Кратко об истории жизни Будды
Приветствуем вас, уважаемые читатели.
Из этой статьи вы узнаете о необыкновенном человеке – Сиддхартхе Гаутаме, который смог войти в состояние духовного просветления. Здесь изложена информация о том, каким образом деятельность простого смертного, пусть и королевских кровей, привела его к непостижимой для других истине.
Содержание:
Ранние годы
Мысли об освобождении и пути реализации желаний
Осуществление желания
Популяризация учения
Заключение
Принято считать, что Будда пребывал в нашем мире приблизительно с 563 по 483 год до нашей эры. Духовный лидер, оказавший заметное влияние на человеческую цивилизацию, появился на свет в маленькой стране. Его родина располагалась в гималайских предгорьях. Сейчас это территория южного Непала.
Ранние годы
Мальчик получил имя Сиддхартха и носил фамилию Гаутама. По одной из версий его отцом был влиятельный монарх. Существует также предположение о том, что родитель будущего Просветленного возглавлял совет старейшин.
В древних текстах, где написано кратко об истории жизни Будды, говорится о различных чудесах. Необычные события, которые сопровождали рождение ребенка, привлекли внимание одного из мудрецов. Уважаемый человек осмотрел новорожденного, узрел на его теле признаки будущего величия и поклонился мальчику.
Парень рос в очень комфортных условиях. Это неудивительно, ведь речь шла о принце. Отец предоставил ему возможность проживать поочередно в трех дворцах, каждый из которых был возведен под конкретный сезон. Юноша приглашал туда своих друзей и наслаждался жизнью в их компании.
Когда Сиддхартху исполнилось 16 лет, он вступил в брак с двоюродной сестрой. С великолепной принцессой Ясодхарой он проживал в Капилавасте. Исследователи полагают, что тогда принц постигал военное искусство и учился управлять государством.
Мысли об освобождении и пути реализации желаний
Со временем будущий Учитель начал задумываться о смысле существования. В процессе размышлений о проблемах, на которые люди в повседневной жизни не обращают внимания, он стал замыкался в себе. Дошло до того, что он отрекся от светской жизни, и его матери пришлось испытать невероятные страдания из-за этого.
На глазах у шокированных родственников и жены молодой человек остриг волосы и бороду, облачился в желтую одежду и покинул дворец. Причем это произошло в день появления на свет его сына.
В поисках озарения светлостью будущий Будда пустился в странствие. Путь его лежал в Магадху, расположенную на севере Индии. Там жили такие же искатели смысла жизни, как и он сам. Принцу удалось найти там двух выдающихся гуру – Алара Каламу и Уддака Рамапутту.
Мастера дали ему уроки медитации, и вскоре их подопечный весьма преуспел в этом деле. Однако не стал останавливаться на достигнутом, поскольку не приблизился к главной своей цели. Дорога к абсолютному просветлению, освобождению от всяческих страданий и чувственного существования еще не закончилась.
Посчитав, что взял от учителей все, что мог, ученик расстался с ними. Он решил вести аскетичную жизнь и придерживался крайне суровых правил в течение шести лет: питался очень скудно, днем пребывал под палящим солнцем, а ночью выдерживал испытание холодом.
Таким образом Бодхисаттва (человек, ищущий просветления) пытался прийти к совершенному освобождению. Тело его было подобно скелету, и он оказался фактически на грани смерти. Наконец мученик осознал, что посредством самоистязания просветления не достичь, и пошел к своей цели другим путем – отбросил в сторону аскетизм и окунулся с головой в процесс постоянного созерцания и глубокого изучения.
Осуществление желания
О самоумерщвлении речь уже не шла, необходимо было отыскать «срединный путь». В ходе поисков новой дороги наставник лишился пяти сподвижников, которые верили в него. После того, как их учитель вновь стал принимать пищу, они разочаровались и покинули его.
Оставшись один, Бодхисаттва получил возможность идти к своей цели, ни на что не отвлекаясь. Ему удалось отыскать уединенный участок на берегу реки Неранджары, который казался идеальным местом для погружения в мысли.
Там росло священное дерево ашваттха (разновидность индийской смоковницы), под которым нашлось место соломенному матрасу. Жаждущий просветления Сиддхартха уселся на нем, скрестив ноги, а перед этим дал себе клятву оставаться там до победного конца.
Прошел день, закончился вечер, началась ночь. Бодхисаттва оставался неподвижным, пребывая в состоянии непрерывной медитации. К самому разгару ночи его стали посещать необыкновенные видения, в частности, процессы отхода людей в мир иной и возрождения в другом качестве.
К исходу тьмы он полностью познал истину существования, превратившись тем самым в Будду. Рассвет он встретил в качестве самопробуждённого, достигшего бессмертия в этой жизни.
Будда не спешил покидать чудесное место, поскольку ему требовалось определенное время для осознания результата. Прошло несколько недель, прежде чем он решился уйти оттуда. Перед ним стоял нелегкий выбор:
- оставаться и далее в одиночестве, наслаждаясь долгожданным ощущением освобождения;
- вернуться в общество, чтобы поделиться своим опытом.
Открывший истину решил вернуться в человеческий мир.
Популяризация учения
Будда не забыл о тех аскетах, которые отвернулись от него, и решил помочь им. При встрече со своими бывшими сподвижниками он открыл им истину, после чего эти люди превратились в его учеников. С этого момента количество его приверженцев начало стремительно расти.
Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что Будда Шакьямуни много путешествовал, делясь своим опытом. В различных городах и деревнях он находил все большее число сторонников своего учения.
Даже будучи в довольно преклонном возрасте, он не отказался от странствований. Отдых приходился только на период дождей, который длился в течение трех месяцев в году.
В итоге Будде удалось основать орден монахов и монахинь (Сангху), отличающийся довольно непростым набором правил. Он существует до сих пор, выступая в качестве одной из наиболее старых мировых структур.
Активная деятельность Будды длилась на протяжении без малого полстолетия. В состояние ниббаны, которое символизирует собой угасание огня, Просветлённый погрузился в возрасте 80 лет. Произошло это событие в городке Кусинару, расположенном на севере Индии. Свидетелями его стали многочисленные ученики.
После его окончательного погружения в нирвану буддизм продолжал развиваться, превратившись в одну из основных мировых религий. Философия его отличается глубиной и оригинальностью.
Буддизм стал общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока. Его основу составляют следующие благородные истины:
- В мире есть страдания.
- Они вызваны разными причинами.
- Можно прекратить их.
- Существует путь, ведущий к избавлениям от них.
Заключение
На этом рассказ о жизни Будды Шакьямуни заканчивается, но учение его живо до сих пор, и оно по сей день помогает людям обрести гармонию и счастье.
Друзья, если статья понравилась вам, поделитесь ею в социальных сетях. И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать на почту новые интересные статьи про буддизм.
|
Буддизм | Определение, убеждения, происхождение, системы и практика
Будда
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Венди Джаяварман VII Факсиан Сюаньцзан Тайси Сётоку
- Похожие темы:
- дзен Махаяна Четыре благородные истины тибетский буддизм Сингон
Просмотреть весь связанный контент →
Сводка
Прочтите краткий обзор этой темы
Буддизм , религия и философия, развившиеся из учений Будды (санскрит: «Пробужденный»), учителя, жившего в северной Индии между серединой 6-го и серединой 4-го веков до нашей эры (до нашей эры) . Распространившись из Индии в Среднюю и Юго-Восточную Азию, Китай, Корею и Японию, буддизм играл центральную роль в духовной, культурной и общественной жизни Азии, а с 20 в. распространился и на Запад.
Древние буддийские писания и доктрины, разработанные на нескольких близкородственных литературных языках древней Индии, особенно на пали и санскрите. В этой статье слова на пали и санскрите, получившие распространение в английском языке, рассматриваются как английские слова и передаются в той форме, в которой они появляются в англоязычных словарях. Исключения случаются при особых обстоятельствах — как, например, в случае санскритского термина дхарма (пали: дхамма ), который имеет значения, обычно не связанные с термином 9.0029 дхарма , как это часто используется в английском языке. Палийские формы даны в разделах, посвященных основным учениям раннего буддизма, которые реконструированы в основном из палийских текстов, и в разделах, посвященных буддийским традициям, в которых основным священным языком является пали. Санскритские формы даны в разделах, посвященных буддийским традициям, основным священным языком которых является санскрит, и в других разделах, посвященных традициям, основные священные тексты которых были переведены с санскрита на язык Центральной или Восточной Азии, такой как тибетский или китайский.
Основы буддизма
Культурный контекст
Буддизм возник на северо-востоке Индии где-то между концом 6-го и началом 4-го века до н.э., в период больших социальных изменений и интенсивной религиозной деятельности. Ученые расходятся во мнениях относительно дат рождения и смерти Будды. Многие современные ученые считают, что исторический Будда жил примерно с 563 по 483 год до нашей эры. Многие другие считают, что он жил примерно на 100 лет позже (примерно с 448 по 368 год до н. э.). В то время в Индии было много недовольства брахманскими (индуистскими высшими кастами) жертвоприношениями и ритуалами. В северо-западной Индии были аскеты, которые пытались создать более личный и духовный религиозный опыт, чем тот, который содержится в Ведах (священных писаниях индуизма). В литературе, выросшей из этого движения, в Упанишадах, можно найти новый акцент на отречении и трансцендентном знании. Северо-восточная Индия, менее подверженная влиянию ведической традиции, стала рассадником многих новых сект. Общество в этой области было обеспокоено распадом племенного единства и расширением нескольких мелких королевств. В религиозном отношении это было время сомнений, потрясений и экспериментов.
Группа прото-самкхьи (т. е. основанная на школе индуизма санкхья, основанной Капилой) уже прочно утвердилась в этом районе. Возникло множество новых сект, включая различных скептиков (например, Санджайя Белаттипутта), атомистов (например, Пакудха Каччаяна), материалистов (например, Аджита Кесакамбали) и антиномистов (т. е. противников правил или законов — например, Пурана Кассапа). Однако наиболее важными сектами, возникшими во времена Будды, были адживики (адживаки), которые подчеркивали правило судьбы (9).0029 нияти ), и джайнов, подчеркивавших необходимость освобождения души от материи. Хотя джайнов, как и буддистов, часто считают атеистами, их верования на самом деле более сложны. В отличие от ранних буддистов и адживики, и джайны верили в постоянство элементов, составляющих вселенную, а также в существование души.
Несмотря на ошеломляющее разнообразие религиозных общин, многие из них использовали один и тот же словарь— нирвана (трансцендентная свобода), атман («я» или «душа»), йога («союз»), карма («причинность»), Татхагата («тот, кто пришел» или «один который таким образом ушел»), будда («просветленный»), сансара («вечное возвращение» или «становление») и дхамма («правило» или «закон») — и большинство из них связано с практикой. йоги. Согласно традиции, сам Будда был йогом, то есть чудотворным аскетом.
Буддизм, как и многие секты, возникшие в то время на северо-востоке Индии, основывался на присутствии харизматического учителя, учении, которое распространял этот лидер, и на сообществе приверженцев, которое часто состояло из отреченных членов и мирские сторонники. В случае буддизма этот образец отражен в Триратне, то есть в «Трех драгоценностях» Будды (учителя), дхармы (учения) и сангхи (общины).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
В течение столетий после смерти основателя буддизм развивался в двух направлениях, представленных двумя разными группами. Одна из них называлась Хинаяна (санскрит: «Малая колесница») — термин, данный ей ее буддийскими противниками. Эта более консервативная группа, которая включала в себя то, что сейчас называется общиной Тхеравады (пали: «Путь старейшин»), составляла версии учений Будды, которые сохранились в сборниках под названием «9».0029 Сутта Питака и Виная Питака и сохранил их как нормативные. Другая основная группа, называющая себя Махаяной (санскрит: «Большая колесница»), признала авторитет других учений, которые, с точки зрения группы, сделали спасение доступным для большего числа людей. Эти якобы более продвинутые учения были выражены в сутрах, которые Будда якобы сделал доступными только для своих более продвинутых учеников.
По мере распространения буддизма он сталкивался с новыми течениями мысли и религии. В некоторых общинах махаяны, например, строгий закон кармы (вера в то, что добродетельные действия создают удовольствие в будущем, а недобродетельные действия создают боль) был изменен, чтобы учесть новые акценты на эффективности ритуальных действий и религиозных практик. Во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры в Индии возникло третье крупное буддийское движение, Ваджраяна (санскрит: «Алмазная колесница»; также называемое тантрическим или эзотерическим буддизмом). Это движение находилось под влиянием широко распространенных в то время гностических и магических течений, и его целью было более быстрое достижение духовного освобождения и чистоты.
Несмотря на эти перипетии, буддизм не отказался от своих основных принципов. Вместо этого они были переосмыслены, переосмыслены и переформулированы в процессе, который привел к созданию огромного объема литературы. Эта литература включает Палийскую Типитаку («Три корзины») — Сутта-питаку («Корзина рассуждений»), содержащую проповеди Будды; Виная-питака («Корзина дисциплины»), в которой содержится правило, регулирующее монашеский орден; и Абхидхамма-питака («Корзина особой [дальнейшей] доктрины»), которая содержит доктринальные систематизации и резюме. Эти палийские тексты послужили основой для долгой и очень богатой традиции комментариев, которые были написаны и сохранены приверженцами общины тхеравады. Традиции Махаяны и Ваджраяны приняли как Буддхавачана («слово Будды») многие другие сутры и тантры, наряду с обширными трактатами и комментариями, основанными на этих текстах. Следовательно, от первой проповеди Будды в Сарнатхе до самых поздних производных существует неоспоримая преемственность — развитие или метаморфоза вокруг центрального ядра, — в силу которой буддизм отличается от других религий.
Джузеппе Туччи Джозеф М. Китагава Фрэнк Э. РейнольдсБудда — Цитаты, учения и факты
(563-483)
Кем был Будда?
Будда, родившийся с именем Сиддхартха Гаутама, был учителем, философом и духовным лидером, которого считают основателем буддизма. Он жил и преподавал в районе границы современного Непала и Индии где-то между 6-м и 4-м веками до нашей эры.
Имя Будда означает «пробужденный» или «просветленный». Хотя ученые согласны с тем, что Будда действительно существовал, конкретные даты и события его жизни до сих пор обсуждаются.
Согласно самой известной истории своей жизни, Сиддхартха Гаутама, много лет экспериментировавший с различными учениями и не нашедший ни одного из них приемлемым, провел роковую ночь в глубокой медитации под деревом. Во время медитации все ответы, которые он искал, стали ясными, и он достиг полного осознания, став таким образом Буддой.
Ранняя жизнь
Будда родился в 6 веке до н.э. или, возможно, уже в 624 году до н.э., по мнению некоторых ученых. Другие исследователи полагают, что он родился позже, даже в 448 г. до н.э. А некоторые буддисты считают, что Гаутама Будда жил с 563 г. до н.э. до 483 г. до н.э.
Но практически все ученые считают, что Сиддхартха Гаутама родился в Лумбини на территории современного Непала. Он принадлежал к большому клану Шакья.
В 2013 году археологи, работавшие в Лумбини, обнаружили свидетельства существования святилища на дереве, которое было старше других буддийских святынь примерно на 300 лет, что дает новые доказательства того, что Будда, вероятно, родился в 6 веке до нашей эры.
Сиддхартха Гаутама
Сиддхартха («тот, кто достигает своей цели») Гаутама вырос в семье правителя клана Шакья. Его мать умерла через семь дней после родов.
Один святой человек, однако, предсказал молодому Сиддхартхе великие дела: он будет либо великим королем или военачальником, либо великим духовным лидером.
Чтобы защитить своего сына от невзгод и страданий мира, отец Сиддхартхи вырастил его в роскоши во дворце, построенном специально для мальчика и укрывшем его от знания религии, человеческих невзгод и внешнего мира.
Согласно легенде, он женился в возрасте 16 лет и вскоре после этого у него родился сын, но жизнь Сиддхартхи в мирском уединении продолжалась еще 13 лет. 9
Сиддхартха в реальном мире реалии человеческой слабости: Он увидел очень старого человека, и возничий Сиддхартхи объяснил, что все люди стареют.
Вопросы обо всем, чего он не испытал, привели его к дальнейшим исследовательским поездкам, и в этих последующих поездках он встретил больного человека, разлагающийся труп и аскета. Возничий объяснил, что подвижник отрекся от мира, чтобы освободиться от человеческого страха смерти и страданий.
Сиддхартха был потрясен этими зрелищами, и на следующий день, в возрасте 29 лет, он покинул свое королевство, жену и сына, чтобы следовать более духовным путем, решив найти способ облегчить всеобщее страдание, которое, как он теперь понимал, быть одной из определяющих черт человечества.
Аскетическая жизнь
В течение следующих шести лет Сиддхартха жил аскетической жизнью, изучая и медитируя, используя слова различных религиозных учителей в качестве руководства.
Он практиковал свой новый образ жизни с группой из пяти аскетов, и его преданность своему делу была настолько ошеломляющей, что пятеро аскетов стали последователями Сиддхартхи. Однако, когда ответы на его вопросы не появлялись, он удвоил свои усилия, терпя боль, постясь почти до голода и отказываясь от воды.
Что бы Сиддхартха ни пытался, он не мог достичь того уровня понимания, к которому стремился, пока однажды молодая девушка не предложила ему миску риса. Приняв это, он внезапно понял, что телесная аскеза не является средством достижения внутреннего освобождения и что жизнь в жестких физических ограничениях не помогает ему достичь духовного освобождения.
Итак, он съел свой рис, выпил воды и искупался в реке. Пятеро аскетов решили, что Сиддхартха отказался от аскетической жизни и теперь следует путям плоти, и сразу же покинули его.
Появление Будды
Той ночью Сиддхартха сидел в одиночестве под деревом Бодхи, поклявшись не вставать, пока к нему не придут истины, которые он искал, и медитировал, пока на следующий день не взошло солнце. Он оставался там несколько дней, очищая свой разум, видя всю свою жизнь и предыдущие жизни в своих мыслях.
За это время ему пришлось преодолеть угрозы Мары, злого демона, который бросил вызов его праву стать Буддой. Когда Мара попытался объявить просветленное состояние своим, Сиддхартха коснулся рукой земли и попросил Землю засвидетельствовать его просветление, что она и сделала, изгнав Мару.
И вскоре в его уме начала складываться картина всего, что происходило во Вселенной, и Сиддхартха наконец увидел ответ на вопросы страдания, которые он искал столько лет. В этот момент чистого просветления Сиддхартха Гаутама стал Буддой.
Учения
Вооружившись новыми знаниями, Будда поначалу не решался учить, потому что то, что он теперь знал, нельзя было передать другим словами. Согласно легенде, именно тогда царь богов Брахма убедил Будду учить, и он встал со своего места под деревом Бодхи и отправился делать именно это.
Примерно в 100 милях от него он наткнулся на пятерых аскетов, с которыми так долго практиковал, которые покинули его накануне просветления. Сиддхартха призывал их следовать по пути равновесия, а не по пути, характеризующемуся либо эстетическим экстремизмом, либо чувственными потворствами. Он назвал этот путь Срединным путем.
Им и другим собравшимся он проповедовал свою первую проповедь (отныне известную как Приведение в движение Колеса Дхармы) , в которой он объяснил Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь, ставшие столпами буддизма. .
Затем аскеты стали его первыми учениками и сформировали основу Сангхи, или общины монахов. Женщин допускали в Сангху, и все барьеры класса, расы, пола и прошлого игнорировались, учитывалось только желание достичь просветления через изгнание страданий и духовной пустоты.
Остаток своих лет Будда путешествовал, проповедуя Дхарму (название, данное его учению), пытаясь вести других по пути просветления.
Смерть
Будда умер в возрасте около 80 лет, возможно, от болезни, вызванной употреблением испорченного мяса или другой пищи. Говорят, что когда он умер, он сказал своим ученикам, что они не должны следовать за лидером, а должны «быть вашим собственным светом».
Будда, несомненно, является одной из самых влиятельных фигур в мировой истории, и его учения повлияли на все, от множества других религий (многие из которых берут свое начало в словах Будды) до литературы и философии как в Индии, так и в Индии.