Читать онлайн «Челкаш», Максим Горький – Литрес
Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Оно почти не отражается в воде, рассекаемой ударами весел, пароходных винтов, острыми килями турецких фелюг и других судов, бороздящих по всем направлениям тесную гавань. Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом.
Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики грузовиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко в небе над гаванью, – к ним вздымаются с земли всё новые и новые волны звуков – то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают всё кругом, то резкие, гремящие, – рвут пыльный знойный воздух.
Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди – всё дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию. Но голоса людей, еле слышные в нем, слабы и смешны. И сами люди, первоначально родившие этот шум, смешны и жалки: их фигурки, пыльные, оборванные, юркие, согнутые под тяжестью товаров, лежащих на их спинах, суетливо бегают то туда, то сюда в тучах пыли, в море зноя и звуков, они ничтожны по сравнению с окружающими их железными колоссами, грудами товаров, гремящими вагонами и всем, что они создали. Созданное ими поработило и обезличило их.
Стоя под парами, тяжелые гиганты-пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают, и в каждом звуке, рожденном ими, чудится насмешливая нота презрения к серым, пыльным фигурам людей, ползавших по их палубам, наполняя глубокие трюмы продуктами своего рабского труда. До слез смешны длинные вереницы грузчиков, несущих на плечах своих тысячи пудов хлеба в железные животы судов для того, чтобы заработать несколько фунтов того же хлеба для своего желудка. Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, – машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, – в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии.
Шум – подавлял, пыль, раздражая ноздри, – слепила глаза, зной – пек тело и изнурял его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение, готовым разразиться какой-то грандиозной катастрофой, взрывом, за которым в освеженном им воздухе будет дышаться свободно и легко, на земле воцарится тишина, а этот пыльный шум, оглушительный, раздражающий, доводящий до тоскливого бешенства, исчезнет, и тогда в городе, на море, в небе станет тихо, ясно, славно…
Раздалось двенадцать мерных и звонких ударов в колокол. Когда последний медный звук замер, дикая музыка труда уже звучала тише. Через минуту еще она превратилась в глухой недовольный ропот. Теперь голоса людей и плеск моря стали слышней. Это – наступило время обеда.
Когда грузчики, бросив работать, рассыпались по гавани шумными группами, покупая себе у торговок разную снедь и усаживаясь обедать тут же, на мостовой, в тенистых уголках, – появился Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки, а за ухо он заткнул себе маленькую, только что сорванную ветку липы. Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами. Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.
Когда он поравнялся с одной из групп босяков-грузчиков, расположившихся в тени под грудой корзин с углем, ему навстречу встал коренастый малый с глупым, в багровых пятнах, лицом и поцарапанной шеей, должно быть, недавно избитый. Он встал и пошел рядом с Челкашом, вполголоса говоря:
– Флотские двух мест мануфактуры хватились… Ищут.
– Ну? – спросил Челкаш, спокойно смерив его глазами.
– Чего – ну? Ищут, мол. Больше ничего.
– Меня, что ли, спрашивали, чтоб помог поискать?
И Челкаш с улыбкой посмотрел туда, где возвышался пакгауз Добровольного флота.
– Пошел к черту!
Товарищ повернул назад.
– Эй, погоди! Кто это тебя изукрасил? Ишь как испортили вывеску-то… Мишку не видал здесь?
– Давно не видал! – крикнул тот, уходя к своим товарищам.
Челкаш шагал дальше, встречаемый всеми, как человек хорошо знакомый. Но он, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.
Откуда-то из-за бунта товара вывернулся таможенный сторож, темно-зеленый, пыльный и воинственно-прямой. Он загородил дорогу Челкашу, встав перед ним в вызывающей позе, схватившись левой рукой за ручку кортика, а правой пытаясь взять Челкаша за ворот.
– Стой! Куда идешь?
Челкаш отступил шаг назад, поднял глаза на сторожа и сухо улыбнулся.
Красное, добродушно-хитрое лицо служивого пыталось изобразить грозную мину, для чего надулось, стало круглым, багровым, двигало бровями, таращило глаза и было очень смешно.
– Сказано тебе – в гавань не смей ходить, ребра изломаю! А ты опять? – грозно кричал сторож.
– Здравствуй, Семеныч! мы с тобой давно не видались, – спокойно поздоровался Челкаш и протянул ему руку.
– Хоть бы век тебя не видать! Иди, иди!..
Но Семеныч все-таки пожал протянутую руку.
– Вот что скажи, – продолжал Челкаш, не выпуская из своих цепких пальцев руки Семеныча и приятельски-фамильярно потряхивая ее, – ты Мишку не видал?
– Какого еще Мишку? Никакого Мишки не знаю! Пошел, брат, вон! а то пакгаузный увидит, он те…
– Рыжего, с которым я прошлый раз работал на «Костроме», – стоял на своем Челкаш.
– С которым воруешь вместе, вот как скажи! В больницу его свезли. Мишку твоего, ногу отдавило чугунной штыкой. Поди, брат, пока честью просят, поди, а то в шею провожу!..
– Ага, ишь ты! а ты говоришь – не знаю Мишки… Знаешь вот. Ты чего же такой сердитый, Семеныч?..
– Вот что, ты мне зубы не заговаривай, а иди!..
Сторож начал сердиться и, оглядываясь по сторонам, пытался вырвать свою руку из крепкой руки Челкаша. Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей и, не отпуская его руки, продолжал разговаривать:
– Ты не торопи меня. Я вот наговорюсь с тобой вдосталь и уйду. Ну, сказывай, как живешь?.. жена, детки – здоровы? – И, сверкая глазами, он, оскалив зубы насмешливой улыбкой, добавил: – В гости к тебе собираюсь, да все времени нет – пью все вот…
– Ну, ну, – ты это брось! Ты, – не шути, дьявол костлявый! Я, брат, в самом деле… Али ты уж по домам, по улицам грабить собираешься?
– Зачем? И здесь на наш с тобой век добра хватит. Ей-богу, хватит, Семеныч! Ты, слышь, опять два места мануфактуры слямзил?.. Смотри, Семеныч, осторожней! не попадись как-нибудь!..
Возмущенный Семеныч затрясся, брызгая слюной и пытаясь что-то сказать. Челкаш отпустил его руку и спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани. Сторож, неистово ругаясь, двинулся за ним.
Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Ему платили тем же.
– Ишь ты, Гришка, начальство-то как тебя оберегает! – крикнул кто-то из толпы грузчиков, уже пообедавших и валявшихся на земле, отдыхая.
– Я – босый, так вот Семеныч следит, как бы мне ногу не напороть, – ответил Челкаш.
Подошли к воротам. Два солдата ощупали Челкаша и легонько вытолкнули его на улицу.
Челкаш перешел через дорогу и сел на тумбочку против дверей кабака. Из ворот гавани с грохотом выезжала вереница нагруженных телег. Навстречу им неслись порожние телеги с извозчиками, подпрыгивавшими на них. Гавань изрыгала воющий гром и едкую пыль…
В этой бешеной сутолоке Челкаш чувствовал себя прекрасно. Впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости. Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки… Вспомнился товарищ, Мишка, – он очень пригодился бы сегодня ночью, если бы не сломал себе ногу. Челкаш про себя обругался, думая, что одному, без Мишки, пожалуй, и не справиться с делом. Какова-то будет ночь?.. Он посмотрел на небо и вдоль по улице.
Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.
Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами.
Парень, сначала недоумевая, смигнул, но потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех: «Ах, чудак!» – и, почти не вставав с земли, неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша, волоча свою котомку по пыли и постукивая пяткой косы о камни.
– Что, брат, погулял, видно, здорово!.. – обратился он к Челкашу, дернув его штанину.
– Было дело, сосунок, было этакое дело! – улыбаясь, сознался Челкаш. Ему сразу понравился этот здоровый добродушный парень с ребячьими светлыми глазами. – С косовицы, что ли?
– Как же!.. Косили версту – выкосили грош. Плохи дела-то! Нар-роду – уйма! Голодающий этот самый приплелся, – цену сбили, хоть не берись! Шесть гривен в Кубани платили. Дела!.. А раньше-то, говорят, три целковых цена, четыре, пять!..
– Раньше!.. Раньше-то за одно погляденье на русского человека там трёшну платили. Я вот годов десять тому назад этим самым и промышлял. Придешь в станицу – русский, мол, я! Сейчас тебя поглядят, пощупают, подивуются и – получи три рубля! Да напоят, накормят. И живи сколько хочешь!
Цитаты из книги «Челкаш» Максима Горького📚 — лучшие афоризмы, высказывания и крылатые фразы — MyBook.
Что выбрать
Библиотека
Подписка
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
📖Книги
🎧Аудиокниги
👌Бесплатные книги
🔥Новинки
❤️Топ книг
🎙Топ аудиокниг
🎙Загрузи свой подкаст
- Главная org/ListItem»>Школьные учебники
- ⭐️Максим Горький
- 📚Челкаш
цитаты
Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя.
12 января 2014
Поделиться
Созданное ими поработило и обезличило их.
3 июня 2014
Поделиться
Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда…
28 сентября 2014
Поделиться
Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной. И ему было обидно слышать такой ответ на вопрос о красоте того, что он любил. Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади.
24 сентября 2015
Поделиться
Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного – никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя. Никогда не станет таким!.. И эта мысль и ощущение, наполняя его сознанием своей свободы, удерживали его около Гаврилы на пустынном морском берегу.
14 октября 2014
Поделиться
Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал.
19 октября 2017
Поделиться
Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.
9 октября 2016
Поделиться
Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах.
20 октября 2014
Поделиться
Рваные, потные, отупевшие от усталости, шума и зноя люди и могучие, блестевшие на солнце дородством машины, созданные этими людьми, – машины, которые в конце концов приводились в движение все-таки не паром, а мускулами и кровью своих творцов, – в этом сопоставлении была целая поэма жестокой иронии.
16 октября 2019
Поделиться
На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, – охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…
12 сентября 2019
Поделиться
Бесплатно
(544 оценки)
Читать книгу: «Челкаш»
Максим Горький
Установите приложение, чтобы читать эту книгу бесплатно
О проекте
Что такое MyBook
Правовая информация
Правообладателям
Документация
Помощь
О подписке
Купить подписку
Бесплатные книги
Подарить подписку
Как оплатить
Ввести подарочный код
Библиотека для компаний
Настройки
Другие проекты
Издать свою книгу
MyBook: Истории
Челкаш — III.
Предыдущая глава
III.
Он проснулся первым, тревожно огляделся, тут же взял себя в руки и посмотрел на еще спящего Габриэля. Он сладко похрапывал и улыбался чему-то во сне своим детским, здоровым, загорелым лицом. Челкаш вздохнул и поднялся по узкой веревочной лестнице. Через отверстие трюма он увидел свинцовый кусок неба. Было светло, но серо и тоскливо — на самом деле осень.
Челкаш вернулся примерно через пару часов. Лицо его было весело, усы аккуратно закручены вверх, на губах играла добродушная, веселая улыбка. Он был одет в длинные прочные сапоги, короткую куртку, кожаные штаны и ходил с бойким видом. Весь костюм его был потрепан, но крепок и хорошо сидел на нем, делая его фигуру шире, скрывая его костлявость и придавая ему военный вид.
«Эй! Вставай, болван!» толкнуть Габриэля ногой.
Последний вскочил и, не узнав его за сонливость, посмотрел на него тусклыми и испуганными глазами. Челкаш рассмеялся.
«Да кто бы тебя знал?» сказал Габриэль наконец, с широкой улыбкой; «Вы стали довольно зыбь. »
«О, у нас это скоро случится. Ну, еще в дурном настроении, а? Сколько раз ты думал, что умрешь прошлой ночью, а? Скажи мне сейчас.»
«Нет, но судите по справедливости. Во-первых, на какой работе я работал? Ведь я мог бы погубить свою душу навсегда!»
«Ну, мне бы снова все понравилось. Что скажешь?»
«Снова? Нет, это слишком… как бы это сказать? Стоит ли? Вот где это.»
«Что, не за две радуги?»
«Вы имеете в виду двести рублей? Нет, если я знаю. Да ведь я должен.
«Стой. Как насчет того, чтобы погубить свою душу, а?»
«Ну, видишь ли, я мог бы… даже если бы ты этого не сделал,» улыбнулся Гавриил, .»
Челкаш весело рассмеялся.
«Ну ладно, надо пошутить, наверное. Пойдем на берег. Давай, смотри в оба!»
«Я готов.»
И снова они в ялике, Челкаш у руля, Гавриил на веслах. Над ними серое небо было покрыто равномерным ковром облаков, а мутное зеленое море резвилось их лодкой, шумно подбрасывая ее вверх и вниз по еще мелким валунам и резво бросая в нее яркие соленые струи непроницаемой воды. Далеко по носу ялика виднелась желтая полоса песчаного берега, а далеко за кормой тянулось вольное, резвое море, все изрезанное торопливыми головами волн, украшенными кое-где бахромой белой искрящейся пены. Там тоже далеко виднелось много судов, качавшихся на лоне моря; далеко слева был целый лес мачт и белые массы городских домов. Оттуда пронесся по морю глухой ропот, громоподобный и вместе с тем сливающийся с плеском волн в добрую и звучную музыку… И на все накинулось тонкой паутиной пепельного пара, разделявшего разные предметы. друг от друга.
«Ах, хорошо повеселимся сегодня вечером», — и Челкаш мотнул головой в сторону моря.
«Буря, да?» — спросил Габриэль, тяжело бороздя волны веслами. Он уже был мокрым с головы до ног от поноса, принесенного ветром по морю.
Челкаш крякнул в знак согласия.
Габриэль испытующе посмотрел на него.
«Сколько тебе дали?» — спросил он наконец, заметив, что Челкаш не расположен начинать разговор.
— Вот посмотри, — сказал Челкаш, протягивая Габриэлю маленький мешочек, который он вынул из кармана.
Габриэль увидел радужные клочки бумаги[1], и все, на что он смотрел, приобрело яркий радужный оттенок.
[1] Банкноты.
«Кирпич ты! А я вот все время думаю, что ты меня обворуешь. Сколько?»
«Пятьсот сорок. Умно, а?»
«С-с-умно!» — пробормотал Гавриил, пробегая жадными глазами по пятистам сорока рублям, прежде чем они снова исчезли в кармане. «О боже! какие большие деньги!» — и он вздохнул так, как будто вся тяжесть легла ему на грудь.
— Выпьем вместе, клоун, — восторженно закричал Челкаш. «Ах, мы хорошо проведем время. Не думай, что я хочу сделать тебя, мой друг, я дам тебе твою долю. Я дам тебе сорок, а? Тебе этого достаточно? Если хочешь вы получите их сразу».
«Если тебе все равно — без обид — тогда я их возьму.»
Габриэль весь дрожал от ожидания, и не только от ожидания, но и от другого острого сосательного чувства, которое вдруг возникло у него в груди.
«Ха-ха-ха! Это как ты! Какой ты скупой черт! Я их сейчас возьму! Ну, бери их, мой друг, бери, умоляю тебя.
Не знаю, что мне делать с такой кучей денег. Избавьте меня от них! Возьмите, умоляю!Челкаш протянул Габриэлю красивые купюры. Тот дрожащей рукой схватил их, бросил весла и стал прятать деньги куда-то на пазуху, жадно жмурясь и шумно вдыхая воздух, как будто пил что-то раскаленное. Челкаш с насмешливой улыбкой наблюдал за ним, но Гавриил вскоре снова взялся за весла и греб, нервно и торопливо, как бы чего-то боясь, и потупив глаза. Его плечи и уши дергались.
«Ах, ты жадный! Разве этого недостаточно? Чего тебе еще надо? Совсем как деревенщина!» — задумчиво сказал Челкаш.
«Ах, с деньгами можно кое-что сделать», воскликнул Габриэль, внезапно взорвавшись от страстного волнения. И задыхаясь, торопливо, как бы преследуя свои мысли и ловя слова на лету, он говорил о жизни в деревне, с деньгами и без денег, о чести, довольстве, свободе и веселье.
Челкаш слушал его внимательно, с серьезным лицом и с прищуренными от той или иной мысли глазами. Иногда он улыбался самодовольной улыбкой.
«Мы прибыли!» — воскликнул Челкаш, прерывая, наконец, речь Гавриила.
Волна подхватила ялик и ловко посадила его на берег.
«Ну, друг мой, вот и конец работы. Надо подтащить лодку к берегу, чтобы ее не смыло. А потом мы с тобой простимся. Отсюда восемь верст в город. Что ты собираешься делать? Вернуться в город, а?
Лукавая, добродушная улыбка осветила лицо Челкаша, и он имел весь вид человека, размышляющего о чем-то очень приятном для себя и неожиданном для Гавриила. Опустив руку в карман, он смял там банкноты.
«Нет… я… я не пойду! Я… я…» Габриэль тяжело дышал, словно с чем-то борясь. В нем бушевала целая толпа желаний, слов и чувств, взаимно пожирающих друг друга и наполняющих его как бы огнем.
Челкаш с сомнением посмотрел на него.
«Что ты так крутишься?»
«Это потому, что…» Но лицо Гавриила то пылало красным, то смертельно серым, и он прилип к месту, то желая обрушиться на Челкаша, то разрываясь от других желаний , выполнение которого давалось ему с трудом.
Челкаш не знал, что делать с таким возбуждением в этом деревенском. Он ждал, что из этого выйдет.
Габриэль начал как-то странно смеяться, это был скорее вой, чем смех. Голова его была опущена, выражения лица его Челкаш не видел, но уши Гавриила, то красноватые, то бледные, были болезненно торчали.
— Ну, что за черт, — сказал Челкаш, махнув рукой, — ты в меня сразу влюбился? , болван? Скажи, что с тобой, и я пойду.
«Вы идете?» — пронзительно завопил Габриэль.
Песчаный и пустынный берег дрожал от его крика, и желтые валы песка, омываемые волнами моря, казалось, колыхались. Челкаш тоже дрожал. Вдруг Гавриил вскочил с места, бросился к ногам Челкаша, обнял их руками и повернулся к нему. Челкаш пошатнулся, тяжело сел на песок, заскрежетал зубами и резко рассек воздух длинной рукой, сжав при этом кулак. Но ударить он не мог, остановленный стыдливо-умоляющим шепотом Гавриила:
«Милый голубчик… Дай мне… эти деньги! Дай их мне, ради Христа!. .. Что тебе до них? одну ночь!.. На это у меня уйдут годы…. Дай мне… Я буду молиться за тебя, если хочешь!.. Непрестанно… в трех церквах… о спасении твоей души! , ты бы развеял его по… ветрам… Я бы бросил его в землю. О, дай мне его! Что тебе до него?… Как ты можешь его ценить? Одна ночь… а ты богатый человек. Сделай доброе дело! Ты чуть не погиб… У тебя нет своего способа заработать. А я бы… О, дай мне их!
Челкаш, встревоженный, удивленный и обиженный, сидел на песке, откинувшись назад, опираясь на руки; он сидел молча и устремил страшный взор на крестьянина, уткнувшегося головой в колени, и, всхлипывая, шептал свою просьбу. Наконец он оттолкнул его, вскочил на ноги и, засунув руки в карманы, швырнул Габриэлю радужные банкноты.
«Вот, собака! Жри…!» — воскликнул он, дрожа от волнения, горькой печали и отвращения к этому жадному рабу. И он чувствовал себя героем за то, что так выкинул деньги. Безрассудная удаль сияла в его глазах и освещала все лицо.
«Я собирался дать тебе больше по своей воле. Я вчера был немного огорчен и вспомнил свою родную деревню. Я подумал про себя: давайте протянем этому деревенскому человеку руку помощи. Я ждал Что бы вы сделали. Если бы вы попросили, вы бы ничего не получили. А вы! Тьфу! скряга! подлая собака! Подумать только, что можно так унизиться из-за денег Я дурак! Жадные черти многие из вас! опомниться! Продать себя за пятерку!
«Милый голубенок! Спаси тебя Христос! Теперь у меня есть кое-что… тысяча! Теперь я богат!» — воскликнул Габриэль в своем энтузиазме, весь дрожа, когда он прятал свои деньги далеко за его грудь. — Ах, милостивый! Никогда не забуду… Никогда!.. И жену и детей заставлю молиться за тебя.
Челкаш слушал его радостные крики, смотрел на его лучистое лицо, искаженное упоением жадности, и чувствовал, что он, вор, бродяга и изгой, никогда не мог быть таким жадным, таким подлым, таким забывчивым о своем собственное достоинство. Никогда бы он не был таким! И эти мысли и ощущения, наполняя его сознанием своего широкого ума и беспечности, крепко привязывали его к Габриэлю на песчаном берегу моря.
«Вы сделали меня счастливым!» — взвизгнул Гавриил и, схватив руку Челкаша, потянул ее к своему лицу.
Челкаш молчал и скалил зубы по-волчьи. Гавриил продолжал изливать ему свое сердце:
«Знаешь, что было у меня на уме?.. Мы пришли сюда — я видел деньги…. Думает, я… Я принесу ему одну.. я имел в виду… с веслом — к-к-к-к-к! Деньги мои, а он… это ты… идет в море… Кто на него наткнется? никогда бы не стал спрашивать, как его убили или кто его убил… такой-то малый! Он не из тех людей, из-за которых суетятся!.. Он вообще ни на что не годен! Вы видите, как…»
«Отдайте эти деньги!» — завыл Челкаш, схватив Гавриила за горло.
Гавриил вырвался — другая рука Челкаша обвилась вокруг него, как змея — там скрипела прореха разодранной рубашки, и Гавриил лежал на песках с бессмысленно вытаращенными глазами, с растопыренными ступнями и кончиками вытянутых пальцев нащупывая воздух. Челкаш, окоченевший, сухой и дикий, скрежеща зубами, смеялся горьким судорожным смехом, и усы его нервно подергивались на его четко очерченном угловатом лице. Никогда за всю свою жизнь он не был так зол.
«Что, тебе повезло, а?» — спросил он Габриэля посреди своего смеха и, повернувшись к нему спиной, тотчас же пошел в сторону города. Но не успел он пройти и двух ярдов, как Габриэль, выгнув спину, как кошка, встал на одно колено и, сделав широкий взмах рукой, швырнул ему вдогонку большой камень, злобно крича: «Кряк!»
Челкаш заорал, уперся обеими руками в затылок, пошатнулся, повернулся к Габриэлю и упал ничком в песок. Сердце Габриэля замирало, когда он смотрел на него. Там он лежал, и вскоре он передвинул ногу, попытался поднять голову и потянулся, дрожа, как тетива. Тогда Гавриил пустился бежать в сторону туманного берега, над ним нависла мохнатая черная туча, и было темно. Волны с ревом бежали по песку, смешивались с ним и снова отбегали. Пена шипела, и морская струя летала в воздухе.
Начался дождь. Сначала были только редкие капли, но вскоре они полились потоками, спускаясь с неба длинными тонкими струями, сплетая целую сеть водотоков, сеть, вдруг скрывающую в себе степи и море и удаляющую их. на огромном расстоянии Габриэль исчез за ним. Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного тощего человека, лежащего на песке у моря. Но вот я снова из-под дождя появился бегущий Гавриил; он полетел, как птица, и, подбежав к Челкашу, упал перед ним и стал волочить его по земле. Его руки погрузились в теплую красную слизь. Он вздрогнул и пошатнулся с бледным и глупым лицом.
«Брат! Вставай! Вставай!» — прошептал он на ухо Челкашу среди морского шума.
Челкаш пришел в себя и оттолкнул Гавриила, хрипло воскликнув: «Уходи!»
«Брат, прости!… дьявол искушал меня!» — прошептал дрожащий Гавриил, целуя руку Челкаша.
«Иди! Прочь!» — прорычал другой.
«Сними грех с моей души, брат мой! Прости!»
«Склон! Иди к черту, говорю!» — вскричал Челкаш и с усилием сел на песок. Лицо его было бледным и сердитым, глаза тусклыми и полузакрытыми, как будто он хотел спать. — Чего тебе еще надо? Ты сделал, что хотел… Так иди! и он попытался пнуть совсем несчастного Габриэля, но не смог и снова перевернулся бы, если бы Гавриил не поддержал его, обняв за плечи. Лицо Челкаша было теперь на одном уровне с лицом Гавриила; оба были бледны, жалки и странного вида.
«Фу!» — сказал Челкаш и плюнул в широко открытые глаза своего работника.
Последний осторожно вытер его рукавом.
«Что бы вы сделали? Вы не ответите ни слова? Простите меня, Христа ради!»
— Тьфу ты, ужас! Но ты никогда не поймешь, — презрительно вскричал Челкаш, вытаскивая рубашку из-под короткой куртки и, лишь изредка скрежеща зубами, наматывая ее на голову, молча. «Вы сделали заметки, я полагаю?» — пробормотал он сквозь зубы.
«Нет, я не брал их, друг мой!.. Мне они не нужны… Они мне навредят!»
Челкаш сунул руку в карман пиджака, вытащил пачку денег, снова сунул в карман одну-единственную радужную купюру, а все остальное бросил Габриэлю.
«Бери и вперед!»
«Я не возьму, брат мой… Я не могу. Прости меня!»
«Возьми, говорю!» — взревел Челкаш, страшно вращая глазами.
«Прости меня… и тогда я возьму!» — робко сказал Гавриил и упал перед Челкашем на колени на серый песок, теперь пропитанный дождем.
«Возьми, чудовище!» — уверенно сказал Челкаш и, с усилием приподняв голову Гавриила за волосы, швырнул ему в лицо деньги. «Вот, бери! Ты не будешь работать у меня даром. Бери без страха! Не стыдись чуть не убить человека. Никто не будет беспокоиться о таких, как я. Они даже скажут тебе спасибо, когда узнают о Давай, возьми! Никто не знает о твоем поступке, и оно стоит возмездия. Вот ты где!
Гавриил понял, что Челкаш смеется над ним, и на душе стало легче. Он крепко сжал деньги в руке.
«Но, брат, ты меня прости, не так ли?» — со слезами спросил он.
«Зачем, брат мой?» — сказал Челкаш тем же тоном, вставая на ноги и немного пошатываясь. — Зачем? Ни за что. Сегодня твоя очередь, завтра моя.
«Увы, брат мой, брат мой!» — всхлипнул огорченный Гавриил, качая головой.
Челкаш стоял перед ним со странной улыбкой, и тряпка на его голове, теперь слегка покрасневшая, чем-то напоминала турецкую феску.
Дождь лил как из ведра Море бушевало глухим рокотом, и волны теперь с бешеной яростью бились о берег.
Некоторое время оба мужчины молчали.
«Ну, до свидания!» — холодно и насмешливо сказал Челкаш и отправился в путь.
Он шатался на ходу, его ноги подкашивались под ним, и он так странно держал голову, как будто боялся ее потерять.
«Прости меня, брат!» Габриэль умолял его еще раз.
«Чушь!» — холодно ответил Челкаш, продолжая свой путь.
Он шатался, все время подпирая голову ладонью левой руки, а правой нежно крутил свирепые усы.
Габриэль продолжал смотреть ему вслед, пока он не скрылся в дожде, который теперь еще гуще, чем когда-либо, лил из облаков тонкими бесконечными струями, окутывая степь непроницаемым туманом стального оттенка.
Тогда Гавриил снял мокрую шапку, перекрестился, посмотрел на быстро сжатые в ладони деньги, глубоко и свободно вздохнул, спрятал банкноты за пазухой и Широким уверенным шагом зашагал по морскому берегу в направление, противоположное тому, в котором исчез Челкаш.
Море взвыло и бросило на берег огромные тяжелые волны, взбивая их в пену и грязь. Дождь яростно разрезал море и землю. Все вокруг было наполнено воем, криком, стонами. За дождем не было видно ни моря, ни неба.
Вскоре дождь и прибой волн смыли красное пятно на том месте, где лежал Челкаш, смыли с песка морского все следы Челкаша и все следы молодого деревенщины. И на пустынном берегу ничего не осталось в память о мелкой драме, разыгранной там двумя живыми душами.
Предыдущая глава
Вернуться к резюме Челкаша Вернуться в библиотеку Максима Горького
Анализ произведения М.Горького «Челкаш»
Рассказ «Челкаш» написан в 1894 году. Этот рассказ М.Горький услышал в городе Николаеве, когда лежал в больнице, от соседа по палате . Его публикация состоялась в 1895 году в июньском номере журнала «Русское богатство». В данной статье будет проанализировано произведение «Челкаш».
Введение
В порту под жарким солнцем грузчики разложили свою простую и нехитрую еду. Подошел к ним Гришка Челкаш, хорошо разоренный вор, и узнал, что его друг и постоянный напарник Мишка сломал ногу. Это немного озадачило Григория, ведь в эту ночь предстояло выгодное дело. Он огляделся и увидел коренастого деревенского парня, широкоплечего, с голубыми глазами. Выражение его лица было невинным. Челкаш быстро встретил Гаврилу и уговорил его принять участие в ночной авантюре. Знакомство с повестью требуется для того, чтобы понять анализ произведения «Челкаш».
Ночное плавание
Ночью Гаврила, дрожа от страха, сел на весла, а Челкаш правил. Наконец они добрались до стены. Григорий отобрал у трусливого напарника весла, паспорт и ранец, после чего исчез. Внезапно появился Челкаш, дал напарнику что-то тяжелое, весла и свои пожитки. Теперь нам нужно вернуться в гавань, чтобы не попасть под огонь таможенного патрульного крейсера. Гаврила чуть не потерял сознание от страха. Челкаш дал ему хороший пинок, сел на весла и посадил Гаврилу за руль. Доехали без происшествий и быстро заснули. Утром Григорий проснулся первым и ушел. Вернувшись, он разбудил Гаврилу и отдал ему свою долю. Знание действия, происходящего в рассказе, поможет проанализировать произведение «Челкаш».
развязка
Когда Челкаш пересчитывал деньги, его неприятно поразил жадный деревенский мальчишка. Крестьянин умоляет меня отдать ему все. Герой с отвращением к такой жадности швырял деньги. Гаврила стал их собирать и рассказывать, что из-за них хотел убить сообщника.
Гришка просто взбесился, взял у него деньги и ушел. Камень просвистел и попал Челкашу в голову. Он упал на песок без движения. Крестьянин, ужаснувшись содеянному, побежал приводить в чувство напарника. Когда Гришка опомнился, сотню взял себе, а остальное отдал Гавриле. Они разошлись в разные стороны. Теперь, ознакомившись с содержанием рассказа, мы можем проанализировать произведение «Челкаш».
Герои: Челкаш и Гаврила
Духом романтики и связи с природой пронизаны все ранние произведения М. Горького. Челкаш свободен от законов общества.
Он вор и бездомный пьяница. Длинный, костлявый, сутулый, он похож на степного ястреба. Настроение у Челкаша отличное — ночью будет заработок.
Гаврила — крепкий деревенский парень, возвращается домой. На Кубани денег не заработал. Он подавлен.
Горький подробно описывает мысли каждого из них перед тем, как они договорятся о грабеже ночью. Челкаш — натура гордая, он вспоминает свою прежнюю жизнь, жену, родителей. Его мысли перескакивают на забитого деревенского парня, которому он может помочь. Главный герой безмерно любит море. В своей стихии он чувствует себя свободно, и мысли о прошлом его там не беспокоят. Мы рассматриваем героев повести «Челкаш» (Горький). Анализ произведения без их персонажей будет неполным.
Гаврила
Это не Гаврила. Он безмерно боится моря, темноты, возможного захвата. Он труслив, жаден. Эти качества подталкивают его к прямому преступлению, когда утром он впервые в жизни увидел большие деньги. Сначала Гаврила падает на колени перед Челкашем, выпрашивая деньги, ведь он всего лишь «подлый раб».
Главный герой, чувствуя отвращение, жалость и ненависть к мелкой душе, бросает ему все деньги. Узнав, что Гаврила хотел его убить, Челкаш приходит в ярость. Впервые он был так зол. Григорий берет деньги и уходит. Гаврила, не в силах совладать со своей жадностью, стремится убить подельницу, но это пугает ничтожную душонку. Он снова просит прощения у главного героя — человека широкой души. Челкаш бросает деньги жалкому Гавриле. Он шатается навсегда. Рассматривая главных героев, можно проанализировать историю в целом.
Анализ произведения «Челкаш» (Максим Горький)
Сначала идет подробное описание порта и его жизни. Далее идут герои. Горький подчеркивает холодные серые глаза и нос, горбатость и хищность, гордый свободный нрав. Гаврила — добродушный парень, верующий в бога, как оказалось, ради денег готов на все. Сначала кажется, что злодей Челкаш заставляет простодушного Гаврилу свернуть с прямого пути на воровской. Море – важная и значимая составляющая повествования. Выявляет характер персонажей.
Челкаш любит свою силу, мощь, безграничность и свободу. Гаврила боится его, молится и просит Григория отпустить его. Особенно пугается крестьянин, когда прожекторы освещают морскую даль. Он принимает свет корабля как символ возмездия и обещает себе заказать молебен Николаю Чудотворцу. Утром разыгрывается драма из-за жадности, охватившей Гаврилу. Ему казалось, что Челкаш дал ему мало денег. Он на грани убийства, и никакие мысли о Боге его не беспокоят. Раненый им Челкаш с отвращением отдает почти все деньги, которые Гаврила быстро прячет. Все следы крови смывает дождь. Не в силах вода смыть грязь с души богобоязненного Гаврилы. Горький рассказывает, как крестьянин теряет свой человеческий образ, как низко падает существо, считающее себя человеком, когда дело касается наживы. Рассказ построен на принципах антитезы. На этом Челкаш заканчивается. Кратко проводится анализ работы.
Год: 1895 Жанр: рассказ
Главные герои: Челкаш — контрабандист, пьяница и вор, Гаврила — крестьянский парень
«Челкаш» — первое произведение Горького, которое было опубликовано в печати журнал «Российское богатство» за 1895 г. Само произведение написано в августе 1894 г. в Нижнем Новгороде. Главные герои — полная противоположность друг другу.
Первый Гришка Челкаш — его автор причисляет к бродягам, он пьяница и вор, но в то же время есть что-то, что выделяет этого героя из толпы ему подобных, автор часто сравнивал его с ястребом , его худощавость, особая походка и хищный вид отличали его от остальных людей. Этот герой живет воровством, его главная добыча — корабли, которые он чистит, а потом продает. Видимо, Челкаша такая жизнь не смущает, он наслаждается своей властью, свободой, ему нравится риск и то, что он может делать все, что захочет.
Второй герой — Гаврила, на первый взгляд казалось, что между ними будет что-то похожее, ведь они оба из деревни и оба одного статуса, но на самом деле разница в этих двух героях есть и не маленькая . Гаврила – молодой и сильный парень, мечтающий о достатке в жизни, но духом слабый и жалкий. Они вместе с Григорием отправляются на работу, и тут перед нами предстают сразу два разных персонажа, безвольный и трусливый Гаврила и могучий Челкаш.
Основная идея. Основная идея произведения — борьба за свободу и равенство, автор пытается донести, что у бродяг есть свои ценности, мысли и чувства, и в какой-то степени они даже чище и разумнее, чем люди более высокого статуса. Проблема Челкаша как человека в бесполезности идей, к которым он стремился, и этим он расплачивается за свою свободу.
История начинается утром в порту, описание происходящего вокруг, люди заняты своими делами, стоит шум, работа кипит.
Все это продолжается до обеда, как только часы показывали двенадцать, все стихало. В это время в порту появляется главный герой Челкаш, автор описывает его как пьяницу, вора, худощавого старика, храброго и потрепанного жизнью, часто сравнивая его с ястребом. Он приехал, чтобы найти своего друга и напарника Мишу, но, как оказалось, попал в больницу из-за перелома ноги. Это расстраивает героя, ведь на сегодня запланировано прибыльное дело, для которого ему нужен напарник. Теперь целью Челкаша было найти человека, который бы ему помог, и он стал искать подходящего человека среди прохожих. И тут его внимание привлек парень, выглядевший очень наивным и простым. Григорий знакомится с парнями, прикидывающимися рыбаками.
Парня зовут Гаврила, он вернулся с Кубани с очень маленькой зарплатой, и сейчас как раз ищет работу. Сам Гаврила мечтает о вольной жизни, но считает, что ее у него не будет, потому что сам остался с одной матерью, отец умер, и остался небольшой клочок земли. Конечно, богатые люди хотели взять его в зятья, но тогда ему пришлось бы всю жизнь работать на тестя. Вообще Гаврила мечтает хотя бы о 150 рублях, считая, что это поможет ему устроить успешную жизнь, построить дом и жениться.
Челкаш в свою очередь выслушал рассказ парня и предложил заработать на рыбалке, но Гавриле такое предложение показалось подозрительным, ведь сам внешний вид Григория не давал повода доверять ему, и поэтому Челкаш получил дозу недоверия и презрения со стороны парня. Но вор возмущен тем, что о нем подумал этот юноша, ведь какое право он имеет осуждать других людей. В конечном итоге сребролюбие в душе Гаврилы и предложение легкой наживы заставили его решиться в сторону вора.
Ничего не подозревая и думая, что идет на рыбалку, парень идет с Челкашем сначала в таверну «отмыть» контракт, в этой таверне полно очень странных людей. Вор чувствует над парнем полную власть, понимая, что жизнь теперь зависит от него, ведь именно он либо поможет парню, либо разрушит все в аварии, но все же он полон желания помочь молодому человеку.
С наступлением темноты они пошли на работу. Челкаш ценил и восхищался морем, а Гаврила, наоборот, боялся темноты, ему все казалось очень страшным.
Парень спросил где снасти, ведь они пришли на рыбалку, но вместо ответа получил крики в свою сторону. И тут он понял, что это будет вовсе не рыбалка, страх и неуверенность охватили парня, он попытался попросить Челкаша отпустить его, но тот в ответ только пригрозил и велел грести дальше.
Вскоре они достигли цели, Челкаш взял весла и паспорт и пошел за товаром. Гаврила пытался себя успокоить, что это скоро кончится, нужно терпеть и делать то, что говорит вор. Потом прошли через «кордоны», Гаврила попытался позвать на помощь, но испугался. Челкаш пообещал достойно заплатить ему, и это дало парню повод задуматься о будущей роскошной жизни. Наконец они добрались до берега и легли спать. Утром Челкаш был неузнаваем, у него была новая одежда и пачка денег, из которых он выделил парню пару купюр.
Все это время Гаврила думал как бы заполучить все деньги себе, в итоге он пытался повалить вора и забрать все деньги, но ничего не вышло, и в итоге он все таки попросил прощение за его поведение. После этого случая пути героев разошлись.
Рисунок или рисунок Челкаша
Другие пересказы и рецензии для читательского дневника
- Краткое содержание Женитьба Гоголя
В этой пьесе сатирически показан процесс женитьбы, вернее, сватовства, выбора жениха. Агафья (купеческая дочь), почти тридцать лет сидящая в девках, убеждена всеми, что пора создать семью. То же самое происходит и с будущим Обломовым — Подколесиным 9.0004
- Краткое содержание Иду на грозу Гранин
Роман, написанный в 1961 году, рассказывает о молодых талантливых советских физиках, которые столкнулись со многими препятствиями и потерями на пути к научным открытиям.
- Твардовский
Александр родился 21 июня 1910 года в небольшой деревне Загорье под Смоленском, его отец был кузнецом. В семье было много детей. Свои первые стихи он написал, когда еще не знал алфавита.
- Резюме книги Богатый папа, бедный папа Кийосаки
Меня воспитывали два отца. Один отец даже не закончил восьмилетку. Другой отец имел два высших образования. Оба добились успеха в жизни. Только у одного были финансовые трудности, а другой стал самым богатым человеком на Гавайях
- Краткое изложение Путешествие к центру Земли Жюль Верн
Действия книги начинаются в далеком 1863 году. Наш герой, ученый, заинтересовался руническим манускриптом. На расшифровку ушло несколько дней. Требовалось знание латинского и греческого языков.
История начинается с описания порта. Голоса людей едва пробиваются сквозь шум пароходных винтов, звон якорных цепей и т. д.
Появляется Гришка Челкаш,. . Челкаш ищет Мишку, с которым вместе ворует. Один из охранников сообщает ему, что у Мишки раздроблена нога и его увезли в больницу. В бешеной суете порта Челкаш чувствует себя уверенно. Едет, жалеет, что Мишка не сможет ему помочь. Челкаш знакомится с молодым парнем, знакомится с ним, разговаривает по душам, входит в его доверие, представляется рыбаком (который, впрочем, рыбы не ловит). Парень, которого зовут Гаврила, говорит, что ему нужны деньги, он не справляется со своим хозяйством, за него не выдают девушек с приданым, он не может зарабатывать деньги. Челкаш предлагает парню подзаработать, Гаврила соглашается. Челкаш приглашает Гаврилу отобедать, берет еду в кредит, и Гаврила сразу проникается уважением к чельской каше. За ужином Челкаш напоил Гаврилу, и парень полностью в его власти. Челкаш.
Ночью Челкаш и Гаврила отправились в путь на лодке. Далее следует описание моря и неба (психологический пейзаж: — о рблаках). ЧеЛкаш не сообщает Гавриле истинной цели их путешествия, хотя Гаврила, сидя на веслах, уже догадывается, что они вышли в море вовсе не за рыбой. Гаврила пугается и просит Челкаша отпустить его. Челкаш только забавляет страх парня. Челкаш отбирает у Гаврилы паспорт, чтобы тот не сбежал. Они прилипают к стене, Челкаш исчезает и возвращается с чем-то. Гаврила оборачивается, мечтая об одном: . Гаврила гребет очень осторожно, и им удается проскользнуть мимо охранников. Однако по воде шарит прожектор, Гаврила напуган до полусмерти, но им снова удается спастись. Гаврила уже отказывается от награды, Челкаш заводит ухажера: ведь по возвращении в родное село его ждет прежняя унылая, беспросветная жизнь, сообщает, что за одну ночь заработал полтысячи. Челкаш говорит, что если бы Гаврила работал с ним, он был бы первым богачом в деревне. Челкаш даже расчувствовался и заговорил о крестьянской жизни. Он вспоминает свое детство, свою деревню, своих родителей, свою жену, он вспоминает, как он служил в гвардии и как отец гордился им перед всей деревней. Мысли отвлекают Челкаша, и лодка почти проходит мимо греческого корабля, на котором Челкаш должен доставить товар.
Челкаш и Гаврила ночуют на греческом корабле. Челкаш получает деньги, уговаривает Гаврилу снова работать с ним. Показывает Гавриле гору бумаг, которыми ему расплатились греки. Гаврила дрожащей рукой хватает выделенные ему Челкашем 40 рублей. Челкаш с неудовольствием замечает, что Гаврила жаден, но считает, что от мужика другого и ждать не следует. Гаврила взволнованно рассказывает о том, как хорошо жить в деревне с деньгами. На берегу Гаврила набрасывается на Челкаша, прося отдать ему все деньги. Челкаш дает ему купюры. Гаврила смиренно благодарит его, вздрагивает и прячет деньги за пазухой. Челкаш чувствует. Гаврила бормочет, что думал убить Челкаша, ведь никто не спросит, куда он пропал. Челкаш хватает парня за горло, отбирает деньги, затем с презрением поворачивается и уходит. Гаврила хватает тяжелый камень, бросает его Челкашу в голову, и тот падает. Гаврила убегает, но потом возвращается и просит простить его и снять с души грех. Челкаш отсылает его с презрением: Челкаш отдает Гавриле почти все деньги, кроме одной бумажки. Гаврила говорит, что возьмет, только если Челкаш его простит. Начинается дождь, Челкаш разворачивается и уходит, оставив деньги лежать на песке. Его ноги подгибаются, а повязка на голове все больше пропитывается кровью. Гаврила подгребает деньги, прячет их и широкими твердыми шагами уходит в противоположную сторону. Дождь и брызги волн смывают пятна крови и следы на песке. .
Одним из самых ранних романтических произведений Горького считается его повесть «Челкаш». Автора всегда интересовала жизнь и психология так называемых бродяг. Горький видел в бродягах настоящую человеческую душу. Писатель считал, что эти люди, хотя и находятся на низшей ступени социальной лестницы, ведут себя гораздо лучше и выше, чем представители высших сословий. Ниже приводится краткий литературный анализ произведения, изученного в 8 классе.
Краткий анализ
Год написания — 1894
История создания — толчком к написанию этого рассказа послужил рассказ, услышанный Горьким от одного из пациентов больницы, где он лечился
Тема — Челкаш занимается темами свободы человека, смысла жизни, большое место отведено описанию природы
Состав — Работа состоит из введения и трех глав.
Жанр — История
Направление — романтический реализм
История создания
Писатель в 1891 году должен был пройти лечение в одной из больниц города Николаева. С ним в палате был бродяга, который рассказал товарищу по палате эпизод из своей жизни. Писатель впоследствии развил эту историю, и за пару дней написал повесть. Работа была высоко оценена В. Г. Короленко, и при его содействии в 1895 г. была опубликована работа Горького. С этого времени писатель был принят в литературных кругах как перспективный автор.
Субъект
История описывает двух главных героев, Челкаша и Гаврила. Все темы взаимосвязаны. Описание природы помогает лучше понять особенности этих героев, состояние их души, восприятие жизни.
Для каждого из них свобода представлена по-разному. Гаврила, простой деревенский болван, видит свободу с точки зрения раба. Он привык подчиняться более сильному. Он хочет иметь семью, свой дом, хозяйство. Не имея средств, чтобы воплотить эту мечту в реальность, он соглашается жениться на богатой невесте, даже если это снова приведет его в пожизненное рабство.
Челкаш, в отличие от него, не раз побитый жизнью человек, он многое повидал и знает. Свободолюбивый и гордый, он не хочет никакого подчинения. У него нет материальной зависимости, он свободен, как ветер, бурен, как море, и все это дает ему душевный покой. Он живет легко и просто, и это его кредо.
Рассуждения о смысле жизни у этих героев совершенно противоположны. Челкаш, это уже умудренный жизненным опытом человек. Когда-то он был семейным человеком, вел домашнее хозяйство. Путь бродяжничества он выбрал сознательно. У него нет проблем, как прокормить голодную семью, поднять и приумножить хозяйство. Он зарабатывает на жизнь воровством. Легко полученные деньги он легко и бездумно тратит, не ставя целей по обогащению. Гаврила – молодой крестьянин, у которого вся жизнь впереди. Ему еще предстоит выбрать путь, по которому он пойдет.
Композиция
Рассказ Горького построен на антитезе; коренное различие между двумя героями встает перед глазами читателя.
Композиция произведения служит для полного раскрытия их характеров. Действие начинается с вступления. Все происходит в морском порту. На фоне мощной техники, где все гремит и лязгает, человечки выглядят незначительными и маленькими. Они снуют, как муравьи, подчиняясь огромной силе, созданной их руками и поработившей их.
Вам также может быть интересна статья:
Первая часть посвящена Челкашу. Это известный в порту человек, смелый и находчивый вор. Несмотря на непривлекательную профессию, он пользуется уважением среди портовиков. Челкаш собирается в «бизнес», ему нужен партнер. По пути ему попадается Гаврила, молодой деревенский парень. Поговорив с Челкашем, тот соглашается ему помочь.
Во второй части истории неожиданно раскрывается внутренний мир свободолюбивого вора. Челкаш и Гаврила вышли в море. На просторах морских Челкаш чувствует себя непринужденно и свободно, вид моря очищает его душу от мирской грязи. Гаврила, наоборот, боится этой огромной стихии, море действует на него угнетающе. В описании моря обозначены все хорошие качества, присущие Челкашу. По сравнению с ним трусливый и мелочный Гаврила выглядит полным ничтожеством, готовым бросить напарника в опасную минуту.
Третья часть произведения – кульминация и развязка. Успешно завершив «дело», Челкаш делится деньгами со своим сообщником. Вот и наступает кульминация. В Гавриле, этом бесхребетном и робком деревенщине, просыпается жадность. Вид денег пробудил все те низменные качества, которые скрывались под личиной богобоязненного парня. Чтобы завладеть всеми деньгами, он предпринимает попытку убить своего старшего товарища. Гаврила так ничтожен и мелочен, что без всяких зазрений совести берет деньги, брошенные ему Челкашем. В развязке произведения раскрывается его низменная сущность и величие души прожженного вора.
Жанр
Небольшое произведение, с небольшим количеством действующих лиц, относится к жанру рассказа. Описываются реальные события, что соответствует направлению реализма. Живое описание моря и облагораживание героя-бродяги придают нотку романтизма реалистическому направлению.
Композиция
Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 г. и напечатан в № 6 журнала «Российское богатство» за 1895 г. В основу произведения лег рассказ, рассказанный писателю сосед по больничной палате в городе Николаеве.
Рассказ открывается подробным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных произведений и смешными и жалкими фигурами людей, живущих рабским трудом. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд угнетают людей, не только иссушая их души, но и изнуряя их тела.
Подробный портрет главного героя произведения мы видим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко подчеркивает такие черты, как холодные серые глаза и крючковатый хищный нос. Челкаш легко относится к жизни, не скрывая от людей своего воровского промысла. Он едко высмеивает сторожа, который не пускает его в гавань и упрекает в воровстве. Вместо больного сообщника Челкаш приглашает в помощники случайного знакомого — молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сравнивая портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого Гаврила), читатель сначала думает, что молодой крестьянский парень стал жертвой коварного афериста из доверчивости. Гаврила мечтает подзаработать, чтобы жить на своей ферме, а не ходить в дом к тестю. Из разговора узнаем, что парень верит в Бога, кажется доверчивым и добродушным, а Челкаш даже начинает испытывать к нему отцовские чувства.
Своеобразным индикатором отношения персонажей к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила боится. Для Челкаша море олицетворяет жизненную силу и свободу: «Его кипящая нервная натура, жадная до впечатлений, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, вольной и могучей».
Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую его приглашает Челкаш, может обернуться недобрым делом. Впоследствии, убедившись в этом, герой дрожит от страха, начинает молиться, плакать и просить отпустить его.
После кражи Челкашем настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает обет отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-синий меч, символ возмездия. Переживания Гаврилы достигают апогея. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.
Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает с помощью олицетворения («…Облака были неподвижны и как обреченность и какая-то серая, скучная мысль», «Море проснулось. Она играла мелкими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкиваясь друг с другом и разбиваясь в мелкую пыль», «Пена, тающая, шипела и вздыхала»).0004
Мертвящему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума моря. И на фоне этой живительной стихии разворачивается отвратительная человеческая драма. А причина этой трагедии — элементарная жадность Гаврилы.
М. Горький намеренно сообщает читателю, что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но эта сумма показалась ему слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с отвращением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, несколько часов назад трясшийся, как осиновый лист, во время ночной поездки, хотел убить его, считая никчемным, никчемным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить его. В отместку гот бросает в него камень, после чего, очевидно, вспомнив свою душу и Бога, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, шатаясь, уходит. Гаврила же прячет деньги у нее за пазухой и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а затем и силой он наконец получил желанную свободу, о которой так мечтал. Море смыло следы кровавой борьбы на песке, но оно не может смыть ту грязь, которая бурлит в душе богобоязненного Гаврилы. Эгоистичное устремление обнажает всю ничтожность его природы. Неслучайно, когда Челкаш, прежде чем поделиться деньгами, спрашивает, не пойдет ли он еще раз на преступление за двести рублей, Гаврила выражает готовность это сделать, хотя чуть раньше искренне раскаялся, что согласился. Так, психолог М. Горький показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о человеке и как низко может пасть при определенных обстоятельствах человеческая натура, ослепленная алчностью.
Другие записи по этой работе
«Гордый человек» М. Горького (по повести М. Горького «Челкаш») Анализ рассказа М. Горького «Челкаш» Бродяги — герои или жертвы? (по повести «Челкаш») Герои ранней романтической прозы М. Горького Образ бродяги в повести М. Горького «Челкаш» Образ Челкаша в повести Горького «Челкаш». Образы Челкаша и Гаврилы (по повести М. Горького «Челкаш») Проблема сильной свободной личности в творчестве Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа). Роль пейзажа в рассказах И. А. Бунина «Кавказ» и М. Горького «Челкаш» Роль пейзажа в рассказах Л. Н. Толстого «После бала», И. А. Бунина «Кавказ», М. Горького «Челкаш». Роль пейзажа в рассказе. Своеобразие проблем ранней прозы М. Горького на примере одного из рассказов («Челкаш»).