Чему учил кальвин: Контракт человека с Богом / Стиль жизни / Независимая газета

Содержание

Контракт человека с Богом / Стиль жизни / Независимая газета

Жан Кальвин учил: работать, работать и еще раз работать!
Луи Лене. Семья молочника

Исполнилось 495 лет со дня рождения Жана Кальвина (1509–1564). Есть повод вспомнить об учении, значимость которого выходит далеко за рамки богословия. Кальвинизм, в дальнейшем развиваемый английскими пуританами, определил развитие и облик англосаксонского мира, став руководством к действию. Именно кальвинизм заложил основы мироустройства и жизненной философии цивилизации, которая добилась зримых успехов и до сих пор оказывает влияние практически на весь мир.

Жан Кальвин был самым молодым и самым радикальным деятелем эпохи Реформации. Он продвинулся гораздо дальше своего немецкого предшественника Мартина Лютера. Оба они исходили из убеждения в глубокой порочности и греховности человеческой натуры. Однако Кальвин в отличие от Лютера, допускавшего некоторую свободу воли христианина, на первый план выдвинул учение о предопределении, низвергающее человека в пучину ничтожности и полной беспомощности.

Бог еще до рождения человека предопределяет, может ли тот иметь истинную веру, будет ли ему даровано прощение или он обречен на вечное проклятие. Но обо всем этом человек никогда не узнает. Причем ни спасение, ни проклятие совершенно не зависят от земных деяний человека. Вечной загадкой пребудет, почему Бог избирает одних и низвергает других, при этом человек не должен даже и пытаться эту загадку разгадать. Бог таким образом демонстрирует свою безграничную власть.

Бог у Кальвина – абсолютный тиран, не ведающий ни любви, ни милосердия. Теория предопределения превращала человека в ничтожную песчинку, лишенную какой бы то ни было воли к изменению своей судьбы. Налицо «бесконечный тупик». Однако там, где заканчивается логика, вступают в силу убеждения. Кальвин и его последователи были убеждены: они принадлежат как раз к тем самым избранным, которым будет даровано спасение. Неизбежные сомнения (ведь человек никогда не сможет узнать о своей избранности Богом) подавляются аскетическим существованием и фанатичной верой в то, что именно твоя общность обречена на спасение.

Эта часть учения о предопределении получила свое развитие в идеологии нацизма. Кальвин настаивал на прирожденном неравенстве людей: одни отмечены Богом и будут спасены, прочие – прокляты навек. Отсюда вытекает невозможность взаимопонимания и солидарности между людьми. Избранные вправе относиться к остальным с презрением: это проклятый человеческий материал, который можно либо уничтожить, либо использовать в своих целях. Как раз этот принцип лежит в основе теории расового превосходства.

Однако приведенный логический ход является лишь одним из последствий кальвинистского учения. Нельзя не восхититься гибкостью и многовариантностью человеческого мышления: из учения о предопределении вырос и либерализм. Сколько бы усилий и стараний ни прилагал человек, он никоим образом не может изменить свою судьбу. Но именно эти усилия и старания были объявлены признаком принадлежности к избранным. В дальнейшем своем развитии кальвинизм придавал усердию все большее значение, объявив зримые достижения в светской жизни главным признаком спасения. Избавление от постоянного и гнетущего чувства собственной ничтожности стало возможным лишь в какой-нибудь регулярной деятельности. Таким образом, экономический успех практически стал синонимом милости Божьей. Было еще одно следствие, о котором хорошо сказал Эрих Фромм: «Стремление к постоянной деятельности явилось одной из важнейших производительных сил, не менее важной для всего исторического процесса и для всей промышленной системы в целом, нежели электричество и пар».

Человек позднего Средневековья работал только для того, чтобы поддерживать приемлемый уровень существования. Проще говоря, он работал, потому что был вынужден это делать под давлением внешних обстоятельств. Кальвинизм породил новую трудовую этику, создав внутренний стимул к работе. На смену средневековому принципу производства ради потребления пришел капиталистический принцип производства ради прибыли. Так началась буржуазная революция, приведшая к созданию экономической системы капитализма и системы парламентского правления. Поскольку отношения с Богом имели форму контракта, основой любых взаимоотношений в таком обществе стал именно контракт: между гражданином и государством, между деловыми партнерами, между мужчиной и женщиной и т.д. В свою очередь, это приучило человека очень трезво и серьезно (для нас так даже излишне трезво и серьезно) относиться ко всему происходящему на земле: жизни, смерти, здоровью, работе, имуществу. Томаса Джефферсона как-то спросили, чем живой человек отличается от мертвого, он ответил: живой тот, кто обладает собственностью, у мертвого ее нет.

Сегодняшний американец, работающий с религиозной истовостью, которая нередко приводит его к неврозу (что очень неплохо подкармливает бессчетное племя психоаналитиков), мог даже не слышать имени Кальвина. Но жизнь его обусловлена и обустроена по-кальвинистски. Ему, например, совершенно невозможно объяснить смысл шутки эпохи развитого социализма: «Ну как, устроился? – Да нет, все еще работаю».

Существенным фактором кальвинистской этики стало то, что Кальвин в отличие от Лютера, опиравшегося на Новый Завет, черпал свое вдохновение в Ветхом Завете.

Отсюда и образ Бога как тирана. Для Кальвина разговоры, «будто милосердие важнее, нежели вера и надежда, – это лишь мечты расстроенного воображения». Вера в собственную избранность пронизала кальвинистское учение духом жестоковыйного аристократизма, что наложило весьма существенную печать на американскую историю. Английские пуритане, прибывшие в Америку, довели свою идеологию до мессианского уровня. Новый континент они воспринимали как землю обетованную. Город Бостон первопроходцы называли Сионом, Атлантический океан – Красным морем, Джорджа Вашингтона – Моисеем. Этот самый мессианизм позволил пуританам радикально решить и «индейский вопрос», поскольку «новые иудеи» от Бога получили право на эту землю. Политическое сознание американцев до сих пор в значительной мере пронизано религиозностью. Убеждение в избранности и ветхозаветное «око за око, зуб за зуб» определяют не только содержание голливудских боевиков, но и большой политики. Воистину, учение Кальвина «всесильно, потому что оно верно».

Кальвин Жан



Кальвин Жан

1509-1564

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Жан Кальвин

Жан Кальвин и его учение

Жан Кальвин, создатель нового направления в протестантизме, родился в 1509 г. в семье епископского секретаря города Нуайона в Северной Франции. Отец готовил его к карьере юриста, направив с этой целью учиться на славившийся в то время юридический факультет Буржского университета. Наряду с правом Кальвин изучал философию и примкнул к гуманистическому течению. По окончании обучения Кальвин занимался преподавательской и литературной деятельностью. Несколько лет он прожил в

Париже, где, по-видимому, в 1534 г. перешёл в протестантизм. Он примыкал к наиболее радикальным кругам французских протестантов и в дальнейшем развил их представления и идеи в своём реформационном учении. В связи с гонениями на протестантов Кальвин эмигрировал в Германию, а в 1536 г. переехал в Женеву, которая в ту пору являлась убежищем для протестантов, особенно французов.

В этом же году в Базеле вышла в свет его главная работа «Наставление в христианской вере». Эта книга, неоднократно впоследствии дорабатывавшаяся и переиздававшаяся, содержала основные положения кальвинизма.

Учение Кальвина было заострено, с одной стороны, против католицизма, с другой — против течений народной реформации, представителей которых он обвинял в полном безбожии и материализме. Одним из главных догматов Кальвина являлось учение о божественном предопределении. У Кальвина оно получило формулировку учения об абсолютном предопределении. Бог, утверждал Кальвин, заранее определил одних людей к спасению и блаженству в потустороннем мире, других — к погибели. Предначертания бога неизвестны людям, и люди бессильны изменить их своими поступками. Вера в бога и благочестие человека не зависят от его воли, так как, согласно учению Кальвина, само стремление человека совершать поступки, гарантирующие его спасение, есть не что иное, как действие в нём божества, предызбравшего его к спасению. Люди могут лишь догадываться об уготовленной им участи по тому, как складывается их жизнь на земле. Если они преуспевают в своей профессиональной деятельности (т. е. в той деятельности, которая им предначертана богом), если они добродетельны, набожны, трудолюбивы и покорны властям, установленным богом, это служит внешним показателем благоволения к ним бога.

Эта часть кальвиновской доктрины была в своей развитой форме окончательно сформулирована уже преемниками и последователями Кальвина и получила название учения о «мирском призвании» и «мирском аскетизме». Истинный кальвинист должен целиком отдаваться своей профессиональной деятельности, пренебрегать комфортом, презирать наслаждения и расточительность, копить каждый грош и быть бережливым и рачительным хозяином. Если перед человеком возникает возможность посредством своей профессиональной деятельности получить большой доход, и он откажется от использования такой возможности, он совершит греховный поступок.

В этих догматических положениях кальвинизма в искажённом, фантастическом виде отражались реальные экономические и социальные потребности нарождавшейся молодой хищной буржуазии периода первоначального накопления: её преклонение перед стихийными законами рыночных отношений и властью денег, скопидомство и жажда наживы.

Оценивая социальное значение кальвиновской теории предопределения, Ф. Энгельс писал: «Его учение о предопределении было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. «Определяет не воля или действия какого-либо отдельного человека, а милосердие» могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже издревле почитаемый экономический символ веры — ценность золота и серебра — пошатнулся и потерпел крушение» *.

Из теории предопределения вытекали и другие следствия. В свете её положений теряли своё значение благородство происхождения и сословные привилегии класса феодалов, ибо не ими определялись предызбранность и спасение. Следовательно, буржуазия получала религиозное обоснование своих прав на руководящее положение в политической жизни общества в качестве наиболее преуспевающей его части.

Кальвинизм был в то же время весьма гибкой идеологической формой воздействия на массы. Беднякам кальвинистские проповедники внушали, что, усердно работая на хозяина, ведя благочестивый и смиренный образ жизни, они достигнут успеха и заслужат благоволение божие.

Примечания

* Ф. Энгельс, Развитие социализма от утопии к науке, К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, М. 1955, стр. 94.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 199-201.

Политические взгляды Кальвина

Острая социально-политическая борьба угнетённых народных масс в Германии, отзвуки её в Швейцарии, опыт Цвингли и Лютера показали Кальвину, сколь опасно без всяких оговорок взывать к Евангелию и идеям раннего христианства, которые угнетённые массы понимали и толковали по-своему, усматривая в них обоснование своим требованиям. Поэтому Кальвин очень осторожно подходит к трактовке проблем государства и социально-политического устройства общества.

Кальвин порицал князей, монархов и феодалов за их насилия, произвол. Он утверждал, что если государь и правительство устанавливают тиранический режим, попирают божеские законы и оскорбляют церковь, то рано или поздно они испытают на себе карающую десницу божью, орудием которой могут стать их собственные подданные. Но в то же время Кальвин всякое государственное устройство и власть, в том числе и феодальную абсолютную монархию, объявлял божественными. Право сопротивления тирании он признавал лишь за подчинёнными органами власти, церковью и представительными учреждениями, например Генеральными штатами. При этом сначала должны быть исчерпаны легальные формы борьбы и пассивное сопротивление; лишь в исключительном случае допустимо открытое неповиновение и свержение тирании.

Демократию Кальвин считал «наихудшей формой правления». Все свои симпатии он отдавал аристократической форме правления, т. е. по существу олигархии. Как компромиссное решение он допускал её сочетание с «умеренной демократией».

В соответствии с этими взглядами Кальвина власть в Женеве всё больше и больше сосредоточивалась в руках узкой группы лиц. Когда же кальвинизм вышел на широкую общеевропейскую арену и стал идеологическим знаменем ранних буржуазных революций, вопрос о характере политической и церковной организации решался по-разному, в зависимости от конкретной расстановки классовых сил и местных условий.

Жестоко ненавидел и преследовал Кальвин крестьянско-плебейскую ересь — анабаптизм. Требование крайних анабаптистов об установлении общности имуществ и отрицание ими властей он оценивал как «присвоение чужого» и «возмутительную дикость».

В то же время Кальвин оправдывал взимание процента и ростовщичество, считал закономерным существование самой жестокой формы эксплуатации человека человеком — рабства, которое стало получать всё более широкое применение в колониях.

Кальвинизм сложился, таким образом, в стройную и последовательную систему взглядов буржуазии эпохи первоначального накопления.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 202.


Вернуться на главную страницу Кальвина

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Жан Кальвин: религиозный реформатор, повлиявший на капитализм

Любите капитализм? Возможно, вы, подобно Дональду Трампу и его окружению, верите, что капитализм — это средоточие творчества, гениальности и создания богатства. Или, возможно, вы верите, как и многие сторонники Берни Сандерса, что необузданный капитализм эксплуатирует бедных и бессильных.

Как вина, так и заслуга капитализма часто возлагались не на экономиста, а на христианского богослова шестнадцатого века по имени Жан Кальвин. Вера Кальвина в предопределение и другие принципы, принятые агрессивными капиталистами, рассматривается как теологическое обоснование протестантского видения, которое способствовало экономическому росту в Европе, Британии и, в конечном счете, в Северной Америке.

Кальвин, родившийся 10 июля 1509 года во Франции, оставил свой след в Женеве, Швейцария, где он служил религиозным лидером, который помог сформировать не только доминирующую протестантскую церковь города, но и его политический, культурный и экономический порядок. Многие исследователи Кальвина утверждают, что богослов, которого часто называют суровой фигурой и другом богатых, на самом деле был более сложным человеком. Они видят в нем продукт шестнадцатого века, эпохи беспорядков и тревог, чьи убеждения были популяризированы мыслителями семнадцатого века, стремившимися благословить зарождающийся капитализм.

Социолог Макс Вебер отдал должное Кальвину за то, что он освятил протестантскую трудовую этику, которая привела к капиталистическому успеху и избытку, распространенному в Северной Европе и Северной Америке. Но другие ученые оспаривали выработанный Вебером консенсус. Ученый Уильям Дж. Баусма утверждал, что Кальвин получил дурную славу, и хотя его помощники использовали его учение для поддержки необузданного капитализма, настоящего человека можно процитировать в поддержку обеих сторон проблемы.

Теологические убеждения Кальвина, основанные на его изучении Библии, захватили сторонников со всего христианского мира, поскольку Женева стала центром протестантской мысли. Он стал известен как сторонник предопределения, веры в то, что Божьи награды для людей уже выбраны. Позже к нему часто обращались богатые христиане, чтобы оправдать свое богатство как часть Божьего плана, который не должен нарушаться революциями или высокими налогами. Но Боусма утверждает, что это неверное толкование тонкой теологической доктрины о Божьей милости к верующим.

Видение Кальвина включало в себя гуманистический подход, включающий революционный взгляд на социальные вопросы. Во-первых, Кальвин, счастливо женатый мужчина, считал, что сексуальная мораль должна в равной степени относиться как к мужчинам, так и к женщинам. Он был сторонником республиканского правления над монархией и рассматривал повседневные занятия как часть призвания от Бога, возводящего самых смиренных до возвышенного статуса.

Кальвин никогда не принимал капитализм безоговорочно. Хотя он был первым христианским теологом, принявшим использование процента на деньги (католическая церковь долгое время придерживалась правил против ростовщичества), он также уточнил его использование. Он утверждал, что его никогда нельзя использовать для эксплуатации бедных и что заемщики должны получать больше прибыли от ссуд, чем от тех, у кого они занимали. Некоторые специалисты по этике рассматривают его принципы как возможный ответ на всемирные потрясения в банковской сфере, которые произошли во время Великой рецессии и других экономических спадов.

Будь то непримиримый капиталист или реформатор, Кальвин представляет собой яркий пример того, как религиозная мысль проникает за пределы церковных стен, оказывая влияние на мир как верующих, так и неверующих.

JSTOR — это цифровая библиотека для ученых, исследователей и студентов. Читатели JSTOR Daily могут бесплатно получить доступ к оригинальным исследованиям наших статей на JSTOR.

Объяснение Джона Кальвина

Автор: Уильям Дж. Баусма

The Wilson Quarterly (1976-), Том. 13, No. 1 (Новый 1989 год), стр. 68-75

Wilson Quarterly

Ограничения Кальвина по процентам: рекомендации по кредитному кризису

Автор: J.J. Graafland

Журнал деловой этики, Vol. 96, № 2 (октябрь 2010 г.), стр. 233-248

Springer

Что такое кальвинизм? — Понимание верований и доктрин

Что такое кальвинизм?

Кальвинизм — направление протестантизма, придерживающееся богословских традиций и учений Жана Кальвина и других проповедников эпохи Реформации. Кальвинисты откололись от Римско-католической церкви в 16 веке, имея, среди прочего, разные убеждения в предопределении и избрании спасения.

Посмотрите, как Коллин Хансен описывает историю и теологию кальвинизма.

Прочтите стенограмму этого видео Коллина Хансена:

Многие люди описывают кальвинизм по-разному, но по своей сути это понимание Священных Писаний. Это начинается с понимания Священных Писаний, которые верят, что они действительно свидетельствуют о Боге. Сам Бог, как Он открылся нам очень милостиво.

Также понимание того, что Бог действует в этом мире. Он суверенным образом все делает во славу свою через славу своего имени. В этом суть кальвинизма, и красота кальвинизма в том, как он помогает вам понять, что Бог сделал в Иисусе Христе, послав Своего единственного сына умереть за нас, умереть за людей, которые отвергли Бога, восстали против того, кто согрешил против него. Он вмешался, и теперь он призывает к себе людей, людей, которые верят в имя Господа Иисуса Христа, и им будут прощены их грехи, и они будут с ним навсегда.

Я думаю, что это действительно… Это помогает вам понять Священное Писание, Бога, который всегда вмешивается, будь то его сотворение в начале Бытия до его возвращения, о котором мы читаем в Откровении. Бог всегда активно участвует в своем творении, искупая его и готовя к Своему возвращению.

Как зародился кальвинизм?

Кальвинизм начался с протестантской Реформации в Швейцарии, где Хульдрих Цвингли первоначально преподавал то, что стало первой версией реформатской доктрины в Цюрихе в 1519 году.. Институтов христианской религии Джона Кальвина был одним из самых влиятельных теологий эпохи Реформации.

Работы Кальвина произвели такое сильное впечатление на Гийома Фареля, реформатора из Женевы, Швейцария, что Фарель убедил Кальвина приехать и помочь женевской реформе. Женева должна была быть домом Кальвина, пока он не умер в 1564 году. Кальвин не дожил до того, чтобы увидеть, как основа его работы переросла в международное движение; но его смерть позволила его идеям вырваться из города своего происхождения, добиться успеха далеко за их пределами и утвердить свой собственный особый характер.

На фото ниже: Жан Кальвин и другие богословы протестантской Реформации

Во что верил Жан Кальвин?

Кальвин считал, что спасение возможно только по благодати Божией. Еще до сотворения Бог избрал некоторых людей для спасения. Это кость, которой большинство людей давится: предопределение. Любопытно, что это не особенно кальвинистская идея. Августин учил этому несколько столетий назад, и Лютер верил в это, как и большинство других реформаторов. Однако Кальвин сформулировал это так убедительно, что это учение навсегда отождествляется с ним. Кальвин сказал, что этому ясно учит Библия.

Для Кальвина Бог был прежде всего суверенным. Как и все реформаторы, он ненавидел то, как католицизм выродился в религию спасения делами. Таким образом, постоянно повторяемая тема Кальвина была следующей: вы не можете манипулировать Богом или поставить Его в долг. Если вы спасены, это Его дело, а не ваше.

Он считал, что одному Богу известно, кто избран (спасен), а кто нет. Но, говорил Кальвин, нравственная жизнь показывает, что человек (вероятно) является одним из избранных. Сам Кальвин был чрезвычайно нравственным и энергичным человеком, и он внушал другим необходимость работать над своим спасением — не для того, чтобы спастись, а для того, чтобы показать, что они спасены. Этот акцент на делании, на действиях, направленных на преобразование грешного мира, стал одной из главных характеристик кальвинизма.

Подчеркивая суверенитет Бога, «Наставления» Кальвина заставляют читателя поверить в то, что ни один человек — король, епископ или кто-либо еще — не может требовать от нас абсолютной верности. Кальвин никогда прямо не учил, что люди имеют «право» на революцию, но это подразумевается. В этом смысле его работы удивительно «современны».

Каковы пять пунктов кальвинизма? (ТЮЛЬПАН)

  1. Полная Порочность — утверждает, что вследствие грехопадения человека каждый человек порабощен греху. Люди по своей природе склонны не любить Бога, а скорее служить своим интересам и отвергать власть Бога.
  2. Безусловное Избрание — утверждает, что Бог избрал от вечности тех, кого Он приведет к Себе, не на основании предвиденных добродетелей, заслуг или веры в этих людей; скорее, его выбор безоговорочно основан только на его милости. Бог решил от вечности проявить милость к тем, кого Он избрал, и отказать в милости тем, кто не избран.
  3. Ограниченное искупление   – утверждает, что заместительное искупление Иисуса было определенным и определенным в своей цели и в том, что оно совершило. Это означает, что только грехи избранных были искуплены смертью Иисуса.
  4. Непреодолимая благодать — утверждает, что спасительная благодать Божья эффективно применяется к тем, кого Он решил спасти (то есть к избранным), и преодолевает их сопротивление послушанию призыву Евангелия, приводя их к спасительной вере. Это означает, что когда Бог суверенно намеревается спасти кого-то, этот человек обязательно будет спасен.
  5. Стойкость святых — утверждает, что, поскольку Бог суверенен и Его воля не может быть нарушена людьми или чем-либо еще, те, кого Бог призвал к общению с собой, будут оставаться в вере до конца.

В видео ниже обсуждается кальвинистская идея «Полной порочности»

Являются ли пуритане на самом деле кальвинистами?

Хотя большинство пуритан придерживались реформатского богословия, не все пуритане были строгими кальвинистами. Титул «кальвинист» сегодня несет в себе массу богословского багажа и не всегда точно описывает пуританских служителей 16-го и 17-го веков. Среди пуритан существовало множество взглядов по многим вопросам богословия.

Пуританский пастор Ричард Бакстер активно обсуждал вопросы теологии, которые были утверждены на Вестминстерской ассамблее. Он участвовал в жарких дебатах с другим пуританским министром Джоном Оуэном и писал о своих разногласиях с другими пуританскими министрами, такими как Томас Гудвин и Томас Мэнтон. Джон Гудвин, другой видный пуританский проповедник, подтвердил арминианское понимание предопределения.

Плоды выборов; Право на революцию

Одному Богу известно, кто избран (спасен), а кто нет. Но, говорил Кальвин, нравственная жизнь показывает, что человек (вероятно) является одним из избранных. Сам Кальвин был чрезвычайно нравственным и энергичным человеком, и он внушал другим необходимость работать над своим спасением — не для того, чтобы спастись, а для того, чтобы показать, что они спасены. Этот акцент на делании, на действиях, направленных на преобразование грешного мира, стал одной из главных характеристик кальвинизма.

Подчеркивая суверенитет Бога, «Наставления» Кальвина заставляют читателя поверить в то, что ни один человек — король, епископ или кто-либо еще — не может требовать от нас абсолютной лояльности. Кальвин никогда прямо не учил, что люди имеют «право» на революцию, но это подразумевается. В этом смысле его работы удивительно «современны».


Эта статья является частью нашей серии статей о деноминациях, в которой перечислены исторические факты и богословская информация о различных фракциях внутри и вне христианской религии. Мы предоставляем эти статьи, чтобы помочь вам понять различия между конфессиями, включая происхождение, лидерство, доктрину и убеждения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *