Уроки литературы: Достоевский. «Преступление и наказание».
Глава 1. Родион Раскольников, бедный молодой человек, бросил из нищеты университет и жил в Петербурге в убогой каморке, за которую сильно задолжал квартирной хозяйке. От невзгод и одиночества он целиком ушёл в себя. (См. Внешность Раскольникова, Образ Раскольникова, Характеристика Раскольникова, Жизнь Раскольникова до преступления, Путь Раскольникова к преступлению, Раскольников и процентщица.)
Однажды в июльский день Родион вышел на душную улицу и побрёл к старухе-процентщице Алёне Ивановне. Он собирался заложить у неё отцовские серебряные часы – и вместе с тем сделать пробу предприятию, о котором думал всё последнее время.
Злая, сварливая старушонка Алёна встретила Раскольникова неприветливо. (См. Внешность старухи-процентщицы.) За часы она дала ему лишь грошовую плату. (См. полный текст диалога Раскольникова со старухой.)
Родион внимательно осматривал квартиру процентщицы, а выйдя от неё на улицу, вдруг остановился и произнёс: «Какой ужас мог прийти мне в голову! Как это всё отвратительно и грязно!» От голода и расстройства нервов его потянуло его зайти в распивочную.
См. более подробное содержание главы 1 и полный её текст.
Глава 2. С Раскольниковым разговорился сидевший в распивочной оборванный пожилой человек. Он представился бывшим чиновником Мармеладовым (см. Характеристика Мармеладова, Внешность Мармеладова) и рассказал грустную историю своей жизни. После первого брака Мармеладов взял в супруги Катерину Ивановну, женщину благородного происхождения, но бедную. Семейство вскоре впало в нищету: Мармеладов лишился службы по сокращению штатов, от этого стал пить и не мог найти другого места уже из-за пьянства. Катерина Ивановна заболела чахоткой. Троих её маленьких детей от другого мужа было не на что содержать. В жертву родным поневоле принесла себя Соня, дочь Мармеладова от первой жены: чтобы спасти отца, мачеху и её детей, она пошла на панель и стала торговать собой. Несколько недель назад Мармеладов поступил на службу, но потом опять запил. Стыдясь идти домой, он ночевал среди бродяг, а сегодня ходил на квартиру к Соне просить на похмелье. (См. полный текст монолога Мармеладова.)
Раскольников отвёл Мармеладова домой. В его жалком жилище он увидел Катерину Ивановну с оборванными детьми и красными, недужными пятнами на щеках. Эта вспыльчивая женщина от отчаяния стала таскать пропившего последние деньги Мармеладова за волосы. В порыве сострадания Раскольников незаметно оставил им на подоконнике милостыню из своих последних медных денег и ушёл.
См. более подробное содержание главы 2 и полный её текст.
Глава 3. На следующий день Родион проснулся дома голодный. Из жалости ему принесла чаю и щей хозяйкина служанка Настасья…………………………..
Она рассказала Раскольникову, что хозяйка хочет донести на него в полицию за долги. Отдала и письмо, пришедшее ему вчера от оставшейся в провинции матери. Мать писала, что по неимению средств почти не может помогать Родиону. Жившая с ней сестра Раскольникова, Дуня, чтобы высылать брату хоть немного денег, поступила гувернанткой в дом местных помещиков – господина Свидригайлова и его жены Марфы Петровны. Свидригайлов стал домогаться красавицы Дуни. (См. Образ Свидригайлова.) Узнав про это, Марфа Петровна ославила её на весь город.
Девушка долго была предметом насмешливых сплетен, но потом Марфа Петровна нашла письмо Дуни к Свидригайлову, где та твёрдо отвергала его домогательства – и сама стала восстанавливать её репутацию, читая письмо во всех домах. К Дуне посватался состоятельный родственник Марфы Петровны, Петр Петрович Лужин, 45-летний деловой человек, тяжебщик, «враг предрассудков» и сторонник «убеждений новейших поколений». Лужин намеревался открыть в Петербурге адвокатскую контору и объяснил, что хочет взять за себя девушку честную, но без приданого, чтобы, узнав смолоду бедственное положение, она потом всю жизнь считала мужа за благодетеля.
Мать писала, что Дуня приняла предложение Лужина и мечтает увидеть брата Родиона помощником в его конторе, а может быть и компаньоном. Лужин уже выехал в Петербург, вызвав к себе и невесту с матерью. Они вскоре приедут в столицу, где смогут повидаться и с Родионом, хотя бережливый жених даже не оплатил им дорогу и вряд ли согласится, чтобы после его брака с Дуней мать жила с ними. (См. полный текст письма матери Раскольникову.)
См. более подробное содержание главы 3 и полный её текст.
Глава 4. Раскольников вышел на улицу, с волнением думая о материнском письме. Он понял: идя за Лужина, Дуня приносит себя в жертву – надеется устроить брату карьеру при помощи будущего супруга. Ради того же на брак соглашается и мать, которая хорошо понимает скупого жениха.
Родион решил противиться этому замужеству. Однако он понимал, что в ближайшие годы у него не будет способа помочь сестре и матери – и даже если сейчас расстроить сватовство Лужина, то потом Дуне всё равно предстоит ничуть не лучшая участь. «Что же делать? – думал он. – Смириться с жалкой, постыдной участью или побыстрее решиться на что-то смелое?»
На бульваре Раскольников заметил молоденькую пьяную девушку в разорванном платье, которую выслеживал шедший сзади молодой рaзвратник. Вспомнив про историю собственной сестры со Свидригайловым, Раскольников едва не бросился на уличного фата. Начинавшуюся драку разнял пожилой городовой с добрым, смышлёным лицом. Родион отдал городовому последние деньги на наём для девушки извозчика домой, однако это первое душевное движение в следующий момент показалось ему смешным. Оно не совпадало с его новой теорией о праве сильного, по которой выходило: да пусть бы франт и позабавился! (См. полный текст отрывка «Встреча Раскольникова с пьяной девушкой».)
См. более подробное содержание главы 4 и полный её текст.
Глава 5. Блуждая, Раскольников добрался до дачных Островов и заснул там под кустом от голодной и нервной слабости.
Ему приснился сон, будто гуляя ребёнком с отцом на окраине родного городка, он видит, как пьяный мужик Миколка насажал в большую телегу хмельных друзей и стал вместе с ними хлестать кнутами запряжённую в неё худую кобылёнку, чтобы та пошла вскачь. Слабая лошадка едва трогалась с места. Рассвирепевшие седоки стали сечь её по глазам, потом Миколка начал бить её ломом – и уходил насмерть. Ребёнок Родя, жалостно крича, бросился целовать окровавленную лошадиную морду… (См. Первый сон Раскольникова — о забитой кляче.)
Проснувшись, Родион воскликнул: «Боже! Да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове… буду скользить в липкой крови, взламывать замок и дрожать, залитый кровью?..» Он молил, чтобы Бог избавил его от «проклятой мечты». Но, идя назад домой через Сенную площадь, Раскольников вдруг увидел младшую сестру процентщицы, Лизавету, которую какой-то мещанин приглашал завтра к себе домой, к семи вечера, по торговому делу. Неожиданное известие, что старуха завтра в семь останется дома одна, показалось ему знаком судьбы!
См. более подробное содержание главы 5 и полный её текст.
Глава 6. Родиону вспомнилось и ещё одно странное совпадение. Месяца полтора назад, как раз по пути домой после своего первого визита к Алёне Ивановне, он зашёл в трактир и случайно услышал разговор про ту же процентщицу студента и офицера, игравших на бильярде. Студент рассказывал, как скупая, безжалостная Алёна тиранит свою забитую сестру Лизавету, и возмущался: «С одной стороны, глупая, ничтожная, злая старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная… С другой – молодые, свежие силы, тысячами пропадающие вокруг без поддержки. Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству: не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» (См. полный текст отрывка «Разговор в трактире студента и офицера».)
Слушая разговор, Раскольников страшно волновался, ибо те же мысли прямо перед этим пришли в голову ему самому… (См. Идея Раскольникова о праве сильной личности, Теория Раскольникова, Крушение теории Раскольникова, В чём ошибочность теории Раскольникова?)
…Почти весь следующий день после встречи с Лизаветой на Сенной он проспал, а, пробудившись, увидел, что уже вечер. В возбуждении он вскочил в постели, пришил к одежде изнутри петлю, чтобы незаметно нести топор, смастерил из двух деревяшек «заклад», завернул его в бумагу и перевязал шнурком.
Был уже седьмой час. Родион выбежал на улицу. Топор он незаметно своровал внизу, в открытой каморке дворника. По пути к дому процентщицы он, чувствовал, как будто его ведут к эшафоту. На его звонок вначале ответа не было, но потом за дверью послышался лёгкий шорох, и начали снимать запор.
См. более подробное содержание главы 6 и полный её текст.
Глава 7. Войдя в квартиру, Раскольников отдал Алёне Ивановне «заклад». Старуха долго путалась в замысловато намотанном вокруг него шнурке. Когда она в досаде сделала движение повернуться в сторону Родиона, тот вынул из-под одежды топор и несколько раз ударил её по голове. Старуха рухнула на пол. Раскольников вынул у неё из кармана связку ключей и побежал в спальню. Под кроватью он нашёл сундучок с заложенными вещами, открыл его и стал набивать карманы первым, что попадалось под руку. (См. полный текст сцены убийства.)
Сзади вдруг послышался шорох. Раскольников выбежал из спальни и увидел, что над телом сестры стоит вернувшаяся домой Лизавета. Он бросился на неё, ударил по голове топором – и в ужасе заметил, что входная дверь в квартиру оставалась незапертой!
Второе убийство было непредвиденным. Раскольников торопился уходить, но кто-то стал подниматься снизу по подъездной лестнице. Родион едва успел запереть дверь. Неизвестный подошёл к ней, стал настойчиво звонить, дёргать ручку двери и кричать, чтобы старуха открывала. Вскоре подошёл ещё один, по голосу молодой, и заметил, что дверь отстаёт при дёрганьи – значит, она заперта не на замок, а на крючок изнутри! Почему же не открывают?
Оба решили, что дело неладно! Молодой побежал вниз за дворником. Первый вначале остался у двери, но, подождав, тоже спустился к подъезду. Раскольников вышел за ним. Навстречу уже поднимались снизу несколько человек. Родион терял надежду ускользнуть незамеченным, но вдруг заметил, что одна квартира, в которой он, идя к старухе, видел красивших рабочих, сейчас распахнута и пуста. Он скользнул в неё, выждал, когда те, другие, прошли наверх и быстро вышел из дома. На своём дворе он подбросил топор на старое место – и забылся дома на диване в полубреду…
См. более подробное содержание главы 7 и полный её текст.
Читайте также:
Достоевский «Преступление и наказание»: часть 2 – краткое содержание по главам
Достоевский «Преступление и наказание»: часть 3 – краткое содержание по главам
Достоевский «Преступление и наказание»: часть 4 – краткое содержание по главам
Достоевский «Преступление и наказание»: часть 5 – краткое содержание по главам
Достоевский «Преступление и наказание»: часть 6 – краткое содержание по главам
Достоевский «Преступление и наказание»: эпилог – краткое содержание по главам
Достоевский «Преступление и наказание» – краткое содержание всего романа по частям и главам
Достоевский «Преступление и наказание» – анализ
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как воплощение христианской идеи | План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 53 городского округа Самара
Предмет: Литература
Класс : 10
Тема: Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
как воплощение христианской идеи
автор урока:
Плетнева Мария Сергеевна,
учитель первой категории
Самара, 2015
Тема: Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
как воплощение христианской идеи.
Цель: доказать, что роман является воплощением христианской идеи.
Задачи: формировать навыки анализа эпизода художественного произведения; воспитать чувство сострадания к человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию.
Технологии: кейс-технология
Ход урока:
- Оргмомент.
Класс делится на 4 группы: «Литературоведы», «Актеры (от лица Раскольникова)», «Актеры (от лица Сони)», «Психологи».
Обучающиеся получают представление о кейс-методе. Учитель говорит о целесообразности использования учебных кейсов на уроках в старших классах. Учитель раздает папки с заданиями (кейсы) обучающимся.
- Работа над кейсом.
Знакомство с содержанием кейса и прогнозирование:
— Ознакомьтесь с содержанием кейса.
— Назовите отрывок романа, который представлен в кейсе.
— Какие вопросы и задания могут быть предложены в кейсе к данному отрывку? (Сформулируйте их).
— Сформулируйте основную мысль урока (тему урока).
— Предположите, какие слова/понятия могут быть представлены в словаре?
Знакомство с информационным листом:
— Ознакомьтесь с информационным листом.
— Соотнесите вашу формулировку темы урока с предложенной в информационном листе.
— Сформулируйте основную мысль информационного листа (Пример ответа: Эпизод романа, представленный в кейсе, возможно, является особенно важным в жизни героев романа, данный отрывок таит в себе определенную христианскую идею, которую в процессе урока мы сможем выявить).
Работа в группах по вопросам к отрывку. Каждая группа знакомится со своими вопросами, читает отрывок романа, представленный в кейсе, с целью найти ответы на поставленные вопросы.
«Литературоведы»:
— Задача данной группы – внимание к деталям (где происходит событие, что говорят герои, как говорят герои и т. д.).
«Актеры (Раскольников)» и «Актеры (Соня)»:
— Задача данных групп — ответы на поставленные вопросы от первого лица (вжиться в героев, попытаться понять, что они испытывают в данный момент).
«Психологи»:
-Задача данной группы – «сторонняя», объективная оценка эмоционального состояния героев.
Обобщающие вопросы для всех групп. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Внимание! Все вопросы и задания представлены в Приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Кейс к уроку литературы в 10 классе
по роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Учебная ситуация (кейс)
(2 степени сложности)
Родион Раскольников и Софья Мармеладова склонились над Евангелием и читают о воскресении Лазаря. Могли ли они читать другую главу Священного писания и почему?
(есть проблема, но нет решения)
Содержание кейса
1.Информационный лист…………………………………….3
2.Текст отрывка из романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание» о воскресении Лазаря…………………………………………………………. 4
3. Словарь……………………………………………………..9
4.Задания и вопросы к тексту ………………………….…..10
6. Домашнее задание …………………………………………12
Информационный лист
1.Ф.М. Достоевский
(30 октября [11 ноября] 1821 — 28 января [9 февраля] 1881)
2.Роман «Преступление и наказание»
3.Часть IV /Глава IV/Отрывок «Воскресение Лазаря»
4. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» как воплощение христианской идеи
Отрывок из романа «Преступление и наказание»
«Воскресение Лазаря»
А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня…
Но он понял вполне, до какой чудовищной боли истерзала ее, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном ее положении. Что же, что же бы могло, думал он, по сих пор останавливать решимость ее покончить разом дороге этой? Что же поддерживало ее? Не разврат же? Ведь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву. .. «Ей три дороги, — думал он: — броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Он начал пристальнее всматриваться в нее.
— Так ты очень молишься богу-то, Соня? — спросил он ее. Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.
— Что ж бы я без бога-то была? — быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку. «Ну, так и есть!» — подумал он.
— А тебе Бог что за это делает? — спросил он, выпытывая дальше. Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения.
— Молчите! Не спрашивайте! Вы не стОите!.. — вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него. «Так и есть! так и есть!» — повторял он настойчиво про себя. — Всё делает! — быстро прошептала она, опять потупившись. «Вот и исход! Вот и объяснение исхода!» — решил он про себя, с жадным любопытством рассматривая ее. С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева, и всё это казалось ему более и более странным, почти невозможным. «Юродивая! юродивая!» — твердил он про себя. На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете.
— Это откуда? — крикнул он ей через комнату. Она стояла всё на том же месте, в трех шагах от стола.
— Мне принесли, — ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него.
— Кто принес?
— Лизавета принесла, я просила.
«Лизавета! Странно!» — подумал он. Всё у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждою минутой. Он перенес книгу к свече и стал перелистывать. — Где тут про Лазаря? — спросил он вдруг. Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.
— Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня. Она искоса глянула на него.
— Не там смотрите… в четвертом евангелии… — сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.
— Найди и прочти мне, — сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать. «Недели через три на седьмую версту, милости просим! Я, кажется, сам там буду, если еще хуже не будет», — бормотал он про себя. Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу.
— Разве вы не читали? — спросила она, глянув на него через стол, исподлобья. Голос ее становился всё суровее и суровее.
— Давно… Когда учился. Читай!
— А в церкви не слыхали?
— Я… не ходил. А ты часто ходишь?
— Н-нет, — прошептала Соня. Раскольников усмехнулся.
— Понимаю… И отца, стало быть, завтра не пойдешь хоронить? — Пойду. Я и на прошлой неделе была… панихиду служила.
— По ком?
— По Лизавете. Ее топором убили. Нервы его раздражались всё более и более. Голова начала кружиться.
— Ты с Лизаветой дружна была?
— Да… Она была справедливая… она приходила… редко… нельзя было. Мы с ней читали и… говорили. Она бога узрит. Странно звучали для него эти книжные слова, и опять новость: какие-то таинственные сходки с Лизаветой, и обе — юродивые. «Тут и сам станешь юродивым! Заразительно!» — подумал он.
— Читай! — воскликнул он вдруг настойчиво и раздражительно. Соня всё колебалась. Сердце ее стучало. Не смела как-то она ему читать. Почти с мучением смотрел он на «несчастную помешанную»
. — Зачем вам? Ведь вы не веруете?.. — прошептала она тихо и как-то задыхаясь.
— Читай! Я так хочу! — настаивал он, — читала же Лизавете!
Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и всё не выговаривалось первого слога. «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» — произнесла она наконец, с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось. Раскольников понимал отчасти, почему Соня не решалась ему читать, и чем более понимал это, тем как бы грубее и раздражительнее настаивал на чтении. Он слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать всё свое. Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее, может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков. Но в то же время он узнал теперь, и узнал наверно, что хоть и тосковала она и боялась чего-то ужасно, принимаясь теперь читать, но что вместе с тем ей мучительно самой хотелось прочесть, несмотря на всю тоску и на все опасения, и именно ему, чтоб он слышал, и непременно теперь — «что бы там ни вышло потом!». .. Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения… Она пересилила себя, подавила горловую спазму, пресекшую в начале стиха ее голос, и продолжала чтение одиннадцатой главы Евангелия Иоаннова. Так дочла она до 19-го стиха: «И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идет Иисус, пошла навстречу ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог». Тут она остановилась опять, стыдливо предчувствуя, что дрогнет и порвется опять ее голос… «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему (и как бы с болью переведя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала): Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир». Она было остановилась, быстро подняла было на него глаза, но поскорей пересилила себя и стала читать далее. Раскольников сидел и слушал неподвижно, не оборачиваясь, облокотясь на стол и смотря в сторону. Дочли до 32-го стиха. «Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев его, пала к ногам его; и сказала ему: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят ему: господи! поди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и этот не умер?» Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на нее: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: «не мог ли сей, отверзший очи слепому…» — она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют… «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», — мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания. «Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит; ибо четыре дни, как он во гробе». Она энергично ударила на слово: четыре. «Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, (громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела): обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его; пусть идет. Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него». Далее она не читала и не могла читать, закрыла книгу и быстро встала со стула. — Всё об воскресении Лазаря, — отрывисто и сурово прошептала она и стала неподвижно, отвернувшись в сторону, не смея и как бы стыдясь поднять на него глаза. Лихорадочная дрожь ее еще продолжалась. Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Прошло минут пять или более.
Словарь
- Блудница – распутница, гулящая женщина.
- Воскресение (воскрешение) – возрождение к жизни.
- Евангелие – Священное писание (Новый завет) – часть Библии.
- Лазарь – в Новом завете – друг Иисуса Христа, воскресший из мертвых на четвертый день после смерти.
- Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на заданную тему, трактуемую субъективно и неполно.
- Юродивый – 1.безумный;
2. религиозный подвижник, который под мнимым безумием скрывает собственные добродетели.
Вопросы и задания к тексту отрывка:
1. Для «литературоведов»
1.Где происходит чтение Евангелия?
2.О чем говорят герои до чтения Священного писания?
3. Как мысленно называет Раскольников Соню, выслушав ее ответ о Боге?
4. Кто инициатор чтения?
5. Найдите в тексте описание священной книги. В чем смысл данного описания?
6. Кто Соне принес эту книгу? Как это связано с данным эпизодом и всем романом?
7. Найдите в тексте, как реагирует Раскольников, когда узнает, кто принес Соне Евангелие. (см. стр.5)
8. Какими глагольными формами пользуется Раскольников, когда просит Соню почитать?
9. Передайте краткое содержание главы Евангелия о воскресении Лазаря.
2. Для «Актеров» (от лица Раскольникова)
1.Какой вопрос мысленно задавал себе Раскольников Соне (см. начало текста, жирный шрифт). (Возможный ответ от первого лица: «Когда я шел к Соне, я мысленно задавался вопросом…»)
2. Почему заговорил с Соней о Боге?
3. Почему Раскольников, выслушав ответы Сони, называет ее юродивой?
4. Почему Раскольникову, когда он узнает, кто принес Соне Евангелие, вдруг все у нее становится «страннее и чудеснее»?
5. Почему использует глаголы повелительного наклонения, когда просит прочитать?
6. Что он заметил в поведении Сони в момент чтения?
3.Для «Актеров» (от лица Сони)
1. Продолжите фразу: «Когда Родион Романович спросил меня, что делает мне Бог, я …» (почувствовала, испытала, подумала)
2. Какова реакции Сони на приказ Раскольникова читать Евангелие? Почему она медлила?
3. Что испытала Соня, когда Раскольников не мог найти нужную страницу? Почему Соня знала, где искать о Лазаре?
4. В каком состоянии она читала?
5. Почему ей было важно прочитать именно ему, именно эту часть?
4. Для «Психологов»
1. Дайте полную оценку психологическому состоянию героев в данном эпизоде: что испытывают герои и почему.
2. Какую роль играет данный эпизод в раскрытии каждого героя (что нового мы о них узнаем?)
Обобщающие вопросы для всех групп
1. Какое открытие для себя делает Раскольников в отношении Софьи в данном эпизоде? (Что поддерживало Соню?)
2. Почему в конце эпизода автор не называет героев по именам, а дает им эпитеты: «убийца» и «блудница»? (Смысл этих эпитетов)?
3. Какой другой отрывок из Евангелия они могли бы читать? (Почему не читают о Воскресении Иисуса Христа?)
4. Почему автор заставляет героев читать именно этот отрывок из Евангелия? (Вспомните беседу по информационному листу)
5.«Почему, как вы думаете, несмотря на гонения, на угрозу смерти (в раннее христианство), появилось немало последователей учения Христа?»
6. Почему Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» -воплощение христианской идеи? Какой идеи? Найдите в тексте.
Домашнее задание
Общее:
Сочинение-эссе «Заслуживает ли Раскольников воскресения? »
Индивидуальное (по выбору):
Составить кейс по любимому художественному произведению.
Преступление и наказание Часть IV: Главы I–III Сводка и анализ
Сводка: Глава I
Свидригайлов объясняет, что пришел просить помощи у Раскольникова в поисках Дуни. Раскольников сразу отказывается. Свидригайлов утверждает, что он питает к Дуне только самые чистые чувства и что, вопреки слухам, он не имеет никакого отношения к недавней смерти своей жены Марфы Петровны. Он утверждает, что он не чудовище, а всего лишь раб страсти. Затем он рассказывает историю о том, как он женился на своей жене, говоря, что она воспользовалась затруднительным положением, в котором он находился, чтобы контролировать и доминировать над ним. Он утверждает, что его несколько раз посещал призрак его умершей жены. Раскольников гадает, не сумасшедший ли его гость. Свидригайлов говорит, что слышал о помолвке Дуни с Лужиным, который является его родственником, и предлагает помочь разорвать этот неуместный брак. Свидригайлов утверждает, что, хотя он когда-то был одержим Дуней, он больше не любит ее, но не может вынести того, что она берет такого неподходящего мужа. Он хочет дать ей десять тысяч рублей в качестве извинения перед тем, как женится или отправится в путешествие. Раскольников уверяет его, что сестра от подарка откажется. Свидригайлов также сообщает ему, что его жена оставила Дуне по завещанию три тысячи рублей. Он уходит, проходя мимо Разумихина.
Резюме: Глава II
Разумихин и Раскольников идут в ресторан. Разумихин говорит, что говорил с Порфирием Петровичем и Заметовым и обнаружил, что они подозревают Раскольникова в убийствах, которые Разумихин находит нелепыми. Раскольников про себя задается вопросом, что подумает его друг, когда узнает, что Раскольников действительно виновен. Встречаются с Лужиным, Дуней и Пульхерией Александровной и садятся вокруг стола. Самолюбие Лужина уязвлено присутствием двух молодых людей, об отсутствии которых он специально просил, и он решает наказать женщин. Он огорчает их, сообщая известие о приезде Свидригайлова в Петербург. Он продолжает описывать преступления и развраты, которые, как он слышал, приписывают Свидригайлову, но Дуня отвергает его рассказы как беспочвенные сплетни. Раскольников неожиданно сообщает партии о своей встрече со Свидригайловым и о деньгах, завещанных Дуне Марфой Петровной. Он отказывается говорить, чего хочет Свидригайлов от Дуни. Затем Дуня противостоит Лужину из-за его раздражения присутствием ее брата, и Лужину удается оскорбить всех в комнате своим ответом. Между матерью, дочерью и сыном, с одной стороны, и женихом, с другой, происходит гневное противостояние. Дуня приказывает Лужину уйти. Он делает это только после оскорбления их. Уходя, он винит в потере Дуни Раскольникова, к которому теперь питает глубокую ненависть. Он убеждает себя, что у него еще может быть шанс с Дуней.
Резюме: Глава III
После ухода Лужина группа в восторге. Разумихин счастливее всех. Раскольников, однако, быстро снова забеспокоился. Он рассказывает им о предложении Свидригайлова дать Дуне десять тысяч рублей, от чего обе женщины отказываются. Разумихин предлагает охранять Дуню от мужчины, и Дуня соглашается. Он предлагает Дуне и ее матери остаться в Петербурге и предлагает им всем вместе заняться издательским делом. Дуня в восторге от этой идеи, с ней соглашается и Раскольников. Но тут Раскольников резко встает, чтобы уйти. Он заявляет, что решил отделиться от них на долгое время и что они не должны его преследовать. Остальная часть группы встревожена. Разумихин гонится за ним, но Раскольников отсылает его обратно, сказав приятелю остаться с Пульхерией Александровной и Дуней. Двое смотрят друг на друга, и Разумихин понимает, что Раскольников — убийца. Он возвращается к столу.
Анализ: Главы I–III
Свидригайлов изображен как нравственно слабый человек, который как будто не понимает, когда ему не рады или, может быть, ему просто все равно. Но, в отличие от большинства других персонажей, таких как добрый и сострадательный Разумихин или скупая Алена Ивановна, Свидригайлов рисуется не быстро и решительно. Его психическое состояние, мотивы и истинная природа остаются загадочными на протяжении всего романа. Вхождение Свидригайлова в сюжет почти идентично вхождению Лужина: как и Лужин во второй части, главе четвертой, Свидригайлов неожиданно появляется в комнате Раскольникова, его появление становится зловещим тем, что он, чужой, нависает над Раскольниковым в конце спектакля. предыдущая глава. Кроме того, оба обсуждают свой интерес к Дуне с Раскольниковым. Одно тонкое различие между этими двумя встречами состоит в том, что Разумихин отсутствует, когда появляется Свидригайлов; скорее, Раскольников один в своей комнате. Свидригайлов — нереальная тень Раскольникова, плод его воображения, такой же бредовый, как и он сам, и столь же неблагополучный в обществе.
Прочтите важные цитаты Свидригайлова.
Лужин возвращается, чтобы причинить вред позже в повествовании, но ясно, что его помолвка с Дуней окончательно разорвана. В своем решении отвергнуть Лужина Дуня раскрывается как умная, уверенная в себе и решительная женщина, которая, хотя и готова пойти на жертвы ради своей семьи, не желает опозориться, выйдя замуж за такого грубого человека, как Лужин. Ее гордость так же сильна, как и у Раскольникова, но, в отличие от него, она пронизана достоинством и побуждает ее сохранять целостность перед лицом таких непродуманных возможностей, как помолвка с Лужиным.
Прочтите важные цитаты, которые помогут развить характер Дуни.
Разрыв помолвки — большое событие не только для Дуни, но и для Раскольникова. Внезапное раздражение Раскольникова после отъезда Лужина кажется поначалу внезапным, но при внимательном рассмотрении времени его решения об отъезде обнаруживается его значение. Только после того, как он понимает, что Разумихин позаботится о Дуне и Пульхерии Александровне, Раскольников объявляет о необходимости расстаться с ними. Запятнанный своим преступлением, он хочет дистанцироваться от них, но не хочет этого делать, пока не узнает, что о них позаботятся. Это соображение знаменует начало изменения в его характере. Впервые он, кажется, заботится о других, а не только о себе. Хотя решение Раскольникова уйти иного порядка, чем проституция Сони и решение Дуни обручиться с Лужиным, тем не менее оно отражает его понимание важности семьи. Контраст между одинокими, отчужденными мыслями Раскольникова и щедрой привязанностью Пульхерии Александровны и Дуни только усиливает внутреннее смятение Раскольникова и его побуждение оторваться от семьи. Его уход от них дает понять, что он либо намерен сознаться добровольно, либо верит, что его скоро раскроют, — либо, может быть, что он просто не может столкнуться с любящими его людьми с нависшей над ним тайной убийств.
Узнайте больше о растущем чувстве отчуждения Раскольникова.
Преступление и наказание, часть 4, глава 3
Преступление и наказание, часть 4, глава 3 | ШмупМагазин будет работать некорректно в случае, если куки отключены.
Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.
Предыдущий СледующийЧасть 4, Глава 3
- Лужин не может поверить, что встреча с Дуней и ее мамой прошла так неудачно. Он рассчитывал на то, что женщины будут ему полностью благодарны за спасение их от бедности.
- Лужин влюблен в себя и в деньги. Он успел сделать много. Теперь ему нужна жена, и Дунечка — та, которую он хочет.
- В ней есть все, что он хочет от жены: молодая, очень бедная и красивая.
- У нее лучше образование, чем у него, но он уверен, что это будет более чем уравновешено огромной благодарностью, которую она почувствует к нему за ее спасение. Она будет его рабыней.
- Лужин хочет подняться по служебной лестнице в Петербурге и знает, что Дуня — идеальная жена для него.
- Он полон решимости наладить отношения с Дуней завтра и избавиться от проблемы Раскольникова. Он и за Свидригайлова беспокоится.
- Тем временем Раскольников, Пульхерия, Дуня и Разумихин смеются и разговаривают.
- Дуня хочет знать о Свидригайлове. Раскольников рассказывает ей о деньгах.
- Он не знает, что делать со Свидригайловым — человек постоянно сам себе противоречит.
- Это не может быть хорошо, думает Дуня. Она боится того, что может замышлять Свидригайлов.
- Раскольников и Разумихин замечают ее страх и говорят, что будут ее защищать.
- Разумихин очень взволнован. У него есть дядя, который хочет одолжить ему 1000 рублей. Если Дунечка вложит еще 1000, они могут открыть издательство. У Разумихина все детали проработаны.
- Дуня искренне одобряет. Раскольников говорит, что это звучит как отличная идея, но хочет поговорить об этом подробнее в другой раз.