Чему учит история эдипа: О чём рассказал нам автор «Эдипа»? | Культура

О чём рассказал нам автор «Эдипа»? | Культура

Новый этап в развитии драматического искусства связан с младшим современником Эсхила — Софоклом (497/6 — 406 гг. до н. э.), который сделал греческую трагедию более человечной: именно у него настоящей основой действия становится скорее воля человека, нежели воля богов. На первом плане у Софокла всегда стоит человек с его душевными переживаниями, страстями, чувствами, поступками — порою ошибающийся или даже преступный, но искренний в своих проступках и заблуждениях. По свидетельству Аристотеля, сам Софокл говорил, что изображает людей такими, какими они должны быть. Тут нет места низменным страстям: драматург возвышает человека, в то же время заставляя зрителя сопереживать герою и ужасаться его печальной судьбе.

Творчество Софокла нам известно по семи сохранившимся трагедиям и фрагментарно уцелевшей сатировской драме «Следопыты», отрывки из которой стали известны благодаря найденному в 1912 году Оксиринхскому папирусу.

Сатировская драма писалась на сюжет дионисийского цикла, а хор всегда состоял из сатиров — козлоподобных существ в трико телесного цвета с огромными висящими спереди фаллосами. Пьеса повествует о похищении малолетним Гермесом коров Аполлона, поисками которых с шутками и прибаутками занимаются главные герои — сатиры под предводительством папаши Силена.

Вероятно, самой ранней из дошедших до нас трагедий Софокла был «Аякс» (хотя годы постановки этой пьесы неизвестны), чей сюжет относится к троянским сказаниям. Аякс негодует на афинских вождей, которые присуждают доспехи убитого Ахилла не ему, а Одиссею. На замыслившего месть героя Афиной было наслано безумие — и Аякс кончает с собой.

Около 442 года до н. э. афинские зрители увидели трагедию Софокла «Антигона» (442 гг. до н. э.), рассказывающую о трагической гибели дочери Эдипа (о судьбе самого Эдипа Софокл расскажет в других пьесах). Приказ её дяди Креонта оставить без погребения тело её брата Полиника, напавшего на родной город, управляемый другим её братом — Этеоклом, главная героиня считает бесчеловечным. Другой точки зрения придерживается царь Креонт, издающий указы, согласуясь со своим собственным чётким представлением о политической ситуации и идеологии государства. Антигона нарушает приказ царя Креонта, о чём с гордостью заявляет на допросе. Креонт велит заключить Антигону заживо в подземелье. Кто же прав и на чьей же стороне находится истина? Следуя песням хора, можно сказать, что для Софокла истина — данные богами предначертания, которые не относительны, а вечны, очевидны и неизменны. Антигона погибает, потому что меряет ситуацию степенью её соответствия непреходящим нормам бытия, защищая вечные божественные установления.

Содержание трагедии «Электра» (годы постановки неизвестны, вероятно, 440-е) в основном соответствует «Хоэфорам» (второй части трилогии «Орестея») Эсхила и «Электре» младшего современника Софокла — неудачливого и нелюбимого зрителями Еврипида. Софокл делает центральным персонажем пьесы не Ореста, а его сестру Электру. Она так же, как и брат, жаждет справедливого возмездия матери за убийство отца.

Трагедия «Эдип-царь» (420-е гг. до н. э.) является, вероятно, величайшим достижением Софокла-драматурга. Это трагедия рока: мы видим ужас греков перед высшей силой, трагически воздействующей на человеческую жизнь; предельно полное выражение получает представление от родовой вине (дело в том, что, как известно было каждому знающему мифы греку, род Лая — отца Эдипа — был проклят за похищение и растление последним сына элидского царя Пелопа — Хрисиппа). Эдип решает перехитрить судьбу так же, как когда-то желали перехитрить судьбу его родители — Лай и Иокаста: и им, и ему было предсказано, что выросший Эдип убьёт отца и женится на своей матери.

Трагедия Эдипа и Иокасты — трагедия людей, дерзнувших сопротивляться высшему предначертанию и поплатившихся за это. Ужас перед высшими силами соединяется здесь с сочувствием герою, расплачивающимся за преступления, совершенные им непреднамеренно. Вместе с тем, по представлениям греков, сопротивление судьбе само по себе является преступлением. Проступки против судьбы сопровождаются исчезновением знания: Эдип лишён подлинного представления о глубине своего преступления. Потому так важен в финале мотив физической слепоты: герой ослепляет себя, прозрев внутренне, уподобляясь другому важному персонажу пьесы — слепому прорицателю Тиресию, видящего истину своим внутренним оком. Ведь истинное знание выше зрения простого смертного. Хор приходит к трагическому выводу о духовной слепоте человека — выводу, дарующему зрителю некий моральный вывод из сюжета:

Люди, люди! О смертный род!
Жизнь людская, увы, ничто!
В жизни счастья достиг ли кто?
Лишь подумает: «Счастлив я!» —
И лишается счастья.

Рок твой учит меня, Эдип,
О злостчастный Эдип! Твой рок
Ныне уразумев, скажу:
Нет на свете счастливых.

Софокл рисует героический облик человека, не уклоняющегося от публичного разоблачения себя самого, творящего справедливый суд над самим собой — и в этом его подлинное величие. В финале пьесы, несмотря на торжество рока, афинский зритель вместе с героем и хором должен был испытать величайшее перерождение, безусловное нравственное удовлетворение от величественного изображения борьбы, страданий и страшной перипетии, произошедшей с главным героем.

Вероятно, после «Эдипа-царя» создана трагедия «Трахинянки», повествующая о смерти Геракла. Сюжет трагедии «Филоктет» (409 г. до н. э.) основан на аргосских мифах: грекам было ведомо пророчество, согласно которому Троя не может быть взята без лука Геракла и владеющего им Филоктета, некогда брошенного греками больным на пустынном острове Лемносе; мы видим, как хитроумный Одиссей обманом выполняет план по возвращению несчастного царя в стан греческих войск.

Спустя два десятилетия после постановки «Эдипа-царя» Софокл вновь обращается к судьбе фиванского царя. В трагедии «Эдип в Колоне» рассказывается о скитаниях Эдипа, нашедшего в конце концов себе пристанище в городе Колоне, пригороде Афин. Ему покровительствует Тесей, обещающий Эдипу защиту от всякого, кто бы захотел насильно увести его отсюда. Ряд эпизодов (попытка Креонта насильно увести Эдипа в Фивы; просьбы сына Полиника встать на его сторону в войне против другого сына — Этеокла, отказ Эдипа и предсказание им трагической кончины обоих братьев) подготавливает финальную сцену чудесной смерти царя Эдипа. Он умирает очищенный от скверны, прощённый богами, примирившийся с миром и людьми. Трагедия становится как бы духовным завещанием Софокла. Трагедия «Эдип в Колоне» была поставлена на сцене в 401 г. до н. э. уже после смерти драматурга, скончавшегося в 406 году, его внуком — Софоклом Младшим.

Теги: античность, театр, литература, древний мир

Анализ трагедии Софокла «Царь Эдип»

Драматургия Древней Греции положила начало истории развития этого жанра. Все то, чем мы располагаем сейчас, зародилось в этой колыбели европейской культуры. Поэтому для осознания многих современных театральных тенденций и находок весьма полезно оглянуться назад и вспомнить, с чего начиналось драматическое искусство?

Содержание:

  • 1 История Царя Эдипа
  • 2 Жанр произведения
  • 3 Злой рок героя: почему Эдипу не повезло?
  • 4 Образ Эдипа: характеристика героя
  • 5 Человек в трагедии «Царь Эдип»
  • 6 Эдип и Прометей Эсхила – что общего?
  • 7 Структура и композиция трагедии
  • 8 Проблематика пьесы

История Царя Эдипа

Царь города Фивы, Лай узнает от оракула, что его сын, который должен родиться, убьет его и женится на своей матери – царице Иокастре. Чтобы предотвратить это, Лай приказывает пастуху отнести новорожденного в горы на погибель, в последний момент ему становится жалко младенца и тот передает его местному пастуху, который отдает мальчика бездетному коринфийскому царю Полибу.

Через некоторое время, когда мальчик уже вырос, до него доходят слухи о том, что он приемный. Тогда он отправляется к оракулу, чтобы узнать правду, и тот ему говорит «чей бы ты ни был сын, тебе суждено убить своего отца и жениться на собственной матери». Тогда он в ужасе решает не возвращаться в Коринф и уходит прочь. На перекрестке он встретил колесницу, в которой сидел старик и подгонял лошадей хлыстом. Герой не вовремя посторонился и тот сверху ударил его, за что Эдип ударил старика посохом, и он замертво упал на землю.

Эдип дошел до города Фивы, у которого сидел Сфинкс и загадывал всем проходящим мимо загадку, кто не отгадывал — был убит. Эдип с легкостью отгадал загадку и спас Фивы от Сфинкса. Фиванцы сделали его королем и женили на царице Иокастре.

Через некоторое время на город обрушилась чума. Оракул предсказывает, что спасти город можно, найдя убийцу царя Лая. Эдип в итоге находит убийцу, то есть себя самого. В финале трагедии его мать вешается, а сам герой выкалывает себе глаза.

Жанр произведения

Произведение Софокла «Царь Эдип» относится к жанру античной трагедии. Трагедия характеризуется личным конфликтом, вследствие которого главный герой приходит к потере личных ценностей, необходимых для жизни. Неотъемлемая ее часть – катарсис. Когда читатель пропускает страдания персонажей через себя, это вызывает у него эмоции, возвышающие его над обыденным миром.

В античной трагедии часто показывается контраст счастья и несчастья. Счастливая жизнь наполняется преступлениями, расплатами и наказаниями, таким образом, переходя в несчастную.

Особенность трагедий Софокла в том, что не только главного героя постигают жестокие участи, но и судьбы всех причастных к нему становятся трагичными.

Главной темой античной драматургии является злой рок. И трагедия «Царь Эдип» — ярчайший пример. Судьба господствует над человеком, он лишен свободы воли. Но в трагедии Софокла, герой пытается изменить предначертанное, он не хочет смиряться с предопределением. У него есть своя собственная позиция, но в этом и заключается вся трагедия: бунт против системы жестоко подавляется, ведь он тоже заранее спланирован. Рок, который бунтарь ставит под сомнение, разыгрывает с ним злую шутку, заставив его усомниться в том, что его заставили. Эдип уходит не из родного дома, а из дома приемных родителей. Его уход равносилен бегству от собственной судьбы, которая находит его и на этой траектории. И когда он ослепляет себя, то таким образом тоже выступает против рока, но и этот выпад предсказывается Оракулом.

Злой рок героя: почему Эдипу не повезло?

Царь города Фивы Лай украл и надругался над учеником оракула, который передавал ему знания о мире. Вследствие своего поступка он узнает пророчество, в котором говорится, что он погибнет от руки собственного сына, а его жена выйдет за него замуж. Он принимает решение убить ребенка. Напоминает миф о боге Кроносе, который опасался, что дети могут убить его – и пожирал их, чтобы этого не случилось. Однако Лаю не хватило божественной воли: он не сумел съесть наследника. Так распорядилась судьба, чтобы наказать обидчика предсказателя. Поэтому вся жизнь Эдипа – пример того, как остроумно пошутил злой рок.

Младенец попадает в руки бездетному царю. Бездетность считалась волей богов, и если детей нет, то это наказание и так надо. Получается, сановник страдал бесплодием лишь потому, что должен был приютить игрушку судьбы.

Эдип встречает Сфинкса. Сфинкс появилась задолго до Кроноса. Все божества, существовавшие до Кроноса, соединяют в себе черты разных животных и человека. Она истребляет город, постоянно пожирая горожан за недостаток эрудиции. И когда Эдип разгадывает ее загадку – она погибает, как и было предначертано, а герой уже приписал это на свой счет.

Начало чумы в Фивах – тоже является божественной карой за то, что, по сути, соорудил злой рок, разгулявшись в мире людей.

Никто не страдает понапрасну. Каждому воздается по его поступкам или же по поступкам его предков. Но никто не может миновать своего жребия, бунтовщиков сурово карает десница судьбы. Самое интересное, что это восстание – плод фантазий самих богов. Злой рок изначально управляет тем, кто думает, что обманывает его. Эдип не виноват в своей непокорности, просто на его примере людям решили преподать урок послушания: не перечьте воле вышестоящих, они мудрее и сильнее вас.

Образ Эдипа: характеристика героя

В трагедии Софокла главным героем является правитель Фив – царь Эдип. Он проникается проблемами каждого жителя своего города, искренне переживает за их судьбы и старается во всем им помочь. Он однажды спас город от Сфинкса, и когда граждане страдают от навалившейся на них чумы, народ снова просит спасения у мудрого правителя.

В произведении судьба его оказывается невероятно трагичной, но, несмотря на это, его образ не представляется жалким, а напротив, величественным и монументальным.

Всю жизнь он поступал по морали. Ушел из родного дома, отправившись неизвестно куда, чтобы не исполнять предначертанное злодейство. И в финале он утверждает свое достоинство самонаказанием. Эдип поступает невероятно смело, наказывая себя за преступления, которые совершил неосознанно. Его кара жестока, но символична. Он выкалывает брошью свои глаза и отправляет себя в изгнание, чтобы не находиться рядом с теми, кого он осквернил своими поступками.

Таким образом, герой Софокла – человек соответствующий нравственным законам, стремящийся поступить по морали. Царь, признающий собственные ошибки и готовый нести за них наказание. Его ослепление – метафора автора. Так он хотел показать, что персонаж является слепой игрушкой в руках судьбы, и каждый из нас так же слеп, даже если почитает себя зрячим. Мы не видим будущего, не способны узнать свою судьбу и вмешаться в нее, поэтому все наши действия – жалкие метания слепца, не более. Такова философия того времени.

Однако когда герой слепнет физически, он прозревает духовно. Ему уже нечего терять, все самое страшное произошло, и судьба преподала ему урок: пытаясь узреть незримое, можно и вовсе потерять зрение. После таких испытаний Эдип освобождается от властолюбия, самонадеянности, богоборческих устремлений и уходит из города, жертвуя всем во благо горожан, пытаясь спасти их от чумы. В изгнании его добродетель лишь укрепилась, а мировоззрение обогатилось: теперь он лишен иллюзий, миража, который создавало услужливое зрение под влиянием ослепительных лучей власти. Изгнание в данном случае – путь к свободе, предоставленный судьбой в качестве компенсации за то, что Эдип покрыл долг своего отца.

Человек в трагедии «Царь Эдип»

Автор пишет свое произведение, основой которому послужил миф о Царе Эдипе. Но он пронизывает его тончайшей психологией, и смысл пьесы заключается даже не в роке, а в противостоянии человека судьбе, в самой попытке бунта, обреченной на поражение, но от этого не менее героической. Это настоящая драма, наполненная внутренними конфликтами и конфликтами между людьми. Софокл показывает глубокие чувства персонажей, в его творении ощущается психологизм.

Софокл не строил свое произведение только по мифу об Эдипе, чтобы основной темой не стала исключительно роковая невезучесть главного героя. Вместе с ней он ставит на первый план проблемы общественно-политического характера и внутренние переживания человека. Таким образом, обращая мифологический сюжет в глубокую социальную и философскую драму.

Главной идеей в трагедии Софокла является то, что человек при любых обстоятельствах должен сам отвечать за содеянное. Царь Эдип, после того как узнает правду, не ждет наказания свыше, а сам наказывает себя. Кроме того, автор учит читателя, что любая попытка отклониться от намеченного свыше курса – мираж. Людям не дано свободы воли, за них уже все продумано.

Эдип не колеблется и не сомневается перед принятием решений, поступает сразу и четко по морали. Однако эта принципиальность – тоже дар судьбы, которая уже все рассчитала. Ее не обмануть и не обойти. Можно сказать, что она наградила героя добродетельными качествами. В этом и проявляется некая справедливость рока по отношению к людям.

Душевное равновесие человека в трагедии Софокла полностью соответствует жанру, в котором исполнено произведение: оно колеблется на острие конфликта и, в конце концов, рушится.

Эдип и Прометей Эсхила – что общего?

Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» повествует о титане, который украл с Олимпа огонь и принёс его людям, за что Зевс наказывает его, приковав к горной скале.

Взойдя на Олимп, Боги боялись быть свергнутыми (как в своё время они свергли титанов), а Прометей является мудрым провидцем. И когда он сказал, что Зевса свергнет его сын, слуги повелителя Олимпа начали угрожать ему, выпытывая тайну, а Прометей гордо молчал. Кроме того, он украл огонь и дал его людям, вооружив их. То есть, пророчество получило наглядное воплощение. За это главный из богов приковывает его к скале на востоке земли и насылает орла выклёвывать его печень.

Прометей, так же как и Эдип, зная судьбу, идёт наперекор ей, он также горд и имеет свою позицию. Им обоим не суждено ее преодолеть, однако сам бунт выглядит смело и внушительно. Также оба героя жертвуют собой ради людей: Прометей крадет огонь, зная об ожидающей его за это каре, а Эсхил выкалывает себе глаза и уходит в изгнание, бросая власть и богатства ради своего города.

Судьба героев Эсхила и Софокла одинаково трагична. Однако Прометей знает свою судьбу и идет к ней навстречу, а Эсхил, напротив, пытается убежать от нее, но в финале осознает тщетность попыток и принимает свой крест, сохраняя достоинство.

Структура и композиция трагедии

Композиционно трагедия состоит из нескольких частей. Открывается произведение прологов – на город обрушивается мор, гибнут люди, скот, посевы. Аполлон приказывает найти убийцу предыдущего царя, и действующий царь Эдип клянется найти его во что бы то ни стало. Пророк Тиресий отказывается говорить имя убийцы, и когда Эдип обвиняет во всем его, то оракул вынужден открыть истину. В этот момент чувствуется напряжение и гнев правителя.

Во втором эпизоде напряжение не снижается. Следует диалог с Креонтом, который возмущен:  «Нам честного лишь время обнаружит. Довольно дня, чтоб подлого узнать».

Приход Иокастры и рассказ об убийстве царя Лая от руки неизвестного, вносят смятение в душу Эдипа.

В свою очередь он сам рассказывает свою историю до его прихода к власти. Он не забыл об убийстве на перекрестке и сейчас вспоминает это с еще большей тревогой. Тут же герой узнает, что он не является родным сыном коринфийского царя.

Высшей точки напряжение достигает с приходом пастуха, который говорит о том, что он не убивал младенца, и тогда все становится ясно.

Композицию трагедии заключают три больших монолога Эдипа, в которых нет того прежнего человека, считавшего себя спасителем города, он предстает несчастным человеком, искупающим свою вину тяжелыми страданиями. Внутренне он перерождается и становится мудрее.

Проблематика пьесы

  1. Основной проблемой трагедии является проблема судьбы и свободы человеческого выбора.
    Жителей древней Греции очень тревожила тема рока, так как они считали, что свободы у них нет, они являются игрушками в руках богов, их судьба предопределена. И срок их жизни зависел от Мойр, которые определяют, отмеряют и отрезают нить жизни. Софокл же вносит полемику в свое произведение: наделяет главного героя гордостью и несогласием со своей судьбой. Эсхил не собирается смиренно ожидать удары судьбы, он борется с ней.
  2. Также в пьесе затронуты социально-политические проблемы. Отличие Эдипа от его отца Лая в том, что он – справедливый правитель, который, не задумываясь, приносит в жертву свою любовь, дом и себя самого ради счастья граждан. Однако хороший царь неизменно несет на себе ярмо, унаследованное от плохого, принявшее в античной трагедии форму проклятья.  Последствия от бездумного и жестокого правления Лая его сыну удалось перебороть только ценой собственной жертвы. Такова цена равновесия.
  3. Горе обрушивается на Эдипа с момента, как ему открывается правда. И тогда автор говорит о проблеме философского характера — проблеме неведения.
    Автор противопоставляет знание богов незнанию простого человека.
  4. Действия трагедии разворачиваются в обществе, в котором убийство кровных родственников и инцест сопровождаются жесточайшей карой и сулят бедствие не только тому, кто совершил это, но и городу в целом. Так что, деяния Эдипа, несмотря на фактическую безвинность, не могли оставаться безнаказанными и поэтому город страдает от мора. Проблема справедливости в этом случае стоит довольно остро: почему за деяния одного страдают все?
  5. Несмотря на всю трагичность жизни Эдипа, в конце он наделяется духовной свободой, которую он обретает, проявляя мужество против ударов судьбы. Поэтому ощущается проблема оценки жизненного опыта: стоит ли свобода таких жертв? Автор полагал, что ответ положительный.

Автор: Валерия Царёва

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Чему мы учимся, когда читаем «Царя Эдипа» – Домашняя школа, Оклахома

Когда ученики (и родители, и даже учителя) слышат, что им нужно читать «Эдипа», единственное, что приходит им на ум, это «фууууууу…». Хотя это, безусловно, понятная реакция, учитывая то, что большинство людей знают об этой истории, факт в том, что «Царь Эдип» — одна из лучших историй, иллюстрирующих один из самых важных уроков лидерства.

Фактор «непристойности» в «Эдипе», безусловно, силен, но, к счастью, его позиция совершенно на заднем плане. Все, что мы слышали об Эдипе — он убил своего отца и женился на своей матери — произошло до начало истории. Они являются фоном истории, а не центром внимания.

Кроме того, сам Эдип делал эти вещи по незнанию. Эдип не знал своих отца и мать. Он вырос в другом королевстве и даже не подозревал, что его усыновили. Приехав на свою настоящую родину, он жестоко столкнулся с незнакомым ему человеком. Однако зрители знают, что этот человек был отцом Эдипа и царем. В конце концов Эдип становится местным героем и женится на царице (у которой теперь нет мужа, но она мать Эдипа). Ситуация Эдипа — это не какое-то фрейдистское желание, а трагедия, которой сам Эдип приходит в ужас, когда обнаруживает истину.

Так зачем нам читать эту книгу?

Эта книга посвящена фундаментальному вопросу, который необходимо решить всем лидерам, — возможности того, что проблемы в организации возникают из-за вас, лидера. В «Эдипе» из-за того, что Эдип сделал (даже по незнанию), город подвергается «богам» чуме. Эдип решил найти источник страданий. На протяжении всего пути разные люди пытаются отговорить Эдипа от слишком глубокого проникновения в тайну. Многие люди знают, что он найдет правду, и беспокоятся о том, что могут принести плохие новости.

В такой ситуации оказываются многие лидеры.  Они пытаются найти правду, но их подчиненные не хотят говорить им, что  они , лидеры, сами являются проблемой. Каждый подчиненный пытается убедить Эдипа прекратить поиски. Что делает Эдипа героем в моем прочтении, так это то, что Эдип отказывается отвести взгляд. Он отказывается понять намек. Для него, какой бы безобразной ни была правда, Эдип столкнется с ней лицом к лицу. Делать то, что лучше для города Фивы, — его обязанность, и никто не скажет ему иначе. Эдип готов столкнуться с самой серьезной правдой о себе и своем соучастии в ситуации, чтобы исправить ее.

Когда наши ученики станут лидерами, они могут столкнуться с похожими ситуациями. Они могут, совершенно незаметно для них, создать плохую ситуацию. Их решения, политика или действия могут лежать в основе проблем в их организации или даже в их жизни. Эдип учит нас, что мы не всегда безупречны и что для того, чтобы действительно исправить ситуацию, может потребоваться столкнуться с горькой правдой о самих себе. Хватит ли у нас сил противостоять этим вещам или мы будем прятаться от правды?

Эдип мог бы легко смотреть в другую сторону. Он мог бы сказать: «Как я могу быть виноват в чуме?» В конце концов, кто станет обвинять короля в болезни? Эдип мог бы оставить свою гордость нетронутой и вообразить, что все проблемы вокруг него были вызваны кем-то другим или чем-то совершенно неподвластным ему. Он мог бы выслушать своих подданных и просто засунуть все под ковер.

Но вместо этого Эдип поступил правильно, даже когда это означало сделать из себя изгоя.

Вот что делает хорошая литература: она помогает нам представить ситуации, в которых мы могли бы оказаться, и заставляет нас найти себя в них. Я надеюсь, что вы используете чтение «Царя Эдипа», чтобы бросить вызов своим старшим детям, чтобы они столкнулись с суровой правдой во всех аспектах своей жизни.

Какова мораль царя Эдипа?

Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Спросите репетитора

Начать бесплатную пробную версию

Мораль Царя Эдипа заключается в том, что никто не может контролировать свою судьбу и что гордыня ведет к падению.

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

«Какова мораль Царя Эдипа eNotes Editorial , 20 декабря 2020 г. , https://www.enotes.com/homework-help/what-is-the-moral-of-oedipus-rex-80537. По состоянию на 25 января 2023 г.

Мораль Царя Эдипа заключается в том, что бесполезно пытаться избежать власти судьбы. Попытка Эдипа обойти пророчество, в котором говорится, что он убьет своего отца и переспит с матерью, по иронии судьбы приводит к выполнению этих ужасных условий. Если бы он не сбежал от своих приемных родителей, Полиба и Меропы, в Коринфе, он бы никогда не пересекся со своими биологическими родителями, Лаем и Иокастой.

Еще одна мораль пьесы — физическое и эмоциональное падение, которое приходит вместе с гордостью. К тому времени, когда Эдип становится царем Фив, он считает, что преодолел пророчество. Сейчас он успешен во всех отношениях: счастливый муж, гордый отец и уважаемый руководитель. Когда его неоднократно предостерегали от расследования того, кто является причиной чумы, он никогда не подозревал, что виновником может быть он сам. Когда он осознает правду, его гордость (не говоря уже об ужасе, который наступает при осознании инцеста) настолько велика, что он калечит себе глаза. Пытаясь сохранить Фивы, он в конечном итоге теряет все, включая свое гордое мышление.

Эти две темы связаны между собой. Гордость — это часть того, что побуждает Эдипа попытаться обойти свою судьбу. Это также мешает ему прислушаться к предупреждениям Тиресия и Иокасты.

Утверждено редакцией eNotes

Видео

Моральный урок в Царь Эдип , как показали другие ответы, заключается в том, что невозможно избежать своей судьбы, и пытаться это сделать — грех.

Согласно греческому мировоззрению, одним из самых страшных грехов, который мог совершить человек, было считать, что он знает больше, чем боги. Это то, что делает Эдип, когда он пытается избежать предопределенной Богом судьбы.

Сочувствуешь Эдипу, ему уготовано ужасное будущее. Пророки предсказывают, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Большинство людей попытались бы избежать будущего, которое имеет такие ужасные последствия для их родителей.

Эдип пытается защитить людей, которых он любит, когда он бежит из Коринфа и родителей, которых он считал своими биологическими родителями. Ему нелегко было оставить позади все, что он знал. Тем не менее, его гордость или высокомерие состоит в том, чтобы думать, что он действительно победил богов. Кажется, ему ни разу не пришло в голову, что человек, которого он убил на дороге, был его отцом или что женщина, Иокаста, на которой он женился в Фивах, на своей матери. Год за годом он самодовольно продолжает думать, что победил богов, пока не сталкивается с чумой в Фивах.

Произойдет то, что предначертано богами, как показано в пьесе: Эдип, в конце концов, принимает эту мудрость.

Утверждено редакцией eNotes

Главная мораль пьесы состоит в том, что никто не может распоряжаться своей судьбой; только боги могут сделать это. Наполненный самонадеянной гордостью и тщеславием, Эдип по глупости полагает, что может бросить вызов судьбе — и, соответственно, богам — и в результате терпит поражение. Высокомерие Эдипа является следствием его роли царя. Поскольку он король, он думает, что может делать почти все, что захочет, в том числе управлять своей судьбой. Но власть Эдипа, хотя и абсолютная в Фивах, ничего не значит в общей схеме вещей. С точки зрения богов, его земная сила — всего лишь тень их божественной силы, формирующей и управляющей судьбой каждого человека. Пытаясь бросить вызов судьбе, Эдип действует как бог, и это в высшей степени кощунственно. Это само по себе является важной моралью этой истории: когда люди начинают вести себя как боги, конечный результат может быть только трагичен как для них самих, так и для других.

Утверждено редакцией eNotes

Мораль Царя Эдипа состоит в том, что гордость предшествует падению. У Эдипа безмерная гордость, настолько большая гордость, что он верит, что сможет перехитрить богов, предсказавших через Дельфийского оракула, что он убьет своего отца и женится на своей матери. Когда оракул дал ему это пророчество, он решил, что просто не вернется домой, в Коринф, и будет избегать своих родителей Полиба и Меропу, чтобы слова оракула не могли сбыться. Однако на самом деле именно это гордое решение позволяет пророчеству сбыться. Эдип не знает, что он усыновлен и что Полиб и Меропа не являются его биологическими родителями, поэтому, когда он решает отправиться в Фивы вместо дома в Коринф, его гордость — думая, что он знает больше, чем боги, вдохновляющие оракула — приводит его к той самой опасности, которой он стремился избежать.

Далее, когда он вызывает пророка Тиресия в город, чтобы поговорить с ним, Эдип отказывается принять слова пророка и снова начинает гордо гневаться, когда пророк настаивает на том, что он знает лучше, чем Эдип. Тиресий пытается защитить Эдипа от правды, а Эдип видит только то, что пророк отказывается отвечать на его вопросы. Опять же, он думает, что знает лучше, лучше, чем человек, которому боги дали божественный дар пророчества. Эта гордость приводит к его падению.

Утверждено редакцией eNotes

Мораль пьесы в том, что от судьбы не убежишь, как ни старайся. Иокаста и Лай думали, что смогут перехитрить судьбу, подвергнув своего маленького сына воздействию стихии, что приведет к его смерти. Они не рассчитывали на то, что судьба вмешается и добросердечный пастух отдаст ребенка другому пастуху, который в конце концов отдаст ребенка царю Полибосу. Эдип, думая, что он сын Полибоса, никогда бы не подумал убить собственного отца. Но это то, что он сделал, когда убил Лайуса. И все ужаснулись, когда узнали, что судьбе удалось полностью осуществить пророчество, заставив Эдипа жениться и иметь детей от собственной матери.

Перефразируя старый рекламный ролик: «Нехорошо обманывать судьбу!»

Посетите ссылки ниже для получения дополнительной информации.

Утверждено редакцией eNotes

Пожалуйста, перейдите по ссылке ниже на ранее заданный вопрос о роли хора.

Утверждено редакцией eNotes

Царь Эдип

Последний ответ опубликован 01 апреля 2021 г. в 17:20:02.

Как Эдип убил своего отца?

4 Ответа воспитателя

Царь Эдип

Последний ответ опубликован 09 декабря 2017 г. в 15:30:49.

Почему в «Царе Эдипе» Эдип ослепляет себя?

3 Ответы воспитателя

Царь Эдип

Последний ответ опубликован 09 ноября 2019 г. в 00:28:40.

Что послужило причиной падения Эдипа в «Царе Эдипе»: гордость или гнев?

4 Ответа воспитателя

Царь Эдип

Последний ответ опубликован 11 ноября 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *