Былины краткое описание: Былины – жанр и классификация

Былины – жанр и классификация

«Сказка – складка, песня – быль», быль, т. е. бывшее, случившееся на самом деле. Вот откуда происходит слово – былина.

Былинами называются песни, в которых рассказываются и восхваляются подвиги любимых народных героев – богатырей. Эти богатыри – люди, одаренные сверхъестественной силой, совершающие сверхъестественные чудесные подвиги. Несмотря на слова «песня, быль», не надо думать, что все, что говорится в былинах, – правда. Наоборот, – много в былинах сказочного, чудесного. В былинах есть некоторые исторические черты, и некоторые богатыри напоминают действительно существовавших людей, но все же самые эти богатыри, герои былин, созданы народной фантазией, воплотившей в них свои идеалы.

 

Добрыня Никитич и Змей Горыныч. Мультфильм по былине

 

Авторами былин являлись, скорее всего, дружинники князей, певцы, сочинявшие и певшие эти былины для князей. Позднее былины пелись специальными «гуслярами», «сказителями», часто слепцами, которые «сказывали», нараспев пели былины, аккомпанируя себе на гуслях. Так же, как и сказки, былины часто изменялись, переходя от одного гусляра к другому, поэтому иногда существуют разные варианты одной былины.

Слово «былины» – искусственное, книжное. Народ называл эти песни «старинами», «старинками». В самых песнях былевых нет слова «былина», а всегда – «старина». «То старина, – то и деяние» – или: «тем старина и кончилась» – им: «благословите, братцы, старину сказать!» – такими словами начиняется, или оканчивается «сказыванье» былины.

Само слово «богатырь» тоже вызвало целую литературу. Ученые, стоящие на мифологической точке зрения, производили это слово от слова «бог» чрез прилагательное «богат», т. е. богатырь для них был существом, «богатым» высшими качествами, – героем, происшедшим от бога[1], «богато одаренным, силами обильным».

Даль в своем «словаре» отметил слово «богатырь», как татарское. И это толкование взяло верх; было указано, что: 1) слово это присуще из всех славянских языков, только русскому и польскому (в южнославянском – юнак), т. е. встречается лишь у тех народов славянских, которые столкнулись с татарами, – 2) у русских оно появляется в летописи только после нашествия татар и, прежде всего, исключительно в применении к татарским воеводам[2], в качестве их титула. В древнерусской письменности, еще не знавшей этого слова, мы встречаем, вместо слова «богатырь» – кмет, муж, воин, храбор (хоробор, хоробер, добль = храбрый, славный), – реже витязь, а позднее – удалец, резвец.

Былин – очень много. Можно разделить их на три части, на три цикла:

 

1) Былины о старших богатырях: Святогоре, Вольге Святославиче и Микуле Селяниновиче.

2) Былины о младших, или Киевских богатырях: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и др.

3) Былины о Новгородских богатырях: Садко, Василии Буслаевиче и др.



[1] Противоположностью слова «богатырь» является, по мнению мифологов, слово «убогий», т. е. лишённый милости Бога.

[2] В различных формах: батур, батырь, батор, бохадур. В лето 6748 (=1240) среди воевод Батыя именуются Обедяй-богатырь, Бурундай-богатырь и мн. др.

 

Краткое содержание былины Илья Муромец и Соловей разбойник для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Год: IX — XI век       Жанр: былина

Главные герои: богатырь Илья Муромец и Соловей Разбойник.

Былина говорит нам о спеси столичной княжеской верхушки, ей противопоставляется моральный дух и достоинство народных богатырей. Простой народ всегда знал и помнил, что князь и его прислуги злые и беспощадные, а богатыри, справедливо защищавшие простой народ, были к нему добрыми, честными, были образцом для последующих поколений.

В сказке-былине летописцы повествуют о силе народного богатыря Илье из города Мурома, сына крестьянина из села Карачарова. Сильнее его не было богатыря. Он был сильнее даже придворных молодцов Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В этой сказке Илья Муромец победил Соловья-разбойника.

Краткое содержание былины Илья Муромец и Соловей разбойник читать

Илья имел богатырскую силу. Не зная куда ее деть, оставил отца и мать и пошел сражаться за землю киевскую за князя Владимира. Он побывал утром в городе Муроме и помолился там в церкви. А к вечеру планировал быть в Киеве. Когда подъехал к Чернигову, то увидел, что будто бы черные вороны, окружили город войска большие. И нет возможности там ни пешком пройти, ни конем проехать. Сразился Илья с тем войском, и победил его. Люди Чернигова, пустившие его в город, просили стать их воеводой, но Илья не согласился, а попросил указать ему путь на Киев. Узнал он от людей, что самым близким путем никто не ходит и не ездит, она поросла травой и заложена колодами, что по этой дороге, возле болота и старой березы сидит на высоком дереве Соловей-разбойник, Одихмантов сын. Свистит он как соловей, орет как зверь. От его свиста все к земле клониться, а если кто-то с людей подойдет, — все мертвые лежат.

Но идти прямой дорогой люди боялись. Была и другая дорога, но она была в тысячу верст, а прямой путь был в пятьсот верст. Илья выбрал прямой путь, страшный для других, но не для него, — путь, который перекрыл Соловей-разбойник. Поехал Илья на своем коня богатырском прямой дорогой. Быстро пронесся через долины, речки и горы.

Когда он уже был у речи Смородинки, темного болота и у старой березы, то страшилище засвистело и закричало. Тут же конь под богатырем упал на колени. Пришлось Илье Муромцу силой заставлять лошадь идти дальше. После чего выпустил богатырь стрелу из своего лука и попал Соловью-разбойнику прямо в глаз. И свалился тот на землю.

Русский силач, прицепив его к конской упряжке с правой стороны, и поехал к гнезду соловья. В соловьином гнезде ждали соловья его три дочери. Старшая выглянула в окно и сказала, что приближается их отец и везет с собой человека. И средняя сказала то же, выглянув в окошко. А когда в окно выглянула самая меньшая, то сказала, что, то человек везет на коне их отца с выбитым правым глазом.

Вышли зятья сражаться с Ильей Муромцем в чистом поле, но Соловей-разбойник приказал им бросить оружие на землю и пригласить богатыря к себе в гнездо, А дома накормить и напоить, и одарить. Но Илья Муромец в гости идти не захотел, а поехал в город Киев.

А в Киеве в это время князь Владимир, помолившись в церкви, готовился к обеду в большой гостевой комнате.
Остановил Илья во дворе своего коня и вошел в комнату из белого камня. Перекрестился, князю Владимиру и его родственникам поклонился. И начал князь расспрашивать молодца откуда он и как его зовут, и кто родители его. И ответил Илья, что с утра еще в церкви был в городе Муроме, а к обеду планировал быть уже в Киеве. Ехал кратчайшим путем, мимо речки Смородины, около кривой березы и креста Левонидов.

Не поверил ему князь, сказал что, тот врет ему и в глаза смеется. Что возле Черниговского моста стоят вражеское войско, там птица не пролетит, и зверь не пробежит, и конем не проехать. А дальше по прямой дороге на Киев сидит на дереве Соловей-разбойник.

Рассказал тогда Илья князю о своих победах, и тот поспешил к Соловью-разбойнику, увидев его, приказал ему князь засвистеть. Но того уже покормил Илья Муромец, и злодей сказал, что, кто кормит, тот и приказывает. Тогда Илья Муромец приказал ему князя потешить. Тот попросил полтора ведра вина для того, чтобы исцелились свои раны. Вино принесли, Соловей-разбойник его выпил и засвистел по-соловьиному, и зарычал по-звериному. От его свиста крыши теремов наклонились, часть людей упали мертвыми, а князь испугался и соболиной шубой укрылся.

Выехал Илья Муромец конем в чистое поле и вывез с собой Соловья-разбойника. Отрубил ему голову, приказывая, что, не издеваться ему больше над простыми людьми. И стали все после этого считать Илью Муромца первым богатырем в русским.

Оцените произведение:

  • 4.13
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Голосов: 1119

Читать краткое содержание Илья Муромец и Соловей разбойник. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Илья Муромец и Соловей разбойник

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Шекспир Ромео и Джульетта кратко и по главам

    Трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира повествует о несчастной судьбе двух молодых любящих друг друга людей, которые стали жертвами вражды между их знатными родами Монтекки и Капулетти.

  • Краткое содержание Сутеев Яблоко

    Поздней осенью, когда на деревьях совсем не осталось листьев, по лесу гулял Заяц. На лесной опушке одиноко стояла яблоня, а на ней было яблоко. Ему так захотелось его сорвать, но это было не возможно, так оно высоко было

  • Краткое содержание Та сторона, где ветер Крапивина

    Генке на протяжении долгого времени не удается сдать английский. Обстоятельство может обернуться для него неприятными последствиями. Его могут оставить на второй год, к тому же при не исправлении ситуации отец грозит его сурово наказать.

  • Краткое содержание Саша и Шура Алексина

    В книге рассказывается о мальчике по имени Саша. Саша мечтал о путешествиях в дальние страны и города. Больше всего он хотел уехать куда-нибудь без матери и отца. Для Саши было в тягость, когда кто – то ему запрещал и указывал что делать

  • Краткое содержание 25 профессий Маши Филипенко Успенский

    Книга Э. Успенского повествует о веселых и интересных приключениях озорной девчонки, ученицы третьего класса, Маши Филипенко.

  • Краткое содержание Яшин Угощаю рябиной

    Случайное посещение чердака дома напомнило рассказчику о том, что там развешаны кисти рябины. Засушенные ягоды напомнили ему о пользе, которую она приносила раньше. Мужчина с удовольствием вспоминал ее вкус, цвет

Эпический | Жанры и формы | Литература | Глоссарий

Эпос можно определить как по стилю, так и по содержанию. С точки зрения стиля, он обычно длинный и имеет тон важности: эпос предполагает, что в его словах передается что-то решающее значение. Точно так же содержание состоит из повествования о жизни и поступках героя, важного для культуры и нации в целом. В некотором смысле эпос тесно связан с мифологией.

Пояснение к эпопее

Когда мы слышим слово «эпический», мы думаем о «легендарном», «потрясающем» и «невероятном». Но с литературной точки зрения, что такое эпос?

Эпос — это длинная повествовательная поэма, которая обычно затрагивает важные темы, такие как события культурного значения и героические поступки. Хотя технически это стихотворение, они меняют сцены и содержат диалоги, что делает их совершенно непохожими ни на одну другую форму поэзии в литературном мире. По словам ученого Альбина Лески, из-за расширенных речей, монологов и других диалогов Платон назвал эпическую поэзию помесью повествовательной и драматической литературы.

Десять характеристик эпиков

Традиционно эпики обладают десятью основными характеристиками.

1. Эпосы начинаются со слова medias res, что означает «посреди вещей». Эпики начинаются прямо посреди всего действия.

2. Эпосы происходят в больших просторах. Они часто охватывают несколько стран и часто ссылаются на весь мир или вселенную.

3. В начале эпоса герой призывает музу или богиню вдохновения. Это означает, что герой ищет вдохновения и мужества, чтобы делать то, что он должен делать.

4. Помимо призывания музы, былины также начинаются с постановки темы.

5. Эпосы содержат длинные расширенные списки, называемые эпическими каталогами.

6. Кроме того, в былинах используются и эпитеты.

7. Эпосы всегда изображают вмешательство богов в жизнь человека.

8. В эпосах обычны длинные формальные речи.

9. Герои в былинах должны быть олицетворенными ценностями общества.

10. Былины часто заканчиваются трагическим уходом героя в Преисподнюю.

Отличные примеры 

Характерной особенностью эпосов является то, что они настолько длинные и содержат большие разделы диалогов, потому что они ссылаются на древнюю устную традицию эпосов. Эпосы традиционно передавались от мастера к ученику или из поколения в поколение членов семьи. «Рапсод», или рассказчик, пел свой эпос публично. Былины содержали элементы фольклора, мифов и реальной жизни.

Эпосы сосредоточены на главном герое, главном герое истории. Это происходит из героической эпохи, имевшей место до основания Рима и архаической эпохи Древней Греции. Как правило, герои в эпических поэмах связаны кодексом чести.

Эпосы написаны дактильными гекзаметрами, а язык в эпосах шаблонный. Продолжительные речи обычны в эпосах, а материал имеет тенденцию быть более возвышенным, то есть в нем не тратится много времени на банальные бытовые подробности.

Есть несколько популярных примеров эпосов, которые знакомы большинству людей. Возможно, самые популярные эпосы исходят от древних греков; Илиада и Одиссея , большой эпос из двух частей. Действие «Илиады» происходит во время Троянской войны с учетом сражений и событий, которые, как говорят, происходят в это время. Охватывая лишь пару недель последнего года войны, «Илиада» затрагивает многие греческие легенды и богов.

Другие известные эпосы включают: «Потерянный рай», поэму Джона Мильтона, в которой рассказывается о библейском падении человека, в котором сам сатана падает с Небес и начинает пытаться забрать человека с собой; «Беовульф», старейшее из сохранившихся стихотворений, написанное на древнеанглийском языке, о длившейся всю жизнь битве героя за победу над чудовищем; и «Эпос о Гильгамеше», известное как первое великое литературное произведение, относящееся к древней Месопотамии.

Другой тип эпической поэзии — эпиллион. Эпиллии — это короткие повествовательные стихотворения, всегда содержащие мифологические или романтические темы. Слово «эпиллион» буквально переводится как «маленький эпос», хотя теперь оно применяется к более коротким гекзаметровым стихотворениям, которые были популярны в эллинистический период. Кроме того, это слово может также относиться к стихам под влиянием Овидия во время английского Возрождения.

История литературы полна эпопей, которые предлагают богатые рассказы об истории человечества и легендах и будут по-прежнему ценными произведениями литературы в будущем.

Эпический | Академия американских поэтов

Эпос – это длинное, часто размером с книгу, повествование в стихотворной форме, повествующее о героическом путешествии одного человека или группы людей. Элементы, которые обычно отличают эпосы, включают сверхчеловеческие деяния, сказочные приключения, сильно стилизованный язык и смешение лирических и драматических традиций.

Узнайте больше поэтических терминов.
 

History of the Epic Form

Many of the world’s oldest written narratives are in epic form, including the Babylonian Gilgamesh , the Sanskrit Mahâbhârata , Homer’s Iliad and Odyssey , and Virgil’s Aeneid . Оба гомеровских эпоса написаны дактилическим гекзаметром, который стал стандартом для греческой и латинской устной поэзии.

Гомеровский стих характеризуется использованием расширенных сравнений и шаблонных фраз, таких как эпитеты, для заполнения формы стиха. Греческие и латинские эпические поэмы часто начинаются с воззвания к музе, как показано в первых строках 9-й главы.0043 Одиссея .

Со временем эпос эволюционировал, чтобы соответствовать меняющимся языкам, традициям и верованиям. Такие поэты, как лорд Байрон и Александр Поуп, использовали эпос для создания комического эффекта в «Дон Жуан» и «Похищение замка» . Другие известные эпические поэмы включают Беовульф , Эдмунда Спенсера Королева фей , Данте Божественная комедия , Джон Мильтон Потерянный рай и Элизабет Барретт Браунинг Аврора Ли . Эпос также использовался для формализации мифологических традиций во многих культурах, таких как скандинавская мифология в

Edda и германская мифология в Nibelungenlied , а совсем недавно — финская мифология Элиаса Лённрота Kalevala .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *