Чем недоволен чартков рассматривая картины на щукинском дворе: Чем недоволен чартков, рассматривая картины в лавке на щукином дворе? — Знания.site

Домашкарус: 10 а литература

10 а литература

Подготовиться к зачётной работе:

Вопросы для анализа повести Н. В. Гоголя «Портрет».

Часть I.
1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?
2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?
5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
8. Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет “тайную связь с его судьбой”?


9. Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
10. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?

11. Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
12. Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
13. Почему работа над портретом “завлекла”Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
14. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
15. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
16. Почему “Золото сделалось. . . страстью, идеалом, страхом, целью” Чарткова?
17. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?
18. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в “зависть и бешенство”, почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
19. Отчего Чартков впал в “безнадёжное сумасшествие” и умер?
Часть 2.
1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
2. Почему ростовщики необходимы “осадку человечества”, поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
4. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
6. Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
8. В чём значение искусства и почему “талант. . . чище всех должен быть душою”? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: “Гений и злодейство – две вещи несовместимые”?



Следующее Предыдущее Главная страница

Подписаться на: Комментарии к сообщению ( Atom )

«Нравственный выбор художника в повести Н.

В. Гоголя «Портрет». Служение искусству или золотому тельцу»

0

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ

Предмет – литература

Класс 10

Тема: «Нравственный выбор художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Служение искусству или золотому тельцу».

Цель урока: Определить, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества;

выяснить, как автор решает проблему истинного искусства.

Планируемы образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Самостоятельное формулирование цели, проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения, приобретение исследовательских навыков ориентирования в потоке информации и умения анализировать ее; умение обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты; делать логические заключения и проявлять творческие способности.

Самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.

Словарь урока: «художественное мастерство», «язык и стиль», «прототип литературного героя», «образ в системе образов», «сюжет», «композиция», «идея», творчество – процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Искусство – образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира в художественном образе. Талант – высокий уровень одаренности, выдающиеся способности человека к деятельности в какой-либо области. Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Тщеславие – кичливое высокомерие, любовь к славе, почитанию.

Ресурсы урока: Портрет Н.В. Гоголя, текст повести «Портрет», мультимедийный проектор, учебник под ред. А.Н. Архангельского, критические статьи: Белинский В.Г. «Взгляд на русскую литературу», Белый А. Мастерство Гоголя, Гуковский Г.А. «Реализм Гоголя», Манн Ю.В. «Поэтика Гоголя», Интернет-ресурсы: www.nsportal.ru, www.infourok.ru, www.doc4web.ru, www.открытый урок.рф

Образовательные технологии: технология развития критического мышления учащихся

Методы и приемы обучения: компетентностное обучение, метод проблемного изложения материала, дискуссия, дифференцированный подход в обучении, беседа по содержанию текста повести, доклады студентов, ответы на проблемные вопросы.

Ход учебного занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. этап

Приветственное слово.

— Добрый день. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В. Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему, которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу.

Самоконтроль готовности учащихся к уроку

Мотивация

Начнем с эпиграфа. Высказывание принадлежит самому автору: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» Как вы понимаете эти слова?

Мы проведем нашу работу в технике «загзаг», разделив его на три части и озаглавив соответственно «знаем», «хотим знать», «узнали»

Предполагаемый ответ учащихся.

Художник более чем кто-либо другой в ответе за свою судьбу. Его искусство пробуждает в людях добрые или злые чувства. Поэтому художник отвечает не только за своё будущее, но и за судьбы других людей.

Актуализация

Итак, вопросы 1 части «знаем»:

  1. Что вы знаете из бигорафии Н.В. Гоголя?

  2. Какие проблемы поднимает и решает Н.В. Гоголь в своих произведениях?

  3. Что вы знаете о сборнике Н.В. Гоголя «Петербургские повести»?

  4. Какие повести входят в этот сборник?

  5. С содержанием каких повестей вы уже знакомы?

Предполагаемый ответ учащихся.

В первой половине 1835 года Гоголь публикует сборник «Арабески», в состав которого вошли три повести: «Невский проспект», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Петербургскими повестями, дополненными затем рассказом «Нос» и повестью «Шинель», Гоголь завершал целостную картину русской жизни, существенным звеном которой оказалась также написанная в эти годы комедия «Ревизор».

Основная тема петербургских повестей – обманчивость внешнего блеска столичной жизни, её мнимого великолепия, за которым скрывается низменная и пошлая проза. Кроме того Гоголя волнует тема творчества и художника. Он убеждён, что талант – это Божий дар, он дан, чтобы «постигнуть высокую тайну создания».

Целеполагание

Слово учителя. Талант – это Божий дар, он дан, чтобы «постигнуть высокую тайну создания». Этой теме посвящена повесть «Портрет».

Тема нашего урока «Нравственный выбор художника в повести Н. В. Гоголя «Портрет». Служение искусству или золотому тельцу». Предположите, какова будет цель урока?

Предполагаемый ответ учащихся.

Определить, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества; выяснить, как автор решает проблему истинного искусства.

Информационный этап

Учитель: 2 часть – «хотим узнать». О петербургском периоде творчества Н. В. Гоголя и история создания повести «Портрет» наши учащиеся подготовили сообщения. Слушаем их выступления.

Повесть «Портрет» посвящена основной и животрепещущей теме Н. В.Гоголя – теме творчества, судьбы художника, эстетического и нравственного.

Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – «Невский проспект», «Портрет» (1 ред.), «Записки сумасшедшего» – вошли в сборник «Арабески», опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей «Арабесок» по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. «…Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято… В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства…» – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: «Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья…

Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя. ..» В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все «нервы» произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: «Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?» Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.

Повесть состоит из двух частей. В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В. Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём «перевёрнутой композиции» (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой).

Учитель: напоминаю, 2 часть нашего зигзага – «хотим узнать»

  • Почему погиб талант Чарткова?

  • Почему герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”?

  • Каков смысл композиции?

Ответы на эти и другие вопросы помогут вам разгадать многочисленные тайны гоголевского текста. На урок речь пойдёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа, о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание.

Аналитическая

беседа

2 часть – «хотим узнать». Вопросы для анализа повести.

Часть I.

  • Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?

  • Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?

  • Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?

  • Зачем так подробно описана комната Чарткова?

  • Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?

  • Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?

  • Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?

  • Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет «тайную связь с его судьбой»?

  • Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?

  • Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?

  • Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?

  • Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?

  • Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?

  • Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?

  • Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?

  • Почему «Золото сделалось… страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова?

  • Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?

  • Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?

  • Отчего Чартков впал в «безнадёжное сумасшествие» и умер?

Часть 2.

  • Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?

  • Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?

  • Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?

  • Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

  • Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?

  • Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?

  • Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?

  • В чём значение искусства и почему «талант. ..чище всех должен быть душою»? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство – две вещи несовместимые»?

Учитель: Мы повторили содержание повести, а теперь обратим внимание на тот факт из жизни Гоголя: именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству («Живопись, скульптура и музыка», «Несколько слов о Пушкине», «Об архитектуре нынешнего времени»), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью «Портрет». Это свидетельствует о том, что Гоголя волнуют вопросы творчества и место художника в обществе.

В повести «Портрет» автор рассматривает жизнь современного художника в этом суетном мире, писатель ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.

Гоголь рассчитывает на понимание читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда ведущий критик 30-40-х годов В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести «Портрет»: «Портрет есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия».

Обратите внимание: Белинский называет вторую часть повести «приделкой, в которой работал ум, а фантазия не принимала никакого участия». ..

Заранее подготовленный ученик рассказывает о дальнейшей судьбе Гоголя и его повести «Портрет»:

Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора» Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты… Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной «Явление Христа народу».

Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть «Портрет». К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

Аналитическая

беседа

Итак, что по-вашему заставило Гоголя вновь взяться за перо и переделывать повесть?

Как это показано в повести?

Как был наказан Чартков?

Предполагаемый ответ: Гоголя не устраивала критика его произведения, так как он придавал огромное значение идее повести: его интересовала проблема истинного искусства и место художника в современном мире; настоящий художник не должен думать о наживе, о деньгах, так как это губительно для настоящего искусства

Предполагаемый ответ: Чартков становится на путь лжи и предательства по отношению к искусству: первоначально это проявляется в том, что он солгал, придав девице образ Психеи. Чартков доволен: он получил значительную сумму, затем автор показывает дальнейшее «падение» Чарткова: «кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он отдавал ему байроновское положение и поворот».

Предполагаемый ответ: Он погибает в страшных муках, зависть и злоба уничтожили его душу, талант: «Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою. осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на неё кидался, рвал, разрывал её, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья…»

Учитель: Поражённый микробом наживы и зависти, главный герой повести гибнет в страшных муках, но история на этом не кончается. Как вы думаете, почему Гоголь пишет вторую часть, что он ещё недосказал? Ведь, казалось бы, мысль выражена предельно ясно и чётко: истинный художник не должен продавать душу дьяволу, обладающий талантом, он должен служить прекрасному на земле.

Аналитическая

беседа

В чём же должно убедить читателя соседство первой и второй частей?

Предполагаемый ответ: Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком, независимо от его нравственной природы. Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые «глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах»

Учитель: Совершенно верно, Вторая часть повести имеет огромное значение для идейного содержания повести. Критика Белинского заставила о многом задуматься великого писателя. Жизненные обстоятельства складывались так, что в Италии он познакомился с истинным художником (Ивановым), увидел, как самозабвенно он трудится над картиной на божественную тему, – все эти факты заставили вновь взяться за перо Гоголя. Во второй части он рассказывает о судьбе художника, который, соприкоснувшись со злом, проходит путь внутреннего очищения: «…он удалился с благословенья настоятеля в пустынь… Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силою молитвы…». Только после этого он позволил себе вновь взяться за перо, и тогда уже из-под его кисти стали выходить картины, полные святости: «…святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём», – говорит ему настоятель.

Только после этого он получил право давать наставления своему сыну-художнику, который собирается ехать в Италию: «Намёк о божественном, небесном заключён для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Всё принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без неё не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства».

Аналитическая

беседа

3 часть – «узнали». Выводы: Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с повестью Н. В. Гоголя «Портрет», каков, на ваш взгляд, идейный замысел автора?

Предполагаемый ответ: «Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его», – так учит своего сына старый художник, это и составляет основную идею произведения.

Учитель: В заключение мне хотелось бы обратить ваше внимание на концовку повести для того, чтобы увязать её с вашим домашним заданием. Вернёмся к финалу повести, мы знаем, что Гоголь переделав конец повести отнимает надежду на искоренение зла: портрет, принесший столько зла людям, бесследно исчезает, а это значит, что зло не уничтожено, оно продолжает бродить по свету. Насколько современна проблема противостояния ремесла и искусства? (предполагаемые ответы).

Из религиозной темы Н.В.Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду для самого себя, осуществить эту правду в самом себе, в своих произведениях.

Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Рефлексия.

Что лично для себя я открыл (понял, отметил, запомнил, заинтересовало) на этом занятии?

Чему научил меня сегодняшний урок? (Каждый должен учиться делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях.)

Выставление оценок.

Спасибо всем за интересное обсуждение (отметить лучшие ответы, похвалить тех, кто сумел раскрыться во время занятия), но хотелось бы активности на занятии (пожелания).

Домашнее задание:

Напишите сочинение-миниатюру на тему: « Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?»

«Коллекция Щукина» в Fondation Louis Vuitton в Париже переполнена модернистскими шедеврами и предлагает темные параллели с плутократическим настоящим – ARTnews.

com Поль Гоген, Le Gué , 1901, холст, масло.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПУШКИНА, МОСКВА

«Иконы современного искусства: Коллекция Щукина», представленная в Фонде Louis Vuitton в Париже, — это не просто шоу, это, возможно, самая экстравагантная выставка, которую сегодня можно увидеть где угодно. Недавно продленный до 5 марта, он приходится на странный момент для отношений России с миром, поскольку насущные вопросы о роли сверхбогатых в международной политике и финансах волнуют общественную жизнь. Коллекция Сергея Щукина из десятков Матиссов и Пикассо была конфискована Лениным для государства в 1918, и хранятся как ценные иллюстрации капиталистического упадка. Общая стоимость картин оценивается в 10 миллиардов долларов, и куратор Энн Бальдассари выставила на обозрение около 130 образцов из этой группы, многие из которых покинули Россию впервые после того, как почти столетие назад покинули Францию.

Фонд Louis Vuitton, спроектированный Фрэнком Гери, расположен в Булонском лесу, парке в Нейи, буржуазном анклаве Парижа. Вздымающиеся стеклянные паруса конструкции недавно были украшены разноцветными панелями, выполненными Даниэлем Бюреном специально для этого места — эффект впечатляет. При входе вы сталкиваетесь с большим этюдом для 9 картин Клода Моне.0002 Luncheon on the Grass (1866), хороший Mont Sainte-Victoire (1905) Поля Сезанна и несколько кубистских пейзажей Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Есть потрясающий этюд Пьера Пюви де Шаванна для «Бедный рыбак » (1879), прекрасный интерьер Эдуара Вюйара и замечательная картина Анри Руссо с бипланом, воздушным шаром и дирижаблем, плывущим по реке в Сен-Клу. (Есть также заказанный для выставки фильм Питера Гринуэя и Саскии Боддеке, в котором инсценируется воображаемый диалог между Щукиным и Матиссом, который вам следует просто игнорировать). деревья цвета драгоценных камней и розово-оранжевые дома намекают на то, что грядет.

Анри Руссо, Vue du Pont de Sèvres et des coteaux de Clamart, Saint-Cloud et Bellevue , 1908, холст, масло.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПУШКИНА, МОСКВА

Хронология связывает каждую покупку Щукина с событиями его личной жизни. Текстильный мануфактурист, он покупал произведения искусства в командировках в Париж между 1898 и 1914 годами, а в период наиболее активного коллекционирования его сын был найден утонувшим в замерзшей реке (1906), его жена умерла (1907), а брат и второй сын покончили с собой (1908, 1909). «Коллекция демонстрирует способность искусства придавать смысл жизни», — говорится в тексте на стене. «Этот парень, должно быть, был просто невыносимым придурком», — скептически сказала женщина, стоявшая рядом со мной.

Французы упаковывают галереи. Это одни из лучших картин, созданных их культурой, и их повторное появление в Париже стало чем-то вроде национального события; Билеты по расписанию регулируют посещаемость. Одна комната усеяна дюжиной плотно подвешенных, редко встречающихся Гогенов таитянского периода, изображающих бездельничающих женщин, лениво курящих, зеленокожих людей и винных лошадей, манго и подсолнухов. Не работает (1896), один титулованный. Почему вы не видели их раньше вживую? Они принадлежат российским музеям, в основном Пушкинскому и Эрмитажу, и редко выставляются за рубежом. Отчасти это связано с тем, что наследники Щукина судятся за их возврат, когда картины путешествуют. Бернар Арно, богатейший человек Франции, генеральный директор Vuitton и основатель этого музея, должен был застраховать картины, и договоренность не подавать на их реституцию была согласована до того, как выставка была завершена — посмотрим, получится ли. проходит через возврат работ.

Фотография 1914 года домашнего кабинета Сергея Щукина под названием «Комната Пикассо», в которой было почти 50 Пикассо.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПАВЛА ОРЛОВА/ПУШКИНА, МОСКВА

Наверху становится понятен истинный масштаб коллекции. Единственная комната, в которой висят 13 огромных картин Матисса, является изюминкой выставки. Это лишь часть из 43 Щукинских Матиссов, но каждый — нокаут: В Натюрморт с синей скатертью (1908–1909) земля поднимается вверх за предметами натюрморта — зеленым стаканом, тарелкой с персиками — как будто настоящий холст имеет изгиб или складку.

Розовые стены с тонкими голубоватыми полосками и лососевый ковер L’Atelier Rose (1911) играют с вашей сетчаткой теорией цвета конца века в масштабе, который предвосхищает поглощающее поле Ротко. Самый причудливый из них — Seville Still Life (1910–1911), на котором изображены герани на столе, а также кушетка и стул, обтянутые дико декоративными тканями — розовые фламинго на зеленом диване заставили меня улыбнуться. Каждая стена здесь увешана тремя или четырьмя лучшими работами Матисса, которые вы когда-либо видели, в том числе Красная комната (Гармония в красном) , 1908 год, эталон плакатов для студенческих общежитий; картина играет в аналогичную игру фигурации / украшения, изображая скатерть и обои. Внутри него мы видим фруктовый сад с цветущими фруктовыми деревьями, обрамленный расписным окном, так что это зрелище может быть картиной внутри картины на перегруженной стене. Это головокружительно.

В другом месте видно критическое влияние Пикассо на русский авангард. Молодые российские художники, в том числе Владимир Татлин и Александр Родченко, увидели около 50 произведений Пикассо из коллекции в XIX веке.10-х годов, и вы видите, как французский кубизм (и фовизм) оказал прямое влияние на упрощение форм и форм этого движения и их подход к чистой абстракции. Между диким купальщиком Казимиром Малевичем 1911 года, переброшенным через фовистский цвет (красные и зеленые пятна, обведенные черными линиями) и кубистическую форму, до суровой конструкции № Родченко не так много шагов. 127 (два круга) 1920 г.

Анри Матисс, Севилья Натюрморт , 1910–11, холст, масло.

© НАСЛЕДСТВО Г. МАТИСС/ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Заманчиво видеть в Щукине своего рода русскую Гертруду Стайн, собирающую произведения искусства, опередившие свое время, из группы молодых художников — у двух коллекционеров были общие художники и дилеры, — но есть принципиальные различия. В то время как Штейн жил вместе с этими художниками в Париже и работал писателем в форме, отражающей их эксперименты, у Щукина было видение коллекционирования, которое было тесно связано с его положением на вершине российской финансовой системы. Его коллекционирование было делом просвещенного плутократа — он намеревался своими картинами знакомить русскую публику с новыми направлениями в передовом искусстве. Казалось, он не удивился, когда Российское государство все это забрало, как будто он и не покупал этого для себя. Сознательно или нет, но, возможно, он собирал и демонстрировал эту работу, чтобы предотвратить неизбежный крах системы, в которой очень немногие контролировали большую часть ресурсов. Если так, то эта миссия провалилась в 1917. Щукин бежал в Париж без своих картин, там и умер в 1936 году. Больше коллекционировать не стал.

Это интригует и, возможно, говорит о том, что в наш век глобальной плутократии, когда большая часть власти и денег принадлежит крошечной элите, а десять самых богатых людей в мире, как сообщается, имеют столько же денег, сколько и нижние 50 процентов — у нас есть повод еще раз рассмотреть демонстрацию этих прекрасных работ, которая представляла собой последнюю попытку очень богатых умилостивить массы, прежде чем политические потрясения переупорядочили систему.

Слайд-шоу дополнительных работ, включенных в «Иконы современного искусства: Коллекция Щукина», 2016–17, в Фонде Louis Vuitton, следует ниже.

Анри Матисс, L’Atelier du peintre (L’Atelier du peintre) , 1911, холст, масло.

© ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ Г. МАТИССА НАСЛЕДОВАНИЯ, МОСКВА

Анри Матисс, Натюрморт с синей скатертью , 1908–1909, холст, масло.

© НАСЛЕДСТВО Г. МАТИСС/ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Анри Матисс, Красная комната (Гармония в красном) , 1908, холст, масло.

© SUCCESSION H. MATISSE/ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Анри Матисс, Vue de Collioure , 1905, холст, масло.

© SUCCESSION H. MATISSE/ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Казимир Малевич, 9 лет0002 Купальщица , 1911 г., бумага, гуашь, мелки.

МУЗЕЙ СТЕДЕЛЕЙК, АМСТЕРДАМ

Пабло Пикассо, L’Usine à Horta de Ebro (La Briqueterie à Tortosa) , 1909, холст, масло.

©2017 НАСЛЕДСТВО ПИКАССО/ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Пабло Пикассо, Trois femmes , 1907–1908, холст, масло.

©2017 НАСЛЕДСТВО ПИКАССО/ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Жорж Брак, Le Château de la Roche-Guyon , 1909, холст, масло.

©2017 ADAGP, ПАРИЖ/ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПУШКИНА, МОСКВА

Поль Гоген, Aha oé feii? (Eh quoi, tu es jalouse?) [Что, ревнуешь?], 1892, холст, масло.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПУШКИНА, МОСКВА

Поль Гоген, Vairaumati téi oa (Vairaumati elle se nommait) , 1892, холст, масло.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПУШКИНА, МОСКВА

Поль Гоген, Eiha ohipa (Ne Travaille pas) [Не работай], 1896, холст, масло.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПУШКИНА, МОСКВА

Клод Моне, Le Déjeuner sur l’herbe (Завтрак на траве), 1866, холст, масло.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПУШКИНА, МОСКВА

Эдгар Дега, 9 лет0002 Пляска в мастерской фотографии , 1875 г., холст, масло.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПУШКИНА, МОСКВА

Поль Сезанн, Марди Гра (Пьеро и Арлекин) , 1888–90, холст, масло.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПУШКИНА, МОСКВА

Пьер Пюви де Шаванн, Этюд для бедного рыбака , 1879, холст, масло.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПУШКИНА, МОСКВА,

Кристиан Корнелиус (Ксан) Крон, Портрет Сергея Щукина , 1916, холст, масло.

©2017 ADAGP, ПАРИЖ/ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Александр Родченко, Строительный №. 127 (Два круга) , 1920, холст, масло.

©2017 ADAGP, ПАРИЖ/ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ПУШКИНА, МОСКВА

Александр Родченко,

©2017 ADAGP, ПАРИЖ/НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, САЛОНИКИ, COSTAKIS COLLECTION

Ольга Розанова, Ligne verte , 1917, холст, масло.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ»

Владимир Татлин, Обнаженная , 1913 год, холст, масло.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, МОСКВА, ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ

«Гармония в красном», 1908 год Анри Матисса

Предоставлено www.HenriMatisse.org

Десерт: гармония в красном (Красная комната) , 1908 год, некоторые искусствоведы считают шедевром Матисса. На Матисса большое влияние оказали постимпрессионисты, Ван Гог, Гоген, Поль Сезанн и Ван Гог были горячими поклонниками японского искусства и мотивов. Он разработал свой стиль, используя области плоского, блестящего и часто неестественный цвет и неизменно обрисовывал свои формы в манере, похожей на Ван Гога. У этой фовистской живописи, как и у импрессионистов Клода Моне, нет центрального фокуса. Первоначально картина была заказана как «Гармония в синем», но Матисс был недоволен результатом, поэтому он закрасил ее своим любимым красным цветом.

В своей парижской мастерской, окна которой выходят на монастырский сад, Матисс в 1908 году создал одну из самых значительных своих работ периода 1908-1913 годов. Сам художник называл это «декоративным панно» и предназначалось оно для столовая в московском особняке известного русского коллекционера Сергея Щукина.

Матисс обратился к распространенному в картине мотиву: комната, украшенная вазами, фруктами и цветами. Тем не менее, как он писал в 1908 году, «основа моего мышления не изменилась, но само мышление развилось, и мои средства Роскошная малиново-красная ткань с энергичными завихрениями голубого узора словно спускается со стены, захватывая поверхность стола и объединяя ее в единое целое, поглощая объемное пространство комнаты и мастерски подтверждающий декоративный потенциал поверхности холста.

Фотография Десерта: Гармония в красном Анри Матисса

Матисс впервые так бескомпромиссно применил этот композиционный прием здесь, в L’Atelier Rouge.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *