совместная германо-египетская команда археологов раскопала две статуи, чей возраст превышает 3000 лет. Небольшая статуя Сети II (XII век до нашей эры), вероятно, изображение этого фараона XIX династии, которая правила с 1314-го по 1200 год до нашей эры. Вторая находка — это восьмиметровая статуя, возможно, также изображение фараона этой же династии Рамсеса II Великого.

В северо-восточной части Каира Matarija, где сегодня высятся многоэтажные жилые дома, в древней столице фараонов Гелиополе раскинулась территория храма Ра. Раскопки в этом месте затрудняет высокий уровень грунтовых вод, в результате чего египтологам понадобилась помощь экскаватора — инструмента, как правило, недопустимого в районе археологического раскопа. Однако другого выхода, увы, не было.

Древнеегипетские фараоны полагали, что в Гелиополе жил бог Солнца. «Согласно верованиям он сотворил там мир, — приводит слова руководителя немецкой экспедиции Дитриха Рауэ (Dietrich Raue) журнал Spiegel. — Поэтому всё остальное должно было также производиться в Гелиополе: статуи, храмы, обелиски». Напротив, сам фараон никогда там не жил.

«Сначала мы нашли бюст статуи и нижнюю часть головы, — сказал агентству Reuters министр по делам древностей Египта Халед аль-Анани. — Затем обнаружили корону, правое ухо и фрагмент правого глаза». Статуя выполнена из кварцита — крепкой и прочной горной породы, трудной для обработки. При выемке из воды этой статуи, была найдена верхняя часть меньшей, 80-сантиметровой фигурки, сделанной из известняка. Предположительно, она изображает Сети II — внука Рамсеса Великого.

Идентификацию колосса затрудняет тот факт, что он разбит на куски и пока обнаружены лишь отдельные детали его лица. По словам Дитриха Рауэ, возможно, статую разрушили первые христиане или она пострадала при мусульманских правителях Каира в XI веке, когда использовали каменную кладку известняка древних храмов для постройки городских фортификационных сооружений.

Древнегреческое имя египетского фараона Рамсеса II звучит по-разному: Осимандий, Озимандия или Озимандис. Ozymandias так озаглавлено знаменитое стихотворение английского поэта Перси Биши Шелли (Percy Bysshe Shelley), впервые напечатанное 11 января 1818 года. Вот так оно звучит в переводе Константина Бальмонта:

Я встретил путника; он шел из стран далеких

И мне сказал: вдали, где вечность сторожит

Пустыни тишину, среди песков глубоких

Обломок статуи распавшейся лежит.

Из полустертых черт сквозит надменный пламень —

Желанье заставлять весь мир себе служить;

Ваятель опытный вложил в бездушный камень

Те страсти, что могли столетья пережить.

И сохранил слова обломок изваянья:

«Я — Озимандия, я — мощный царь царей!

Взгляните на мои великие деянья,

Владыки всех времен, всех стран и всех морей!»

Кругом нет ничего… Глубокое молчанье…

Пустыня мертвая… И небеса над ней…

Англоязычному любителю поэзии поэтические строки Шелли могли прийти в голову, когда на глазах зевак из заполненной грязной водой ямы ковш экскаватора вынул обломок статуи (видео). В оригинале Шелли написано: Half sunk («наполовину затопленный»). Поэты порой бывают удивительными провидцами!

Сохранившихся памятников Рамсесу в Египте и Нубии относительно много. Есть почти целые и гигантские. Достаточно назвать храмы Рамсеса в Абу-Симбеле, которым в 1965 году угрожали затоплением волны строящейся Асуанской плотины. Храм был распилен на блоки и перенесен на более высокое место.

Один из величайших фараонов Древнего Египта Рамсес II был сыном Сети I и царицы Туйи. По некоторым подсчетам, он правил с 1279-го по 1213 год до нашей эры, взойдя на трон 20-летним юношей. В памяти поколений Рамсес остался не только как полководец, но и строитель.

Однако негоже забывать знаменитую битву при сирийском городе Кадеше. Противником Египта выступало царство Хатти, на территории нынешней Турции. Посол царя Хаттусили прибыл в столицу фараона Пер-Рамсес, чтобы вручить египетскому царю серебряную дощечку с клинописным текстом договора, заверенного печатями, изображавшими царя и царицу Хатти в объятиях их божеств. Договор перевели на египетский язык и впоследствии запечатлели на стенах Карнака и Рамессеума.

Это был первый сохранившийся в истории человечества мирный договор. Стороны придерживались его на протяжении двух столетий — вплоть до гибели хеттского царства под натиском средиземноморских племен, так называемых «народов моря».

Благодаря мирным отношениям, потомки многое узнали о Рамсесе, потому что сохранилась его переписка, а также его супруги Нсфертари и великого везира Пасера, обнаруженная среди глиняных табличек дипломатического архива Хаттусы — столицы царства Хатти. В последние годы правления Рамсес II принял особое имя «Великая Душа Ра-Хорахте», то есть объявил себя воплощением солнечного бога на земле.

Восьмидесятивосьмилетний Рамсес II скончался на 67-м году правления и нашел вечный приют в Фивах, в своей усыпальнице в Долине царей.

Читайте также:

В Египте «ожил» фараон Рамзес II

www.pravda.ru

Храм Абу-Симбел в Египте – жемчужина египетского зодчества

Древний Египет поражает многих людей своими достопримечательностями. Чего только стоят египетские пирамиды и сфинкс. Широкое распространение во времена правления Рамсеса II получило строительство пещерных храмов. Наверное, лучшим из всех этих построек стал храм Абу-Симбел с его 20-метровыми статуями фараона.

Храмовый комплекс Абу-Симбел

В состав комплекса Абу-Симбел входят две постройки – Большой храм и Малый храм. Памятник на сегодня является чуть ли не одним из самых исследованных сооружений Древнего Египта. В 1950-х годах его местоположение попало под зону затопления в результате образования нового водохранилища. За спасение наследия взялась ЮНЕСКО. Трудом 50 стран Абу-Симбел был полностью разобран, и за четыре года перебрался на более высокое место. 

Макет-сравнение былого и текущего расположения храмового комплекса

При исследовании постройки ученые пришли к интересным заключениям. Так, например, было выяснено, что линии фасадов храмов были выстроены вдоль трещин в скальном грунте, а при укладке песчаника использовалась окись железа, что сделало его менее подверженным разрушению. 

Комплекс был возведен во второй половине Нового царства – примерно в 1260х годах до нашей эры. Чувствуется традиции оформления гробниц, но общая картина этой эпохи показывает об упадке искусства.

Большой храм

Большой храм Абу-Симбел посвящен Рамсесу II и богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Вход в храм направлен к востоку. Лучи восходящего солнца освещают первый зал со статуями фараона, второй зал и святилище. Ровно два раза в год лучи уходили в самую глубину храма, освещая там статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте. Владыке подземного мира Птаху было суждено всегда оставаться в темноте. 

Несмотря на то, что за храм с Рамсесом конкурировали целых три бога, здесь все было сооружено на возвеличивание фараона. Чего только стоит огромный фасад-пилон с четырьмя 20-метровыми портретными статуями Рамсеса II. Эти колоссы были видны проплывающим по Нилу кораблям, а лучи солнца делали их темно-красными, выделяя на фоне теней. 

Внутреннее убранство Большого храма также соответствует возвеличиванию фараона. Так в первом зале находятся восемь статуй фараона в образе бога Осириса. Везде находятся росписи и рельефы, повествующие о жизни Рамсеса II. Здесь есть и войны с ливийцами, нубийцами и хетхами, также присутствует религиозная тематика на рельефе «Фараон Рамсес предстоит перед богами».

Малый храм

Малый храм посвящен богине Хатор. Здесь все намного проще, а весь храм состоит из колонного зала и святилища. В святилище находятся три ниши, в центральной из которых находилась статуя коровы, соответствующей образу богини Хатор. На фасаде находятся шесть ростовых статуй фараона, между которыми установлены статуи его жены Нефертари-Меренмут. 

Спасенный храм Абу-Симбел на сегодняшний день является очень популярным местом среди туристов. Это своеобразный памятник труда – труда строителей Древнего Египта и труда спасителей из нашего времени. 

Видео про Абу-Симбел

Абу-Симбел на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

1chudo.ru

Храмы Рамзеса II Абу-Симбел (Abu Simbel).


Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.
Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.
Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство – сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее – в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах – владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.
Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.
Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…

Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».
В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.
Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».
Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.
Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.

Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!

Кликабельно , Панорама
Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.


Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.











edwardjournal.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *