Человек мера всех вещей это – … — ( ) / .

«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ». Я познаю мир. Философия

«ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ»

Многим знакомо слово «софизм» — произносимое, как правило, с оттенком пренебрежения в голосе и обозначающее псевдомудрое, псевдоистинное высказывание. Это слово восходит к названию существовавшей в Древней Греции традиции софистов, или учителей мудрости. Они создавали школы, где обучали юношей разным наукам и искусствам, главным из которых они почитали искусство формулировать и отстаивать в споре свое мнение по тем или иным важным философским вопросам. Софисты любили рассуждать буквально обо всем — о строении мира, о бытии, о человеке и обществе, о математике, музыке, поэзии и многом другом. Часто эти рассуждения казались парадоксальными, противоречащими здравому смыслу, но софистов это мало беспокоило — главное, считали они, чтобы рассуждение, доказывающее то или иное мнение, было логически стройным. А соответствует ли оно истине или нет — неважно, ибо софисты считали, что нет и не может быть никакой общей или объективной истины.

Софисты занимали философскую позицию сомнения по отношению к тому, что утверждали до них первые натурфилософские системы Фалеса, Парменида, Гераклита, Демокрита и др. Софисты считали, что если принять точку зрения того или другого натурфилософа, то придется признать, что человеческое познание просто невозможно. Ведь познание есть процесс продвижения или развития сознания. Если же, к примеру, принять позицию Парменида о невозможности движения, то тогда никакой процесс, в том числе и познавательный, невозможен. Если же, напротив, принять позицию Гераклита о том, что «все течет, все изменяется», то получится, что познанию просто не на что будет опереться. Действительно, если я в данный момент познал что-то о предмете, то уже в следующий момент времени и этот предмет изменился, и я, познающий его, тоже изменился — таким образом, полученное знание неистинно, оно как бы повисает в воздухе.

Один из самых известных софистов, Горгий (ок. 483—373 гг. до н.э.), ученик Эмпедокла, первым сформулировал три принципа относительности человеческого познания: ничего не существует; если что-то и существует, то его нельзя познать; а если его и можно познать, то нельзя это знание передать и объяснить другому. Интересно, что Горгий огромное значение придавал главному из существовавших в те времена способов передачи информации — речи. «Речь, — говорил он, — является могущественной владычицей, которая выполняет божественнейшие дела наименьшим и наинезаметнейшим телом, ибо способна и отогнать страх, и отвести скорбь, и вызвать заботу, и увеличить сочувствие».

Другой известный софист, Протагор (ок. 481-411 гг. до н.э.), рассматривая проблему познания, считал, что оно есть исключительно личное дело каждого человека. Нет общего, объективного знания о мире, каждый человек познает что-то свое, и сам для себя определяет истинность своего знания. Протагору принадлежит знаменитая фраза:

«Человек есть мера всех вещей», говорящая не о том, что человек властвует над миром, а о том, что у него нет никакого другого критерия истинности своего знания о мире, кроме себя самого.

Софисты прославились тем, что высказывали множество очень спорных мыслей. Чего скажем стоит только одна фраза софиста Фразимаха о том, что «справедливость — это не что иное, как выгода сильнейшего». Тем не менее, софистика сыграла очень важную роль в развитии философии — во-первых, она поставила вопрос об относительности философского познания, и, во-вторых, подготовила понимание того, что человек есть центр философии, и этим создала почву для появления учений таких великих философов, как Сократ, Платон и Аристотель.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Журнал «Человек без границ» — «Человек есть мера всех вещей». Вы согласны?

«Человек есть мера всех вещей». Эта фраза многим известна, но ее продолжение, думаю, знакомо далеко не каждому. Еще в V веке до н.э. софист Протагор подарил ее эллинам, Платон увековечил ее в своем произведении «Теэтет», так она дошла и до нас с вами.

Давайте вспомним, как эта фраза звучит полностью, и поразмышляем над ней: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (Платон, «Теэтет», 152а).

Да, человек познает мир, измеряя все относительно себя (большое, маленькое, быстрое или медленное), и это естественно — мы все соизмеряем с собой, своим мнением, пониманием.

Пока мы с вами размышляем в категориях ощущений и эмоций — холодно или жарко, интересно или нет, нравится или не нравится — безусловно, мы будем сталкиваться с бесконечным множеством мнений. И, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Например, стоит заговорить о погоде или климате, о недавно увиденном фильме или прочитанной книге, о человеке, событии или месте, в котором вы побывали, — и тут мы встречаемся с бесконечным разнообразием всевозможных мнений и «экспертных оценок», как нельзя лучше иллюстрирующих, что сказанное 2500 лет назад не потеряло своей актуальности и в XXI веке. Каждый считает свою точку зрения «истиной в последней инстанции».

Почему же так происходит? У каждого из нас своя шкала измерений (свой Фаренгейт и  Цельсий), когда речь идет о понятиях и категориях, которые сложно выразить количественно. Как измерить глубину содержания? Красоту произведения искусства? Как измерить щедрость или великодушие? А справедливость или человечность? Для мира вещей придумали килограммы, литры, футы, мили, штуки. А вот как ввести «абсолютный ноль» для категорий нашего внутреннего мира, для этических понятий? Мы же не говорим: «У меня сегодня доброты на +5, а у моего друга  сегодня щедрости на 10 ниже нуля». Это внутреннее «измерение» влечет следующий непростой вопрос: относительно чего меряем? Существуют ли абсолютные категории Справедливости, Красоты, Доброты и так далее?

Здесь начинается самое сложное и самое интересное. Мы с вами входим в пространство философии. Конечно, об этом размышляло не одно поколение философов и оставило своим современникам и потомкам (то есть нам) даже  письменные труды! В ответ на слова Протагора Сократ говорит о существовании Истины вне зависимости от человека и его представлений об этом, а Платон представляет учение об Идеях, являющихся причиной всего мира вещей.

Но если допустить существование абсолютных категорий в мире идей и этических понятий, то это будет подобно законам физики. Закон тяготения или закон гравитации существует вне зависимости от того, нравится он нам или нет, знаем мы о нем или нет, существует в нашей голове такое понятие или нет, — мы все испытываем его воздействие. А электричество и магнетизм существовали задолго до их официального открытия в мире науки, не правда ли? В момент открытия закона  находится тот, кто формулирует причинно-следственную связь (то есть формулу), как этот закон работает.

По этой аналогии мы можем предположить, что в мире ценностей, этических категорий существуют свои неизменные законы и свои «формулы» причинно-следственных связей. Их-то мы и открываем всю жизнь эмпирическим, опытным путем. От личных опытов и экспериментов мы переходим к поиску ориентиров, поиску созвучных людей, идей, учений, не только размышляя над категориями добра и зла, но и постоянно выбирая. Иногда мы пытаемся перевести эти категории  в квадратные метры или рубли, иногда — в килограммы или километры, но жизнь, как правило, дает нам понять, что категории ценностей — из другой «шкалы»… Философия оставляет нам ориентиры и размышления об открытых универсальных законах нашего внутреннего мира. Именно поэтому философия родилась как постоянный поиск Истины, которая всегда будет сокрыта от нас, но  именно путь к ней и пробуждает в нас философа, а значит того, кто не считает свое мнение «истиной в последней инстанции».  

Если в нашей жизни появятся достойные ориентиры, то внутри нас начнет вырастать шкала скромности по Сократу, идеализма по Платону, великодушия по Марку Аврелию… Продолжите, и вы увидите, как преобразится ваша «мера всех вещей».

 

 

 

Дополнительно

 — Итак, не говорит ли он как-то таким образом, что какою каждая (вещь) кажется мне, такова она есть для меня, и какою тебе, такова она для тебя, ты же и я человек?.. Разве не бывает иногда, что при дуновении того же самого ветра один из нас зябнет, другой нет? и один слегка, а другой сильно? 

— Конечно.  

— Итак, в этом случае ветер сам по себе назовем ли мы холодным или не холодным, или поверим Протагору, что для зябнувшего он холоден, для не зябнувшего не холоден?

— Кажется, что так.  

— Следовательно, и является (это) каждому из них таким образом?  

— Да. 

— «Является» же (это) значит «ощущается». 

— Правильно.

— Итак, явление и ощущение тождественно, и в теплом и во всем тому подобном. И в самом деле, каковы ощущения у каждого, таковы для каждого и существующие (вещи).

Платон, «Теэтет»

***

Рассказывают, что один афинянин пришел к пифии и спросил: «Кто самый мудрый в Афинах?» «Сократ», — ответила пифия.

Афинянин принес эту весть Сократу, и философ очень удивился. Несколько дней Сократ обдумывал ответ пифии и пришел к такому выводу: «Я знаю, что ничего не знаю, но остальные не знают даже этого».

 

***

Когда римский император-философ Марк Аврелий узнал о предательстве Авидия Кассия, своего сподвижника, он остался спокоен и не поддался чувству гнева или мести. Он знал о чрезмерных амбициях генерала и писал своему сводному брату и соправителю Луцию Веру: «Я прочитал твое письмо, в котором больше беспокойства, нежели императорского достоинства… Если Кассию суждено стать императором, то мы не сможем убить его… если же не суждено, то без жестокости с нашей стороны он сам попадется в сети, расставленные ему судьбой… Не так плохо мы почитали богов, и не так плохо мы жили, чтобы он мог победить»…

Получив перехваченные письма, адресованные Кассием к заговорщикам, Марк Аврелий, не читая, прикажет их сжечь, чтобы «не узнать имен своих врагов и не возненавидеть их непроизвольно».

Мятеж длился три месяца и шесть дней. Авидий Кассий был убит одним из своих сообщников. Император дал полную амнистию его сторонникам. Многим тогда казалась, что подобная мягкость граничит со слабостью. Но как далеки они были от истины!

 

www.bez-granic.ru

Человек — мера всех вещей. Это верно и глубоко. Это значит, что все…

Июнь 16, 2013


karachee
03:33 pm
Человек — мера всех вещей. Это верно и глубоко. Это значит, что все вещи, которые окружают человека отражают то, что он из себя представляет. Не более.
И если одна вещь велика, а другая мала, то это происходит не из величия первой и малости второй, а из того, что мера приложенная к ним оказалась меньше одной и больше другой.
Прикладывая к вещам другую меру полностью изменяешь свойства вещей. Может ли мера быть верной?

Вот человек который говорит, что его мера совершенно верна, потому что все вещи мира на это указывают. И эта вещь такова, как указывает его мера, и та, и третья и все прочие.
Значит ли это что его мера абсолютно верна? Значит ли это что его понимание происходящих процессов отражает реальность наиболее совершенно и адекватно?

И да и нет. Само по себе это указывает только на согласованность всех состояний человека, каждой из сторон его личности/сущности, которая проявляется вовне в качестве меры.
Все вещи которые он наблюдает в каждый момент, не входят в противоречие с вещами, которые он наблюдает в любой из других моментов пребывая в любых доступных ему состояниях сознания.
Если сравнивать его меру, с мерой человека находящегося в состоянии внутреннего конфликта, неустроенности или дезориентации, можно принять его меру как верную. Относительно.

Надо очень четко понять, что если в человеке не заложена грань для измерения каких-то сложных вещей, то их для него не существует.
С другой стороны если эти вещи есть в наличии и проявляются, то в его мире они будут фрагментированы как свойства видимых ему вещей.

Для любой вещи, существование или несуществование её, всякий раз зависит исключительно от меры с которой к ней подходят.
Никакой другой основы под выводом «вещь существует» или «вещь не существует» — нет.
Это «нет» — тотально.

Тотально для любой из вещей мира внешних форм. Бог — вещь, реальность — вещь, Я — вещь, любовь — вещь, смерть — вещь, просветление — вещь, нирвана и сансара — вещи, тональ и нагваль — тоже вещи.

Разница между учеником и наставником Дзен как правило состоит не в том, что наставник обладает вещами, которые недоступны ученику, а в том, что наставник не обладает вещами, которые для ученика незыблемы.

Очевидно,
что для любого человека
в доступном ему для восприятия мире форм
не существует ни одной вещи,
которая указывала бы на то,
что его восприятие является ошибочным.
Неверным.

Человек (его Ум) не способен на основании одного наблюдения реальности придти к выводам, что текущий способ наблюдения неверно её отражает. И следовательно мера должна быть подвергнута перекалибровке. За неимением равного эталона.
Соответствующий вывод может быть только навязан(Уму) извне, посредством предоставления внешнего эталона, имеющего те же источники, что и внешняя дисциплина.

Например, если человек видит мир, как место для комфортного проживания с широким доступом к разнообразным удовольствиям, но его религия определяет мир как место греха и порока, это может быть достаточным основанием для пересмотра своих воззрений.
Пересмотр воззрений на основании внешнего эталона, который ставится выше той эталонной реальности, с которой работает Ум, воспринимается последним как насилие. Это его восприятие и верно и глубоко.

Процесс пересмотра воззрений, изменения меры, является непосредственным использованием той самой «силы», которая была упомянута в двух предыдущих постах.
В том случае если силы окажется достаточно, чтобы превозмочь «сопротивление Ума насилию», процесс пересмотра будет работой по внешнему управлению Умом, которая приводит к росту этой силы.
В противном случае Ум утвердит прежнюю меру, творчески переработав внешний эталон, как не противоречащий наблюдаемой им реальности.

В действительности нет и не может быть никакой причины, чтобы менять одну меру на какую-либо другую.
То, что «в действительности нет и не может быть никакой причины, чтобы менять одну меру на какую-либо другую» означает, что в действительности нет и никакой причины пользоваться той мерой, которая используется сейчас.

Существует такое состояние сознания и восприятия, когда работа по внешнему управлению Умом является постоянным и непрерывным процессом, при отсутствии конечного эталона.
Отличием Чань и Дзен является то, что эта работа предусматривает, что и потребный уровень силы и уровень сопротивления Ума стремятся к величайшему.
Даосские практики предпочитают удерживать Ум в простоте, на уровне, где его сопротивление мало и легко преодолевается малым уровнем силы.


Интересно, а можно это поместить в более короткую формулировку?:)
Мой отец говорил в таких случаях : федя, со временем поймёшь.
А «отцы», Карачи, в этом — точно знают толк:))

Edited at 2013-06-16 17:13 (UTC)

Можно, но я уже не сделаю.
По отцам ничего не скажу.

Так и не надо.
А про «отцов», вот же написано —

Разница между учеником и наставником Дзен как правило состоит не в том, что наставник обладает вещами, которые недоступны ученику, а в том, что наставник не обладает вещами, которые для ученика незыблемы. .. — всё правильно:))

>То, что «в действительности нет и не может быть никакой причины, чтобы менять одну меру на какую-либо другую» означает, что в действительности нет и никакой причины пользоваться той мерой, которая используется сейчас.
—————————————-——————————
В действительности означает, что нет абсолютной меры, все меры относительны.

>В действительности нет и не может быть никакой причины, чтобы менять одну меру на какую-либо другую.
—————————————-———————
В действительности, если человек не закрылся от жизни, например в монастыре и не зациклился на одной теме (да и то не факт, поскольку монахи также подвержены старению и не живут по двести лет), так вот, в действительности человек постоянно подвергается разнообразным воздействиям, которые воздействуют на разные стороны его личности, выводя внутриличностный баланс из равновесия, в результате чего та или иная мера будет плавать в границах актуально-неактуально. Также может возникнуть потребность в качественно новой мере.

Если одна вещь относительна, а другая абсолютна, то это происходит не из абсолютности одной и относительности другой. К ним приложена такая мера.

«Разнообразные воздействия» являются результатом действия внешней среды. Действительно есть внешние среды, где эти воздействия будут активно воздействовать на человека меняя его меру так радикально, что одни вещи будут исчезать, а другие появляться. Все они расцениваются как агрессивные. Примером может служить война, окопы, утрата веры, обретение веры. Но много ли людей добровольно выбирает сменить привычную среду на среду агрессивную?

Тот кто выбирает эту перемену осознанно — тем самым уже проделывает работу, которая ведет к росту уровня силы. Тот, когда затягивает в такие среды волею обстоятельств, останется на прежнем уровне силы. Нет выбора, нет решения, нет противостояния со «здравым смыслом» — будет плавать в границах актуально-неактуально.

>Примером может служить война, окопы, утрата веры, обретение веры. Но много ли людей добровольно выбирает сменить привычную среду на среду агрессивную?
—————————————-
Ну это все зависит от целостности-устойчивости психики. Для кого-то и война — мать родная, а кто-то и собственной тени пугается.

Нет, не так. Целостность-устойчивость психики величина не случайная и не распределяется по Гауссу. Психика обретает целостность и устойчивость по мере взросления, обретения и осмысления опыта. Чем старше человек, чем богаче его опыт, тем меньшее число внешних сред являются для него агрессивными/обучающими.

Поэтому рассчитывать на то, что мера у людей меняется и так — нельзя. Она меняется какое-то время приходящееся на детство, юность у всех. У тех немногих, что оказываются в агрессивных средах она меняется в зрелом возрасте. Но в целом, в общем потоке — этот метод нельзя рассматривать как достаточный для создания естественной потребности в возникновении качественно новой меры. После 20-23 лет уже только осознанное усилие на развитие, на совершенствование, только работа.

Хотя отдельные секты мыслят именно таким образом, что создание предельно агрессивных сред для максимального числа населения — это путь который быстрее и надежнее всего приведет к рывку в духовном развитии человечества.

>Целостность-устойчивость психики величина не случайная и не распределяется по Гауссу
—————————————-
Конечно не случайная, но причем здесь математика, я например предпочитаю смотреть сквозь призму астрологии, работая с судьбами конкретных живых людей.
Например, кто-то женился-вышла замуж один раз и на всю жизнь, другие больше 6-8 лет не выдерживают, женясь-выходя замуж по 3-5 раз за жизнь.Такие же примеры легко привести и в других областях жизни.
То есть кому-то уже дано и свое время срабатывает, а кто-то всю жизнь учится на различных гипотезах, используя различные меры, испытывая их, а также меры с переменным результатом.

Шесть раз жениться не равно шесть мер поменять. Люди меняются, мир меняется, всё течет. Это не имеет отношения к понять, что есть ты, что есть вещи, начать целенаправленно работать.

Знаешь в чем между нами разница — я пишу о людях, о разных людях, а ты только о себе. То что ты пишешь, наверное верно и правильно в отношении тебя, но верно ли и правильно ли в отношении всех, вопрос большой и интересный.

Edited at 2013-06-17 18:11 (UTC)

Верно и правильно? То что я пишу вопиет о том что нет никаких верно и правильно кроме как верно иправильно для себя. Если для тебя верно и правильно писать о разных людях ты будешь писать о разных людях. Либо до тех пор пока твое верно и правильно не поменяется волею обстоятельств, либо пока ты сам не поймешь его природу.

ru-dao.livejournal.com

Человек — мера всех вещей


Человек — мера всех вещей

        тезис, принадлежащий Протагору из Абдеры.

Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.

  • Чеканка монет
  • Чернила

Смотреть что такое «Человек — мера всех вещей» в других словарях:

  • Человек — мера всех вещей —    тезис, принадлежащий Протагору из Абдеры. (Словарь античности. Пер. с нем. М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994) [m2]    « …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Мера (философия) — Мера философская категория, означающая единство качественной и количественной определённостей некоторого предмета. Анализ меры исходит из важности интервала изменений количественных величин, в рамках которого можно говорить о сохранении качества… …   Википедия

  • ЧЕЛОВЕК — это смертный Бог. Гермес Трисмегист Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • МЕРА — философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. был конституирован и легитимизирован в историко философской традиции… …   История Философии: Энциклопедия

  • МЕРА — философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. был конституирован и легитимизирован в историко философской традиции… …   Новейший философский словарь

  • МЕРА — определитель свойств и качеств вещей, общности и особенности явлений действительности, своеобразия и продуктивности человеческой личности. М. может быть выражена конкретным предметом, чашкой например. Но, став средством измерения, этот предмет… …   Современный философский словарь

  • МЕРА — философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Подобный подход в трактовке М. был конституирован и легитимизирован в историко философской традиции… …   История Философии: Энциклопедия

  • МЕРА —         филос. категория, выражающая диалектич. единство качеств, и количеств. характеристик объекта. Качество любого объекта органически связано с оп редел. количеством. В рамках данной М. количеств. характеристики могут меняться за счёт… …   Философская энциклопедия

  • мера —         МЕРА одна из важнейших категорий философии, выражающая такой количественный интервал изменений, происходящих в какой либо системе, в рамках которого данная система сохраняет свою качественную специфику, остается той же самой. Понятие М.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Мера — философская категория, выражающая органическое единство качества и количества какого либо предмета или явления. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные количественные характеристики. Эти характеристики изменчивы и подвижны …   Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Книги

  • 53 отличия человека от других зверей, Игорь Давиденко, Человеку присущ самоанализ. Самое простое строить своё фамильное древо и меряться прошлым с кем угодно. Важнейший вопрос: откуда пошли люди? стал мучить не только Дарвина, но и школяра.… Категория: Другие издания Издатель: Белые альвы, Подробнее  Купить за 206 руб
  • Великие люди, изменившие мир, Сборник, В аудиокниге представлены наиболее выдающиеся деятели цивилизации – от древнейших философов до современных политиков и ученых. Ум, талант подавляющего большинства из них были отданы на благо… Категория: Биографии и Мемуары Серия: Время. События. Люди Издатель: СОЮЗ, Подробнее  Купить за 190 руб аудиокнига
  • Куда идешь, человек?, П. С. Гуревич, Что такое человек? В чем его уникальность? Верно ли, что он возвышается над животным царством? Отвечая на эти вопросы, автор разбирает новую сенсационную антропологическую концепцию: человек… Категория: Наука. История науки Серия: Знак вопроса Издатель: Знание, Подробнее  Купить за 150 руб
Другие книги по запросу «Человек — мера всех вещей» >>

dictionary_of_ancient.academic.ru

СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЙ. ЧЕЛОВЕК — МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ | Архитектура и Проектирование

Для удовлетворения своих потребностей человек изготовляет себе вещи. Чтобы служить человеку, они должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела служили естественной основой всех единиц измерения. Даже сегодня, чтобы наиболее ясно представить себе размеры того или иного предмета, мы говорим, что он во столько-то раз больше человеческого роста, что его длина равна стольким-то локтям, что он на столько-то футов (фут-стопа) шире или на столько-то голов выше.

Введение метрической системы мер положило конец этим методам измерения. Поэтому мы должны попытаться составить себе насколько возможно подробное и точное представление также и об этом новом масштабе. Именно так поступают архитекторы, обмеряя помещение собственного жилища, чтобы яснее представить себе размеры проектируемых ими зданий. Каждый изучающий архитектуру должен прежде всего научиться правильно оценивать размеры помещений и их обстановки с тем, чтобы при изображении и назначении размеров любого предмета, помещения или здания зрительно представлять их истинную величину. Правильное понятие об истинных размерах предмета, будь то в натуре или на рисунке, мы получаем только тогда, когда рядом с ним видим человека. Для нашего времени характерно, что на иллюстрациях в специальных журналах здания и помещения чаще всего изображаются без людей, и это обычно дает неправильное представление о действительных размерах зданий, которые в натуре значительно меньше, чем выглядят на бумаге. В этом я вижу основную причину нередкого в наше время отсутствия соразмерности между зданиями, поскольку авторы проектируют их, пользуясь различными случайными масштабами, забывая о том, что единственно правильная мера всех масштабов— человек.

Проектировщику необходимо знать, откуда возникли применяемые им основные размерности. Он должен знать, каковы соотношения отдельных частей тела нормального физически развитого человека и какое пространство ему необходимо при различных положениях и в движении.

Он должен знать размеры предметов домашнего обихода, одежды и других, окружающих его предметов, чтобы правильно назначать размеры необходимых для них хранилищ, емкостей и мебели. Он должен знать величину свободных проходов между мебелью в кухне, столовой, библиотеке и т.п., чтобы обеспечить удобные условия домашней работы и жизни без излишнего увеличения объема помещений.

Он должен знать, как целесообразно расставить мебель, чтобы обеспечить человеку наиболее удобные условия труда и отдыха.

Наконец, он должен знать наименьшие размеры средств транспорта, которыми человек пользуется ежедневно: железнодорожных и трамвайных вагонов, автомобилей и т.п., имея ясное представление о типичных для них минимальных величинах, он часто бессознательно использует их при назначении размеров других помещений.
Но человек-это не просто физическое тело, занимающее определенное пространство. Не менее важна забота о его физическом и психологическом комфорте, так как планировка помещений, их окраска, освещение, меблировка и оборудование оказывают на человека значительное влияние.

Исходя из этих соображений и наблюдений, я еще с 1926 г. начал собирать соответствующие материалы из своей многосторонней строительной практики и педагогической деятельности. На этой основе и разработано предлагаемое справочное пособие, где человек принят за исходную меру всех вещей и за основной масштаб для разработки проектов зданий и их элементов. Многие из рассмотренных в книге принципиальных вопросов впервые исследуются и разрабатываются во взаимосвязи между собой.

В книге широко представлены новейшие достижения современной строительной техники, а также действующие в ФРГ нормы и стандарты. Текст ограничивается изложением лишь наиболее существенных данных: он подробно поясняется, а иногда и вообще заменяется наглядными  иллюстрациями.

Таким образом, проектировщик найдет здесь в кратком изложении и в определенной последовательности все основные сведения и нормативы, необходимые для работы.

Главное внимание уделено изложению окончательных выводов, основных положений и относящихся к ним сведений. Примеры осуществленных проектов приводятся только в качестве необходимых иллюстраций к основному содержанию книги.

Закон пропорции человеческого тела по Леонардо да Винчи

Если не считать обязательных для каждого проекта нормативных данных, задания на проектирование всегда отличаются друг от друга и архитектору в каждом случае приходится изучать новые стороны вопроса и искать новые творческие решения. Такой путь является единственно жизненным и полностью отвечает духу времени.

Примеры осуществленных проектных решений могут толкнуть проектировщика на легкий путь их копирования. В лучшем случае они создают определенные представления, от которых при решении новых задач бывает очень трудно отказаться. Если же вооружить архитектора только исходными данными и нормами по основным вопросам, то он полностью направит свои творческие усилия на разработку самостоятельного проектного замысла, в котором отдельные частные вопросы получат свое комплексное разрешение.

В заключение замечу, что каждый раздел книги представляет собой систематизированный свод необходимых данных по вопросам строительного проектирования, проверенных на опыте наиболее удачных современных построек либо на моделях. Основная цель настоящего труда — избавить проектировщика от самостоятельных поисков и сбора этих данных, предоставить ему больше времени для разработки его основной творческой задачи.

Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert «BAUENTWURFSLEHRE»

arx.novosibdom.ru

Человек — мера всех вещей — это… Что такое Человек


Человек — мера всех вещей

   тезис, принадлежащий Протагору из Абдеры.

(Словарь античности. Пер. с нем. — М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994) [m2]    «..

Античный мир. Словарь-справочник. EdwART. 2011.

  • Сон Сципиона
  • Энеида

Смотреть что такое «Человек — мера всех вещей» в других словарях:

  • Человек — мерило всех вещей — Слова древнегреческого философа софиста Протагора (V в. до н. э.). Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …   Словарь крылатых слов и выражений

  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ — (ewige Wiederkunft des Gleichen, oder aller Dinge) основополагающая мысль Ницше, которая словно круг, очерчивает и определяет существо его философии жизни. В «Ессе Homo» Ницше пишет: «Теперь я расскажу историю Зарату стры. Основная концепция… …   Новейший философский словарь

  • ЧЕЛОВЕК — главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований. Ч., по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль,… …   Философская энциклопедия

  • Человек-паук — The Amazing Spider Man том 2, №50 (апрель 2003). Художники Дж. Скотт Кэмпбелл и Тим Таунсенд. История публикаций Изд …   Википедия

  • Человек —         высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно исторической деятельности и культуры. Ч. предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные… …   Большая советская энциклопедия

  • Человек (Warcraft) — Люди Англ. название Humans Фракция Альянс Классы персонажей Воин, Разбойник, Чернокнижник, Маг, Паладин, Жрец, Рыцарь смерти Столица Штормград Лидер(ы) …   Википедия

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ” —     “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ” (Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, Auch allen Dingen überhaupt, Den Liebhabern der Wahrheit mitgetheilet von Christian Wolfien)… …   Философская энциклопедия

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ» — (Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, Auch allen Dingen überhaupt, Den Liebhabern der Wahrheit mitgetheilet von Christian Wolffen) – главный философский труд X.Вольфа. Впервые опубликован в 1720 в Галле, выдержав… …   Философская энциклопедия

  • Понятие философской антропологии. Человек особый род сущего. Человеческое в человеке — кратко Фил я антропология течение современной фил й мысли в центре внимания проблема человека, а основная идея создание синтетической концепции человека. Его главные представители М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер. Принципиальной задачей фил й… …   Малый тезаурус мировой философии

  • Что делать, если пропал совершеннолетний человек — В случае исчезновения человека следует: Обратиться к оператору бюро регистрации несчастных случаев территориального УВД (для г. Москвы Бюро регистрации несчастных случаев Главного Управления внутренних дел города Москвы (БРНС ГУВД), адрес: улица… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Золотой человек (роман) — Золотой человек Az arany ember Автор: Мор Йокаи Жанр: роман …   Википедия

Книги

  • Дизайн привычных вещей, Норман Дональд, О книге Даже умный человек чувствует себя подчас дураком, пытаясь сообразить, на какую кнопку нажать, чтобы включить свет, как разжечь духовку и что делать с дверью- тянуть, толкать или… Категория: Дизайн Серия: Дизайн Издатель: Манн, Иванов и Фербер, Подробнее  Купить за 1273 руб
  • Дизайн привычных вещей, Норман Дональд, О книгеДаже умный человек чувствует себя подчас дураком, пытаясь сообразить, на какую кнопку нажать, чтобы включить свет, как разжечь духовку и что делать с дверью -тянуть, толкать или… Категория: Дизайн Серия: Дизайн Издатель: Манн, Иванов и Фербер, Производитель: Манн, Иванов и Фербер, Подробнее  Купить за 478 грн (только Украина)
  • Человек с поезда, Джеймс Билл, Джеймс Рейчел Маккарти, С 1898 по 1912 год простые американцы из маленьких городков ложились спать, не зная, повезет ли им проснуться утром. На протяжении этого времени вся страна была охотничьими угодьями… Категория: Журналистские расследования Серия: True Crime Издатель: АСТ, Подробнее  Купить за 454 руб
Другие книги по запросу «Человек — мера всех вещей» >>

antiquites.academic.ru

Как понять высказывание ««Человек есть мера всех вещей»?

Древний философ-софист Протагор полагал, что окружающий нас мир противоречив, и поэтому относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса. В частности, он сказал: «Человек есть мера всех вещей: существующих – в том, что они существуют, и несуществующих – в том, что они не существуют» . Он учил, что восприятие реальности — явление весьма субъективное: «Каким что является мне, таким оно верно для меня, а каким тебе, таким — для тебя».

человек есть Вселенная в миниатюре. С научной (геометрия), он прямая проекция Высшего, вплоть до процессов зачатия (по образу и подобию). Подробности в теософической лит-ре. Блаватская»Тайная Доктрина».Выражение»Познай себя» соотносится с познанием Вселенной. Есть очень древний афоризм»Над человеком, познавшим себя, не властен даже Бог»

Нет Danz. Человек может думать как человек и никак иначе (вообще сложно ответить) , например кто знает какого цвета на самом деле апельсин, ведь видно только не поглощённый (отражённый) свет.. . Вот и человек придумал меру красоты и уродсва, целомудренности и похоти, зла и добра. И эти меры меняются в месте с ЧЕЛОВЕКОМ и на оборот.

К чему бы не прикоснулся человек, всё он очеловечивает. Отсюда и единицы измерения: локоть, фут и т. д. Также и чужой внутренний мир человек «мерит» по себе. Потому что другого «материала» просто нет. Шекспир: «Как может взгляд чужих порочных глаз Судить во мне игру горячей крови? Пусть грешен я, но не грешнее вас, Мои шпионы, мастера злословья». Перевод Маршака.

Все измерения условны, как человек измеряет, так и чувствует, заблокирован в своём двоичном разуме. Для него ВСЁ — относительно, а как поймёт что ВСЁ может быть только бесконечным и измерения в прямом смысле не существуют, он передёт в 4-ое измерение, где мера всему есть ЯА есмь Бесконечность!

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *