Былины вольга святославович краткое содержание: Summary volga svyatoslavovich. Volga Svyatoslavich (also Volkh Vseslavievich) was a hero werewolf (sorcerer) of Russia. The main characters of the epic

Волга Святославович: Характеристика богатыря

Волга Святославович — известный былинный богатырь, в котором отразились черты как исторического, так и первобытнообщинного строя. Особенность персонажа в том, что, по преданиям, он умел понимать язык зверей и птиц, а также превращался в животных. В науке существует точка зрения, что в лице этого персонажа сочетались черты нескольких реальных древних князей.

Мнения о происхождении

В историографии существует несколько мнений о том, кто такой Волга Святославович. Некоторые исследователи усматривают в его образе черты первобытнообщинного быта. Они ссылаются на следующие сюжетные моменты в былинах: описание грома и молнии при его рождении, а также мифологический факт, что, согласно сказаниям, его отцом был змей.

Некоторые ученые видят в этом отголосок древних славянских культов и языческих верований. Однако другие авторы прослеживают в этом персонаже настоящие исторические корни. Например, существует версия, что Волга Святославович был прототипом полоцкого князя Всеслава. Существует точка зрения, что герой отражает черты знаменитого Вещего Олега, который, по преданию, погиб от укуса змеи, в чем проводятся параллели с историей этого сказочного персонажа.

Рождение

С именем героя связано несколько нарративов, и первый посвящен его рождению. Как уже было сказано выше, его происхождение окутано разного рода мифологическими наслоениями. В момент его рождения, по легенде, раздался гром, сверкнула молния, и все звери испугались. Как и многие другие русские народные сказки, Волга Святославович рос не по дням, а по часам, интенсивно набираясь сил. Он быстро научился читать и писать, а также понимать язык животных. В этой версии его происхождения ярко выражено влияние языческих тотемных представлений древних славян на связь людей и животных.

Войны

Волга Святославович, былина о которой посвящена его путешествиям в заморские страны, был одним из самых популярных фольклорных героев древнерусского эпоса. Его отличие от других персонажей в том, что он добивается победы не физической силой, как другие рыцари, а хитростью, магией и магией. Это показано в работе, посвященной его походу в Индию.

По легенде он набрал отряд и отправился воевать в чужие края. Неизвестный автор пишет, как он превращается то в волка, то в сокола, добывая дичь своим воинам в пищу. Перед осадой, по мифу, он превращает воинов в муравьев, а после взятия крепости возвращает им человеческий облик. После победы он женится на жене погибшего правителя, а его воины берут себе в жёны местных женщин.

Исторические мотивы

Многие исследователи находят в этом эпизоде ​​еще одно важное отличие истории персонажа от традиционных повествований о рыцарях. Дело в том, что обычно былинный древнерусский воин не оставался на месте, а продолжал путешествовать по русским землям, защищая их от врагов. Тот факт, что герой остался в завоеванном городе, позволяет многим авторам утверждать, что в этой легенде есть отголоски далекого времени переселения и вражды племен между собой, когда завоеватели селились на завоеванных территориях и женились на местных жительницах.

Встреча с Микулой Селяниновичем

Об отражении многих архаичных черт в мифах о богатыре говорит их краткое содержание. Волга Святославович путешествует не только по заморским краям, но и по русским землям. Одна из легенд рассказывает, как он получил в наместничество три города, где намеревался собирать дань. Он собрал свой отряд и отправился в путь. По дороге он встретил крестьянина-пахаря, работавшего плугом на земле.

В произведении дано пространное описание этого нового героя, простого крестьянина микика Микулы, который одной рукой мог поднять тяжелый плуг, который не могли вытащить из борозды ни ополченцы, ни сам Волга. По сюжету, главный герой отдал Микулу в управление этими городами после того, как тот привел в порядок дела по сбору дани. Дело в том, что сборщики налогов злоупотребляли своими полномочиями, собирая больше денег, чем положено.

Исторические реалии

Основная идея былины «Волга Святославович» заключается в том, что в ней показаны не только ратные подвиги воинов, но и простой крестьянский труд, а также занятия древних славян. В легенде об индийском походе охота показана, например, как основное занятие народа. Если в других произведениях этот вид занятий изображался как забава князей и их дружинников, то здесь показано, что лесная промышленность давала людям средства к существованию. В произведении отразились те времена, когда население еще не знало ни земледелия, ни скотоводства, а занималось в основном земледелием. Так вот, именно за счет добычи отряд персонажа кормится в походе.

Влияние иностранных легенд

Вторая часть, по признанию исследователей, менее исторична, так как в ней нашли отражение несколько культурных пластов, например, мотивы произведений об Александре Македонском, также совершившем поход в Индию. Кроме того, имеется ряд отсылок к сказкам других восточных народов. Это коснулось, прежде всего, фольклорных моментов, связанных с превращением персонажа в животных. Однако в былине есть отсылка к событию из древнерусской истории: речь идет о походе Вещего Олега на Византию. Этот принц строил корабли на колесах, чтобы возглавить армию. Волга также прибегает к различным уловкам, чтобы добиться взятия города.

Новгородские корни

История встречи богатыря с Микулой, по замечанию большинства специалистов, связана с новгородскими реалиями. На это указывает описание природы, напоминающей северные районы страны. В этих местах почва была очень трудной для вспахивания, в ней действительно были камни, как сказано в былине. Кроме того, в произведении упоминаются соль и гроши, что, по мнению некоторых авторов, связано с тем, что Новгород, имея достаточно собственной соли, тем не менее покупал ее у немецких купцов, за что платил большую дань. Имеется в виду упоминание о недобросовестных сборщиках налогов. Также в былине упоминается город Ореховец, в котором многие историки видят отсылку к древнему городу Орешке.

Еще один интересный момент, на который указывают авторы этой эпопеи, это то, как показаны отношения персонажа с простым крестьянином. Микула явно превосходил свою Волгу в силе и ловкости. Его кобыла была резвее и выносливее волжских лошадей. В этом авторы видят отсылки к тому далекому времени, когда варяжские дружины и местное славянское население враждовали друг с другом.

Особенности

Былины, посвященные этому персонажу, отличаются тем, что в них отразился ряд архаичных черт, присущих древнерусскому обществу. Поэтому в его образе соединились сразу несколько культурных традиций Волжского Святославовича. Мультфильм, снятый в 2010 году, однако, не отразил типичных для этих произведений древнерусских мотивов. Но предания показали переходный период в становлении Древнерусского государства с сохранением элементов общинного строя, но с возникновением политической власти правителей. В этом разница между легендами и традиционными эпосами, которые показывают уже сложившуюся социальную структуру. Но ни одной из этих особенностей не продемонстрировал мультфильм «Волга Святославович», снятый в современном стиле без учета исторических реалий.

Примеры былины. Герои русских былин

Былины — вид устного народного творчества в песенно-эпической манере. Их сюжет, как правило, строится на описании какого-нибудь экстраординарного события из прошлого или примечательного исторического эпизода. Герои эпического эпоса разнообразны по характеру, но сила их всегда обращена на борьбу со злом. Враги героев описаны не менее красочно, каждый персонаж — типичный злодей. Примеры былин многочисленны, но некоторые необходимо выделить, об этом пойдет речь в этой статье.

Как появился литературный термин «былин»

Современное название было предложено в 1839 году филологом Иваном Сахаровым, опубликовавшим свой очерк в издании «Песни русского народа». Ученый употребил словосочетание «по былинам», что означает «по фактам». «Был», «бывший», «былин» — языковой выбор оказался удачным.

Традиционно былины делятся на два обширных цикла: Киевский и Новгородский. С первым связано основное количество действующих лиц, оно же доминирует и в рассказах, в которых фигурируют стольный град Киев и двор князя Владимира Святославовича, а позднее Владимира Мономаха.

Герои богатыри Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Чурило Пленкович, Михайло Потык. Новгородские былинные богатыри — огородный купец Садко и богатырь Василий Буслаев. «Старшие» киевские богатыри — Микула Селянинович, Святогор и Волга.

Исследователи

Образцы эпоса характеризуются тем, что вплоть до 18 века их никто не записывал. Первый сборник за авторством Кирси Даниловой был создан в Москве только в 1804 году. И только после этого последовали дополненные переиздания. На волне интереса к эпическому эпосу в 1830–1850-х годах славянофил Петр Васильевич Киреевский организовал всемирное собрание фольклорных произведений. За короткое время он и его помощники записали несколько сотен былин в Поволжье и северных губерниях, а затем в Сибири и на Урале. Результатом работы группы исследователей стали 80 предметов.

В целом образцы эпического эпоса были полностью систематизированы в короткие сроки, и ученые-филологи получили возможность работать с обширным эпическим материалом. Результатом этого стало использование фольклорных произведений в диссертационных и научных работах. На международный уровень были выведены наиболее значительные образцы эпического творчества русского народа.

Большинство былин имели мифологическую основу с описанием природных явлений экстремального характера и богатырей, преодолевающих их последствия. И это всегда было успешно. На протяжении нескольких столетий былины всячески переделывались, переделывались и сокращались. Одно время легенды смешивали с устными фольклорными произведениями Запада, но заканчивали ненормативной лексикой, и такие попытки в дальнейшем пресекались. В конце концов, эпический эпос заказан.

Характерные черты

Постепенно былины приняли устойчивую фольклорно-литературную форму, и таким образом появился вполне определенный поэтический стиль, состоящий из сочетания дактиля с хорей, а позднее и анапестиков. Рифмы практически не было, все строилось на благозвучии стиха и его музыкальности. Поэтические былины отличались от «побывальщин», примитивных высказываний в прозе, которые как искусство не принимались публикой. Слог оригинального эпоса всегда богат поэтическими фразами, полон эпитетов, аллегорий и сравнений. При этом стихи ясны и логичны по своему звучанию.

Обычно поэтический эпос делился на две части. Рассказчик, согласно первой, должен был импровизировать, представлять тексты как бы от себя, а вторая часть обязывала его следовать определенной схеме, типично передавать содержание в точных выражениях, не меняя ни единого слова. Таким образом, получалась словесная мозаика, которая не всегда выглядела органично. Многое зависело от таланта рассказчика.

Илья Муромец, богатырь былины

«…Жил под городом Муромом, в селе Карачарово, крестьянин богатырского роста, но ходить не мог, все лежало на печи, и Илья грустил о том, что ноги его не шевелились, он слышал, как разбойники на дорогах грабят людей, Змей Горыныч на Руси мне так жаль, я всех девиц извел. грустный.

Скитальцы помогли, чтоб воду попить пришли. Били и поправляли ноги Илье Муромцу, он встал, нашел шёлковый шёлк невиданный. Купил я себе хорошего коня, выхолил, вылил по утренней росе, и подошел конь Ильи, сильный и быстрый.

Илья собрал, оседлал Бурушку и поскакал за порядком в России, только его видели.

Садко

Русский народный фольклор отличается разнообразием сюжетов и декоративных особенностей. Герои попадают то на остров, где живут чудовища, то в океан, где их ждет морской царь с русалками.

Былина «Садко» — одно из лучших эпических произведений. По ее мотивам создана одноименная опера Римский-Корсаков. Кроме того, эпопея «Садко» послужила сюжетом для фильма режиссера Александра Птушко с Сергеем Столяровым и Аллой Ларионовой в главных ролях.

«…В славном Новограде, как жил-был купец Садко, богатый, красавец. Раньше у него были только гусли-лангусты, на пирах приглашали играть, вот он и жил. Но только вот его не позвали не раз, а не два и не три, думал Садко, выходил на Ильмень-озеро, садился на белотопливный камень, тронул струны.0003

Вода вздымается волнами, появился морской царь. — Славно ты играешь, Садко, как тебя отблагодарить? Аль клад золотой? Приезжай в Новоград и бери ой большой заклад. Положи ярую голову на товар купца, который непомерен. «Так скажи мне: в озере Ильмень водится золотая рыбка. Накопишь грош, выйдешь на берег с шелковым сачком, я дам тебе три золотых рыбки-пера». красный гусляр Садко, он стал торговать, чтобы получать большие барыши. Он разбогател и вернул купцам их красные товары. И он стал жить на свое новое богатство. А как Садко плавал по морям и привозил жену, — это другая история…»

Богатыри Волга и Микула Селянинович

Среди русских былинных образов есть богатыри, сказители которых наделены небывалой силой, и пока они живут в необычной обстановке, под стать их сказочной мощи.

Былина «Вольга и Микула» — великолепный образец фольклорного произведения, показывающий, как герои русского эпоса объединяются для борьбы с бесчинствами на Руси. В те смутные времена бюрократия на Руси была разгромлена, все вопросы решались только за взятки. От неправомерных действий «государственных служб» пострадал простой пахарь Микула Селянинович, об этом повествует эпос «Волга и Микула».

«…Ночь рассыпала по небу, и родился юный богатырь молодой Волги Всеславич утром у Руси-Матери. Спал младенец час, потянулся, и все пеленки лопнули, золото ремни.И так Волга сказала моей маме: «Мадам-матушка, не заворачивайте меня, вложите железо в ваши доспехи, в руки вложите каску и дайте стоп-пробную дубинку». Мать испугалась, а Волга растет как на дрожжах, растёт и учится читать.. Как шесть лет прошло, я пошёл гулять, земля тряслась. Звери спрятались, птицы улетели, а Волга даёт нам выдумывать всякие забавы: тогда она становится сокола и взлетает в небо, то перескакивает на оленя, то превращается в серого волка. А как богатырю стукнуло 15 лет, вот он и добрые дела натворил. А что — это другая история…»

Микула Селянинович

«…Ранний Волга собрал Волгу с дружиной для сбора налогов с городов, проехали, может, версту, как слышат — рядом кто-то пашет, на камешках гальку пашет. Пошли мы к пахарю, а они не могут до нас дойти,под вечер не дошли,мы до следующего дня не дошли,только лемех метет да пахарь свистит.Приехали на третий день,на закате.Слез с Волги с коня, поклонился пахарю в пояс: «Здравствуй, добрый человек, в поле рабочие!» «Будь здоров, Волга Всеславович, где ты держишь путь?»

Долго, коротко они об этом говорили, и пошли дружно разбойников на большую дорогу пугать. Освобождено сто городов и тысяча деревень, но пахарем этим был Микула Селянинович, русский богатырь. Они с Волгой подружились, и на следующий день всю нечисть вывели, вывели начисто. А какое у них было застолье на столах дубовых и в лесу — об этом другая история расскажет…»

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Большинство произведений русской былины хрестоматийны, время на них не властно, а их популярность растет с каждым годом. Шедевры включаются в школьные программы, по ним проводятся научные исследования. Былина «Соловей-разбойник и Илья Муромец» как раз такое произведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *