Русские богатыри – список и описание
Содержание:
Старшие богатыри
Младшие богатыри (киевские былины)
Герои новгородских былин
Русские богатыри – список и описание. Слушать аудиокнигу с картинками
Старшие богатыри
(См. также Боги древних славян — список.)
Часть русских былинных витязей именуется старшими богатырями. Это Святогор, Самсон, Вольга Святославич и Микула Селянинович. В некоторых былинах их называют «силой нездешней». Эти богатыри не связаны никакими земными интересами, – они не служат ни князю Владимиру, ни русской земле, – живут особняком, вдали от всех прочих русских богатырей. Это – туманные существа, перегруженные силой, более приближающиеся к образам сказочным, чем былинным.
Вольга Святославич (Волх Всеславьевич) – происхождения чудесного. Он сын княжны и Змея Горыныча.
Это – чародей-оборотень; его «хитрость-мудрость» заключается в умении «оборачиваться» в разных зверей (в лютого зверя, серого волка, ясного сокола, гнедого тура, щуку). С дружиной своей он совершает набеги на Золотую Орду, в Индию богатую, в турецкую землю. Известна его встреча с чудесным пахарем Микулой, который оказался сильнее князя-чародея и всей его дружины. С Вольгой связывают память о князе Олеге, который слыл «вещим», т. е. чародеем.
Микула Селянинович – могучий землепашец, у которого и кобылка соловая, и соха кленовая так же необыкновенны, как и он сам. В его лице смиренный пахарь, в поте лица обрабатывавший землю, оказался сильнее блестящего воина – Вольги. В некоторых былинах Микула является с чудесной сумочкой, которую не может поднять даже Святогор. В этой сумочке – «тяга земная». Все былины об этом богатыре полны символизма.
Святогор-богатырь – это неясно очерченная, громадная и грузная сила, великан, которого не носит земля и который, потому, обыкновенно, лежит на горе.
Известна былина, рассказывающая о встрече его с Ильей Муромцем. Илья напал на него и стал наносить ему удары, но Святогор их долго не чувствовал. Заметив, наконец, Илью, он спрятал его вместе с конем в карман и продолжал свой путь. Потом они поехали вместе и нашли огромный гроб. Илье гроб этот оказался велик, а Святогору пришелся по росту. Когда Илья прикрыл лежащего Святогора крышкой, та приросла к гробу. Илья стал рубить крышку мечом, но от каждого нового удара появлялись на гробе железные обручи, которые лишь сильнее стягивали его и крышку. Так и не смог Илья вызволить Святогора – тот умер в гробу.
Близок к Святогору другой богатырь – Самсон. О нем поется в былинах почти то же, что о Святогоре; но, кроме того, рассказывается, как коварная жена Самсона, выведав, что сила его в волосах («семь волос ангельских»), ослепила его. Самсон отомстил ей, разрушив палаты, в которых была она с гостями. Здесь – явное воспоминание о библейском Самсоне.
Младшие богатыри. Былины киевского цикла
Кроме старших богатырей русские героические песни рассказывают и о младших. Им посвящены былины Киевского цикла. Младшие богатыри выступают в них слугами князя Владимира и помогают тому оборонять русскую землю от врагов. Три самых знаменитых младших богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Богатыри. Картина В. Васнецова, 1898
Илья Муромец – богатырь-мужик, простоватый и немудрящий. Однако именно в этой своей простоте он черпает источник несгибаемой мощи. Илья сиднем сидел на печи первые 33 года жизни, не владея ногами, но потом был исцелён каликами перехожими и отправился на славные подвиги. Илья Муромец победил Соловья-разбойника, преградившего путь от Чернигова к Киеву; ездил по трём дорогам от камня на распутье; служил князю Владимиру, а потом поссорился с ним; освободил русскую землю от страшных врагов – Калина-царя и Идолища Поганого; сражался с собственным сыном – Сокольником.
Некоторые учёные полагают, что образ Ильи сложился из соединения двух циклов сказаний о двух разных богатырях (один из них – Вещий Олег).
Добрыня Никитич – в отличие от мужика-Ильи, человек из знати. Его образ в былинах более тонкий, отчасти романтичный. Добрыня – любимец женщин. Самый громкий его подвиг – победа над Змеем Горынычем.
Алеша Попович – тип во многом юмористический. Это – молодой, бойкий удалец-хвастун, который обычно берёт верх над врагами не силой, а хитростью. Именно так он побеждает главного своего противника – Тугарина-змея. Хитроватый Алеша пробует отбить у Добрыни Никитича жену, Настасью Микулишну. Легкомыслие Поповича становится причиной того, что богатыри перевелись на Руси.
Кроме этих трёх былины упоминают и о других младших богатырях.
Соловей Будимирович – это заезжий молодец из Веденецкой земли (города Леденца). На чудном корабле с богатыми подарками приплывает он по Днепру к Киеву. В одну ночь строит он три златоверхих терема в саду княжеской племянницы Забавы.
Княжна, прельщенная его внешностью, пением и богатствами, сама себя засватывает за него.
Чурила Пленкович – типичный русский красавец, на которого заглядываются даже старухи. В былинах воспевается его состязание с Дюком Степановичем в богатстве и щегольстве, рассказывается о его службе у князя в Киеве и смерти от руки старика, чья молодая жена полюбила Чурилу.
Дюк Степанович – боярский сын из Галича Волынского; по другим сказаниям, он – родом из Индии богатой. В былинах воспевается только его богатство и щегольство. Особенно обстоятельно описаны баснословные богатства его дома.
Михайло Данилович – это двенадцатилетний богатырь, спасший город Киев от татар. Отец его – тоже богатырь, калика Данила Игнатьевич, живет в монастыре, но в трудную минуту во время боя помогает сыну.
Василий пьяница Долгополой – во время осады Киева татарами убил стрелой зятя царя Батыги, Таракана (Таракашка, Татарин и др.). По требованию Батыги, Василия выдают ему, но, попав в татарский стан, он перебивает всех татар.
Суровец-Суздалец (Сурожанин) и Михаил Казаринов — богатыри-охотники. От вещего ворона они узнают, что татары в поле ведут пленных. Богатыри убивают татар и освобождают пленников.
Михаил Поток –охотник выпить, «спадлив до вина». Жена его, Авдотья Лебедь Белая, выдает мужа его врагу, царю Вахрамеищу (тот же сюжет разработан в былине об Иване Годиновиче). В другой былине рассказано, как Поток на охоте чуть, было, не убил лебедушку, но она обратилась в девицу, – Авдотью Лебедь Белую. Она соглашается выйти за него замуж, но с условием: кто из них раньше умрет, с тем другой, оставшийся в живых, должен идти в могилу. Потоку приходится сопровождать умершую раньше него жену, но в могильном склепе он, при помощи змея, принесшего «живой воды», оживляет супругу.
Сухан (Сухман) Одихмантьевич – охотник, похваставший князю Владимиру, что привезет ему лебедь, не убитую и не раненую, а живьем взятую. Охота Сухана на лебедь не удалась, но зато, разговорившись с рекой Днепром, он узнал, что через него переправляются татары.
Сухан избивает татар. Рассказу его о победе над врагами князь Владимир не поверил и посадил его за хвастовство в погреб. Однако Илья Муромец привез известие, подтверждавшее слова Сухана. Богатыря освободили, но от обиды он не хотел больше жить, снял повязки с ран и истек кровью. От его крови потекла река Сухман (или Дон).
Дунай Иванович — стрелок, который на состязания со своей женой Непрой (Днепрой Королевишной) в искусстве стрелять из лука, побежден ею, и от досады убивает ее и себя. От их крови берут начало реки Дунай и Днепр.
Ставр Годинович — игрец на гуслях. За похвальбу мудростью жены своей Василисы Микулишны он заточен князем Владимиром. Василиса, переодевшись «грозным послом», является свататься за дочь Владимира, показывает перед князем свою силу, ловкость и хитрость и освобождает мужа.
Иван Гостиный сын – славен только своим конем, который на скачках опережает всех.
Герои новгородских былин
Кроме киевских былин существует ещё и новгородский их цикл.
Два его главных героя:
Садко – бедный гусляр, своей игрой на гуслях прельстивший Морского царя. В награду владыка морей помогает ему выиграть заклад у купцов новгородских. Разбогатев, Садко снова бьется об заклад: что перекупит у родного города все товары, но проиграв, отправляется, для поправки средств, торговать за море. По дороге Садко попадает к Морскому царю, однако спасается со дна моря благодаря помощи Николая-угодника.
Василий Буслаев (Буслаевич) – буйный ушкуйник[1], который с дружиной своей развлекается битьём мужиков новгородских. Под старость Василий едет каяться в Святую Землю (Палестину), но там погибает, не в силах справиться с привычкой к озорству и удальству. Это – любопытный тип русского вольнодумца древней Руси, который не верит «ни в сон, ни в чох». Буслаев – создание вольного Новгорода, колыбели русских ересей и свободолюбия.
[1] Ушкуйниками назывались новгородские молодцы, которые из молодечества и удальства занимались грабежами и разбойничеством.
На лёгких лодках («ушкуях») плавали они по рекам, особенно по Волге, и грабили, или «разбивали» купцов (отсюда – слово «разбой»).
Русские богатыри: что мы о них не знаем
Все мы знаем картину великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», на которой изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Смотревшие мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей», возможно, помнят такого персонажа, как богатырь Святогор. В нашем традиционном представлении русские богатыри – это могучие борцы со злом и его олицетворением, защитники земли русской. Но все ли действительно так?
Старшие богатыри
В фольклоре все, конечно, совсем иначе, нежели то, что мы помним и знаем. Народная память передает нам информацию, но информация эта зашифрована, и мы уже не способны ее дешифровать. Мы пытаемся зачастую искать мотивы, согласно которым действуют те или иные фольклорные персонажи, а они порой оказываются вовсе не персонажами, а персонифицированными функциями и явлениями.
При этом былина – фольклорный жанр, который претендует на достоверность, то есть сказители и аудитория воспринимали былины как реальное отражение истории – благодаря вкраплению в сюжет реальных имен, топонимов и чего-то общеизвестного.
Например, кто такой Святогор? Он ведь напрямую связан с Ильей Муромцем. Святогор относится к так называемым старшим богатырям. Не более старым в плане возраста и не высшим по старшинству, как генерал по отношению к полковнику. Старший он потому, что относится к первым этапам становления эпоса на Руси, где часто присутствуют мифологические мотивы. Ему не присущи качественные характеристики или функции, относящиеся к младшим. То есть он не защищает Русь, не борется со злом, он – лишь воплощение древней могучей дохристианской силы, которая обречена на гибель. Так, в былинах Святогор предстает великаном-богатырем, тяжесть которого не может вынести мать сыра земля, поэтому он вынужден жить не в Святой Руси, а в Святых горах (отсюда его имя). О его отце известно только то, что он «темный», то есть слепой, а это признак потустороннего существа или даже смерти, потому что смерть слепа.
Тут стоит вспомнить древнюю игру в жмурки. «Жмурик» – это мертвец, тот, кому завязали глаза; кто ему попался – тоже умирает. О Святогоре есть несколько былин, почти во всех он погибает. В одной былине он бахвалится своей силой и говорит, что если бы на небе и земле было по кольцу, то, взявшись за них, он смог бы перевернуть все вверх тормашками. Об этом узнает пахарь-богатырь Микула Селянинович, подбрасывает Святогору сумку со «всей тягостью земной», великан-богатырь пытается ее поднять, но по колено увязает в земле и гибнет.
И. Билибин. Илья Муромец и Святогор. 1900-е гг
В другой былине Илья Муромец набредает в чистом поле на огромную постель, в метрической системе приблизительно размером 200 на 60 метров. И засыпает в ней на три дня. От сильного шума он просыпается (или его будит конь) и прячется на верхушке дуба рядом с постелью. Появляется Святогор, который несет с собой красавицу-жену в хрустальном ларце (женитьба Святогора описана в отдельной былине).
Когда великан засыпает, его жена соблазняет Илью Муромца и сажает в карман одежды своего мужа. Вскоре Святогор отправляется в путь, но по жалобам коня, которому тяжело везти двоих богатырей, Святогор находит Илью, узнает о случившемся, убивает жену, и два богатыря становятся побратимами, то есть Илья обязан сопровождать великана за свой поступок. В Святых горах они встречают гроб, который мастерят либо (в зависимости от версии) два ангела, либо двое нищих, либо на нем написано «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Сначала ложится в гроб Илья, но не помещается, следом ложится Святогор, крышка гроба захлопывается, и открыть ее не получается. Великан, поняв, что пришла его погибель, предлагает Илье слизать его пот, проступающий через стенки гроба, но Илья отказывается, догадавшись, что его хотят обмануть, передать ему невыносимую силу. Святогор хвалит Илью за смекалку и умирает. Есть версия, где Илья все же получил небольшую часть силы великана. Как видно, наши представления о богатырях весьма отличаются от былинных сюжетов.
Упомянутый выше Микула Селянинович тоже необычный богатырь. Он скорее принадлежит к старшим, но все-таки занимает промежуточное положение. Это такой богатырь-пахарь, в одной из былин о котором подчеркивается, что обычный богатырь не может поднять огромную сошку, которой Микула пашет землю.
Н.К. Рерих. Микула Селянинович
Еще среди старших можно выделить Волха (созвучно «волхву» – чародею) Всеславьевича. В былинах о нем, так же как о Святогоре, встречаются мифологические мотивы. Например, Волх обладает оборотническими способностями, а рожден был от связи его матери, Марфы Всеславьевны, со змеем. Все живое с ужасом содрогнулось в момент его рождения, а сам он рос не по дням, а по часам (характеристика, присущая рожденному потустороннему).
Младшие богатыри
Младшие богатыри отличаются от старших тем, какую функцию они должны выполнять. А именно: показать молодецкую удаль (не всегда это высокоморальные поступки), защитить землю русскую от зла, от «неверных».
Причем последние – это враждебные народы и представители чужих религий, верований.
Богатырские сюжеты в русском фольклоре весьма многообразны, но далеко не все они отличаются огромной физической силой и идеальны в нравственном плане. Достаточно вспомнить былину о Добрыне Никитиче и киевской ведьме Маринке Кайдаловне. Добрыня случайно – как сейчас бы сказали, «по мелкому хулиганству» – убивает любовника ведьмы, та заставляет его на себе жениться, а он, как муж, наказывает ее за связь со змеем, которого он убил: отрезает ей руки, ноги и губы.
Или Илья Муромец. В былинах он самый сильный и мудрый богатырь, разрешающий конфликты между другими богатырями. Однако очень сложно сказать, реальный ли это был человек. Судя по всему, в XIV–XV веках на Руси складывается культ некоего святого Ильи, вокруг его жития появляются былинные сюжеты, в итоге формируется привычный нам образ Ильи Муромца, который отождествляется с личностью святого Ильи, чьи мощи лежат в пещерах Киево-Печерской лавры, а мы в результате верим, что богатырь Илья Муромец реально существовал.
Итак, с одной стороны, богатыри как бы материализуются в нашем сознании в качестве неких исторических персонажей, вокруг которых со временем сложились различные сюжеты. С другой, былины о богатырях не всегда были нацелены на формирование нравственных идеалов, они отражали мировосприятие общества того времени и показывали взаимоотношения между миром людей и миром потусторонним…
Илья Муромец | Русский литературный герой
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
- Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
- Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Викторины
- Викторина по поп-культуре
Литературный мир (Викторина по персонажам)
Набор былинных богатырей русского фольклора и народного творчества Векторное изображение
Набор былинных богатырей русского фольклора и народного творчества Векторное изображениеЛицензияПодробнее
Стандарт Вы можете использовать вектор в личных и коммерческих целях. Расширенный Вы можете использовать вектор на предметах для перепродажи и печати по требованию.Тип лицензии определяет, как вы можете использовать этот образ.
| Станд. | Расшир. | |
|---|---|---|
| Печатный/Редакционный | ||
| Графический дизайн | ||
| Веб-дизайн | ||
| Социальные сети | ||
| Редактировать и изменять | ||
| Многопользовательский | ||
| Предметы перепродажи | ||
| Печать по запросу |
Владение Узнать больше
Эксклюзивный Если вы хотите купить исключительно этот вектор, отправьте художнику запрос ниже: Хотите, чтобы это векторное изображение было только у вас? Эксклюзивный выкуп обеспечивает все права этого вектора.
Мы удалим этот вектор из нашей библиотеки, а художник перестанет продавать произведение искусства.
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 14,99 Кредиты $ 3,00 Подписка $ 0,69Оплатить стандартные лицензии можно тремя способами. Цены $ $ .
| Оплата с помощью | Цена изображения |
|---|---|
| Плата за изображение $ 14,99 Одноразовый платеж | |
| Предоплаченные кредиты $ 3 Загружайте изображения по запросу (1 кредит = 1 доллар США). Минимальная покупка 30р. | |
| План подписки От 69 центов Выберите месячный план. Неиспользованные загрузки автоматически переносятся на следующий месяц. | |
Способы покупкиСравнить
Плата за изображение $ 39,99 Кредиты $ 30,00 Существует два способа оплаты расширенных лицензий.


