Театр Наций
Франсуа Рабле (предположительно 1494, Шинон — 9 апреля 1553, Париж) — один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». По мнению М.Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы.
Место и время рождения Рабле доподлинно не известны. Хотя некоторые исследователи называют годом его рождения 1483, большинство склоняется к тому, что он родился в ноябре 1494 года рядом с Шиноном, где его отец работал адвокатом. Местом его рождения считается поместье Девинье в Сёйи (англ.)русск., где сейчас расположен музей писателя.
В детском возрасте Рабле был отдан послушником в монастырь францисканцев в Фонтене-ле-Конт. Там он изучал древнегреческий и латинский языки, естественные науки, филологию и право, заслужив своими изысканиями известность и уважение среди своих современников-гуманистов, включая Гийома Бюде. Из-за неодобрения орденом его изысканий, Рабле добился разрешения Папы Климента VII перейти в бенедиктинский монастырь в Мальезе, где он встретил более тёплое отношение к себе.
Позднее Рабле покинул монастырь для обучения медицине в университетах Пуатье (англ.)русск. и Монпелье (англ.)русск.. В 1532 году он перебрался в Лион, один из культурных центров Франции. Там он совмещал врачебную практику с редактированием латинских трудов для печатника Себастьяна Грифа (англ.)русск.. Свободное время он посвящал написанию и публикации юмористических памфлетов, критиковавших устоявшиеся порядки и выражавших его понимание свободы личности.
В 1532 году под псевдонимом Алькофрибас Насье (фр. François Rabelais, анаграмма от его собственного имени без седиля) Рабле опубликовал свою первую книгу — «Пантагрюэль», ставшую потом второй частью обессмертившего его имя «Гаргантюа и Пантагрюэля». В 1534 году последовала её предыстория — «Гаргантюа», где рассказывалось о жизни отца протагониста предыдущей книги. Оба произведения были осуждены богословами Сорбонны и католическими клириками за своё сатирическое содержание. Третья часть, опубликованная Рабле в 1546 году под его настоящим именем, также была запрещена.
Благодаря поддержке влиятельной семьи дю Белле Рабле получил разрешение короля Франциска I на продолжение публикаций. Однако после смерти монарха писатель вновь столкнулся с неодобрением академической элиты, а французский парламент приостановил продажи его четвёртой книги.
Рабле некоторое время — в 1534 и 1539 годах преподавал медицину в Монпелье. Он часто путешествовал в Рим вместе со своим другом кардиналом Жаном дю Белле, также недолгое время (когда пользовался покровительством Франциска I) жил в Турине у его брата Гийома. Семейство дю Белле снова помогло Рабле в 1540 году — в легализации двух его детей (Огюста Франсуа и Жюни).
В 1545—1547 годах Рабле жил в Меце, республиканском имперском вольном городе, где нашёл укрытие от осуждения парижских богословов. В 1547 году он был назначен викарием Сен-Кристоф-дю-Жамбе (англ.)русск. и Мёдона (отказался от этой должности незадолго до своей смерти в Париже в 1553 году).
Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».
Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах — обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.
Кто такой Франсуа Рабле? | Вокруг Света
Вопрос–ответИстории
- Фото
- Florilegius / Alamy
Кто это?
Франсуа Рабле — это знаменитый французский писатель, врач и гуманист эпохи Ренессанса. Он родился 4 февраля 1494 около Шинона в Турени, современный регион Центр, департамент Эндр и Луара; умер 9 апреля 1553 в Париже.
Хотя стоит оговориться, что точные день и год рождения не признаны всеми биографами Рабле: дата предположительная. Даже год рождения точно не определен, возможны также 1483, 1490 или 1495 гг.
- Фото
- Digital Image Library / Alamy
Жизнь
Сын сенешаля и адвоката Франсуа Рабле начал свою жизнь в стенах францисканского монастыря, а затем — продолжил свое обучение в монастыре бенедиктинцев, где он начал изучать древние латинские и греческие тексты и вступил в переписку с известными гуманистами его эпохи, в частности с Гийомом Бюде.
Некоторое время он жил при дворе мальезесского епископа, потом в Париже и в Монпелье, где он получил степень бакалавра медицины (1530) и стал преподавать, читая курсы о Гиппократе и Галене. Через несколько лет он под псевдонимом опубликовал сначала свою книгу о Пантагрюэле (1532), а затем о Гаргантюа (1534).
Книги получили известность, стали пользоваться огромной популярностью, но Сорбонна и французский Парламент осудили и запретили распространение книг, и Рабле, вынужденный скрываться от преследований даже несмотря на покровительство французского короля Франциска I, уехал в Рим, где в качестве врача жил у своего друга и патрона кардинала Жана дю Белле.
В 1537 Рабле получил степень доктора и позволение папы римского практиковать врачевание. Пока Рабле жил в Турине и занимался медициной, ему разрешили напечатать третью книгу о Пантагрюэле (1546), которую он посвятил Маргарите Наваррской, сестре короля Франциска I.
В 1551 Рабле получил приход в Медоне, где он опубликовал четвертую книгу о Пантагрюэле, и, несмотря на продолжающееся осуждение его сочинений в Сорбонне, спокойно окончил свои дни в Париже 9 апреля 1553.
- Фото
- SPCOLLECTION / Alamy
Литературное творчество
Два романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» представляют из себя грандиозное сатирическое изображение жизни современной писателю Франции, всех слоев общества: беднейшие крестьяне, бродяги и мелкие провинциальные сеньоры, отцы города, богатеи, ростовщики-лихоимцы, городские низы, ремесленники всех мастей, пекари и пивовары, рыночные и уличные торговцы, судейские, духовенство, бродячие жонглеры и комедианты, врачи-шарлатаны, гадалки, предсказатели судьбы и составители гороскопов, горожане и проститутки. Это вполне реалистическое воспроизведение жизни, хотя в романах она преображается, ее пропорции сдвигаются, отдельные характеристики заостряются, и периодически выходит за пределы внешнего правдоподобия.
Первая книга Рабле «Ужасающие и устрашающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого гиганта Гаргантюа. Новое сочинение мэтра Алькофрибаса Назье» хотя и создана в духе жизнеописаний, хроник, и рыцарских романов, но фактически является и пародией на эти жанры, поскольку подвергает осмеянию жизнеописания королей и полководцев, жития святых, юридическое псевдокрасноречие и схоластическую заумь. Критика черт старого мира достигается двояким путем — посредством отрицания, осмеяния, доведения до абсурда: государственных установлений, судопроизводства, схоластической псевдоучености, религиозной нетерпимости.
Вторая книга «Гаргантюа» — сочинение еще более непримиримое, где через рассказ о жизни Гаргантюа, отца Пантагрюэля, представлен образец воспитания народного монарха, воспитание нового человека эпохи. Положительная программа начинается с отрицания схоластических методов воспитания, монашества, судейского сословия, оголтелых клерикалов и папства, которое изображено в романе Рабле в образе Постника — существа из антимира, противостоящего миру его героев. С папством связано все самое отрицательное в жизни — насаждение слепого фанатизма, веры в мощи и реликвии, учреждение различных монашеских орденов, неумеренное преклонение перед папскими предначертаниями и выкачивание из христианских народов огромных денежных сумм. Неудивительно, что книги Франсуа Рабле были включены католической церковью в «Список запрещенных книг» (Index librorum prohibitorumon лат.).
Сегодня читают
Старинная загадка из журнала XIX века: найдите медведя на картинке
Английский тест на внимательность: найдите 9 предметов за 1 минуту
Ответьте на 5 вопросов, а нейросеть нарисует, как видят вас окружающие
Ваш мозг еще молод, если можете решить эту головоломку за 30 секунд
Тест: выберите животное, а мы расскажем, какой вы хозяин для своего питомца
Рабле, Франсуа ок. 1494–1553 Французский гуманист и писатель
Французский писатель Франсуа Рабле, хотя и наиболее известен как автор сатирических произведений*, за свою жизнь сделал множество профессий. В разное время он был монахом, врачом, учителем, священнослужителем, знатоком языков. Он прославился своей сатирой «
Жизнь Рабле. Ученые очень мало знают о некоторых периодах жизни Рабле. Даже дата его рождения остается неопределенной. Некоторые данные свидетельствуют о том, что он родился уже в 1483 году, но большинство ученых считают 1494 год правильной датой. Сын успешного юриста из французского города Шинон, Рабле, возможно, учился на монаха в ближайшем монастыре. Если так, то он мог начать свои занятия уже в 1510 или 1511 году, получив традиционное образование в области церковной латыни и религиозной философии. В какой-то момент он также научился читать по-гречески.
К 1521 году Рабле поступил в другой монастырь, где он попал в группу ученых-гуманистов. В 1523 году он пережил первый из череды конфликтов, которые у него будут на протяжении всей его жизни, с консервативными теологами* в Париже. Факультет богословия Парижского университета конфисковал греческие и латинские книги Рабле и его круга друзей. Хотя факультет в конце концов вернул тексты, Рабле вскоре ушел, чтобы присоединиться к другому, менее строгому ордену монахов.
Четыре года спустя он оставил этот орден и вышел в мир.Затем Рабле продолжил изучать медицину, получив степень бакалавра медицины в 1530 году. Он время от времени занимался медициной на протяжении всей своей жизни, а его продвинутые языковые навыки помогли ему сделать себе имя в этой области. Медицинские школы того времени в значительной степени полагались на работы древнегреческих писателей-медиков, таких как Гиппократ и Гален. Рабле произвел новые, точные издания этих древних текстов. Он также читал лекции о Гиппократе.
В 1531 году Рабле опубликовал свою сатиру Пантагрюэль, , которые сразу же стали популярными. Однако работа оскорбила факультет теологии в Париже, который осудил ее как непристойную. Через несколько лет Рабле привязался к важному покровителю* — кардиналу Жану дю Белле, епископу Парижа. Однако поддержки дю Белле было недостаточно, чтобы защитить Рабле от парижских теологов, которые продолжали нападать на его творчество на протяжении всей его жизни.
В 1534 году Рабле опубликовал еще одну сатиру, Гаргантюа. Нравится Пантагрюэль, эта работа высмеивала Римско-католическую церковь. К несчастью для Рабле, группа протестантских реформаторов выбрала тот же год, чтобы расклеить по всему Парижу плакаты, протестующие против католической практики. Католическая церковь немедленно начала осуществлять больший контроль над книготорговцами и типографиями. Те, кто критиковал церковь, подобно Рабле, оказались в рискованной ситуации.
Рабле получил ученую степень в области медицины в 1537 году. Всю оставшуюся жизнь он обеспечивал себя деньгами от своей медицинской практики, поддержкой своих покровителей и скромным доходом, который он получал от своих популярных сочинений. Он также получал небольшую зарплату как священнослужитель. В 1543 г. богословский факультет осудил Гаргантюа и Пантагрюэль, , но король разрешил Рабле продолжать писать о персонажах. Еще два тома этой серии Рабле опубликовал перед своей смертью в 1553 году. Обстоятельства и точная дата его смерти неизвестны.
Гаргантюа и Пантагрюэль. Самая известная работа Рабле, Гаргантюа и Пантагрюэль, представляет собой сборник из пяти книг. Рабле опубликовал первые четыре книги в течение 20 лет, а пятая вышла уже после его смерти. Главные герои книг — Пантагрюэль и его отец Гаргантюа — гиганты, созданные Рабле по образцу персонажей популярных сказок.
Первые две книги по форме похожи на романы*, с сюжетами, включающими нагромождение комических событий. На протяжении всех этих приключений Рабле допускает сатирические комментарии об интеллектуальных, религиозных и профессиональных людях своего времени. Он также утверждает ценности христианского гуманизма и реформаторского движения внутри церкви. Например, один из его персонажей — монах Жан — представляет новый тип монаха, мирского и активного. В более поздних книгах Пантагрюэль и его приятель Панург обращаются за советом к различным советникам о том, следует ли Панургу жениться, и в конце концов отправляются в пародийное эпическое* путешествие, чтобы посоветоваться с оракулом. Сюжет этих книг отражает тему поиска ответов в неопределенном мире.
Гаргантюа и Пантагрюэль прославляет разрушение границ и отвергает жесткие точки зрения. Как рассказчик, Рабле прячется за множеством масок — в одном месте он мудрый философ, в другом — мошенник. Рабле также порывает с традицией, смешивая слова как из высших, так и из низших слоев общества. Наконец, работа постоянно меняет перспективу, иногда начиная с серьезного комментария, а затем с насмешкой. Например, когда два персонажа сталкиваются с загадкой в религиозном здании, один из них читает ее как божественную христианскую истину, а другой видит только правила игры в теннис. Эти постоянные сдвиги лишают читателя ясного изложения убеждений автора.
( См. также Французский язык и литература; Сатира. )
- * сатира
литературное или художественное произведение, высмеивающее человеческую порочность и глупость литература и история Древней Греции и Рима) как руководство к жизни
- *богослов
лицо, изучающее религию и природу Бога
- * покровитель
сторонник или финансовый спонсор художника или писателя
7 * 0008приключенческая история Средневековье, предтеча современного романа
- *эпопея
поэма о приключениях героя
Бесценная жизнь писателя Великого Возрождения Франсуа Рабле0001
Франсуа Рабле (1494 – 1553)
Вероятно, 9 апреля 1553 года скончался французский писатель эпохи Возрождения, врач, гуманист эпохи Возрождения, монах и греческий ученый Франсуа Рабле . Из-за его литературной силы и исторической важности западные литературные критики считают его одним из великих писателей мировой литературы и одним из создателей современной европейской письменности. Его самая известная работа — « Гаргантюа и Пантагрюэль », повествующая о приключениях двух великанов, Гаргантюа и его сына Пантагрюэля. Произведение написано в забавном, экстравагантном и сатирическом ключе, отличается большой эрудицией, пошлостью и игрой слов, и его регулярно сравнивают с произведениями Уильяма Шекспира [1] и Джеймса Джойса[2].
«Вот и вся слава, которую жаждет мое сердце,
Видя, как тебя съедает печаль, побеждает тебя.
Я лучше буду писать о смехе, чем о слезах,
Потому что смех делает людей человечными и мужественными.
БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!»
– Франсуа Рабле (1532–1564), Гаргантюа и Пантагрюэль, Введение
Франсуа Рабле – Ранние годы
Рабле, вероятно, родился в Ла-Девиньер, поместье недалеко от Шинона, в провинции Турень, Франция, и был младшим из трех сыновей богатого землевладельца и адвоката Антуана Рабле, сеньора де ла Девиньера († 1564 г. ), которые последовательно занимали различные должности в Шиноне. Его женой была Мария Катрин Дюсуй. Рабле поступил в послушничество во францисканском монастыре Ла-Бометт, Couvent des Cordeliers de la Baumette недалеко от Анжера. Около 1511 года Рабле принял таинства рукоположения. Он был задокументирован в 1520 году как монах в Couvent des Puy-Saint-Martin Fontenay-le-Comte (Вандейский департамент). Здесь он соприкоснулся с гуманизмом, исходившим из Италии от старшего собрата, и начал изучать древнегреческий язык. Кроме того, он установил заочные контакты с учеными, о чем свидетельствует письмо 1521 г., по-видимому, уже второе у него, известному гуманисту Гийому Бюде, инициатору Королевского колледжа, основанного в Париже в 1530 г. В ходе своей греческой исследований, Рабле написал уже не сохранившийся перевод первой книги Геродота.0113 История персидских войн около 1522 г.[3]
Греческие тексты, споры и Пуатье
В 1520-е годы Рабле, как и многие современники, интересующиеся гуманизмом, был увлечен реформаторскими идеями протестантизма. В 1523 году, когда все греческие исследования были заклеймены враждебно настроенным к реформам парижским теологическим факультетом Сорбонны как предшественники ереси, Рабле вступил в конфликт со своими францисканскими религиозными руководителями из-за своих исследований древних и особенно греческих текстов. При посредничестве епископа Пуатье Жоффруа д’Эстиссака, который также был аббатом бенедиктинского монастыря, он получил папское разрешение перейти в него в 1524 году, что позволило ему оставить более антиобразовательных францисканцев в пользу традиционно более дружественные к образованию бенедиктинцы. Будучи его спутником в поездках по епархии, он явно вступал в контакт с людьми самого разного происхождения и происхождения. Возможно, в эти годы он также посещал юридические лекции в Университете Пуатье. Около 1526 г. появилось его первое печатное произведение — послание на латинском стихе к другу-поэту-юристу из Лигуже.
Медицинские науки
С 1528 года Рабле находится в Париже, вероятно, после промежуточных остановок в университетах Бордо, Тулузы и Орлеана. По-видимому, он принял статус епархиального священника, в котором ему было свободнее продолжать свои исследования, теперь в основном медицинские, и поддерживать научные контакты. В сентябре 1530 года он поступил в знаменитую медицинскую школу Монпелье, где уже 1 ноября Рабле получил степень бакалавра. Медицина в то время почти полностью сводилась к изучению книг, основанных на трудах Гиппократа и Галена. На Рабле сильно повлияли тексты Иоганна Манардуса, одного из ведущих врачей Италии начала 16 века.
Титульный лист «Пантагрюэля» Рабле под редакцией Клода Нурри около 1530–1532 гг.
Гаргантюа и Пантагрюэль
«Его книга — загадка, которую можно считать необъяснимой. Там, где это плохо, это за гранью худшего; в нем есть очарование толпы; где хорошо, там прекрасно и изысканно; это может быть самое изысканное из блюд».
– Жан де Лабрюйер о книге Рабле, цитируется в Католической энциклопедии 1911 года.
Летом 1532 года Рабле жил в Лионе, где занимался врачебной практикой и в то же время публиковал различные научные труды вместе с печатником и издателем Себастьяном Грифиусом. Однако он не дал себя этому увлечь, а также написал роман, который также был опубликован в Лионе в конце 1532 г.: Ужасные и эпатажные факты и домыслы трэс реноме Пантагрюэль, Король дипсодов, сын великого Гаргантюа. (Страшные и ужасные приключения и подвиги прославленного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюа) . Произведение уже по названию было узнаваемо как пародия, особенно жанра рыцарского романа. После успеха Рабле быстро выпустил Gargantua в том же стиле, с названием La Vie très horrifique du grand Gargantua, père de Pantagruel 9.0114 ( Очень страшная жизнь великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля ). Остальные тома, изданные значительно позже, вышли под его настоящим именем и носят трезвые названия Le tiers livre, Le quart livre и Le cinquième livre ( «Третья книга», «Четвертая книга», «Пятая книга». ). Более того, они больше не придерживаются традиции пародий на рыцарские романы, как их предшественники. Два главных героя, Пантагрюэль, молодой великан, и его отец Гаргантюа, до сих пор известны в основном под французскими прилагательными pantagruélique (« avoir un appétit pantagruélique » — испытывать пантагрюэльский аппетит) и gargantuesque (« un repas gargantuesque » — колоссальный пир). Успех Рабле был основан на том, что на стилистическом уровне он смешивал шутливую иронию и сарказм, грубое остроумие и педантическую эрудицию, каламбуры и комично использовал реальные и вымышленные цитаты.
Иллюстрация Пантагрюэля к четвертой книге серии «Пантагрюэль и Гаргантюа» Франсуа Рабле, опубликованной в Oeuvres de Rabelais (Париж: Garnier Freres, 1873)
Жан де Белле и Рим
В конце 1532 года Рабле получил должность в Лионской больнице, Hôtel-Dieu de Notre-Dame de la Pitié. В дополнение к своей медицинской работе он часто посещал интеллектуальные круги города, которые в то время были наравне с Парижем. Вероятно, в начале 1534 г. он познакомился с Жаном дю Белле, епископом Парижа и членом королевского совета, высокообразованным человеком, который во время дипломатической поездки в Рим остановился в Лионе и нанял его, младшего, в качестве своего личного врача и заместитель секретаря. Во время своего пребывания в Риме Рабле получил представление об условиях на Святом Престоле, где папа Климент VII маневрировал между интересами Франции и императором Карлом V, с которым он был невольным союзником с момента завоевания и разграбления Рима испанской империей. войска в 1530 году. Вернувшись в Лион, он редактировал эрудированную латинскую работу итальянца по топографии Древнего Рима. В начале 1535 г. – у Рабле только что было еще альманах напечатал – он уехал из Лиона. В конце октября 1534 года король Франциск I решил занять более сильную позицию против реформаторов и с этой целью разрешил принять дополнительные административные меры. В эти смутные времена Рабле смог вернуться на службу к Жану дю Белле и снова сопровождать его, возведенного в майские кардиналы, в Рим.
Пьемонт
В начале 1537 года, поскольку Папа одновременно разрешил ему оставаться врачом, он получил докторскую степень в Монпелье, а затем читал лекции по трудам Гиппократа. Он снова основывал свои лекции на греческом оригинале и критиковал общепринятую латинскую версию как ошибочную. Летом он произвел фурор в Лионе, когда во время визита вскрыл труп повешенного. В 1538 году мы находим его в Эг-Морте с Жаном дю Белле, который присутствовал здесь на встрече между королем Франциском I и императором Карлом V, которые только что договорились о перемирии в своей затянувшейся борьбе за господство в Италии. В конце 1539 г., Рабле был рекомендован Жаном дю Белле своему больному старшему брату Гийому дю Белле, сеньору де Ланже (1491-1543), высокому военному человеку, назначенному губернатором северного итальянского герцогства Пьемонт, которое было оккупировано французскими войсками. Он был доставлен им в Турин, столицу Пьемонта, где написал латинскую историю своих кампаний под названием Stratagemata , но она утеряна.
Поздние годы
После смерти короля Франциска I в 1547 году Жан дю Белле снова отправился в Рим с дипломатической миссией, и Рабле сопровождал его. По дороге последний передал лионскому печатнику первые одиннадцать глав нового тома, вышедшего в 1548 г. 0113 Le Quart livre des faits et dits héroïques (Квартальная книга героических фактов и рассказов) . Затем он завершил книгу в Риме. Здесь, в нескольких сатирических пассажах, он обработал свои наблюдения из политики Папы и таким образом косвенно поддержал нового французского короля Генриха II, добивавшегося учреждения национальной «галликанской» церкви. Когда Quart livre был издан целиком в начале 1552 года, теперь уже в Париже, отношение правителей изменилось. Король и папа пришли к соглашению, и критика последнего больше не приветствовалась. Соответственно, Сорбонна без колебаний осудила книгу. В результате Парижский парламент также запретил работу. Однако запрет не уменьшил успеха книги. После этого о нем больше ничего не известно. Однако, по-видимому, он работал над другим томом продолжений незадолго до своей смерти в апреле 1553 года. Он был завершен неизвестной рукой, вероятно, по инициативе его печатника. Она была опубликована в 1563 году под названием Le cinquième livre и вошла в полные издания цикла, которые стали выходить вскоре после смерти автора и продолжали выходить с большой регулярностью.
Восприятие литературных произведений Рабле
Его романы, вероятно, использовались современной читающей публикой как источник развлечения в то время, когда не над чем было смеяться перед лицом реальности, в которой доминировала огромная религиозная и идеологическая поляризация. Эта поляризация проникла в семью, вызвала растущую нетерпимость к сектантским партиям и их пропагандистам и привела к все большему ожесточению людей. Сегодня Рабле считается величайшим французским писателем 16 века, одним из величайших французских литератур вообще, и особенно номинальным главой нравственно часто неправильного, но народно-веселого «esprit gaulois» или «rablaisien», хотя его язык стал архаичным, а его каламбуры и аллюзии часто едва понятны. Рабле также оставил традицию на медицинском факультете Университета Монпелье: ни один медик-выпускник не может пройти созыв, не принеся присяги под мантией Рабле. Дальнейшая дань уважения ему воздается в других традициях университета, таких как его faluche, характерная студенческая шапка, стилизованная в его честь, с четырьмя цветными полосами, исходящими из ее центра.
Ссылки и дополнительная литература:
- [1] Освежите свой Шекспир, блог SciHi
- [2] Джеймс Джойс и литературный модернизм, блог SciHi
- [3] Геродот из Гарликарнаса — отец истории, SciHi Blog
- [4] Гаргантюа и Пантагрюэль в Project Gutenberg, перевод сэра Томаса Уркхарта и иллюстрации Гюстава Доре.
- [5] Боуэн, Барбара С. (1998). Входит Рабле, Смеющийся . Издательство Университета Вандербильта.
- [6] Работы Франсуа Рабле или о нем в Интернет-архиве
- [7] Фрейм, Дональд Мердок; Рабле, Франсуа (1999). Полное собрание сочинений Франсуа Рабле . Беркли: Калифорнийский университет Press
- [8] Музей Франсуа Рабле в Интернете (на французском языке)
- [9] Французские страсти: Саймон МакБерни о Рабле, в Culturetheque IFRU на YouTube .