черты классицистической комедии / Справочник :: Бингоскул
Признаки классицизма в «Горе от ума»: черты классицистической комедиидобавить в закладки удалить из закладок
Содержание:
Европейская литература в стиле классицизма пользовалась особой популярностью в период с семнадцатого до начала девятнадцатого века. Авторы обращаются к античному, поэтическому искусству, созданному Горацием, Аристотелем. В основе произведений – положительный образ, идеализированный. Конкретные, индивидуальные образы отсутствуют. Общество описывается со стороны писателя на базе нескольких персонажей. Особое место занимает разум, культура, духовность.
Классицистический взгляд жанра представляет прекрасную, идеальную жизнь. Произведение направлено на совершенствование человека, его моральных ценностей. Грибоедов написал поэму «Горе от ума» в стихотворной форме. Большинство критиков относят ее к псевдоклассицизму. Писатель использует различные сатирические элементы, превращая монолог главного героя в типичную сатиру.
Признаки классицизма в комедии «Горе от ума»
Черты классицистической комедии отображены в условных образах с типичными характерами. Они сформированы на основании живой реальности, традиционные аспекты придают героям индивидуальность и единство одновременно.
Использование имен-масок помогает Грибоедову подчеркнуть основные особенности персонажей. Чацкий – главный герой, символизирующий веру в лучшее, стремление к переменам. Персонаж Фамусова – его антипод. Он привык к традиционному устою в жизни, боится любых изменений. Классицизм в литературе характеризовался определенными принципами:
- Принцип тройного единства;
- Соответствие размеров глав;
- Простой, доступный сюжет;
- Лаконичная композиция;
- Важная черта – ясный, понятный язык;
- Соответствие изъяснений и выбранного стиля;
- Стройная, логическая последовательность.
Признаки классицизма в «Горе от ума» просматриваются на протяжении всего произведения. Их можно заметить в диалогах между актерами, общей стилистике написания.
Черты классицизма в комедии «Горе от ума» – примеры
Писатель использует частную завязку, интригу, постепенно вовлекающую в сюжет всю социальную среду. Между описанием гор, природы, красот русской земли Грибоедов рассказывает о низменности, алчности чиновников. Начало пьесы – неразделенная любовь Чацкого к Софье. Далее вводится новая сюжетная линия – противостояние между героями. Комедия создана с учетом правила тройного единства, характерного для классицизма. Примеры классицизма в «Горе от ума»:
- Единое место. Все события происходят в родном доме Фамусова. Некогда герой также проживал в этом доме. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, Чацкий съехал от вельможи;
- Единое время. Грибоедов рассказывает о ситуациях, которые произошли в один день. Завязка начинается с приезда главного действующего лица в столицу России. Много диалогов характеризуют впечатления героев от государственного уклада. Каждый поддерживает свою точку зрения;
- Единое действие. Ключевым персонажем становится Чацкий. Он высказывает новый, прогрессивный взгляд, вызывающий у представителей дворянства страх, удивление.
Согласно принципам классицизма, «Горе от ума» относится к низкому жанру. После прочтения пьесы многие воспринимают ее как комедию. Грибоедов применяет всеобъемлющий, органический синтез новаторских мотивов, традиционных аспектов. Такой подход лег в основу нового направления – художественного реализма.
Смотри также: «Горе от ума»: отношение к крепостному праву каждого из героев
Поделитесь в социальных сетях:
7 мая 2021, 13:55
Литература
Could not load xLike class!
Черты классицизма в комедии “Горе от ума”
Феномен классицизма.
В комедии А. Грибоедова «Горе от ума» преобладают черты классицизма, однако однозначно отнести ее к этому направлению все-таки нельзя. Некоторые исследователи называют это произведение пародией на классицизм, другие утверждают, что «Горе от ума» — это реализм, стремящийся казаться классицизмом. Какое теоретическое обоснование имеют под собой данные характеристики?
Говоря о классицизме в литературе, мы имеем в виду ряд рамок и требований, за которые не должно выходить и которым должно соответствовать произведение этого направления. Рамки классицизма, в отличие от рамок всех последующих направлений, чрезвычайно жестки.
Одной из основных черт классицизма является единство места, времени и действия. Это значит, что события классицистического произведения должны происходить в одном месте, в течение одного дня (суток) и относиться к единственной сюжетной линии. Если первые два условия выполняются (действие происходит в доме Фамусова, начинается утром одного дня и заканчивается утром следующего), то с третьим все сложнее. Очевидно, что основной конфликт «Горя от ума» — социально-политический, однако есть и второй, не подчиненный первому, а самостоятельный — любовный. Можно выделить и третий: конфликт поколений, проявившийся не только в отношениях Чацкого и Фамусова, но и Фамусова и Софьи.
Другая отличительная особенность классицизма — структурная — состоит в том, что классицистическая пьеса должна иметь трех- или пятиактовое строение. «Горе от ума», как известно, состоит из четырех действий.
Фольклорная тема борьбы достойного человека за руку и сердце прекрасной девушки — для классицизма русского особенно характерная! — в этом произведении подана с совсем другой стороны, чем, например, в «Недеросле» Д. Фонвизина. Прекрасная девушка оказывается неумной и непостоянной, соперники — полковник Скалозуб, за которого Софья идти не хочет, и Молчалин, использующий ее влюбленность для своего карьерного благополучия, — не вовлеченными ни в какую борьбу, а сама девушка к достойному человеку равнодушна. Противостояние заканчивается не торжеством любви и правды, как ему положено, а бегством резонера.
Другое требование классицизма — «говорящие» имена персонажей — выполняется, казалось бы, неукоснительно. Фамилия Фамусова происходит от французского слова fama, что значит «молва»; Молчалин держит свои истинные суждения в тайне; Скалозуб, действительно, злорадствует; и так далее. Исключительно в этом смысли имя Софья, в переводе с греческого означающее «мудрость».
Герои классицистического произведения должны четко делиться на положительных и отрицательных, причем первые призваны одержать верх над вторыми. Это требование выполняется лишь отчасти. Однозначно положительным можно назвать одного лишь Чацкого — резонера, которому противопоставлены все остальные герои. Но здесь встает вопрос: действительно ли персонажи, противостоящие положительному, обязательно отрицательные?
В случае «Горя от ума» совсем не обязательно. Отрицательным называют героя злонамеренного, а таким является только Молчалин, и тот — только с определенной точки зрения. А Фамусов, например, — заботливый и любящий отец, Софья — глупая, но не злая девушка, и так далее.
И главное отклонение «Горя от ума» от традиций классицизма: эта пьеса, объявленная комедийной, носит в основном драматический характер. Подобное допущение могло бы считаться частью художественного замысла уже в том же XIX в. (например, Н. Гоголь назвал свое прозаическое произведение «Мертвые души» поэмой), но с точки зрения классицизма это можно рассматривать только как нарушение канонов направления.
Несмотря на все рассмотренные противоречия,»Горе от ума», написанное в конце эпохи классицизма, рассматривают как исключительное явление именно классицизма. И трудно судить о том, опередило это произведение свое время или явилось его отражением — противоречивого, напряженного и более сложного, чем о нем принято думать.
Добавить комментарий
Горе и я | На орбите любви: привязанность в Древней Греции и Риме
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНа орбите любви: привязанность в Древней Греции и РимеКлассическая историяКлассическая литератураКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНа орбите любви: привязанность в Древней Греции и РимеКлассическая историяКлассическая литератураКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Konstan, David,
‘Greife and The Self’
,
на орбите любви: привязанность к древней Греции и Риме
(
, Нью -Йорк,
2018;
онлайн Edn Edn Edn. ,
Oxford Academic
, 19 июля 2018 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780190887872.003.0005,
по состоянию на 31 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНа орбите любви: привязанность в Древней Греции и РимеКлассическая историяКлассическая литератураКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicНа орбите любви: привязанность в Древней Греции и РимеКлассическая историяКлассическая литератураКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Горе по умершим может показаться самым бескорыстным видом привязанности, поскольку мертвые больше не могут дать нам ничего взамен, и тем не менее на практике часто оплакивают потерю поддержки и защиты. (о чем часто свидетельствуют ритуальные причитания), и такое горе может казаться эгоцентричным. Традиционный жанр утешения мобилизовал аргументы, чтобы воспрепятствовать чрезмерному или длительному трауру, даже когда писатели признавали, что непосредственное чувство утраты было естественным, разделяемым даже животными. Более того, если возлюбленный друг — это другое «я», то его или ее смерть — это своего рода увечье собственного «я», и это, как показывает оплакивание Ахиллесом смерти Патрокла, может быть глубочайшим горем из всех.
Ключевые слова: Ахиллес, Андромаха, Аристотель, утешение, Эпикур, горе, плач, Сенека
Тема
Классическая литератураКлассическая история
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.
Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
3 Горе: пример | Беспорядок внутри: повествование, эмоции и разум
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБеспорядок внутри: повествование, эмоции и разумФилософия литературыФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБеспорядок внутри: повествование, эмоции и разумФилософия литературыФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
GOLDIE, PETER,
‘3 GRIE ,
Oxford Academic
, 20 сентября 2012 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199230730.003.0003,
по состоянию на 31 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБеспорядок внутри: повествование, эмоции и разумФилософия литературыФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicБеспорядок внутри: повествование, эмоции и разумФилософия литературыФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В главе 3 эти идеи применяются к рассказам о горе и, в более широком смысле, к рассказам о прошлых травматических переживаниях. Вопреки подавляющему большинству современных философских взглядов на эмоции возражают, что горе (и другие эмоции) — это своего рода процесс, а не психическое состояние или событие. Более того, нарратив — это идеальный способ описания процесса горя. Затем обсуждается, как наша способность рассказывать о своем прошлом разрушается после некоторых травмирующих переживаний. Это рассматривается в связи со стремлением к эмоциональному закрытию. Как в художественных, так и в реальных повествованиях эмоциональное завершение, как и завершение повествования, является чем-то вроде идеала: завершение, как бы сильно к нему ни стремились, на самом деле никогда не достигается и остается иллюзорным.
Ключевые слова: горе, повествование, эмоция, травматический опыт, закрытие
Субъект
Философия литературы Философия разума
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.