Вишневый сад – краткое содержание по действиям: о чем это произведение и в чем его смысл
Великий русский писатель Антон Павлович Чехов был не только великолепным прозаиком, но и выдающимся драматургом. Пьесы Чехова и в наши дни входят в основу классического репертуара русских и зарубежных драматических театров.
Одним из ярких образцов этой грани таланта классика русской литературы является пьеса «Вишневый сад», краткое содержание которой можно уложить в несколько минут, хотя на сцене она идет около трех часов. «Вишневый сад» читать достаточно интересно, но гораздо интереснее увидеть игру актеров в театре.
Содержание
Исторический контекст пьесы
Пьеса «Вишневый сад» является последней.
Это интересно! Чехов написал «Вишневый сад» в 1903 году в Ялте, где, больной туберкулезом в последней стадии, доживал свои дни. А впервые поставлен «Вишневый сад» был на сцене Московского художественного академического театра (МХАТ) на следующий год, который стал годом смерти Антона Павловича.
Сам автор относил произведение к жанру комедии, хотя по сути в нем нет ничего смешного. Сюжет «Вишнёвого сада» скорее драматичен. Более того, в содержании пьесы можно найти и трагические ноты, поскольку речь идет о разорении старинного дворянского рода.
Время действия в пьесе «Вишневый сад» – конец XIX начало XX века, когда в России происходила смена общественно-экономических формаций. На смену феодализму, завершившемуся с отменой крепостничества, пришел капиталистический строй, и в описываемый период капитализм уже полностью вступил в свои права.
Разбогатевшие буржуа – купцы и выходцы из крестьянства – по всем фронтам теснили дворянство, многие представители которого оказались совершенно неприспособленными к новым условиям, не понимали смысл и причины их возникновения. Острота ситуации, описанная в пьесе, когда правящий дворянский класс постепенно терял свое экономическое и политическое влияние, достигла пика в первом десятилетии нового века.
Персонажи «Вишневого сада» – члены одной дворянской семьи, когда-то очень богатой, но ныне погрязшей в долгах и вынужденной продавать свое имение, а также их слуги.
Здесь присутствует и представитель противоположной стороны – буржуазии.
Действующие лица
В список главных героев «Вишневого сада» входят:
- Раневская Любовь Андреевна – владелица поместья, вдова, впечатлительная экзальтированная дама, привыкшая к роскоши прежних лет и не осознающая трагичности своего нового положения.
- Аня – родная семнадцатилетняя дочь Раневской. Несмотря на юный возраст, девушка рассуждает гораздо трезвее матери, понимая, что жизнь уже никогда не будет прежней.
- Варя – приемная двадцатичетырехлетняя дочь Раневской. Старается поддерживать приходящее в упадок хозяйство, добровольно исполняя обязанности экономки.
- Гаев Леонид Андреевич – брат Раневской, прожигатель жизни без определенных занятий, любимым времяпрепровождением которого является игра в бильярд. Постоянно не к месту вставляет в речь бильярдные словечки. Склонен к пустым речам и безответственным обещаниям. Взгляды на жизнь схожи со взглядами сестры.
- Лопахин Ермолай Алексеевич, отец которого когда-то был крепостным у родителей Раневской, – человек нового времени, купец.
Деловая хватка Лопахина помогла ему заработать состояние. Пытается подсказать Раневской, как спастись от разорения, предлагая идеи извлечения прибыли из рушащегося имения, но не забывает и о своей выгоде. Считается женихом Вари, но не торопится делать предложение. - Трофимов Петр – вечный студент, бывший когда-то учителем погибшего сына Раневской Гриши.
Это интересно! Антон Чехов Каштанка: читаем краткое содержание в режиме онлайн
Второстепенных персонажей несколько, их можно представить в кратком описании.
Первую группу составляют:
- сосед Раневской по поместью Симеонов-Пищик, так же, как и она, не вылезающий из долгов,
- конторщик Епиходов – невезучий человек по прозвищу «22 несчастья»,
- компаньонка Раневской Шарлотта Ивановна – бывшая циркачка и гувернантка, женщина «без роду и племени».

Вторая состоит из слуг: горничной Дуняши и двух лакеев – старого Фирса, помнящего еще крепостное право, и молодого Яши, мнящего себя важной персоной из-за того, что ему довелось вместе с Раневской побывать за границей.
Краткое содержание
Важно! План пьесы «Вишнёвый сад» включает четыре действия. Ее краткое содержание по действиям можно читать онлайн.
Действие 1
В имении ожидается прибытие хозяйки из Парижа после пятилетнего отсутствия. Любовь Андреевна Раневская уехала во Францию после того, как умер от пьянки муж, а затем погиб маленький сын.
Наконец все дома. Начинается суматоха: по комнатам проходят хозяева и слуги, несут дорожные вещи. Раневской кажется, что в ее жизни все осталось прежним, но она заблуждается. Очень сильно ухудшилось финансовое положение помещицы, стоит вопрос о продаже за долги с аукциона родового имения вместе с вишневым садом.
Аня жалуется Варе, что мать не осознает всей серьезности своих финансовых проблем, продолжает тратить деньги, не раздумывая.
Например, соглашается дать в долг Пищику, которому нечем уплатить проценты по закладной.
Входит Петя Трофимов, это напоминает Раневской о погибшем сыне. Любовь Андреевна плачет, все пытаются ее успокоить. Помещица замечает, что Трофимов очень изменился за прошедшие 5 лет – постарел и подурнел.
Чтобы избежать финансового краха, Лопахин советует построить на месте огромного сада вокруг имения дачи и сдавать их в аренду. Однако такое деловое предложение приводит Любовь Андреевну в ужас. Ермолай Алексеевич уходит. Все один за другим расходятся по комнатам, чтобы лечь спать.
Действие 2
После возвращения хозяйки прошло время, приближается продажа имения, однако никаких решений так и не принято. На скамейке сидят Шарлотта, горничная и лакей Яша. Епиходов стоит, играя на гитаре. Шарлотта рассказывает о своей одинокой жизни, потом оставляет компанию. Епиходов просит Дуняшу о приватной беседе. Ссылаясь на прохладу, девушка отсылает его в дом за накидкой, а сама признается в любви Яше, который явно не склонен к взаимности.
Заметив, что идут господа, Дуняша уходит.
Подходят Раневская, Гаев и Лопахин. Ермолай Алексеевич снова говорит о вишневом саде, но Гаев прикидывается непонимающим. Лопахин сердится и хочет уйти, Любовь Андреевна его удерживает, рассказывая о своей несчастной любви. Затем она говорит, что Лопахину нужно жениться, и предлагает в невесты Варю, но тот отделывается общими словами.
Подходят Трофимов, Аня и Варя. Лопахин дразнит Трофимова, говоря, что ему скоро 50, а он все еще студент и ходит с барышнями. Петя уверен, что люди, считающие себя интеллигентными, на самом деле грубы, пошлы и необразованны. Лопахин согласен: в России очень мало честных и порядочных людей.
Все, кроме Ани и Пети, уходят. Петя говорит о том, что Россия с ее крепостничеством отстала от других стран на 200 лет. Трофимов напоминает Ане, что не так давно ее предки владели живыми людьми, и искупить этот грех можно только трудом. В это время слышен голос Вари, зовущей Аню, которая вместе с Петей уходит к реке.
Это интересно! Роман Обломов: краткое содержание произведения по главам
Действие 3
В день торгов, когда должны были продать имение, хозяйка устраивает бал. Шарлотта Ивановна развлекает гостей фокусами. Пришедший в имение на бал Пищик по-прежнему говорит о деньгах. Любовь Андреевна ждет возвращения брата с торгов, волнуется, что его долго нет, и говорит, что бал был затеян некстати. Тетушка-графиня прислала 15 тысяч, но их не хватит.
Петя говорит, что, независимо от того, будет ли имение продано сегодня или нет, ничего не изменится – судьба вишневого сада решена. Бывшая хозяйка понимает, что он прав, но не хочет соглашаться. Она получила из Парижа телеграмму от любовника, который снова заболел и просит ее вернуться. Раневская говорит, что все еще любит его.
В ответ на удивление Пети, как она может любить человека, который ее обобрал и обманул, она сердится и говорит, что Петя ничего не знает о любви, потому что в его годы у него даже нет любовницы.
Оскорбленный Петя уходит, но затем возвращается. Хозяйка поместья просит у него прощения и идет с ним танцевать.
Аня входит и говорит, что торги состоялись, и имение продано. В это время возвращаются Гаев и Лопахин, который сообщает, что имение купил он. Помещица плачет, Лопахин старается ее утешить, потом уходит вместе с Пищиком. Аня успокаивает мать, ведь с продажей имения жизнь не заканчивается, впереди еще много хорошего.
Действие 4
Продав поместье, бывшие хозяева испытывают облегчение – болезненный вопрос наконец решен. Обитатели проданного имения покидают его. Лопахин собирается ехать в Харьков, Петя решает вернуться в университет и продолжить учебу.
Он отказывается от денег, предложенных Лопахиным, так как свободный человек не должен зависеть ни от кого. Аня также собирается закончить гимназию, начать работать и жить новой жизнью.
Ее мать собирается вернуться во Францию проживать деньги тетки. Яша едет с ней, Дуняша со слезами прощается с ним. Гаев все же берется за работу – он будет банковским служащим.
Приходит Пищик с неожиданной новостью: на его земле нашли месторождение белой глины, он теперь богат и может отдать долги.
Лопахин обещает помочь Шарлотте найти новое место, Варя тоже находит работу – устраивается экономкой в соседнее имение. Епиходов остается конторщиком у нового хозяина имения. Раневская пытается устроить объяснение Лопахина с Варей, но он уходит от разговора.
Это интересно! Грибоедов Горе от ума – краткое содержание и характеристика по главам
Полезное видео
Подведем итоги
Все покидают дом и забывают про Фирса. Старый слуга ложится на диван умирать и слышит стук топора – это вырубают вишневый сад. Так печально заканчивается пьеса «Вишневый сад» , иронически названная автором комедией.
Вишневый сад — краткое содержание и анализ пьесы А. П. Чехова
Скачать обзор:
Время и место действия
Действие комедии происходит на рубеже 19-20 веков.
Сюжет начинает развиваться с весны и заканчивается осенью, то есть временной охват составляет в среднем 5 месяцев.
Место, где разворачиваются основные события, — имение Раневской. Первое действие происходит непосредственно в комнатах, второе — на природе, недалеко от усадьбы, третье и четвёртое — снова в доме. В пьесе есть несколько указаний на то, что имение расположено в одной из южных губернии Малороссии (современная территория Украины).
Очень краткий пересказ пьесы
Пьеса начинается с того, что в свое имение возвращается хозяйка, помещица Раневская Любовь Андреевна, вместе с ней приезжает ее дочь Аня. В России они не были 5 лет. Но здесь их поджидают денежные проблемы. Решить их никак не удается.
Тогда предприимчивый делец Лопахин предлагает выкупить усадьбу, чтобы в дальнейшем вырубить вишневый сад, разбить территорию на участки и сдавать в аренду дачникам. Владелица долго не соглашается, но в результате ей ничего не остается, как пойти на сделку. Она тяжело переживает это событие, потому что здесь она выросла, вышла замуж, похоронила сына.
Прощаясь с домом, Раневская устраивает бал. На нем читатель знакомится со всеми персонажами, узнает их взгляды на жизнь.
В результате имение продано, Лопахин торжествует. А вдалеке слышны удары топора.
Герои пьесы и их характеристика
Раневская Любовь Андреевна
Помещица средних лет, вдова. Она образованна, мила, чувствительна, добра со слугами, проста в обращении с ними. Любовь Андреевна живет воспоминаниями, чувствами, практическая жизнь ей непонятна.
Она фактически потеряла состояние. Много потрачено на любовника, она ни на чём не экономит: еда — дорогая, чаевые — щедрые. Имение уже продаётся за долги, а она слышать не хочет о предложении Лопахина сдать землю в аренду дачникам, дорожа памятью о своём прошлом. В этом её дворянское пренебрежение прибылью, но и неприспособленность к жизни.
Гаев Леонид Андреевич
Брат Раневской, бездеятельный, любящий пускаться в пространные рассуждения.
Большой специалист лишь по части бильярдной игры. Он чувствителен, как сестра, неплохо образован, но бесхарактерный, не представляет, как обеспечить себя. Гаев строит нереальные планы, которым не суждено сбыться. С детства живет в родном доме, у него нет ни жены, ни детей.
Раневская и Гаев представляют вырождающийся класс русского дворянства, которое когда-то сформировалось как мощная опора государственного строя. Теперь дворяне утратили эту функцию, стали беспомощными, инертными, что автор с грустью констатировал. Он чутьём художника понимал, что упадок дворянства с его культурой станет гибельным для фундаментальных основ государства.
Лопахин Ермолай Алексеевич
Это человек предприимчивый, хваткий и трудолюбивый. Благодаря этим качествам он выбился из крестьян в купцы. Герой говорит о себе: «… денег много, а ежели подумать, отец мой правда мужик был…». С детства привязанный к Раневской, он со всем старанием пытается помочь ей, но она игнорирует его попытки.
Тогда Лопахин сам приобретает имение. И в этом он купец — выгодно.
Купеческая натура не отменяет человеческой симпатичности Ермолая Алексеевича. Ему не чужды доброта и чувство прекрасного. Мужицкое воспитание затрудняет его в выражении своих чувств, но даже Петя Трофимов отметил тонкие артистические пальцы и тонкость души Лопахина.
Этот герой представляет в пьесе настоящее — делового человека, занимающего сильную позицию, отметающего романтизм. С его подачи застучали топоры по вишнёвому саду. Чехов слышит в этом стуке трагедию русской жизни: когда нажива в приоритете, хищничество неизбежно.
Трофимов Петр Сергеевич
Это ещё молодой человек, бывший учитель умершего сына Раевской. Он из разночинцев, отец его аптекарь. Петя — «вечный студент», никак не может окончить курс университета, по-видимому, из-за революционных идей, за которые его то отчисляют, то ссылают. Пётр любит размышлять о судьбе России, мечтает, что она станет прекрасным садом. Герой верит в преображение общества, в чём трогателен и несколько смешон.
Трофимов не видит реальных путей преобразования, он не действует, у него есть только идеи. В пьесе герой противопоставлен Лопахину.
Аня Раневская
17-летняя дочь Любови Раневской. Она любит Петю Трофимова, её увлекают его идеи. Девушка мечтает трудиться, помогать матери. Ей свойственны романтичность и одновременно ответственность перед жизнью, родными. Аня понимает, что мир дворянских усадеб уходит в прошлое, и надо уметь жить в новых условиях. Она не жалеет об уничтожении сада, который для неё символ старой жизни. Девушка мечтает насадить новый сад, ещё прекраснее.
Герои пьесы Пётр Трофимов и Аня — представители будущего. Они вдохновенно мечтают о нём, заявляют, что они выше любви, грезят о счастье высшем. Автор оставляет их в области рассуждений и мечтаний, за пределами деятельности.
Другие персонажи
Варя, приемная дочь Любови Раневской. Усердная, но не очень счастливая девушка. Она управляла имением, пока Раневская была за границей.
Не растрачивает впустую хозяйские деньги, поэтому слуги вынуждены питаться одним горохом. Мечтает выйти замуж за Лопахина, но тот совсем не интересуется ею. Варя порывалась было уйти в монастырь, но после продажи имения нашла место экономки.
Фирс, лакей, преданный слуга, 87-летний старик. Он служит господам ещё со времён крепостного права. В пьесе он тоже представитель старого мира. Господа собирались поместить его в больницу перед отъездом, но по своей безалаберности так и не проследили за этим. И Фирс остался в закрытом доме.
Сименов-Пищик Борис Борисович, сосед по имению. Не имеет денег, поэтому очень рад сдаче своего участка в аренду.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторский служащий, которого все называют его «двадцать два несчастья». Ему постоянно не везет. Из-за своей неловкости попадает в неприятные ситуации. Считает себя достаточно умным, на самом деле неумён и бессмыслен.
Шарлотта Ивановна, одинокая гувернантка. Она выросла в семье циркачей, поэтому умеет ловко показывать фокусы.
Шарлотта не знает своих родителей, своих корней, не понимает смысла своей жизни, многословна, чем утомляет окружающих.
Дуняша — молоденькая горничная, которая пытается вести себя, как чувствительная барышня, отчего выглядит комично. Изображает романтические чувства к лакею Яше.
Яша — молодой лакей Раневской, который считает себя важной птицей, так как был за границей. Вызывающий, дерзкий, напыщенный и глупый.
Краткое содержание по действиям
Действие 1
Место действия — детская
Майский день. Пахнет цветущей вишней, ее запах проник во все уголки усадьбы. Лопахин и Дуняша ждут, когда приедут Раневская и Аня. Они не были дома 5 лет, так как все эти годы жили за границей.
Лопахин вспоминает Любовь Андреевну, как женщину простую и добрую. Рассказывает о своем детстве. Гордится тем, что он выбился в люди, хотя отец его был простым крестьянином. Не стесняясь говорит, что не имеет никакого образования. Упрекает Дуняшу в том, что она ведет себя неподобающе горничной.
Приезжают Раневская, Аня, Яша и Шарлотта Ивановна. Все рады, что оказались, наконец, дома. Все начинают суетиться, Варя рассказывает Ане обо всем, что случилось в имении. Из диалога героев становится известно, что Раневская очень бедна. Она продала уже дом за границей, и вот теперь ей придется распрощаться с этим имением и любимым вишневым садом. Фирс делится воспоминаниями о том, как раньше обрабатывали вишню из сада.
Лопахин находит выход. Он предлагает сдавать землю имения в аренду дачникам. Но перед этим следует вырубить большой вишневый сад и разбить землю на участки. Но Любовь Андреевна с братом против такого решения. Им жаль расставаться со своим садом, связанным с историей их семьи.
Гаев надеется, что возьмет деньги у своей тетушки-графини. В это время входит Петя Трофимов, который горячо любит Аню.
Действие 2
Рядом с часовней
Второе действие переносит читателя к зданию старой часовни, откуда виден вишневый сад.
Время на раздумья о продаже дома истекает. Яша покорил сердце Дуняши, но объявлять об этих отношениях молодой человек не спешит, как будто стесняясь возлюбленной. Епиходов также влюблен в Дуняшу, но разочарован и хочет свести счеты с жизнью.
Появляются Раневская, Гаев, Лопахин. Купец интересуется, что решила Любовь Андреевна. Но она, как будто не слыша собеседника, отчитывает себя за неэкономичность, а сама дарит рубль прохожему. Слышен звук лопнувшей струны.
Тетушка Гаева должна прислать деньги, но их очень мало. Хозяева имения все еще не хотят говорить о продаже. Лопахин начинает нервничать. Раневская пускается в воспоминания о своей жизни и сокрушаетя о грехах, отчитывает Лопахина за серость жизни и советует взять в жены Варю.
Гаев сообщает, что его готовы взять на работу в банк, но сестра считает, что делать ему там нечего.
Входит Фирс и опять мечтательно вспоминает о прошлом.
Входят Трофимов, Аня и Варя. Между Лопахиным и Трофимовым начинаются пикировки, затем Пётр пускается в рассуждения о России.
Уходят все, кроме Ани и Трофимова. Пётр вдохновенно говорит Ане о яркой звезде, горящей вдали, Аня в полном восторге, согласна с Петей во всём, она признается, что ей совсем не жаль сада. На что Петя отвечает: «Вся Россия наш сад».
Действие 3
22 августа. Вечер. Гостиная
В усадьбе проходит бал. Все веселы и оживлены. Отсутствуют лишь Лопахин и Гаев. Раневская с нетерпением ждет брата с известием о том, как прошли торги. Она с трудом понимает, что тетушкиных 15 тысяч не хватит для погашения долга.
Шарлотта Ивановна показывает фокусы, а Яшка возмущается необразованностью здешних молодых людей и просится с хозяйкой обратно в Париж.
Все нервничают. Раневская, уже мечтая об отъезде из России и встрече с любовником, думает, как ей пристроить своих дочерей. В ее планы входит свадьба Вари с Лопахиным, а Ани с Трофимовым. Заходит разговор о любви. Любовь Андреевна упрекает Петю, что он «выше любви». Молодой человек напоминает ей, что она ждет встречи с обманщиком, с человеком, который уже однажды ее обобрал.
Заходят Лопахин и Гаев. Купец — радостный и взволнованный, бывший владелец имения — в слезах. Усадьба продана, Ермолай Алексеевич планирует сразу же начать вырубку деревьев. Раевская плачет, Варя бросает ключи от дома, Аня пытается успокоить мать.
Действие 4
Детская комната
Опять действие переносится в детскую комнату. Только теперь она совершенно пустая. Все вещи собраны. За окном слышно, как вырубают деревья. Лопахин на прощание подносит всем шампанское. Но пить никто не хочет, все расстроены. Вся семья едет в Харьков. Оттуда Любовь Андреевна возвращается в Париж. Аня отправляется учиться, Петя отправляется в Москву. Леонид Андреевич соглашается работать в банке. Шарлотта Ивановна и Епиходов остаются на попечении Лопахина. А Фирс, по словам Яши, отправился в больницу.
Симеонов-Пищик возвращает старый долг. Оказывается, он тоже сдавал участки внаем. Раевская еще раз пытается устроить судьбу Вари — выдать замуж за Лопухина.
Но тот не хочет жениться.
Дом запирают, там остался больной Фирс. Про него забыли. Он понимает это, но обиду на хозяев не держит, беспокоится, что Леонид Андреич шубу не надел. Старик ложится, и становится неподвижен.
Опять раздается звук лопнувшей струны и удары топора по дереву.
Анализ произведения
Тема
Тема пьесы — Россия, её прошлое, настоящее, будущее.
Прошлое — уходящее дворянство, старые усадьбы с их культурой и красотой, обитатели которых не могут приспособиться к жизни в новых реалиях (Раневская, Гаев). Настоящее представляет деловой Лопахин. Будущее олицетворяют Петя Трофимов и Аня. Вишнёвый сад как символ России связывает воедино всех героев.
Идея
Идея произведения — ожидание перемен. Предчувствие скорых изменений есть у всех героев. Разрушено старое, а новое пока не пришло, и каким оно будут, неизвестно. У одних героев неизвестность рождает страх и желание цепляться за уходящее прошлое. Другие — Аня и Петя Трофимов — намерены взращивать дивный сад и полны надежд на светлое будущее.
Проблематика
- Разложение большей части дворянства праздной жизнью, их неумение управлять поместьем, непрактичность — всё это привело к тому, что дворянство (Раневская, Гаев) уступило первенство буржуазии.
- Лопахин, представитель класса буржуазии, энергичен, трудолюбив и практичен, но он всегда отдаст предпочтение выгоде.
- Разночинец Трофимов возвышен, одержим прогрессивными идеями, его цель — преображение российского общества, но он бездеятельный наивный идеалист.
Композиция
Пьеса Чехова имеет неопределенную структуру. Произведение включает 4 действия и несколько явлений.
Композиция состоит из основных частей:
- Экспозиция — ожидание приезда хозяйки..
- Завязка — приезд Раневской, известие о разорении, о том, что имение надлежит выставить на торги.
- Развитие действия — нарастание конфликта. Решается, что же делать с имением.
- Кульминация — бал в то время, когда идут торги, на которых владельцем вишнёвого сада и господского дома становится Лопахин.

- Развязка — отъезд Раневской и всх остальных. Запертым в доме остаётся больной Фирс. Слышен стук топора.
Жанр и направление
«Вишневый сад» все однозначно относят к литературному направлению «реализм», так как автор пытался воссоздать реальную действительность. Его образы типичны и натуралистичны. Сюжет простой.
Однако есть некоторые черты, которые позволяют отнести пьесу к новому явлению «Театру абсурда». Это доказывают отрывистые реплики героев, которые как будто бросаются на ветер, здесь нет четких диалогов между героями. Без ответа остаются высказывания, никто никого не слышит, что похоже на непонимание между разными классами и поколениями.
Чехов определял свое детище как комедию. Критики же не согласны с этим определением и называют произведение трагикомедией, так как здесь показаны ситуации как комедийные, так и трагические.
Коротко об истории создания пьесы
А.П. Чехов начал писать пьесу в 1901 году.
Это было его последнее произведение. Он взял за основу реальную жизненную историю, так как в то время было очень много случаев продажи земель и сдачи их в аренду. К тому же сказались личных переживания писателя. Однажды его семья столкнулась с тем, что была вынуждена из-за долгов продавать свой дом. Писатель передал в пьесе то, что прочувствовал сам.
Работа над текстом продвигалась тяжело. Антон Павлович уже тяжело болел и не мог долго писать.
В его планах было написать смешную комедию, но тревога за судьбу России изменила замысел.
Чехов успел при жизни посмотреть премьеру своей пьесы и был награжден бурными аплодисментами.
Аудиокнига
Скачать обзор:
Вишневый сад Акт четвертый [после ухода Пищика] Сводка и анализ
Сводка
Раневский вслух беспокоится о двух людях: Фирсе и Варе. Она переживает за Фирса, потому что он болен, но Аня уверяет ее, что Яша отправил его в больницу.
Ее ответа достаточно, чтобы удовлетворить Раневского. Раневский беспокоится за Варю, потому что с тех пор, как имение продано, она не испытывает угрызений совести к работе, уныла и вялая. Затем она говорит с Лопахиным о том, когда он сделает предложение Варе. Лопахин говорит, что вряд ли он когда-либо это сделает. Она побуждает его сделать это в тот же момент; он согласен.
Но в завязавшемся разговоре Лопахину удается только светская болтовня, о погоде, о том, что он остается в Харькове на лето, и о планах Вари. Она устроилась домработницей к Рагулиным, в Яшевно, верстах в пятидесяти. Варя в течение всего разговора делает вид, что отвлекается, ищет что-то неконкретное, что она потеряла. Раневская, очевидно, сообщила приемной дочери о возможном предложении Лопахина. Варе все-таки удается согласиться, когда Лопахин замечает, что все живое ушло из дома. Вскоре их прерывает голос — предположительно одного из лесорубов — выкрикивает: «Господин Лопахин!» Лопахин радостно уходит от разговора, по-прежнему не втянутый.
Варя садится рыдать. Раневский приходит проведать дочь. По слезам Вари она видит, что предложение не состоялось.
Скоро всем пора уходить. Гаев чуть не разражается эмоциональной речью, но и Варя, и Аня останавливают его. Лопахин делает вид, что испугался, когда Варя достает свой зонт так, будто хочет ударить им кого-нибудь; она говорит ему не быть глупым. Много рыданий и эмоций; даже голос Ефикодова хриплый. Раневская всем говорит, что просто хочет еще немного поглядеть на стены своего дома; ей кажется, что она «никогда не смотрела на них раньше». Гаев говорит что-то о поезде, а потом снова делает совершенно немотивированную ссылку на бильярд; на этот раз он не может говорить. Трофимов и Аня уходят первыми вместе; Аня говорит: «Прощай, старая жизнь», а Трофимов отвечает: «И добро пожаловать, новая жизнь». За ними Варя, Яша и Ефикодов. Вскоре все ушли, кроме Раневского и Гаева. Они обнимаются, плачут и в последний раз осматривают дом своего детства, а затем тоже уходят. Спектакль бы на этом закончился, вот только все действительно забыли отправить Фирса в больницу.
Фирс бродит по сцене, бормоча себе под нос о том, как пролетела его жизнь, как будто он «вообще ее не прожил». Он садится на кушетку, называя себя болваном, а затем лежит неподвижно, предположительно мертвый. Снова слышен тревожный звук рвущейся струны. Пьеса заканчивается другим звуком: звуком удара топора по дереву в саду.
Анализ
Многие из наиболее важных моментов в Вишневый сад происходят, когда никто не говорит. В этой последней сцене таких моментов два: Раневский и Гаев рыдают в объятиях друг друга и Фирс неподвижно лежит на диване. Раневский напоминает Гаеву, что их мать ходила по той самой комнате, в которой они сейчас стоят. В самом конце, в свои последние минуты в своем доме, она утверждает связь дома с прошлым; кажется, что в конечном счете это то, что дом значит для нее. Когда она и Гаев плачут в объятиях друг друга, они плачут о прошлом, которое вот-вот потеряют.
Вишневый сад ставит вопрос о том, лучше ли героям двигаться дальше или это действительно их трагический конец.
Это пьеса о том, что происходит, когда настоящее отрывается от прошлого. Это может быть либо освобождение, либо трагедия, либо и то, и другое (как у Раневского). Это также может стать началом новой и лучшей эпохи, как для Лопахина и Трофимова. Это может быть просто началом большой неопределенности. Но для забытых воспоминаний это означает не что иное, как уничтожение. Таким образом, Фирс забывается и в прямом, и в переносном смысле в конце пьесы. Фирс буквально оставлен позади и забыт остальными членами семьи. Но взгляды Фирса и воспоминания о прошлом тоже будут «забыты». Они умрут вместе с ним, как и красота вишневого сада, потому что следующее поколение русских в пьесе — Трофимов, Аня, Яша, Варя — не вспомнит о них. Это разрушение, это отделение будущего от прошлого подчеркивается и подчеркивается звуком рвущегося троса.
Умирая, Фирс бормочет что-то о том, как «жизнь прошла мимо него». Это странно для Фирса, учитывая, как он всегда рассказывает истории о былых днях. Но это согласуется с идеей о том, что его забыли.
Когда общество отделяется от своего прошлого, его память и ценности теряются. Мертвые не только тогда мертвы, они забыты, как будто их никогда и не было.
Строение участка в Вишнёвом саду
Сюжетная структура «Вишневого сада» тесно едина. Действие пьесы разворачивается вокруг Любови и продажи вишневого сада. Пьеса поддерживает единство времени, места и характера. Все действие пьесы происходит в ее поместье, в основном в доме, где она провела свое детство.
Антон Чехов (1860-1904)
Первый акт спектакля во многом вводный, в нем представлены и первоначально развиваются главные герои. Конфликт и сеттинг пьесы также четко установлены. Ко второму акту начинается восходящее действие сюжета. Действие продолжается в третьем акте, достигая кульминации, когда поместье продается. Когда Любовь узнает, что Лопахин, бывший холоп, купил Вишневый сад, она плачет. Ее слезы из-за потери дома ее детства и из-за ухода старого аристократического общества России.
В конце четвертого и последнего акта он уже расчищает землю, чтобы освободить место для постройки летних вилл. Единственный остаток старого порядка, оставшийся в вишневом саду, — это Фирс, верный старый камердинер, который чувствует себя очень потерянным и одиноким.
Развязка сюжета явно трагична. Любовь, главная героиня пьесы, боролась за спасение вишневого сада, но терпит неудачу из-за своей неспособности измениться. В конце концов ее цепляние за прошлое побеждает ее. Лопахин, символ нарождающегося капиталистического среднего класса, покупает имение на аукционе по выкупу и тут же начинает его менять, разрушая старый, аристократический уклад жизни, который символизирует вишневый сад.


Деловая хватка Лопахина помогла ему заработать состояние. Пытается подсказать Раневской, как спастись от разорения, предлагая идеи извлечения прибыли из рушащегося имения, но не забывает и о своей выгоде. Считается женихом Вари, но не торопится делать предложение.
