Черномор и голова: Кроссворд «Голова и Черномор» 1. Что защищало голову? 2. Что сторожила голова? 3. В чем…

Содержание

сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру


В сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» самым ярким образом, который запоминается каждому читателю, является образ Головы.

Это сказочный образ с наиболее фантастическими свойствами. Предстает он перед читателем в облике холма, который вырастает перед Русланом. И только спустя некоторое время герой понимает, что это далеко не холм, а настоящая огромная голова.

Первое впечатление о герое у читателя отрицательное, так как Голова пытается помешать Руслану спасти Людмилу. Даже автор указывает на отрицательную сторону героя: он называет Голову чем-то страшным, «громадой грозной».

Такой большой персонаж может вызвать настоящий вихрь вокруг себя. Он дует на Руслана для того, чтобы не пропустить его дальше по дороге. И конь Руслана не выдерживает битвы с ветром. Потому Голова действительно обладает большой силой.

Первое отрицательное мнение о герое сменяется после того, как он рассказывает Руслану о своей жизни.

Оказывается, раньше он был сильным богатырем. А Черномор, похитивший Людмилу, является его братом. Голова говорит Руслану, что Черномор всегда отличался от него своими злыми намерениями. Им подвергся и этот богатырь. Черномор всегда завидовал красоте и удальству брата, а также карлик завидовал росту богатыря. Поэтому он обманным способом превратил сильного витязя в Голову, которая должна была стеречь волшебный меч, способный лишить силы Черномора.


Голова отмечает, что собственный брат был причиной всех его жизненных бед. Поэтому он хочет помочь Руслану отомстить своему брату.

Образ Головы является хранителем волшебной силы, способной уничтожить силу злого карлика-колдуна. Голова даёт главному герою волшебный меч, который способен помочь победить Черномора. Фантастический образ хочет, чтобы Руслан отомстил вместо него за все зло и коварство, которое совершил злой карлик. Только после этой мести Голова готова оставить мир и спокойно и счастливо умереть.

Именно так и происходит. Автор повествует о том, как Руслан берет меч, разрубает каждый волосок волшебной бороды Черномора. Когда Голова снова видится со своим спасителем, она говорит ему благодарности, а затем спокойно умирает.

Образ Головы появляется в повествовании не просто так. В основу произведения А.С. Пушкин положил сказочные сюжеты и образы. Одним из них и явился данный персонаж. Известно, что образ Головы был взят автором из сказки о Еруслане Лазаревиче, которая была популярна в то время среди народа. В этой сказке главный герой также получает меч после победы над огромной головой.

Возможно, что мотивами создания образа Головы явились и кельтские легенды. В них существовал герой-богатырь, которого победили в бою. Тогда он приказал отрубить ему голову и отправить на родину.

Таким образом, значение образа Головы, который является самым фантастическим и самым необычным, очень велико в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Такой сказочный персонаж был одним из путей писателя к народности.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Фарлафа в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»
  • Образ Ратмира в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»
  • Образ Рогдая в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»
  • Образ князя Владимира в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»

  • Кем, когда и зачем голова была вырублена из огромной гранитной глыбы?

    В поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (песнь третья) есть такие строки:


    «…Задумчив едет наш Руслан
    И видит: сквозь ночной туман
    Вдали чернеет холм огромный
    И что-то страшное храпит.
    Он ближе к холму, ближе – слышит:
    Чудесный холм как будто дышит.
    Руслан внимает и глядит
    Бестрепетно, с покойным духом;
    Но, шевеля пугливым ухом,
    Конь упирается, дрожит,
    Трясёт упрямой головою,
    И грива дыбом поднялась.
    Вдруг холм, безоблачной луною
    В тумане бледно озарясь,
    Яснеет; смотрит храбрый князь –
    И чудо видит пред собою.
    Найду ли краски и слова?
    Пред ним живая голова.
    Огромны очи сном объяты;
    Храпит, качая шлем пернатый,
    И перья в тёмной высоте,
    Как тени, ходят, развеваясь.
    В своей ужасной красоте
    Над мрачной степью возвышаясь,
    Безмолвием окружена,
    Пустыни сторож безымянной,
    Руслану предстоит она
    Громадой грозной и туманной…».

    А.С.Пушкин

    Для тех, кто слегка подзабыл, напомню, что вначале витязь Руслан с головой повздорил, и дело дошло даже до кровопролития!


    Но потом они примирились, и голова пожаловалась на «злобного колдуна Черномора», который хитростью заманил когда-то богатыря – владельца головы – в ловушку и эту самую голову отрубил.


    И голова, вросшая в землю, так и живёт удивительным образом без тела, охраняя тот самый волшебный меч, которым совершил надругательство над богатырём карлик колдун «Черномор» с длинной чёрной бородой.

    Впрочем, Александра Сергеевича правильнее всего читать, а не пересказывать.

    Если кто-то действительно подзабыл, что же происходит после строк «…у Лукоморья дуб зелёный…», а кто-то до сих пор ещё не знаком с великолепной поэмой гениального А.С.Пушкина, тот всегда может освежить забытое или познать новое.


    Как приходит к поэтам вдохновение, и каким чудесным образом они умудряются слагать из слов рифмованные сюжеты, порой наполненные такой яркой убедительностью, когда читая строки стихов, словно воочию видишь всё происходящее в сюжете как в кадрах кинофильма – тайна сия велика есть!
    Думается, что и сами поэты вряд ли смогут точно объяснить все нюансы своего общения с поэтической музой. В том смысле, чтобы попытаться прозой вразумительно растолковать поэтическое «…откуда что приходит…»

    Растолковать так, чтобы любой смог применить «услышанную инструкцию» в своих попытках поэтического сочинительства.


    Великие поэты институтов и университетов, где учат «на поэтов», не заканчивали и ни в каких номенклатурных писательско-поэтических союзах и объединениях для гарантированной славы и популярности не состояли.
    Никогда никто и никак не смог, да и не сможет растолковать серыми словами «…откуда что приходит…» тайну сияния порой ослепляющего поэтического дара, которому научиться, как ремеслу, не дано, и приобретение которого лежит вне знаний и умений человеческого разума.


    Здесь только не надо путать понятие поэзии с понятием умения рифмовать слова со словами по окончаниям.
    Рифмовать, в принципе, может каждый, типа: «Трактор в поле дыр-дыр-дыр – мы за мир!».

    Поэзия же, это, в некотором смысле, зримо запечатлённый словом оттиск мгновенного состояния души, мимолётного чувственного образа, стремительно появившейся и также стремительно исчезнувшей эмоции и так далее; порой чего-то огромного и эпического, но лаконично сжатого и аккумулировано высказанного всего в нескольких словах или строках, понимаемых и, словно, зримо считываемых где-то на подсознательном уровне реалистичной визуальной картиной.


    Как, например, у Александра Блока:


    «Ночь, ледяная рябь канала,
    Аптека, улица, фонарь».

    Всего семь слов, но «из которых» можно долго и многословно повествовать прозой о времени, о судьбе, о стране, о мироздании…


    Тайне обладания и владения даром поэзии нет никакого объяснения.


    Как нет объяснения Божьему дару: кому дано – тому дано.


    А почему и отчего дано именно вот этому, а не другому?!


    Бог весть…


    Владимир Высоцкий об этом сказал:


    «…Поэты ходят пятками по лезвию ножа
    И режут в кровь свои босые души!».
    Анна Ахматова выразила эту же мысль, про вдохновение, несколько иначе:
    «Когда б вы знали, из какого сора
    Растут стихи, не ведая стыда…».

    Да, и в тех и в других словах свёрнута своеобразная таинственная и безграничная вселенная, в которой душой обитают настоящие поэты, телом же находясь рядом с нами на бренной земле.


    Своеобразные параллельные миры…
    Поэзия, это и такой особой механизм архивирования не только информации, но и абстракций. Словно загадочная матрёшка, в которой за одним образом скрыт другой, многогранно раскрывающийся исключительно в разных границах масштаба фантазии того или иного человека

    Однако мы немного отвлеклись.


    Если придерживаться образа, озвученного А.Ахматовой про сор, но не в буквальном, а исключительно в переносном смысле как своеобразном генераторе вдохновения, то одним из таких генераторов создания одного из персонажей в поэме «Руслан и Людмила» для А.С Пушкина – как об этом говорят многие пушкиноведы – стала вот эта странная, мистическая и таинственная каменная голова (на фотографиях ниже), с которую можно и сегодня встретиться и познакомиться в окрестностях Санкт-Петербурга:


    Сия каменная голова находится возле тропинки для прогулок, по которой, в своё время, гулял и Александр Сергеевич Пушкин и удивлялся не менее нас, современников, этому придорожному изваянию.


    В июле 1818 года великий поэт вместе со своим другом Николаем Раевским (младшим) посетил Сергиевскую усадьбу и увидел рядом с тропинкой на одной из тенистых аллей гранитную голову, торчащую из земли. По преданию именно это каменное изваяние и стало поэтическим прообразом той головы, которая явлена в тексте поэмы «Руслан и Людмила», законченной А.Пушкиным через два года после прогулки с Раевским.


    Впрочем, существует и совершенно обратное мнение, что это почитатели таланта А.С.Пушкина в 19 веке сделали эту голову в качестве иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила».


    Кому верить?


    Во всяком случае: кто, когда, зачем и почему сделал эту каменную голову и расположил её там, где она находится до сих пор – никто толком ничего не знает.


    А находится эта «гранитная странность» в Петергофе, в Сергиевском парке «по координатам» на фотографиях ниже:


    Когда-то на месте бывшего леса, землю под которым выкупил сподвижник Императора Петра I граф Александр Иванович Румянцев (1680-1740), было построено поместье и заложен парк.


    От первого ещё «румянцевского» поместья ничего не осталось, кроме парка, который стал именоваться «Сергиевкой» по имени уже внука графа Сергея Румянцева, некоторое время владевшего этой землёй.


    Вскорости, однако, поместье и парк были проданы Кириллу Нарышкину (1786-1838), камергеру, обер-гофмейстеру и члену Государственного совета.


    После его смерти вся территория была выкуплена императором Николаем I для своей дочери и её супруга герцога Лейхтенбергского.


    Именно в это время были построены на территории «Сергиевки» дворец, который можно наблюдать и сейчас (на фотографии ниже).



    Но главной доминантой и достопримечательностью парка усадьбы «Сергиевка» без сомнения является гранитная голова, из-под носа которой вытекает небольшой родник.
    Называют голову всяко-разно: и «Старик», и «Адамова голова», и «Русич», и «Голова Самсона», но никто не может ответить на вопросы, а именно: кем, когда и зачем эта голова была вырублена из огромной гранитной глыбы?

    До сих пор не установлено и то, а только ли сама голова врыта в грунт или она покоится на плечах ещё глубже закопанного в землю туловища воина-витязя…


    Тем более что ряд современных интересантов предполагает, что отверстие в переносице (по красной стрелке) было местом крепления ныне утраченного шлема, основывая это предположение из текста одного дореволюционного путеводителя, в котором шлем на голове упоминается.



    Удивительно и то, что нет никаких документированных упоминаний об этой каменной голове на момент строительства усадьбы и создания вокруг неё парковой зоны.


    Голова была словно случайно обнаружена во время производимых работ?


    А раз нет никаких документов об артефакте, то есть элементарных сведений о том, кто заказчик и кто исполнитель и когда это происходило, то вокруг таинственного артефакта всенепременно возникают разнообразные легенды.

    Так, якобы, по «официальной» версии голова Петра I(?) была создана около 1800 года из цельного гранитного валуна велением императора Павла I в знак уважения к своему венценосному предку, и автором проекта, якобы, являлся архитектор Броуэр.


    Правда версия умалчивает о том, был ли гранитный валун обнаружен непосредственно на месте в лесу или был издалека притащен на территорию будущей усадьбы.


    И если был обнаружен на месте, то данная версия ничего не говорит и об имени того каменотёса или каменотёсов, изваявших сию голову.


    Согласно другой легенде голова находилась в лесу с тех времён, когда на этой местности властвовали финно-угорские племена и никакой Русью здесь, как говорится, ещё и «не пахло»


    По иному варианту – это голова является частью памятника опять же императору Петру I, который в полный рост был создан по поручению Сергея Петровича Румянцева его потомком Александром Ивановичем Румянцевым. Но самому императору, однако, памятник, якобы, «не глянулся», и его просто закопали с глаз долой.


    Некоторые исследователи считают, что это часть памятника какому-то шведскому королю с тех ещё времён, когда эти земли находились в юрисдикции шведской короны. Правда, без внятного уточнения, о каком конкретно шведском монархе идёт речь.


    Мол, шведы, покидая эти земли под натиском русских, тащили-тащили памятника на корабль для «эвакуации», но, так и не дотащив, – бросили его в лесу. Причём бросили не весь, а только(!) одну голову.


    Писатель Льюис Кэрролл, автор «Алисы в стране чудес», после путешествия в Россию в 1867 году и посещения парка в своём дневнике записал: «Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут – длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там – огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли»…


    Любые же параллели, с точки зрения исполнителей и культово-мистического предназначения «нашей» головы с каменными головами, так называемой, ольмекской культуры или с истуканами острова Пасхи явно притянуты «за уши».


    В качестве справки. Цивилизация ольмеков считается первой, своего рода «материнской» цивилизацией современной Мексики. Ольмеки – «люди каучука», так эту працивилизацию назвали уже современные учёные.
    После себя ольмеки во множестве оставили каменных голов на траве и земле с ярко выраженными НЕ-славянскими и вообще НЕ-европейскими чертами лица:




    Про каменные головы с острова Пасхи достоверно известно только то, что о них вообще толком ничего неизвестно:


    Как обычно не обходилось и не обходится без баснословных и уж совсем завирательных гипотетических толкований предназначения (появления) головы в Сергиевском парке.


    Так, например, по одной из них, как только иссякнет родник под носом головы, то она, голова, провалится под землю, а следом за ней исчезнет и град Петров вместе с домами и людьми.


    Хотя из какой инструкции «по использованию» головы это следует и где та инструкция хранится – ответа нет. Но жуткая басня существует.


    По другой страшилке-басне голова сия была срублена демонами с плеч мифического атланта и закаменела со временем под влиянием особых «космических излучений».

    О чём один поэт не преминул с саркастической грустинкой написать:


    «О чём же мыслит голова,
    когда под вздох толпы
    и резкий выдох палача
    она летит в кусты
    в сиянье лат и пик
    всё кровью обагрив?!
    Наверно жизнь в единый миг
    средь лошадиных грив
    проносится в её глазах
    испуганным лицом
    в несбывшихся, увы, местах
    и скорбью о былом…?
    А, может, видит ад она?!
    А, может быть – эдем?!
    А, может, мыслит голова
    о суете сует?
    Смешными кажутся слова
    что ничего «…ТАМ…» нет?
    О чём же мыслит голова
    под барабанный гром,
    под свист большого топора,
    под колокольный звон,
    под бормотание «спаси!!»
    на спёкшихся губах,
    под разрывающий мозги
    нечеловечий страх?!
    Мелькнёт и небо и толпа
    И каблуки сапог –
    В пыль отлетает голова


    Под тысячный восторг…».
    Наверное, поэт имел в виду, что голова всё равно из камня «срублена». А вот «с плечами» или «с плеч» срублена – можно только гадать.


    Скорей всего, нам уже вряд ли удастся узнать заказчика головы (или ещё до сих пор не раскопанного туловища-памятника под головой) Сергиевского парка, автора скульптуры, её изготовителя, её предназначение и настоящее имя-название.

    Подписывайтесь на наш телеграм-канал «БИЗНЕС Крым» https://t.me/businesskrim, чтобы быть в курсе всех новостей и событий!

    ЧЭС — Черноморское экономическое сотрудничество

    ЧЭС с одного взгляда

    ЧЭС