Чьей женой была софья палеолог: Софья Палеолог. Главная удача Ивана III

Софья Палеолог. Главная удача Ивана III

12 ноября 1472 года в столицу Российского государства прибыла будущая жена Ивана III – племянница византийского императора Зоя Палеолог. В крещении она получила имя Софья. Благодаря их союзу Москва стала считаться преемницей «Второго Рима», а династический знак Палеологов – двуглавый орел – стал гербом России

Зое Палеолог суждено было связать свою судьбу с одним из правителей Европы. Претендентов на ее руку было несколько, но на брак девушки с Иваном III надеялся Папа Римский – он планировал распространить на Руси католицизм. Переговоры велись долго: Зою заочно сосватали в 14 лет, но лишь в 17-летнем возрасте она отправилась в Россию навстречу новой, замужней жизни. План Папы Римского провалился – Зоя Палеолог не только отказалась навязывать католическую веру супругу, но и сама приняла православие. Теперь ее звали Софьей Фоминичной.

Путешествие в Московию

О биографии государевой жены русские знали мало. Известно было, что родилась она около 1455 года, была дочерью Фомы Палеолога – Морейского правителя, и племянницей византийского императора Константина Палеолога. За два года до предполагаемого рождения Софьи Константинополь пал под ударами турок. Фома Палеолог с семьей бежал на Корфу и вынужден был стать католиком. Спустя десять лет после рождения Софьи ее родители скончались, и девочка вместе с братьями была отдана на воспитание кардиналу Виссариону Никейскому – ученому и покровителю искусств. Софья получила прекрасное образование, недоступное подавляющему большинству ее современниц.

Первым потенциальным женихом Софьи Палеолог считался правитель Кипра Иоанн II, однако он побоялся вступать в неизбежный конфликт с Османской империей. Затем в мужья Софье прочили итальянского князя, но и этот союз не состоялся. Наконец, было объявлено о помолвке с московским государем. Для Ивана III этот брак стал вторым – его первая жена Мария Борисовна умерла в 1467 году, оставив единственного сына (Ивана Молодого). Итак, Софья Палеолог отправилась в Московию. Поездка превратилась в путешествие через всю Европу. В европейских городах наследницу некогда великого византийского рода принимали с восторгом. Ей преподносили дорогие подарки и устраивали пышные приемы. Однажды произошел курьезный случай: желая порадовать именитую гостью, горожанки Нюрнберга вручили Софье несколько десятков коробок шоколадных конфет. В сентябре процессия достигла Таллина (Колывани), затем через Юрьев, Псков и Новгород добралась до главной цели – Москвы. Софья Палеолог и Иван III обвенчались в тот же день.

«Железная хватка» константинопольской царевны

Ко второй половине 1470-х – началу 1480-х годов относятся главные достижения Ивана III. Князю удается присоединить Новгород и Тверь, избавиться от унизительной ордынской зависимости. Связан ли этот период политического успеха с удачным браком – остается лишь размышлять. Существует мнение, что именно Софья Палеолог убедила супруга поставить точку в отношениях с Большой Ордой. Как бы то ни было, жена действительно имела сильное влияние на государя и не боялась высказывать свое мнение по важнейшим вопросам. В отличие от жен других русских князей, Софья Фоминична не была безмолвным дополнением своего избранника и живо интересовалась всем, что происходит в государстве. Полагаясь на безупречный вкус Софьи, Иван III приглашает в Москву итальянских зодчих и художников. Их стараниями перестроен Кремль и Успенский собор, возведены Архангельский и Благовещенский соборы, а также Грановитая палата. Достойная наследница византийских правителей, Софья Палеолог понимала важность ритуалов и государственной символики. Государственный герб России – двуглавый орел – был частью ее «приданого» наряду с уникальными книгами и драгоценностями.

В 1485 году Иван III принимает новый титул – Государь Всея Руси. Статус и авторитет Московского княжества многократно возрастает. Все это время Софья находится рядом и бдительно следит за интересами своей семьи. Она вступает в конфликт с Иваном Молодым, мечтая о престоле для своего сына, будущего Василия III. Слухи о причастности Софьи Палеолог к отравлению Ивана Молодого не получили серьезных подтверждений, однако решимости княгине и вправду было не занимать. Вплоть до своей смерти в 1503 году она знала о всех государевых планах и была «в курсе» каждой придворной интриги. Современники недолюбливали княгиню за хитрость и коварство, но отдавали должное ее сильному и гордому характеру. Софья Палеолог никогда не забывала о своем происхождении. В 1498 году она сшила шелковую пелену со своим именем, и указала титул «царевны царегородской». Царьградом на Руси называли Константинополь. Местом упокоения властной княгини стала усыпальница Вознесенского собора, а после Октябрьской революции останки Софьи Палеолог перенесли в подземную палату Архангельского собора. В 1994 году исследователи воссоздали облик княгини и подтвердили сведения, содержащиеся в летописях и хрониках. Софья Палеолог была невысокой, но стройной женщиной с выразительными темными глазами и крупными чертами лица. Яркую внешность супруга Ивана III передала внуку – Ивану Грозному. Многие историки, изучавшие скульптурные изображения первого русского царя (их также воссоздали по черепу правителя), уверены – он определенно похож на свою византийскую бабушку.

София Палеолог: правда и киновымысел о великой княгине

Слева венчание Ивана III и Софьи Палеологиной, 1472 год; справа кадр из сериала «София», 2016 год

Кинороман «София», заявивший о себе на экране в 2016 году, выделяется на фоне прочих исторических отечественных картин. Он охватывает далекую эпоху, которую ранее даже не брались экранизировать: события в картине посвящены началу становления российской государственности, в частности браку великого Московского князя Ивана III с последней наследницей византийского престола.

Немного экскурса: Зоя (именно так девушку назвали при рождении) была предложена в жены Ивану III в 14 лет. На этот брак очень надеялся сам Папа Римский Сикст IV (тот рассчитывал посредством брака укрепить на русских землях католичцизм). Переговоры продолжались в общей сложности 3 года и в итоге увенчались успехом: в 17 лет Зою заочно обручили в Ватикане и отправили вместе со свитой в путешествие по русским землям, которое только после осмотра территорий завершилось ее прибытием в столицу. План Папы, к слову, окончательно развалился, когда новоявленная византийская принцесса в короткие сроки приняла крещение и получила имя София.

Фильм, конечно, не отражает всех исторических перипетий. В 10 часовых серий создатели постарались вместить, по их мнению, самое важное из того, что в происходило на Руси на рубеже 15-16 веков. Именно в этот временной отрезок благодаря Ивану III Русь окончательно освободилась от татаро-монгольского ига. Князь стал сплачивать территории, что привело в итоге к формированию цельного сильного государства.

Судьбоносное время во многом стало таковым благодаря Софии Палеолог. Она, образованная, культурно просвещенная, не стала для князя немым дополнением, способным лишь на продолжение рода и княжеской фамилии, как было заведено в то далекое время. Великая княгиня на все имела свое мнение и всегда могла его озвучить, а супруг неизменно ставил его высоко. По материалам историков становится ясно, что, вероятно, именно София вложила Ивану III в голову идею объединения земель под единым центром. Княгиня видела в Руси невиданную мощь, верила в ее великую цель, и, по гипотезе историков, именно ей принадлежит знаменитая фраза «Москва — третий Рим», ставшая определяющей государственной идеей.

Племянница последнего императора Византии, София Палеолог также «подарила» Москве герб своей династии — того самого двуглавого орла. Он достался столице в наследство как неотъемлемая часть ее приданого (наряду с книжной библиотекой, вошедшей впоследствии в часть наследия великой библиотеки Ивана Грозного). Успенский и Благовещенский соборы — спроектированы и созданы благодаря итальянцу Альберти Фиораванти, которого София лично пригласила в Москву. Кроме того, княгиня вызывала из Западной Европы художников и зодчих, чтобы те облагородили столицу: строили дворцы, воздвигали новые храмы. Именно тогда Москва украсилась кремлевскими башнями, Теремным дворцом и Архангельским собором.

Конечно, мы не можем знать, каким в действительности был брак Софии и Ивана III, об этом, к сожалению, остается только догадываться (известно лишь то, что, по разным гипотезам, детей у них было 9 или 12). Многосерийный фильм — это в первую очередь художественное восприятие и понимание их отношений, это в своем роде авторская трактовка судьбы княгини. В киноромане любовная линия выведена на первый план, а все остальные исторические перипетии словно стали сопутствующим фоном. Конечно, создатели не обещают абсолютной достоверности, для них было важно создать чувственную картину, которой будут верить, героев, которой будут сочувствовать, а об их сериальной судьбе — искренне беспокоиться.

Потрет Софии Палеолог

Кадр с фотосессии главных героев картины «София», Мария Андреева в образе своей героини

Однако всему, что касается деталей, кинематографисты уделили колоссальное значение. Вот в этом плане на кинокартине познавать историю можно и нужно: специально для съемок были созданы исторически достоверные декорации (убранство княжеского дворца, тайные кабинеты Ватикана, даже мельчайшие предметы быта эпохи), костюмы (которых изготовили более тысячи и по большей части вручную). Для съемок «Софии» привлекали консультантов и экспертов, чтобы даже у самого привередливого и внимательного зрителя не осталось к картине вопросов.

В киноромане София — красавица. Актриса Мария Андреева — звезда популярного Духless — в свои неполные 30 на экране (на дату съемок) действительно выглядела на 17. А вот историки подтверждали, что на самом деле Палеолог красавицей не была. Впрочем, идеалы меняются не то что с веками, даже с десятилетиями, и поэтому нам об этом разглагольствовать сложно. Но тот факт, что она страдала от избыточного веса (по утверждениям ее современников, даже критически), опускать нельзя. Впрочем, те же историки подтверждают, что София действительно была очень умной и образованной для своего времени женщиной. Это понимали и ее современники, а некоторые из них то ли из зависти, то ли из-за собственного невежества были уверены, что такой умной Палеолог могла стать только благодаря связям с темными силами и самим дьяволом (по мотивам этой неоднозначной гипотезы один федеральный телеканал даже снял фильм «Ведьма всея Руси»).

Впрочем, и Иван III в реальности был неказист: невысок, горбат и красотой не отличался. Но создатели фильма, очевидно, решили, что такой персонаж не вызовет отклика в душах зрительниц, поэтому актера на эту роль подобрали из числа главных сердцеедов страны, Евгения Цыганова.

По всей видимости, усладить глаз привередливого зрителя режиссер хотел первую очередь. Кроме того, для него же, зрителя, жаждущего зрельщ, создали атмосферу настоящего исторического экшена: масштабные баталии, побоища, природные катаклизмы, предательство и придворные интриги, а в центре —  красивая лавстори Софии Палеолог и Ивана III. Зрителю оставалось только запастись поп-корном и наслаждаться красотами отлично снятой романтичной истории.

Фото: Getty Images, кадры из многосерийного фильма

Анастасия Сыропятова

Canadian-American Slavic Studies Volume 52 Issue 2-3 (2018)

Abstract

Брак Софии Палеологиной и Ивана III Московского был предметом многочисленных спекуляций о России и Византии, но мало анализа реальности ее роли. в русской истории. Мы очень мало знаем о ее деятельности как жены великого князя, хотя это может быть связано с характером летописных источников. В отношениях Москвы и Литвы по поводу бракосочетания ее дочери Елены с великим князем Александром ее роль просматривается за протоколом, возможно, потому, что источниками являются дипломатические записи. После ее смерти София приобрела еще одну роль: легенда о чудесном рождении Василия III была одной из основополагающих историй ежегодного паломничества русского двора к Троице-Святой Троице. Сергиев монастырь.

Заголовок:
София Палеологина в жизни и легенде
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/22102396-05202003
Язык:
Английский
Страницы:
158–180
Ключевые слова:
София Палеологина; Иван III; Рим; Византия; Литва; великий князь Александр; Свято-Троицкий Сергиев монастырь; паломничество; династия; Василий III
В:
Канадско-американские славистики
В:
Том 52: Выпуск 2-3
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2210-2396
Распечатать ISSN:
0090-8290
Предметы:
История, славяноведение и евразийство

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 298 104 5
Полнотекстовые просмотры 55 2 0
Просмотры и загрузки PDF 63 9 3

Abstract

Брак Софии Палеологиной и Ивана III Московского был предметом многочисленных спекуляций о России и Византии, но мало анализировался ее роль в русской истории. Мы очень мало знаем о ее деятельности как жены великого князя, хотя это может быть связано с характером летописных источников. В отношениях Москвы и Литвы по поводу бракосочетания ее дочери Елены с великим князем Александром ее роль просматривается за протоколом, возможно, потому, что источниками являются дипломатические записи. После ее смерти София приобрела еще одну роль: легенда о чудесном рождении Василия III была одной из основополагающих историй ежегодного паломничества русского двора к Троице-Святой Троице. Сергиев монастырь.

Заголовок:
София Палеологина в жизни и легенде
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi.
org/10.1163/22102396-05202003
Язык:
Английский
Страницы:
158–180
Ключевые слова:
София Палеологина; Иван III; Рим; Византия; Литва; великий князь Александр; Свято-Троицкий Сергиев монастырь; паломничество; династия; Василий III
В:
Канадско-американские славистики
В:
Том 52: Выпуск 2-3
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2210-2396
Распечатать ISSN:
0090-8290
Предметы:
История, славяноведение и евразийство

Метрики содержания

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 298 104 5
Полнотекстовые просмотры 55 2 0
Просмотры и загрузки PDF 63 9 3

Humanities Matter Blog

Interviews

Podcasts

Videos

Guest Posts

Podcast Series

Across the Rainbow

In Chains

Migration

Quality Education

Survival by Degrees

War и мир

Пожертвовать

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, 11.

Возвышение Московии

Возвышение Московии

Мы продолжаем цикл «Страницы русской истории». Сегодня мы немного скажем о поэтапном объединении русских территорий вокруг Москвы и образовании государства «Великой Руси» или «Московии». В начале 13 века Русь (так тогда называлась Россия) состояла примерно из 15 княжеств, которые часто воевали друг с другом. Эта раздробленность древней Руси помогла монголо-татарам достаточно быстро одолеть русские княжества в период с 1236 по 1240 годы.

Само существование Руси как самостоятельного государства и борьба с монголо-татарским игом были устойчивы только в том случае, если русские территории объединились в союз. На роль объединителя русских земель претендовали несколько княжеств — Рязанское, Тверское, Смоленское, Новгородское.

Однако Смоленское и Новгородское княжества находились на западных границах русских территорий и подвергались частым нападениям немецких, шведских, литовских и польских воинских частей, а Рязанское княжество находилось в опасной близости от Золотой Орды.

Это означало, что настоящая борьба за место в центре объединения русских территорий шла между тверскими и московскими князьями. Эта междоусобица продолжалась почти 200 лет и в конце концов закончилась победой московских князей.

Москва впервые упоминается в сохранившихся летописях, когда в 1147 году владимирский князь Юрий Долгорукий приказал построить небольшую крепость на берегу Москвы-реки. Само название реки свидетельствует о том, что когда-то здесь жили финно-угорские племена. То же самое и в других местах: помимо Москвы, у нас есть Нева в Санкт-Петербурге и Нарва, река, образующая границу между Россией и Эстонией. «Москва» означает «мень», болотная вода, — и действительно, в бассейне Москвы-реки много маловодья и болотистой местности. Новый город, возникший на семи холмах среди густых лесов, стал развиваться так быстро, что уже в конце XIII века владимирский князь перенес свою резиденцию из Владимира в Москву.

Вскоре после этого митрополит (глава Русской православной церкви) также перенес свою резиденцию ближе к Москве, в Сергиев Посад.

В случае нападения на город подмосковные леса и болота представляли бы довольно серьезное препятствие.

Объединение русских территорий вокруг Москвы шло разными путями. Некоторые территории перешли к московским князьям в наследство от родственников в других княжествах; некоторые были куплены; некоторые были завоеваны, нередко при поддержке татар; иногда окрестные князья добровольно признавали верховную власть московского князя.

Следует сказать, что Москве удалось объединить лишь половину русских княжеств, входивших в то или иное время в состав единого государства Русь с центром в Киеве.

Другая половина — западное и южное княжества — были завоеваны литовскими князьями, а после Люблинской унии (1569 г.), по которой была образована уния между Литвой и Польшей, вошли в состав обширного государства Речь Посполитая. В состав этого государства вошли бывшие русские княжества Галицкое, Волынское, Полоцкое, Киевское, большая часть Черниговского и Смоленского.

Новгород и Псков до самого конца порхали между Москвой и Литвой. Они не хотели входить в состав Московского княжества, но в то же время не хотели и в состав Литвы.

Тверь и Рязань также долгое время сопротивлялись присоединению к Москве. При московских князьях Иване III (1462–1505) и его сыне, великом князе Василии III (1505–1533), объединение русских земель вокруг Москвы в основном было завершено.

В 1478 году Новгород был насильственно присоединен. В 1485 году Тверь приняла власть Москвы. В 1489 г. обширные северные вятские земли, доходившие до Урала и Северного Ледовитого океана, добровольно вошли в состав Московии. В 1510 г. Москва присоединила к себе Псков, а в 1514 г. отвоевала у Литвы Смоленск. В 1521 году Москва присоединила к себе Рязанское княжество.

Московское княжество перестало называться княжеством, а вместо этого стало называться Великой Русью или государством Великой России, чтобы отличать его от Малой Руси (ныне Украина) и Белой Руси (ныне Белоруссия).

В 1480 году Великая Россия решительно сбросила монголо-татарское иго и вновь стала суверенным государством. Иван III, правивший в то время, стал принимать титул «Государь всея Руси». Впоследствии Иван III, будучи вдовцом, женился на племяннице последней византийской императрицы Софье Палеолог. Этот брак подчеркнул религиозную преемственность между византийским православием и Россией и еще больше укрепил связи России с Европой, где воспитывалась Софья Палеолог. На русском гербе появился византийский двуглавый орел, а Иван III стал называть себя «царем всея Руси». Русское слово «царь» — это сокращенная форма латинского слова «цезарь» (царь, император). В конце 15 века Кремль был дополнительно укреплен за счет строительства двух важных соборов, Успенского и Богоявленского, а также знаменитой Гранитной палаты. Работу по росписи соборов взяли на себя известные русские живописцы Феофан Грек и его ученик Андрей Рублев.

Над Кремлем работали лучшие архитекторы и каменщики из Италии, в результате чего Московский Кремль напоминает ряд итальянских городов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *