Чайка автор пьесы: «Чайка» Антона Павловича Чехова: анализ произведения

Содержание

«Чайка» Антона Павловича Чехова: анализ произведения

Меню статьи:

  • Об основных вехах сюжета чеховской трагикомедии
  • Как завязывается сюжет?
  • Личные драмы набирают оборотов
  • Был ли у героев выбор?
  • Проблемы «Чайки»
  • Характеристика ключевых персонажей произведения
    • Образ Аркадиной
    • Образ Треплева
    • Образ Нины
    • Образ Тригорина
    • Образ Сорина
    • Образ Дорна
    • Образ Полины
    • Образ Шамраева
    • Образ Маши
    • Образ Медведенко

«Чайка» Чехова считается трагикомедией. Однако темы, которые автор затрагивает в своем произведении, вполне серьезны. Так, Чехов пишет – как обычно – о любви. А точнее – о чувстве, которое полностью захватывает человека. Перед людьми, когда дело заходит о подобных чувствах, всегда встает вопрос: что выбрать, любовь или деньги, любовь или славу? На эти вопросы писатель и пытается ответить, размышляя о необходимости здорового эгоизма, о всепоглощающей и истинной любви.

Также Чехов говорит о безнадежности, унии и, наконец, печальном конце, который часто венчает отношения.

Не зря критик Игнатов писал, что Чехов умеет заразить публику собственными настроениями и эмоциями. И лучше всего это проявляется в малых жанрах и в драматическом наследии писателя. «Чайка» – пожалуй, ярчайший пример такого «заражения». В этой пьесе Чехов показывает всю свою внезапность, погружая читателя в водоворот драмы даже до знакомства с персонажами. Тягостное беспокойство, приподнятая нервозность – вес это чувствует и автор, и зритель. И читатель.

Об основных вехах сюжета чеховской трагикомедии

В центр сюжета писатель поместил чувства, которые Константин испытывал к Нине. Окружающие люди считали, что эта пара ощущает взаимность, а чувства юноши и девушки – настоящие. Молодые люди находили общие интересы, оба любили театр и искусство. Также пару роднило положение в обществе и родительское благословение: родители были не против, чтобы дети поженились.

Константину нравилось создавать рассказы и пьесы. К слову, пьесы героя часто находили отклик у зрителей. Фамилия Константина – Треплев – очень яркая, что называется «говорящая». Это значит: много слов, мало действий. Главным инициатором действий в этой паре была Нина. Девушка искренне увлекалась творчеством, любила театр, ставила дома спектакли.

Критика не зря называет эти отношения поверхностно идиллическими. В какой-то момент в жизнь Константина и Нины вторгается известная актриса – Аркадина. По совместительству, Аркадина – мать Константина. Актрису сопровождает поклонник – Борис. Последний писал беллетристику, но в последнее время чувствует, что устал от литературы. Кроме того, Борис сомневается, что общество справедливо к нему: по мнению героя, он обладает скромным талантом. У Бориса – тоже «говорящая» фамилия: Тригорин, то есть «трижды горе».

Как завязывается сюжет?

Действие первое. Константин и Нина (у которой, кстати, тоже яркая фамилия – Заречная, то есть удаленная от мира) собрались поставить спектакль. Это – миниатюра, часть одной из пьес. Спектакль получился немного декадентский, вызвав негодование публики и больше протест, нежели принятие. Константин, рассердившись, ушел. Нина же, оставшись, выслушала мнение о спектакле, а также комплименты. Публике понравилась игра Заречной. Больше всего игра девушки понравилась Борису. Именно в этой точке и завязывается сюжет произведения. Часто критики говорят, что другое поведение Бориса могло бы повернуть ход событий совсем в другую сторону.

Комплименты Бориса дали свои результаты: Нине стал нравиться Тригорин. Заречную раздражает Константин, особенно во время встреч. Что касается Треплева, то герой считает, что Нина не ценит его творчество.

Отчаявшись, Константин совершает неудачную попытку самоубийства. Теперь Треплев забрасывает пьесы и переключается на прозу.

Личные драмы набирают оборотов

Если Треплев сосредоточен на себе, то Аркадина прекрасно осознает происходящее. Не желая терять Бориса, героиня хочет поскорее уехать из усадьбы.

Конечно, актриса собирается увезти с собой и кавалера. Прощаясь, Заречная дарит Тригорину медальон. Этот подарок – своеобразное признание в чувствах. Борис хотел бы остаться с Заречной, однако Аркадина убеждает Тригорина уехать. Актриса внушает мужчине, что мысли об отношениях с Ниной – пусты и бессмысленны.

Проходит некоторое время. Нина едет в Москву, чтобы продолжить там свою театральную карьеру. У Заречной было высокое мастерство и техника, но талант у девушки отсутствовал. Однако то, что запрещается, всегда хочется получить в два раза сильнее. Поэтому Тригорин, узнав о приезде Нины в Москву, уговаривает девушку на тайные отношения. В итоге, Нина производит на свет слабого ребенка, который умирает почти сразу после рождения. Семья отворачивается от Заречной. Постепенно Борис теряет интерес к Нине и возвращается к предыдущей возлюбленной, к Аркадиной.

Глубина рассказа «Письмо» Антона Павловича Чехова,  очевидна. Предлагаем читателям ознакомиться с характеристикой героев этого произведения

Константин, между тем, все еще любил Нину. Герой хотел, чтобы Заречная вернулась, несмотря на прошлое девушки. Однако Нина отказалась, еще сильнее влюбившись в Бориса. Заречная пытается построить карьеру актрисы, однако отсутствия таланта не позволяет Нине успешно обустроиться в театре. Третьесортная актриса, Нина отвечает на приставания богачей и разных посетителей провинциальных спектаклей. В результате, Треплев не смог оправиться от разрыва с Заречной. Вскоре безрассудство Бориса и раболепство Заречной дало о себе знать: Константин совершает самоубийство. Несчастный Треплев так и не смог вынести груза воспоминаний.

Был ли у героев выбор?

Конечно. Чары Нины оказались для Константина фатальными. Однако мужчина мог быть счастлив. Рядом с Треплевым жила прекрасная девушка с большим и добрым сердцем.

Эта девушка не ждала «чайку», не хотела словить «журавля», предпочитая «синицу» в руках. Мы говорим о Маше, дочке Шамраева (который был поручиком). Маша искренне любила Треплева, отказываясь выходить замуж за Медведенко.

А тот, школьный учитель, между тем, неоднократно предлагал девушке руку и сердце. Медведенко, конечно, не богат, но зато нравственно высок. Понимая, что Константин не ответит на ее чувства, Маша все-таки выходит замуж за учителя. Вскоре у пары рождается ребенок, однако это не приносит супругам семейного благополучия. Маша ищет встреч с Константином, не прекращая думать о безответной любви юности.

Кто меньше всего пострадал от этой истории, так это Аркадина с Борисом. Актриса перетерпела бурный и хаотичный период в жизни кавалера. И эта мудрость дала свои плоды: постепенно Борис утихомирился и пришел к Аркадиной каяться и мириться.

У Ирины Аркадиной в запасе и ум, и жизненный опыт, потому женщина простила Бориса. Со временем жизнь пары вернулась на круги своя, в монотонный и вальяжный ритм.

Какие уроки следует извлечь из этой довольно трагичной истории? Во-первых, Треплеву не хватало уверенности в себе. Ведь тогда Нина не бросилась бы в объятия Бориса, соблазнившись литературной известностью героя. Во-вторых, Маше следовало больше ценить Медведенко. Возможно, в итоге в отношениях супругов родилась бы настоящая любовь. Однако Маша предпочитала холить и лелеять прошлое и свои несбыточные мечты.

Проблемы «Чайки»

Это произведение – плод труда Чехова в 1895-м и 1896 годах. После публикации и первой постановки «Чайка» стала одной из самых популярных чеховских пьес. Почему? Очевидно, потому что писатель обращается к темам и вопросам, актуальным для каждого человека:

  • Стоит ли мечта загубленной жизни и тотальных жертв?
  • Какое значение в человеческой жизни приобретает первая любовь, чувства юношеских лет?
  • Возможно ли сохранить эту любовь на всю жизнь?
  • Правильно ли всю жизнь думать об ошибках прошлого?
  • Что человеку следует выбрать, что более ценно: маленькое счастье («синица в руках») или большая мечта («журавль в небе», «чайка»)?
  • Правильно ли прощать измены и предательства? Или же следует навсегда удалить предателя из своей жизни?

Вот так, в четырех действиях Чехов размышляет о вопросах, с которыми сталкиваются однажды все люди. У которых есть сердце.

Характеристика ключевых персонажей произведения

Образ Аркадиной

Героиню зовут Ириной Николаевной. Аркадиной сорок три года, женщина ведет активную жизнь светской львицы. У этой известной актрисы есть сын. Это тот самый Треплев. Больше у женщины детей нет. Аркадина и Борис состоят в неофициальных отношениях. Борис, между тем, значительно моложе своей возлюбленной-покровительницы. Гордость Аркадиной – красивый и ухоженный внешний вид, а также элегантная одежда и хороший вкус.

Образ Треплева

Единственному ребенку Аркадиной, Константину, исполнилось двадцать пять лет. Дядю молодого человека зовут Петром Николаевичем Сориным. Он – чиновник в отставке. В провинции, в усадьбе дяди Треплев и проживает. Юноша мечтает о писательской карьере. Стоит сказать к тому же, что Треплев довольно талантлив. Константин испытывает к своей матери теплые чувства, однако не всегда соглашается с Ириной во взглядах на жизнь и жизненной позиции. Эти расхождения порой становятся причиной ссор между матерью и сыном.

«Палата номер 6» – одно из самых знаменитых произведений русского классика Антона Павловича Чехова. Предлагаем читателям ознакомиться с кратким содержанием этого произведения

Константин любил молодую красавицу по имени Нина. Кажется, что девушка тоже любит молодого человека. Однако Нина оказывается ветреной и непостоянной, легко влюбчивой. После знакомства с эпатажным Тригориным, чувства Нины к Константину внезапно улетучиваются. Проходит два года. Все это время Нина увлекалась Тригориным, предаваясь связи с ним. Константин же получил заслуженную писательскую славу. Однако Треплев до сих пор страдает из-за Нины: чувства к девушке так и не прошли. Константин чувствует нехватку Нины, желает вернуть возлюбленную, несмотря ни на что. Готов простить все проступки. Но девушка непреклонна. Отчаянье и безнадежная любовь доводят Константина до тотальной пропасти. В результате, Треплев застрелил себя.

Образ Нины

Нину Михайловну Заречную, восемнадцатилетнюю девушку, не назовешь талантливой. Хотя это не мешает героине мечтать о карьере актрисы. Заречная хочет признания и славы. Начало пьесы – идиллическое и оптимистичное: Нина, кажется, любит Константина. Юноша с девушкой прекрасно подходят друг другу, ведь у молодых людей общие интересы. Нина с Треплевым вместе готовят домашние спектакли и сочиняют тексты для постановок.

Но вдруг в имении появляется Тригорин: мужчина приехал вместе с матерью Константина. Известный писатель, Тригорин, привлекает Нину, и девушка быстро охлаждается в чувствах к Треплеву. Увлекшись новым возлюбленным и совершенно потеряв голову, Заречная убегает в столицу. Там девушка пытается обосноваться в театре, а заодно – устроить отношения с Борисом. Однако тот тоже непостоянный. После рождения и смерти ребенка Нины и Бориса, Тригорин бросает девушку. Причина потери интереса Бориса кроется еще и в посредственности Нины как актрисы. Публика совершенно не проявляет интереса к девушке. Когда Борис ее бросил, Нина осталась одна, продолжая работу в театрах провинции. Неудачи в столице не дали героине потерять надежду на успех.

Образ Тригорина

Бориса Алексеевича Тригорина столица и провинция знает как известного писателя. Мужчине – то ли тридцать, то ли сорок лет. Тригорин, хоть и является кавалером Аркадиной, значительно уступает женщине в силе воле. У Бориса нет того, что называется стержнем личности. Безвольность, бесхарактерность, трусость – вот характерные черты образа героя.

Тригорин – низкий человек. Во-первых, герой плохо и некрасиво поступил с Ниной. Во-вторых, девушка не получала поддержки от Бориса. Более того, тот даже смеялся над мечтами Заречной, над наивностью молодой влюбленной героини.

Образ Сорина

Петру Николаевичу Сорину перевалило за шестьдесят лет. Сорин приходится Аркадиной братом. Этому герою тоже недостает твердости характера. Сорину свойственна мягкость, доброта. Это – городской житель, и жизнь в деревне дается мужчине с трудом.

Кроме того, герой не отличается хорошим здоровьем. У Сорина нет и никогда не было жены, несмотря на желание завести семью. Отрада героя – это племянник, который тоже испытывает к своему дяде теплые чувства.

Образ Дорна

Опытного врача, Евгения Сергеевича Дорна, отличает привлекательность – во всех смыслах. Дорну немного за пятьдесят лет. Доктор дружит с Сориным, с Аркадиной, а также с другими героями чеховского произведения. Дорн – вероятно, красивый мужчина, ведь тайно ото всех герой встречается с замужней женщиной по имени Полина. Дорна все устраивает в жизни, и мужчина не хочет перемен. То же самое касается и женитьбы на Полине: Дорн не высказывает желания сделать это.

Образ Полины

Полину Андреевну Шамраеву автор произведения представляет как жену поручика, отца Маши. Дама неверна супругу, имея тайные отношения с Дорном. Эта связь оказалась для женщины серьезной: Полина не на шутку увлеклась обаятельным доктором. Шамраева даже готова оставить семью, чтобы жить с любовником. Однако тот не спешит выводить эти отношения на официальный уровень.

Образ Шамраева

Поручика в отставке, Илью Афанасьевича Шамраева, трудно назвать хорошим управляющим. Несмотря на то что герой не справляется со своими обязанностями, Сорин, хозяин поместья, не увольняет его: не хватает духу. Полина, жена поручика, уверена, что ее супруг – грубый человек.

Образ Маши

Маша, дочка Шамраева и Полины, унаследовала отцовскую грубость натуры, а также вредные привычки. Мария безответно любит Константина, однако вынужденно соглашается на замужество с нелюбимым мужчиной. Даже родив ребенка, Шамраева не оставляет надежд на то, что Треплев полюбит ее.

Образ Медведенко

Кое-что о Семене Семеновиче Медведенко мы уже говорили выше. Герой работает сельским учителем, получает мало денег, однако это не делает Семена плохим человеком. Наоборот, Медведенко кажется достойным молодым мужчиной. Влюбившись в Машу, герой уговаривает девушку на брак. Однако счастья супругам этот союз не принес.

История создания пьесы “Чайка”

Чехов написал пьесу “Чайка” в 1895 году. В Процессе работы пьеса потерпела характерную эволюцию, лишилась маленьких бытовых деталей и второстепенных персонажей. Символом “Чайка” является юная Нина Заречная с мечтами о великой сцене, но и Треплев являлся символом, трагическое предсказание “прерванного полета”. Создавая персонажей, Чехов опирался на биографии современников. Описания места, где происходило действие, которые похожи на дачные пейзажи писателя.

Пьеса «Чайки» стала удачной, Чехов формировался как драматург, вскоре Чехов написал «Трёх сестёр» и «Вишнёвый сад», и еще две пьесы поставлены в Художественном театре.

Тематика и идея пьесы “Чайка”

Чехов считает что талант занимает главную роль в жизни человека, если человек талантлив, тогда человеку легче будет добиться высот и не только. Любовь показана в пьесе, как чувство которое надо насторожиться, потому что любовь идет во вред душе, и приводит к страданиям. Главной идеей пьесы показаны изнанки людей искусства, которых величают. Персонажи произведения сосредоточены только на личных достижениях, поэтому у них жизнь несчастлива, творческие люди постоянно ожидают похвалу публики, если люди не признают творчество человека, значит считался никем.

Символ и значение образа чайки

В пьесе “Чайка”, Чехов исследует человека и человеческую душу, совесть, чувства и понимания жизни человека. Здесь раскрывается понимание смысла названия пьесы. Символ Чайки расшифровывается, как мотив вечного тревожного полета, стимул движения, порыва вдаль.

Чайка – несчастная одинокая птица, которая постоянно кричит, летая над водой.  Проблемы героини, возникают из-за духовной ущербности.  Известно, что у художников слова заглавия в тесной связи с объектом изображения с конфликтом сюжетом, центральной ситуацией, героями, с формой повествования, с господствующей в этом произведении авторской интонацией. Треплев убил чайку из собственного ружья.

Главная героиня Нина сравнивала себя с образом убитой чайки. Треплев вначале мечтал о счастливой любви, но в финале решил застрелиться из того же оружия, из которого убил чайку. Чайка проходит через произведение, соединяя в себе образы пьесы и дополняет скрытыми образами. 

 В образе “Чайка”присутствуют поэтические представления черной и белой душе, погибшей и живой. Чайка содержит в себе философские и сильные чувства. Одни персонажи становились бескрылыми, другие  крылатыми и музыкальными. Образ вольной белой птицы – символизирует свободу, непорочность и возвышенность, которым, однако, суждено быть растоптанными суровой реальностью. 

Смысл произведения и названия

Название “Чайка” – считается символом произведения, которая обозначается, как свобода духа и возвышенность мечты. Главная героиня Нина подходит похожа на этот символ. Трагический финал подчеркнул смысл названия “Чайка”.  Этим название Чехов подчеркнул посыл и выделил трагический финал пьесы “Чайка”. Пьеса считается сокровищем мировой драматургии, которая состоит из четырех действий. В произведении Чехов повествует читателю и человеческих взаимоотношениях. В произведении описывается портреты реалистичных героев. 

Краткое содержание пьесы “Чайка” по действиям

Действие 1

Петр Сорин чиновник который живет в провинциальном имении с племянником Константином Трепливым. К Петру приезжает в гости  сестра знаменитая театральная актриса Ирина Аркадина, а также, чтобы навестить собственного сына Константина. Ирина состоит в отношениях с писателем Трехгорным который младше женщины. Сын Ирины хочет прославиться так же как и мать, Константин начал писать пьесы в декадентском стиле. 

Константин Треплев страстно влюблен в главную героиню собственной пьесы Нину Заречную, которая дочь владельца соседней усадьбы. Нина считает пьесу слабой, но в итоге решается играть. Перед спектаклем девушка признается Константину, что Нину тянет к нему, как чайку.

Но этот спектакль  с треском провалился, так как талант Константина не совершенен. Мать Треплева высмеяла пьесу, а герой убежал в отчаянье. Аркадина так и не понял, почему сын обижается, ведь пьеса правда слаба. 

Действие 2

Константин начал ревновать возлюбленную, так как заметил что Нина тянется к Тригорину. Как то Треплев положил убитую на охоте чайку под ноги Заречной, при этом сказал что  невзаимная любовь девушки Треплев также убьет и себя.  

Заметив убитую чайку, которую бросил Треплев, Тригорин говорит, что  пришёл в голову один сюжет: на берегу озера живет молодая девушка, вроде Нины. Девушка любит озеро, как чайка, счастлива и свободна как чайка. Но случайно приходит человек и, увидев девушку, из-за нечего делать губит – как вот эту убитую птицу. 

Действие 3

Константин пытаются сделать неудачную попытку самоубийства, утраченной любви Нины, но после собрался вызвать на дуэль Тригорина. Аркадина также заметила взаимную симпатию между Заречной и Тригориным. Тригорин тоже влюбляется в Нину и признается в этом госпоже Аркадиной

Женщина решила уехать  с любовником из деревни в город. Перед уходом между Аркадиной и сыном Константином происходить яркая ссора, Треплев обвинил мать и Тригорина в желании уничтожить новые варианты искусства, и утверждает что талантливее обеих. В ответ мать обозвала сына оборвышем, который не способен написать даже водевиля. 

Заречная решила подарить Тригорину медальон с гравировкой, на котором написано название собственной книжки Тригорина – “Дни и ночи” и надпись “страница 121, строки 11 и 12”. В этих строках написано: “Если тебе когда-нибудь понадобиться моя жизнь, то прийти и возьми ее”. Тригорин хочет остаться в поместье, но Аркадина насильно увозит мужчину. Однако перед отъездом Тригорин  тайно договаривается с Ниной о том, как встретятся в Москве. На прощание Тригорин и Нина целуются. 

Действие 4

Через два года Нина родила Тригорину ребенка, но писать в итоге бросил Заречную и вернулся к Аркадиной. Карьера Заречной в театре не сложилась. Девушка по-прежнему работает актрисой и живет нище. Нина приехала в город и живет в гостинице, но отказывается принимать гостей, даже Треплива. Отца узнал, что Нина ушла в актрисы бросил дочь и отказался. Иногда Треплев приезжал к Нине так как продолжал любить девушку, но Заречна стыдилась собственной жизни и избегала встречи с Константином, хоть и писала письма в которых подписывалась “Чайкой”. 

Аркадина и Тригорин приезжает в усадьбу к Сорину который тяжело заболел. Нина тайно приехала к Треплеву в слезах, призналась что, избегала встречи с ним, потому что думала Константин ненавидит девушку. Нина сообщала что уезжает в Елец, но Константин попросил что девушка взяла с собой, потому что продолжает любить Нину. Но Нина признала что по-прежнему любит Тригорина. Нина уехала, а Константин  в то же вечер кончает жизнь самоубийством.

Автор: Виктория Давыдова

Страница не найдена — Реальные книги

Перейти к контенту

    Смотрите также:

  • Аустерлицкое сражение в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Тихон Щербатый в романе «Война и мир»: образ и характеристика
  • Платон Каратаев в романе «Война и мир»: образ и характеристика, описание портрета
  • Лев Толстой «Метель»: краткое содержание
  • Образ и характеристика Пети Ростова в романе «Война и мир»: описание внешности и характера, гибель Пети Ростова
  • «Воскресение» краткое содержание
  • Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» (Элен Безухова): описание внешности и характера
  • Образ и характеристика Николая Ростова в романе «Война и мир»: внешность и характер, описание в цитатах
  • Краткое содержание повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича»
  • Лев Николаевич Толстой «Отрочество»: краткое содержание
  • Образы романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: Кутузов и Наполеон
  • Николай Ростов в романе «Война и мир»: анализ персонажа
  • Семья Болконских в романе «Война и мир»: характеристика и образ героев
  • Образ и характеристика Наполеона в романе «Война и мир»: описание внешности и характера, портрет
  • Образ князя Андрея Болконского в романе «Война и мир» Толстого: описание в цитатах
  • Женские образы в романе Льва Толстого «Война и мир»
  • Семья Курагиных в романе «Война и мир»: характеристика и образ семьи Курагиных, описание в цитатах
  • Описание второй части третьего тома романа Л.Н. Толстого «Война и мир» по главам
  • «Война и мир». Л.Н. Толстой. 1 том. 2 часть. Описание по главам.
  • Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе «Война и мир»: внешность и характер, описание в цитатах
  • Образ и характеристика Наташи Ростовой в романе «Война и мир»
  • Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 1. Часть 1.
  • Анна Павловна Шерер и ее салон в романе «Война и мир»: образ и характеристика, посетители салона Анны Шерер
  • Характеристика и образ членов семьи Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Образ и характеристика Андрея Болконского в романе «Война и мир»
  • Жизненный путь Пьера Безухова в романе «Война и мир»: духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии
  • Вронский: образ, драма, Анна Каренина
  • Образ и характеристика Долохова в романе «Война и мир»: внешность и характер, описание в цитатах
  • «Хаджи-Мурат»: такой разный Лев Толстой
  • «После бала» — краткое содержание рассказа Л.Н. Толстого
  • Описание второй части эпилога романа Льва Толстого «Война и мир»
  • Описание первой части эпилога романа Л.Н. Толстого «Война и мир» по главам
  • Описание третьей части четвертого тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» по главам
  • Описание четвертой части четвертого тома романа «Война и мир» по главам
  • Бородинское сражение и «Война и мир»: исторический контекст
  • Описание второй части четвертого тома романа Льва Толстого «Война и мир» по главам
  • Творчество Льва Толстого и «мысль семейная» в романе «Война и мир»
  • Путешествуя страницами «Ревизора»: характеристика Хлестакова в пьесе Н. В. Гоголя
  • Женские образы в романе «Война и мир»
  • Война, мир и образ Наташи Ростовой в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Образ Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
  • Шенграбенское сражение: по мотивам «Войны и мира» Льва Толстого
  • История создания эпопеи «Война и мир» Льва Толстого
  • Мысль народная в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого
  • Духовные искания Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Описание первой части четвертого тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
  • Описание третьей части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир» по главам
  • Первая часть третьего тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам.
  • Образ и характеристика Николая Болконского в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
  • Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 2. Часть 5.
  • Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 2, Часть 4
  • Описание третьей части второго тома романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
  • Описание второй части второго тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
  • Образ Лизы Болконской в романе «Война и мир»: жена Андрея Болконского (Лиза Мейнен)
  • Краткое содержание первой части 2-го тома романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» по главам
  • Образ и характеристика Сони Ростовой в романе «Война и мир» Толстого (описание, судьба)
  • Роман «Война и мир» Л. Н. Толстого. 1 том. Описание по частям
  • Краткое содержание повести «Юность» Толстого по главам (краткий пересказ)
  • Образ и характеристика Бориса Друбецкого в романе «Война и мир»: описание внешности и характера
  • Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Описание по главам. Том 1. Часть 3.
  • Характеристика героев романа «Война и мир»: образы персонажей
  • Образ и характеристика княжны Марьи Болконской в романе «Война и мир» в цитатах: описание внешности и характера (Мари Болконская)
  • «Кто прав?» — краткое содержание рассказа Л. Н. Толстого
  • Краткое содержание «Казаков» Льва Толстого
  • Краткое содержание повести Толстого «Юность»
  • «Семейное счастие» Л.Н. Толстого: краткое содержание и анализ произведения
  • «Холстомер» Толстого: краткое содержание произведения
  • Правда войны в «Севастопольских рассказах» Толстого: краткое содержание
  • Краткое содержание «Детства» Толстого
  • Краткое содержание «Отца Сергия» Льва Толстого
  • Краткое содержание «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого
  • Величие русской души в произведениях Льва Николаевича Толстого
  • Богатство и широта жизни персонажей романа «Война и мир» Л.Н.Толстого
  • Кто написал произведение Анна Каренина.

Чайка: Резюме и цитаты, Антон Чехов

Вы когда-нибудь задумывались о том, какой была бы жизнь, если бы вы были знамениты? У кого нет, верно? В Чайка Антон Чехов делает именно это. «Чайка » — пьеса в четырех действиях, повествующая о жизни людей, измененных славой. Он был написан в 1895 году, а премьера состоялась 17 октября 1896 года в Александринском театре в Санкт-Петербурге.

Чайка : обзор

Author Anton Chekhov
Original title in Russian Чайка (Chayka)
Written in 1895
First stage performance 1896
Genre DramaTragicomedy
Стиль МодернизмРеализм
Драматические приемы МонологМонологНепрямое действиеИгра-в-спектакле
Литературные приемы ПредзнаменованиеСимволизм

Жанр спектакля принято относить к трагикомедии. Чехов рассматривал все свои пьесы как комедии, но их первоначальный режиссер Константин Станиславский интерпретировал их как трагедии.

Чайка : краткое содержание

Примечание: поскольку существуют разные переводы пьесы с русского языка, возможны расхождения в написании имен персонажей (например, Константин или Константин).

Чайка следует за группой художников, которые встречаются в загородном поместье. 1 В имении Петра Сорина все приходят посмотреть пьесу племянника Сорина Константина Треплева, в которой играет девушка Нина Заречная. Мать Треплева, стареющая актриса Ирина Аркадина, постоянно прерывает спектакль, пока Треплев не останавливает спектакль и не уходит. Нина разговаривает с Аркадиной и писателем Борисом Тригориным, которые оба известны. Внимание со стороны этих знаменитостей делает Нину счастливой. Напротив, все, что действительно волнует Треплева, — это снова увидеть Нину. Дама по имени Маша делится с местным врачом Евгением Дорном, что испытывает чувства к Треплеву.

Через несколько дней Треплев кладет к ногам Нины убитую им чайку и говорит ей, что убьет и себя, потому что Нина охладела к нему. Нину он раздражает, и она не понимает символического значения получения дара мертвой чайки. Входит Тригорин, и Нина говорит ему, что завидует его жизни и хочет прославиться, как он.

Через неделю выясняется, что Треплев пытался покончить с собой. Он выжил, но в результате ранен. Он также вызвал Тригорина на дуэль. Маша сообщает Тригорину, что решила выйти за Медведенко, чтобы не грустить по Треплеву. Сорин рассказывает своей сестре Аркадине, как он беспокоится о Треплеве. Он предлагает Аркадине дать Треплеву немного денег на поездку, но она утверждает, что не может их жалеть. Сорин падает в обморок, потому что страдает тяжелой болезнью, и входит Треплев и оживляет дядю. Мать и сын переживают нежный момент, когда Аркадина меняет Треплеву повязки, и Треплев обещает матери отменить дуэль.

Выясняется, что Аркадина и Тригорин любовники, но Тригорина теперь привлекает Нина, и он просит Аркадину понять, что ему нужно преследовать девушку. Аркадина умоляет Тригорина передумать, но в конце концов видит, что ее попытки удержать его тщетны. Нина сообщает Тригорину, что уходит из семьи и уезжает в Москву, чтобы стать актрисой. Писатель дает ей адрес своего отеля, и они расстаются поцелуем.

Промежуток в два года. Дорн и Треплев рассказывают о том, что случилось с Ниной и Тригориным. Хотя Нина стала актрисой, она не очень успешна. Более того, Нина забеременела, но потеряла ребенка, и через некоторое время она надоела Тригорину. Треплев же стал известным писателем. Аркадина и Тригорин приезжают в имение Сорина в гости, потому что здоровье Сорина ухудшилось.

В одиночестве Треплев размышляет о бессмысленности своих попыток писать. Нина проходит мимо дома и встречает Треплева. Она говорит ему, что раньше плохо играла, потому что, когда она была с Тригориным, он душил ее страсть. Теперь она нашла свое предназначение и может продолжать. Треплев умоляет Нину остаться, но она уходит. Из-за сцены слышен выстрел. Дорн проверяет, что произошло. Вслух он говорит, что ничего, но осторожно говорит Тригорину, что он должен забрать Аркадину, потому что Треплев застрелился.

Примечание: большинство событий, которые двигают сюжет вперед, на самом деле происходят за кулисами. Мы узнаем о них от персонажей, которые резюмируют их для нас в своих разговорах. Это устройство называется непрямого действия .

Чехов известен использованием непрямого действия во всех своих пьесах, но особенно это запомнилось в «Чайка» – даже трагический конец Треплева показан косвенно.

Чайка : темы и цитаты

Теперь мы разберем основные темы, символы и персонажи в Чайка .

Любовь

Маша: Безнадежная любовь, разве что в романах бывает. Это не имеет значения. Единственное, ты не должен позволять себе распускаться и всегда чего-то ожидать, ждать, когда прилив повернется… Когда любовь поселяется в твоем сердце, ты должен очистить ее.

(Акт 4)

Маша сообщает матери, что нашла способ справиться со своими безответными чувствами к Треплеву. Маша не видит смысла всю жизнь тосковать по тому, чего не может иметь.

Жизнь героев вращается вокруг любви: Треплев влюблен в Нину, которая не отвечает ему взаимностью. Нина любит Тригорина даже после того, как он ее бросил. Аркадина также любит Тригорина и даже доходит до того, что на коленях умоляет его остаться ее любовником, когда он говорит ей, что уходит от нее к Нине. Маша любит Треплева, который ее даже не замечает, что в итоге приводит к ее браку с Медведенко. Все хотят быть с кем-то, кто не хочет их вернуть. Более того, эта тема выходит за рамки романтической любви. Треплев ищет любви и одобрения своей матери Аркадины, которая пренебрежительно относится к нему и никогда не ставит его на первое место. Нина убегает из дома, потому что родители не одобряют выбранную ею артистическую жизнь. Когда она вернется, они не захотят иметь с ней ничего общего.

В Чайка Чехов показывает нам, что стремление к любви людей, которые не отвечают вам взаимностью, может привести к саморазрушению. Треплев, который не может уйти от любви Нины и заботы матери, трагически погибает, покончив с собой. В пьесе подчеркивается печальная реальность того, что взаимная любовь встречается редко, и большинство людей несчастливы в любви. Чехов утверждает, что зацикливание на безответной любви никого не приближает к взаимной любви.

Нереализованный потенциал

Треплев: Ты нашел свой путь, ты знаешь, куда идешь, но я все еще плыву в хаосе образов и снов, не зная, зачем это нужно и для кого…

(Акт 4)

После того, как Нина сказала Треплеву, что нашла свое предназначение, он делится с ней своими усилиями, чтобы сделать то же самое.

Большинство персонажей Чайка чувствуют, что они не полностью раскрыли свой потенциал в жизни и искусстве. Вместо того, чтобы принять реальность, Аркадина делает вид, что она еще молода и гламурна. Тригорин неудовлетворен своей жизнью и писательской деятельностью, но ничего не делает, чтобы это изменить.

Нина и Треплев — единственные два персонажа, которые после переоценки своей жизни решают действовать на них. Нина усваивает горький урок, что ни жизнь, ни искусство не отражают ее мечты, и, потерпев неудачу в обоих случаях, у нее вновь обретается вера в то, что она может найти утешение. Треплев, с другой стороны, оглядывается на свою жизнь и поглощен своими неудачами. Он не видит другого выхода, кроме как убить себя.

В пьесе страдание от нереализованной жизни представляется неизбежным. Каждый персонаж должен выбрать, как реагировать на неудачу и как найти удовлетворение.

Арт

Нина: […] Я теперь знаю, понимаю, что в нашей работе, Костя — будь то актерская или писательская — важна не слава, не слава, не то, о чем я мечтала, но способность терпеть.

(Акт 4)

Когда Нина возвращается в поместье Сорина после двухлетнего отсутствия, она через многое прошла и повзрослела. Она делится с Треплевы тем, что она поняла об искусстве, и почему раньше ошибалась.

В Чайка искусство связано со славой. На протяжении всей пьесы мы видим, что погоня за славой на самом деле может быть препятствием для творчества. Нина мечтает стать известной актрисой только для того, чтобы обнаружить, что истинный смысл искусства не в славе. Желание быть знаменитым не означает, что она хорошо играет. Аркадина настолько поглощена тем, чтобы оставаться актуальной, что забывает, почему вообще стала актрисой. Точно так же и Тригорин — известный писатель, но его творчество не оставляет следа в его личной жизни. Он несчастлив, потому что его искусство так же пусто, как и его жизнь. Как писатель Треплев сильно отличается от Тригорина. Треплев — перфекционист; он ищет новые формы в театре и одержим своими работами. Треплева не интересует слава — он публикует свои рассказы под псевдонимом. Однако Треплеву нужно добиться успеха и проявить себя. Его огромные амбиции — его падение.

Чайка : Символы
Чайка

Чайка — развивающийся символ. В начале пьесы он символизирует свободу Нины, поскольку она описывает себя как чайку, которую тянет к дому у озера. Когда она говорит, что она чайка, она имеет в виду, что летает свободно и преследует свои мечты.

Когда Треплев убивает чайку во втором акте, символ меняется. Треплев использует мертвую чайку как метафору разрушительной силы своей безответной любви к Нине. Если она не полюбит его в ответ, он убьет себя так же, как убил чайку. Чайка предвещает конец пьесы, когда Треплев покончит с собой.

В жизни Нины чайка также становится символом разрушения, причиненного возлюбленным. Увидев мертвую чайку, Тригорин рассказывает Нине историю, которую он хотел бы написать, о девочке, выросшей свободной, как птица, которую уничтожает мужчина, которого она любит. Эта история предвещает их отношения. Чайка становится символом утраты Ниной невинности. Она очень страдает из-за Тригорина и через два года вновь обретает свободу. В конце спектакля Нина говорит Треплеву, что она чайка, но потом поправляется и заявляет, что она не чайка, а актриса. Тригорин убил чайку, которой она когда-то была, и теперь она достаточно выросла как личность, чтобы искать другую свободу.

Озеро

Для Нины и Треплева озеро символизирует дом. Это место, к которому Нину тянет в начале пьесы, и место, к которому она не может не вернуться в конце. Треплев использует метафору воды озера, уходящей под землю, чтобы описать чувство потери любви Нины. Для него потерять Нину все равно, что потерять озеро и дом.

Кроме того, сцена в начале пьесы находится на берегу озера. Треплев говорит о поиске новых форм в театре, а озеро символизирует переход к театральным формам совершенно новым, открытым, отличным от ранее установленных норм.

Чайка : персонажи

Константин Треплев

Константин Треплев — сын Аркадины и племянник Сорина. Он молодой писатель, который постоянно пытается усовершенствовать свое мастерство. Что бы он ни делал, Треплеву не удается добиться любви и поддержки матери, что оставляет неизгладимый след в его жизни. Он влюблен в Нину, которая не любит его в ответ. Треплев очень глубоко чувствует все, что касается и любви, и искусства. У него есть одна неудачная попытка самоубийства, но во второй раз ему это удается. В конце пьесы, когда он чувствует себя совершенно одиноким, нелюбимым Ниной и никем не оцененным в своей жизни, он стреляет в себя.

Нина Заречная

Нина Заречная — молодая женщина, которая любит компанию известных художников. В начале пьесы Нина мечтает о славе актрисы, несмотря на неодобрение семьи. Она отвергает привязанность Треплева и обращается к очаровательному Тригорину. Она пытается добиться успеха как актриса в Москве, где у нее также есть роман с Тригориным. Она терпит неудачу как актриса и вскоре узнает о жестоком характере Тригорина. Она беременеет, но теряет ребенка, и Тригорин бросает ее. В конце пьесы Нина показывает, что все еще любит Тригорина, а не Треплева. Она находит способ выстоять в жизни и как актриса.

Борис Тригорин

Тригорин известный писатель. Сначала он любовник Аркадины, но потом его тянет к Нине. У него роман с Ниной, но она ему надоедает, он бросает ее и воссоединяется с Аркадиной. Тригорин действует в своих интересах. Он плохо обращается с Ниной и смеется над ее мечтами. Он неудовлетворен своей жизнью, потому что она пуста.

Ирина Аркадина

Ирина Аркадина — мать Треплева и сестра Сорина. Она стареющая актриса, которая постоянно ищет признания и не может смириться с тем, что скатывается в безвестность. Аркадина — эгоистичная женщина, которой наплевать на сына Треплева. Он напоминает ей, что она уже не молода, и она пренебрегает им. Она не читает ни одной его работы, даже когда он становится знаменитым. Единственный человек, который ей небезразличен, кроме нее самой, — ее младший любовник Тригорин. Она умоляет его остаться, когда он предпочитает Нину ей, и забирает его обратно, когда он уходит от Нины.

Евгений Дорн

Дорн — местный врач. Он мужчина средних лет, который никогда не был женат, но прожил очень насыщенную жизнь. Предполагается, что у него могли быть романы как с Ириной Аркадиной, так и с Полиной Андреевной. Другие персонажи чувствуют, что могут довериться Дорну.

Петр Сорин

Сорин — брат Аркадины и дядя Треплева. Он владелец поместья, где происходит действие пьесы. Сорин постоянно жалуется, что не прожил свою жизнь на полную катушку. У него очень слабое здоровье, и в конце пьесы он лежит на смертном одре.

Маша

Маша — молодая женщина, которая недовольна своей жизнью. Ее родители Полина Андреевна и Илья Шамраев. У Маши безответные чувства к Треплеву. Она соглашается с тем, что он не любит ее в ответ, и выходит замуж за Медведенко.

Медведенко

Медведенко плохой учитель. Он любит Машу, которая в конце концов выходит за него замуж, хотя она не любит его в ответ. Их брак несчастлив.

Шамраев

Илья Шамраев — лейтенант в отставке, который присматривает за имуществом Сорина. Он муж Полины Андреевны и отец Маши. Шамраев имеет ужасный характер и часто вступает в споры.

Полина Андреевна

Полина — жена Шамраева и мать Маши. Она в несчастливом браке и любит Дорна, которому она не нужна.

Как

Чайка повлияла на культуру сегодня?

Чайка — одна из самых любимых пьес всех времен. Его часто ставят в театрах и на уроках актерского мастерства по всему миру, потому что он дает актерам возможность исследовать натурализм в драме.

Натурализм — форма реализма в драме, получившая развитие в конце 19 века в Европе. Натурализм пытается показать реальную жизнь на сцене такой, какая она есть. В нем используются декорации, костюмы, повествования и актерские приемы, максимально приближенные к реальной жизни. Хотя реализм и натурализм в драме очень похожи, есть одно главное различие. Реалистические пьесы дают четкое моральное послание, поскольку борьба персонажей каким-то образом разрешается, в то время как натуралистические пьесы представляют собой исследование событий и поднимают вопросы, не отвечая на них.

Спектакль по-прежнему популярен и актуален среди зрителей, потому что поднимает фундаментальные вопросы об удовлетворенности жизнью и разрушениях, вызванных славой. Хотя мы, может быть, и не русские художники 19-го века, желания персонажей и динамика между ними по-прежнему актуальны для сегодняшней публики.

Вы видели последнюю экранизацию Чайка 2018 года, в которой Аннет Беннинг играет Аркадину, а Сирша Ронан — Нину?

Чайка — Ключевые выносы

  • Чайка — пьеса Антона Чехова в четырех действиях. Она была написана в 1895 году, а премьера состоялась в 1896 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге.
  • Спектакль о группе художников, которые встречаются в загородной усадьбе.
  • Чайка исследует безответную любовь, славу и неудовлетворенную жизнь художников.
  • Главные темы спектакля — любовь, нереализованный потенциал и искусство.
  • Основные символы — чайка и озеро.
  • Главные герои спектакля — Треплев, Нина Заречная, Тригорин и Аркадина.

1 Антон Чехов, Большие пьесы , пер. Энн Данниган, 1964.

Чайка: Антон Чехов и предыстория Чайки

Сын бакалейщика и внук крепостного, Антон Чехов родился семнадцатого января 1860 года в Таганроге, провинциальном городке на берегу моря. Азов на юге России. Крепостное право было русским эквивалентом американского рабства. Чехов был третьим сыном Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны. Когда Чехову было шестнадцать, его отец бежал в Москву, спасаясь от должников, которые он задолжал за свой неудавшийся продуктовый бизнес. Его мать последовала за мужем в Москву в июле того же года со своими младшими детьми, оставив Чехова в Таганроге, чтобы закончить школу и обучать племянника человека, который купил их имение по несправедливо низкой цене. Чехов уже публиковал юмористические рассказы в журнале, который он создал вместе со своим братом и назвал 9.0268 Заика (Заика). В 1879 году Чехов переехал в Москву, чтобы поступить в медицинский институт, и опубликовал свой первый рассказ « Письмо донского помещика Стефана Владимировича Н. своему ученому соседу доктору Фридриху». Продолжал публиковать рассказы и в 1884 г. окончил медицинский институт.

В 1887 г. по пьесе Чехова Иванов впервые была поставлена ​​на смешанный, а затем и успешный прием. Чехов получил Пушкинскую премию за «лучшее литературное произведение, отличающееся высокой художественной ценностью» в 1888 г. В 189 г.0, Чехов уехал в поездку на остров Сахалин, где правительство создало исправительную колонию. Он пробыл там три месяца, документируя жизнь заключенных. В 1892 году Чехов приобрел имение Мелихово и стал первым помещиком в своей семье. Два года спустя он обнаружил, что у него запущенный случай туберкулеза, который тогда часто назывался чахоткой.

Чехов написал четыре большие пьесы, Иванов, Чайка, Три сестры и Вишневый сад. Он написал Чайку в 1895 году. Впервые она была исполнена в 1896 году в Петербурге. Первый спектакль был расценен как провал, так как вызвал разочарование публики, пришедшей посмотреть спектакль, так как он был ложно рекламирован, как бенефис для известной актрисы, которая была только в эскизе после спектакля. После этого спектакля Чайка был хорошо принят и сразу же гастролировал по российской провинции. 25 мая 1901 Чехов женился на актрисе Ольге Книппер, которая играла в его пьесах во МХАТе. Он стал известен своим сотрудничеством и разногласиями с Константином Станиславским, известным русским режиссером и учителем актерского мастерства. Его пьесы ознаменовали новое движение в театре с использованием подтекста, интимности, разговорной речи и реализма. Его комедии-трагедии не были похожи ни на какие пьесы, которые зрители видели раньше, потому что они делали драму из повседневных обстоятельств, таких как любовь и тоска, вместо того, чтобы изображать величественные жесты героев и героинь более ранних пьес.

Три года спустя здоровье Чехова быстро ухудшилось, но он успел закончить свою последнюю пьесу, Вишневый сад, , прежде чем умер. Впервые она была исполнена в день его рождения в 1904 году. 2 июля того же года Чехов скончался на немецком курорте, не приспособленном для лечения его болезни. Он и Ольга поехали туда, потому что это было рекомендовано для его здоровья. По словам его жены, Чехов (сам врач) поставил себе диагноз и сказал врачу, что умирает. Доктор послал за шампанским, и тогда Чехов сказал: «Я давно не пил шампанского», выпил несколько глотков шампанского, перевернулся на бок и умер. Его тело вернули обратно в Россию в вагоне поезда с надписью «Свежие устрицы» — комическая деталь, которая, вероятно, понравилась бы Чехову в мрачном контексте его смерти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *