Часть 2 глава 1 преступление и наказание: «Преступление и наказание» краткое содержание по главам и частям романа Достоевского – читать онлайн пересказ

Описание комнат в романе «Преступление и наказание», интерьер, комната Раскольникова, Сони, старухи-процентщицы

Раскольников
в своей каморке
(фильм 1969 г.)

Описание комнат и интерьеров играет важную роль в романе «Преступление и наказание». По ходу романа Достоевский дает характеристику всем ключевым интерьерам, на фоне которых разворачиваются события.

В таблице ниже представлено цитатное описание комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание»: характеристика каморки Раскольникова, комнаты Сони Мармеладовой, квартиры старухи-процентшицы и др.

Смотрите: 
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»

Описание комнат и интерьеров в романе «Преступление и наказание» (каморка Раскольникова, комната Сони, квартира старухи-процентщицы и т.д.)

Каморка Раскольникова 

Бывший студент Родион Раскольников снимает комнату в доме Шиля в Петербурге.

Комната Раскольникова под номером 14 находится на 5-ом этаже. Это небольшая комната шесть шагов в длину с очень низким потолком. Жилище героя напоминает шкаф, каюту, гроб или сундук. В комнате наклеены желтые обои. Из мебели в каморке имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:

«Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля,  здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать.» (часть 2 глава VI) 
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.» (часть 1 глава I)
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.
 Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.» (часть 1 глава III)
«Перед софой стоял маленький столик.» (часть 1 глава III) 
«Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку…» (часть 1 глава III) 
«…там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца…» (комната похожа на шкаф, часть 1 глава V)
 
«…тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова…» (часть 2 глава V)
«. ..на самого Раскольникова, раздетого, всклоченного, немытого, лежавшего на мизерном грязном своем диване…» (часть 2 глава V) 
«Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна…» (часть 3 глава III) 
«Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук.» (часть 1 глава III) 
«Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова…» (часть 3 глава IV)
«…воротился Раскольников назад и поднялся в свою каморку…» (часть 3 глава VI)  

Смотрите: Детальное описание каморки Раскольникова 

Комната Сони Мармеладовой


В начале романа Соня Мармеладова живет отдельно от своей семьи, снимая комнату в «доме на канаве». Комната Сони под номером 9, судя по всему, находится на третьем этаже. Жилище девушки напоминает сарай и выглядит несколько уродливо и очень бедно. В комнате имеется кровать, стол, три стула и комод. На стенах видны старые желтоватые обои:

«Тут только Соня заметила его. Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: «Капернаумов портной».» (часть 3 глава IV) 
«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу,
он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею
, обходившую его со стороны двора.» (часть 4 глава IV)
«…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…» (часть 4 глава IV) 
«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.» 
(часть 4 глава IV)   

Смотрите: Подробное описание комнаты Сони



Квартира Мармеладовых

Семья Мармеладовых снимает «угол», проходную комнату в доме Козеля в Петербурге. Помимо Мармеладовых, в доме проживает множество других квартирантов. Комната Мармеладовых имеет небольшой размер — всего десять шагов в длину. Обстановка в помещении очень бедна. Из мебели имеется кровать, два стула, ободранный диван и старый стол:

«…это чиновник, отставной, титулярный советник, Мармеладов! Он здесь живет, подле, в доме Козеля…» (часть 2 глава VII)
«…а живем мы в холодном угле…» (часть 1 глава II) 
«Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель… Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший…» (часть 1 глава II) 
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.» (часть 1 глава II)
 
«…комната его [Мармеладова и его семьи] была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки …была приотворена.» (часть 1 глава II)  
«В комнате было душно…» (часть 1 глава II)  
«…с лестницы несло вонью…» (часть 1 глава II)  
«…из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…» (часть 1 глава II) 

Смотрите: Детальное описание квартиры Мармеладовых


Квартира старухи-процентщицы 

Квартира старухи-процентщицы состоит из прихожей, крошечной кухни и двух комнат — гостиной и спальни. В гостиной старуха принимает своих клиентов, а в спальне — хранит деньги и заложенные вещи. Алена Ивановна содержит свое жилище в полной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки.

В гостиной поклены желтые обои, в этой комнате имеются диван, стол, туалетный столик («туалет»), несколько стульев и дешевые картины на стенах, а также лампадка в углу перед иконой. В спальне у старухи-процентщицы имеется кровать, комод и киот (шкафчик) с иконами. Под кроватью в спальне старуха прячет укладку (сундук), в которой хранятся личные вещи и драгоценности, полученные от клиентов:

«Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня.» (о прихожей и кухне, часть 1 глава I)
«Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…<…> Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель.
 
В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…» (о гостиной, часть 1 глава I) 
«Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих
двух комнат
.» (о спальне, часть 1 глава I)
 
«Тотчас же он побежал с ними в спальню. Это была очень небольшая комната, с огромным киотом образов. У другой стены стояла большая постель, весьма чистая, с шелковым, наборным из лоскутков, ватным одеялом. У третьей стены был комод.» (спальна старухи, часть 1 глава VII) 
«Он бросил комод и тотчас же полез под кровать, зная, что укладки обыкновенно ставятся у старух под кроватями. Так и есть: стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном, с утыканными по нем стальными гвоздиками. Зубчатый ключ как раз пришелся и отпер. Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром; под нею было шелковое платье, затем шаль, и туда, вглубь, казалось всё лежало одно тряпье. <…> 
Но только что он пошевелил это тряпье, как вдруг, из-под шубки, выскользнули золотые часы. Он бросился всё перевертывать. Действительно, между тряпьем были перемешаны золотые вещи — вероятно, всё заклады, выкупленные и невыкупленные, — браслеты, цепочки, серьги, булавки и проч.» (об укладке (сундуке), часть 1 глава VII)


Квартира следователя Порфирий Петровича

«…маленький круглый столик, на котором стоял допитый стакан чаю…» (часть 3 глава V) 
«Порфирий Петрович, как только услышал, что гость имеет до него «дельце», тотчас же попросил его сесть на диван. ..» (часть 3 глава V) 
«И как ни в чем не бывало, он заботливо стал подставлять пепельницу Разумихину, беспощадно сорившему на ковер папироской…» (часть 3 глава V) 
«…хохочут в прихожей…» (квартира Порфирия имеет прихожую, часть 3 глава IV)

Кабинет Порфирия Петровича

«Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая; стояли в ней: большой письменный стол перед диваном, обитым клеенкой, бюро, шкаф в углу и несколько стульев — все казенной мебели, из желтого отполированного дерева.» (часть 4 глава V)

Заметки о романе Достоевского «Преступление и наказание»

  1. «»СТАРОЕ» И «НОВОЕ» – СЛОВО, ОБРАЗ,

МОТИВ И СИМВОЛ РОМАНА

Словообраз «новый» занимает весьма значительное, может быть, даже главенствующее место в романе. Свое революционное предприятие по убийству старухи-процентщицы Раскольников называет «новым шагом» и «новым собственным словом»1, которого боятся обыкновенные, обычные люди. Далее по тексту: «Что-то совершалось в нем как бы новое (видимо, нарастание решимости совершить преступление ради высокой идеи. – Е. К.), и вместе с тем ощутилась какая-то жажда людей». Вторая часть фразы образует характерный для Достоевского контраст «противочувствий». Даже уединенному мономану Раскольникову, одержимому своей «новой» идеей, выделяющей и подымающей его над обычной («старой») жизнью, нужны люди и общение с ними. Раскольников остается в душной распивочной и слушает рассказ Мармеладова. Так появляется в романе очень важная сентиментальная линия (бедствия семейства Мармеладовых), которая была истоком романного замысла («Пьяненькие») и которая постоянно пересекается с трагической линией Раскольникова. Это также характерный эстетический контраст романа: соседство сентиментального и ужасного, трагедии и идиллии. Отметим здесь сон Раскольникова (первая часть романа), в котором такой контраст акцентирован.

Идиллия: детство, могила бабушки – идиллический образ: дети на могиле предков, поминальная кутья – «сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом», – также идиллический образ еды; в сентиментально-идиллических тонах представлен образ церкви со старинными образами и старым священником с дрожащей головой, детская вера Раскольникова, мальчика «семи лет», – все это сентиментально-идиллическое, умилительное настроение соседствует с ужасной сценой насилия. Мальчик видит, как возле кабака Миколка в пьяном угаре забивает свою лошадь. И здесь очень важна оценка этого поступка со стороны хора зрителей (народа): «Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! – кричат из толпы уже многие голоса».

Религиозно-философская задача романа – показать крушение «новой» революционной идеи перед «старой» христианской истиной – в художественно-эстетическом плане имеет сентиментально-идиллическое обоснование. Например, образ Сони (и ее религиозность) выдержаны в сентиментальных тонах. Автор подчеркивает детские черты Сони: «почти похожая на девочку»; «совсем потерялась, оробела, как маленький ребенок»; «несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком»; «Только уж не сегодня, пожалуйста, не сегодня! – бормотала она с замиранием сердца, точно кого-то упрашивая, как ребенок в испуге». Соня одета, как уличная певица (кринолин, соломенная шляпка с огненного цвета пером), пятнадцатилетняя девушка, которая поет «весьма чувствительный романс» под аккомпанемент шарманки. Несмотря на религиозную серьезность, даже истовость авторского замысла, художественно Соня как бы выходит из «весьма чувствительного романса».

Имя матери Раскольникова – Пульхерия, – конечно, отсылает к героине гоголевской идиллии «Старосветские помещики»2. Афанасий Иванович Бахрушин, «добрый человек», приятель отца Раскольникова, – возможно, намек на другого главного героя этой гоголевской повести. Мать Раскольникова Пульхерия Александровна «была чувствительна», в письме она пытается разубедить сына, догадываясь о его «новых» настроениях: «Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему (то есть по-старому. – Е. К.) и веришь ли в благость творца и искупителя нашего? Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие? Если так, то я за тебя молюсь. Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!»

На сложном переплетении трагического и идиллического построен образ Свидригайлова (о нем ниже).

Старое, традиционное, человечное, сентиментально-идиллическое, христианское противостоит, соприкасается, сопротивляется новому, рациональному, революционно-атеистическому (Раскольников), своекорыстному, бесчестному и бесчеловечному (Лужин). В образе Лебезятникова, следящего «за новыми мыслями», высмеивается вульгарное идейное западничество, активно внедрявшееся в то время в России. «…Сострадание в наше время даже наукой воспрещено <…> так уже делается в Англии, где политическая экономия» – так пересказывает «старый» Мармеладов «нового» Лебезятникова.

Видимо, не случайно в беседе с Раскольниковым называет себя «стариком» следователь Порфирий Петрович, которому всего тридцать пять лет. По своему служебному долгу Порфирий обязан охранять «старый» закон от покушений на него «нового» радикала Раскольникова.

Лужин – «человек положительный», но при этом он «во многом разделяет <…>»убеждения новейших поколений наших» и враг всех предрассудков». То есть, как и Раскольников, он «новый человек», хотя и на поколение старше главного героя (ему сорок пять лет, он старше матери Раскольникова, которой сорок три года). Объединяет Раскольникова и Лужина то, что оба они отрицают, правда несколько по-разному, «старую» христианскую мировоззренческую и поведенческую традицию и в качестве главной ценности выдвигают либо личный произвол в крайне обостренной, революционной форме («наполеоновская» идея Раскольникова), либо – как умеренную вариацию личного произвола – разумный эгоизм Лужина. Лужин с удовлетворением замечает, видя в этом знак настоящего времени, что «распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических», то есть, видимо, сентиментальных.

Разделяет Лужина и Раскольникова лишь мера этого качества «новизны». Раскольников, преступая христианские заповеди, хочет облагодетельствовать весь мир. Лужин, отрицая заповедь «возлюби ближнего своего», старается лично для себя. Раскольников – радикальный революционер, Лужин – благоразумный, эгоистичный буржуа. Раскольников убивает людей ради высокой идеи, Лужин не идет дальше гнусного подлога (подкладывает Соне деньги, чтобы обвинить ее в воровстве) ради своей личной выгоды. Раскольников в своем преступлении трагичен, Лужин в своей подлости прозаичен. Раскольников способен не только на преступление, но и на подвиг (спас детей на пожаре), Лужин ничего, кроме своего эгоистического благоразумия, не знает. О «мере» этой «новизны» вполне резонно замечает сам Лужин, когда Раскольников тоже резонно пытается мотивировать рост преступности лужинской теорией разумного эгоизма: «На всё есть мера <…> экономическая идея еще не есть приглашение к убийству…»

Раскольников радикально, по-новому своеволен, но в отличие от Лужина он может стать другим, может переродиться. «…Черт с ней и с новой жизнью!» – вырывается у Раскольникова уже после убийства и посещения полицейской конторы, хотя до преступления он надеется, что «когда уже то будет кончено <…> все по-новому пойдет…». Это, может быть, начало будущего раскаяния и перерождения.

Убийство для Раскольникова носит не столько утилитарный (ограбить как следует не сумел, воспользоваться награбленным не захотел), сколько идейный (об этом много говорилось в литературе о романе) и ритуально-символический, сатанинско-инициатический характер. Инфернальную подоплеку преступления отмечал в свое время поэт и критик Иннокентий Анненский: «Черт вошел в роман лишь эпизодически, но в мыслях место его было, по-видимому, центральное и, во всяком случае, значительное. Это несомненно»3. Отметим только одну, но очень выразительную деталь.

Раскольников заметил на шее убитой старухи «снурок», хочет снять его, «но снурок был крепок и не срывался; к тому же намок в крови». «В нетерпении он взмахнул было опять топором, чтобы рубнуть по снурку тут же, по телу, сверху, но не посмел…» На «снурке» – кошелек, но еще два креста, кипарисный и медный, и финифтяный образок. Так что жест Раскольникова очень выразителен и символичен: замахнулся топором на крест и, возможно, на Христа, если на финифтяном образке изображен Христос. Здесь мы видим зарождение немаловажного для Достоевского мотива «рубки образов» (в романе «Подросток» Версилов разбивает икону).

Раскольников признается Соне в том, что «дьявол смущал» его, что «черт-то меня тогда потащил». То есть «новатор» Раскольников тесно связан со «старым джентельменом» – так англичане называют черта.

Раскольникову прибавляет уверенности в правоте своего замысла то, что огромные средства старухи-процентщицы после ее смерти пойдут в монастырь на помин души. Для «нового человека» это совершенно бессмысленное и бесчеловечное употребление богатства, и отмеченный выше «топорный» жест Раскольникова, видимо, связан с этим обстоятельством.

Во время первой встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем противопоставление «старого» и «нового» приобретает особенно важное для романа идейно-философское направление. Солон, Магомет, Наполеон для Раскольникова – преступники «уже тем одним, что, давая новый закон, тем самым нарушали древний, свято чтимый обществом и от отцов перешедший…». Причем «большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопроливцы». Более того: «…все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть <…> способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками…».

Это очень важный не только для Раскольникова, но и для Достоевского мотив «нового слова», придающий этой линии размышлений героя определенную автобиографичность. За стремление к новому образу мыслей и «новому слову» Достоевский, увлеченный в кружке Петрашевского утопическим фурьеризмом, был, как известно, объявлен опасным политическим преступником и приговорен к смертной казни. Для Достоевского-художника «новое слово» – может быть, высшая творческая ценность, безусловный критерий подлинной значительности, величия художественного произведения.

Раскольников не употребляет слов «революция», «революционер», но тем не менее он довольно точно описывает поведенческий стереотип именно революционера, стремящегося к разрушению дурного настоящего во имя лучшего будущего, готового «для своей идеи <…> перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь…». Для Раскольникова эти мотивы «необыкновенных», «новых» людей – главная движущая сила мировой истории, которая не что иное, как «вековечная война» (это выражение герой произносит по-французски, что немаловажно). Однако в этом движении есть все-таки финальная точка – Новый Иерусалим.

«– Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?

– Верую, – твердо отвечал Раскольников…»

В комментариях академического издания романа отмечен новозаветный источник этого образа (Апокалипсис) и упомянуты сенсимонисты, по учению которых вера в Новый Иерусалим означала веру в наступление будущего «золотого века».

Но контекст этого образа можно и даже нужно расширить. Новый Иерусалим – образ вожделенного будущего для сектантов-милленаристов, страстно ожидавших и даже торопивших наступление тысячелетнего царства Христова на земле. Такие секты были особенно активны в эпоху Реформации, в эпоху великого раскола Европы. По своему мироощущению Раскольников близок этим религиозным сектантам-утопистам, которые ради установления окончательной небесной гармонии на земле совершали множество преступлений и злодеяний. Особенно выразителен в этой связи исторический сюжет о захвате радикальными анабаптистами немецкого города Мюнстера в 1534 году и установлении там «Нового Иерусалима», который стал одним из первых опытов тоталитарной диктатуры в новоевропейской истории## Этот исторический сюжет подробно описан в работе И.

  1. Все цитаты из романа «Преступление и наказание» даются по изданию: Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 15 тт. Т. 5. Л., 1989.[↩]
  2. Гоголевское происхождение этого имени впервые отметил Ю. Тынянов в статье «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)»: «Даже имя матери Раскольникова Пульхерия Александровна воспринимается на фоне Пульхерии Ивановны Гоголя как имя стилизованное» (см.: Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 201).[↩]
  3. Анненский Иннокентий. Достоевский в художественной идеологии // Анненский Иннокентий. Книги отражений. М., 1979. С. 198. О чертовщине в романе см. также интересные наблюдения В. Е. Ветловской в ее статье «Анализ эпического произведения. Логика положений («тот свет» в «Преступлении и наказании»)» (см.: Достоевский. Материалы и исследования. Т. 14. СПб., 1997).[↩]

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Уже подписаны? Авторизуйтесь для доступа к полному тексту.

Глава 1

 

Резюме

После убийства Раскольников засыпает глубоким сном. Проснувшись, он в ужасе; он спал так долго, что боится, что сходит с ума. Он помнит украденные вещи и свою неспособность их спрятать или запереть дверь своей квартиры — это было безумие. Когда он прячет предметы, он начинает задаваться вопросом, не начинается ли уже его наказание, и после нескольких шевелений и попыток спрятать добычу в дыре в своей комнате он предался смешанному сну и бреду.

Опять просыпается от Настасьиных колотушек. С ней швейцар и вручает Раскольникову повестку явиться в полицию. Настасья не хочет, чтобы он двигался, так как со вчерашнего дня у него жар. Когда он одевается, его отталкивает мысль надеть окровавленные носки, но поскольку других у него нет, он вынужден это сделать. По дороге в полицейский участок он думает, что мог бы просто во всем признаться и покончить с этим: «Я войду, упаду на колени и расскажу всю историю».

Когда он добирается до полицейского участка, его почти ошеломляет «тошнотворный запах свежей краски. .. из недавно отделанных комнат». Маленькие тесные комнаты, недостаток свежего воздуха, непонимание того, зачем он здесь, и невыносимое ожидание вызывают у него лихорадку. Наконец, он обнаруживает, что его квартирная хозяйка судится с ним из-за просроченной арендной платы. Когда Раскольникову сообщают о его проступке, он вступает в довольно пространное объяснение своего отношения к хозяйке и прежней помолвки с хозяйской дочерью. Полиция инструктирует его подписать долговую расписку. и отпустите его. Подписывая бумагу, он слышит, как полиция обсуждает убийство Алены Ивановны и Лизаветы, и теряет сознание. Когда он выздоравливает, то спешит домой, думая, что полиция подозревает его в убийстве.

Анализ

В романе с шестью частями и эпилогом можно легко утверждать, что первая часть является прологом, потому что только эта часть посвящена преступлению, а остальные части посвящены наказанию, которое начинается сразу же с его ненависти к крови на его одежду и особенно носки, а также потерю способности сохранять полный контроль над всеми своими способностями.

Таким образом, преступность является требовательным, хлопотным делом, которое становится колоссальной неприятностью. А преступность сопровождается разного рода болезнями — у Раскольникова она выражается в его температуре, в неспособности нормально функционировать и в страхе перед самой кровью, которую он только что пролил. Когда необходимо надеть окровавленные носки, его отвращение указывает на его страх или жизнь с его убийством. Эта сцена хорошо контрастирует с более поздней сценой, когда он забрызган кровью от смерти Мармеладова. В этой более поздней сцене он без колебаний прикоснулся к крови как таковой .

Когда он получает повестку в полицию, его разум настолько взволнован, что он забывает, что Настасья сказала ему ранее, что его квартирная хозяйка собирается вызвать его.

Подходя к полицейскому участку, он в третий раз думает о признании. В полицейском участке ему нужно в чем-то признаться; поэтому он рассказывает о самом интимном событии своей прошлой жизни, то есть о помолвке с дочерью своей хозяйки. Он даже признается, что она не была привлекательной. Это четвертый раз, когда он думает о признании, и его помолвка с дочерью хозяйки показывает его сочувствие к страдающему человечеству. Вскоре после этого его пятая мысль о исповедь следует тогда, когда он думает, что должен сознаться во всем: «сейчас встать, подойти к Никодиму Фомичу и все ему рассказать». На мысли о признании наводит напряжение и страх перед вызовом в полицию за убийство.

В конце главы обморок Раскольникова является результатом напряжения, вызванного вызовом; гнетущий запах новой краски, напоминающий ему о месте убийства; теснота с недостатком свежего воздуха; и, наконец, обсуждение убийства Алены Ивановны. Это обморочное заклинание позже станет причиной подозрений и будет использовано Порфирием.

Преступление и наказание, часть 2, краткое содержание главы 1

Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

Последнее обновление: 5 мая 2015 г. , редакция eNotes. Количество слов: 688

Спустя долгое время Раскольников просыпается от своего недавнего забвения, вздрагивая, когда воспоминание о том, что он сделал, нахлынуло на него. Сильно дрожа, он обнаруживает, что даже не запер дверь, когда пришел домой, и теперь пытается определить, есть ли на его одежде следы убийства. Его усилия оказываются безрезультатными, поэтому он снимает одежду и находит лишь несколько капель запекшейся крови, «прилипших к потрепанному краю его брюк». Он отрезает их, а потом вспоминает кошелек и безделушки, все еще лежащие в его карманах.

Писать сочинение?


Получить пользовательский контур

Наша лаборатория сочинений поможет вам справиться с любым заданием за считанные секунды, независимо от того, изучаете ли вы Макбета или Американскую революцию. Попробуйте сегодня!

Начать эссе

Раскольников выворачивает карманы и прячет награбленное в стене за обоями. Он вспоминает перевязь в своем пальто, на которой держался топор, и разрезает ее, прежде чем задуматься, действительно ли он сходит с ума, а его одежда на самом деле покрыта кровью, которую он просто не может видеть. Когда он заглядывает внутрь одного кармана, то обнаруживает пятна крови и тут же вырезает их из штанов.

Теперь, когда солнце светит в комнату, он видит кровь на всей своей одежде и не знает, что делать с оскорбительными кусочками, которые он отрезает. Раскольников снова засыпает, пока не слышит, как Настасья и дворник громко разговаривают за дверью. Пришли передать повестку из милиции. Настасья насмешливо смеется над Раскольниковым, когда замечает, что он заснул, зажав в руке тряпку. Она считает, что он нездоров, но и она, и дворник оставляют Раскольникова в покое.

См. eNotes без рекламы

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Получите 48 часов бесплатного доступа

Уже зарегистрирован? Войдите здесь.

Он обнаруживает, что повестка довольно обычная, хотя и удивляется времени ее доставки. Он начинает одеваться, с отвращением надевая один окровавленный носок, а затем дрожа от страха, что это какая-то хитроумная ловушка, чтобы заманить его в полицейский участок. Он оставляет украденное в стене и идет на вокзал в лихорадочном состоянии. Там его направляют к главному секретарю, и вскоре он набирается смелости и уверенности в обыкновенности своего обращения.

Женщина, Луиза Ивановна, стоит перед помощником смотрителя из-за какого-то явного безобразия накануне вечером; но женщина спокойно объясняет, что всякое дурное поведение исходит от одного из ее покровителей, «неблагородного гостя», ибо она содержит «почетный дом». Илья Петрович, помощник смотрителя, бранит ее, но отпускает, строго предупредив, что будет следить за ней и ее делами.

Помощь с домашним заданием

В части I, главе 1 «Преступления и наказания» Достоевского, как Достоевский использует литературные приемы и приемы.

..

Последний ответ опубликован 19 мая 2020 г., 13:17 (UTC)

1 ответ воспитателя

Раскольникова обвиняют в неуплате долга хозяйке; вдруг он сердится на Илью Петровича, и они спорят. Когда приходит смотритель, настроение остывает, и Раскольников даже чувствует себя обязанным сказать что-нибудь приятное. Он объясняет, что начал жить в доме своей квартирной хозяйки три года назад, когда устно пообещал жениться на ее дочери. Из-за этих отношений и обещания ему свободно доверяли до тех пор, пока год назад его дочь не умерла от тифа. Тогда хозяйка заставила его подписать долговую расписку, но пообещала никогда не использовать ее, пока он не заплатит.

Управляющий диктует письмо Раскольникову, который пишет документ о том, что он не в состоянии платить, но обещает не уезжать из города и не продавать свое имущество. Он едва держит ручку, пока пишет и подписывает документ. Раскольников вдруг опускает голову на руки, лежащие на столе, и ему вдруг хочется признаться во всем, пока он не слышит, как двое мужчин обсуждают вчерашнее убийство старого ростовщика и двое мужчин, которые были свидетелями выхода убийцы из дома.

Раскольников берет шляпу и направляется к двери, но не успевает. Когда он приходит в сознание, он сидит в кресле, а мужчины обсуждают его состояние. Спрашивают, давно ли он болен, и Илья Петрович как-то особенно смотрит на него; перед тем, как распустить Раскольникова, наступает странная тишина. Снаружи дурнота Раскольникова прошла, и он уверен, что в его квартире будет обыск, потому что подозревают правду. И снова его страх овладевает им.

Укажите эту страницу следующим образом:

«Преступление и наказание. Часть 2, краткое изложение главы 1» eNotes Publishing Эд. Редакция электронных заметок. eNotes.com, Inc. eNotes.com 12 января 2023 г.

Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

  • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
  • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.

См. eNotes без рекламы

Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *