Бунин поэту стих: «Поэту» Иван Бунин: читать текст, анализ стихотворения

Содержание

«Поэту» анализ стихотворения Бунина по плану кратко – композиция, средства выразительности, стихотворный размер, рифма

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 148.

Обновлено

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 148.

Обновлено

Стихотворение “Поэту” выдержано в лучших классических традициях творческого напутствия. Краткий анализ “Поэту” по плану раскроет перед учениками 9 класса удивительный мир совершенной бунинской поэзии. Использовать его на уроке литературы можно при объяснении материала.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано Иваном Буниным в 1915 году, когда он уже прошел большой творческий путь.

Тема стихотворения – суть творчества и правильный подход к нему.

Композиция – двухчастная: в первой части автор рассказывает “притчу” о пастухах, во второй – о добросовестном рабе.

Жанр – философская притча.

Стихотворный размер – амфибрахий.

Эпитеты – “глубокий колодец”, “нерадивый пастух”, “бесценный алмаз”, “грошовая свеча”, “пыльные дороги”, “сухая ладонь”.

Метафоры“ковшиком держит ладонь”, “он с алмазом вернется к чертогам”.

История создания

Стихотворение написано в 1915 году, когда Бунин уже прошел большой творческий путь. Он всегда крайне придирчиво относился к своему творчеству, особенно поэтическому, поэтому решение создать напутствие другим поэтам вполне понятно.

Автор более всего стремился предать мысль об ответственности человека с творческим даром перед всем миром.

Тема

Стихотворение посвящено творчеству как занятию ответственному и непростому. В нем нет места лени и недобросовестности: нужно очень стараться, чтобы иметь право называть себя поэтом.

Композиция

В произведении поэт использует двухчастную композицию, посвящая каждую притчу своему аспекту поэтического творчества.

Так, в первой он рассказывает о недобросовестном пастухе, который и сам из лужи пьет, и отару свою грязной водой потчует. Таким образом изображается поэт, который не стремится к тому, чтобы достичь идеала в форме и содержании своих стихов, а просто говорит какие-то слова, которые подобны грязной воде из лужи. В то же время добросовестный пастух готов стараться ради того, чтобы добыть для своей отары самой чистой воды – то есть настоящий поэт всегда готов приложить усилия, чтобы его читатели наслаждались только лучшими произведениями, которые будут полезны по содержанию и прекрасны по форме.

Вторая часть стиха – также притча. Это история о добросовестном рабе (а поэт, как известно, – раб своего призвания), который готов бережно хранить огонь свечи (то есть свой талант) ради того, чтобы найти бесценный алмаз – прекрасное стихотворение.

Жанр

Для того, чтобы создать напутствие молодым поэтам Бунин выбрал жанр притчи. Он позволяет с одной стороны иносказательно, с другой – наиболее полно выразить идею автора.

К такой форме как нельзя лучше подходит и выбранный им стихотворный размер – амфибрахий. Он делает произведение напевным и глубоким, а сочетание смежной и кольцевой рифмы укрепляет впечатление. К тому же кольцевая рифмовка, использованная в конце каждой притчи, создает ощущение завершенности.

Средства выразительности

Бунин не просто использовал в своих стихах тропы: все они всегда располагаются на своем месте и служат для того, чтобы выразить авторскую идею. Так, в стихотворении “Поэту” были использованы такие средства выразительности, как:

Все они поддерживают притчевую форму, придают произведению сходство с восточными стихотворениями и показывают глубину поэтического замысла. Это произведение может служить пособием по тому, как использовать художественные средства.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Салихат Супер

    3/7

Рейтинг анализа

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 148.


А какую оценку поставите вы?

И Бунин стих «Поэт» 📝 — текст и анализ строк

Стихи Ивана Бунина, анализ Дмитрия Кубракова

Текст

Поэт печальный и суровый,
Бедняк, задавленный нуждой,
Напрасно нищеты оковы
Порвать стремишься ты душой!

Напрасно хочешь ты презреньем
Свои несчастья победить
И, склонный к светлым увлеченьям,
Ты хочешь верить и любить!

Нужда еще не раз отравит
Минуты светлых дум и грез,
И позабыть мечты заставит,
И доведет до горьких слез.

Когда ж, измученный скорбями,
Забыв бесплодный, тяжкий труд,
Умрешь ты с голоду,- цветами
Могильный крест твой перевьют!

1886 год.


Стихотворение «Поэт» рисует нам образ пиита, который служит Лире, но крайне сдавлен тисками нищеты, посему печален и суров. Стих написан Иваном Буниным в 1886 году, когда будущему обладателю Нобелевской премии всего 16 лет и пути впереди просматриваются до горизонта.

История создания стиха

1886 год стал точкой завершения Буниным учёбы в гимназии, откуда он приехал на зимние каникулы в отчий дом, но решил не возвращаться назад на учёбу. Это аукнулось быстро, уже весной Иван был исключен из учебного заведения за неявку.

Далее обучение продолжилось дома под покровительством ссыльного учителя Юлия, который акцентировал учебы на гуманитарных предметах.

Стих «Поэт» не стал первой пробой пера в стихосложении, строфы пишутся уже несколько лет, но в 15-16- летнем возрасте Бунин впервые попробовал себя в прозе (роман «Увлечение».

Кто такой поэт – Бунин

В стихотворении Бунин рисует образ поэта, которого душит нищета, но он не прогибается под её костлявыми пальцами и не позволяет им полностью сомкнуться на своей шее. Лирический герой Бунина гордо несет знамя пиита, он не меняет свои принципы на золотые монеты, свою нищету он безуспешно пытается победить устремленностью души и презрением к материальным ценностям.

Напрасно нищеты оковы
Порвать стремишься ты душой!

Мнение, что поэт должен быть нищим или, по крайней мере, не жить в излишке, бытует давно и имеет право на жизнь.

Излишества лишают умения видеть страдания других, отсюда стихосложение поэта становится пресным, он не может рассмотреть робу недостатка на себе и забывает вкус хлеба с солью.

Во второй строфе Бунин пишет, что презренье не поможет победить несчастья, и нужда будет ни раз будет стучаться в двери поэта, вырывая у него из памяти все светлые мечты и стремления.

Нужда еще не раз отравит
Минуты светлых дум и грез.

К сожалению, в финале нам не нарисована картина победы поэта над нищетой, а показано его поражение – пиит умирает, раздавленный скорбью и печалями. Голод победил тело, но… не смог победить душу – цветы будут долго украшать его могильный крест. Он успел поделиться своей душой через стихи и теперь частичка поэзии живет в мире и стучится в чужие души через грустные строки стихотворений.

Умрешь ты с голоду,- цветами
Могильный крест твой перевьют!

 

Анализ троп, рифмы и размера

Произведение написано в жанре элегии ямбом с перекрестной рифмовкой (суровый – нуждой – оковы – душой) и имеет четыре авторские строфы. Большинство рифм закрытые, но есть исключения (скорбями – цветами).

Их выразительных средств обратим внимание на:

  1. Метафоры («…нищеты оковы / Порвать стремишься ты душой!», «нужда… отравит / Минуты светлых дум и грез», «горькие слезы»).
  2. Анафора (Напрасно…) в первой и второй строфе.
  3. Инверсия (умрешь ты).
  4. Эпитеты (печальный и суровый, светлые увлеченья, светлые думы, тяжкий труд).

Этот стих был одним из любимых у Бунина, Иван Алексеевич много позже включил его в сборник избранных произведений, что дорогого стоит.

Читает Анастасия Костина


 


 

ТОП русской поэзии

  • 💔 Анна Ахматова
  • 🍷 Александр Блок
  • 👀 Борис Пастернак
  • ☝ Владимир Маяковский
  • ✨ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Иосиф Бродский
  • 🩸 Николай Гумилёв
  • 💕 Николай Заболоцкий
  • 😢 Марина Цветаева
  • 🩸 Осип Мандельштам
  • 💕 Сергей Есенин
  • 🍂 Иван Бунин
  • 📝 Федор Тютчев
  • ✨ Игорь Северянин
  • 👼 Константин Бальмонт
  • 💕 Афанасий Фет

 

Отражение революционной среды в онтологии И.

А. Поэзия Бунина доэмигрантского периода

Серия: Успехи социальных, педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

Юлия Морозова 1 , *

1

1 Факультет фил. Евдокимова Московский государственный медико-стоматологический университет, Москва, Россия

* Автор, ответственный за переписку. Электронная почта: [email protected]

Автор, ответственный за переписку

Юлия Морозова

Доступно в сети с 30 марта 2022 г.

DOI
10.2991/assehr.k.220306.032Как использовать DOI?
Ключевые слова
И.А. Я. Бунин; Поэзия; Онтология поэзии; жанровое слияние; Революционный период и среда; Русская культура
Реферат

В статье исследуется И.А. Отношение Бунина к революции, а также отражение его общественно-политических взглядов через поэзию 19 века.15-1919 и писем к Н. А. Нилусу рядом с выдержками из научно-популярных статей Бунина, имеющих отчетливую связь с его доэмигрантской поэзией («У меня нет слов», «Записки», «Миссия русской эмиграции»). Поэтические произведения автора пронизаны жанровым слиянием, сближением лирики и нон-фикшн, повествовательной манерой и апокалиптическими мотивами – все это накладывает отпечаток времени и пронизано предчувствием грядущей революции. Применение хронологического метода позволяет наглядно воссоздать 19 век.17 атмосферу с точки зрения Бунина и проследить смену его общественно-политических взглядов в процессе создания поэзии 1915-1919 гг. Сравнительный и типологический подходы наряду с литературным методом используются для выявления мифологем и образов революционной лирики Бунина, которые оказались неотъемлемой частью культурной онтологии.

Copyright
© 2022 Авторы. Опубликовано Atlantis Press SARL.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе под лицензией CC BY-NC.

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы 8-й Международной конференции по образованию, языку, искусству и межкультурной коммуникации (ICELAIC 2021)
Серия
Достижения в области гуманитарных наук, образования Исследование
Дата публикации
30 марта 2022 г.
ISBN
10.2991/ASSEHR.K.220306.032
ISSN
2352-5398
DOI
9.29 2352-5398.91/assehr.k.220306.032Как использовать DOI?
Copyright
© 2022 Авторы. Опубликовано Atlantis Press SARL.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе под лицензией CC BY-NC.

Цитировать эту статью AU — Юлия Морозова КГ — 2022 ДА — 30.03.2022 ТИ — Отражение революционной среды в онтологии И.А. Поэзия Бунина доэмигрантского периода BT — Материалы 8-й Международной конференции по образованию, языку, искусству и межкультурной коммуникации (ICELAIC 2021) ПБ — Атлантис Пресс СП — 200 ЭП — 207 СН — 2352-5398 УР — https://doi.org/10.2991/assehr.k.220306.032 ДО — 10.2991/асс.к.220306.032 ID — Морозова2022 Скорая помощь —

скачать .рископировать в буфер обмена

Крещенская ночь бунин когда пишется. Поэма Бунина «Крещенская ночь». «Крещенская ночь» Иван Бунин

«Крещенская ночь» Иван Бунин

Темный еловый лес со снегом, как мех,
Серые инейки взошли,
В блестках инея, словно в алмазах,
Задремал, склонились, березки.

Их ветви замерли неподвижно,
И между ними на снежном лоне,
Сквозь кружева серебра,
Полная луна смотрит с неба.
Он поднялся высоко над лесом,
В его ярком свете онемев,
И странно ползут тени,
Чернея в снегу под ветвями.
Вьюгой накрыли чащи леса, —
Только сыплются следы и тропы.
Убегая между соснами и елями,
Между березами к ветхой сторожке.
Седая вьюга убаюкала
Дикой песней лес пуст,
И уснул он, метелью накрытый,
Весь насквозь, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные заросли,
Спят, одетые в глубокий снег,
И поляны, и луга, и овраги,
Где когда-то шумели ручьи.
Тишина — даже ветка не трещит!
И, может быть, за этим оврагом
Волк пробирается сквозь сугробы
Осторожный и вкрадчивый шаг.
Тишина — и, быть может, он близок…
И я стою, наполненный тревогой,
И я напряженно гляжу на заросли,
На тропы и кусты вдоль дороги,
В дальние заросли, где ветки и тени
Узоры плетутся в лунном свете
Все кажется мне чем-то живым,
Все выглядит так, будто бегут животные.
Свет из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Словно спрятался под лесом
И ждет чего-то в тишине.
Алмаз лучезарный и яркий,
То зеленый, то голубой играющий,
На востоке, у престола Господня,
Звезда сияет тихо, как живая.
А над лесом все выше и выше
Луна восходит, и в дивном покое
Морозная полночь стынет
Я хрустальное царство леса!

Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь»

Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин много путешествует. Его маршруты пролегают в основном по ближайшим лесам, так как начинающий писатель любит охоту и все свободное время предпочитает проводить на лоне природы. Он так влюбляется в орловские чащи, с таким благоговением и восторгом относится к заливным лугам и полям, что, сам того не замечая, начинает воссоздавать их образ в своих произведениях. Стоит отметить, что изначально Иван Бунин писал только стихи, считая прозу скучной для восприятия. Однако и после эмиграции в Париж автор до мельчайших подробностей помнит, как выглядят его любимые поляны и перелески на Орловщине, воссоздавая их образы в своих рассказах и рассказах.

В 1896 году, накануне одного из самых значительных православных праздников, Иван Бунин начал работу над поэмой «Крещенская ночь». Со стороны может сложиться впечатление, что автор действительно провел его в заснеженном лесу, наблюдая, как под влиянием сильных морозов преображается сумрачный еловый лес вод. Однако дневники поэта свидетельствуют об обратном: Крещение Бунин встретил на Украине, сожалея о том, что ему приходилось только мечтать о снеге и морозе. Однако под влиянием нахлынувших воспоминаний автор написал несколько строк будущего стихотворения «Крещенская ночь», мысленно перенося его в орловские леса, где «темный еловый лес со снегом, как мехом, оглушен серыми морозами». Фантазии писателя хватило ненадолго, и вскоре он отложил рукопись, завершив образ зимнего леса березами, украшенными инеем, словно бриллиантами.

К этому стихотворению поэт вернулся спустя 5 лет, когда незадолго до Крещения довелось ему побывать в лесу. После неудачного второго брака и разрыва отношений с Анной Цакни Бунин вернулся из Одессы в Москву и накануне нового, 1901 года, решил навестить своих престарелых родителей. Путь его пролегал через такие знакомые и любимые орловские леса, и поэт не мог отказать себе в удовольствии побродить ночью по запорошенной снегом чащи. Именно после этой поездки было закончено стихотворение «Крещенская ночь», ставшее настоящим гимном зимнему лесу. Примечательно, что о приближающемся Крещении в этом произведении нет ни слова. Но каждая строчка этого произведения дышит ощущением праздника: зимний лес, украшенный снегом и инеем, словно драгоценности, застыл в ожидании чуда, и для автора является настоящим воплощением забытой сказки.

Действительно, убаюканный серой метелью, лес предстает перед Буниным загадочным и восхитительно прекрасным. Он щедро залит мягким лунным светом, безлюден и неподвижен, «вокруг царит тишина — даже ветка не хрустит!». Однако автор знает, что она обманчива, и лесная чаща по-прежнему представляет угрозу для одинокого путника. , который видит тени диких животных. В то же время даже перспектива встречи с волком не может заставить Бунина покинуть это снежное царство, таинственное и манящее, которое озаряет одинокая звезда, загоревшаяся «на востоке, у престола Божия». Созерцание природы настолько увлекает автора, что он просто не в силах продолжать свой путь. Бунин не только наслаждается полуночной тишиной, вдыхая колючий морозный воздух, но и ассоциирует себя с частичкой этого мира, утверждая: «Я — хрустальное царство леса!». Этой фразой поэт подчеркивает, что считает себя частью природы, ее сыном, который по недоразумению вынужден покинуть родину. Однако скитания по чужбине позволили ему понять, что именно является самым ценным и выгоревшим в его жизни, которая вряд ли будет счастлива без этого заснеженного леса, обжигающего мороза и ясного звездного неба.

Темный еловый лес со снегом, как мех,
Взошли серые морозы,
В блестках инея, словно в алмазах,
Задремал, склонившись, березки.

Их ветви замерли неподвижно,
И между ними на снежном лоне,
Сквозь кружево серебристое,
Полная луна смотрит с неба.

Он поднялся высоко над лесом,
В его ярком свете онемев,
И странно ползут тени,
Чернея в снегу под ветвями.

Вьюгой накрыли чащи леса, —
Насыпаются только следы и тропы.
Убегая между соснами и елями,
Между березами к ветхой сторожке.

Седой вьюга убаюкала
С дикой песней лес пуст,
И уснул он, метелью накрытый,
Весь насквозь, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые в глубокий снег,
И поляны, и луга, и овраги,
Где когда-то шумели ручьи.

Тишина — даже ветка не трещит!
И, может быть, за этим оврагом
Волк пробирается сквозь сугробы
Осторожный и вкрадчивый шаг.

Тишина — и, быть может, он близок…
И стою, наполненный тревогой,
И смотрю напряженно на заросли,
На тропинки и кусты вдоль дороги,

В дальние заросли, где ветки и тени
Узоры плетутся в лунном свете
Все кажется мне чем-то живым,
Все выглядит так, будто бегут животные.

Свет из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Словно спрятался под лесом
И ждет чего-то в тишине.

Бриллиант лучезарный и яркий,
То зеленый, то голубой играющий,
На востоке, у престола Господня,
Звезда сияет тихо, словно живая.

А над лесом все выше и выше
Луна восходит, и в дивном покое
Морозная полночь морозит
Я хрустальное королевство леса!

Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь»

Произведение Ивана Алексеевича Бунина «Крещенская ночь» впервые опубликовано в журнале «Детское чтение».

Поэма была начата в 1886 году (автору было 16 лет), закончена в 1901 году. В это время ему был 31 год. Эту зиму он провел в Ялте, в доме М. П. Чеховой. По жанру — пейзажная лирика, по размеру, видимо, причудливый анапест со сложной рифмовкой, в которой нерифмованные строки, 12 строф. Лирическим героем является сам автор. Возможно, в основу стихотворения легли воспоминания о зимнем лесу в Ельце его детства или в усадьбе Озерки. В духе реализма поэт детально воспроизводит пейзаж. Еловый лес, берёзы застыли, даже луна на небе замерла. Затем идет образ «ветхой сторожки», где горит забытый свет. «Лес уснул». Только волк бродит «по сугробам», а робкий огонек в доме будто чего-то или кого-то ждет. В полной тишине герой как бы слышит со всех сторон шорохи, вздохи, взгляды: пробегают звери.

«Звезда тихо светит»: в старину строго соблюдали пост накануне Крещения, было, как Рождество, до звезды. «На востоке»: в храмах алтарь находится с восточной стороны, где появляется Солнце Истины, Христос. Отсюда и выражение: у престола Господня. Само название говорит о том, что особое значение поэт придает тому факту, что оказался в лесу в необычное время. Тем временем встает луна, и в «хрустальном царстве» наступает полночь. Интонация задумчивая, герой как бы оглядывается в лесу, как гость, единственный в эту ночь бессонный. Ведь даже волк — всего лишь гипотеза чуткого человеческого уха. «Стою, полный тревоги»: герой чувствует, что молчание обманчиво. Сравнения: как мех, как сквозь серебро, как будто он прячется, как бриллиант, как живой, как будто в бриллиантах. Инверсия: полночь замирает, березы дремлют. Эпитеты: неподвижный, причудливый, дивный. Анафора: молчание. Метафоры: снежная матка, хрустальное царство. Олицетворения: луна смотрит, дорожки убегают, вьюга убаюкала, чащи спят. Уменьшительно-ласкательные суффиксы: берёзы, ложи. Повторения: выше и выше. Слово «мороз» повторяется в разных вариациях. Перечислительная градация: и поляны, и луга, и овраги, покрытые метелью, сквозные, неподвижные и белые. Поэт оживляет увиденную им картину, является ее завороженным наблюдателем.

Начавшись как типично пейзажная лирика, «Крещенская ночь» И. Бунина в предпоследней строфе обогащается религиозным мотивом.

( Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения «Крещенская ночь»

Иван Алексеевич Бунин – известный русский поэт, прозаик, переводчик. Родился в дворянской семье, учился в гимназии. Свои первые стихи он начал писать в 8 лет. В 1887 году он впервые опубликовал свои произведения. Дважды был удостоен Пушкинской премии. Позже эмигрировал за границу. И написал там свои самые известные произведения. Бунину впервые в России была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Многие поэты писали о зиме и зимних праздниках. Например, «Зимняя ночь» Бориса Пастернака, «Чарующая зима» Тютчева, «Зима-ведьма идет» Пушкина… Вся лирика в куче снежинок и блестящих зеркалах водоемов видела что-то волшебное, уникальный, волшебный.

Крещение – очень важный праздник для христианина. В этот день хочется верить, что произойдет какое-то необыкновенное чудо. Настроение стихотворения можно разделить на две части. В первой части поэт описывает таинственную, загадочную зимнюю природу. Более того, лес существует как бы сам по себе. Только в четвертой строфе мы замечаем присутствие человека в этом лесу:

Густые леса накрыла метелью, —

Только следы и тропы ветер,

Убегая между соснами и елями,

Между березами к полуразрушенной сторожке.

В первой части поэмы природа — какое-то живое существо. Эта цель достигалась благодаря олицетворениям: «березки задремали», «ветки замерли», «луна смотрит», «следы убегают», «заросли спят». Кроме того, первая часть богата яркими эпитетами: «темный еловый лес», лес «сквозной, неподвижный и белый», «дикая песня» вьюги. Эти эпитеты создают мрачную атмосферу и немного нагнетают обстановку, подготавливая нас к чему-то опасному. Вторая часть стихотворения наполнена тревогой и тревогой, благоговейным страхом перед диким зверем, который может наблюдать из чащи.

Тишина — даже ветка не хрустит!

И, может быть, за этим оврагом

Волк пробирается сквозь сугробы

Осторожный и вкрадчивый шаг.

Тишина — и, быть может, он близок…

И я стою, наполненный тревогой,

И смотрю напряженно на заросли,

На следы и кусты вдоль дороги.

Настроение тревоги подчеркивается аллитерацией — в строфах все чаще появляется звук «р». Словно этот зверь рычит, прячась в кустах. Страхи героя подчеркнуты антитезой «Молчание, — и, быть может, он близок…». Он боится этого волка. Он боится, но любуется лесом, в котором очутился, что подчеркивается в последней строфе с помощью восклицания:

А над лесом все выше и выше

Луна восходит, и в дивном покое

Морозная полночь стынет

И хрустальное царство леса!

Поэма по-своему музыкальна. Она написана трехстопным анапестом, что придает произведению плавность, даже некую музыкальность. Природа сильнее и мудрее одинокого человека. И мужчина это признает. Именно эту мысль подчеркивает Бунин в своем стихотворении.

Товар понравился. В воображении возникли яркие картины зимнего леса, благодаря средствам выразительности автор заставил прочувствовать то, что чувствовал его герой. Вообще в своих произведениях Бунин дает нам представление о жизни, быте, тревогах и заботах людей своего времени. Этот человек был настоящим мастером своего дела.

(восприятие, интерпретация, оценка)

И. А. Бунин — поэт от Бога. В его работах сочетаются традиции и новаторство. Используя лучшие достижения поэтов-классиков, прозаиков, он в начале ХХ века создает свою, неповторимую, поэзию. Проза Бунина так же лирична, как и его поэзия.

Большое место в творчестве Бунина-поэта занимает пейзажная лирика. Любимое время суток — ночь. Именно ночью природа замирает, она кажется волшебной, загадочной. У поэта много лирических стихотворений, передающих именно ночные впечатления.

Стихотворение «Крещенская ночь» наполнено яркими эпитетами, метафорами-олицетворениями. С помощью выразительных средств Бунину удается нарисовать застывшую картину морозной зимней ночи. Природа в его образе живая, поэт часто использует олицетворения, чтобы подчеркнуть это:

Темный еловый лес со снегом, как мех,

Иней седой взошли,

В блестках инея, словно в алмазах,

Задремал , поклонились, березки.

Их ветки застыли неподвижно,

И между ними на снежной груди,

Сквозь кружево серебро,

Полная луна смотрит с неба.

Лесная сказка застыла, застыла, сравнения подчеркивают красоту и воздушность этого ночного пейзажа. Луна, как живое существо, как божество, наблюдает за этой застывшей картиной.

Глаголы со значением действия здесь единицы: «шумный», «бегущий», «убегающий», в основном подчеркивают не динамику, а статику: «убаюкал», «уснул», «уснул»:

Спят таинственно стройные чащи,

Спят одетые в глубокий снег,

И поляны, и луга, и овраги,

Где когда-то шумели ручьи.

Спокойствие, сон, окутавший лес, подчеркивается другим повторением:

Тишина — даже ветка не трещит! …

И, быть может, за этим оврагом

Волк пробирается по сугробам

И возникает антитеза: «Тишина — а может быть, он близко».

Тревожные образы и сны не покидают лирического героя, это подчёркивают повторы:

Всё кажется мне чем-то живым,

Всё похоже на бег зверей.

Тишина тревожная, ведь это не обычная ночь, а Крещенская ночь. В такую ​​ночь возможны чудеса. Застывшая картина ночи для Бунина как будто живая, и звезда ее освещает:

На востоке, у престола Господня,

Звезда тихо светит, как живая.

Звезда — символ вечности, единства человека с Богом. В эту ночь лирический герой словно спрашивает Всевышнего: «Что готовит мне Судьба?». Последнее четверостишие снова возвращает его в морозный зимний лес:

И над лесом, все выше и выше

Луна восходит — и в дивном покое

Морозная полночь морозит

И хрустальное царство леса!

Восклицательное предложение подчеркивает настроение: лирический герой восхищен и «чудесным покоем», и «хрустальным лесным царством». Это основная мысль стихотворения, а название определяет тему.

Поэма написана трехстопным анапестом. Трехсложный размер всегда придает особую выразительность, музыкальность.

В изображении природы Бунин близок к таким поэтам, как Фет и Жуковский. И Фета, и Бунин ближе к ночной природе, с помощью ярких выразительных средств изображают ее живой и в то же время застывшей, спящей. А загадочность, недосказанность, причудливые образы роднят поэзию Бунина с поэтами-романтиками 19 века. У Жуковского и Бунина общие семейные корни, возможно, это и объединяет их творчество.

Помимо обилия выразительных и изобразительных средств, можно отметить и особое фонетическое оформление стихотворения — аллитерацию. Например, повторение шипящих звуков: «опушенный», «неподвижный», «гнущийся», «снежный», «кружевной» и свистящих: «снежный», «замер», «небо» и т. д. Это сочетание «ж «, «г» и «з», «с» передают тишину, спокойствие. Настроение тревоги подчеркивает звук «р»:

Волк пробирается по сугробам

Осторожный и вкрадчивый шаг.

В некоторых строках также можно найти ассонанс. Например, «Он поднялся высоко над лесом».

Звук «о» придает плавность, мелодичность, величественность. Песня вьюги подчеркнута гласной «у» («ю»): «Убаюкала седая вьюга…»

Фонетика в сочетании с ритмом трехсложного метра делает стиль Бунина неповторимым.

Мне очень понравилось это стихотворение. Богатое использование выразительных средств помогает читателю живо представить красоту зимней ночи. Поэт делает это так живописно, что стихотворение напоминает полотно художника. «Искусство есть заказанная художником реальность, несущая на себе печать его темперамента, проявляющегося в стиле», — этой цитатой А. Моруа можно охарактеризовать все творчество И.А. Бунин.

«Крещенская ночь»

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Темный еловый лес со снегом, как мех,
Серые инейки взошли,
В блестках инея, словно в алмазах,
Задремал, склонились, березки.

Их ветви замерли неподвижно,
И между ними на снежном лоне,
Сквозь кружево серебристое,
Полная луна смотрит с неба.


Он поднялся высоко над лесом,
В его ярком свете онемев,
И странно ползут тени,
Почернение на снегу под ветвями.


Вьюгой накрыли чащи леса, —
Только сыплются следы да дорожки.
Убегая между соснами и елями,
Между березами к ветхой сторожке.


Седой вьюга убаюкала
Дикой песней лес пуст,
И уснул он, метелью накрытый,
Весь насквозь, неподвижный и белый.


Загадочно стройные чащи спят,
Спят, одетые в глубокий снег,
И поляны, и луга, и овраги,
Где когда-то журчали ручьи.


Тишина — даже ветка не трещит!
И, может быть, за этим оврагом
Волк пробирается сквозь сугробы
Осторожный и вкрадчивый шаг.


Тишина — и, быть может, он близок…
И я стою, наполненный тревогой,
И я напряженно гляжу на заросли,
На тропинки и кусты вдоль дороги,


В дальних зарослях, где ветки и тени
Узоры сплетаются в лунном свете
Всё кажется мне чем-то живым,
Всё как будто бегут звери.


Свет из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Словно спрятался под лесом
И ждет чего-то в тишине.


Бриллиант лучезарный и яркий,
То зеленый, то голубой играющий,
На востоке, у престола Господня,
Звезда тихо светит, как живая.


А над лесом все выше и выше
Луна восходит, и в дивном покое
Морозная полночь стынет
Я хрустальное царство леса!

1886 — 1901


Анализ стихотворения Бунина «Крещенская ночь»

Работая корректором в орловской газете, Иван Бунин много путешествует. Его маршруты пролегают в основном по ближайшим лесам, так как начинающий писатель любит охоту и все свободное время предпочитает проводить на лоне природы. Он так влюбляется в орловские чащи, с таким благоговением и восторгом относится к заливным лугам и полям, что, сам того не замечая, начинает воссоздавать их образ в своих произведениях. Стоит отметить, что изначально Иван Бунин писал только стихи, считая прозу скучной для восприятия. Однако и после эмиграции в Париж автор до мельчайших подробностей помнит, как выглядят его любимые поляны и перелески на Орловщине, воссоздавая их образы в своих рассказах и рассказах.

В 1896 году, накануне одного из самых значительных православных праздников, Иван Бунин начал работу над поэмой «Крещенская ночь». Со стороны может сложиться впечатление, что автор действительно провел его в заснеженном лесу, наблюдая, как под влиянием сильных морозов преображается сумрачный еловый лес вод. Однако дневники поэта свидетельствуют об обратном: Крещение Бунин встретил на Украине, сожалея о том, что ему приходилось только мечтать о снеге и морозе. Однако под влиянием нахлынувших воспоминаний автор написал несколько строк будущего стихотворения «Крещенская ночь», мысленно перенося его в орловские леса, где «темный еловый лес со снегом, как мехом, оглушен серыми морозами». Фантазии писателя хватило ненадолго, и вскоре он отложил рукопись, завершив образ зимнего леса березами, украшенными инеем, словно бриллиантами.

К этому стихотворению поэт вернулся спустя 5 лет, когда незадолго до Крещения довелось ему побывать в лесу. После неудачного второго брака и разрыва отношений с Анной Цакни Бунин вернулся из Одессы в Москву и накануне нового, 1901 года, решил навестить своих престарелых родителей. Путь его пролегал через такие знакомые и любимые орловские леса, и поэт не мог отказать себе в удовольствии побродить ночью по запорошенной снегом чащи. Именно после этой поездки было закончено стихотворение «Крещенская ночь», ставшее настоящим гимном зимнему лесу. Примечательно, что о приближающемся Крещении в этом произведении нет ни слова. Но каждая строчка этого произведения дышит ощущением праздника: зимний лес, украшенный снегом и инеем, словно драгоценности, застыл в ожидании чуда, и для автора является настоящим воплощением забытой сказки.

Действительно, убаюканный серой метелью, лес предстает перед Буниным загадочным и восхитительно прекрасным. Он щедро залит мягким лунным светом, безлюден и неподвижен, «вокруг царит тишина — даже ветка не хрустит!». Однако автор знает, что она обманчива, и лесная чаща по-прежнему представляет угрозу для одинокого путника. , который видит тени диких животных. В то же время даже перспектива встречи с волком не может заставить Бунина покинуть это снежное царство, таинственное и манящее, которое озаряет одинокая звезда, загоревшаяся «на востоке, у престола Божия». Созерцание природы настолько увлекает автора, что он просто не в силах продолжать свой путь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *