Президентская библиотека рассказывает, кто учил первого российского императора
- Жанна Сизова, Дмитрий Косенко
- Общество
В этом году вся страна отмечает 350-летие со дня рождения Петра I. Император обладал обширными знаниями, умениями и навыками в различных областях, в том числе научной и военной. Чем же объясняется это неистощимое стремление к приобретению новых знаний?
Фото: Президентская библиотека. Н.Негодаев «Петр Первый в Немецкой слободе»
В то время, когда Петр I появился на свет, Московское царство стало активно вступать в международные связи, для поддержания и развития которых необходимо было знание иностранных языков.
ЧТЕНИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ НАИЗУСТЬ
В связи с этим возрастала потребность в высокопросвещенных учителях. Одним из них был «ученый человек для всяких поручений» Симеон Полоцкий – образованный монах, знавший историю, «владевший грамматикой, риторикой, пиитикой».
Первые учителя Петра не обладали талантами Симеона Полоцкого, но при участии последнего для царевича был найден учитель, «подьячий из челобитного приказа» Никита Зотов, «муж смиренный и всяких добродетелей исполненный».
«Прими моего сына к научению божественной мудрости, страху Божию, благочинному житию и писанию» – так обратилась к Никите Зотову мать Петра I Наталья Кирилловна.
Поклонившись с трепетом и осенив себя крестным знамением, дьяк Зотов приступил к учению. Главным для него было научить царевича чтению и запоминанию наизусть глав из Часослова, Псалтири, Деяний апостолов и Евангелия. Зотов учил Петра I по «потешным книгам», снабженным «кунштами» – рисунками или картинками, а также составлял для мальчика «училища» – тетради с историями из жизни царей.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ДЛЯ ЧЕГО НУЖНОГоворя об учителях Петра I, невозможно не вспомнить о голландском инженере, купце Франце Тиммермане, который научил его пользоваться астролябией – одним из старейших астрономических инструментов, занимался с ним геометрией и обучал фортификационному делу.
«С той минуты, как узнал Тиммермана Петр I, он уже с ним не расставался», – писал Василий Золотов в книге «История Петра Великого» (1872).
Фото: Президентская библиотека. К. Лебедев «Дьяк Зотов обучает царевича Петра Алексеевича грамоте». 1903
Для Тиммермана, как и для других учителей, Петр I не был «легким» учеником – плохо владея начальной грамотой, он испытывал трудности с «письменным закреплением материала», к тому же был настолько гиперактивен, что «не умел ходить, а только бегал».
«Все, что Петр ни увидит, – писал Василий Золотов, – просит объяснить, сказать, что это такое, к чему оно. И не было уголка, куда бы он не забежал взглянуть: нет ли там чего нового, любопытного?»
Так, однажды в Измайлово Петр I вместе с наставником забрался в амбары и увидел незнакомое, «не русской постройки» судно. Учитель пояснил ему, что это английский бот, который «ходит на парусах по ветру и против ветра». Этого случая было достаточно, «чтобы в Петре возбудить страсть к мореплаванию и судостроению».
ПРЕЛЕСТЬ ПОЗНАНИЯ
Другом и соратником Петра I стал Франц Лефорт, в будущем – генерал русской армии. О том, какое воздействие он имел на Петра, можно прочесть в книге Николая Устрялова «Лефорт и потехи Петра Великого до 1689 года» (1851): «Лефорт поразил юного царя знанием русского языка и в дальнейшем побудил в нем любовь ко всему великому, прекрасному, полезному, повлиял на развитие его душевных способностей». Петр I привязался к Лефорту, часто бывал у него дома.
Учитывая равнодушие того времени к наукам и искусствам, сонливую работу «общественного ума», который пугался всякой новой идеи, наставники Петра в той или иной мере познакомили его с прелестью познания.
Показать больше
Закрыть
§ 98 — Воспитание Петра I
Так прошел 1682 год, полный тревог и смут. Он оказал сильное влияние на характер и жизнь маленького царя Петра Алексеевича. До смерти своего отца, царя Алексея, Петр жил баловнем в царской семье, составляя предмет любви и нежных забот своих родителей. Ему было всего 3,5 года, когда умер его отец. Царь Федор был крестным отцом своего маленького брата и, как говорят, очень его любил. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его учении. Лет пяти Петра начали обучать грамоте. Царь Федор сам выбрал ему учителя (дьяка Никиту Зотова), и Петр с ним выучил азбуку и склады и прочел первый круг учебного чтения (Часослов, Псалтырь, Деяния и Евангелие). С ним же, вероятно, начал Петр и писать (но никогда не приобрел четкого почерка). Учился ли он у Зотова еще чему-нибудь, остается неизвестным; сохранилось лишь предание о том, что Зотов показывал царевичу много «потешных листов», то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы и продаваемых в торговых рядах, где их и покупали для царевича. За обучением у Зотова должна была следовать схоластическая наука, с которою знакомились уже старшие братья и даже сестры Петра под руководством киевских монахов (§89). Петру предстояло изучать грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык.
Но перед началом этого «грамматичного учения» умер царь Федор и произошла смута 1682 г. Благодаря ей Петр остался без образования. Между ним и его матерью, с одной стороны, и Софьей и Милославскими, с другой, произошел открытый разрыв. Бывшие в Москве киевские ученые все пользовались покровительством Софьи и казались ее приятелями и приверженцами. Поэтому царица Наталья не имела склонности допускать их к Петру и не учила его. А Софья, в свою очередь, не имела желания заботиться об образовании нелюбимого брата, и Петр оставался в известном смысле неучем.
Это было одним из последствий тяжелой смуты 1682 г. Были еще и другие. Во время стрелецкого мятежа Петр своими глазами видел гибель своих родных и близких, поневоле смотрел на их мучения и кровь, трепетал за свою мать и за себя. Целое лето жил он в страхе стрелецких насилий, целую осень со своими родными странствовал кругом Москвы и жил в стенах Троице-Сергиева монастыря, боясь, как и Софья, въехать в беспокойную Москву. Пережитые им ужасы он не мог забыть во всю свою жизнь и никогда не любил жить в московском дворце, залитом кровью его близких. Когда в конце 1682 г. Софья справилась со стрельцами и водворилась в Москве, для Петра и его матери страхи и опасности не прекратились. Хотя Петр и носил царский титул, однако он не царствовал на самом деле; мало того, он был опальным человеком, которому как бы не было места в Москве. Мать Петра была вынуждена жить с сыном в подмосковных селах (Преображенском, Коломенском), вдали от большого двора, в некотором пренебрежении и унижении от Софьи. Она постоянно опасалась московского правительства и ожидала от него зла себе и своему сыну. Немудрено, что и сам Петр боялся и не любил всего того, что окружало Софью и служило ей. Он стал чужд и враждебен той обычной дворцовой обстановке, в которой росли и жили его старшие братья и сестры; он не знал и не желал знать обычного «чина» («порядка») московской придворной жизни. И в этом смысле он также вышел неблаговоспитанным человеком, неучем.
Жизнь маленького царя Петра в подмосковных потешных селах сложилась очень своеобразно. Потешные дворцы бывали обыкновенно невелики; вместо большого придворного штата там была немногочисленная дворня; двор и сад царские граничили с крестьянским селом. Это были условия обычной боярской усадьбы, и Петр рос в потешных селах, как простой дворянин. В своих играх он собирал кругом себя не только детей бояр и дворян, но и дворовых и крестьянских ребятишек; из царских хором он легко выбегал на двор, на село и в окрестные поля и рощи. Московские царевичи вырастали обыкновенно в тепличных условиях кремлевских теремов; Петр рос на просторе подмосковной деревни. Поэтому-то детские забавы Петра приобрели свой особый характер. Он рано начал играть в войну не только в хоромах, но и на поле. На берегу Яузы (притока р. Москвы), у с. Преображенского, он построил себе «потешную» крепость (Пресбург) и около нее собрал целую дружину «потешных» воинов. Сначала это был простой сброд – «Преображенские конюхи», как выражалась Софья с ее близкими. Потом этой компании Петр придал форму двух солдатских полков (Преображенского – в с. Преображенском и Семеновского – в соседнем селе Семеновском), и понемногу из «потешных» полков образовались у Петра полки настоящие, положившие впоследствии начало нашей гвардии.
Полевая забава Петра, именно потому, что она развилась на просторе полей, получила широкие размеры и серьезное значение. Петр понемногу уразумел серьезную сторону военного дела и стал учиться инженерному и артиллерийскому искусству. Разумеется, ему пришлось начать эту науку, так сказать, с азбуки и по доброй воле засесть за арифметику и геометрию. Как только маленький царь пожелал изучать военную технику, около него неизбежно, по общему московскому порядку, должны были появиться учители-«немцы» (то есть западноевропейцы), которые тогда были инструкторами и начальниками регулярных московских полков (§79).
Близость этих «немцев» к Петру не должна нам казаться удивительною и необычною. Московский двор в то время широко пользовался услугами западноевропейцев. Маленького Петра лечили доктора-немцы; в вычурных садах царя Алексея он видел немцев-садовников; всякие технические поделки во дворцах исполнялись мастерами-немцами. Мать Петра Великого, царица Наталья, выросла у своего воспитателя А. С. Матвеева в приязни к немцам; боясь близких к Софье ученых киевлян, она не страшилась немцев и допускала их к сыну. Наконец, Немецкая слобода, где жили немцы, была расположена очень близко от села Преображенского; было очень просто и легко послать туда за всяким делом и позвать оттуда сведущих и искусных немцев по первому же слову царя Петра. Таким образом, немцы из слободы помогали царю строить его крепость: голландец Тиммерман учил Петра арифметике, геометрии и фортификации; голландец же Брант обучал его плавать под парусами. Под влиянием своих забав и учителей-немцев Петр мало-помалу обращался в военного техника и любителя-моряка. Не было у него общепринятого тогда схоластического образования, а были какие-то особые, совсем не обычные познания, какие-то странные, совсем не царские вкусы. Молодой государь представлял собою необыкновенный для московского общества культурный тип.
Многое в характере и в жизни молодого царя Петра вызывало осуждение окружающих. Конечно, осуждали в нем его необразованность и невоспитанность, происшедшие оттого, что Петр, не по его вине, лишен был обычного дворцового воспитания. Осуждали его пристрастие к забавам: казалось, что, кроме своих игр, он ничего не желает знать. В особенности странною представлялась страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Петр нашел в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик («дедушку русского флота») и научился плавать на нем, он весь ушел в это новое дело и начал строить себе суда на большом Переяславском озере. Конечно, это казалось многим пустою и странною забавой, не подходящею для подраставшего государя. Осуждали в Петре и его особую близость к немцам. Петр с течением времени стал часто бывать в Немецкой слободе. Там он свел близкое знакомство с некоторыми из обитателей слободы, сиживал у них в гостях, принимал участие в их увеселениях. Особенно сблизился он с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, ученым и серьезным человеком, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и веселым. Под влиянием Лефорта Петр, по мнению многих, отстал от русских обычаев и привык к шумным пирам и разгулу.
К сожалению, состоявший при Петре «дядькою» (воспитателем) князь Борис Алексеевич Голицын и учитель Петра Никита Зотов в этом отношении сами не были безгрешны и не могли удержать молодого Петра от кутежей и шумных пирушек.
Потешные Петра I в кружале (кабаке). Картина А. Рябушкина, 1892
Итак, вследствие особых неблагоприятных условий своего детства, Петр остался без правильного образования и воспитания и вместо богословско-схоластических познаний приобрел военно-технические. Не было у него любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовались близкие сношения с «немцами». Московское правительство своей сестры Софьи он не любил; он боялся как Милославских, так и стрельцов, которых считал опорою и друзьями Софьи. Впрочем, до совершеннолетия у Петра не было никакого видимого интереса к делам государственным и придворным. Петр весь ушел в свои забавы, все свое время употреблял на «потехи Марсовы и Нептуновы». Его громадные умственные способности находили пока применение в тесном кругу полудетских затей и были заметны для немногих. Вообще же московские люди считали Петра несерьезным и пустым человеком, от которого нельзя было ждать проку. А между тем подходила пора его совершеннолетия, приближался конец опеки царевны Софьи над царями и царством. Чтобы отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным, царица Наталья задумала женить Петра и нашла ему невесту по своему вкусу – Евдокию Федоровну Лопухину. В начале 1689 г. Петр женился, но не изменил своих привычек: легко оставлял мать и жену и всего более интересовался постройкою судов в Переяславле и воинскими забавами. Так подошло его совершеннолетие (30 мая 1689 г.), когда его мать и родные заставили его начать борьбу с сестрою Софьею за власть.
Петр Великий AKA PYOTR ALEKSEEVICH ROMANOV Born: 9-Jun-1672 Пол: 0005 Религия: Российский ортодоксальный ортодоксальный Раса или этническая принадлежность: белые Сексуальная ориентация: подряд Род занятий: Роялти Национальность: Russia Смерть матери (25 января 1694 г.) предоставила молодому царю полную свободу следовать своим природным наклонностям. Утомленный большим озером в Переяславле, он уже впервые увидел море в Архангельске в июле 1683 г. и 1 мая 1694 г. вернулся туда, чтобы спустить на воду построенный им самим за год до этого корабль. Вскоре после этого он чуть не погиб во время шторма в авантюрном путешествии на Соловецкие острова в Белом море. Его естественная склонность теперь была очевидной. С самого начала юноша проявлял необычайный интерес к техническим и механическим искусствам и их применению в военных и военно-морских науках. Пользоваться астролябией (которую князь Яков Долгорукий с намерением угодить ему из Парижа) научил его голландец Франц Тиммерман, который также обучил его основам геометрии и фортификации. К этому времени Белое море стало для Петра слишком узким, и он высматривал вокруг себя более гостеприимные воды. Сразу после своего возвращения он отправил в Австрию и Пруссию столько саперов, горняков, инженеров и плотников, сколько смогли достать деньги. Он намеревался построить достаточно сильный флот, чтобы помешать турецкому флоту освободить Азов. Охранников и всех рабочих, которых можно было нанять, тотчас же отрядами погнали во все места среди лесов Дона рубить лес и работать день и ночь, выставляя десятки судов всех родов. Сам Петр жил среди своих рабочих, самый усердный из всех, в маленькой двухкомнатной деревянной избе в Воронеже. К середине апреля были благополучно спущены на воду два военных корабля, двадцать три галеры, четыре брандера и множество мелких судов. 3 мая «морской караван» отплыл из Воронежа, «капитан Петр Алексеевич» командовал галерной флотилией с собственноручно построенной галеры «Принципиум». Новый русский флот сделал все, что от него требовалось, помешав туркам освободить Азов по воде; а 18 июля крепость сдалась. Теперь Петр чувствовал себя способным идти по пути прогресса более быстрым и твердым шагом. ![]() Заграничное турне Петра более чем когда-либо убедило его в неотъемлемом превосходстве иностранца. Подражание неизбежно должно было начинаться с внешнего вида, и Петр сразу же невзлюбил длинные бороды и восточные костюмы, которые символизировали архиконсерватизм старой России. 26 апреля 1698 года вокруг его деревянной избы в Преображенском собрались высшие царские мужи, и Петр собственноручно состриг бороды и усы своим старшим боярам. 9Указом 0055 от 1 сентября 1698 г. в качестве компромисса разрешалось носить бороды, но с их носителей облагался дифференцированным налогом. 1700 год запомнился в русской истории как отправная точка долгой и отчаянной борьбы Петра за гегемонию на севере. Он заключил мир с Портой (13 июня 1700 г.) на очень выгодных условиях, чтобы целиком посвятить себя войне со Швецией с той целью, чтобы Россия могла занять подобающее ей место на Балтике. Обладание незамерзающим побережьем было необходимо для ее естественного развития; за приобретением такого побережья неизбежно последовало бы создание флота; и она не могла надеяться получить причитающуюся ей долю мировой торговли и коммерции, пока не обладала и тем, и другим. Северная война была прежде всего школой подготовки отсталой молодой нации, а во вторую очередь средством умножения материальных ресурсов столь же бедной, сколь и отсталой нации. Официальным днем рождения Российской империи был 22 октября 1721 года, когда после торжественного молебна в Троицком соборе за упокой Ништадта царь проследовал в сенат и был там провозглашен: «Отец Отечества, Петр I Великий и Император Всея Руси». Некоторые русские предпочли бы провозгласить Петра императором Востока; но сам Петр принял более патриотический титул. К концу царствования вопрос о престолонаследии вызывал у императора некоторое беспокойство. Политика Петра в последние четыре года его царствования была преимущественно восточной. Он получил в Европе все, что хотел, но анархическое государство в Персии в начале 1722 г. открыло новые горизонты завоеваний. Война, длившаяся с мая 1722 года по сентябрь 1723 года, была в целом успешной, в результате чего были приобретены города Баку и Дербент, а также прикаспийские провинции Гилян, Мазендаран и Астарабад. Персидские походы подорвали слабое здоровье Петра, который некоторое время болел. Долгая и утомительная поездка осенью 1724 года с инспекцией последнего из его крупных общественных сооружений, Ладожского канала, вызвала у него новый приступ пароксизмов, и он прибыл в Петербург слишком больным, чтобы снова сплотиться, хотя и показал себя на публике. не позднее 16 января 1725 г. Он скончался на руках своей супруги после страшных страданий 28 января 1725 г. Претензия Петра на величие основывается главным образом на том, что он от начала до конца ясно осознавал потребности русского народа и свои собственные обязанности как его правителя. Отец: Царь Алексей (Царь России, р. 19-мар-1629, ум. 8-февраль-1676) Царь России (1689-1725) Вы знаете что-то, чего не знаем мы? Copyright © 2019 Soylent Communications |
Петр Андреевич, граф Толстой | Российский государственный деятель
- Дата рождения:
- 1645 Россия
- Умер:
- 1729 г. (84 года) Россия
Посмотреть все материалы по теме →
Петр Андреевич, граф Толстой (род. 1645, Россия — ум. 1729, Соловецкий монастырь, Соловецкий остров, Белое море, Российская империя), дипломат и государственный деятель, близкий сотрудник и влиятельный советник Петра I Великого в России (годы правления 1682–1725). .
Сын Андрея Васильевича Толстого, придворного чиновника, Петр Толстой стал стольником, или стольником у царя Алексея. В мае 1682 г. он помог сделать Софью Алексеевну регентом ее братьев, двух сыновей Алексея, Ивана V и Петра I (правили совместно 1682–1689 гг.).6). Хотя впоследствии Толстой отказался от поддержки Софьи, когда Петр отнял у нее власть в 1689 году, он был выслан из Москвы до 1697 года, когда, чтобы снискать благосклонность Петра, он вызвался отправиться в Италию учиться морскому делу.
Проучившись там два года, Толстой завоевал доверие Петра и в 1702 году был отправлен первым постоянным посланником России в Турцию. В течение следующих восьми лет, пока Россия вела Северную войну против Швеции, он выполнял трудную задачу по ослаблению русско-турецкой напряженности, усугубленной строительством Петром военно-морского флота на Черном море, и поддерживал мир на территории России. южные границы. Однако в ноябре 1710 г., после того как король Швеции Карл XII укрылся на турецкой территории (после его поражения в Полтавской битве в июне 1709 г.), турки изменили свою политику, посадили Толстого в тюрьму и вступили в войну с Россией. Он был освобожден в апреле 1712 г. после заключения перемирия. Позже он присутствовал на переговорах, в результате которых был заключен Адрианопольский мир (июнь 1713 г.).
Вернувшись в Россию, Толстой был назначен сенатором, председателем Торговой палаты и членом Комиссии по иностранным делам. В 1717 году он отправился в качестве специального посланника Петра в Вену и Неаполь и убедил царевича Алексея, бежавшего от отца, вернуться в Россию. В награду за успешное выполнение этой миссии, которая в конечном итоге привела к смерти Алексея, Толстой был назначен начальником тайной канцелярии (9).0169 т. е. политическая полиция; 1718 г.).
По случаю коронации второй жены Петра, Екатерины, императрицей-консортом (май 1724 г.