Чернышевский биография краткое содержание: Биография Чернышевского кратко о главном в жизни Николая Гавриловича

Всё кратко.ру — Чернышевский Н.Г. — Биография кратко. Чернышевский Николай Гаврилович

Всё кратко.ру — Чернышевский Н.Г. — Биография кратко. Чернышевский Николай Гаврилович- краткая биография писателя.
  • ———МЕНЮ———
    • Краткие содержания
    • Сочинения
    • Биографии
    • Содержания опер
    • Шпаргалки
    • Краткая история

Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 июля 1828 года в Саратове в семье протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского и его жены Евгении Егоровны (урожденной Голубевой). Оба деда его и прадед по материнской линии были священниками. В доме Чернышевских царили достаток и теплая семейная атмосфера, одухотворенная глубокими религиозными чувствами. В мае 1846 года Чернышевский, недоучившись в семинарии, прибыл в Петербург и успешно выдержал экзамены на историко-филологическое отделение Петербургского университета. Здесь он увлекся учением французских социалистов-утопистов и решительно изменил свой образ мысли. Успешно окончив университет, Чернышевский вернулся в Саратов и стал учителем гимназии. Участь провинциального педагога для Чернышевского была явно недостаточной. Он решает ехать в Петербург.

Незадолго до отъезда он делает предложение дочери саратовского врача Ольге Сократовне Васильевой. Любовь Чернышевского своеобразна: обычное молодое чувство осложнено мотивом спасения, освобождения невесты из-под деспотической опеки родителей.
В мае 1853 года Чернышевский с молодой женой приезжает в Петербург и вскоре становится ведущим критиком журнала Некрасова «Современник». Начиная с 1857 года, когда молодой Добролюбов берет в свои руки литературно-критический отдел «Современника», Чернышевский оставляет критику и обращается к вопросам экономического и политического характера, к обоснованию теории крестьянской социалистической революции. В середине 60-х годов он становится одним из вдохновителей и руководителей подпольной революционной организации «Земля и воля».
7 июля 1862 года его арестуют и заключают в Петропавловскую крепость.
Началось двухлетнее следствие; кроме связи с «лондонскими пропагандистами» Чернышевского обвиняли в авторстве революционной прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Здесь, в одиночной камере Алексеевского равелина, Чернышевский в течении четырех месяцев напряженно работает над романом «Что делать?». Он был начат 4 декабря 1862 года и закончен 14 апреля 1863 года. Роман появился в 1863 году на страницах только что разрешенного после восьмимесячной остановки журнала «Современник».
После публикации романа «Что делать?» страницы легальных изданий закрылись для Чернышевского навсегда. Вслед за гражданской казнью потянулись долгие и мучительные годы сибирской ссылки. Однако и там Чернышевский продолжал упорную беллетристическую работу. Он задумал трилогию, состоящую из романов «Старина», «Пролог» и «Утопия». Роман «Старина» был тайно переправлен в Петербург, но двоюродный брат писателя А.Н.Пыпин в 1866 году вынужден был его уничтожить, когда после выстрела Каракозова в Александра II по Петербургу пошли обыски и аресты.
Роман «Утопия» Чернышевский не написал, замысел трилогии погас на незавершенном романе «Пролог».
Лишь в августе 1883 года Чернышевскому «милостиво» разрешили вернуться из Сибири, но не в Петербург, а в Астрахань, под надзор полиции. Он встретил Россию, охваченную правительственной реакцией после убийства народовольцами Александра II. После семнадцатилетней разлуки он встретился с постаревшей Ольгой Сократовной (лишь один раз, в 1866 году, она навестила его на пять дней в Сибири), со взрослыми, совершенно незнакомыми ему сыновьями. В Астрахани Чернышевскому жилось одиноко. Изменилась вся русская жизнь, которую он с трудом понимал и войти в которую уже не мог.
После долгих хлопот ему разрешили перебраться на родину, в Саратов. Но вскоре после приезда сюда, 29 октября 1889 года, Чернышевский скончался.


Загрузка…

Николай Чернышевский — краткая биография и фото

Николай Чернышевский – русский философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Наибольшую популярность ему принесло произведение «Что делать?», заставляющее читателя задуматься над глобальными вопросами жизни.

В биографии Чернышевского много интересных фактов, а сама его жизнь наполнена множеством увлекательных событий, о которых мы вам расскажем.

Итак, перед вами краткая биография Николая Чернышевского.

Краткая биография Чернышевского

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Он рос в семье простого священника Гавриила Ивановича, в связи с чем с ранних лет был знаком со священными книгами.

До 14 лет Николая обучал разным наукам отец, который был грамотным, мудрым и всесторонне развитым человеком. Интересно, что Чернышевскому с детства нравилась литература (см. интересные факты о литературе).

Все свободное время он посвящал чтению книг, вследствие чего многие взрослые удивлялись его колоссальной начитанности и глубоким рассуждениям.

В возрасте 15 лет Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию. Он получал высокие оценки по всем предметам и был развит гораздо лучше всех сокурсников.

Однако спустя 3 года он решил бросить семинарию и поступить в Петербургский университет на отделение философского факультета.

Николай Чернышевский в молодости

В данный период биографии в мировоззрении Николая Чернышевского произошли серьезные перемены. Он начал интересоваться революционными идеями, а также стал сторонником демократии, социализма и материализма.

Стоит заметить, что на студента сильно повлияли члены кружка Иринарха Введенского.

Преподаватель и журналист

В скором времени Николай Гаврилович принялся за написание первых произведений. В 1850 г. он успешно окончил университет, после чего стал работать учителем.

Спустя 3 года он отправляется в Санкт-Петербург, где устраивается преподавателем во Втором кадетском корпусе.

Одновременно с этим Чернышевский начинает печататься в нескольких изданиях. Позже он устраивается в редакционный отдел журнала «Современник».

Работа в «Современнике»

В этот период биографии Николай Чернышевский познакомился с известными литераторами Добролюбовым и Некрасовым, которые так же как и он интересовались революционными идеями.

Литературная деятельность начинающего писателя начала привлекать внимание действующей власти. Чиновники и цензоры боялись того, что он мог вызвать волнение в народе своими революционными речами.

Несмотря на это, через какое-то время Николай Чернышевский стал магистром русской словесности.

Взгляды Чернышевского

В юном возрасте писатель с интересом изучал разные священные книги и верил в Бога, однако после того, как он ознакомился с трудами французских и немецких материалистов, он начал активно критиковать религию и буржуазию.

Николай Чернышевский был ярым противником крепостного права.

В своих статьях он призывал властей дать людям свободу. Нелегкую жизнь русского народа он сравнивал с чернокожими рабами в Америке.

Писатель искренне верил, что через несколько десятилетий после освобождения крестьян в государстве наконец-то наступит социализм, в котором все люди будут равны.

Стоит заметить, что многие его идеи были далеки от реальности и скорее являлись утопическими.

«Земля и воля»

На протяжении многих лет своей биографии Николай Чернышевский пропагандировал идеи революции, в результате чего стал идейным вдохновителем революционного движения «Земля и воля».

В скором времени он вступил в переписку с Александром Герценом, которому пришлось эмигрировать за рубеж из-за давления со стороны властей.

Объединение «Земля и воля» набирало все большую популярность. В него входили писатели, военнослужащие, деятели культуры и все те, кто стремился к политическим и социальным переменам.

Представители этого движения беспрерывно критиковали царскую власть и старались донести свои идеи простому народу. Однако несмотря на это они не находили большого отклика у крестьян.

Арест

Агитационная деятельность Николая Чернышевского не могла долго оставаться незамеченной. Вскоре им заинтересовались агенты тайного сыска.

С 1861 г. прозаик находился под постоянным наблюдением, и уже менее чем через год был посажен в Петропавловскую крепость. Его обвиняли в составлении порочащей власть прокламации.

«Что делать?»

Во время заключения Чернышевский пытался протестовать против своего ареста. Он неоднократно устраивал голодовки, которые никоим образом не влияли на положение дел.

Именно в этот период биографии он принялся за написание своего знаменитого романа «Что делать?».

Данное произведение было опубликовано в 1863 г. и сразу же вызвало большой интерес у критиков и простых читателей.

Приговор

Изначально Николая Чернышевского приговорили к вечной ссылке, однако позже Император Александр 2 (см. интересные факты об Александре 2) сократил срок до 7 лет.

Годы, проведенные на каторге, серьезно подорвали здоровье опального писателя. Несмотря на все трудности, которые ему пришлось перенести, он смог стойко выстоять во всех испытаниях.

Оказавшись на свободе, Чернышевский до конца своих дней жил в небольших городах. В последние годы он проживал в Астрахани, и лишь накануне смерти ему разрешили вернуться в родной Саратов.

Личная жизнь

Единственной женой в биографии Николая Чернышевского была Ольга Васильева – дочь саратовского доктора. Она была жизнерадостной, энергичной, любящей подвижные игры, весёлой и смелой девушкой.

В этом браке у Чернышевского родилось трое сыновей: Александр, Виктор и Михаил.

Смерть

Николай Гаврилович Чернышевский умер 17 октября 1889 г. в возрасте 61 года. Официальной причиной его смерти стало кровоизлияние в мозг.

Писатель был похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове.

Когда к власти придут большевики во главе с Владимиром Лениным, они будут превозносить Чернышевского и называть его предвестником революции. Его произведения, в том числе и знаменитый роман «Что делать?», будут внесены в обязательную школьную программу СССР.

Если вам понравилась краткая биография Чернышевского – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.

org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Николай Гаврилович Чернышевский | YourDictionary

Русский радикальный журналист Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) был литературным критиком и социальным теоретиком. Его самое известное произведение — роман «Что делать?» — стало классикой русского революционного движения.

Сын священника Николай Чернышевский родился 1 июля 1828 года в Саратове. Свою литературную карьеру он начал в 1855 году с магистерской диссертации по эстетике, которую защитил в Санкт-Петербургском университете. В этой работе Чернышевский подверг критике современную эстетическую теорию, которая считала искусство независимой трансцендентной сферой. Он доказывал, что искусство вообще и литература в частности могут оправдать свое существование только тем, что точно описывают, объясняют и оценивают действительное в понятных для всех терминах — будучи «учебником жизни». Эта утилитарная точка зрения оказала сильное влияние и позже приобрела квазиофициальный статус при коммунизме, служа для санкционирования государственного регулирования искусства.

С 1855 по 1862 год Чернышевский работал писателем и редактором радикального журнала « Современник». Его увлеченность эстетической теорией привела к серии литературных исследований. Затем он все больше увлекался внутренней и зарубежной сценой и написал множество эссе по философии, политике и экономике.

Для Чернышевского этика, как и искусство, должна основываться на философии утилитаризма. Он считал, что человеческое поведение мотивировано личным интересом. Он считал, что знание неизбежно приводит людей к выбору добра, а не зла, и приписывал человеческую порочность незнанию преимуществ избегания зла.

Экономические теории Чернышевского были социалистическими. Он ненавидел принцип laissez-faire, так как считал, что неограниченная конкуренция приносит в жертву слабого сильному и труд капиталу. Он считал, что свободное предпринимательство распределяет товары несправедливо и не стимулирует производство. «Трудовая теория» Чернышевского воплотила его экономическую мысль. Под тружеником он подразумевал и рабочего, и крестьянина; для него мужик (крестьянин) был человеком судьбы для России.

Теория труженика основывалась на убеждениях Чернышевского в том, что благосостояние личности имеет первостепенное значение и что товары по праву принадлежат только тем, кто их произвел. Он выступал за экономическое равенство и ликвидацию непродуктивных социальных классов. Хотя Чернышевский неоднозначно относился к характеру контроля, который должен был достичь этих целей, он не призывал к централизованно планируемой, национализированной экономике. Вместо этого он представлял себе свободную совокупность сообществ, напоминающих фаланстеры (добровольные ассоциации, каждая из которых занимается как промышленностью, так и сельским хозяйством на кооперативной основе). Добровольные ассоциации должны были быть автономными единицами, демократически управляемыми и независимыми от центральной власти.

В 1862 году Чернышевский опубликовал в Contemporary серию открытых писем неназванному лицу, которым явно был не кто иной, как царь Александр II. Царь освободил крепостных в 1861 году, но Чернышевский указал, что, хотя эта реформа и повлияла на видимость отношений между хозяином и крепостным, реальных изменений не произошло. Он намекнул, что революция, пожалуй, единственный способ полностью отменить крепостное право.

Из-за своей критики правительства Чернышевский находился под пристальным наблюдением царской охранки, и в 1862 году его имя возглавило список политических подозреваемых. В том же году он был арестован и заключен в тюрьму. Находясь в тюрьме, он написал роман Что делать? (1863). В ней он отвергает такие понятия, как честь, совесть, долг и самопожертвование. Что делать? вскоре стал библией радикальной молодежи. Он призывал к свободе в личных отношениях и преданности обществу и содержал действенные аргументы в пользу женской эмансипации, социализма и, косвенно, революции. Ленин называл ее «одной из тех книг, воздействие которых сохраняется на всю жизнь».

В 1864 году Чернышевский был сослан в Сибирь. Подорванный здоровьем, он вернулся в цивилизацию в 1883 году. Умер в Саратове 29 октября., 1889.

Реклама

Дополнительная литература о Николае Гавриловиче Чернышевском

Чернышевский Избранные философские очерки (1953) содержит большой сборник статей. Его Что делать? Рассказы о новых людях (1961) с предисловием Э. Х. Карра важны как интеллектуальный документ и как прототип более поздних дидактических радикальных романов. Для общего исторического фона рекомендуется Томаш Г. Масарик, Дух России: исследования по истории, литературе и философии (2 тома, 1913; пер. 1919; 2-е изд. 1955) и Франко Вентури, Корни революции: история народнических и социалистических движений в России девятнадцатого века (1960).

Дополнительные источники биографии

Паперно, Ирина, Чернышевский и эпоха реализма: исследование семиотики поведения, Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press, 1988.

Перейра, Н. Г. О. (Норман Г. О.), Мысль и учение Н. Г. Чернышевского, The Hague: Mouton, 1975.

Реклама

Реклама

Реклама

Самая политически опасная книга, о которой вы никогда не слышали

Как плохое письмо разрушило мир: Айн Рэнд и литературные истоки финансового кризиса .

Когда Алан Гринспен начал свою политическую карьеру в 1974 году, он попросил двух человек сопровождать его на церемонию принятия присяги в Овальном кабинете в качестве председателя Совета экономических консультантов: его мать Роуз Голдсмит и его гуру Айн Рэнд. С момента своего назначения много лет спустя председателем Федеральной резервной системы и до выхода на пенсию в 2006 году Гринспен претворял в жизнь идеологию «объективизма» Рэнда в денежно-кредитной политике: финансовой индустрии и издевались в конце 1990-х годов, когда его предупредили о системных рисках, связанных с нерегулируемым рынком деривативов. Достаточно скоро это «финансовое оружие массового уничтожения», как однажды назвал его Уоррен Баффет, взорвется, разрушив планы и жизни бесчисленных американцев во время Великой рецессии.

Расследование Конгресса возложило вину за финансовый кризис 2008 года непосредственно на Гринспена, и, отвечая на вопросы членов Палаты представителей, Гринспен признал, что в его рэндианском мировоззрении, должно быть, был «недостаток».

Недостаток, да, но откуда он взялся?

Ответ удивит даже самых заядлых фанатов Рэнда. Фундаментальной идеей, лежащей в основе ее объективизма, была двойная идеология, известная как рациональный эгоизм, — вера в то, что рациональное действие всегда максимизирует личный интерес. А Рэнд, использовавшая словосочетание «секонд-хенд» как дубину против своих врагов, сама позаимствовала эту идею из каракулей своего соотечественника, русского писателя Николая Чернышевского, чей утопический роман 1863 года, хотя и был подвергнут критике, стал источником вдохновения. для поколения Рэнд начала 1900с.

Это еще не все, чем известен Чернышевский. Отвращение Рэнд к социализму хорошо задокументировано, но в России тот же роман Чернышевского стал настольной книгой для революционеров, начиная с радикальных современников автора и заканчивая Владимиром Лениным и его большевистской революцией 1917 года. сейчас почти забыты, Чернышевский оказал одно из величайших разрушительных влияний прошлого века: сначала в своей родной стране, где его сочинения помогли породить Советский Союз, а теперь, из всех мест, в Соединенных Штатах, где его рациональный эгоизм продолжает звучать в американской политической и экономической мысли. На протяжении десятилетий Рэнд была музой американских политиков, от Рональда Рейгана до Рона Пола, Пола Райана и Кларенса Томаса, не говоря уже о таких бизнесменах, как Тед Тернер и Марк Кьюбан, не говоря уже о Гринспене из ФРС. Либертарианское движение считает ее одним из своих первоначальных источников вдохновения. И Рэнд

Атлас расправил плечи стала культовой классикой, продолжая продаваться сотнями тысяч копий каждый год.

Родившийся в Саратове в 1828 году, Чернышевский был верным последователем технократических предшественников Карла Маркса, Анри де Сен-Симона и Огюста Конта, вдохновивших его на идею научной утопии, управляемой техническими экспертами. Прочитав французского социалиста Шарля Фурье, Чернышевский пришел к понятию «фаланстера», проекта коммунального жилья для дивного нового мира. А в трудах немецкого философа Людвига Фейербаха Чернышевский нашел идею «человеко-бога», замены бога человеком в материалистическом мироздании. В этот бурлящий котел идей Чернышевский бросил последний секретный ингредиент: «невидимую руку» Адама Смита, представление о том, что эгоистичная выгода отдельного человека является выгодой для всего общества. Рациональное преследование личных интересов должно лечь в основу всех человеческих взаимодействий, и как только этот «рациональный эгоизм» станет универсальным, он приведет к счастью, гармоничным экономическим и политическим условиям и идеальному переустройству мира.

Или так рассуждал Чернышевский в Что делать? , которую Чернышевский написал в тюрьме за крамолу и которая, несмотря на эклектичную мешанину философских посылок и жалкий прозаический стиль, мгновенно стала в России классикой.

Насколько плохой была книга, которая потрясла две империи? Что делать? Несколько рассказов о новых людях повествует о затруднительном положении Веры Розальской, молодой девушки, которая живет с родителями в Санкт-Петербурге 1850-х годов. Ее тираническая мать хочет выдать ее замуж за развратного армейского офицера. Ее спасает студент-медик Дмитрий Лопухов. Лопухов часто посещал дом Розальского в качестве воспитателя младшего брата Веры и обсуждал с Верой социализм. Эти двое сбегают и переезжают в свою собственную квартиру с тщательно продуманными правилами, гарантирующими их конфиденциальность, свободу и равенство. Когда Вера решает, что хочет обрести финансовую независимость, она объединяется с другими молодыми женщинами и открывает совместное швейное дело. Швеи живут вместе в фаланстере-прототипе и делят прибыль. (Как замужняя женщина, Вера живет отдельно.)

Лопухов влюблен в Веру, но Вера питает к нему только дружеские чувства. Вместо этого она влюбляется в его лучшего друга и одноклассника Александра Кирсанова, социалиста, как и Лопухов. Лопухов решает исключить себя из уравнения, инсценировав свое самоубийство и переехав в Америку. Ему помогает загадочный человек по имени Рахметов, который приносит горюющей Вере записку от Лопухова. Уловка объясняется. Уход Лопухова открывает путь к свадьбе Веры и Кирсанова. Тем временем Лопухов под псевдонимом Шарль Бомонт делает состояние в Америке, затем тайно возвращается в Россию и женится на дочери промышленника, которую Кирсанов спас от истощающей болезни. «Бомоны» (прозорливая Вера узнает Лопухова, несмотря на псевдоним) и Кирсановы живут вместе в девятом доме.0063 возьми на себя quatre

. Швейная коммуна быстро расширяется, но Вера бросает ее, чтобы изучать медицину, любимую профессию русских социалистов XIX века.

Стиль книги представляет собой раздражающую какофонию. Всякий раз, когда один из героев Чернышевского совершает что-то иррациональное или, что еще хуже, благотворительное (благотворительность в этой утопии не допускается, как и позже не будет разрешена в утопии Рэнда в Атлант расправил плечи ), рассказчик всплывает, как судья, чтобы объяснить почему персонажи технически все еще находятся в пределах разумного эгоизма. Не повредил ли Лопухов своей карьере, спасая Веру от ее злых родителей? Боже мой, говорит Чернышевский; Лопухов поступает эгоистично, когда спасает Веру, так как любит ее и хочет, чтобы она была рядом. Все это очень неловко. Что еще хуже, Лопухов жаждет Веры, которая не отвечает ему взаимностью, но дразнит его целомудренными поцелуями и даже позволяет ему вместо служанки помочь ей одеться, создавая жуткое сексуальное напряжение, которое Чернышевский поддерживает на протяжении половины книги. Добавьте к этому раздражающую скуку социалистических проповедей и нарастающую нелепость четырех аллегорических снов, которые Вере снится на протяжении романа. Печально известные в русской литературе, эти сны происходят в отдельных разделах книги, каждый из которых возглавляет символическая женская фигура, представляющая Любовь или Равенство. В четвертом и последнем сне Вера попадает в утопический мир, организованный фаланстерами из стекла, алюминия, труда, равенства и блуда. Ей говорят перенести как можно больше из мира снов в реальность. Это она сразу начинает делать.

Главное, что многие читатели Чернышевского усвоили из его книги, — это образ таинственного Рахметова. Из прочтения романа становится ясно, что Рахметов какой-то радикальный социалист, но больше Чернышевский прямо сказать не мог, опасаясь, что царская цензура помешает изданию книги. Автор был вынужден ограничиться подмигиваниями и шепотом. Рахметов силен, как богатырь (богатырь русской легенды), и суров, как святые русской агиографии. Он рвет себе зад, когда спит на гвоздях без веской причины. Он сторонится женщин, вместо этого бережет свое тело и тренирует его для… ну, нам никогда не говорят для чего, но мы можем догадаться, что для террора и революции. В какой-то момент романа Рахметов исчезает, что побуждает рассказчика предположить, что он может вернуться через три года, когда «это будет „надо“» и что тогда «он сможет сделать больше». Читатели Чернышевского правильно поняли Рахметова как этакого образцового революционера. По возвращении в Россию Рахметов предположительно возглавит восстание и свергнет царский режим, расчищая дорогу утопии разумного эгоизма.

Роман Чернышевского первоначально был воспринят русской интеллигенцией с изумленным отвращением. Александр Герцен, душа и совесть реформаторских передовиков в России, писал: «Господи, как низко написано, сколько жеманства…. какой стиль! Что за никчемное поколение, чья эстетика удовлетворяется этим». Иван Тургенев, чей роман « отцы и дети» опус Чернышевского был прямым откликом, писал: «Я никогда не встречал автора, фигуры которого воняли… Чернышевский невольно представляется мне голым и беззубым стариком, который шепелявит, как младенец». Великий русский поэт Афанасий Фет обвинял Чернышевского в «преднамеренном жеманничестве худшего рода по форме» и в «совершенно беспомощной неуклюжести языка», которые «делали чтение романа трудным, почти невыносимым занятием». Фет дивился «циничной глупости всего романа» и «явному сговору цензуры». Царская цензура одобрила роман, рассудив, что ужасный стиль написания нанесет ущерб революционному делу.

Судьбоносный просчет: роман, однажды опубликованный, не просто вызвал приступы саркастического веселья; это также установило причудливую новую парадигму поведения в России. Разумный эгоизм, хотя и построенный на незыблемой основе детерминизма, тешил своих последователей идеей бесконечной личной свободы, снова и снова изображая почти чудесный процесс превращения, посредством которого социально неприспособленные люди уподоблялись аристократам, проститутки становились честными труженицами, халявными писателями. стали литературными гигантами. В течение десятилетий после публикации романа, подражая вымышленным героям Чернышевского, юноши заключали фиктивные браки с девушками, чтобы освободить их от угнетающей их семьи. Номинальные муж и жена подчинялись правилам совместной жизни Чернышевского с отдельными комнатами для мужа и жены. В подражание швейной артели в романе Чернышевского повсюду стали прорастать коммуны. Например, знаменитая революционерка Вера Засулич уже через два года после выхода романа работала в коммунальной переплетной мастерской, а ее сестры и мать вступили в швейную артель — все это непосредственно вызвано Что делать? .

Книга Чернышевского также очень эффективно радикализировала молодежь. Николай Ишутин образовал революционный кружок сразу в 1863 году, в том же году. Что делать? был опубликован. Последователи Ишутина подражали персонажу Рахметова, живя жизнью добровольных лишений, спят на полу и посвящая себя революционной деятельности. Печально известный двоюродный брат Ишутина Дмитрий Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II, за что был повешен. Вспоминая загадочные слова о возвращении Рахметова через три года, Ишутин и Каракозов избрали датой убийства 4 апреля 1866 г., т. е. через три года после опубликования 9 апреля.0063 Что делать? Каракозов явно стремился стать живым воплощением литературного персонажа. В следующие два десятилетия Рахметов будет вдохновлять все больше и больше молодых россиян присоединяться к революционному делу. Говорили, что якобинский убийца Сергей Нечаев спал на досках и питался черным хлебом, как Рахметов, и образ революционера в его шокирующей брошюре , «Катехизис революционера», почти наверняка написан по образцу Рахметова. Что делать? был также любимой книгой старшего брата Ленина Александра Ульянова, революционера и экстремиста по праву.

Большая часть творчества Федора Достоевского написана как своего рода месть идеям Чернышевского. Первое крупное литературное произведение Достоевского « Записки из подполья», , изданное в 1864 году, явилось прямым ответом на « Что делать?». . Главный герой «подполья» ведет прямую атаку на наивную логику разумного эгоизма. «О, скажите мне, — говорит он, — кто первый провозгласил, что человек делает гадости только потому, что не знает своих истинных интересов, и что если бы он был просвещен, если бы ему открылись глаза на его истинные, нормальные интересы, , то человек сразу перестал бы делать гадости, сразу стал бы добрым и благородным, потому что, просветленный и поняв, в чем его истинный интерес, он увидел бы, что его собственный интерес заключается в добре, а известно, что нет ни одного человека, который может сознательно действовать против своей личной выгоды, следовательно, он, так сказать, был бы вынужден делать добрые дела? О, детка! О, чистое, невинное дитя!» Четыре классических романа Достоевского, Преступление и наказание , Идиот , Бесы и Братья Карамазовы , продолжают борьбу с утопическими идеями Чернышевского. На самом деле Что делать? на самом деле материализуется в книжной форме на журнальном столике в самом гневном романе Достоевского « Бесы », чтобы довести сюжет до кризиса. Десятилетие, последовавшее за публикацией Что делать? В № происходила странная гонка между жизнью и литературой: Достоевский то и дело пытался погасить революционный огонь, а живые подражатели Рахметова зажигали новый.

Достоевский умер, и пожар вышел из-под контроля: В начале 1900-х годов Ленин вспоминал, что читал Что делать? пять раз за лето после того, как его брата казнили за заговор с целью убийства царя, и что книга «всецело поглотила меня». Из этого чтения он вышел строгим, бескомпромиссным, реальным Рахметовым. В 1902 году Ленин назвал свою первую серьезную книгу «Что делать?». в честь романа Чернышевского. Подобно Рахметову, Ленин отказывал себе в телесных удобствах, укрощал и тренировал свою плоть, старался ожесточиться и ожесточиться к чужим страданиям. Он продолжил возглавить русскую революцию и продолжал играть роль Рахметова даже после этого, когда тот был поставлен в Кремле верховным диктатором Советского Союза. Там он санкционировал красный террор, завещав аппарат и методологию жестоких репрессий Иосифу Сталину. Наивный утопизм, направленный в будущее, и беспощадная репрессия, направленная в настоящее, — и то, и другое Ленин вдохновлял Чернышевского.

И не только ленинское поколение попало в поклонение Чернышевскому. Алиса Розенбаум — впоследствии Айн Рэнд — родилась в 1905 году и выросла в России в то время, когда идеи Чернышевского были практически повсеместны и неопровержимы среди интеллигенции. Прогрессивные молодые русские, подражая «новым людям» Чернышевского, практиковали свободную любовь и новые формы брака и экспериментировали с общинной экономической моделью Чернышевского. Хотя Рэнд никогда публично не признавалась в заимствованиях у Чернышевского, каждый образованный человек ее поколения читал Что делать? , и нет оснований думать, что Розенбаум был единственным исключением. За прошедшие годы несколько литературоведов выдвинули убедительные доводы в пользу влияния Чернышевского на Рэнд. Что действительно укоренилось в сознании будущей Рэнд, так это: образ Рахметовой, которую мы легко узнаем в ее собственных супергероях; рациональный эгоизм, становящийся основой объективизма; сильное отвращение к милосердию, которое Рэнд изгонит и из своей утопии в году Атлант пожал плечами . С этим странным «багажом» юная Розенбаум бежала в Соединенные Штаты в 1926 году под официальным предлогом, что она хотела навестить каких-то американских родственников.

Забавно, что Чернышевский обнаружил, что утопией рациональных эгоистов будет социализм, а Рэнд, применяя ту же формулу, пришел к капитализму. Такие противоречия на самом деле являются правилом в зоне искажения, именуемой разумным эгоизмом. Рахметов, однако, вернулся и почти не изменился. Герой Рэнда в Источник , Говард Рорк взрывает здание бомбой. Бизнес-титаны Атлант расправил плечи — тоже террористы в образе Рахметова: сильные, высокие, худощавые и суровые до аскетизма — и экстремисты все до единого. Нефтяной магнат Эллис Вятт поджигает собственные нефтяные скважины; Франсиско д’Анкония, владелец огромного международного предприятия по добыче меди, взрывает свои медные предприятия и накануне своего саботажа умышленно вызывает панику на рынке акций своей компании.

Этот последний пример — финансовый терроризм — предвосхищает деятельность последнего творения Рэнда, Алана Гринспена. Если Чернышевский пробудил Ленина, то Айн Рэнд пробудила Гринспена. «Я был интеллектуально ограничен, пока не встретил ее», — написал Гринспен в своих мемуарах 2007 года «Эпоха турбулентности: приключения в новом мире ». «Рэнд… расширил мой кругозор далеко за пределы моделей экономики, которые я изучил». Когда она читала свою рукопись Атлант расправил плечи вслух членам «Коллектива», , как называли себя последователи Рэнда (в том числе Гринспен), она превратила его в одного из своих самых преданных объективистов.

Романы Чернышевского и Рэнд стали чрезвычайно популярными и влиятельными, вдохновив несколько поколений корпоративных лидеров и политиков. Но обе книги одинаково вызывали и насмешливую реакцию интеллигенции. Уильям Ф. Бакли, который десятилетия спустя метко описал « Атлант расправил плечи» как «тысячу страниц идеологической басни» и посмеивался над тем, что ему пришлось «выпороть» себя, чтобы прочитать ее, в 1957 попросил Уиттакера Чемберса разобрать книгу в National Review . Чемберс ответил смертельным хитом под названием «Старшая сестра следит за тобой». Атлант расправил плечи , писал Чемберс, была «на удивление глупой книгой», «железобетонной сказкой», в которой описывалась война между ненавидящими жизнь коллективистскими «мародерами» и сверхчеловеческими капиталистами. Капиталистические Титаны побеждают и вырывают контроль над Соединенными Штатами у сбитых с толку коллективистов. Утомительный, раздражающий «диктаторский тон» Рэнд разоблачил ее как «старшую сестру», и весь этот ошеломляющий роман основан на ненависти к человечеству. Рэнд так и не простила Бакли этого обзора, который она сделала вид, что не читала; ее последователям, утверждал он, запрещено даже упоминать об этом. Они продолжали притворяться, что это величайшая из когда-либо написанных книг, тогда как на самом деле, с точки зрения противоречивых идей и болезненного стиля прозы, она не более чем форзац и продолжение книги 9.0063 Что делать ?.

«Каждый диктатор — мистик, — провозглашает Джон Галт, герой Атлант расправил плечи , — и каждый мистик — потенциальный диктатор. … Он ищет власти над реальностью и над человеческими средствами ее восприятия». Сама Рэнд стремилась именно к этой силе, но, несмотря на все ее усилия, ее встретили с насмешками. Она полностью ожидала, что Атлас расправил плечи изменит мир в рационально-эгоистическую утопию Ущелья Джона Галта. Когда этого не произошло, она стала более замкнутой и злоупотребляла наркотиками.

Наконец-то она выпустила Гринспена в мир. В нем она написала последнего сокрушительного героя, наследника чернышевского Рахметова, наследника собственного Джона Галта, и освободила его со своих страниц, чтобы он мог беспрепятственно действовать в среде истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *