Быт восточные славяне: Быт и занятия восточных славян. История России с древнейших времен до конца XX века

Содержание

Быт и занятия восточных славян. История России с древнейших времен до конца XX века

Читайте также

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

§ 5. ЖИЗНЬ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Занятия. Большинство восточнославянских племён занимались земледелием и скотоводством. Охота, рыбная ловля и другие промыслы играли важную, но второстепенную роль.Лесостепи Среднего Приднепровья – это область развития древнейшего

Обособление славян восточных

Обособление славян восточных Изучая начало нашей истории, мы сейчас видели, как выделялись славяне из этнографической массы с неопределёнными племенными обликами, некогда населявшей восточную припонтийскую Европу. В VII в., когда уже было известно собственное родовое

Напитки восточных славян

Напитки восточных славян Выдающийся знаток истории пищевых продуктов, напитков и мировой кулинарии В.

В. Похлебкин писал, что на Руси основным сырьем для производства напитков стали естественные продукты лесов: ягодные соки (брусничный, малиновый, клюквенный,

Быт Славян восточных

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев изменился во

Союз восточных славян

Союз восточных славян Для понимания процесса сложения восточнославянской общности раннего средневековья обратимся к карте распространения пражско-корчакской и пражско-пеньковской археологических культур V–VII вв. Памятники названных культур, и в первую очередь

§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

§ 1. ЭТНОГЕНЕЗ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Прародина славян. Предки славян — племена, говорившие на балтославянских диалектах, — приблизительно в середине II тыс. до и. э. отделились от носителей германских языков и осели в Восточной Европе. Около 500 г. до и. э. из единого

Глава 5 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Глава 5 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Охота и земледелие  Византийские императоры Маврикий и Лев Мудрый писали, что славяне не любят земледельческого труда и предпочитают жить в бедности и спокойствии, чем в богатстве и труде. С исторической точки зрения это

Быт и занятия восточных славян

Быт и занятия восточных славян Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами.

Родовые старейшины

Боги восточных славян

Боги восточных славян Наряду с упоминаемыми уже богами, культ которых был распространен среди всего славянства или большей его части, у отдельных славянских народов были и другие боги, имевшие местное значение и у прочих славян вообще не засвидетельствованные. Такие

Быт Славян восточных

Быт Славян восточных Племена. Мифология. Семейные отношения. В продолжение VII и VIII веков восточная ветвь Славян, сосредоточившаяся на северо-восточных склонах Карпат, отливала мало-помалу на северо-восток и восток. На новых местах жительства быт переселенцев

3. Занятия восточных славян

3. Занятия восточных славян 3.1. Земледелие. Восточные славяне, осваивая огромные лесные и лесостепные пространства Восточной Европы, несли с собой земледельческую культуру. Распространено было подсечное (подсечно-огневое) земледелие. На освобожденных от леса в

5. Религия восточных славян

5. Религия восточных славян 5.1. Верования. В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху

Соседи восточных славян

Соседи восточных славян По соседству с восточными славянами в IX в. жило несколько инородных племен. На востоке, по Волге, у Каспийского моря жил и хазары, народ турецко-татарского происхождения. Хотя у хазар были уже города (например, Итиль, при устье Волги), но все-таки

Особенности быта восточных славян


С началом I тысячелетия Юго-Восточная Европа представляла из себя конгломерат различных этнических групп, которые постепенно ассимилировались с местным населением. Именно в этот момент истории славяне сформировались как самостоятельная этническая общность. Первые письменные упоминания о славянах дают нам письменные источники греческих, римских, арабских и византийских авторов. Причем в зависимости от географической принадлежности автора зависит и название славян. Римские и греческие авторы называют славян венедами, арабские – антами, а византийские – склавинами.

В эпоху Великого переселения народов славяне расселились по территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Географически – это территория степи и лесостепи. Именно географические условия играли ключевую роль в организации хозяйства и быта славян.

Восточные славяне предпочитали селиться на берегах рек или озер. Таким образом они решали проблему пресной воды и к тому же использовали водные артерии как средство сообщения между отдельными поселениями. Зачастую река становилась надежной защитой от внезапного нападения врага.

Первоначально славяне жили в землянках. Стены землянок были деревянными или плетеными из лозы и обязательно обмазанными толстым слоем глины. Позднее стали строить деревянные дома со столбовой конструкцией стен. В центре земляник сооружали открытый очаг, дым от которого уходил в отверстие в крыше. А в домах вместо очага делали глинобитную или сложенную из камней печь. И землянки, и дома преимущественно имели двускатную крышу, покрытую соломой, камышом или тесанными досками. Кроме того, в землянках крышу дополнительно засыпали землей.

Кроме жилых построек при археологических раскопках обнаруживается целый ряд хозяйственных: навесы для скота, продуктовые ямы, кладовые. Их строили из подручных материалов и размещали либо четко по периметру двора с открытым пространством, либо беспорядочно. Особое внимание следует уделить баням. У восточных славян вода как символ чистоты всегда играла значительную роль в повседневной жизни. Поэтому бани являлись неотъемлемым атрибутом славянских поселений. Многие обряды и обычаи восточных славян связаны с очищением водой.

Ученые сегодня выделяют два типа поселений восточных славян – городища и селища. Городища – укрепленные валами поселения, функцией которых была защита населения от врагов. В городищах дворов было мало – от

2 до 5. Селища – сельскохозяйственные поселения, не имевшие укреплений и по численности населения значительно превосходившие городища. Впоследствии городища превращались в города, а селища в села.

Основным занятием славян являлось земледелие. Об этом нам рассказывают многочисленные археологические находки: начиная от злаковых семян и заканчивая инвентарем землепашцев. Работа на земле определяла содержание физической и социальной жизни восточных славян, т.е. их быт.

Земледелие восточных славян было пашенным. Изначально, использовалась система подсечно-огневого и переложного земледелия, которая требовала больших физических усилий. В одиночку расчистить угодья под посев было сложно, поэтому славяне предпочитали жить общинами. Чтобы получить землю под посев приходилось в первый год подсекать деревья и оставлять их, чтобы они усыхали. На следующий год – поджигали засохшие стволы. Пепел от сгоревших деревьев был прекрасным удобрением, причем славяне засевали его даже не перепахивая. Пахать начинали только на третий год. Да и то, глубина вспашки сохой была минимальна, что значительно снижало урожайность.

Как правило, община оставалась на одном месте до полного истощения земель, а затем переселялась на новое и начинала жизнь с нового листа. Усовершенствование орудий труда, а в частности орала, позволило значительно повысить урожайность и привело к постепенному переходу к двухпольной системе земледелия. Что в свою очередь привело к более длительной оседлости поселений.
Славяне выращивали рожь, ячмень, пшеницу, просо, овес.

Кроме земледелия значительного развития у славян достигло и животноводство, которое носило стойлово-выгонный характер. Они использовали лошадей и волов как тягловую силу на пашне. Помимо этого, скот давал мясо, молоко, шерсть и кожу, а также удобрение — навоз. Наряду с КРС славяне выращивали коз, овец, свиней и птицу, причем предпочтение отдавали курам.

Реже в их хозяйствах встречались гуси и утки.

Немаловажную роль в жизни славян играли рыбалка и охота. Улов и добыча разнообразили их стол. Мех являлся материалом для пошива одежды или рукоделия, а также товаром для продажи или обмена. Кроме того, у славян в домонетный период шкурка куницы – куна выступала в качестве денежной единицы, а с появлением монет название закрепилось за серебряной монетой.
Лес помимо дичи давал славянам богатый урожай ягод, лекарственных трав и растений. На особом счету стояло бортничество – собирание меда у диких пчел. Сахар у славян заменял мед. Из меда делали алкогольные напитки. Но содержание алкоголя в них было минимально. Хмельные напитки у славян были под запретом. Их употребляли только по праздникам, да и то только мужчины. Впервые славянин пробовал хмельной мед только после рождения первого ребенка.

Основой питания восточных славян была растительная пища. Каждая хозяйка подавала на стол каши, варенные в горшке в печи и заправленные льняным или сливочным маслом. Каши могли быть с овощами или фруктами. Поэтому кроме зерновых славяне выращивали репу, капусту, морковь, тыкву, редьку, свеклу, фасоль, горох, яблоки, сливы, терен, землянику, малину. Из ягод и фруктов готовили узвар, кисель. Восточные славяне хорошо знали лечебные свойства чеснока и лука и использовали их в своем рационе.
С появлением ручных мельниц и улучшением помола зерновых главной едой становится кислый хлеб.

Поздней осенью, когда сельхоз работы завершены, славяне занимались ремесленной деятельностью. Они изготавливали домашнюю утварь, шили обувь и одежду, создавали украшения.

Восточные славяне создали уникальную духовную культуру. В основе их мировосприятия был – Род. Память о предках передавалась из поколения в поколение. Славяне жили родами. После замужества девушка входила не в семью мужа, а в род. Девочек готовили к хозяйственной жизни. Они должны были научиться прясть, ткать, готовить. Замуж выходили в 12-14 лет. Такие ранние браки были связаны с тяжелой и непродолжительной жизнью. Мальчиков же готовили к защите рода. Посвящение в род проходило в 9-11 лет и состояло из ряда испытаний на выносливость. Жениться славянин мог только после обучений военному делу.

Языческие верования сводились к поклонению силам природы, духам рода. Сохранялись элементы фетишизма, тотемизма и особенно древней магии. Каждое явление природы, каждое животное, каждый предмет наделялся духовным началом. Языческие праздники отражали смену земледельческих работ напрямую связанных со сменой времен года.

Быт восточных славян

Картина русского художника-передвижника 

Иванова С.В. «Жилье восточных славян», 1909 г.

      Славянские поселения обычно располагались по берегам рек и озер в местах, пригодных для земледелия – их основного занятия. Носило оно первоначально экстенсивный характер. В степных и лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву золой, и использовали ее до истощения. Затем участок забрасывали, пока на нем не восстановиться естественный травяной покров. Такая система земледелия носит название залежной.

     В лесах же, где применялась подсечная (подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, затем сжигали вместе с выкорчеванными пнями. Полученный удобренный участок, как и при залежной системе, использовали до истощения.

      Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но известны просо, гречиха, ячмень. Выращивали лен, коноплю, а также овощные культуры – репу, редьку, лук, чеснок, капусту.

   Наряду с земледелием большое место в хозяйстве восточных славян занимало животноводство. Разводили славяне крупный рогатый скот, свиней, коров, коз и птицу. А найденные при раскопках кости, подтверждают, что славяне разводили лошадей, мясо которых редко употребляли в пищу (их использовали, в основном, для верховой езды и как тягловую силу).

     В лесах, покрывавших территорию Восточной Европы, в изобилии водились звери, а в реках было много рыбы. Поэтому славяне охотились на кабана, медведя, лисицу, зайца. На охоту брали лук со стрелами и копье.

      В реках ловили щуку, леща, сома и др. рыбу. Рыбу ловили крючками, сетями, неводами и разнообразными плетенными приспособлениями. Развитию рыболовства, конечно, способствовало, то обстоятельство, что славянские поселения располагались по берегам рек.

     Подсобную роль в хозяйстве восточных славян играло бортничество – сбор меда диких пчел. Это был не просто сбор меда, но и уход за дуплами – «бортями», и даже их создание.

       По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения, группировались в своего рода «гнезда», из 3 – 4 поселков. В каждом поселке проживало несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были не большие, типа полуземлянок: пол на метр – полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, топящаяся по-черному, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли.

         По материалам сайта istorik-ermolenko.ru

Тема урока «Восточные славяне в древности»

Цели:

  1. Сформировать общее представление о предках славян, расселении восточнославянских племён и их соседей в древности; дать ученикам общее представление о занятиях, быте, управлении, религии древних славян.
  2. Формировать умение работать с картой; способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных, устных, вещественных).
  3. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Тип и место урока: Комбинированный урок.

Данный урок может быть вторым уроком при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.

Методы: объяснение учителя, работа с картой, просмотр учебного видеофильма.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа.
  2. Повторение предыдущей темы.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление учебного материала.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

План урока:

  1. Происхождение и расселение восточных славян.
  2. Занятия славян.
  3. Быт и нравы.
  4. Верования.
  5. Управление.

Оборудование:

  • учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 200V год;
  • карта “Киевская Русь в IX-XI веках;
  • картина “Славянский посёлок”;
  • ТСО.

ХОД УРОКА

1. На сегодняшнем уроке мы с вами должны будем выяснить, где селились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, основными занятиями, нравами и верованиями. Спутницами в нашей работе будут вспомогательные исторические дисциплины: археология, лингвистика, фольклористика – о них мы говорили на прошлом уроке. Верными спутниками – будут источники вещественные и письменные.

2. И прежде чем нам совершить увлекательное путешествие мы должны будем выполнить небольшое задание по теме предыдущего урока. Учащиеся работают с карточкой.

(Смотри приложение.)

3.

“Утро, пробуждается природа
Первые рассветные лучи
На ворота древнего посёлка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, —
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины, изящные как ивы,
Дети, словно крепкие дубы”.

Знакомство с восточными славянами мы начнём с истории происхождения народа.

Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говорящие на одном языке. Эти племена находились в постоянном движении. Примерно 4 тысячи лет назад произошло выделение балто-славянских индоевропейских племён. Они заселили Центральную и Восточную Европу приблизительно в V веке до н.э. Эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию около рек Днепр, Одер, Припять. В V веке славяне мощным потоком устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. На севере они дошли до верхнего течения Волги на южном до Греции. В ходе этого движения они разделились на три ветви: восточную, западную, южную. Восточные славяне в

VI-VIII веках заселили обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, от Карпатских гор на западе, до Волге на востоке.

На этой территории проживало 12, а по некоторым данным 15, восточнославянских племенным союзов. Это поляне, древляне, дреговичи, вятичи, кривичи и так далее (показ по карте). У женщин каждого племенного союза были особые украшения – височные кольца. Они прикреплены к карте.

А сейчас мы с вами посмотрим видеосюжет для того, чтобы познакомиться с занятиями, нравами, верованиями восточных славян. Вы не просто посмотрите фильм, а с его помощью займётесь историческим исследованием. Для этого мы разделимся: 1 ряд – историки, 2 ряд – археологи, 3 ряд – лингвисты. На партах у каждой группы лежат вопросы, на которые мы ответим после просмотра.

(Смотри приложение).

— А как выглядели восточные славяне? Какими чертами характера они были наделены?

Ответить на эти вопросы нам помогут документы – письменные источники – византийских учёных и путешественников и иллюстрации на странице 8. А теперь с помощью документа ответим на вопросы:

Археологи: “Как выглядели наши предки?”

Историки: “Какими чертами характера они наделены?”

Лингвисты: “Какие из них вам нравятся? Почему?”

Славяне были язычниками, они поклонялись многим богам. Откроем учебник на странице 11 и прочитаем их имена: Перун, Ярило, Стрибог ….

Именно с богами связывали славяне свои удачи и неудачи. Поэтому совершали многочисленные обряды у деревянных или каменных идолов.

А сейчас откроем учебник и прочитаем пункт – “Управление” и назовём, что такое вервь, вече, народное ополчение.

4.. Возьмите карту самоконтроля и предложений.

Совместно подводим итог урока: Что нового мы узнали?

5. Домашнее задание: параграф №1; книжки – малышки: занятия восточных славян, верования, кроссворд по новым понятиям и терминам.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЗАДАНИЕ:

1. Дайте определение:

История, археология, лингвистика, исторические источники.

2. Выберете из перечисленных ниже источников вещественные и письменные:

Меч, гривна (монета), соха, “повесть временных лет”, серп, ладья, “русская правда” (свод законов), орудия труда крестьян, “поучение Владимира Мономаха”.

АРХЕОЛОГИ

1. Назовите основные занятия мужчин.

2. Перечислите основные занятия женщин.

3. Из скольких человек обычно состояла семья в восточнославянских племенах?

ИСТОРИКИ

1. О каких обрядах восточных славян вы узнали из фильмов?

2. Какова “главная краса мужа”?

3. Почему нельзя было вслух произносить имя главного бога?

ЛИНГВИСТЫ

1. Назовите имя первого летописца?

2. Вдоль каких рек селились восточные славяне?

3. Объясните смысл происхождения слова “медведь”?

ДОКУМЕНТ

“Они (славяне) сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству, или подчинению…

… Они очень высокого роста и огромной силы, … это неплохие и совсем не злобные люди. Они гостеприимны, радушны….

… Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. Мужественно выдерживают пребывание в воде …, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту большие выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это могут проделывать в течении многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии…

… В бой идут с двумя небольшими копьями, а некоторые имеют прочные тяжелые щиты. Вооружение их составляют луки и стрелы. В сражении славяне избегают открытых местностей, встречая врага в лесах или у обрывов; при этом они широко пользуются искусством засады.”

История России 6 класс «Восточные славяне» — Материалы к урокам — Каталог статей

 

ТЕМА: «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ».

ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
  2. Дать обучающимся общее представление о занятиях и быте древних славян.
  3. Формирование умений работать с картой;
  4. Способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования исторических источников; учебника, иллюстраций;
  5. Развивать умения работать в группе;
  6. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Оборудование:

* учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс — М.: Просвещение, 2014 г.;

 

  • Карта «Киевская Русь в IX — начале XII вв»;
  • словарики;
  • иллюстрация «Одежда восточных славян», «Славянский посёлок», «Жилища славян», «Орудия труда»;
  • Проектор, интерактивная доска, компьютер.

 

ЭПИГРАФ: «Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом -Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне! Слава русской старине!»

                                                                Н. Кончаловская.

Ход урока.

I. ОРГ.МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННЫХ  ЗНАНИЙ

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами немного необычный урок. Чтобы узнать  тему нашего урока предлагаю вам вместе со мною разгадать кроссворд.

Слова в нем будут основными понятиями из домашнего задания (слайд 1) 1.Произведение, создаваемое народом (сказка)

2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. (летопись)

3.Вещественный исторический источник (картина)

4. Наука о языке (лингвистика)

5. Наука, изучающая историческое прошлое (археология)

6. Люди, живущие с нами в одно время (современники)

7. Люди, которые жили перед нами (предки).

          Учитель: Прочитайте слово в выделенных клетках.  Сегодня мы будем говорить с вами о славянах, а точнее о восточных славянах. (Слайд 2) Запишите тему урока в тетрадь.

     Мы узнаем, где селились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, основными занятиями, нравами, запишем их определения в наши словарики.

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

ПЛАН (слайд 3)

1.      Происхождение и расселение восточных славян.

2.      Занятия славян

3.      Быт и нравы.

4.      Верования.

5.      Общественный строй и управление.

 

1.      Происхождение и расселение восточных славян.

А) Объяснение учителя

— В 5 веке нашей эры славяне заняли территорию, простирающуюся  от Чёрного до Балтийского моря. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная. (Показывает на карте). (Слайд4)

 Наши предки – восточные славяне  заселили  большую часть Восточно-Европейской равнины. (Показывает на карте) (Слайд5)

      Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, т.е люди объединялись  в группы на основе кровного родства. Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен – в племенные союзы.

            В 9 веке уже проживало 12, а по некоторым данным 15 восточнославянских племенных союзов.

            О ранней истории восточных славян, как и вообще об истории Древней Руси, мы знаем благодаря русским летописям. Самая первая летопись, дошедшая до нас, называется «Повесть временных лет». Ее написал монах Нестор в начале 12 века. (Слайд 6)

«В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.»

   А написал он «Повести временных лет» где содержатся самые ранние сведения о восточных славянах.

 Б) Выполнение задания учащимися.

Используя текст «Повести временных  лет»  и  карту  заполнить  таблицу «Расселение восточных славян».

В) Проверка выполненного задания (слайд 7)

Г) Работа по карте

— Ребята, а теперь поработаем с картой. Перед вами на карточках даны  название племени. Работаем в парах. Ищем  месторасположение этого племени на карте  и показываем  его на карте. (карта учебник с.37 и интерактивная доска слайд 8)

2.      Занятия славян.

А) Беседа.

—-Ребята, как вы думаете,  почему именно на этих территориях остановились славяне. Я предлагаю вам прослушать, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответить на  поставленный вопрос.

Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(Ответ учащихся  – места были водные, охотничьи, медовые.)

—  А чем же занимались  в этих богатых местах восточные славяне?

Б) Работа по тексту и составление схемы.

— Прочитайте   второй  пункт учебника составить схему: «Занятия славян» (слайд 9)

В) Работа со словарными словами.

Бортничество – запись в словари.

Г) Выполнение заданий из тетради на печатной основе.

 — Возделывать землю было сложно. Я предлагаю вам выполнить задание в №3 с. 5 в тетради на печатной основе и ответить на вопрос: «Какими способами славяне возделывали землю» (слайд 10)

Физкультминутка. 

3. Быт и нравы.

А) Рассказ учителя.

“Утро, пробуждается природа.

     Первые рассветные лучи

     На воротах древнего поселка

     Отблески оставили свои.

     Здесь живет народ,

     высокий и красивый, —

     Светлоокие и сильные мужи,

     Женщины, изящные, как ивы,

     Дети, словно крепкие дубки.”

Так описывает славян Н.Кончаловская. (слайд 11)

Б) Работа с документом.

— Как же рассказывает о славянах византийский писатель Прокопий Кесарийский. Работа с документом с.22

В) Объяснение учителя

— Славянские поселки располагались по берегам рек и озер. Они состояли из 5 – 10 дворов. В лесной зоне дома в виде деревянных срубов, а в лесо-степной это полуземлянки. (Слайд 12)

При объяснении материала использую картину “Славянский поселок” с.18 учебника

4. Верования

А) Беседа

— Славяне были язычниками. Как вы это понимаете?

Б) Работа с текстом учебника и выполнение задания из тетради на печатной основе.

 — Прочитайте п.4 и решите кроссворд № 4 с.6

В)Проверка выполненного задания (слайд 13-18)

Ярило – бог Солнца

Перун – бог грома и молнии

Стрибог – бог ветра

Волос – покровитель скотоводства

Мокош – божество плодородия

Верили в домовых, русалок, леших, водяных

Г) Работа с новыми понятиями

—Запишите в словарики новые понятия, с которыми вы столкнулись в п. 4. (Идол, волхвы)

— Что они означают?

Идол – статуя языческого бога

Волхвы – люди, умеющие общаться с богами

5. Общественный строй и управление. (слайд 19)

А) Объяснение учителя.

— Первоначально славяне жили кровнородственными общинами. Дайте определение этому понятию.

— Но затем её сменила соседская община – вервь.  (запись в словарики)

Позднее перестала действовать власть родового владыки. Теперь люди все вопросы решали на общем совете – ВЕЧЕ. (запись в словарики) (слайд 20)

— У восточных славян не было специальных отрядов профессиональных воинов. В случае опасности с врагами сражалось всё мужское население- народное ополчение.(слайд 21)

 — Обратите внимание на схему (слайд 22)

— Итак, согласно плану мы изучили новый материал.

IV. Закрепление изученного материала

Продолжите предложения…. (слайд 23)

1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)

2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )

3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)

4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками)

5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы)

6. Высшим органом власти у славян было…(Вече)

V. Итог урока. Сообщение домашнего задания. § 2, выучить определения, тетрадь на печатной основе № 2 с. 4, №5-6 с. 7-8. (слайд 24)

 

Скачать текст

Скачать презентацию (Облако.Mail)

2. Быт и культура восточных славян. Восточные славяне: быт, культура, верования и обряды

Похожие главы из других работ:

«Норманнская теория» и возникновение Древнерусского государства

4.
Происхождение государства у восточных славян

Как уже отмечалось, иногда из летописного сообщения о приглашении Рюрика с братьями делается вывод, что государственность была занесена на Русь извне. Но достаточно обратить внимание на то, что Рюрик…

Возникновение и расселение основных славянских племен

1.3 Соседи восточных славян

Чтобы ясно представить картину расселения и жизни восточных славян, необходимо сказать пару слов о соседях славян. Славяне в процессе Великого переселения народов активно соприкасались с кочевыми народами…

Возникновение и расселение основных славянских племен

2. РАССЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

В летописном рассказе о расселении славянских племен называется 150 племенных союзов. Племенные союзы включали в себя 120-150 отдельных племен, имена, которые были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь…

Возникновение и расселение основных славянских племен

2.
3 Религия восточных славян

Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности — в эпоху верхнего палеолита, около 30 тыс. лет до н.э. С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека…

Возникновение и расселение основных славянских племен

2.4 Хозяйство и быт восточных славян

Во II-V вв. у славян юго-степной и лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия — перелог. Свободные участки засеивали и, когда через несколько лет земля истощалась, перекладывались на новые участки. Орудиями труда были рало…

Возникновение российской государственности. Древняя Русь. Киевская Русь

1 Происхождение и расселение восточных славян

Многое в науке остается спорным. Так, одни историки полагают, что еще в I-м тысячелетий до н. э. на территории Восточной Европы проживали славянские племена, с которыми они связывают зарубинецкую и черняховскую археологические культуры. ..

Восточнославянские союзы племен

1. Происхождение восточных славян

Исходной позицией для последовательного рассмотрения истории славян следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива. Славяне относились к третьей по численности группе народов…

Восточные славяне

I. Происхождение восточных славян

По вопросу о происхождении восточных славян существует много различных представлений. Летописец Нестор считал…

Восточные славяне

IV.Общественный строй восточных славян

Родовая община продолжала еще играть определенную роль. Родовая знать, т. е. старейшины, жрецы, военачальники-князья, являлись выборными. Большую роль играла языческая религия, которая отражала отношение славян к стихийным силам природы…

Восточные славяне в древности

I. Происхождение восточных славян.

Исходной позицией для последовательного рассмотрения истории славян следует считать период отделения славянской языковой семьи от общего индоевропейского массива. Славяне относились к третьей по численности группе народов…

Восточные славяне: быт, культура, верования и обряды

1. Верования восточных славян

В дохристианский период (до конца X в.) восточные славяне исповедовали языческую религию, сходную с древними верованиями других народов Европы. В основе древних европейских религий лежало одухотворение природы и ее сил, поклонение стихиям…

Восточные славяне: быт, культура, верования и обряды

3. Обряды у восточных славян

В древних памятниках довольно часто говорится о водяных культах язычников. Прежде всего, это молитвы у воды, жертвоприношения. Жертву клали или выставляли на берегу, и ее должна была поглотить боготворимая стихия…

Культура Древней Руси после принятия христианства

1.3 Язычество восточных славян

Язычество восточных славян в момент его наивысшего развития — это довольно развитая религия природы, многобожие. От первобытного шаманизма, почитания духов и священных предметов оно уже ушло далеко: созданы определенный круг богов, мифология. ..

Культура и религия восточных славян

2. Религия восточных славян

К тому времени, когда восточные славяне создали свое государство, они, как и другие крупные народы, — египтяне, римляне, греки — уже располагали сложной, разнообразной, детально разработанной религией…

Хозяйство, быт и религия восточных славян

3. Хозяйство восточных славян

Первые поселения восточных славян возникли на берегах рек и озер, соответственно тому, как шло их расселение. Вначале славяне жили в землянках, затем стали строить дома — в этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги…

«MAGIA POSTHUMA» В ДРЕВНЕЙ РУСИ И ВАМПИРИЗМ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Можно представить три подхода к средневековому исландскому драугу, термин, который обычно переводится как «призрак» на английском языке. Первый будет наиболее распространенным: просто принять определения самых влиятельных ученых девятнадцатого века, Конрада Маурера и Йона Арнасона, и использовать их для классификации средневековых драугаров. Второй способ — взять каждое слово драугр в средневековых текстах и ​​тщательно проанализировать, на какой тип существа оно, по-видимому, указывает, а затем изучить словарь, используемый об этих существах.Третий — сосредоточиться на функциях реальной средневековой исландской нежити, чтобы лучше понять суть их существа. В этом исследовании я буду утверждать, что первые два метода ошибочны, и вместо этого попытаюсь сделать предварительную классификацию моей собственной средневековой исландской нежити, тех существ, которых большинство современных исландцев, зная своего Йона Арнасона, назвали бы драугурами, основываясь на их способностях. функции и характеристики. Первый том «Íslenzkar þjóðsögur og fintýri» Йона Арнасона (1862) разделен на четыре группы сказок.Первый называется Goðfræðissögur и включает в себя рассказы об эльфах, троллях и морских обитателях. Второй называется Драугасогур, а третий — Гальдрасогур. По какой-то причине Йон Арнасон не сам написал введение к своей монументальной коллекции, а скорее Гудбрандур Вигфуссон, который объяснил, что аранжировка народных сказок следовала системе известного немецкого ученого и исландофила Конрада Маурера (который недавно редактировал меньшую по размеру книгу). коллекция Isländische Volkssagen der Gegenwart, 1860), который, по словам Гудбрандура, организовал свою коллекцию в соответствии с принципами, модными в то время в Германии.Объединение сказок в сказки об эльфах и троллях, сказки о привидениях и рассказы о магии и колдовстве достаточно разумно, и это вполне может быть наиболее практичным способом категоризации сказок девятнадцатого века о привидениях и колдунах. Однако когда дело доходит до средневековых текстов, кажется, что нужно проявлять осторожность. Является ли преемственность между средневековыми и современными призраками и ведьмами четкой и непрерывной? Это распространенное предположение, но может быть ошибкой. Фольклористы, как и все другие ученые, стоят на плечах своих предшественников, находятся под их влиянием и часто руководствуются традициями своей дисциплины, чтобы подойти к предмету определенным образом.Сборник сказок Йона Арнасона пользовался огромной популярностью, и одним из следствий этого стало то, что его идеи и идеи Маурера о троллях, призраках и магах, как правило, формировали идеи тех, кто пришел позже, поскольку мало кто интересуется исландскими призраками, познакомился с ними. не посоветовавшись с Йоном Арнасоном. Вместо этого в этом исследовании я попытаюсь критически взглянуть на Йона Арнасона, но при этом признаю его великим исследователем исландского фольклора. В коллекции Йона Арнасона также есть подкатегории рассказов о привидениях: apturgaungur, uppvaknínga eða sendíngar и fylgjur.Эти подкатегории небезынтересны для тех, кто желает изучать средневековых исландских призраков, поскольку две из них группируют призраков в соответствии с их происхождением, и подобное подразделение также можно найти в средневековых текстах. Однако третья подкатегория касается функции, а не происхождения этого типа призраков, проблема, о которой знал Йон Арнасон, поскольку он отмечает, что в категории fylgjur есть призраки, которые также могут быть сгруппированы в любую из двух других подкатегорий («meigi vel hlýða, að láta slíkar sögur fylgja öðrumhvorum hinna fyrnefndu flokka eptir efninu «).Две другие категории, apturgaungur и uppvakníngar или сингар, являются, с одной стороны, призраками, которые материализуют «af sjálfsdáðum eða einhverri annari ástæðu» (по собственной воле или по любой другой причине), а с другой — призраками »sem aðrir vekja upp í lifandi lífi með töfrum «(воспитанные другими с помощью магии). Это различие между призраками, которые материализуются без какой-либо помощи, и призраками, которые пробуждаются другими, было реальным и важным в средние века и прочно вошло в современную популярную культуру.Если принять во внимание …

Эволюция мифологического образа медведя в культуре восточных славян

Абрамович Д.И. (Ред.). (1991). Киево-Печерский патерик. Киев, Час. 278 р.

Афанасьев А. Н. (1865). Поэтические воззрения славян на природу в 3 т. [Поэтические взгляды славян на природу. В 3-х томах]. Москва, Типография А. Грачева. Vol. 1. 800 р.

Аргов, А.В. (2013). Русское скоморочество и современная культура. В Казанской науке. № 3. рр. 234–237.

Барсуков Н. П. (1882). Источники русской агиографии. Санкт-Петербург, Типография М. М. Стасюлевича. XII с., 616 столбцов, XVIII л.

Бибалаева, Л. Н. (2010). О влиянии тотемизма на религиозные представления древних славян.В кн .: Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н. Э. Баумана. Vol. 204, рр. 32–35.

Боровский, Я. Э. (1982). Мифологический мир древних киевлян. Киев, Наукова думка. 104 р.

Буслаев Ф.И. (Ред.). (1861 г.). Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков.Москва, Университетская типография. II, VIII р., 1632 столбца.

Чубур А.А., Стародубцев Г.Ю., Горобец Л.В. (2018). Археозоологические наблюдения по материалам раскопок феодальной усадьбы «Городище Жидеевка». В материалах и исследованиях по археологии Днепровского Левобережья. К 25-летию Курского государственного областного музея археологии.Сборник научных трудов. Курск, с.н., рр. 147–158.

Дубов И.В. (1990). Новые источники по истории Древней Руси. Ленинград, Издательство Ленинградского университета. 176 р.

Дюркгейм, Э. (1912). Les formes elementaires de la vie Religieuse. Париж, Les Presses Universitaires de France. 143 р.

Федоров, Г. Б. (1953). Славяне Поднестровье.В По следам древних культур. Древняя Русь. Москва, Наука, рр. 121–154.

Голубкова О.В. (2002). Почитание медведя в связи с культами женских божеств у восточных славян (к вопросу о сравнительной идентификации права и языка). Отождествление православия и язычества). В Проблемы межетнического взаимодействия народов Сибири.Новосибирск, Издательство Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, рр. 49–52.

Горбаненко, С. А. (2003). Достоинства истории тваринницы у словян Левобережье Днепра останой чверти и тис. п. е. [К истории животноводства у славян Левобережья Днепра, последняя четверть I тысячелетия н. Э.]. В Археологія. № 2, рр. 113–122.

Готтлиб Дж. (1799 г.). Описание всех обитающих в Российском государстве народов в 4 гл.[Описание всех народов, проживающих в Российском государстве. 4 части]. Санкт-Петербург, Издательство Ивана Глазунова. Часть 1. 250 р.

Гура, А. В. (1997). Символика животных в славянской народной традиции. Москва, Индрик. 912 р.

Юнг, К. Г. (2004). Душа и миф. Шесть архетипов. Шесть архетипов], Минск, Харавест. 398 р.

Кагаров Э.Г. (1913).Культ фетишей, растений и животных в Древней Греции. Санкт-Петербург, Сенатская типография. 327 р.

Кагаров Э.Г. (1918). Религия древних славян. Москва, Практические знания. 73 р.

Карпов А.В. (2008). Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX – XI вв. [Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси IX – XI веков.Санкт-Петербург, Алетейя. 435 р.

Котляревский А.А. (1893). Собрание сочинения в 3 т. [Собрание сочинений. В 3-х томах]. Санкт-Петербург, Типография М. М. Стасюлевича. Vol. 3. Погребальные обычаи древних славян. 493 р.

Ковалева И. (1995). Миф: повествование, образ и имя. В Литературное обозрение. № 3, рр. 92–94.

Козлов, М. Н. (2020). Служители языческого культа в религиозной и политической жизни восточных славян (IX – XI вв.) [Офицеры языческого культа в религиозной и политической жизни восточных славян (IX – XI вв.)]. Москва, ИНФРА-М. 173 р.

Кройтор, Р.В., Колода, В.В. (2015). Животноводство поздних северян на славянохазарском пограничье (часть 1). В Древности. Вып. 13, рр. 212–227.

Кройтор, Р.В., Колода, В.В. (2016). Животноводство поздних северян на славянохазарском пограничье (часть 2).В. Древности. Вып. 14, рр. 122–132.

Кураев И. (2020). Глиняные звериные лапы и кольца. В Блоге Исторического музея [сайт]. 26 июня. URL: https://blog.mediashm.ru/?p=3390 (дата обращения: 18.09.2020).

Лебедев А.Н. (1877). Храмы Власьевского прихода в г. Ярославле [Храмы Власьевского прихода в Ярославле]. Ярославль, Типография Губернской земской управления. 32 р.

Левкиевская, Е.Э. (2003). Мифы русского народа. Москва, АСТ. 527 р.

Марус Р. (2003). Культ медведя у восточных славян. В России и ATR. № 3 (41), рр. 96–100.

Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины. (1912). В ЧОИДР. Vol. 3, рр. 1–27.

Мокшина, Е.Н.(2012). Образ медведя в религиозных и мифологических представлениях финно-угорских народов (мордовцы, удмуртов, коми и др. ). .)]. В Финно-угорском мире. № 3/4, рр. 97–101.

Петрухин В. (2003). Мифы финно-угров. Москва, АСТ, Транзиткнига. 463 р.

Послание преподобного Феодосии Печерского к князю Изяславу о вере варяжской.(1868). В Макарии (архиепископ Харьковский). История русской церкви [в 12 т.]. Санкт-Петербург, Типография Ю. А. Бокрама. Vol. 2, рр. 337–342.

Поучение Даниила, митрополита всея Руси. (1981). В Памятниках литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI с. Москва, Художественная литература, рр. 520–533.

Роткирх, Т. (1890). Литовско-языческие очерки. Исторические исследования Теобальда.Исторические исследования Теобальда. Вильно, Типография О. Завдозного. 201 р.

Русанова И.П., Рыбаков Б.А. (Ред.). (1993). Славяне и их соседи в конце и тысячелетия до. е. — первая половина тысячелетия. е. [Славяне и их соседи в конце 1-го тысячелетия до н. Э. — первой половине 1-го тысячелетия до н. Э.]. Москва, Наука. 335 р.

Рыбаков Б.А. (1953). Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж. В По следам древних культур. Древняя Русь. Москва, Наука, рр. 76–120.

Рыбаков Б.А. (1981). Язычество древних славян. Москва, Наука. 608 р.

Сахаров И. П. (1989). Сказания русского народа, Москва, Художественная литература. 397 р.

Saxo Grammaticus. (2017). Деяния данов в 2 т. [Gesta Danorum. В 2-х томах]. / пер. А.С. Досаева.Москва, Русская панорама. Vol. 2. 616 р.

Щапов, Я. Н. (Ред.). (1976). Древнерусские княжеские уставы XI – XV вв. [Древнерусские княжеские грамоты XI – XV веков]. Москва, Наука. 241 р.

Шепард П., Сандерс Б. (1995). Священная лапа: медведь в природе, мифах и литературе. Н.Ю., Викинг. 366 р.

Соболев В.Ю. (2015). Древнерусская погребальная культура новгородской земли: проблемы и особенности формирования.В Археологические вести. № 21, рр. 352–367.

Софонович Ф. (1992). Хроника из летописцев стародавних. Киев, Наукова думка. 334 р.

Тихомиров И.А. (1909). О некоторых ярославских гербах. В Труды третьего областного историко-археологического с’ъезда во Владимире. Владимир, Типография Губернского права, рр. 35–40.

Тимощук, Б.А., Русанова И. П. (2007). Языческие святыни древних славян, Москва, Ладога. 303 р.

Толстой Н.И. (Ред.). (2012). Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5 т. [Славянские древности. Этнолингвистический словарь. 5 томов]. Москва, Международные отношения. Vol. 3. 693 р.

Третьяков П. Н. (1948). Восточнославянские племена. Москва, Наука. 250 р.

Третьяков П.Н. (1958). Городище-святыща левобережной Смоленщины. В Советской археологии. №4, рр. 170–186.

Цалкин В.И. (1956). Материалы для истории скотоводства и охоты в Древней Руси по данным изучения костных останков из раскопок археологических памятников лесной полосы европейской части археологической части СССР. Лесная полоса европейской части СССР.Москва, Издательство Академии наук СССР. 185 р.

Тянина Е. Л. (2018). Медвежий культ в средневековом Новгороде в контексте религиозного почитания медведя в Северной Евразии. В Археологии севера России: Югра — волость Новгорода Великого в XI – XV вв. Свод источников и исследований. Сургут, Автономная некоммерческая организация Институт археологии Севера, рр.304–311, DOI 10.31630 / 978-5-6040401-1-9-2018-1-304-311.

Васильев Б.А. (1948). Медвежий праздник. В Советской этнографии. № 4, рр.78–104

Власова З.И. (2001). Скоморохи и фольклор. Санкт-Петербург, Алетейя. 524 р.

Жарнов М.Е. (1991). Животные в погребальном обряде курганов периодов становления древнерусского государства.В Советской археологии. № 2, рр. 76–89.

Житие преподобного отца нашего Авраамия, архимандрита Ростовского. (1855). В Житии Святых в 12 кн. Киев, Издательство Киево-Печерской Лавры. Книга 2, рр. 224–227.

Житие Сергея Радонежского. (1885). В Памятниках древней письменности и искусства в 190 вып. Санкт-Петербург, Издательство Императорской Академии наук, рр.1–139.

Как резня в Хатыни в 1943 году стала символом зверств нацистов на Восточном фронте | История

Заместитель редактора отдела истории

Виктору Андреевичу Желобковичу тогда было 8 лет. Десятилетия спустя он вспомнил, как вторгшиеся нацистские войска и их пособники заставили его, его мать и других жителей Хатыни, крошечной деревушки в Беларуси, ждать около часа в сарае, пока противник строил заговоры на улице.Хотя они пытались убедить себя, что солдаты просто пытались их напугать, проблески бензина, выливаемого на стога сена снаружи, свидетельствовали об обратном.

«Люди сходили с ума от страха, понимая, что их ждут сжечь», — сказал Желобкович. Вскоре после того, как сарай загорелся, его крыша рухнула, что вынудило отчаявшихся жителей выломать запертые двери и выбежать на улицу, где они стали легкой мишенью для нападающих с пулеметами.

Мать Желобковича спасла ему жизнь.«Я хотел встать, — сказал он, — но она прижала мою голову:« Не двигайся, сынок, лежи спокойно ». Что-то сильно ударило меня в руку. Я истекал кровью. Я сказал маме, но она не ответила — она ​​уже умерла ».

Он добавил:

Все вокруг меня горело, даже одежда моей матери начала светиться. Потом я понял, что каратель ушел и стрельба закончилась, но все же немного подождал, прежде чем встать. Сарай сгорел, кругом валялись сгоревшие трупы.Кто-то простонал: «Пей». Я побежал, принес воду, но безуспешно, на моих глазах хатынцы один за другим умирали.

Другой выживший, Владимир Антонович Яскевич, сумел спрятаться в яме для хранения картофеля. Два немецких солдата обнаружили 13-летнего мальчика, но ушли, не застрелив его. Позже, когда он вышел из ямы и увидел тлеющие руины своего дома, он выразил надежду, что его семья сбежала в лес. Однако когда наступило утро, он не увидел ничего, кроме обугленных костей.«Среди сгоревших трупов, — сказал Яскевич, — я узнал тела своего отца, братьев и сестер».

Владимир Яскевич (справа) пережил бойню, в результате которой погибли его сестра София (слева) и остальные члены его семьи. Предоставлено Государственным мемориальным комплексом Хатынь.

В результате резни 22 марта 1943 года в Хатыни (произносится HA-teen) погибли 149 сельских жителей из восточноевропейской общины, тогда входившей в состав Советского Союза. Выжили всего шесть человек — пятеро детей и один взрослый.Якобы в ответ на устроенную белорусскими партизанами засаду, убившую немецкого олимпийского толкателя ядра Ганса Вельке, нацистские солдаты и их сотрудники собрались в деревне и начали тотальную войну с ее мирным населением. Как ярко описывает Желобкович, нападавшие загнали всех жителей села в большой сарай, подожгли здание, а затем стали ждать снаружи с автоматами. Тех, кому удалось спастись из ада, быстро скосили. Перед отъездом немцы разграбили все ценное и сожгли Хатынь дотла.

Это был далеко не единичный инцидент. По подсчетам одного историка, оккупационные силы убили всех жителей 629 разрушенных белорусских деревень, а также сожгли еще 5 454 деревни и убили по крайней мере часть их жителей. Как объясняет Питер Блэк, бывший старший историк Мемориального музея Холокоста в Соединенных Штатах, эти карательные операции подготовили почву для запланированного заселения советской территории немецкими поселенцами. По его словам, нацисты надеялись завоевать, обезопасить и использовать ресурсы Советского Союза, «как естественные, так и человеческие,… на благо Германского рейха.

Несмотря на то, что Хатынь занимает важное место в культурном сознании белорусов, она — и масштабы разрушения, о которых она говорит — относительно неизвестна в Западной Европе и Соединенных Штатах. Пер Андерс Радлинг, историк из Лундского университета в Швеции, отмечает, что репрессии нацистов в Лидице и Орадур-сюр-Глан, деревнях в Чехословакии и Франции, соответственно, «довольно хорошо известны на Западе, потому что [они] имели место в западном регионе. параметр.» Но тот факт, что массовые убийства такого рода, отдельные инциденты в их странах имели место в Советском Союзе «в несравненно больших масштабах», в значительной степени игнорируется, говорит он.

В Государственном мемориальном комплексе Хатынь есть символическое кладбище, на котором хранится земля из 186 разрушенных белорусских деревень. Фото Виктора Драчева / ТАСС через Getty Images

В более широком контексте нацистского вторжения в Советский Союз трагедия Хатыни оставила глубокие шрамы, которые продолжают иметь резонанс и сегодня. События бойни — и то, как она стала символом в послевоенную эпоху, — отнюдь не являются ясным повествованием о добре и зле, зверствах нацистов и советской храбрости, а представляют собой призму, через которую можно исследовать силу национализма. , патриотизм и историческая память.


Когда немецкие войска напали на Советский Союз летом 1941 года, Вильгельм Кейтель, глава верховного командования нацистских вооруженных сил, издал зловещую директиву: «Поскольку мы не можем наблюдать за всеми, нам нужно управлять страхом».

Комментарий Кейтеля отразил суровую реальность жизни на Восточном фронте. По словам Радлинга, хотя около 78 процентов солдат Адольфа Гитлера дислоцировались там, из-за огромных размеров Советского Союза немецкие войска рассредоточились слишком слабо.

Помимо проблем, создаваемых огромной советской армией, немцы также боролись с атаками партизан или разношерстных банд бойцов сопротивления, которые использовали партизанскую тактику для срыва оккупации. Чтобы воспрепятствовать сопротивлению превосходящим численностью немецким солдатам, Кейтель приказал убить от 50 до 100 советских солдат на каждого нациста, убитого партизанами.

Жестокая политика, проводимая с помощью местных коллаборационистов, преследовала двойную цель: подавляла восстания и одновременно способствовала массовому убийству восточноевропейских славян, доминирующей этнической группы в регионе, которую немцы считали низшей и преследовали так же, как и противников. Евреи континента. (Хотя Холокост унес жизни 2,6 миллиона евреев из Советского Союза, послевоенный У.S.S.R. Власти имели тенденцию игнорировать веру жертв в пользу объединения их с другими славянами в рамках более широкого повествования о геноциде мирных славянских граждан, отмечает Блэк.)

«Невозможно достаточно сильно подчеркнуть, что то, что произошло на Восточном фронте, было войной на расовое истребление», — говорит Радлинг. «И Гитлер очень ясно дал понять, что это был конфликт, отличный от того, что они называли европейской« нормальной войной »на Западе», когда нацисты были больше озабочены сохранением завоеванных стран в зависимости от Германии, чем ведением кампании полного уничтожения.

Немецкие войска занимают горящую русскую деревню летом 1941 года. Имперские военные музеи / © IWM HU 111384

Беларусь, тогда известная как Белоруссия, приняла на себя большую часть этого систематического насилия: во время Второй мировой войны погибло примерно 2,2 миллиона белорусов — примерно каждый четвертый. Масштабы потери населения страны, как пишет историк Дэвид Р. Марплс, были «пропорционально выше, чем практически на любом другом театре военных действий».

Радлинг связывает «особенно жестокую» оккупацию Беларуси нацистами с двумя ключевыми факторами: во-первых, в стране проживала процветающая община евреев-ашкенази (90 процентов из которых были убиты во время Холокоста), а во-вторых, с ее ландшафтом болот. а леса хорошо подходили для партизанской войны.Акты сопротивления партизан, в свою очередь, привели к массовым убийствам мирных жителей, как это произошло в Хатыни, расположенной примерно в 30 милях к северу от столицы Минска.


Дневники, архивные записи и свидетельства очевидцев, изученные Радлингом, показывают, что группа из 75 белорусских партизан устроила засаду на 118-й батальон Schutzmannschaft , вспомогательное подразделение, в котором преобладали украинские коллаборационисты, утром 22 марта. Белорусская линия фронта, от 15 до 20 коллаборационистов были рядом, чтобы помочь контролировать оккупированную территорию и подавить партизанское сопротивление.Действуя альтернативно из амбиций, национализма, антисемитизма, антикоммунистических настроений или самосохранения, эти люди были в основном из Западной Украины, Литвы и Латвии, где лояльность Советскому Союзу была низкой или отсутствующей из-за злодеяний, совершенных при премьер-министре. Иосиф Сталин, в том числе умышленное голодание 3,9 млн украинцев. (Хотя белорусские коллаборационисты существовали, но, по словам Блэка, конкретно в Хатыни не было.)

В то утро в бою партизаны убили четырех человек, в том числе олимпийца Вельке. Журнал партизанской бригады сообщает, что они «отдыхали» в Хатыни после нападения; к моменту прибытия солдат все партизаны разошлись, оставив в деревне только мирных жителей. Хотя нацисты и их пособники могли преследовать партизан, они решили этого не делать, возможно, из-за страха встретить новую засаду. Вместо этого, говорит Артур Зельский, директор Государственного мемориального комплекса «Хатынь», «они приступили к… более безопасной, но более ужасной работе — грабежу и истреблению невинных людей.”

Единственное известное фото жертвы Хатыни Ванды Яскевич Общественное достояние через Wikimedia Commons

На сайте мемориала Хатынь размещена обширная информация о нападении, включая имена и годы рождения 149 жертв. Но подробностей о личности преступников, а также о событиях, приведших к убийствам, немного: на странице просто говорится, что «немецкие фашисты» — без упоминания украинских коллаборационистов — убили ни в чем не повинных жителей села.

Официальные правительственные отчеты о Хатыни и других массовых убийствах в военное время, как правило, затемняют роль нацистских пособников, отмечая действия белорусских партизан, которых многие считают патриотическими героями. Однако недавние исследования усложняют это повествование. Как отмечает Александра Гужон, политолог из Бургундского университета во Франции, некоторые партизанские действия сводились к грабежам, изнасилованиям и убийствам. Целями их атак были не просто нацисты, добавляет она, а предполагаемые пособники и местные жители, которые отказались поддерживать партизанское движение.Более того, все партизанские действия предпринимались с полным осознанием того, что нацисты в ответ будут атаковать невинных мирных жителей.

«Партизан знает, что если они собираются спрятаться в деревне, эта деревня может быть сожжена», — говорит Гужон.

Виктор Желобкович, один из немногих выживших в Хатыни. Предоставлено Государственным мемориальным комплексом Хатынь.

Тот факт, что среди жертв засады 22 марта был олимпийский медалист, вероятно, повлиял на суровость назначенных репрессалий.Как рассказывает Рудлинг, командир батальона Эрих Кёрнер отправил в Хатынь своих людей, а также подкрепление из бригады Дирлевангера, немецкого подразделения, известного своей жестокостью. Хотя Кёрнер сообщил, что «враг оказал ожесточенное сопротивление и открыл огонь из всех домов в деревне», что потребовало от его людей использования противотанковых ружей и тяжелых гранатометов, свидетельства очевидцев не оставляют сомнений в том, что убийства были чистыми. резня.


В послевоенные годы трагедия Хатыни стерлась из памяти, став банальной из-за разрушения, нанесенного Беларуси.Большинство из примерно 250 человек, виновных в резне в Хатыни, так и не столкнулись с последствиями. «Большинство членов 118-го [батальона] пережили войну [и] послевоенное возмездие», — говорит Блэк. «Некоторые из них сбежали на Запад. Некоторые из них вернулись в Советский Союз, чтобы продолжить свою прежнюю жизнь », часто под вымышленными именами.

Всего три человека, причастных к убийствам, в том числе двое украинцев, получивших благодарность за операцию, были казнены за свои преступления. Один украинский коллаборационист Владимир Катрюк переехал в Канаду, где работал пчеловодом. Катрюк умер в 2015 году в возрасте 93 лет, всего через две недели после того, как Россия запросила его экстрадицию.

Лидеры нацистского батальона Schutzmannschaft 118, вспомогательного подразделения, в котором преобладали украинцы, сотрудничавшие с немецкими захватчиками, в 1942 году. Общественное достояние через Wikimedia Commons

Эта историческая амнезия изменилась в середине 1960-х годов, когда к власти пришел Петр Машеров, лидер Коммунистической партии Белоруссии и сам бывший партизан. Подчеркивая сопротивление во время войны как центральный аспект белорусской идентичности, Машеров руководил установкой памятников в память о погибших в конфликте и прославлял партизанский героизм — стратегия, которая «подчеркивала собственную легитимность и героизм [его правительства]», — говорит Радлинг.

Машеров и последовавшие за ним политики, включая нынешнего президента Александра Лукашенко, культивировали нарратив, который изображает белорусский героизм на примере партизан как не имеющий себе равных «за всю военную историю и . .. поэтому заслуживающий похвалы во всем мире», по словам Гужона. . Она добавляет, что в этой версии событий упущены фундаментальные аспекты опыта белорусов во время войны: а именно: партизанское насилие над мирным населением, существование местных коллаборационистов, которые помогали нацистам совершать зверства, и «тот факт, что многие люди избегали принимать чью-либо сторону во время войны. .”

Гужон утверждает: «Любая попытка построить более сложную картину белорусской партизанской войны, чем черно-белый рассказ государства о Второй мировой войне, [считается] угрозой».

Превращение Хатыни в символ более широких белорусских страданий совпало с созданием нового основополагающего мифа для Советского Союза, который нарисовал так называемую Великую Отечественную войну широкими националистическими мазками. Вместо того чтобы признать особые страдания, пережитые жертвами Холокоста, официальные лица сгруппировали геноцид советских евреев с убийствами этнических славян, игнорируя глубинные разногласия в пользу создания единого фронта. По словам Радлинга, нельзя допустить, чтобы Холокост затмил миф о Великой Отечественной войне.

Выживший Иосиф Каминский стоит перед памятником жертвам Хатыни. Предоставлено Государственным мемориальным комплексом Хатынь.

«Советский нарратив во многом заменил память об [Октябрьской] революции», — говорит Саймон Льюис, историк культуры из Института европейских исследований Бременского университета в Германии. «… И когда вы создаете этот рассказ о славе против« фашизма »и о победе, о в значительной степени спасении мира, тогда эти другие события [например, Холокост] больше не кажутся такими актуальными.Они немного мешают главному повествованию о том, что они, нацисты, являются плохими парнями и [мы] побеждаем их ».

Государственный мемориальный комплекс Хатынь, основанный в 1969 году СССР, олицетворяет монументальность этого нового мифа об основании. Созданный в честь не только Хатыни, но и всех жертв войны в Беларуси, на территории площадью 50 гектаров, что эквивалентно десяти футбольным полям, есть символическое кладбище с землей из 186 деревень, которые так и не были восстановлены, черная мраморная «Стена печали» и вечный огонь, символизирующий каждого четвертого белоруса, погибшего во время войны. Мемориал, финансируемый государством, перекликается с тезисами правительства, а официальный гид сообщает посетителям, что жители деревни стали мишенью, потому что «они были белоруссами с честным сердцем, которые хотели жить на своей дорогой Родине и работать на своей земле без какого-либо нового фашистского порядка. . ‘”

У входа в комплекс 20-футовая статуя Иосифа Каминского, единственного взрослого, выжившего в резне, стоически смотрит вперед, держа тело своего убитого сына. Кажущееся свидетельство белорусской стойкости перед лицом трагедии, «энергичная непобедимость» скульптуры, как писал Льюис в статье 2015 года, резко контрастирует с собственным скорбным описанием нападения Каминского.Несмотря на серьезные травмы, ему удалось связаться с сыном, который звал на помощь. «Я подполз, слегка приподнял его, но увидел, что пули разорвали его пополам, — вспоминал Каминский в 1961 году. — Моему сыну Адаму удалось спросить:« Мама еще жива? »И он умер на месте».

Статуя выжившего Иосифа Каминского высотой 20 футов стоит у входа в Государственный мемориальный комплекс Хатынь, на фото во время церемонии, посвященной 75-й годовщине массового убийства. Фото Натальи Федосенко / ТАСС через Getty Images

Увидев статую под названием Непокоренный на церемонии открытия мемориала, Каминский снова выбрал другой тон, «не похожий на размеренный пафос партийных чиновников», — отметил Льюис в 2015 году.Плача, он просто сказал: «Каждый раз, когда я думаю о Хатынь, мое сердце переполняется. … От деревни остались только трубы и пепел ».


Почему Хатынь, из тысяч сожженных деревень в Беларуси, была выбрана для возвышения, является предметом споров. Многие ученые утверждали, что это место было выбрано из-за сходства его названия с Катыни, местом, где в 1940 году советские власти убили более 20 000 польских военнопленных. Учитывая, что советским властям потребовалось до 1990 года, чтобы признать эти убийства, которые они пытались приписать вторгшимся немецким войскам, идея о том, что они выбрали Хатынь, чтобы посеять замешательство, «вполне вероятна», по словам Радлинга, но не была подтвержденный.

Дебаты по Хатын-Катыни затрагивают аспект местной истории, упущенный из мемориального комплекса, а также более широкий государственный рассказ: а именно, репрессии Советов в отношении Беларуси в годы, предшествовавшие нацистской оккупации. Когда немцы вторглись, некоторые белорусы действительно приветствовали их как освободителей. Среди прочих зверств советская тайная полиция казнила более 30 000 белорусских мирных жителей в Куропатах, лесистой местности за пределами Минска, в рамках сталинской великой чистки инакомыслящих в конце 1930-х годов.

«Сталинский террор вселил страх и парализовал общество», — говорит Радлинг. Но явная жестокость нацистской оккупации заставила большинство белорусов «помнить об этом выборочно», добавляет он, а восстановление советской власти рассматривается как «законное освобождение». Возникновение культа Великой Отечественной войны в 1960-х годах в сочетании с сейсмическим улучшением качества жизни белорусов еще больше способствовало возникновению этого феномена избирательной памяти.

Немецкие войска перед сгоревшей деревней в Рогачевском районе Гомеля, Беларусь, 1941 год. Мемориальный музей Холокоста в США / Предоставлено Белорусским государственным музеем истории Великой Отечественной войны.

«Для многих белорусов Советы принесли цивилизацию, современность, социальный прогресс, технологии, здравоохранение, грамотность и все такое, — объясняет Радлинг.Сегодня, добавляет он, белорусский президент Лукашенко извлекает выгоду из этой любви к Советскому Союзу, пытаясь смоделировать свой собственный режим по образцу российского президента Владимира Путина. Изображая страдания белорусов во время войны в результате нацистского геноцида против славян, Лукашенко апеллирует к «славянской этнической базе как средоточию лояльности» и подчеркивает общую историю своего народа с Россией и другими странами бывшего советского блока.

Спустя семьдесят восемь лет после разрушения Хатыни резня в Беларуси приобрела мифические масштабы.Смерть 149 сельских жителей, представленная авторитарными режимами в качестве пропаганды, приобрела множество смыслов, далеких от самого нападения 1943 года. Хотя они и другие жертвы немецкой оккупации рассматриваются как люди, погибшие за «мир, свободу и независимость», говорит Блэк, такие высокие идеалы, «вероятно, не были тем, что на самом деле было в голове у жертв Хатыни.

По словам Льюиса, «превратив жителей села Хатынь в лояльных советских граждан,« любивших свою Родину », власти выступили от их имени и, соответственно, за всех жертв оккупации.Мертвые сельские жители стали марионетками памяти ».

Адольф Гитлер Европейская история геноцид Германия Иосиф Сталин Иудаизм Памятник Убийство Нацисты Россия Русская революция Советская история СССР Вторая Мировая Война

Рекомендованные видео

Апостолов к славянам · CNEWA

Сегодня церкви византийской традиции — католическая и православная — увековечивают память о жизни и деятельности св. Кирилл и Мефодий.

Великие братья-миссионеры Кирилл и Мефодий, признанные «равными апостолам» и «апостолами славян», родились в городе Фессалониках в начале девятого века. Они посвятили свою жизнь науке и святости в великом городе Константинополе, столице Восточной Римской империи, царстве, которое мы теперь называем Византией — производной от Византии, порта, где император Константин построил свой «Новый Рим» в 325 год.Д.

В 862 году византийский император получил прошение от князя Великой Моравии, которое занимало большую часть территории современных государств Чешской Республики и Словакии, с просьбой прислать славяноязычных миссионеров для работы среди подданных князя. Хотя христианская вера уже была принята его моравскими подданными, германские миссионеры, которые ее представили, выступали за более тесные связи с германскими врагами Моравии. Встревоженный моравский князь обратился к византийскому императору, который быстро послал Кирилла и Мефодия, чтобы противостоять влиянию могущественных германских иерархов.

Кирилл разработал алфавит для славянского языка, перевел Священное Писание и литургические обряды церкви на славянский (остается неясным, были ли эти литургии византийскими или латинскими обрядами) и переписал первый славянский кодекс гражданского права. Несмотря на поддержку со стороны папства, деятельность братьев вызвала враждебность среди германских епископов, которые в конечном итоге изгнали моравского князя, изгнали Кирилла и Мефодия из Моравии и изгнали своих учеников.

Памятник св. Кирилл и Мефодий находятся на вершине горы Радгость в Чешской Республике, где традиционная деревянная часовня, посвященная двум святым братьям, является популярным местом паломничества. (фото: Forance / Adobe Stock)

Братья отправились в Рим в 868 году, чтобы получить руководство от папы, желая предотвратить дальнейшие конфликты между церквями Рима и Константинополя. Кирилл умер в Риме в 869 году — римляне признали его святым. Его брат Мефодий, рукоположенный папой в епископство и порученный продолжать свою миссию среди славян, умер в Моравии в 885 году.

Двое из их учеников, Климент и Наум, в конце концов нашли убежище в царстве булгар. Там они продвигали культурные, языковые и духовные произведения Кирилла и Мефодия. В балканских городах Охрид и Преслав Климент и Наум руководили литературными школами, где они переводили тексты на славянский язык и реформировали алфавит Кирилла, переименовав его в кириллицу в честь своего учителя. Со временем этот алфавит стал известен как старославянский, и он является предшественником алфавита, который сегодня используют белорусы, болгары, карпато-русины, македонцы, черногорцы, русские, сербы и украинцы.

Поистине, евангельское рвение Кирилла и Мефодия в распространении Евангелия среди славянских народов Европы принесло им титул апостолов и, по словам Папы Иоанна Павла II в 1980 году, «со-покровителей Европы».

Пожалуй, самое главное в св. Кирилл и Мефодий сегодня — это их посвящение единству церкви. Работая в период усиливающегося разделения между церквями Востока и Запада, эти неутомимые ученики Иисуса смирились, ища совета и руководства, подчиняя свою миссию ради единства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *