Былины жанры: Жанровый особенности былины — урок. Литературное чтение, 4 класс.

Содержание

Былины — не крестьянский жанр • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсРусский эпосЛекцииМатериалы

Материалы

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Элементарный путеводитель по философии XX века

9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени

История Японии в 20 пунктах

Самые значимые для понимания японской истории даты и события

«Волк, коза и капуста» с писателями

Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским

Узнайте писателя по детской фотографии

Физиогномический тест

Как читать и понимать хайку

Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью

«Мемори» с Романовыми

Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых

Как вы понимаете японцев?

Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Соберите кирасира-трансформера

Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус

Дневник глазами литературоведа

Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

История западного Средневековья в 90 пунктах

Интерактивная шпаргалка

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

Архитектурная азбука

Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

«Александр Невский»

Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»

Эмодзи-Пастернак

Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Поэзия Пастернака: гид для начинающих

16 стихотворений для первого знакомства с поэтом

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя

События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Как читать Карла Маркса

Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

Очень краткая история архитектуры

Приключения строительных конструкций

Европейские театры XVI–XVII веков

Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения

Англия эпохи Шекспира в датах

Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Кто окружал Русь

Cписок соседей русских земель в XIII веке

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Семь мифов о Горьком

Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется

Заболоцкий за 10 минут

Подборка от Александра Архангельского

Девять мифов о Есенине

Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда

Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях

Как читать летописи

Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст

О чем говорит здание мэрии Москвы

Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Кто придумал термин «серебряный век»

Как вошел в обиход уже привычный термин

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Основатели символизма: the best

Целая эпоха в 10 стихотворениях

Философия Стругацких

Рассказывает литературовед Илья Кукулин

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

Как воспитать почтового голубя

Инструкция для начинающего голубевода

Как продать крепостного

Инструкция от историка Игоря Курукина

Как уберечься от чумы

Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века

Как писать на бересте

Инструкция из Древней Руси

Семь тестов на знание всего

Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке

23 мифа, которые раздражают ученых

Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете

Почему былины не могли быть созданы в крестьянской среде — фольклорист Наталья Петрова приводит доводы в подтверждение теории аристократического происхождения эпоса

Подготовила Наталья Петрова

Былины были записаны от крестьян — однако, вопреки распространенному мнению, их создателями были не сельские жители: это городской жанр.

Как писал советский фольклорист Борис Соколов, «социологическое рассмотрение содержания былин и исторических песен царско-московской Руси дает совершенно определенный вывод, что преобладающее количество былин и исторических песен XVI–XVII веков было сложено скоморохами или другими авторами в среде высшего правящего тогда класса». Какими доводами руководствовались в своих заключениях он и его предшественники — сторонники «исторической школы» Всеволода Миллера в эпосоведении?

Богатырь. Скульптура А. Козельского. Фотография из альбома губернской земской выставки, устроенной в ознаменование трехсотлетия царствования дома Романовых. Кострома, 1913 год © The New York Public Library
1. Эпическая география не совпадает с ареалом распространения былин

Былины, активно фиксировавшиеся в живом бытовании преимущественно на Русском Севере, не знают «местных» (олонецких, печорских, беломорских и так далее) богатырей. По словам Всеволода Миллера, севернорусские сказители «не прикрепили ни одного богатыря к своей почве».

Единственное исключение — былина о Рахте Рагнозерском — теряется на общем фоне эпических песен о киевских или новгородских богатырях. Упоминания же в былинах собственно севернорусских топонимов построены не на эпической лексике, а на лексике присловий (коллективных прозвищ жителей какой-либо местности) и географических песен:

А раструбисты сарафаны по Моше по реке,
А худые сарафаны в Каргопольской стороны…

2. Время былин — не аграрное

Аграрный календарь в строгом смысле слова в эпосе отсутствует: смена сезонов, календарные праздники, оформляющие начало либо завершение полевых работ, практически не отражены, действие происходит на фоне условного «вечного лета» (за исключением нескольких сюжетов с матримониальными коллизиями, где фигурирует снег).

3. Пространство былин преимущественно урбанистическое

В эпических песнях упоминаются городские стены, мостовые, княжеские терема и тюрьмы-погреба, кабаки, церкви. Действие разворачивается в конкретно обозначенных локусах: Андрейска мала улица, Маринкин переулочек, улица Игнатьефьска, переюлки Демидофски, Конная горка, Жироевлиньская улица и тому подобное.

4. Богатырская и воинская тематика былин свойственна в большей степени военно-аристократической социальной среде, нежели крестьянской

Отталкиваясь от повторяемости в былинах структуры «охота перед боем», эстонский и американский фольклорист Феликс Ойнас заключил, что, так как охота на крупных животных и птиц, равно как и вооруженные сражения, относится к сфере деятельности привилегированных сословий, это свидетельствует об аристократическом происхождении русского эпоса.
По мнению Всеволода Миллера, изначально «слагались песни княжескими и дружинными певцами там, где был спрос на них, там, где пульс жизни бился сильнее, там, где был достаток и досуг, там, где сосредоточивался цвет нации, то есть в богатых городах». Ученые «исторической школы» искали подтверждение своих идей в исторических документах — летописях, «Слове о полку Игореве», в которых упоминаются певцы, воспевавшие «славу» князьям-воинам.

5. В былинах отражены черты аристократического быта

Борис Соколов отмечал сходство в описаниях княжеского пира в былинах и московского придворного быта: например, рассадка гостей в зависимости от их значимости «произведена с точным соблюдением местнических правил при царском дворе XVI–XVII веков». В былине «Данило Ловчанин» размещение гостя на непочетном месте становится поводом для конфликта:

Тут и делал Владимер-князь почесьён пир
Про многих хресьян да и про бояринов,
А садил тут Данила да за окольней стол
А с тема он детьми ёго со боярьскима —
А пить и исть есвы да ожурёные.
Говорит тут Данило да сын Игнатьевиць:
«Не сидеть мне за столом бы да за окольнием
А с тема ноньце детеми да со боярьскима,
А пить и ись есвы да ожурёные:
Мне-ка перво бы место моё Данилово —
А сидеть подли князя да по праву руку,
А второ бы место моё Данилово —
А сидеть подли князя да по леву руку,
А не сидеть мне-ка с детеми да со боярьскима!»
Говорит тут кнезь Владимер да стольне-киевьской:
«Уж ты много нонь, Данило, в супор заговорил!
Я накину на тибя службу тяжелую…»  

Источники

  • Астахова А.  М. Русский былинный эпос на Севере.

    Петрозаводск, 1948.

  • Миллер В. Очерки русской народной словесности.

    M., 1897.

  • Петров Н. В. Городское пространство в русском эпосе.

    Живая старина.::М., 2011. № 1.

  • Соколов Б. Былины.

    Литературная энциклопедия. В 11 т. Т. 2.::М., 1929. 

  • Oinas F. J. The Problem of the Aristocratic Origin of Russian Byliny.

    Slavic Review. Vol. 30, 1971. 

Теги

Мифы
Фольклор

Радио ArzamasНовый выпуск подкаста «Вашими молитвами» — о кадише

Этнограф и фольклорист Мария Каспина рассказывает о кадише сироты, еврейской поминальной молитве, в которой нет ни слова о смерти

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

14 минут

1/5

Что такое былина?

Как открыли русский эпос в XIX веке, как его воспринимали и зачем Святогор положил Илью Муромца в карман

Читает Никита Петров

Как открыли русский эпос в XIX веке, как его воспринимали и зачем Святогор положил Илью Муромца в карман

11 минут

2/5

Добрыня Никитич и Крещение Руси

Отразились ли в эпосе исторические события, были ли у богатырей реальные прототипы и как академик Рыбаков нашел в былинах мамонта

Читает Никита Петров

Отразились ли в эпосе исторические события, были ли у богатырей реальные прототипы и как академик Рыбаков нашел в былинах мамонта

12 минут

3/5

Три науки молодецкие

Почему любовь в былинах в основном трагическая, зачем богатыри отрубают губы своим невестам и как Добрыня избавился от присушки

Читает Никита Петров

Почему любовь в былинах в основном трагическая, зачем богатыри отрубают губы своим невестам и как Добрыня избавился от присушки

10 минут

4/5

Как Илья Муромец стал святым

Как строится былинная биография героя, почему именно Илья стал реальным историческим лицом и кому это было выгодно

Читает Никита Петров

Как строится былинная биография героя, почему именно Илья стал реальным историческим лицом и кому это было выгодно

11 минут

5/5

Песни о Сталине и другие новины

Как советская власть пыталась заставить народ петь о новых героях и почему это погубило русскую эпическую традицию

Читает Никита Петров

Как советская власть пыталась заставить народ петь о новых героях и почему это погубило русскую эпическую традицию

Материалы

Новые песни о главном: Сталин и вытрезвитель

Как правительство пыталось легитимизировать свою власть с помощью фейклора

Никита Петров: «Фольклор не умрет никогда»

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Весь курс за 5 минут

Всё о богатырях, былинах и русском эпосе в самом кратком изложении

Сказители-звезды

7 коротких рассказов о главных певцах былин Русского Севера

Как присушить парня

Несколько народных способов приворота, собранных в фольклорно-этнографических экспедициях

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Былинные головные уборы в Красной армии

Краткая история легендарной буденовки

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Общий предок Одиссея и Ильи Муромца

Существовал ли общий, индоевропейский праэпос?

Как стать сказителем

Подробная инструкция, как стать былинным певцом и собирать вокруг себя толпу рыбаков

Как открыли былины

История о том, как ссыльный выпускник Московского университета в XIX веке нашел русский эпос

Кто автор фольклора?

Что такое предварительная цензура коллектива

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Cловарь терминов русского фольклора

Чем сказка отличается от былины, кто такой сказитель и что такое инвариант

Герои былин в русской живописи

Как видели национальный эпос Васнецов, Билибин, Рерих и другие художники

Былинная охота на мамонтов и прочие спекуляции

Почему академик Рыбаков был неправ

Карта былинного мира

Где живут богатыри, куда ездят собирать дань и пировать, а где находят свою смерть

Былинные слова и выражения

Лельки, пельки и другие непонятности из русских былин

Какой вы богатырь?

Ответьте на вопросы и узнайте, на кого из эпических героев вы похожи

Кто отрубил руки невесте?

Тест на знание характеров персонажей русского эпоса

Краткий разговорник для путешествующих в мир былины

Как сказать богатырям «здравствуйте, коллеги!» и «я вне себя»?

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

1. Заонежье – сокровищница русского фольклора. Основные фольклорные жанры | Традиционная культура русских Заонежья| Электронная библиотека

В мировой фольклористике Заонежье считается одной из «архаических зон», местом, сохранившим уникальные факты крестьянской культуры. Заонежье вошло в историю культуры как «Исландия русского эпоса», родина замечательных сказителей былин. «На материале, записанном в Карелии, – писал известный советский ученый–фольклорист М.К.Азадовский, – создавалась, в сущности, вся русская наука о фольклоре» [1 , с.20] .

Среди фольклорных жанров, долгое время бытовавших на территории Заонежья, следует отметить, в первую очередь, былины, исторические песни, причеть, сказки, песни.

Широкие возможности для изучения русского былинного эпоса открылись только во второй половине XIX в., после опубликования впечатляющих трудов П.Н.Рыбникова и А.Ф.Гильфердинга, известных как «Песни, собранные Рыбниковым» (1861–1867) и «Онежские былины» (1873). Ранее этот жанр фольклора считался безвозвратно утраченным. Сборники Рыбникова и Гильфердинга были созданы на материале, собранном в основном в Заонежье и Пудожье. Среди мест проживания лучших сказителей, в первую очередь, собиратели выделяли Сенную Губу и окрестности о.Кижи, где было расположено несколько деревень, среди них – дд. Гарницы, Потаневщина (близ современной д.Середки), Боярщина, Кургеницы, Волкостров. Каждая из них связана с именами выдающихся исполнителей былин. Это несколько поколений сказителей Рябининых, В.П.Щеголенок (Шевелев), С.Корнилов, Т.Иевлев, Л.Богданов. Все они обладали особой манерой сказывать былины, и если Рябинины тяготели к классическому исполнению, стремились точно следовать старому принятому тексту, то В.П.Щеголенок (Шевелев) был блестящим примером сказителя–импровизатора. Прах кижских сказителей ныне покоится на кладбище Кижского погоста.

Былины.

Былины («старины», «старинки») разделяются на два основных вида – героические и романтические, балладные. Героические былины воспевают подвиги богатырей, защищавших Русь от иноземных захватчиков, они несут в себе отзвуки крупных исторических событий прошлого. По традиции, каждому герою былины присущи определенные черты, узнаваем и его внешний облик, и качества характера. Центральной фигурой героического эпоса является Илья Муромец, крестьянин–богатырь, превосходящий силой, храбростью и мудростью всех окружающих. Почти не уступает ему в популярности другой богатырь – Добрыня Никитич. Кроме отваги и силы, он наделен еще и дипломатическими способностями.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В былинах романтических часто разрабатывается тема семейного счастья, с большими подробностями рассматриваются картины частной жизни богатырей, даются блестящие бытовые зарисовки.

Былина состоит из запева («зачина»), основной, повествовательной части и «исхода». Она пелась на определенный мотив. Былинное повествование отличалось медлительностью и плавностью. Этому способствовало употребление постоянных эпитетов (сабля острая, береза белая и т. д.), устойчивых словесных формул, повторение отдельных слов и их синонимов (давным – давно, со горя – со кручинушки и т.д.), а также отдельных фраз и целых эпизодов (седлание коня, пир у князя Владимира, богатырская поездка и т.д.).

Исполнение былин, выдержанных в русле традиционной поэтики, – творчество весьма своеобразное, его успех во многом зависел от индивидуальных наклонностей и способностей сказителя. В устах человека одаренного былина не являлась чем-то застывшим, в ней всегда находило воплощение личное начало, индивидуальность исполнителя. Таким, поистине, уникальным сказителем в XIX в. был Трофим Григорьевич Рябинин, которому в данном сборнике посвящена отдельная глава.

Исторические песни.

Очень близки былинам исторические песни. Главным образом, историческая песня описывает события XVII–XVIII вв., времени роста и укрепления Московского государства. С исключительной полнотой в ней отражена эпоха Ивана IV, которому принадлежит честь победоносного завершения борьбы с татарами, причинившими так много бед и горя русской земле. Высоким патриотическим чувством проникнуты и «старины» о полководце Скопине–Шуйском, одержавшем в 1610 г. победу над польскими интервентами. Как правило, исторические песни тоже входили и в репертуар сказителей былин.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Причеть.

К важнейшим жанрам фольклора следует отнести и причеть. Если исполнение былин и исторических песен было, по преимуществу, уделом мужчин, то причеть по праву считается «женским» жанром.

Причеть («плач») – это своеобразная элегическая импровизация, не имеющая устойчивого текста, создаваемая женщинами в связи с особыми семейными событиями. Это могли быть свадьба, похороны. Также поводом могли служить какие-либо жизненные обстоятельства, как правило, трагического или скорбного характера: проводы в рекруты, неурожай, голод, пожар, сочувствие горю близкого человека и т.д. Причитывающая женщина («причитальщица») уясняла для себя и своих слушателей смысл и причины произошедшего, говорила о возможных последствиях. Причитальщица (по-заонежски – «вопленица») в Заонежье была официальным общественным лицом. Хорошо знакомая с тонкостями обрядов, она руководила ходом свадеб, похорон, поминок. Свадебная, похоронная, рекрутская причеть были неотъемлемыми составляющими обрядов.

Одной из самых знаменитых воплениц Заонежья была Ирина Андреевна Федосова (1827–1889 гг.), уроженка д.Софроново Толвуйской волости. Преподаватель Петрозаводской духовной семинарии Е.В.Барсов писал о ней: «Крайне невзрачная, небольшого роста, седая и хромая, но с богатыми силами души и в высшей степени поэтическим настроением. Речь у нее живая и бойкая, то и дело льются с языка пословицы и поговорки. Тринадцати лет она была уже вопленицей, известной всему Заонежью». В 1872 г. плачи, записанные от Федосовой, были опубликованы Барсовым в двухтомнике «Причитания Северного края» (1872, 1882 гг.). Это издание было удостоено премии Императорского Географического общества.

Встреча с Ириной Федосовой произвела исключительно сильное впечатление на молодого А. М.Горького, впоследствии он ввел описание встречи с ней в первую часть романа «Жизнь Клима Самгина». Содержание и поэтические достоинства произведений народной поэтессы высоко оценил Н.А.Некрасов, который широко использовал мотивы олонецких причитаний в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо». Эти факты приводятся не в доказательство талантливости народной поэтессы, она очевидна и не требует подтверждений. Скорее, они говорят о большом влиянии лучших образцов народного искусства на «профессиональную» литературу.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Новый этап исследования фольклора Русского Севера связан с советским периодом. В 1926 г. была организована комплексная экспедиция под руководством К.К.Романова (г.Ленинград, Государственный Институт Истории Искусства). Экспедиция носила комплексный искусствоведческий характер и исследовала все виды народного искусства Заонежья – архитектуру, декоративно–прикладное искусство, фольклор, народный театр.

Участниками экспедиции, занимавшимися сбором былин под руководством А. М.Астаховой, была обследована западная часть Заонежья, сравнительно слабо изученная в XIX в. Несмотря на то, что им удалось записать 32 былины, основной вывод, к которому пришли исследователи, состоял в том, что они оказались наблюдателями «угасания» жанра былин в Заонежье. Отмечалась «довольно резкая картина разрушения былинной традиции», в частности, тот факт, что былины к тому времени уже не бытовали, являясь неотъемлемой частью жизни, а лишь хранились в памяти. Это означало, что потребности в сказывании былин ни у исполнителей, ни у слушателей уже не было. Исчезало чувство былинного стиля, ясно просматривалась тенденция к ускорению действия. Кроме того, забывались тексты и былинные напевы. Вместе с тем, еще оставались и великолепные мастера–сказители, как наиболее значительное явление ученые отметили причитания Настасьи Степановны Богдановой (род. в д.Конда в 1856 г.).

Отдельная группа специалистов в это же время собирала сказки. Мнение руководителя группы, И.Карнауховой, о бытовании сказок в Заонежье было, напротив, весьма оптимистичным, отмечалось, что «на Русском Севере сказка живет и бытует повсюду». Учстники группы записали 138 сказок, 278 загадок, познакомились с талантливыми сказочниками: И.В.Митрофановым, П.Н.Коренной, П.Г.Горшковым.

Собирателями песенного фольклора было отмечено забывание старинных «досюльных» текстов и появление новых песен, более простых по форме и коротких, отражающих новый ритм жизни. Их называли «вертушки», «частушки».

В том же году специалистами из Москвы Б.М. и Ю.М. Соколовыми была организована еще одна экспедиция в Заонежье, которая имела название «По следам Рыбникова и Гильфердинга». Целью экспедиции было проследить эволюцию русского эпоса в местах, уже обследованных ранее. Результатом работы стало издание в 1948 г. сборника «Онежские былины». Кроме ценнейших былинных текстов он содержал характеристики всех сказителей, от которых записывались былины. Отдельная и очень подробная характеристика была дана П.И.Рябинину–Андрееву, продолжателю рябининской династии, лучшему сказителю Заонежья первой трети ХХ в.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi. karelia.ru]

В послевоенные годы интерес фольклористов к Заонежью все возрастает, экспедиции, организуемые самыми различными учреждениями, следуют одна за другой. Интересен тот факт, что в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания было записано большое количество новых плачей. Очевидно, что сами обстоятельства жизни вновь сделали этот жанр фольклора необходимым душе человека. Вместе с тем, количество былинных сюжетов неуклонно сокращалось. Результаты экспедиций 50–60 гг., предпринятых специалистами МГУ, показали, что Заонежье сохранило только треть былинных сюжетов, записанных собирателями XIX в. Таким образом, постепенно этот край терял свой статус сокровищницы былевого эпоса. Экспедиция 1956 года под руководством Э.В.Померанцевой записала всего четыре былинных фрагмента.

Экспедиция 70–80 гг., как и прежде, фиксировали большое количество песен, сказок, преданий, частушек, баллад, этнографических рассказов, плачей и заговоров. Записей былин, сделанных в этот период, уже нет, в последние десятилетия былины совершенно исчезли из фольклорного искусства Заонежья.

Использованная литература и источники:

  1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.II. М., 1963.
  2. Витухновская М.А., Калашникова Р.Б., Трифонова Л.В. Научная справка к ТЭПу выставки «Фольклор Заонежья». НРФ НБ музея «Кижи», 1983. №655.

Основная рекомендуемая литература:

  1. Астахова А.М. Былина в Заонежье // Искусство Севера. Заонеже. Л, 1927. – С.78–104.
  2. Колпакова Н.П. У золотых родников. Записки фольклориста. Л., 1975.
  3. Карнаухова И. Сказочники и сказка в Заонежье // Искусство Севера. Заонеже. Л, 1927. – С.104–120.
  4. Кузнецова В.П., Набокова И.И. Абросимова Д.Д. Ирина Андреевна Федосова – вопленица и поэтесса. Петрозаводск, 2011.
  5. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. СПб., 1999.
  6. Разумова И.А. Сказка и быличка (мифологический персонаж в системе жанра). Петрозаводск, 1993.
  7. Чистов К.В. Ирина Андреевна Федосова. Петрозаводск, 1988.

// Традиционная культура русских Заонежья
Интернет-публикация kizhi. karelia.ru. 2022. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска

 Дом  Поиск Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас Справка

Ключевое слово SearchAdvanced Search

Поисковые книги для:

Советы по поиску

9004

966..

.

. 700677.

. 700677777.

7. 7006777777777777676 гг. 200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940  to  200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940

Show all books public access books   [?]


Точная фраза: «Недохранитель в Америке»

Жанр Эпос о Гильгамеше

Жанр Эпос о Гильгамеше | Шмуп

Магазин не будет работать корректно, если файлы cookie отключены.

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Жанр

Фольклор, легенды и мифология; Эпический; Приключение; Совершеннолетие; Квест

Основано на реальных событиях… Или нет

Понятно, что история Гильгамеша — исторического царя Урука — передавалась из поколения в поколение, что-то вроде телефонной игры, подчеркивая различные характеристики и сюжетные линии, а не время. (Мы вполне уверены, что первоначальный царь Гильгамеш на самом деле не был богом на 2/3 и не0116 на самом деле путешествие на край земли.)

Как мы обсуждаем в разделе «Писательский стиль» этого модуля, Эпос о Гильгамеше претерпел множество различных воплощений, прежде чем достиг своей нынешней версии. Фактически, кажется, что эта история была доминирующей на протяжении более 1000 лет во всем регионе Месопотамии; поэтому мы считаем, что самая основная классификация этой истории относится к категории «Фольклор, легенда и мифология». (На самом деле, мы думаем, что у него может быть изобрел этот жанр.)

Эпос

Но мы также думаем, что можем поместить его в категорию «Эпическая поэзия» — и у нас есть даже более веские основания для этого, чем просто то, что он называется Эпопея о Гильгамеше (хотя , мы согласны, что это довольно веская причина). Например, эпические герои:

  • рождаются у родителей с впечатляющими послужными данными (мать Гильгамеша, Нинсун, — богиня; его отец, Лугальбанда, был предыдущим царем Урука — самого «цивилизованного» места на земле, насколько обеспокоены шумеры)
  • несут большую ответственность перед своими последователями (гражданами Урука)
  • сильны, могущественны и красивы (ммм… Гильгамеш, кто-нибудь?)
  • отправляются в путешествия (путешествие в Кедровый лес, а затем приключение до конца числа в мире?)
  • сражаться с монстрами или другими не очень сильными врагами (Хумбаба, Небесный Бык)
  • очень везет с дамами (помните, когда богиня Иштар хотела быть его любовницей?)

Еще не убедились?

Все прочее

Очевидно, что Гильгамеш вполне может претендовать на роль «Приключения» из-за всей этой сумасшедшей безрассудности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *