Бруно философ: Бруно Джордано

Философия Джордано Бруно: основные идеи, учение кратко

Наиболее своеобразным мыслителем эпохи Возрождения стал Джордано Бруно (1548-1600), творчество которого вобрало в себя стремления его непосредственных предшественников и дало толчок последующим философским исканиям вплоть до Шеллинга.

Во многом соглашаясь с Николаем Кузанским и широко используя представления Фичино, «Герметического корпуса», Прокла, Плотина, Аристотеля, Платона и досократиков, Бруно создал классический вариант ренессансного пантеизма. Его идея состоит в том, что мышление и бытие, форма и материя, причина и начало вселенной есть в себе единое целое, так что природа есть не творение, а живой, деятельный и разумный образ Бога, наличествующего во всем. Эта идея определяет как содержание, так и основной тон произведений Бруно — героический энтузиазм, т.е. самоотверженный восторг благородной души, чувствующей, что в ней живет дух и сознающей единство своей сущности со всем сущим. Захваченность этим сознанием мешает Бруно достичь научного спокойствия.

Поэтому в его работах имеется много запутанного, темного и аллегорического, хотя главная мысль этого мученика философии, сожженного за истину на костре инквизиции, весьма последовательна и ясна.

Подобно Кузанскому, Бруно начинает с того, что признает непознаваемость первоначала или первопричины как таковой. Знать бесконечную субстанцию, единое начало и причину всего мы можем лишь по ее следам — многообразным следствиям ее деятельности, которые вместе образуют бесконечный универсум или природу. Natura est Deus in rebus (лат.) — природа есть Бог в вещах, утверждает он. Познавая ее, мы познаем Бога, насколько это вообще возможно. Поэтому философия должна перестать быть метафизикой и стать натурфилософией.

Если в Боге как первопричине и первоначале всего причина и начало совпадают, то в природе они различны. Причиной природы является мировой ум — универсальный интеллект, действительность или форма вселенной, действующий в ней подобно художнику, воплощающему свой замысел.

Началом же природы выступает универсальная возможность или материя, которая формируется умом, принимая самые разнообразные внешние формы. При этом мировой ум не существует без материи, равно как и материя мира – без деятельного ума, ибо невозможно, чтобы было то, чему не достает возможности быть, и, наоборот, без того, что действует и творит, нет того, что обладает способностью страдать и быть созданным.

Поскольку возможность как таковая – ничто без действительности, разум есть собственная способность и внутренняя жизнь материи. Согласно Бруно, единство мира заключается в том, что мировой ум формирует первую материю не извне, а изнутри, так что эта материя сама по себе одушевлена и живет вечной разумной жизнью. Это и есть первая материя, тождественная первой форме (т.е. уму) и отличная от всего материального.

Таким образом, Бруно выступает противником средневекового представления о потустороннем творце мира. Для него универсальный интеллект есть интеллект самого универсума – единая внутренняя форма всех внешних форм материи, некое «логическое намерение», умное начало, действующее в природных вещах.

В силу этого принципа все в мире предопределено, изначально завершено, закончено. Поэтому, становясь иной, т.е. изменяясь, вселенная всякий раз сохраняется, возвращается в себя. Мыслитель сравнивает бесконечную жизнь вселенной с жизнью дерева: из семени ум как внутренний художник выгоняет корни и ствол, из ствола — ветви, из них — почки, из почек — листья, цветы и плоды, а затем, органически замыкая круг жизни, он возвращает их соки ветвям, стволу и корням.

Благодаря разуму природа не только всегда как следует производит свои виды, но и представляет собой внутреннее связное целое, все изменения которого являются модификациями одной и той же материи. Материальное единство мира, стало быть, заключается в разуме; без ума материя не была бы единой.

«Разве вы не видите, — пишет Бруно в своем основном философском произведении «О причине, начале и едином», — что то, что было семенем, становится стеблем, затем — колосом; из того, что было колосом, возникает хлеб, из хлеба — питательный сок, из сока — кровь, из крови — сперма, из спермы — зародыш, из зародыша — человек; из того, что было человеком — труп, из трупа — земля, из нее – камень или другая вещь, и так можно прийти ко всем природным формам».

По мысли Бруно, именно абсолютное тождество бытия и мышления, материи и формы, начала и причины в Боге делает мир внутренне единым — универсумом или вселенной. Не было бы этого всеобщего единства, не было бы и мира как единого целого, как вселенной. В отличие от отдельных вещей, каждая из которых никогда в действительности не есть все, чем она может быть, вселенная изначально, раз и навсегда действительно есть все многообразие своих возможностей, ибо она заключает в себе всю материю вместе с вечной, неизменной формой всех ее меняющихся форм.

Поскольку универсум одушевлен единой идеей жизни (всеобщим, содержащим в себе и порождающим из себя все особенное и единичное), он есть великий образ и великое подобие Бога – творящая природа. Но поскольку мир внешне многообразно различен, разделен на особенные части и единичные вещи, вселенная уже не есть в действительности все то, чем она может быть. В своей внешности универсум есть лишь тень идеи, великого образа Бога, малое подобие себя самого – нечто сотворенное творящей природой.

Таким образом, согласно Бруно, универсум противоречив: он един и различен, велик и мал, бесконечен и конечен, всюду и нигде; он есть творец и творение, одно во всем и все в одном. Поэтому тот, кто хочет вникнуть во вселенную и исследовать все тайны природы, должен овладеть искусством мыслить противоречие.

Прежде всего он должен исследовать противоположные, т.е. самые крайние концы вещей, их максимум и минимум, ибо именно в противоположностях конечные вещи обнаруживают свою бесконечную природу — постигаются разумом человека и становятся понятны ему.

«Я хочу, — пишет Бруно там же, — чтобы вы отметили, что природа нисходит к произведению вещей, а разум восходит к их познанию по одной и той же лестнице и что тот и другая продвигаются от единства к единству, проходя через множественность средств».

В силу этого раскрытие первоначального единства мышления и бытия, формы и материи, максимума и минимума, бесконечного и конечного в вещах есть только начало познания вселенной.

Из этого исходного пункта нужно затем суметь вывести одну противоположность за другой и, уяснив таким способом необходимость всех опосредующих противоположности определений, прийти, наконец, к пониманию их высшего единства. Подводя итог, Бруно формулирует задачу своего «нового луллиева искуства»:

«Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей. Глубокая магия заключается в умении вывести противоположность, предварительно найдя точку объединения… Высшее благо, высший предмет устремления, высшее совершенство, высшее блаженство состоит в единстве, охватывающем сложность всего».

Если в Италии мыслители Возрождения обычно следовали принципу тех или иных греческих учений, то за ее пределами был возобновлен римский, скептически-цицероновский способ философствования. Он не обладал теоретической ценностью, но был тем более важен для развития общей духовной культуры, что человек выступал в нем доверяющим исключительно себе самому, т.

е. уважающим собственный опыт и опирающимся прежде всего на свой здравый смысл, который не признает никаких церковных и философских авторитетов. В Голландии таким способом философствовал Эразм Роттердамский (1469-1536) известный и сегодня своей «Похвалой глупости», в Англии — автор знаменитой «Утопии» Томас Мор (1478-1535), а во Франции — Мишель Монтень (1533-1592), чьи поучительные «Опыты» всегда будут находить благодарных читателей.

Популярное рассудочное философствование стало также важнейшим элементом Реформации — широкого западноевропейского движения за нравственное и религиозное обновление, в результате которого возник протестантизм. Инициаторы Реформации Мартин Лютер (1483-1546), Ульрих Цвингли (1484-1531) и Жан Кальвин (1509-1564) напрочь отбросили схоластику и, устранив из сферы культа всех посредников между человеком и Богом, обратили сердца верующих прямо к Евангелию как к источнику непосредственого духовного опыта, ведущего к спасению души. Протестантизм отверг безбрачие, нищету и слепое послушание, признававшиеся католической церковью за высшие христианские добродетели, и утвердил на их месте брак, нажитое честным трудом богатство и свободу совести.

Тем самым была дана санкция прогрессу промышленности и эмпирических наук, а также формированию гражданского общества и государства, признающего и охраняющего права человека на жизнь, собственность и свободу. Благодаря этому сначала в протестантских, а затем и в католических странах Европы сложилась весьма отличная от средневековой духовная атмосфера нового времени, благодаря которой сформировалась современная западноевропейская цивилизация.

Джордано Бруно



Джордано Бруно

Миновало 400 лет со времени сожжения выдающегося ученого Джордано Бруно (январь(?) 1548 — 17.02.1600). На современников его смерть произвела не меньшее впечатление, чем выдвинутые им идеи. И поныне имя Джордано Бруно знают буквально все, хотя его помнят именно как жертву инквизиции. Связно рассказать, в чем же заключалась научная новизна воззрений Бруно, теперь мало кто сможет.

К сожалению, из-за этого возник изрядный «перекос» в понимании не только судьбы ученого, но и средневековой жизни вообще. Бесконечные повторы в энциклопедиях и учебниках, что Бруно «развивал космогонию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной» и был «обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме», породили устойчивое мнение, будто ученого казнили именно за высказывание им своих идей. Сложился образ беззащитного гения на фоне косных, злобных церковников. Между тем церковь во времена Бруно отнюдь не была гонительницей науки, и ученому никто не запрещал размышлять, пусть даже развивая идеи Коперника.

Книга Николая Коперника «О вращении небесной сферы», опубликованная в 1543 г., в год смерти ученого, была запрещена католической церковью только в 1616 году. Коперник не скрывал своей работы и не считал ее противоречащей основам веры. Более того, в 1542 г. в письме Папе Павлу III он сообщал, что публикует книгу по просьбе своих друзей: кардинала Николая Шонберга и епископа Тидеманна Гизе; просили о публикации и «многие другие выдающиеся и ученейшие люди». В предисловии «К читателю. О предположениях, лежащих в основе этой книги» ее редактор богослов Андреас Осиандер преподносил гелиоцентрическую систему мира лишь как некий способ расчета видимых движений небесных светил, имеющий такое же право на существование, как и геоцентрическая система мироздания Клавдия Птолемея.

Джордано Бруно, вдохновленный идеями Коперника, стал пропагандировать идею о бесконечности Вселенной и о бесконечном множестве обитаемых миров. Средневековые схоласты легко опровергали его постулат: не может быть бесконечного множества миров, если Бог один, и Сын его один. А Бруно высмеивал этот аргумент, высказываясь уже не о строении физической Вселенной, а об ошибочности основ веры.

Но даже после сожжения Бруно основные космогонические идеи Коперника и его последователя не были запрещены. Только интриги между французской и испанской партиями за влияние на папский престол инициировали рассмотрение святой инквизицией двух вопросов: находится ли в центре мира неподвижное Солнце и вращается ли вокруг него Земля. Положительный ответ на первый вопрос был признан еретическим, а на второй — ошибочным. Так через 73 года после смерти Коперника и через 16 лет после сожжения Бруно их идеи были отвергнуты церковью.

Филиппо Бруно родился в 1548 г. в Ноле близ Неаполя. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику, диалектику. В 15 лет он поступил в местный монастырь Св. Доменика, где продолжил обучение. Здесь он принял сан священника и то имя, под которым стал известен, — Джордано. Однако усиленные занятия выработали в нем критическое отношение к догматам церкви и схоластике.

Джордано Бруно — философ, поэт и сатирик-памфлетист — под влиянием трудов Коперника весьма своеобразно воспринимал теологию. Особой нелюбовью пользовалось у него признанное церковью учение Аристотеля. Своими высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно сбежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте.

В Женеве за резкую критику кальвинистов (он конфликтовал не только с католиками) попал в тюрьму. По освобождении в 1579 г. перебрался во Францию. Здесь на Бруно обратил внимание английский король Генрих Ш, присутствовавший на его публичной лекции, и ученый был приглашен в Англию.

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных — «О бесконечности вселенной и мирах» (1584). Несмотря на покровительство высшей власти Англии, уже через два года он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию.

Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов. Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам Оксфордского университета: «Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почетом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всем я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные ученые».

Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял спорящим с ним, что они глупцы и недоумки. Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии. Основу его учения составляло представление о бесконечности Вселенной, и он низвел Солнце до роли рядовой звезды. В своей космологии опровергал противоположность между Землей и Небом. Говорил, что одни и те же законы действуют во всех уголках Вселенной. Высказал идею об обитаемости других миров.

После одного из диспутов в Оксфорде воскликнул: «…созвездие педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы из терпения самого Иова». (Один из наиболее долготерпеливых героев Священного писания.)

В 1591 г. Бруно принял приглашение на работу от венецианского магната Джованни Мочениго, но очень скоро они рассорились, причем настолько, что бывший благодетель собственноручно передал Джордано венецианской инквизиции, сопроводив свое действие соответствующим доносом. Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 г. передали римским коллегам.

Десять лет его пытались склонить к раскаянию и лишь затем судили. Причем, по показаниям очевидцев, судьи были поражены и удручены своим собственным приговором сильнее, чем обвиняемый, воспринявший его с полным равнодушием. Возможно, каждый из судей думал, что весь конклав проявит снисхождение к великому мыслителю и лишь он один покажет свою принципиальность.

17 февраля 1600 года Джордано Бруно как не раскаявшегося еретика сожгли на Кампо деи Фьори (Площади Цветов) в Риме.

Дмитрий Калюжный. Источник информации: газета «Алфавит» No.17-18(75-76), май 2000 г.

Джордано Бруно | Биография, смерть и факты

Бруно, Джордано

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
1548 Нола
Умер:
17 февраля 1600 г. (52 года) Рим
Известные работы:
«Articuli centum et sexaginta» «Кабала дель кавалло Пегасео» «Сена де ле Сенери» «О причине, принципе и едином» «О бесконечной Вселенной и мирах» “Spaccio de la bestia trionfante” «Свечник» «Героические безумства»

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Как умер Джордано Бруно?

Джордано Бруно был приговорен римской инквизицией к сожжению за свои еретические идеи, от которых он отказался отречься. (Спорят, какие из его идей были сочтены еретическими, так как записи дела не сохранились.)

Чем знаменит Джордано Бруно?

Джордано Бруно известен теми частями своего творчества, которые предвосхитили идеи более поздних философов и ученых. Например, он предположил, что вселенная может быть бесконечной и населенной множеством миров и что все религии должны мирно сосуществовать.

Во что верил Джордано Бруно?

Джордано Бруно считал, что Вселенная бесконечна и населена множеством миров. Он также преподавал теорию мира, в которой все вещества являются частью основного единства. Он считал философию дисциплиной элиты, а религию — наставлением для невежд.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Джордано Бруно , оригинальное имя Филиппо Бруно , псевдоним Иль Нолано , (родился в 1548 году, Нола, недалеко от Неаполя [Италия] — умер 17 февраля 1600 года в Риме), итальянский философ, астроном, математик и оккультист, чьи теории предвосхитили современную науку. Наиболее примечательными из них были его теории бесконечной вселенной и множественности миров, в которых он отверг традиционную геоцентрическую (землецентрическую) астрономию и интуитивно вышел за рамки гелиоцентрической (солнцецентрической) теории Коперника, которая все еще придерживалась конечной точки зрения. вселенная со сферой неподвижных звезд. Бруно, пожалуй, больше всего помнят за трагическую смерть, которую он перенес на костре из-за упорства, с которым он отстаивал свои неортодоксальные идеи в то время, когда как Римско-католическая, так и реформатская церкви подтверждали жесткие аристотелевские и схоластические принципы в своей борьбе за евангелизация Европы.

Молодость

Бруно был сыном профессионального солдата. При крещении его назвали Филиппо, а позже назвали «Иль Нолано» по месту его рождения. В 1562 году Бруно отправился в Неаполь для изучения гуманитарных наук, логики и диалектики (аргументации). На него произвели впечатление лекции Г.В. де Колле, который был известен своими склонностями к аверроизму, т. е. идеями ряда западных христианских философов, черпавших вдохновение в интерпретации Аристотеля, предложенной мусульманским философом Аверроэсом, и собственным чтением работ по устройствам памяти. и искусства памяти (мнемотехнические работы). В 1565 году он поступил в доминиканский монастырь Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе и принял имя Джордано. Из-за его неортодоксальных взглядов его вскоре заподозрили в ереси. Тем не менее в 1572 году он был рукоположен в священники. В том же году его отправили обратно в неаполитанский монастырь, чтобы продолжить изучение богословия. В июле 1575 г. Бруно закончил предписанный курс, вызвавший в нем раздражение богословскими тонкостями. Он свободно рассуждал об арианской ереси, отрицавшей божественность Христа, и, в результате, против него был подготовлен суд за ересь провинциальным отцом ордена, и он бежал в Рим в феврале 1576 года. После запретных комментариев Эразма были найдены в Неаполе с записями на полях Бруно, он снова бежал в апреле 1576 г.

Бруно отказался от доминиканского ордена и, скитаясь по северной Италии, отправился в 1578 году в Женеву, где зарабатывал себе на жизнь коррекцией. Он официально принял кальвинизм. Однако, опубликовав листовку против профессора-кальвиниста, он обнаружил, что реформатская церковь не менее нетерпима, чем католическая. Его арестовали, отлучили от церкви, реабилитировали после опровержения и, наконец, разрешили покинуть город. Он переехал во Францию, сначала в Тулузу, где безуспешно пытался получить отпущение грехов католической церковью, но, тем не менее, был назначен читать лекции по философии, а затем в 1581 году в Париж.

В Париже Брюно наконец нашел подходящее место для работы и преподавания. Несмотря на распри между католиками и гугенотами (французскими протестантами), при дворе Генриха III в то время доминировала терпимая фракция политиков (умеренные католики, сочувствовавшие протестантскому королю Наварры Генриху Бурбонскому, ставшему наследником на престол Франции в 1584 г.). Религиозное отношение Бруно было совместимо с этой группой, и он получил защиту французского короля, который назначил его одним из своих временных королевские лекторы . В 1582 году Бруно опубликовал три мнемотехнические работы, в которых он исследовал новые средства для достижения глубокого познания реальности. Он также опубликовал народную комедию Il candelaio (1582; ​​«Свечник»), которая, ярко изображая современное неаполитанское общество, представляла собой протест против моральной и социальной коррупции того времени.

Britannica Quiz

Числа и математика

A-B-C, 1-2-3… Если вы считаете, что считать числа — это то же самое, что читать алфавит, проверьте, насколько свободно вы владеете языком математики в этом тесте.

Весной 1583 года Бруно переехал в Лондон с рекомендательным письмом Генриха III к своему послу Мишелю де Кастельно. Вскоре его привлек Оксфорд, где летом он начал серию лекций, в которых излагал теорию Коперника, подтверждающую реальность движения Земли. Однако из-за враждебного приема оксонцев он вернулся в Лондон в качестве гостя французского посла. Он часто бывал при дворе Елизаветы I и стал ассоциироваться с такими влиятельными фигурами, как сэр Филип Сидней и Роберт Дадли, граф Лестер.

Работы

В феврале 1584 года Фульк Гревиль, член кружка Сиднея, пригласил его обсудить свою теорию движения Земли с некоторыми оксонскими врачами, но дискуссия переросла в ссору. Через несколько дней он начал писать свои итальянские диалоги, которые представляют собой первое систематическое изложение его философии. Всего шесть диалогов: три космологических — по теории мироздания — и три нравственных. В Cena de le Ceneri (1584; «Ужин Пепельной среды») он не только подтвердил реальность гелиоцентрической теории, но также предположил, что Вселенная бесконечна и состоит из бесчисленных миров, в значительной степени подобных тем, что есть в Солнечной системе. . В том же диалоге он предвосхитил своего коллегу, итальянского астронома Галилео Галилея, заявив, что Библии следует следовать из-за ее морального учения, но не из-за ее астрономических последствий. Он также резко критиковал нравы английского общества и педантизм оксонских врачей. В De la causa, principio e uno (1584; О Причине, Принципе и Едином ) он разработал физическую теорию, на которой основывалась его концепция Вселенной: «форма» и «материя» тесно связаны и составляют тот самый.» Таким образом, традиционный дуализм аристотелевской физики был сведен им к монистическому пониманию мира, предполагающему принципиальное единство всех субстанций и совпадение противоположностей в бесконечном единстве Бытия. В наборе De l’infinito universo e mondi (1584; О бесконечной Вселенной и мирах ), он развил свою космологическую теорию, систематически критикуя аристотелевскую физику; он также сформулировал свой аверроистский взгляд на отношение между философией и религией, согласно которому религия рассматривается как средство наставления и управления невежественными людьми, философия — как дисциплина избранных, способных вести себя и управлять другими.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

The Spaccio de la bestia trionfante (1584; Изгнание торжествующего зверя ), первый диалог его моральной трилогии, представляет собой сатиру на современные суеверия и пороки, воплощая резкую критику христианской этики, особенно кальвинистской. принцип спасения только верой, которому Бруно противопоставляет возвышенный взгляд на достоинство всех человеческих дел. Cabala del cavallo Pegaseo (1585; «Кабала Коня Пегаса»), похожая на предыдущую работу, но более пессимистичная, включает в себя обсуждение отношений между человеческой душой и универсальной душой, заканчивающееся отрицанием абсолютная индивидуальность первого. В De gli eroici furori (1585; Героические исступления ), Бруно, используя неоплатонические образы, трактует достижение единения с бесконечным Единым человеческой душой и призывает человека к завоеванию добродетели и истины.

В октябре 1585 года Бруно вернулся в Париж, где обнаружил изменившуюся политическую атмосферу. Генрих III отменил указ о примирении с протестантами, а король Наварры был отлучен от церкви. Однако Бруно вовсе не придерживался осторожной линии поведения, а вступил в полемику с протеже католической партии, математиком Фабрицио Морденте, над которым он высмеивал четыре года назад.0065 Dialogi , а в мае 1586 года он осмелился публично напасть на Аристотеля в своем Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus Peripateticos («120 статей о природе и мире против перипатетиков»). «Политики» отреклись от него, и Бруно покинул Париж.

Он уехал в Германию, где кочевал из одного университетского города в другой, читая лекции и публикуя множество мелких работ, в том числе Articuli centum et sexaginta (1588; «160 статей») против современных математиков и философов, в которых он изложил свою концепцию религии — теорию мирного сосуществования всех религий, основанную на взаимопонимании и свободе взаимного обсуждения. Однако в Гельмштедте в январе 1589 г.он был отлучен от церкви местной лютеранской церковью. Он оставался в Гельмштедте до весны, завершая работы по естественной и математической магии (опубликованы посмертно) и работая над тремя латинскими поэмами — De triplici minimo et mensura («О тройственном минимуме и мере»), De monade, numero et figura («О монаде, числе и фигуре») и De immenso, innumerabilibus et infigurabilibus («О неизмеримом и неисчислимом»), которые перерабатывают теории, изложенные в итальянских диалогах, и развивают концепцию Бруно об атомном основа материи и бытия. Чтобы опубликовать их, он отправился в 159 г.0 во Франкфурт-на-Майне, где сенат отклонил его просьбу остаться. Тем не менее, он поселился в монастыре кармелитов, читал лекции протестантским врачам и приобрел репутацию «универсального человека», который, как считалось ранее, «не имел и следа религии» и который «занимался главным образом писательством и в тщетном и химерическом воображении новинок».

Джордано Бруно: философ и еретик

 

Джордано Бруно — человек многих ярлыков. За свою короткую жизнь (1548-1600) Бруно был монахом, философом, космологом и математиком. Он изучал магию и ненадолго прославился среди европейской знати своей невероятной памятью (которую некоторые люди приписывали тайным магическим силам!). К сожалению, Бруно также был объявлен еретиком из-за его противоречивых взглядов на природу вселенной, а также из-за его неприятия некоторых католических учений. Однако, хотя римская инквизиция и сожгла Бруно на костре, уничтожить его наследие им не удалось. Фактически, многие люди сегодня считают Джордано Бруно мучеником, который был готов говорить правду власти. Так кто именно был человеком, стоящим за лейблами?

 

Ранняя жизнь Джордано Бруно в Италии и Европе
Портрет Джордано Бруно, содержащийся в издании одной из его работ из коллекции Wellcome.

 

Бруно родился в Ноле, недалеко от Неаполя, в 1548 году. Подростком он поступил в доминиканский монастырь и в конце концов стал священником в 1572 году. Однако он был отлучен от церкви и вынужден бежать после того, как современники обнаружили у него запрещенные еретические книги. Так начался знакомый цикл для Бруно, который имел тенденцию привлекать неприятности, куда бы он ни пошел. Только между 1576 и 1578 годами он жил в Турине, Брешии, Бергамо, Венеции, Падуе и Милане, среди других мест.

 

В конце концов он вообще покинул Италию и путешествовал по Европе в поисках преподавательской работы или покровительства. Он боролся в этом начинании из-за своей привычки конфликтовать с местными религиозными или политическими властями. В Женеве, например, Бруно стал зарабатывать на жизнь профессором богословия. Но после публикации трактата, в котором критиковал главу Женевской академии, Бруно был вынужден извиниться за свой поступок и немедленно покинуть город.

 

Время Бруно при французском дворе
Эскиз Джордано Бруно неизвестного художника

 

Несмотря на эти проблемы, Бруно удалось пробиться во французский двор Генриха III. Он прибыл в Париж в 1581 году, где добился успеха в качестве лектора и опубликовал несколько текстов по запоминанию, в том числе «Песнь Цирцеи» (1582) и «Искусство памяти» (1582). Именно здесь его репутация мастера «мнемотехники» (искусства запоминания) действительно прижилась. Мнемоника была растущей тенденцией в Европе 16 века. Академикам нравилось учиться читать речи и тексты по памяти, поскольку эта практика восходит к древнегреческому искусству риторики. Получив некоторую известность благодаря своим талантам при французском дворе, Бруно решил переехать в Лондон в 1584 г.

Вам нравится эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Теории Бруно о бесконечной Вселенной
Иллюстрация геоцентрической системы Птолемея, сделанная португальским космографом и картографом Бартоломеу Велью, 1568 г., через Викимедиа.

 

По прибытии в Англию Бруно уже заработал репутацию агитатора в академических кругах. На титульном листе своей пьесы Подсвечник (1582), Бруно описывает себя как «Бруно из Нолы, Академик без Академии, также известный как Нарушитель спокойствия». Его неприятности в Англии в основном заключались в написании серии из шести текстов, в которых исследовались его противоречивые идеи о природе вселенной. С такими названиями, как « О бесконечной вселенной» и «Миры » (1584), становится ясно, что Джордано Бруно был более чем готов пойти против господствовавшего в ренессансном обществе убеждения в закрытой, конечной вселенной.

 

В этих шести книгах Бруно страстно отстаивает многие вещи, которые, как мы знаем, верны сегодня, в том числе то, что Солнце находится в центре Солнечной системы, что Земля вращается вокруг своей оси и что сама Вселенная бесконечна. Трагедия жизни Бруно заключалась в том, что ему не удалось убедить людей серьезно отнестись к этим теориям. Но космология XVI века была глубоко переплетена с христианскими учениями, и спорить с этой космологией означало спорить с самим христианством.

 

В 1500-х годах европейцы считали, что Земля (а не Солнце) находится в центре одной-единственной солнечной системы. Люди были самым совершенным творением Бога, поэтому, конечно, они существовали посреди всего остального. За другими планетами и звездами была граница, отмечавшая начало небесного царства, где обитал Бог, окружая всю солнечную систему своим божественным присутствием. В Европе такое видение Вселенной было принятым статус-кво на протяжении многих веков.

 

Схема типичной средневековой солнечной системы с Землей в центре планет и звезд через Fine Art America.

 

Настойчивое утверждение Бруно о том, что Вселенная бесконечна, поставило перед ним серьезные теологические дилеммы. Если вселенная бесконечно простиралась в пространство и время, то где именно находилось царство Бога среди бесконечных планет и звезд? Вместо того, чтобы Бог окружал Землю и звезды своим божественным присутствием, в бесконечной вселенной Бруно Бог был гораздо менее заметен: для критиков Бруно это было глубоко тревожным отсутствием.

 

Более того, если Вселенная состояла из бесконечных солнечных систем, как утверждал Бруно, что такого особенного в Земле? В конце концов, Библия не упоминает о других планетах. Действительно ли Бог создал бесконечное количество планет? Если да, то почему этого нет в Священном Писании? Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) ранее утверждал, что Вселенная гелиоцентрична. Но даже Коперник не зашел так далеко, чтобы теоретизировать существование бесконечных «землей» и бесконечных «солнц», подобных нашему. Теории Бруно нарушили естественный иерархический порядок традиционной конечной вселенной, где люди находились в центре творения, которое Бог-творец окружил своим защитным божественным «я».

 

Напряженность в Англии и Франции
Центр Парижа в 1550 году Оливье Труше и Жермена Ойо, Vrije Universiteit Amsterdam.

 

Излишне говорить, что Бруно конфликтовал с английскими учеными из-за своих противоречивых взглядов. Джордж Эббот, в то время академик Оксфордского университета, увековечил итальянского ученого особенно лестным описанием. Эббот слышал, как Бруно в своей лекции утверждал, что «земля вращалась, а небеса стояли на месте; тогда как на самом деле это его собственная голова скорее закружилась, и его мозги не стояли на месте» (Блюм, 2012). Вскоре после этого аббат стал архиепископом Кентерберийским. Как мы увидим, Бруно постигла совсем другая судьба.

 

Заблудший философ вернулся во Францию ​​в 1585 году, не сумев снискать расположение двора Елизаветы I. Но в Париже все изменилось: в период ожесточенных столкновений между католиками и протестантами король Генрих III отменил покровительство протестантов. Атмосфера была настолько напряженной, что Бруно действительно пытался (и не смог) снова войти в католическую церковь, чтобы чувствовать себя в большей безопасности. Несмотря на религиозную напряженность, Бруно пошел дальше и организовал публичные дебаты, в которых его философия природы и вселенной противопоставлялась преобладающей ортодоксальности.

 

Дебаты получили неоднозначные отзывы. Во время самого сеанса очевидцы сообщили, что один мужчина ворвался на сцену и оскорбил Бруно «нецензурными словами, назвав его Jordanus Brutus» (Блюм, 2012). Однако другой обозреватель отмечает, что у Бруно «похоже, есть веские аргументы. Но скоро он уедет в Германию. Достаточно того, что он оставил после себя большой спор в Англии; он приятный и веселый парень» (Блюм, 2012).

 

Бруно решает вернуться в Италию
Вид на церковь св. Джованни и Паоло и Скуола Сан-Марко, Венеция, работы Джакомо Гварди (Венеция, 1764–1835 гг.), через Christie’s.

 

И так Бруно, всегда одинокий академик, продолжал свои скитания. Он написал больше книг, исследовал новые теории магии и математики, но снова не смог найти постоянного дома. Находясь во Франкфурте, он получил приглашение от венецианского дворянина Джованни Мочениго. Мочениго был большим поклонником книг Бруно о памяти и хотел узнать о них больше. Бруно прибыл в Венецию в 159 г.1, но вместо того, чтобы обучать Мочениго, как ожидалось, философ провел большую часть своего времени, пытаясь получить работу в соседнем Падуанском университете! Мочениго был разочарован отсутствием учения Бруно и объявил его еретиком перед венецианской инквизицией 23 мая 1592 года.

 

Бруно быстро предстал перед судом в Венеции. Как ни странно, поначалу разбирательство шло гладко. Мочениго не смог предоставить никаких конкретных доказательств своих обвинений, в то время как Бруно извинился за несколько фрагментов философии, которыми он поделился с Мочениго. Однако в 16 веке отделения инквизиции обычно сообщали о своих находках в Рим. А у римской инквизиции была очень хорошая память, особенно когда дело касалось Джордано Бруно. Помните те еретические тексты, которые привели к отлучению Бруно от доминиканского ордена?

 

Преследование Бруно от рук римской инквизиции
Портрет кардинала Беллармина, одного из инквизиторов Бруно, 1622–1623 гг. , через DAMS Antwerpen.

 

Теперь Бруно был вынужден предстать перед судом в Риме. На этот раз инквизиторы просмотрели его бэк-каталог противоречивых текстов о природе вселенной, а также его взглядов на некоторые религиозные вопросы веры, касающиеся, среди прочего, воплощения, души и почитания святых.

 

Инквизиция склонна судить обвиняемых по тому, насколько они раскаялись в своих прошлых действиях во время самого суда. Они не наказывали автоматически людей за публикацию еретических текстов или выступление против христианского учения. Вместо этого они хотели увидеть раскаяние. Поэтому ключом к выживанию Бруно было отречение, то есть признание вины, раскаяние, разрешение уничтожить любые ранее опубликованные тексты и согласие никогда не учить этим вещам в будущем.

 

Это не та цена, которую Бруно готов заплатить. Несмотря на некоторое раскаяние во время суда в Венеции, Бруно отказался отречься от всего своего мировоззрения и вместо этого написал длинные показания, защищая свои взгляды. Суд над ним длился несколько лет. В конце концов инквизиторы установили, что подсудимый оставался в своей ереси «без угрызений совести, упорно и ожесточенно» (Фирпо, 1993). Это подтверждал и сам Бруно, утверждавший, что «он не нуждался и не хотел отрекаться, что ему не от чего было отрекаться, что у него не было воззрений, от которых нужно было отрекаться».

 

Бронзовый барельеф с вынесением приговора Джордано Бруно Этторе Феррари (1845–1929), через Викимедиа.

 

Неудивительно, что Бруно был приговорен к смертной казни. Его приговор был вынесен 8 февраля 1600 года. После того, как трибунал зачитал ему смертный приговор, Бруно ответил: «Возможно, ваш страх при вынесении приговора надо мной больше, чем мой при его получении».

 

Примерно через неделю, 17 февраля, Бруно был заживо сожжен на костре посреди площади Кампо-деи-Фиори в Риме. Большинство жертв костра были задушены заранее, но палачи отказали Бруно в этой милости. Очевидец по имени Каспар Шоппе сообщил, что кто-то протянул Бруно распятие, когда он был привязан к столбу, но он демонстративно отвернулся от него. В других сообщениях утверждается, что рот Бруно был символически зажат металлической пластиной.

 

Наследие Джордано Бруно сегодня
Статуя Джордано Бруно в центре Римской площади Кампо деи Фьори, через Викимедиа

 

Смерть Джордано Бруно была порочной и жестокой. Но, несмотря на все усилия религиозной и академической элиты, идеи Бруно выжили. Его теории о природе бесконечности привлекли внимание Готфрида Вильгельма Лейбница, а его критика католической церкви в Риме повлияла на британского философа Джона Толанда (1670-1722). Бруно стал особенно популярен в немецких философских кругах с 1700-х годов, до того, как его наследие было пересмотрено в 19-м веке.го века другими итальянцами, включая Бенедетто Кроче и Джованни Джентиле.

 

Однако больше всего людей вдохновлял отказ Бруно подчиняться господствующей ортодоксальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *