Чем знаменит нерон: За что народ любил императора Нерона – DW – 03.06.2016

За что народ любил императора Нерона – DW – 03.06.2016

Фото: picture-alliance/dpa/O. Berg

Ольга Солонарь

3 июня 2016 г.

Жуткая личность, тиран и убийца, — таким мы знаем императора Нерона. Но чем же он тогда завоевал, по крайней мере, в начале своего царствования, любовь народа и уважение сенаторов?

https://p.dw.com/p/1Is2d

Реклама

Без преувеличения можно сказать, что Нерон — самый известный из римских императоров. Но известность его весьма сомнительного свойства. Знаменит он, прежде всего, своей жестокостью и жаждой власти: он убил свою мать, по его приказанию людей бросали на растерзание диким животным и сжигали первых христиан. Правда, кое-что из того, что мы знаем о Нероне — это лишь легенды. Считалось, например, что Нерон поджег Рим, чтобы любоваться зрелищем горящего огромного города. Но это, как утверждают современные историки, не соответствует действительности — хотя бы потому, что императору пришлось восстанавливать сгоревшее жилье и общественные здания на свои собственные средства.

Сегодня ясно, что Нерон — вовсе не столь однозначная историческая фигура, как это представляется многим. Он сочинял музыку и стихи, был реформатором и долгое время — любимцем народа.

Представить Нерона таким, каким он был на самом деле, показать разнообразные оттенки его личности призвана выставка, которая проходит сейчас в городе Трире. Обширная экспозиция, которая называется «Нерон: император, человек искусства, тиран» («Nero – Kaiser, Künstler und Tyrann»), разместилась сразу в трех музеях города. В ней собраны 700 артефактов и документов из полутора десятков стран, то есть практически все, что относится к Нерону и дошло до наших дней.

Новый портрет

Так был ли Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (таково его полное имя), который жил с 37 по 68 годы нашей эры, на самом деле «безумным тираном»? Многое говорит о том, что этот стереотип был создан, в первую очередь, античными историками Тацитом, Кассием Дионом и Светонием. А они были представителями аристократии, которая Нерона не любила.

Опираясь на результаты новейших исторических исследований, организаторы выставки в Трире по-новому рисуют портрет Нерона, начиная с самых юных лет, когда он начал активно участвовать в государственных делах, и вплоть до его последних дней, когда Нерона уже ничего не интересовало, кроме его театральной карьеры.

Нерон во время пожара в Риме на французской открытке, 1900 годФото: picture-alliance/akg-images

Идет речь и о знаменитом пожаре в Риме в 64 году. Многое свидетельствует о том, что Нерон не имел к нему никакого отношения. Дело в том, что в те времена в Риме то и дело случались пожары: на тесно застроенных улицах пламя быстро переходило с одного дома на другой и охватывало весь город. Кроме того, как оказалось, на момент пожара Нерона в Риме вообще не было, так что любоваться огнем с какого бы то ни было холма он не мог. Реабилитирует императора и следующий аргумент: пламя уничтожило дорогую ему коллекцию предметов искусства. То есть, если бы Нерон распорядился поджечь город, он, конечно, позаботился бы о том, чтобы не нанести урон себе лично.

Творческая сторона

Нерон был поистине творческим человеком: он писал стихи, музыку и любил петь. А кроме того, увлекался архитектурой и поддерживал архитектурные — как бы мы сказали сегодня — инновации. В своем дворце, так называемом Золотом доме, император распорядился оборудовать, например, вертящийся купол, своды которого были расписаны под небо. С этого купола на трапезничавших под ним гостей разбрасывали лепестки роз.

Как раз эта творческая сторона его натуры не нравилась представителям высших слоев римского общества. То, что император выступал в роли актера и певца, приводило представителей аристократии в ужас. За это его не любили и историки-аристократы, которые характеризовали Нерона его как расточительного и жестокого императора, страдающего манией величия.

Надо, правда, признаться, что основания у них для этого были — и не только любовь Нерона к музыке и театру. Правда, таким, каким представляют его древнеримские историки, Нерон был не всегда. На него возлагали большие надежды, когда он взошел на трон. В народе он был чрезвычайно любим за то, что снизил цены на зерно и устраивал развлекательные зрелища: бои гладиаторов, гонки на колесницах, театральные представления. Римские сенаторы ценили его как благоразумного и компетентного правителя, который поначалу мало вмешивался в их деятельность. Однако со временем проявились другие качества Нерона: необузданная страсть к расточительству и жестокость, с которой он уничтожал своих истинных и придуманных противников — в том числе, в своем личном окружении.

Убийство матери

Самое ужасное преступление Нерона — убийство его матери Юлии Агриппины Младшей. Причем, самому убийству предшествовало несколько неудачных попыток, когда Агриппине удалось избежать смерти.

Золотая монета с изображением императора НеронаФото: Rheinisches Landesmuseum Trier/T. Zühmer.

Впрочем, как говорит поговорка, яблоко от яблони недалеко катится… Агриппина и сама была не менее жестокой, чем ее сын. Она привела Нерона к власти, для этого отравив своего мужа, императора Клавдия. В 54 году Нерон был провозглашен императором. Но Агриппина никак не хотела расставаться с властью и продолжала вести себя так, как будто она была истиной правительницей государства. Тогда Нерон решил ее убить. Сначала он трижды пытался отравить свою мать, но яд не действовал: очевидно, Агриппина принимала противоядие. Затем он заманил ее на специально построенный корабль, который в нужный момент утопили. Но Агриппина хорошо плавала и спаслась. В конце концов, ее удалось убить военным морякам, которые по приказу Нерона ворвались в покои Агриппины.

Однако злодеяние не прошло для Нерона бесследно. Он не раз признавался, что его преследует образ матери и бичующие фурии с горящими факелами. И в конце концов, Нерон покончил жизнь самоубийством, объявленный сенатом врагом Рима и покинутый всеми. И ни один человек не помянул его добрым словом.

Смотрите также:

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

15 скандальных поступков римского императора Нерона

Комсомольская правда

Результаты поиска

Летний сад. Бюст «Нерон». Скульптор Н. Кабианка. Италия.

15 декабря 37 года родился будущий император Римской империи Нерон. В начале своего властвования он уменьшил штрафы и налоги, пытался бороться с коррупцией, увлекался стихосложением. Но больше Нерон прославился своей жестокостью и необычными привычками

Жестокость.

1. Император Нерон, по сообщению историка Светония, приказал умертвить свою тетку Домицию с помощью чрезмерной дозы слабительного.

2. После пожара 64 года н. э. в Риме, император Нерон возложил всю вину за произошедшее на христиан. Он устроил страшные гонения на верующих, истязал и убивал их. К методам наказания можно отнести распятие на кресте, зашивание в шкуры зверей и травля собаками. Помимо всего этого Нерон любил «естественное освещение». Он приказывал распять человека на кресте и облить его маслом, затем масло поджигали, и человек заживо горел, освещая сады напротив дворца ярким светом пламени. Большинство зверств ничем не подтверждены, однако историки все же сходятся в том, что Нерон был первым в мире, кто начал тотальное гонение на христианство.

Нерон смотрит на горящий Рим

3. Нерон приказал заманить свою мать Агриппину на великолепный корабль, который был построен так, что часть его должна была отвалиться и раздавить или утопить женщину. Но план не удался: Агриппина получила лишь легкую рану и была спасена. Нерон был в отчаянии от неудачи дела. Но попыток избавиться от матери он не оставил. Помог случай: один из отпущенников Агриппины был арестован, под одеждой его нашли кинжал. Это послужило доказательством умысла убить императора. Приближенный Нерона Аницет с надежными людьми отправился на виллу, где была Агриппина, ворвался в спальню и убил ее. Получив удар палкой по голове, она раскрыла тело перед занесенным на нее мечом центуриона и сказала: «Вонзай здесь».

4. Нерон решил прекратить жизнь брата, чтобы мать не передала ему сан императора. Британник, которому отрава была подана за императорским обедом, в тот же миг упал на пол и, сделав лишь несколько судорожных движений, умер. Обедавшее общество, в том числе Агриппина и Октавия (первая жена Нерона), несколько минут смотрели в оцепенении на это ужасное происшествие. Но Нерон сказал, что смерть Британника – естественный результат падучей болезни, и пир продолжался.

5. Учитель Нерона Сенека умер, когда ему было около 70 лет, сохраняя твердость духа. Он мог прожить дольше, но Нерон приговорил его к смерти через самоубийство. Сенека хладнокровно вскрыл себе вены на руках и ногах. Поскольку кровь из старческого тела вытекала медленно, он опустил ноги в теплую воду, в то время как рабы записывали последние слова философа. Он говорил до тех пор, пока смерть не унесла его.

Рубенс. «Смерть Сенеки»

Распутство.

6. Римский император Нерон женился на мужчине — одном из своих рабов по имени Скорус.

7. Нерон публично являлся в качестве мастера править лошадьми на скачках в цирке, ездил по улицам в фантастическом костюме и, останавливаясь, показывал народу свое искусство петь и играть на музыкальных инструменах. Он устроил во дворце театр для игр, которые назвал ювеналиями (играми молодых людей), и подарками склонял обедневших знатных людей участвовать в этих спектаклях, то есть разделять с ним ремесло актера, по римским понятиям, позорное.

8. Имея жену, Нерон на глазах изумленной публики завел роман с плебейкой Акте и даже хотел на ней жениться.

9. Очень распространенными были пьяные оргии: Нерон одевался в звериную шкуру, потом выскакивал из клетки и по очереди насиловал привязанных к столбам голых мужчин и женщин. Поговаривали, что его половыми партнерами были не только женщины, но и юноши.

10. Решив в очередной раз поменять жену, Нерон казнил свою первую супругу Октавию. Он обвинил ее в прелюбодеянии. Второй официальной женой императора стала супруга его лучшего друга. Но и она не продержалась долго. Вторую жену Поппею Сабину он убил, ударив ногой, больную и беременную.

Привычки.

11. Император Нерон принимал ванны в кадке с рыбами. Это связано с тем, что рыбы были не простыми — они испускали электрические разряды, а император лечился таким образом от ревматизма.

12. Близорукому императору Нерону врачи для укрепления зрения посоветовали больше смотреть на зеленое. Нерон стал носить зеленую одежду, свою спальню украсил хризолитом, арену для гладиаторских боев засыпал малахитом, а на сами бои смотрел сквозь отшлифованный изумруд.

13. Свои юбилейные даты правления римский император Нерон отмечал праздником «Квинквиналия Нерония». На фестивале можно было услышать поэтические декламации самого императора.

Голова Нерона. Мрамор. 50-е гг. н. э.

Расточительство.

14. Рассказывая о римском императоре Нероне, историк Светоний упоминал о чудесных особенностях его быта. В том числе и об удивительной банкетной комнате, в которой тот устраивал оргии и пышные пиршества. Мол, комната «была круглой и вращалась непрерывно день и ночь, имитируя движение небесных тел». А потолок, сделанный из слоновой кости, еще и раздвигался. В образовавшиеся щели сыпались лепестки цветов. Или разбрызгивались благовония. По свидетельствам историка, пол в банкетной комнате был деревянным, опирался на столбы и каменные сферы. Он-то и вращался, приводимый в движение водой. Диаметр помещения составлял примерно 15 метров. Во время раскопок Золотого дома Нерона в районе Колизея и Палатинского холма команда археологов под предводительством Марии Антониетты Томеи, похоже, обнаружила ту самую комнату. Найдены несколько опорных колонн и каменный шары.

15. Граждане осудили его расточительность в постройках, и прежде всего при строительстве огромного Золотого дворца, от Палатина до самого Эсквилина. В Золотом доме он приказал возвести собственную статую, превосходившую высотой знаменитый Родосский колосс (высота около 37 метров). В покоях дома все было украшено золотом, драгоценными камнями и жемчужными раковинами. В банях текли соленые и серные воды. Еще император стал возводить и грандиозную купальню с каналом длиной 160 миль, чтобы можно было подъезжать туда прямо на судах. Для производства работ он приказал направлять ссыльных со всей Италии, требуя от судов приговаривать уголовных преступников к стройке века.

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ : Самарский филиал ЗАО ИД «Комсомольская правда». Улица Лесная, д. 9, Самара, 443100 Контактный тел. +7 (846) 270-69-10. Почта kpsamara@phkp.ru

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp.ru

Кем был Нерон? | Британский музей

Нерон был 5-м императором Рима и последним представителем первой римской династии Юлиев-Клавдиев, основанной Августом (приемным сыном Юлия Цезаря). Нерон известен как один из самых печально известных правителей Рима, печально известный своей жестокостью и развратом. Он пришел к власти в 54 году нашей эры в возрасте всего 16 лет и умер в 30 лет. Он правил во время великих социальных и политических перемен, наблюдая за такими важными событиями, как Великий пожар в Риме и восстание Боудики в Британии. Он якобы убил свою мать и двух своих жен, заботился только о своем искусстве и очень мало интересовался управлением империей.

Но что мы на самом деле знаем о Неро? Можем ли мы отделить скандальные истории, рассказанные более поздними авторами, от реальности его правления?

Большая часть того, что мы знаем о Нероне, исходит из сохранившихся работ трех историков – Тацита, Светония и Кассия Диона. Все написанные спустя десятилетия после смерти Нерона их отчеты уже давно сформировали наше понимание правления этого императора. Однако эти авторы и их источники, далекие от того, чтобы быть беспристрастными рассказчиками, представляющими объективные отчеты о прошлых событиях, писали с очень четкой повесткой дня. С кончиной Нерона начался период хаоса и гражданской войны, который закончился только тогда, когда к власти пришла новая династия Флавиев. Все авторы, писавшие при Флавианах, были заинтересованы в легитимации новой правящей семьи, изображая последнего из Юлиев-Клавдиев в наихудшем свете, превращая историю в пропаганду. Эти отчеты стали «историческими» источниками, используемыми более поздними историками, тем самым увековечивая сфабрикованный образ Нерона, который сохранился до наших дней.

Рождение и ранние годы

Нерон родился Луций Домиций Агенобарб 15 декабря 37 г. н.э.

Он был сыном Гнея Домиция Агенобарба и Агриппины Младшей. И Гней, и Агриппина были внуками Августа, что дало правнуку Нерона Августа сильные претензии на власть.

Нерону было всего два года, когда его мать была сослана, и три года, когда умер его отец. У него отняли наследство и отправили жить к тетке. Однако судьба Нерона снова изменилась, когда Клавдий стал императором, вернув мальчику имущество и отозвав из ссылки его мать Агриппину.

13 лет – усыновление
Мраморная статуя молодого Нерона, 50–54 гг. Н.э. Фото © RMN-Grand Palais (Musee du Louvre) / Эрве Левандовски.

В 49 году нашей эры император Клавдий женился на Агриппине и в следующем году усыновил Нерона. Именно в этот момент Луций Домиций Агенобарб изменил свое имя на Нерона Клавдия Цезаря Друза Германика. Во времена Римской империи было нормальным менять имя при усыновлении, отказываясь от своей фамилии в пользу фамилии приемного отца. Нерон был распространенным именем среди членов семьи Клавдиев, особенно в ветви Клавдия.

Нерон и Агриппина предложили Клавдию политически полезную связь с Августом, укрепив его позиции.

Клавдий предпочитал Нерона своему естественному сыну Британнику, отмечая Нерона как назначенного наследника.

16 лет — император
Мраморный рельеф с изображением солдат преторианской гвардии, служивших личной охраной императора. Рим, Италия, 51–52 гг. Фото © RMN-Grand Palais (Musee du Louvre) / Эрве Левандовски.

Когда Клавдий умер в 54 году нашей эры, Нерон стал императором всего за два месяца до того, как ему исполнилось 17 лет.0003

Поскольку его поддерживали и армия, и сенат, его приход к власти прошел гладко. Его мать Агриппина оказала значительное влияние, особенно в начале его правления.

21 год – убийство Агриппины

Римские историки Тацит, Светоний и Кассий Дион утверждают, что Нерон, сытый по горло вмешательством Агриппины, решил убить ее.

Учитывая отсутствие свидетелей, невозможно узнать, произошло ли это и как. Однако это не помешало историкам сфабриковать драматические истории об убийстве Агриппины, утверждая, что Нерон пытался (и не смог) убить ее с помощью затонувшей лодки, прежде чем отправить своих людей для выполнения этой работы.

Агриппина якобы велела им заколоть ее в чреве, родившем Нерона, ее последние слова явно заимствованы из театральных постановок.

Вполне возможно, как утверждает сам Нерон, что Агриппина решила (или, что более вероятно, была вынуждена) покончить с собой после того, как был раскрыт ее заговор против сына.

23 года. Восстание Боудики

В начале своего правления Нерону пришлось бороться с восстанием в только что завоеванной провинции Британии.

В 60–61 годах нашей эры королева Боудика из племени иценов возглавила восстание против римлян, напав на важные римские поселения и опустошив их. Возможных причин восстания было много: жадность римлян, эксплуатирующих недавно завоеванные территории, отзыв займов, выданных местным вождям, непрекращающийся конфликт в Уэльсе и, прежде всего, насилие над семьей Прасутага, мужа Будики и короля Ицени.

Недавно раскопанный клад Фенвика был захоронен для сохранности во время нападения Боудики на Колчестер. Владельцам этих предметов, римскому ветерану и его жене, так и не удалось их вернуть. 60–61 годы нашей эры © Колчестерские музеи.

Боудика и повстанцы разрушили Колчестер, Лондон и Сент-Олбанс, прежде чем потерпели сокрушительное поражение от римских войск. После восстания наместник Британии Светоний Паулин ввел более суровые законы против бриттов, пока Нерон не заменил его более примирительным наместником Публием Петронием Турпилианом.

24 года — казнь Октавии
Мраморный портрет, возможно, Клавдии Октавии. Италия, Юлий-Клавдиан. С разрешения Министерства культуры — Национального археологического музея Неаполя.

Брак между Нероном и Октавией, которым в то время было 15 и 13/14 лет, был устроен их родителями, чтобы еще больше узаконить претензии Нерона на трон. Октавия была дочерью императора Клавдия от предыдущего брака, поэтому, когда Клавдий женился на Агриппине и усыновил ее сына Нерона, Нерон и Октавия стали братом и сестрой. Чтобы устроить их брак, Октавию пришлось усыновить в другую семью.

Их брак не был счастливым. По свидетельству древних писателей, у Нерона были разные романы, пока его возлюбленная Поппея Сабина не убедила его развестись с женой. Октавия сначала была сослана, а затем казнена в 62 году нашей эры по обвинению в супружеской неверности. По свидетельству античных писателей, ее изгнание и смерть вызвали большие волнения среди публики, сочувствовавшей послушной Октавии.

Никаких других мотивов смерти Октавии, кроме страсти Нерона к Поппее, не было предложено, и мы, вероятно, никогда не узнаем, что произошло при дворе. Тот факт, что Октавия не могла родить наследника, пока Поппея была беременна дочерью Нерона, вероятно, сыграл важную роль в решении судьбы Октавии.

26 лет — Великий пожар в Риме
Питер Устинов играет Нерона в Quo Vadis , 1951. Персонаж Нерона играет на лире, пока горит Рим. Предоставлено коллекцией Эверетта.

19 июля 64 г. н.э. недалеко от Большого цирка начался пожар. Вскоре пламя охватило весь Рим, и огонь бушевал девять дней. Лишь четыре из 14 районов столицы уцелели, а три были полностью разрушены.

Рим уже был стерт с лица земли пламенем — и будет снова в его долгой истории — но это событие было настолько серьезным, что стало известно как Великий пожар Рима.

Более поздние историки обвинили Нерона в этом событии, утверждая, что он поджег столицу, чтобы расчистить землю для строительства огромного нового дворца. Согласно Светонию и Кассию Диону, Нерон смотрел на горящий город из императорской резиденции, играя на лире и воспевая о падении Трои. Однако эта история является вымышленной.

Тацит, единственный историк, реально живший во время Великого пожара Рима (хотя ему было всего 8 лет), писал, что Нерон даже не был в Риме, когда начался пожар, а вернулся в столицу и возглавил помощь усилия.

27 лет – смерть Поппеи
Мраморный портрет, возможно, жены Нерона Поппеи Сабины. Рим, Италия, 50–68 гг. н.э. С разрешения Министерства культуры  ̶  Museo Nazionale Romano.

Тацит, Светоний и Кассий Дион описывают Нерона как ослепленного страстью к своей жене Поппее, однако они обвиняют его в убийстве ее, якобы ударив ее ногой в порыве ярости, когда она была беременна.

Интересно, что беременные женщины, забитые до смерти разъяренными мужьями, — повторяющаяся тема в древней литературе, используемой для исследования (само) разрушительных тенденций автократов. Греческий писатель Геродот рассказывает историю о том, как персидский царь Камбиз ударил беременную жену ногой в живот, что привело к ее смерти. Похожий эпизод рассказывается о Периандре, тиране Коринфа. Нерон — лишь один из многих якобы «безумных» тиранов, для которых использовалась эта литературная условность.

Поппея, вероятно, умерла от осложнений, связанных с беременностью, а не от рук Нерона. Ей устроили пышные похороны и обожествили.

28 лет – Золотой день
Ворота храма Януса в Риме символически закрывались в мирные периоды и открывались во время войн. В 66 году нашей эры Нерон закрыл ворота храма, положив конец войне с Парфией. Этот акт был отмечен выпуском специальной монеты, на которой был изображен храм с закрытыми дверями. Чеканка во Франции, 66 г. н.э.

Парфянская империя, сосредоточенная в Большом Иране, была крупной политической и культурной державой и давним врагом Рима. Две державы уже давно боролись за контроль над буферным государством Арменией, и открытый конфликт снова вспыхнул во время правления Нерона. Парфянская война началась в 58 г. н.э. и, после первых побед и последующих неудач, закончилась в 63 г. н.э., когда между Нероном и парфянским царем Вологасом I было достигнуто дипломатическое решение.

Согласно этому поселению Тиридат, брат парфянского царя , будет править Арменией, но только после того, как проделал весь путь до Рима, чтобы быть коронованным Нероном.

Путешествие длилось 9 месяцев, свита Тиридата состояла из 3000 парфянских всадников и множества римских воинов. Церемония коронации состоялась летом 66 г. н.э., и этот день отмечался с большой пышностью: весь народ Рима видел нового царя Армении преклонившим колени перед Нероном. Это был золотой день правления Нерона.

30 лет – смерть

В 68 году нашей эры Виндекс, губернатор Галлии (Франция), восстал против Нерона и заявил о своей поддержке Гальбы, губернатора Испании. Виндекс потерпел поражение в битве с войсками, верными Нерону, но Гальба начал получать больше военной поддержки.

Именно в этот момент Нерон потерял поддержку народа Рима из-за нехватки зерна, вызванной мятежным полководцем, который перерезал важнейшие поставки продовольствия из Египта в столицу. Брошенный народом и объявленный сенатом врагом государства, Нерон пытался бежать из Рима и в конце концов покончил жизнь самоубийством.

После его смерти память Нерона была осуждена (практика, называемая «damnatio memoriae»), а изображения императора были уничтожены, удалены или переработаны. Однако Нерону все же устроили дорогие похороны и долгое время люди украшали его могилу цветами, а некоторые даже верили, что он еще жив.

После смерти Нерона началась гражданская война. В конце так называемого «Года четырех императоров» (69 г. н.э.) Веспасиан стал императором и основал новую династию: Флавиев.

Был ли Нерон тираном?

Нерон был молодым правителем, пытавшимся договориться о своем положении в рамках относительно новой и нестабильной политической системы, в которой бок о бок сидели монархические (император) и республиканские (сенат) элементы. В то время как император превосходил всех по силе и авторитету, нужно было избегать внешнего проявления монархии. Поэтому императорам необходимо было признать, хотя бы формально, роль сената. Этот традиционный совет, в который входили только члены аристократии, долгое время играл важную роль в управлении Римом. Однако с гражданской войной и концом республики власть сенаторов сильно ослабла.

Нерон, как и другие императоры до и после него, часто конфликтовал с сенатом, его высшая власть противоречила взглядам этого традиционного аристократического собрания, которое медленно, но неуклонно теряло власть. Античные историки, принадлежавшие к сенаторской элите, изображали Нерона безумным тираном, но следует иметь в виду, что они были далеко не беспристрастны. Неудивительно, что члены этой группы, когда писали о Нероне, стремились представить его в самом худшем свете.

Однако, когда мы рассматриваем низшие классы, возникает совсем другая картина. Ряд граффити, найденных в Риме, приветствуют Нерона, и его имя чаще всего встречается на стенах города, больше, чем имя любого другого императора Юлиев-Клавдиев или Флавиев, которые пришли после него.

Копия рисунка, нацарапанного на стене магазина или таверны на Палатинском холме в Риме, вероятно, изображающего императора Нерона.

Если мы обратимся к Риму, то увидим, какую пользу его действия принесли жителям столицы. Нерон построил великолепные общественные бани и, построив большой крытый рынок и улучшив сообщение между Римом и его гаванью, обеспечил своим людям доступ к еде. Нерон не только обеспечил удовлетворение основных потребностей людей, но и предоставил им места для развлечений, такие как ныне утраченный деревянный амфитеатр. Новые строительные правила, которые он ввел после Великого пожара, также резко улучшили условия жизни жителей Рима.

Вы можете узнать больше о Риме в первом веке нашей эры в нашем блоге путеводителя по историческим городам .

Трудно в полной мере оценить, что простые люди думали о Нероне, так как они оставили очень мало следов. Пристрастные взгляды римской элиты в конечном итоге сформировали наше понимание прошлого.

«Плохие» императоры в римской истории

Основываясь на отчетах древних историков, нам было бы трудно решить, кто был худшим римским императором. Был ли это Калигула, который якобы хотел сделать своего коня консулом и возомнил себя богом? Или самодержавный Домициан, опасавшийся заговоров против него и казнивший или сославший многих видных граждан того времени? Может быть, жестокий Коммод, возомнивший себя новым Гераклом и сражавшийся на арене гладиатором? Каракалла также является хорошим кандидатом: он убил собственного брата, чтобы править в одиночку, и уничтожил всех своих противников.

Миниатюрный бронзовый бюст Калигулы на глобусе. 37–41 гг. Н. Э. © Колчестерские музеи.

Нерон был лишь одним из многих «плохих» императоров, которых описывали как тиранических, безжалостных и стремящихся считаться богами. Сходство этих обвинений не должно вызывать удивления, учитывая, что все они были выдвинуты недовольными сенаторами с целью оклеветать своих политических противников. Даже Август, каким бы хорошим императором он ни был, не пользовался безупречной репутацией. Его приход к власти был кровавым, о чем свидетельствует проскрипционный список, который он подписал с Марком Антонием и Лепидом, с которыми он в то время правил Римом.

Как же тогда судить? Разве бессмысленная жестокость хуже расчетливой безжалостности? И как мы можем отличить правду от вымысла, если то, что мы знаем об этих императорах, исходит из источников, которые далеко не беспристрастны?

Решите для себя, был ли Нерон тираном или жертвой злобной пропаганды: взгляните на основные моменты выставки Nero: человек, стоящий за мифом , которая проходила с 27 мая по 24 октября 2021 года.

Поддерживается по бп

Купите красиво иллюстрированную выставочную книгу в нашем интернет-магазине.

Насколько противным был Нерон на самом деле?

Нерон, который был возведен на престол в Риме в 54 году нашей эры, в возрасте шестнадцати лет и правил почти полтора десятилетия, заработал репутацию тирана, убийственной жестокости и декаданса, которая сохранилась на протяжении почти двух тысяч лет. годы. По мнению различных римских историков, он заказал убийство Агриппины Младшей — своей матери и когда-то любовницы. Он пытался отравить ее, затем раздавить ее падающим потолком или утопить в самотонущей лодке, прежде чем в конечном итоге ее убийство было замаскировано под самоубийство. Нерон был обручен в одиннадцать и женился в пятнадцать на своей сводной сестре Клавдии Октавии, дочери императора Клавдия. В возрасте двадцати четырех лет Нерон развелся с ней, изгнал ее, приказал связать ее с перерезанными запястьями и задушить ее в паровой бане. Он получил ее обезглавленную голову, когда она была доставлена ​​в его двор. Он также убил свою вторую жену, дворянку Поппею Сабину, ударив ее ногой в живот, когда она была беременна.

Расточительство Нерона не ограничивалось убийством его самых близких. Он потратил целое состояние на строительство богато украшенного дворца только для того, чтобы он сгорел вместе с остальной частью города Рима в пожаре, который длился более недели. Нерон наблюдал за разрушением с безопасного возвышения, воспевая уничтожение Трои. Он был известен тем, что никогда не надевал одну и ту же одежду дважды. Он искал сексуальных ощущений, как свинья, нюхающая трюфели. У него был любимый вольноотпущенник Спор, кастрированный, а затем женившийся на нем на церемонии, на которой Спор был одет в традиционную одежду невесты, а Нерон играл жениха. Позже Нерон повторил церемонию с другим своим вольноотпущенником, играющим жениха, в то время как он принял роль невесты, без кастрации; псевдосвадьба была заключена на кушетке на глазах у гостей банкета. Он был ищет внимания, раздражителен, своенравен. Он приказал убить сенатора Публия Клодия Тразею Петуса на том основании, что его выражение лица было чрезмерно меланхоличным.

Неудивительно, что имя Нерона стало синонимом вырождения. «Пусть никогда / Душа Нерона не войдет в это твердое лоно», — напоминает себе Гамлет, готовясь противостоять Гертруде по поводу ее брака с Клавдием, решив «говорить с ней кинжалами, но не использовать». В двадцатом веке Нерон был увековечен зловещей, номинированной на премию «Оскар» ролью Питера Устинова в голливудской эпопее 1951 года «Quo Vadis», в которой Устинов носил пурпурные одежды, пинал слуг по своему желанию и прямо настаивал на том, чтобы Сенека, его наставник превратился в советника, признавшего его всемогущество. В более позднем популярном изображении, телефильме, снятом покойным Полом Маркусом, Нерон представлен как симпатичный мальчик-принц, травмированный тем, что стал свидетелем убийства своего отца императором Калигулой; Нерон начинает свое правление с добрыми намерениями, прежде чем приступить к своей собственной программе эксцессов в стиле Калигулы. Его популярная репутация фигурирует даже во всеобъемлющем каталоге человечества «Симпсоны» в эпизоде, в котором Гомер берет своего соседа-евангелиста Неда Фландерса в Лас-Вегас для эксперимента с развратом. После ночи пьянства за столиками они просыпаются и обнаруживают, что каждый из них женился на официантке из отеля-казино, где они остановились: Nero’s Palace.

Все это, по мнению некоторых недавних ученых, является в лучшем случае преувеличением, а в худшем — выдумкой: повествование, основанное на предвзятых историях, написанных спустя десятилетия после смерти Нерона и опирающихся на сомнительные источники. Нерон был последним из императоров Юлиев-Клавдиев, и эти посмертные отчеты были рассчитаны отчасти на то, чтобы очернить эту династическую линию и отполировать репутацию ее преемников. Представления о Нероне как о печально известном «основаны на партийном повествовании», — сказал мне недавно Торстен Оппер, куратор греко-римского отдела Британского музея. В музее только что открылась выставка, которая если и не направлена ​​на реабилитацию Нерона, то бросает вызов его гротескной репутации. «Все, что, как вам кажется, вы знаете о Нероне, основано на манипуляциях и лжи двухтысячелетней давности», — сказал Оппер, главный куратор шоу. Действительно, некоторые истории, рассказываемые о Нероне, такие как высказывание о том, что он «играл на скрипке, пока горел Рим», явно абсурдны: скрипки не были изобретены до шестнадцатого века.

Большая часть того, что было передано о Нероне, исходит от трех историков: Тацита, который изображает его как «осквернившего себя всякой законной или беззаконной снисходительностью»; Кассий Дион, описывающий Нерона, крадущегося инкогнито по ночному Риму, «оскорбляя женщин», «развратничая с мальчиками» и «избивая, раня и убивая» других; и Светоний, который утверждает, что Нерон, пробежавшись по обычному списку пороков, изобрел собственное извращение на публичных играх, которые он устраивал, в которых он надевал шкуру животного и «насиловал половые органы обоих мужчин». и женщин, пока они были привязаны к кольям».

Современные ученые определили, что многие тропы, используемые для характеристики пороков Нерона, имеют поразительное сходство с литературными описаниями мифических событий. Оппер сказал: «Все это основано на литературных приемах, которым обучали в римских риторических школах». Рассказы Тацита и Диона о Великом пожаре в Риме в 64 г. н.э., в их подробных воспоминаниях о плачущих горожанах и матерях, хватающих своих детей, тесно перекликаются с более ранними рассказами о нападениях на города, особенно об осаде Трои. Нерона даже не было в Риме, когда начался пожар. Более того, многое из того, что было разрушено, представляло собой трущобы, построенные землевладельцами-эксплуататорами. Во время пожара Нерон, по словам Оппера, «возглавил усилия по оказанию помощи», а затем ввел новые строительные нормы и правила.

Описание Нерона как неуравновешенного и распущенного принадлежит к риторической традиции личных нападок, которая процветала в зале римского суда. Оппер сказал мне: «У них был термин для этого — vituperatio , или «оскорбление», что означало, что вы можете сказать что угодно о своем противнике. Вы действительно можете изобретать всевозможные вещи, чтобы оклеветать этого персонажа. И это именно тот язык и стереотипы, которые мы находим в источниках». Ученый Кирк Фройденбург, пишущий в «Кембриджском компаньоне эпохи Нерона» (2017), утверждает, что мрачный рассказ о рушащемся корабле — Нерон, как говорят, отослал Агриппину с грандиозным проявлением привязанности, только чтобы его сюжет был сорван, когда она уплыла в безопасное место — «напрашивается, чтобы его воспринимали как апокриф, хитроумный хитрый замысел историков». История Древнего Рима Кассия Диона предполагает, что Нерон был вдохновлен на постройку корабля для трюков после просмотра пьесы, в которой внезапно открылась опорная лодка, но Оппер утверждает, что сам историк, вероятно, позаимствовал эту идею из пьесы. Точно так же, когда Тацит пишет, что последним жестом Агриппины было предложить свое чрево лезвию убийцы, его слова отражают отрывок из «Эдипа» Сенеки, в котором Иокаста стремится быть заколотым в чреве, «которое родило моего мужа и моих сыновей». Сенека написал пьесу во времена правления Нерона, и вполне возможно, что его пересказ мифической истории был вдохновлен реальным способом смерти Агриппины. Но более вероятно, что Сенека использовал драматическую выдумку, и что, как предполагает Оппер, это повлияло на более поздний рассказ Тацита о том, как умерла Агриппина.

Текущий ревизионизм может показаться тенденциозным. В книге 2019 года «Нерон: император и двор» британский классик Джон Ф. Дринкуотер обращается к еще более ужасной смерти Поппеи. Он принимает исторические источники, описывающие ссору между Нероном и его женой — Светоний говорит, что она злилась на него за то, что он поздно вернулся домой с гонок на колесницах, — но предполагает, что удар в живот Поппеи мог быть просто кульминацией «супружеской ссоры». это вышло из-под контроля», добавив: «Если так, то Нерон был в худшем случае виновен в непредумышленном убийстве». Оппер не видит необходимости преуменьшать домашнее насилие; скорее, он утверждает, что общее описание супружеского спора соответствует установленной модели в более ранних историях влиятельных лидеров. Для тирана «убийство беременной жены — топос», — сказал он мне. «Это применялось в римской и греческой истории. Это просто такой злой поступок — насколько хуже может быть кто-то?» Оппер сказал, что Нерон был глубоко влюблен в Поппею и отчаянно нуждался в наследнике; единственный ребенок пары, дочь, недавно умерла. В Древнем Риме беременность считалась опасным делом и могла оказаться фатальной даже без нападения. Оппер сказал мне: «Вы не можете доказать это в любом случае, но улики, я думаю, совсем не веские, чтобы говорить, что он был виноват в этом».

Британский музей стремится создать менее сенсационное описание Нерона посредством размещения и разъяснения объектов: статуй, бюстов, монет, надписей, граффити. Возникает портрет молодого, непроверенного лидера у руля громоздкой империи, находящейся в колоссальном стрессе. Тенор спектакля определяется первым экспонатом: статуей Нерона, мальчика двенадцати или тринадцати лет. Статуя, предоставленная Лувром, изображает Нерона на пороге взросления, его статус обозначен тем, что в то время было бы четкими символами: булла, амулет, который носят как медальон, подтверждает, что он свободнорожденный мальчик, который еще не достиг совершеннолетия. Поводом для изготовления статуи могла послужить свадьба матери Нерона с его двоюродным дедушкой Клавдием, тогда императором, в 49 г.нашей эры, через восемь лет после смерти отца Нерона, Гнея Домиция Агенобарба. Скорее всего, этот объект увековечивает усыновление Клавдием Нерона своим наследником в 50 году нашей эры, когда Нерону исполнилось тринадцать лет. Статуя изначально должна была быть выставлена ​​на высоком постаменте, но в музее она представлена ​​на уровне земли, так что зритель смотрит в глаза ребенку. Световое оформление отбрасывает длинную тень: вырисовывается имперский гигант.

К тому времени, когда Нерон стал императором, в 54 г. н.э., хватка империи уже давно ослабла, и сенаторские и рыцарские сословия Рима часто бросали вызов авторитету императора, который был всего лишь принцепс — ведущий член своего класса, а не наследственный правитель. В этом свете строительство Нероном Золотого дома — роскошного дворца, построенного им после Великого пожара, с тремя сотнями комнат, украшенных фресками и сусальным золотом, — можно рассматривать не столько как выражение роскошного аппетита, сколько как необходимое вложение в вечное развлечение сенаторов и рыцарей. (Тем не менее, Domus был несколько чересчур; согласно Светонию, в потолках здания были потайные отсеки, из которых лепестки цветов или капли душистых мазей попадали на головы гостей.)

Вещественные доказательства на выставке указывают на то, что, когда Нерон взошел на трон, он первоначально заручился поддержкой Сената. Клавдий чеканил монеты, на которых его портрет сочетался с изображением казарм преторианской гвардии — пугающая демонстрация военного господства. Нерон подтвердил свою легитимность, написав на монетах, изготовленных для его вступления на престол, изображения дубового венка, который традиционно вручался Сенатом в качестве почести.

Одним из наиболее ярких аспектов раннего правления Нерона была возвышенная роль его матери Агриппины. Золотые монеты, выпущенные вскоре после того, как Нерон стал императором, изображают его в профиль, нос к носу, с его матерью, чьи титулы даны: «Жена обожествленного Клавдия, мать Нерона Цезаря». На большом мраморном рельефе, созданном после вознесения Нерона, изображена Агриппина, возлагающая корону на голову Нерона, как если бы она была ответственна за его восхождение. Через год после его воцарения была отчеканена золотая монета с параллельным изображением матери и сына. Для консервативных историков, которые позже давали отчеты об этом периоде, видное положение Агриппины подчеркивало неестественность правления Нерона. Тацит презирал Нерона за то, что им «управляет женщина». Предполагаемый инцест между матерью и сыном был, согласно этому рассказу, частью отчаянной попытки Агриппины сохранить власть после смерти мужа. Тацит пишет, что, когда Нерон «раскраснелся от вина и пиршества», Агриппина «предстала в красивом платье своему наполовину пьяному сыну и предложила ему свою персону».

«Помимо зонта, назовите мне еще одну вескую причину, чтобы остаться вместе».

Карикатура Лизы Доннелли

В музейном каталоге Оппер пишет, что «похоже, сейчас мало причин воспринимать все это всерьез, кроме того, что оно раскрывает информацию об авторах». В презентации Британского музея приход Агриппины к власти изображается как свидетельство ее ума и выдающихся политических способностей, особенно с учетом ограничений патриархального общества. Чеканка времен правления Нерона также документирует ее затмение. Через несколько лет после своего воцарения Нерон изображен один. К 59Агриппина умерла в возрасте сорока трех лет, и хотя ее кончина, вероятно, не была связана с самотонущими кораблями в море, Нерон, похоже, действительно несет ответственность за то, что ее зарезали. Оппер предполагает, что Нерон, похоже, «пожертвовал» ею, чтобы успокоить сенаторскую элиту Рима, которая возмущалась ее вмешательством в общественные дела. Хотя матереубийство обычно считалось древними римлянами ужасным преступлением, Оппер отмечает, что других неудобных женщин того периода также постигла суровая участь: Юлия, единственный ребенок императора Августа, была изгнана своим отцом и умерла в изгнании. «Очевидно, что у матерей особый статус, но было бы ошибкой рассматривать Нерона изолированно, — сказал мне Оппер. «Вы теряете из виду прошлые модели и то, что они говорят нам о ценностях этого странного общества».

Демоническая репутация Нерона также противоречит свидетельствам того, что он был любим римским народом. Наряду с официальными портретами императора — бюстами и статуями — в Британском музее представлена ​​оцифрованная репродукция граффито, выцарапанного на здании на Палатинском холме. Изображение, которое соответствует изображениям Нерона на сохранившихся монетах, показывает его бородатым и полным лицом, с большим двойным подбородком и намеком на улыбку на поджатых губах. Оппер считает, что портрет вызывает восхищение, а не сатиру, отмечая, что ни один граффити-слоган не предполагает обратного. Он сообщает, что римская общественность считала Нерона молодым и энергичным. Светоний отмечает, что Нерон, став императором, разрешал представителям общественности наблюдать за его упражнениями, демонстрируя физическую силу, которая резко контрастировала с Клавдием, который был болен и хил.

Нерон провел налоговую и денежную реформы, шаги, которые, возможно, были непопулярны среди богатых, но приветствовались широкой публикой. Говорят, что император Траян, пришедший к власти через тридцать лет после смерти Нерона, говорил о «quinquennium Neronis» — пяти хороших годах четырнадцатилетнего правления Нерона. Траян не назвал конкретный период, но как император Нерон принял различные меры, которые были одобрены и, что характерно, сохранены или развиты более поздними лидерами. Он построил новую рыночную площадь и впечатляющий комплекс общественных бань, которые позволили обычным гражданам предаваться удовольствиям омовения, ранее предназначенным для богатых. В конце первого века поэт-сатирик Марциал язвительно заметил: «Кто был хуже Нерона? Но что может быть лучше теплых ванн Нерона?»

Римская публика также восхищалась аспектом характера Нерона, который подвергался резкой критике со стороны его более поздних судей: его любовью к театральности, искусству и зрелищам. Нерон любил петь, и Светоний пишет, что он «часто публично декламировал и читал стихи собственного сочинения не только дома, но и в театре». Эти выступления были «настолько к радости всего народа», что «стихи, которые были прочитаны публично, были написаны золотыми буквами и посвящены Юпитеру Капитолийскому». Обеспечение Нероном публичных игр и других развлечений еще больше способствовало его популярности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *